Возможна ли православная астрология?

Возможна ли православная астрология?

(2 голоса5.0 из 5)

Аст­ро­ло­ги утвер­жда­ют, что аст­ро­ло­гия — это нау­ка, кото­рая может пред­ска­зы­вать буду­щее и , что бла­гую и совер­шен­ную волю Божию мож­но, запла­тив опре­де­лен­ную мзду, узнать от аст­ро­ло­гов. Совре­мен­ная ака­де­ми­че­ская нау­ка не счи­та­ет аст­ро­ло­гию нау­кой, одна­ко аст­ро­ло­ги пре­тен­ду­ют имен­но на науч­ную дого­во­рен­ность сво­их пред­ска­за­ний. Если авто­ри­те­та совре­мен­ной нау­ки недо­ста­точ­но для того, что­бы убе­дить сто­рон­ни­ков аст­ро­ло­гии в лож­но­сти их само­оцен­ки, ясно, что речь идет не о нау­ке, а о вере. О вере не спо­рят, веру выби­ра­ют. Аст­ро­ло­гия – это не пред­мет спо­ра, а пред­мет веры. Тер­мин «аст­ро­ло­гия» появил­ся в сред­ние века. В древ­но­сти аст­ро­ло­ги назы­ва­лись волх­ва­ми или мага­ми, а аст­ро­ло­гия в совре­мен­ном смыс­ле явля­лась эле­мен­том маги­че­ских зна­ний. На вопрос, испол­ня­ют­ся ли пред­ска­за­ния аст­ро­ло­гов, мы долж­ны дать утвер­ди­тель­ный ответ, да, испол­ня­ют­ся. Так, еван­гель­ские волх­вы, опре­де­ли­ли по звез­дам, что родил­ся Царь Иудей­ский, но, при­дя в Иеру­са­лим, вынуж­де­ны были обра­тить­ся к книж­ни­кам и фари­се­ям, что­бы выяс­нить в каком имен­но горо­де Он родил­ся? «Где родив­ший­ся Царь Иудей­ский? ибо мы виде­ли звез­ду его на восто­ке и при­шли покло­нить­ся ему». (Мф.2:2).

Таким обра­зом, еван­гель­ский рас­сказ о покло­не­нии волх­вов сви­де­тель­ству­ет о огра­ни­чен­ных воз­мож­но­стях аст­ро­ло­гии: неко­то­рые пред­ска­за­ния испол­ня­ют­ся в точ­но­сти, но не все. Вста­ет дру­гой вопрос: како­ва цена этих предсказаний?

Бла­жен­ный Авгу­стин тем, кто пола­га­ет, что хотя бы ино­гда горо­ско­пы нечто пред­ска­зы­ва­ют пра­виль­но, отве­чал: «Так как это слу­жит к 5_002улов­ле­нию людей, то оно быва­ет дей­стви­ем совра­тив­ших­ся духов, кото­рым попус­ка­ет­ся знать кое-что истин­ное из обла­сти вре­мен­ных пред­ме­тов отча­сти пото­му, что они обла­да­ют более тон­ким чув­ством, или более тон­ки­ми тела­ми, или более бога­тым, бла­го­да­ря сво­ей про­дол­жи­тель­ной жиз­ни, опы­том. Поэто­му истин­ный хри­сти­а­нин дол­жен осте­ре­гать­ся как аст­ро­ло­гов, так и вся­ких про­ри­ца­те­лей, осо­бен­но тех, кото­рые гово­рят прав­ду, что­бы, уло­вив при содей­ствии демо­нов его душу, они не запу­та­ли его в свое сооб­ще­ство». Сло­вам Бла­жен­но­го Авгу­сти­на соот­вет­ству­ет, осно­ван­ная на исто­ри­че­ском пре­да­нии тра­ге­дия У. Шекс­пи­ра «Мак­бет». Все пред­ска­за­ния, дан­ные Мак­бе­ту ведь­ма­ми испол­ни­лись пол­но­стью, он стал коро­лем, но из доб­лест­но­го вои­на он пре­вра­тил­ся в кро­ва­во­го убий­цу, нашед­ше­го свою смерть, как ему и было пред­ска­за­но, от не рож­ден­но­го жен­щи­ной чело­ве­ка, а извле­чен­но­го из утро­бы, умер­шей в родах, мате­ри. В клас­си­че­ской лите­ра­ту­ре образ аст­ро­ло­га обя­зан гению А.С. Пуш­ки­на, опи­сав­ше­го нам «звез­до­че­та (аст­ро­ло­га) и скоп­ца». Пред­ска­за­ние так­же обер­ну­лось доро­гой ценой: смерть царе­ви­чей, царя и само­го «звез­до­че­та и скопца».

Свя­щен­ное Писа­ние пре­ду­пре­жда­ет нас: «Какая поль­за чело­ве­ку, если он мир весь пре­об­ря­щет, а душе сво­ей повре­дит? или какой выкуп даст чело­век за душу свою?» (Мф.16:26,27). Один из стол­пов Церк­ви, свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, реши­тель­но высту­пал про­тив аст­ро­ло­гии: «А в мину­ту рож­де­ния, как они гово­рят, весь­ма вели­кую име­ет силу — быть в виду у бла­го­твор­ной или у зло­твор­ной звез­ды. Но в сло­вах сих конеч­но мно­го нера­зум­но­го, а гораз­до боль­ше нече­сти­во­го. Ибо зло­твор­ные звез­ды при­чи­ну сво­ей зло­твор­но­сти пере­но­сят на Твор­ца сво­е­го. Если зло им есте­ствен­но, то Созда­тель — тво­рец зла. А если они дела­ют­ся злы­ми по про­из­во­ле­нию, то, во-пер­вых, они суть живые суще­ства, ода­рен­ные про­из­во­лом, пре­да­ю­щи­е­ся непри­нуж­ден­ным и сво­бод­ным стрем­ле­ни­ям. Утвер­ждать же сие о вещах неоду­шев­лен­ных есть верх безу­мия. Потом сколь­ко несо­об­раз­но с разу­мом, что­бы зло и доб­ро уде­ля­лось каж­до­му не по досто­ин­ству, но что­бы звез­да была бла­го­твор­ною, пото­му что нахо­дит­ся в таком-то месте, и что­бы она же дела­лась зло­твор­ною, пото­му что усмат­ри­ва­ет­ся под такою-то звез­дою, и опять тот­час забы­ва­ла свою зло­ка­че­ствен­ность, если несколь­ко укло­ни­лась от извест­ной фигуры!

Сверх того, если нача­ла поступ­ков пороч­ных и доб­ро­де­тель­ных не от нас зави­сят, но необ­хо­ди­мы вслед­ствие рож­де­ния, то напрас­но есть зако­но­да­те­ли, опре­де­ля­ю­щие, что нам делать, и чего убе­гать, напрас­но есть и судии, награж­да­ю­щие доб­ро­де­тель и нака­зы­ва­ю­щие порок. Ни вор, ни убий­ца не винов­ны в пре­ступ­ле­нии, ему, если бы и хотел, невоз­мож­но было удер­жать руки, пото­му что к сим поступ­кам неиз­беж­но побуж­да­ла его необ­хо­ди­мость. А всех более обма­ны­ва­ют­ся тру­дя­щи­е­ся над искус­ства­ми. Напро­тив того, зем­ле­де­лец собе­рет обиль­ные пло­ды, и семян не бро­сая в зем­лю, и не точа косы, а купец обо­га­тит­ся, хочет ли того, или нет, пото­му что судь­ба собе­рет ему кучи денег. Вели­кие же надеж­ды хри­сти­ан обра­тят­ся у нас в ничто, пото­му что ни пра­вед­ность не будет почте­на, ни грех осуж­ден, так как люди ниче­го не дела­ют по соб­ствен­но­му про­из­во­лу. Ибо где гос­под­ству­ют необ­хо­ди­мость и судь­ба, там не име­ет ни како­го места воз­да­я­ние по досто­ин­ству, что и состав­ля­ет пре­иму­ще­ство пра­во­су­дия. (БЕСЕДЫ НА ШЕСТОДНЕВ. Источ­ник: Текст пер­вых девя­ти бесед при­во­дит­ся по изда­нию: Тво­ре­ния иже во свя­тых отца наше­го Васи­лия Вели­ка­го, Архи­епи­ско­па Кеса­рии Кап­па­до­кий­ския. 4.1. — Москва, 1891. — С. 5–149. Бесе­ды 10 и 11 по «Жур­на­лу Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1972, №1.) О том же гово­рит в «Осно­вах пра­во­слав­ной веры» св. Иоанн Дамас­кин: «Элли­ны гово­рят, что вос­хож­де­ни­ем, захож­де­ни­ем и сбли­же­ни­ем звезд, а так­же солн­ца и луны управ­ля­ют­ся все наши дела; этим и зани­ма­ет­ся аст­ро­ло­гия. Мы же, напро­тив, утвер­жда­ем, что ими дают­ся пред­зна­ме­но­ва­ния дождя и без­дож­дья, сырой и сухой пого­ды, а так­же вет­ров и подоб­ное; но пред­зна­ме­но­ва­ни­я­ми наших дей­ствий они нико­им обра­зом не быва­ют. В самом деле, мы, создан­ные Твор­цом сво­бод­ны­ми, явля­ем­ся гос­по­да­ми наших дел. А если мы все дела­ем в силу тече­ния звезд, то, что мы дела­ем, мы дела­ем по необ­хо­ди­мо­сти. То же, что про­ис­хо­дит по необ­хо­ди­мо­сти, не есть ни доб­ро­де­тель, ни порок. А если мы не име­ем ни доб­ро­де­те­ли, ни поро­ка, то мы недо­стой­ны ни наград, ни нака­за­ний, рав­но как и Бог ока­жет­ся неспра­вед­ли­вым, пода­вая одним бла­га, дру­гим скор­би. Даже более того: раз все ведет­ся и вле­чет­ся необ­хо­ди­мо­стью, то не будет ни управ­ле­ния Божия в мире, ни про­мыш­ле­ния Божия о тво­ре­ни­ях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не власт­ны ни в одном дей­ствии, то нам нет нуж­ды что-либо обду­мы­вать. Меж­ду тем, разум нам несо­мнен­но дан для обду­мы­ва­ния наших дей­ствий, поче­му вся­кое разум­ное суще­ство в то же вре­мя есть суще­ство сво­бод­ное. Поэто­му мы утвер­жда­ем, что звез­ды не быва­ют при­чи­ною ниче­го совер­ша­ю­ще­го­ся в мире — ни воз­ник­но­ве­ния воз­ни­ка­ю­ще­го, ни гибе­ли гибнущего».

Обли­ча­ет аст­ро­ло­гию и свт. Иоанн Зла­то­уст: «ска­за­но, что и при рож­де­нии Хри­сто­вом яви­лась звез­да: это зна­чит, гово­рят они, что аст­ро­ло­гия есть нау­ка несо­мнен­ная. Но если Хри­стос родил­ся по аст­ро­ло­ги­че­ским зако­нам, то как же Он истре­бил аст­ро­ло­гию, отверг судь­бу, загра­дил уста демо­нам, изгнал заблуж­де­ние, и нис­про­верг вся­ко­го рода волх­во­ва­ние?» Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов пишет, что аст­ро­ло­гия оскорб­ля­ет Боже­ствен­ный Про­мы­сел. «Для мно­гих, родив­ших­ся под раз­ны­ми звез­да­ми, рав­ная участь и на море, и на войне. Кого свя­зы­ва­ли звез­ды, тех не свя­зал меж­ду собою оди­на­ко­вый конец. А дру­гих, хотя раз­де­ли­ли звез­ды, оди­на­ко­вая соеди­ни­ла кон­чи­на» (Сло­во 5, о Про­мыс­ле). Совре­мен­ная жизнь сви­де­тель­ству­ет о пагуб­но­сти и край­нем нера­зу­мии тех, может быть несчаст­ных людей, кото­рые обра­ща­ют­ся к оккульт­но­му знанию.

Несколь­ко лет назад мне при­шлось при­ча­щать и собо­ро­вать жен­щи­ну, смер­тель­но боль­ную раком. Перед тем, как обра­тить­ся к Церк­ви, она вос­поль­зо­ва­лась услу­га­ми хиле­ров — филип­пин­ских вра­чей, кото­рые опе­ри­ру­ют без ножа. На Филип­пи­нах ей вру­чи­ли памят­ку на рус­ском язы­ке, отры­вок из кото­рой мы при­во­дим, сохра­няя орфо­гра­фию ори­ги­на­ла: Как освя­щать свои талис­ма­ны, оже­ре­лья, аму­ле­ты, плат­ки, вол­шеб­ные тра­вы и кни­ги, что­бы они сохра­ня­ли свою вол­шеб­ную силу.

Исхо­дя из наших послед­них иссле­до­ва­ний, каж­дый талис­ман дол­жен быть освя­щен Вами лич­но, что­бы его дей­ствие было более эффек­тив­ным. Един­ствен­но пра­виль­ный спо­соб освя­ще­ния наше­го Талис­ма­на для сохра­не­ния его Мисти­че­ской Силы заклю­ча­ет­ся в следующем:

1) Это долж­но быть выпол­не­но стро­го в первую пят­ни­цу любо­го месяца.

2) Освя­ще­ние долж­но про­ис­хо­дить утром меж­ду 7:00 — 9:00 час. Или днем с 3:00 до 6:00.

3) Луч­ше не каять­ся в гре­хах за три дня до освящения.

Даль­ней­ший текст инструк­ции по «освя­ще­нию талис­ма­нов» мы не при­во­дим, так как он вклю­ча­ет в себя пере­вод на рус­ский язык хоро­шо извест­ных каж­до­му пра­во­слав­но­му чело­ве­ку молитв, иска­жен­ных, веро­ят­но, созна­тель­но. А чуть ниже – предупреждение:

1. Не поз­во­ляй­те нико­му при­ка­сать­ся к Ваше­му талис­ма­ну и нико­му его не одалживайте.

2. Если вы жена­ты (заму­жем), уби­рай­те талис­ман преж­де, чем лечь спать.

3. Не носи­те талис­ман в ноч­ные клу­бы, сау­ны, моте­ли и пуб­лич­ные дома.

Оче­вид­но, что памят­ка состав­ле­на чело­ве­ком, не про­сто дале­ким от Пра­во­сла­вия, но враж­деб­ным ему. Она рас­счи­та­на на неве­ру­ю­щих, мало­цер­ков­ных, а пра­виль­нее ска­зать, суе­вер­ных людей. Поче­му «освя­щать» талис­ман необ­хо­ди­мо имен­но в пят­ни­цу? Цер­ков­ный чело­век не может не знать того, что пят­ни­ца – это тот день, когда был рас­пят Спа­си­тель, как не может не обра­тить вни­ма­ния на то, что ему сове­ту­ют «не каять­ся в гре­хах за три дня до «освя­ще­ния». Несчаст­ная рус­ская жен­щи­на, кото­рой и в голо­ву не мог­ло прий­ти посе­тить мотель или ноч­ной клуб, толь­ко пото­му, что дале­ка от Церк­ви запла­ти­ла три тыся­чи дол­ла­ров за сомни­тель­ное раз­ре­ше­ние посе­щать уве­се­ли­тель­ные заведения…

Хри­сти­ан­ство учит, что жизнь – это дар Божий. Жить по воле Божией…

«Дар напрас­ный, дар слу­чай­ный»… Для чело­ве­ка жизнь-слу­чай­ность, но не для Бога. Какая слу­чай­ная воз­мож­ность реа­ли­зу­ет­ся веда­ют толь­ко Бог и аст­ро­ло­ги, кото­рые утвер­жда­ют Разу­ме­ет­ся, хри­сти­а­нин стре­мит­ся постро­ить свою жизнь по воле Божией.

Зада­дим вопрос — в чем смысл и цель хри­сти­ан­ской жиз­ни? В том ли он, что­бы ста­рать­ся любы­ми сред­ства­ми узнать свое будущее?

«Ибо будет вре­мя, когда здра­во­го уче­ния при­ни­мать не будут, но по сво­им при­хо­тям будут изби­рать себе учи­те­лей, кото­рые льсти­ли бы слу­ху; и от исти­ны отвра­тят слух и обра­тят­ся к бас­ням» (2Тим.4:3,4).

Св. Мак­сим Грек пишет боль­шой труд про­тив аст­ро­ло­гии, назы­вая его «низ­ла­га­ю­щим убо пре­лесть звез­до­чет­ную и вся­кое вол­шеб­ное неистов­ство, беса­ми изобретенное».

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин: Когда при­сту­па­ешь к доб­ро­де­те­ли, помни ску­дость ума сво­е­го и не укло­няй­ся от бла­го­да­ти Божи­ей. Соб­ствен­но, попыт­ка узнать дета­ли сво­е­го буду­ще­го про­ти­во­ре­чит самой сво­бо­де чело­ве­ка. Бог сотво­рил чело­ве­ка сво­бод­ным и дал ему запо­ве­ди. Гос­подь хочет, что­бы чело­век насле­до­вал жизнь веч­ную. Это и есть воля Божия о чело­ве­ке и Гос­подь дал чело­ве­ку все зна­ние необ­хо­ди­мое для спа­се­ния. Несо­мнен­ны фак­ты про­зор­ли­во­сти неко­то­рых свя­тых, одна­ко это тоже про­ис­хо­дит по воле Божи­ей и вслед­ствие горя­чей молит­вы, искрен­не­го обра­ще­ния к Богу и высо­кой духов­ной жиз­ни подвиж­ни­ков, а не из-за гада­ния по небес­ным телам.

Поэто­му для пол­но­цен­ной хри­сти­ан­ской жиз­ни аст­ро­ло­ги­че­ские пред­ска­за­ния явля­ют­ся ненуж­ны­ми и, исхо­дя из сви­де­тель­ства Церк­ви, гре­хов­ны­ми. А быть со Хри­стом или быть со звез­да­ми – каж­дый чело­век выби­ра­ет сам. Более того, аст­ро­ло­гия огра­ни­чи­ва­ет и сво­бо­ду Божию спа­сать чело­ве­ка, ука­зы­вая ему спа­си­тель­ный путь. Если счи­тать, в соот­вет­ствии с аст­ро­ло­ги­ей, что воля Божия откры­ва­ет­ся в соот­вет­ствии с их пред­ска­за­ни­я­ми, то как быть, если рядом нет аст­ро­ло­га, или если реше­ние необ­хо­ди­мо при­ни­мать немедленно?

Глав­ное — насле­до­вать Цар­ствие Небес­ное. Свя­тые Отцы оста­ви­ли мно­го ука­за­ний, как это­го достичь. Сре­ди этих ука­за­ний нет реко­мен­да­ций поль­зо­вать­ся астрологией.

Про­по­ведь Еван­ге­лия нача­лась сло­ва­ми: «Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ствие Небес­ное». Бога нель­зя рас­смот­реть ни в мик­ро­скоп, ни в теле­скоп. Герой не тот, кто берет при­сту­пом горо­да, а тот, кто побе­дил само­го себя.

«А из зани­мав­ших­ся чаро­дей­ством доволь­но мно­гие, собрав кни­ги свои, сожгли их перед все­ми. (Деян.19:19).

«Дела пло­ти извест­ны; они суть: пре­лю­бо­де­я­ние, блуд, нечи­сто­та, непо­треб­ство, идо­ло­слу­же­ние, вол­шеб­ство, враж­да, ссо­ры, зависть, гнев, рас­при, раз­но­гла­сия, (соблаз­ны,) ере­си, нена­висть, убий­ства, пьян­ство, бес­чин­ство и тому подоб­ное. Пред­ва­ряю вас, как и преж­де пред­ва­рял, что посту­па­ю­щие так Цар­ствия Божия не насле­ду­ют». (Гал.5:19–21).

«И не сооб­ра­зуй­тесь с веком сим, но пре­об­ра­зуй­тесь обнов­ле­ни­ем ума ваше­го, что есть воля Божия, бла­гая, угод­ная и совер­шен­ная» (Рим.12:2).

«Запо­ведь Его есть жизнь веч­ная» (Ин.12:50).

«Все­гда радуй­тесь, непре­стан­но моли­тесь, за все бла­го­да­ри­те, ибо тако­ва о вас воля Божия во Хри­сте Иису­се» (1Фес.5:16–18).

«Ука­жи мне путь, по кото­ро­му мне идти, ибо к Тебе воз­но­шу я душу мою. Избавь меня, Гос­по­ди, от вра­гов моих, к Тебе при­бе­гаю» (Пс.142:8,9).

«Да и все, жела­ю­щие жить бла­го­че­сти­во во Хри­сте Иису­се, будут гони­мы. Злые же люди и обман­щи­ки будут пре­успе­вать во зле, вво­дя в заблуж­де­ние и заблуж­да­ясь» (2Тим.3:12–13).

«Кто учит ино­му и не сле­ду­ет здра­вым сло­вам Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста и уче­нию о бла­го­че­стии, тот горд, ниче­го не зна­ет, но зара­жен стра­стью к состя­за­ни­ям и сло­во­пре­ни­ям, от кото­рых про­ис­хо­дят зависть, рас­при, зло­ре­чия, лука­вые подо­зре­ния, пустые спо­ры меж­ду людь­ми повре­жден­но­го ума, чуж­ды­ми исти­ны, кото­рые дума­ют, буд­то бла­го­че­стие слу­жит для при­быт­ка. Уда­ляй­ся от таких. Вели­кое при­об­ре­те­ние — быть бла­го­че­сти­вым и доволь­ным» (1Тим.6:3–6).

«И что еще ска­жу? Недо­ста­ет мне вре­ме­ни, что­бы повест­во­вать о Гедеоне, о Вара­ке, о Сам­соне и Иеф­фае, о Дави­де, Саму­и­ле и (дру­гих) про­ро­ках, кото­рые верою побеж­да­ли цар­ства, тво­ри­ли прав­ду, полу­ча­ли обе­то­ва­ния, заграж­да­ли уста львов, уга­ша­ли силу огня, избе­га­ли острия меча, укреп­ля­лись от немо­щи, были креп­ки на войне, про­го­ня­ли пол­ки чужих» (Евр.11:32–34).

«Посе­му и мы, имея вокруг себя такое обла­ко сви­де­те­лей, сверг­нем с себя вся­кое бре­мя и запи­на­ю­щий нас грех и с тер­пе­ни­ем будем про­хо­дить пред­ле­жа­щее нам попри­ще, взи­рая на началь­ни­ка и совер­ши­те­ля веры Иису­са, Кото­рый, вме­сто пред­ле­жав­шей Ему радо­сти, пре­тер­пел крест, пре­не­брег­ши посрам­ле­ние, и вос­сел одес­ную пре­сто­ла Божия. Помыс­ли­те о Пре­тер­пев­шем такое над Собою пору­га­ние от греш­ни­ков, что­бы вам не изне­мочь и не осла­беть душа­ми ваши­ми. Вы еще не до кро­ви сра­жа­лись, под­ви­за­ясь про­тив гре­ха, и забы­ли уте­ше­ние, кото­рое пред­ла­га­ет­ся вам, как сынам: сын мой! Не пре­не­бре­гай нака­за­ния Гос­под­ня, и не уны­вай, когда Он обли­ча­ет тебя. Ибо Гос­подь, кого любит, того нака­зы­ва­ет; бьет же вся­ко­го сына кото­ро­го при­ни­ма­ет. Если вы тер­пи­те нака­за­ние, то Бог посту­па­ет с вами, как с сына­ми. Ибо есть какой сын, кото­ро­го бы не нака­зы­вал отец? Если же оста­е­тесь без нака­за­ния, кото­рое всем обще, то вы неза­кон­ные дети, а не сыны» (Евр.12:1–8).

Свя­тые — это те уди­ви­тель­ные люди, подви­гом жиз­ни сво­ей уго­див­шие Богу, вере кото­рых мы долж­ны под­ра­жать. Апо­стол Павел, свт. Иоанн Зла­то­уст, свт. Гри­го­рий Бого­слов, свт. Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский, свт. Нико­лай, прп. Сера­фим Саров­ский. Новые свя­тые — сколь­ко муче­ни­ков за Хри­ста при­нес 20‑й век – это те люди, кото­рые жили рядом с каж­дым из нас. Люди с сия­ни­ем веч­ной жиз­ни в гла­зах. Свя­щен­ное Писа­ние при­зы­ва­ет нас имен­но к это­му: «Поми­най­те настав­ни­ков ваших, кото­рые про­по­ве­до­ва­ли вам сло­во Божие, и, взи­рая на кон­чи­ну их жиз­ни, под­ра­жай­те вере их. Иисус Хри­стос вче­ра и сего­дня и во веки Тот же. Уче­ни­я­ми раз­лич­ны­ми и чуж­ды­ми не увле­кай­тесь». (Евр.13:7–9) Вот на них мы долж­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся. Но свя­тые актив­но высту­па­ли про­тив аст­ро­ло­гии. Биб­лей­ские исти­ны откры­ва­ют­ся вели­ким подвиж­ни­кам Пра­во­сла­вия, и часто из собы­тий их жиз­ни мы узна­ем, о том, как нака­зы­ва­ет­ся грех. Вот отры­вок из жиз­не­опи­са­ния Мака­рия Еги­пет­ско­го, опи­сан­ный в жити­ях свя­тых Димит­рия Ростов­ско­го.

Одна­жды «пре­по­доб­ный Мака­рий шел по пустыне и нашел высох­ший чело­ве­че­ский череп, лежа­щий на зем­ле. Повер­нув его сво­им жез­лом, пре­по­доб­ный услы­хал, как буд­то он издал какой-то звук. Тогда Мака­рий спро­сил череп: — Кто ты такой?

— Я, — отве­чал тот, — был началь­ни­ком язы­че­ских жре­цов, оби­тав­ших на сем месте. Когда ты, авва Мака­рий, испол­нен­ный Духа Божия, уми­ло­сер­див­шись над нахо­дя­щи­ми­ся в муках в аду, молишь­ся за нас, мы тогда полу­ча­ем неко­то­рое облегчение.

— Какое же облег­че­ние полу­ча­е­те вы, — спро­сил Мака­рий, — и како­вы ваши муче­ния, рас­ска­жи мне?

— Как дале­ко отсто­ит небо от зем­ли, — отве­чал со сто­ном череп, — так велик огонь, сре­ди кото­ро­го мы нахо­дим­ся, пали­мые ото­всю­ду с ног до голо­вы. При этом мы не можем видеть лица друг дру­га. Когда же ты молишь­ся за нас, мы видим немно­го друг дру­га, и это слу­жит нам неко­то­рым утешением.

Услы­хав такой ответ, пре­по­доб­ный про­сле­зил­ся и сказал:

— Про­клят тот день, когда чело­век пре­сту­пил Боже­ствен­ные заповеди.

И сно­ва он спро­сил череп:

— Есть ли какие-либо дру­гие муче­ния, лютей­шие ваших?

— Вни­зу, на мно­го глуб­же под нами, нахо­дят­ся мно­гие дру­гие, — отве­чал тот.— Кто же нахо­дит­ся сре­ди тех лютей­ших муче­ний? — спро­сил Макарий.

— Мы, незнав­шие Бога, — отве­тил череп, — хотя и немно­го, еще ощу­ща­ем мило­сер­дие Божие. Те же, кото­рые позна­ли Имя Божие, но отверг­лись Его и запо­ве­дей Его не соблю­да­ли, муча­ют­ся вни­зу нас гораз­до более тяж­ки­ми и лютей­ши­ми мучениями.

После сего пре­по­доб­ный Мака­рий взял тот череп, зако­пал его в зем­лю и уда­лил­ся оттуда.

«Бла­жен­ны те, кото­рые соблю­да­ют запо­ве­ди Его, что­бы иметь им пра­во на дре­во жиз­ни и вой­ти в город воро­та­ми. А вне — псы и чаро­деи, и любо­деи, и убий­цы, и идо­ло­слу­жи­те­ли» (Откр.22:14–15).

Мы живем в слож­ное вре­мя. Мно­гие из нас не име­ли воз­мож­но­сти полу­чить ника­ко­го духов­но­го вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния и поэто­му с не пред­став­ля­ют, сколь­ко опас­но­стей может пре­под­не­сти чело­ве­ку духов­ный мир. Совре­мен­ные люди в боль­шин­стве сво­ем лише­ны духов­но­го имму­ни­те­та, а пото­му так часто ста­но­вят­ся лег­кой добы­чей лука­во­го. «Трез­ви­тесь, бодр­ствуй­те, пото­му что про­тив­ник ваш диа­вол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» (1Пет.5:8), — ска­зал апо­стол Петр. Апо­стол гово­рит нам об опас­но­сти, но не для того, что­бы напу­гать, а для того, что­бы, при­няв его сло­ва в свое серд­це, мы все­гда, каж­дую мину­ту были гото­вы отра­зить вра­же­ское напа­де­ние. Гос­подь каж­до­му чело­ве­ку жела­ет толь­ко спа­се­ния. Он послал в мир Спа­си­те­ля, что­бы открыть людям исти­ну о буду­щей жиз­ни, о пока­я­нии, о веч­ных ценностях.

«Слу­шай­те, небе­са, и вни­май, зем­ля, пото­му что Гос­подь гово­рит: Я вос­пи­тал и воз­вы­сил сыно­вей, а они воз­му­ти­лись про­тив Меня. Вол зна­ет вла­де­те­ля сво­е­го, и осел ясли гос­по­ди­на сво­е­го; а Изра­иль не зна­ет Меня, народ Мой не разу­ме­ет. Увы, народ греш­ный, народ обре­ме­нен­ный без­за­ко­ни­я­ми, пле­мя зло­де­ев, сыны поги­бель­ные! Оста­ви­ли Гос­по­да, пре­зре­ли Свя­то­го Изра­и­ле­ва, — повер­ну­лись назад» (Ис.1:2,4).

«Когда они слу­жи­ли Гос­по­ду и пости­лись, Дух Свя­тый ска­зал: отде­ли­те мне Вар­на­ву и Савла на дело, к кото­ро­му Я при­звал их. Тогда они, совер­шив пост и молит­ву и воз­ло­жив на них руки, отпу­сти­ли их. Сии, быв посла­ны Духом Свя­тым, при­шли в Селев­кию, а отту­да отплы­ли в Кипр; и, быв в Сала­мине, про­по­ве­до­ва­ли сло­во Божие в сина­го­гах Иудей­ских; име­ли же при себе и Иоан­на для слу­же­ния. Прой­дя весь ост­ров до Пафа, нашли неко­то­ро­го волх­ва, лже­про­ро­ка, Иуде­я­ни­на, име­нем Вари­и­су­са, кото­рый нахо­дил­ся с про­кон­су­лом Сер­ги­ем Пав­лом, мужем разум­ным. Сей, при­звав Вар­на­ву и Савла, поже­лал услы­шать сло­во Божие. А Ели­ма волхв, — ибо то зна­чит имя его, — про­ти­вил­ся им, ста­рал­ся отвра­тить про­кон­су­ла от веры. Но Савл, испол­нив­шись Духа Свя­то­го и устре­мив на него взор, ска­зал: о, испол­нен­ный вся­ко­го ковар­ства и вся­ко­го зло­дей­ства, сын диа­во­ла, враг вся­кой прав­ды! пере­ста­нешь ли ты совра­щать с пря­мых путей Гос­под­них! И ныне вот, рука Гос­под­ня на тебя: ты будешь слеп и не уви­дишь солн­ца до вре­ме­ни. Тогда про­кон­сул, уви­дев про­ис­шед­шее, уве­ро­вал, дивясь уче­нию Гопод­ню» (Деян.13:2–12).

«Слу­чи­лось, что, когда мы шли в молит­вен­ный дом, встре­ти­лась нам одна слу­жан­ка, одер­жи­мая духом про­ри­ца­тель­ным, кото­рая через про­ри­ца­ние достав­ля­ла боль­шой доход гос­по­дам сво­им. Идя за Пав­лом и за нами, она кри­ча­ла, гово­ря: сии чело­ве­ки — рабы Бога все­выш­не­го, кото­рые воз­ве­ща­ют нам путь спа­се­ния. Это она дела­ла мно­го дней. Павел, воз­не­го­до­вав, обра­тил­ся и ска­зал духу: име­нем Гос­по­да Иису­са Хри­ста пове­ле­ваю тебе вый­ти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян.16:16–18).

«Даже неко­то­рые из ски­та­ю­щих­ся Иудей­ских закли­на­те­лей ста­ли упо­треб­лять над име­ю­щи­ми злых духов имя Гос­по­да Иису­са, гово­ря: закли­на­ем вас Иису­сом, Кото­ро­го Павел про­по­ве­ду­ет. Это дела­ли какие-то семь сынов Иудей­ско­го пер­во­свя­щен­ни­ка Ске­вы. Но злой дух ска­зал в ответ: Иису­са знаю, и Павел мне изве­стен, а вы кто? И бро­сил­ся н а них чело­век, в кото­ром был злой дух, и, одо­лев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и изби­тые, выбе­жа­ли из того дома. Это сде­ла­лось извест­но всем живу­щим в Ефе­се Иуде­ям и Елли­нам, и напал страх на всех их, и вели­ча­е­мо было имя Гос­по­да Иису­са. Мно­гие же из уве­ро­вав­ших при­хо­ди­ли, испо­ве­дуя и откры­вая дела свои. А из зани­мав­ших­ся чаро­дей­ством доволь­но мно­гие, собрав кни­ги свои, сожгли перед все­ми» (Деян.19:13–19).

«Вос­пря­ни, ока­ян­ный чело­ве­че, к Богу, вос­по­мя­нув своя согре­ше­ния, при­па­дая ко Твор­цу, сле­зя и сте­ня, Той же, яко Мило­серд, даст ти ум зна­ти волю Свою» (Пока­ян­ный канон. песнь 6‑я).

На осно­ва­нии Свя­щен­но­го Писа­ния, опы­та свя­тых людей, клас­си­че­ской лите­ра­ту­ры мож­но утвер­ждать, что аст­ро­ло­гия не толь­ко не спо­соб­ству­ют, а пря­мо пре­пят­ству­ет дости­же­нию глав­ной цели — насле­до­ва­нию Цар­ствия Небесного.

Таким обра­зом, в жиз­ни хри­сти­а­ни­на нет места аст­ро­ло­гии, но звез­дам место есть: «Когда взи­раю я на небе­са Твои, — дело Тво­их пер­стов, на луну и звез­ды, кото­рые Ты поста­вил, то что есть чело­век, что Ты пом­нишь его, и сын чело­ве­че­ский, что Ты посе­ща­ешь его? Не мно­го Ты ума­лил его пред анге­ла­ми; сла­вою и честию увен­чал его» (Пс.8:4,5).

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Ильяшенко

Источ­ник: Пра­во­сла­вие и мир

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки