Хорошую религию придумали индусы…

Хорошую религию придумали индусы…

(1 голос5.0 из 5)

Йога для хри­сти­а­ни­на — путь к оздо­ров­ле­нию или вероотступничеству?

Наше вре­мя – это вре­мя неве­ро­ят­но быст­ро­го вза­и­мо­про­ник­но­ве­ния куль­тур и рели­гий, и сей­час как нико­гда акту­аль­ны сло­ва апо­сто­ла: “…хра­ни пре­дан­ное тебе, отвра­ща­ясь негод­но­го пусто­сло­вия и пре­ко­сло­вий лже­имен­но­го зна­ния” (1Тим.6:20), ибо мы полу­чи­ли от Бога истин­ное зна­ние, и Цер­ковь будет обла­дать им вовек

(2Ин.1:2), пото­му что в ее Гла­ве – Гос­по­де Иису­се Хри­сте – “сокры­ты все сокро­ви­ща пре­муд­ро­сти и веде­ния” (Кол 2:3), пото­му что Он и есть Исти­на (Ин.14:6).
Обла­дая истин­ным и спа­си­тель­ным зна­ни­ем о Боге, путях наше­го спа­се­ния и насто­я­ще­го бла­го­че­стия, Пра­во­слав­ная Цер­ковь, кото­рая “есть Цер­ковь Бога жива­го, столп и утвер­жде­ние исти­ны” (1Тим.3:15), не может и не име­ет пра­ва искать иных зна­ний от язы­че­ских рели­гий и сект, так это будет уда­ле­ние от Хри­сто­вой исти­ны, в кото­рой мы сто­им, поис­ком пусто­сло­вия и лож­ных знаний.
Спа­се­ние наше, преж­де все­го, в пра­виль­ной вере – “…пра­вед­ный верою жив будет” (Гал.3:11), а потом в бла­го­че­сти­вых делах. Пото­му как если хри­сти­а­нин пра­виль­но верит (каков Бог, к какой пра­вед­но­сти Он нас при­зы­ва­ет, и како­вы пути спа­се­ния), он пра­виль­но посту­па­ет и идет пра­виль­ным путем спа­се­ния. Любое же иска­же­ние веры: ересь, суе­ве­рие, язы­че­ская и чело­ве­че­ская лож­ная муд­рость при­во­дят к тому, что чело­век начи­на­ет посту­пать по-ино­му и ока­зы­ва­ет­ся вне пути спа­се­ния, “пото­му что тес­ны вра­та и узок путь, веду­щие в жизнь, и немно­гие нахо­дят их” (Мф.7:14).
С при­скор­би­ем мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что для неко­то­рых людей, назы­ва­ю­щих себя пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми, ста­но­вить­ся есте­ствен­ной чуж­дая хри­сти­ан­ству вера в аст­ро­ло­гию, гада­ние и магию, реин­кар­на­цию, они не чура­ют­ся при­бе­гать оккульт­но-сек­тант­ским и язы­че­ским прак­ти­кам для “оздо­ров­ле­ния” и непо­нят­но­го “духов­но­го роста”.
Меж­ду тем, духов­ным чело­ве­ком может назы­вать­ся толь­ко тот, в кото­ром живет Свя­той Дух – “Не зна­е­те ли, что тела ваши суть храм живу­ще­го в вас Свя­та­го Духа, Кото­ро­го име­е­те вы от Бога, и вы не свои?” (1Кор.6:19), или “Какая сов­мест­ность хра­ма Божия с идо­ла­ми? Ибо вы храм Бога жива­го, как ска­зал Бог: все­люсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим наро­дом” (2Кор.6:16). Так что в хри­сти­а­нах не долж­но быть ниче­го чуж­до­го вере, язы­че­ско­го, иноверческого.
Поэто­му про­дол­же­ние нашей бесе­ды с диа­ко­ном Миха­и­лом Плот­ни­ко­вым, кан­ди­да­том бого­сло­вия, стар­шим пре­по­да­ва­те­лем Пра­во­слав­но­го Свя­то-Тихо­нов­ско­го гума­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та, вице-пре­зи­ден­том Цен­тра рели­гио­вед­че­ских иссле­до­ва­ний во имя св. Ири­нея Лион­ско­го, будет посвя­ще­но ныне попу­ляр­ной йоге и язы­че­ско­му рели­ги­оз­но­му заблуж­де­нию – вере в реин­кар­на­цию (пере­се­ле­ние душ), кото­рую сей­час вос­при­ня­ли мно­гие совре­мен­ные сек­ты и прак­ти­че­ски все рос­сий­ские оккуль­ти­сты: “цели­те­ли”, кос­мо­энер­ге­ты, рей­ки­сты, гадал­ки и т.п..
Напом­ним, что пер­вая бесе­да была посвя­ще­на пси­хо­куль­там , вто­рая – сек­тант­ским и оккульт­ным угро­зам .

- Сов­ме­сти­ма ли вера в реин­кар­на­цию (пере­се­ле­ние душ) с Православием?

— Одно­знач­но, нет. Пра­во­сла­вие – это моно­те­и­сти­че­ская рели­гия, а вера в реин­кар­на­цию – это неиз­мен­ный при­знак язы­че­ско­го пан­те­из­ма. Сущ­ность пан­те­из­ма (греч. “pan” – “все” и “theos” – “Бог”) состо­ит в отож­деств­ле­нии сущ­но­сти мира и чело­ве­ка, с одной сто­ро­ны, и Бога, с дру­гой. Пан­те­изм либо рас­тво­ря­ет Бога в при­ро­де, либо наобо­рот, мир в Боге. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное пан­те­и­сти­че­ское уче­ние – это уче­ние об эма­на­ции (исте­че­нии) мира из Бога. Пан­те­и­сти­че­ски­ми уче­ни­я­ми, в осно­ве кото­рых лежит тео­рия эма­на­ции, явля­ет­ся боль­шин­ство восточ­ных учений.

Не смот­ря на попыт­ки трак­то­вать неко­то­рые сло­ва Свя­щен­но­го Писа­ния, как дока­за­тель­ство в поль­зу суще­ство­ва­ния реин­кар­на­ции, напри­мер, “… доко­ле не воз­вра­тишь­ся в зем­лю, из кото­рой ты взят, ибо прах ты и в прах воз­вра­тишь­ся” (Быт.3:19), свя­той апо­стол Павел напи­сал одно­знач­но: “…чело­ве­кам поло­же­но одна­жды уме­реть, а потом суд” (Евр.9:27).

Уче­ние о пере­во­пло­ще­нии про­ти­во­ре­чит не толь­ко Свя­щен­но­му Писа­нию, но и все­му уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, а глав­ное – дела­ет бес­смыс­лен­ным спа­си­тель­ную крест­ную жерт­ву Гос­по­да Иису­са Хри­ста и Его вос­кре­се­ние, и тогда “…про­по­ведь наша тщет­на, тщет­на и вера ваша… вы еще во гре­хах ваших” (1 Кор.15:14–17).

О несов­ме­сти­мо­сти уче­ния о реин­кар­на­ции в хри­сти­ан­стве мож­но дока­за­тель­но гово­рить мно­го, но фор­мат интер­вью это не поз­во­ля­ет, поэто­му оста­нов­люсь толь­ко на одном аспек­те. Соглас­но пан­те­и­сти­че­ско­му уче­нию о реин­кар­на­ции, сущ­ность чело­ве­ка без­на­чаль­на, а тело – это внеш­ние одеж­ды духа, в кото­рые он без тру­да пере­оде­ва­ет­ся. Тогда как соглас­но Пра­во­сла­вию, нетвар­ным, без­на­чаль­ным нача­лом может быть толь­ко Бог, кото­рый явля­ет­ся Твор­цом все­го суще­го, в том чис­ле и души. Пер­вый чело­век был создан как нераз­де­ли­мое един­ство одной души и одно­го тела, создан­ных вме­сте. Чело­век может быть насто­я­щим чело­ве­ком, толь­ко обла­дая душой и телом.

Уче­ние о реин­кар­на­ции противоречит:

- уче­нию Церк­ви о Бого­во­пло­ще­нии – мы верим, что Сам Бог “вос­при­ни­ма­ет” в един­ство сво­ей ипо­ста­си одну чело­ве­че­скую душу нераз­дель­но свя­зан­ную с одним телом, а не меня­ет свои телес­ные формы;

- уче­нию Церк­ви о Вос­кре­се­нии – мы верим, что душа воче­ло­ве­чив­ше­го­ся Бога соеди­ня­ет­ся со сво­им един­ствен­ным телом после вос­кре­се­ния послед­не­го. И по обра­зу вос­кре­се­ния Бого­че­ло­ве­ка Хри­ста и чело­ве­че­ские души долж­ны соеди­нить­ся со сво­и­ми един­ствен­ны­ми тела­ми в Суд­ный день;

- уче­нию Церк­ви о воз­не­се­нии Гос­по­да – мы верим, что вос­крес­ший Бог – Иисус Хри­стос – утвер­жда­ет этим Свое ипо­стас­ное един­ство со Сво­им един­ствен­ным телом навсе­гда – для того, что­бы не толь­ко чело­ве­че­ская душа, но тело мог­ло быть обожено.
И это толь­ко основ­ные про­ти­во­ре­чия, их мож­но при­ве­сти еще больше!

- Где и когда заро­ди­лось уче­ние о реинкарнации?

— Обще­рас­про­стра­нен­но мне­ние, что уче­ние о реин­кар­на­ции явля­ет­ся древ­ней­шим и тра­ди­ци­он­но при­су­ще индий­ским рели­ги­ям. Одна­ко, вера в реин­кар­на­цию для ведий­ской рели­гии индо-ари­ев не была харак­тер­на. Это уче­ние воз­ник­ло не ранее VIII – VII вв. до Р.Х. в сре­де брах­ма­нов по мере транс­фор­ма­ции ведий­ско­го поли­те­из­ма в пан­те­изм и затем раз­ра­ба­ты­ва­лась в нед­рах буд­диз­ма, отко­лов­ше­го­ся от брах­ма­низ­ма в V в. до Р.Х. При­мер­но тогда же о пере­се­ле­нии душ нача­ли учить в Гре­ции орфи­ки и пифа­го­рей­цы, кото­рые так­же были пантеистами.

- Како­во тра­ди­ци­он­ное уче­ние о реин­кар­на­ции в буд­диз­ме и инду­из­ме? И так уж оно привлекательно?

— Дей­стви­тель­но, нуж­но отли­чать пони­ма­ние сан­са­ры (кру­го­во­ро­та жиз­ней и смер­тей) в рели­ги­ях, изна­чаль­но такое уче­ние создав­ших, от того, во что верят и чему учат совре­мен­ные нью­эй­д­жев­ские сек­ты и оккуль­ти­сты. У послед­них суще­ству­ет извра­щен­ное пони­ма­ние меха­низ­ма реин­кар­на­ции и кар­мы (воз­да­я­ния), неиз­вест­ное тра­ди­ци­он­ным индий­ским рели­ги­ям уче­ние о видах кар­мы – родо­вой, семей­ной и инди­ви­ду­аль­ной, пред­став­ле­ние о том, что кар­му мож­но неки­ми уси­ли­я­ми изме­нять, очи­щать (как учит, напри­мер, г‑н Лаза­рев) и т.п. После­до­ва­те­ли “Нью эйдж” верят, что мож­но лег­ко вспом­нить свои былые “пере­во­пло­ще­ния”, напри­мер, на сеан­се “холо­троп­но­го дыха­ния”. И, глав­ное, уче­ние о пере­во­пло­ще­нии носит в совре­мен­ном оккуль­тиз­ме опти­ми­сти­че­ский харак­тер, тогда как в индий­ских рели­ги­ях сан­са­ра рас­смат­ри­ва­ет­ся или как поме­ха к рас­кры­тий сво­ей боже­ствен­ной при­ро­ды и обре­те­нию истин­но­го бытия, или вооб­ще как зло. По сути, уче­ние “Нью эйдж” о рен­кар­на­ции – это некая “кар­ми­че­ская попса”, “кар­ма-кола”, адап­ти­ро­ван­ная к потре­би­тель­ской евро­пей­ской ментальности.

Как уже было ска­за­но, вера в реин­кар­на­цию харак­тер­на для пан­те­из­ма, для кото­ро­го тон­кая сущ­ность мира боже­ствен­на, зна­чит ум, дух чело­ве­ка боже­стве­нен, боже­ствен­ность при­сут­ству­ет даже в живот­ных. И когда чело­век уми­ра­ет, его боже­ствен­ная духов­ная боже­ствен­ная сущ­ность, Атман, или Пуру­ша, или Ум, оста­ет­ся неиз­мен­ной, не уми­ра­ет, но в силу неко­е­го помра­че­ния, забыв свою изна­чаль­ную духов­ную суть, по резуль­та­там сво­их дел в преды­ду­щей жиз­ни все­ля­ет­ся в новое тело.

Это совер­шен­но “нор­маль­ная” логи­ка рас­суж­де­ния для пан­те­из­ма, где есть без­лич­ный закон воз­да­я­ния, где есть закон накоп­ле­ния заслуг. Тогда как для хри­сти­ан это вооб­ще не име­ет ника­ко­го смыс­ла! В хри­сти­ан­стве, образ­но гово­ря, чело­век может мгно­вен­но стать свя­тым и так­же мгно­вен­но погиб­нуть, совер­шив смерт­ный грех. Каж­дое мгно­ве­ние чело­век уже новый, через мгно­ве­ние после пока­я­ния чело­век ста­но­вить­ся уже не тож­де­стве­нен той лич­но­сти, кото­рой он был до пока­я­ния. Если ты не пока­ешь­ся в тече­ние жиз­ни, ты не пока­ешь­ся и потом. Нет в хри­сти­ан­стве и уче­ния о накоп­ле­нии неких тай­ных зна­ний и зна­ний вооб­ще, так как это бес­смыс­лен­но, их накап­ли­вать нам не нуж­но, пото­му что если чело­век через Хри­ста при­об­ре­та­ет обо­же­ние (тео­зис), то при­об­ре­та­ет и всё зна­ние, име­ю­ще­е­ся у Бога, ибо “…Гос­подь Бог есть исти­на” (Иер.10:10), в Нем “сокры­ты все сокро­ви­ща пре­муд­ро­сти и веде­ния” (Кол 2:3).

В насто­я­щем буд­диз­ме (а в не вер­сии совре­мен­ных сек­тан­тов), лич­ность, как осо­зна­ю­щая себя инди­ви­ду­аль­ность, совер­шен­но рас­па­да­ет­ся к 49 дню после смер­ти, после чего воз­ни­ка­ет совер­шен­но иная инди­ви­ду­аль­ность, состо­я­щая даже из тех же самых эле­мен­тов (дхарм), пере­ком­би­ни­ро­ван­ных кар­мой. Вспом­нить при зем­ной жиз­ни свои пере­рож­де­ния с точ­ки зре­ния тра­ди­ци­он­но­го буд­диз­ма и инду­из­ма невоз­мож­но. Это мож­но сде­лать, толь­ко “про­бу­див” свой Ум. Ибо по их вере сан­са­ра – это иллю­зор­ная реаль­ность помра­чен­ный аспект тво­е­го про­буж­ден­но­го Ума, это сон в кото­ром нахо­дит­ся Ум. “Про­бу­дить­ся” же мож­но в опре­де­лен­ном состо­я­нии, для дости­же­ния кото­ро­го тре­бу­ют­ся мно­го­лет­ние йоги­че­ские (аске­ти­че­ские, фило­соф­ские и созер­ца­тель­ные) упражнения.

При­ме­ча­тель­но, что, фак­ти­че­ски, насто­я­щий мона­ше­ский буд­дизм отри­ца­ет воз­мож­ность дли­тель­ной чере­ды пере­во­пло­ще­ния чело­ве­ка в чело­ве­ка. Миря­нам гово­рят для уте­ше­ния, что, живя с бла­го­че­сти­вой жиз­нью, они накап­ли­ва­ет­ся себе хоро­шую кар­му. Живя в мире, в семье, достиг­нуть про­буж­де­ния ума, как выс­шей конеч­ной цели чело­ве­ка нель­зя. Это могут толь­ко мона­хи. Соб­ствен­но буд­дизм, так ныне мод­ный в опре­де­лен­ных интел­ли­гент­ских и твор­че­ских кру­гах, дале­ких от воз­дер­жа­ния и аске­ти­ки, – это, по сути, мона­ше­ская, аске­ти­че­ская религия.

Моло­дым мона­хам-послуш­ни­кам объ­яс­ня­ют, что у нас прак­ти­че­ски нет шан­са пере­ро­дить­ся еще раз чело­ве­ком. Извест­ный буд­дий­ский мыс­ли­тель Нага­ра­джу­на упо­доб­лял воз­мож­ность пере­рож­де­ния чело­ве­ком тому, как если бы чере­па­ха ста­ла всплы­вать со дна оке­а­на, и, достиг­нув поверх­но­сти, стук­ну­лась голо­вой о слу­чай­но пла­ва­ю­щий дере­вян­ный круг. По мне­нию буд­ди­стов, суще­ству­ет бес­чис­лен­ное мно­же­ство раз­лич­ных форм жиз­ни – насе­ко­мых, птиц, живот­ных, богов, полу­бо­гов, демо­нов, существ, заклю­чен­ных в чисти­ли­ща, в кото­рых чаще все­го и пере­рож­да­ет­ся то, что рань­ше было чело­ве­ком. Что­бы чело­ве­ку после смер­ти пере­ро­дит­ся чело­ве­ком, ему сле­ду­ет обя­за­тель­но вести при жиз­ни стро­гую аске­ти­че­скую жизнь, то есть, быть мона­хом. Для миря­ни­на пере­ро­дит­ся чело­ве­ком прак­ти­че­ски невоз­мож­но, если толь­ко он не зани­ма­ет­ся посто­ян­но йогой, кото­рая преду­смат­ри­ва­ет воз­дер­жа­ние от супру­же­ских отно­ше­ний (кро­ме неко­то­рых тан­три­че­ских прак­тик), то есть, ведет, по сути, мона­ше­ский образ жиз­ни, не при­ни­мая при этом фор­маль­ных обе­тов. А так боль­шин­ство людей пере­рож­да­ют­ся в раз­лич­ную ско­ти­ну, насе­ко­мых и демо­нов или отправ­ля­ют­ся мучить­ся в чистилище…

- Да, это очень “опти­ми­сти­че­ское” язы­че­ское веро­ва­ние… Если при­нять это за прав­ду, участь боль­шин­ства людей кош­мар­на – нескон­ча­е­мая чере­да вопло­ще­ний в демо­нов и животных!

— Но и нью­эй­дев­ская кар­ма-кола не луч­ше. Я бы про­сил вас, если будет воз­мож­ность, най­ти и про­ци­ти­ро­вать одну из песен Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва – “Диа­гно­сти­ка кар­мы, или Мой Путь к Богу”, в кото­рой весь­ма иро­нич­но пред­став­ле­на оккульт­ная попса (что мы и дела­ем ниже – прим. МС ):
Я при­шёл по объ­яв­ле­нью в газете.
“Диа­гно­сти­ка Кар­мы. 5 Дней. Не Спеша.”
Ты была оде­та в какие-то сети.
Ты ска­за­ла: “Эй, у тебя есть душа”;
Ска­за­ла, что в про­шлой жиз­ни я был фараоном,
Алек­сан­дром Маке­дон­ским и еще Львом Толстым,
Что я могу назы­вать тебя Эсмеральдой
И боль­ше не чув­ство­вать себя духов­но пустым.

Ты заста­ви­ла меня вды­хать пранаяму
И целы­ми сут­ка­ми петь “Сай Рам”;
Я нор­маль­ный мужик, мог­ла бы ска­зать мне прямо,
А не застав­лять меня ходить боси­ком по углям;
Кор­ми­ла меня как­ту­сом вме­сто обеда,
Сажа­ла в лотос за каж­дый пустяк -
Даже твой люби­мый Дон Хуан Кастанеда
Не учил, что с людь­ми мож­но обра­щать­ся вот так.

Я метал­ся по дому, я хотел най­ти выход,
Куда угод­но, лишь бы был воз­дух свежей;
Но Аху­ра-Маз­да запро­сил за меня выкуп,
А Буд­да поса­дил мне в ботин­ки ежей.
Чтоб я не ушёл, ты раз­вин­ти­ла мне чакры,
И пере­па­я­ла мой мен­тал на астрал:
Посмот­ри мне в гла­за, Эсмеральда,
Неуже­ли я хоть в чём-то соврал?

Напрас­но ты сту­чишь­ся мне в двери
И гово­ришь, что твой метод мог бы меня спасти;
Даже в жур­на­ле “Путь К Себе” не поверят,
Что мне при­шлось там у тебя вынести;
В ито­ге я всё-таки вылез в окошко,
И то я чув­ствую, что вылез не весь -
В чём дело, Эсмеральда,
Неуже­ли ты до сих пор здесь?

- Отец Миха­ил, душе­по­лез­но ли зани­мать­ся йогой, кото­рая в послед­нее вре­мя ста­ла еще попу­ляр­нее? Как я понял из ваших слов, йога – это изна­чаль­но рели­ги­оз­ная аске­ти­че­ская прак­ти­ка, цель кото­рой пре­кра­тить чере­ду перевоплощений.

— Йога вос­хо­дит как к веди­че­ским, так и к мест­ным прак­ти­кам, суще­ство­вав­шим до заво­е­ва­ния Индо­ста­на ари­я­ми и сохра­нив­ши­ми­ся в сре­де низ­ших каст. Суще­ству­ет несколь­ко видов йоги, кото­рые в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни прак­ти­ку­ют­ся все­ми инду­ист­ски­ми, нео­ин­ду­ист­ски­ми и псев­до­ин­ду­ист­ски­ми направ­ле­ни­я­ми и сек­та­ми, хотя осно­ва­те­ли послед­них часто сочи­ня­ют свои, обыч­но эклек­тич­ные и силь­но упро­щен­ные, “попо­со­вые” вари­ан­ты йоги, ком­би­ни­руя эле­мен­ты тра­ди­ци­он­ных йоги­че­ских систем и запад­ных мето­дик пси­хо­те­ра­пии. Боль­шин­ство совре­мен­ных учи­те­лей йоги пода­ют ее как вне­ре­ли­ги­оз­ную (или все­ре­ли­ги­оз­ную) систе­му упраж­не­ний, веду­щую к оздо­ров­ле­нию, само­со­вер­шен­ство­ва­нию, самое боль­шее – к неко­е­му абстракт­но­му “про­свет­ле­нию”. Но в дей­стви­тель­но­сти йога – это аске­ти­че­ская прак­ти­ка, пре­сле­ду­ю­щая не оздо­ро­ви­тель­ные, а сугу­бо рели­ги­оз­ные цели.

Йога – это некий спо­соб дости­же­ния выс­ших духов­ных состо­я­ний с помо­щью аске­ти­че­ских упраж­не­ний. В опре­де­лен­ном смыс­ле мож­но про­ве­сти парал­лель с пра­во­слав­ным иси­хаз­мом, что неред­ко и дела­ют адеп­ты йоги, дока­зы­вая духов­ную леги­тим­ность сво­ей прак­ти­ки и ее бли­зость восточ­но-хри­сти­ан­ской аскетике.

Одна­ко в иси­хаз­ме конеч­ная цель – стать насто­я­щим хра­мом Бога Жива­го (2Кор.6:16), обре­сти в себе при­сут­ствие Бога, кото­рое выра­жа­ет­ся в такой Боже­ствен­ной энер­гии (это по-гре­че­ски, по-сла­вян­ски – “дей­ство­ва­ние”), как свет. Имен­но осо­бый, нетвар­ный, боже­ствен­ный свет исхо­дил от Гос­по­да Иису­са Хри­ста на горе Фавор при Его пре­об­ра­же­нии: “и про­си­я­ло лице Его, как солн­це, одеж­ды же Его сде­ла­лись белы­ми, как свет” (Мф.17:2).

В инду­из­ме с помо­щью йоги пыта­ют­ся рас­крыть в себе яко­бы свою соб­ствен­ную “боже­ствен­ную” сущ­ность, то есть, это вос­хож­де­ние к сво­ей соб­ствен­но­сти “боже­ствен­но­сти”, само­обо­же­ние, рас­тво­ре­ние в Боже­стве, кото­рым ты сам и являешься.

Повто­рю, что йога – это мона­ше­ская прак­ти­ка, кото­рая под­ра­зу­ме­ва­ет вна­ча­ле отказ от про­ти­во­есте­ствен­ных жела­ний (то есть от гре­хов­ных, пороч­ных жела­ний), затем – от есте­ствен­ных жела­ний (бра­ка, богат­ства и проч.), потом – вооб­ще от всех желаний.

Напри­мер, клас­си­че­ская инду­ист­ская раджа-йога, коди­фи­ци­ро­ван­ная в “Йога-сут­рах” Патан­джа­ли (пер­вые века по Р.Х.), име­ет восемь сту­пе­ней. Про­хо­дя пер­вые сту­пе­ни, йогин с помо­щью аске­зы и спе­ци­аль­ных упраж­не­ний при­об­ре­та­ет кон­троль чад сво­им физи­че­ским и “тон­ким” тела­ми. На выс­ших сту­пе­нях он доби­ва­ет­ся кон­тро­ля над пси­хи­кой и пости­га­ет искус­ство сосре­до­то­чен­но­го созер­ца­ния (меди­та­ции).

При этом сле­ду­ет прак­ти­че­ски не пить и не есть, мало спать и дышать, быть рав­но­душ­ным к похва­лам и оскорб­ле­ни­ям, ниче­го не чув­ство­вать, оста­но­вить поток сво­их мыс­лей, пол­но­стью скон­цен­три­ро­вать­ся в себе в некую точ­ку, вой­ти в состо­я­ние транса.

И вот тогда в твою внут­рен­нюю пусто­ту и без­мол­вие дол­жен вой­ти свет, кото­рый вос­при­ни­ма­ет­ся йоги­ном как свет соб­ствен­ной “боже­ствен­но­сти”.

Архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров), уче­ник и автор жития пре­по­доб­но­го Силу­а­на Афон­ско­го, в юно­сти ото­шел от Пра­во­сла­вия и стал зани­мать­ся йогой. Он достиг созер­ца­ния это­го внут­рен­не­го све­та, кото­рые йоги­ны при­ни­ма­ют за Абсо­лют. Пока­яв­шись и вер­нув­шись в Пра­во­сла­вие, он стал афон­ским мона­хом-исих­а­стом. По сло­вам о. Софро­ния, не сле­ду­ет сму­щать­ся из-за того, что неко­то­рые прак­ти­ки, похо­жие на хри­сти­ан­ские, есть и в дру­гих рели­ги­ях. Это объ­яс­ня­ет­ся един­ством чело­ве­че­ской при­ро­ды. Для “совле­че­ния чувств”, сосре­до­то­че­ния, вхож­де­ния в глу­би­ны сво­е­го суще­ства и в йоге, и в иси­хаз­ме при­ме­ня­ют­ся схо­жие тех­ни­че­ские при­е­мы. Одна­ко, мисти­ки-пан­те­и­сты, в том чис­ле, йоги­ны, в сво­их глу­бо­ких пере­жи­ва­ни­ях созер­ца­ют не Бога, а самих себя, свой соб­ствен­ный образ Божий, и, не зная лич­но Истин­но­го Бога, при­ни­ма­ют его Бога себя; как бы отра­жен­ный свет луны счи­та­ют све­том солнца.

Если даже пред­по­ло­жить, что мисти­ки дру­гих рели­гий име­ли опыт обще­ния с Богом (св. апо­стол Павел в пер­вой гла­ве Посла­ния к рим­ля­нам, пишет, что для языч­ни­ков откры­то Бого­по­зна­ние), это ни есть истин­ное Бого­по­зна­ние. Есть истин­ный опыт обще­ния с Богом и не истин­ный. Истин­ный – это обще­ние в Свя­том Духе через Иису­са Хри­ста. Так как вне хри­сти­ан­ства это не дано или дано частич­но, а чело­ве­че­ство так или ина­че стре­мить­ся в духов­ные сфе­ры, то при­ме­ня­лись некие сур­ро­га­ты, начи­ная от гал­лю­ци­но­ге­нов и иступ­лен­ных пля­сок и закан­чи­вая утон­чен­ной пси­хо­тех­ни­кой: или раз­ра­бо­тан­ны­ми спо­со­ба­ми вос­пи­та­ния ума (как в нео­пла­то­низ­ме), или пси­хо­фи­зи­че­ски­ми тех­ни­ка­ми, как в Индии или Китае). Так или ина­че, это есть попыт­ка попасть в духов­ный мир “с чер­но­го вхо­да”, минуя един­ствен­ную дверь, кото­рая есть Христос.

Йоги­ны пола­га­ют, что после оста­нов­ки всех пси­хи­че­ских про­цес­сов и дости­же­ния сама­д­хи, то есть состо­я­ния сосре­до­то­че­ния без содер­жа­ния, “выжи­га­ют­ся семе­на кар­мы” и это гаран­ти­ру­ет от ново­го пере­рож­де­ния и поз­во­ля­ет в любой момент навсе­гда осво­бо­дить­ся от тела.

Дат­ский про­фес­сор Йохан­нес Огорд, в тече­ние десят­ков лет изу­чав­ший йогу, в том чис­ле в Индии, назвал йогу искус­ством смер­ти, тер­мо­ядер­ным ору­жи­ем инду­из­ма в его войне про­тив жиз­ни. Дей­стви­тель­но, если хри­сти­а­нин гото­вит­ся к смер­ти, что­бы вос­крес­нуть и жить веч­но с Хри­стом, то йогин посвя­ща­ет всю жизнь тому, что­бы уме­реть совер­шен­но и навсе­гда (или еще коро­че: хри­сти­а­нин уми­ра­ет, что­бы жить, а йогин живет, что­бы умереть).

Такой имен­но насто­я­щей аске­ти­че­ской йогой в Рос­сии у нас мало кто зани­ма­ет­ся, раз­ве что буд­ди­сты. Мож­но, конеч­но, пред­по­ло­жить, что у нас кто-то может зани­мать­ся и насто­я­щей инду­ист­ской йогой. Одна­ко, все­воз­мож­ные гуру и дер­жа­те­ли йоги­че­ских цен­тров в Рос­сии фак­ти­че­ски зани­ма­ют­ся нью­эй­д­жев­ской йогой, в кото­рой прак­ти­че­ски отсут­ству­ет аске­тизм, и толь­ко изред­ка прак­ти­ку­ет­ся вре­мен­ное уеди­не­ние, меди­та­ция, чте­ние мантр, кото­рые нуж­ны для осво­бож­де­ния от мыс­лей и сосре­до­то­че­ния. Цель такой йоги – некое успо­ко­е­ние, вхож­де­ние в бла­жен­ное состо­я­ние и не более того. Такая йога дале­ка от изна­чаль­ной так­же как Москва от Владивостока.

И, нако­нец, сей­час полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние так назы­ва­е­мая фит­нес-йога – это эле­мен­ты йоги­че­ских упраж­не­ний для поху­да­ния, под­тя­ги­ва­ния и укреп­ле­ния мышц, рас­тя­же­ния свя­зок и, вооб­ще, при­об­ре­те­ния хоро­ше­го телес­но­го тонуса.

Гово­ря о духов­ной опас­но­сти от заня­тий йогой, мож­но крат­но ска­зать так: если будешь зани­мать­ся насто­я­щей инду­ист­кой или буд­дист­кой йогой – впа­дешь в само­обо­льще­ние ‑будешь счи­тать себя “богом”, а если будешь зани­мать­ся нью­эй­д­жев­ской йогой – так­же впа­дешь в пре­лесть. Как поет уже упо­мя­ну­тый Борис Гре­бен­щи­ков, точ­но опи­сы­вая состо­я­ние ньюэждевца:

А я хожу и пою,
И все вокруг Бог;
Я сам себе суфий
И сам себе йог.
В серд­це печать
Неиз­быв­ной красы,
А в голове
Туман над Янц­зы
.

От заня­тий фит­несс-йогой серьез­ных духов­ных послед­ствий нет, впро­чем, как пра­ви­ло, фит­не­сом зани­ма­ют­ся люди, кото­рые вооб­ще не живут ника­кой духов­ной жиз­нью. Для чего нуж­ные таким людям “под­тя­ну­тые” телес­ные фор­мы? Для карьер­ной “эффек­тив­но­сти”, тще­сла­вия и того что­бы нра­вить­ся про­ти­во­по­лож­но­му полу. По мое­му мне­нию, пра­виль­нее ска­зать любой фит­нес, не толь­ко с эле­мен­та­ми йоги, сам по себе не душе­по­ле­зен. Люди, кото­рые слиш­ком забо­тят­ся о сво­ем внеш­нем виде и здо­ро­вье тем самым сви­де­тель­ству­ют, что они не живут духов­ной жизнью.

Мне не раз дово­ди­лось слы­шать или читать утвер­жде­ния рос­сий­ских адеп­тов йоги, что, дескать, индий­ские йоги живут дол­го и счаст­ли­во, при этом не боле­ют тяже­лы­ми хро­ни­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, на них не давит груз стрес­сов и нере­шен­ных про­блем. Это чистей­шая ложь, миф. Нату­раль­ная йога вред­на не толь­ко для души, но и для телес­но­го здо­ро­вья, не смот­ря на то, что одна из раз­но­вид­но­сти тан­три­че­ской йоги – хатха-йога – обе­ща­ет дать несо­кру­ши­мое здо­ро­вье и веч­ную жизнь в физи­че­ском теле, при­чем в чудо­твор­ном, все­силь­ном состо­я­нии бога.

Все­об­щая дис­пан­се­ри­за­ция, кото­рая была в Индии (пер­вый и послед­ний раз) в 1980-ых годах, пока­за­ла, что йоги­ны, кото­рых там несколь­ко мил­ли­о­нов чело­век, живут в сред­нем даже мень­ше, чем обыч­ный житель Индии и стра­да­ют, к тому же, мас­сой забо­ле­ва­ний. Напри­мер, ката­рак­той глаз, пото­му что посто­ян­но кон­цен­три­ру­ют­ся на солн­це, выви­ха­ми суста­вов, арт­ри­та­ми и арт­ро­за­ми из-за часто­го нахож­де­ния подол­гу в про­ти­во­есте­ствен­ных позах. Йоги стра­да­ют буке­том забо­ле­ва­ний верх­них дыха­тель­ных путей и желу­доч­но-кишеч­но­го трак­та, пото­му как каж­дый день дела­ют клиз­мы, жгу­та­ми очи­ща­ют носо­глот­ку, что со вре­ме­нем прак­ти­че­ски уни­что­жа­ет сли­зи­стую обо­лоч­ку в кишеч­ни­ке и носо­вой поло­сти. Напри­мер, неко­то­рые опыт­ные йоги­ны гло­та­ют один конец длин­но­го жгу­та, и когда тот выхо­дит их аналь­но­го отвер­стия, начи­на­ют его туда-сюда дви­гать, думая, что этим о ни “очи­ща­ют” кишеч­ник. Одна­ко послед­ствие такой очит­ки одно – хро­ни­че­ский гастрит, энте­ро­ко­лит и прок­тит. Не смот­ря на то, что все они, за исклю­че­ни­ем жена­тых, дают обет без­бра­чия, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство йоги­нов ока­за­лись боль­ны хро­ни­че­ски­ми… вене­ри­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. Те же йоги­ны, кото­рые не хотят под­да­вать­ся блуд­ной стра­сти, весь­ма часто оскоп­ля­ют себя изу­вер­ски­ми спо­со­ба­ми, или, напри­мер, на потре­бу тури­стам и для умерщ­вле­ния сво­их поло­вых орга­нов под­ве­ши­ва­ют к ним кир­пи­чи или дру­гой груз.

Увы, ради неболь­шой денеж­ки от “бело­го вар­ва­ра” индий­ские аске­ты гото­вы на самые изу­вер­ские упраж­не­ния вплоть до под­ве­ши­ва­ния себя крю­ка­ми за реб­ра. В Индии очень мно­го про­блем, и глав­ная из них – чудо­вищ­ная нище­та, мно­гие рож­да­ют­ся и уми­ра­ют на ули­цах, живут на один дол­лар в месяц. Для неко­то­рых без­дом­ных весь йоги­че­ский цирк – это спо­соб най­ти про­пи­та­ние от тури­стов, ни о каком духов­ном совер­шен­ство­ва­нии и речи даже нет.

Кста­ти, питье мочи и клиз­мы при­шли к нам из йоги (и не в послед­нюю оче­редь уси­ли­я­ми Ген­на­дия Мала­хо­ва – на мой взгляд, шар­ла­та­на, уже дли­тель­ное вре­мя веду­ще­го пере­да­чу о “здо­ро­вом обра­зе жиз­ни” на Пер­вом кана­ле). Пить мочу, толь­ко коро­вью, при­ня­то в шива­из­ме, при этом шива­и­ты еще упо­треб­ля­ют и коро­вий навоз. Кста­ти, насто­я­щие индий­ские аро­ма­ти­че­ские палоч­ки пред­став­ля­ют собой суше­ную смесь аро­ма­тов и коро­вьих экскрементов.

- Что ска­зать в заклю­че­нии? При­скорб­но, что нема­ло рос­си­ян от сво­ей духов­ной без­гра­мот­но­сти, думая, что у сосе­да тра­ва зеле­ней, при­ни­ма­ют на веру лож­ные язы­че­ские и сек­тант­ские само­об­ман­чи­вые зна­ния, кото­рые у самих “сосе­дей” взы­ва­ют уны­ние и безыс­ход­ность; пыта­ют­ся духов­но вырас­ти на том, от чего “сосе­ди” дегра­ди­ру­ют; пыта­ют­ся оздо­ро­вить­ся тем, что и самим “сосе­дям” не дает здоровья.
Мате­ри­ал под­го­тов­лен Мак­си­мом Сте­па­нен­ко , руко­во­ди­те­лем Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Том­ской епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Впер­вые опуб­ли­ко­ва­но Мис­си­о­нер­ско-апо­ло­ге­ти­че­ским про­ек­том “К Истине”: http://www.k‑istine.ru/occultism/occultism_plotnikov.htm 10.09.2008.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=113272

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки