<span class="bg_bpub_book_author">Виталий Питанов</span> <br>Тождественен ли смысл понятий “религия” и “йога”?

Виталий Питанов
Тождественен ли смысл понятий “религия” и “йога”?

(2 голоса5.0 из 5)

Адепты псевдорелигиозного движения New Age активно распространяют миф об отсутствии принципиальной разницы между существующими религиями, о том, что все религии ведут к одному и тому же Богу, а их мистическая практика — к одному и тому же духовному результату…

Утверждается, что осознанию этого духовного тождества последователям разных религий препятствует исключительно их собственное невежество. Столь известную идею распространяют теософы, агни-йоги, бахаисты и многие другие представители так называемых “нетрадиционных религиозных движений” [1]. Выступая в качестве апологетов идеи “братства религий”, они с легкостью прибегают к своему излюбленному оружию – лжи [2], выдвигая для защиты своих убеждений, в частности, следующий аргумент: слово “религия” происходит от латинского religare и перевод его в точности соответствует значению санскритского слова “йога” — “связь”.

Вот как об этом писала Елена Рерих: “…есть истинная религия …в каждой церкви …ответвлении единой мировой истины …. Религия произошла от слова “религаре”, что означает связь с Высшим. Потому все, искренне стремящиеся, по натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой истины” [3]; “…есть естественная Йога, истинная связь с Высшим” [4]. Логика рассуждений ньюэйджеров проста: раз оба понятия одинаково переводятся, значит, они обозначают одно и то же. Следовательно, все религии тождественны йоге, в частности между христианством и индуизмом нет принципиальной разницы, а потому христианин вполне может практиковать йогу, не переставая при этом оставаться христианином. На первый взгляд, последовательность рассуждений выглядит красиво. Но состоятельна ли она по существу? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Необходимо отметить, что современная наука не может точно определить этимологию термина “религия”. Одни исследователи возводят истоки этого понятия к латинскому слову religio – “совестливость”, “благочестие”, “благоговение”, “святость”, “богослужение” [5]. Другие — к латинскому глаголу relegere , означающему “вновь собирать”, “снова обсуждать”, “опять обдумывать”, “откладывать на особое употребление” [6]. Блаженный Августин считал, что слово “религия” произошло от глагола religere – “воссоединять” [7]. Есть и те, кто считает, что термин “религия” происходит от латинского глагола religare – “связывать”, “соединять” [8]. Как видим, мнения разделились, поэтому предложение одного-единственного из, по крайней мере, четырех возможных вариантов перевода термина “религия”, одновременно с умолчанием о существовании других предположительных переводах, свидетельствует либо о недостаточной компетентности в данном вопросе, либо о пристрастии к некорректной аргументации, не исключающей сознательные недомолвки. Но умолчание такого рода — это форма лжи, ложь же никогда не служила признаком высокого духовного развития человека, скорее, напротив.

Не все так просто и с понятием “йога”. Слово “йога” имеет около двадцати словарных значений [9], например, “средство”, “способ”, “единение”, “действие”, “укрепление” [10], в том числе его можно перевести и как “связь”, но при этом не стоит забывать и о других вариантах возможного перевода. Для активных сторонников перевода термина “йога” словом связь, понимающих связь как соединение души человека с Богом, приводим мнение по этому вопросу известного буддолога Е.А. Торчинова: “Обычно слово “йога” (кстати, по одной из версий слово “религия” также означает “связь”) интерпретируется как связь человеческого духа с Абсолютом, единение души и Бога. Это совершенно неправильно, тем более что даже йога Патанджали никакого соединения не предполагает. Корень “юдж”, к которому восходит слово “йога”, означает прежде всего “запрягать коня”; поэтому “йога” скорее всего – связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания” [11]. Как видим, связь связи рознь. Связь как единение с богом и связь как единение чувств, мыслей и “психического фактора” — это совершенно разные вещи. Можно практиковать йогу и при этом не верить в Бога, как это делают, например, буддисты. Даже если согласиться с версией происхождения понятия религия от лат. глагола religare , то в христианстве Богообщение, связь с Богом является личностной, а отнюдь не связью “чувств, мыслей и психических факторов”. Без личной связи с Богом, согласно христианскому мировоззрению, ни одно учение не может быть названо религиозным [12]. Если йога подразумевает самостоятельное раскрытие божественности человека, то христианин всегда помнит о словах Христа: “без Меня не можете делать ничего” (Ин.15:5) – мистическая практика христианина и йога фундаментально отлична уже по этому критерию, однако оккультисты активно стремятся убедить своих последователей в обратном: “…истинное христианство ни в чем не расходится с Учениями Востока [13] …” [14]. И это притом, что, например, тот же буддизм отрицает существование Личного Бога и, по сути, является носителем атеистических идей. Его, а также индуистскую йогу, можно квалифицировать как “мистическое учение”, но не как религию в христианском понимании этого термина.

Рассмотрим каким образом, в соответствии с реальной мистической практикой йоги, осмысляется термин “йога”. “Во-первых, йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояние реализации религиозной прагматики учения – “освобождение” [15] …” [16]. Но, как мы уже отметили, в отличие от йогической практики, цель которой – достижение определенных состояний сознания, растворение в Абсолюте, христианское подвижничество, в том числе молитвенная практика, имеет своей целью живое и личностное Богообщение. Например, прп. Макарий, живший в конце IV – начале V в., писал: “Молитва наша, одновременно мудрая и горячая, должна быть ожиданием Бога — вплоть до того, как Бог явится и войдет в нее, … все, что мы взыскуем в молитве – это приход Бога” [17] . Христианские подвиги совершаются христианином ради Бога, во имя единения с Ним, но они не являются автоматическим способом реализации этой цели, та же молитва в деле спасения очень важна, но сама по себе она еще не является гарантом спасения: ” … Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21).

Слово “йога” также ” … употребляется для обозначения одной из даршан [18] (религиозно-философских систем) ортодоксальной [19] … философии (индуизма. – В.П.)…” [20]. Христианское учение выражено в Священном Писании [21] и Священном Предании [22] Церкви. Но оно принципиально отличается от Вед, на которые опирается ортодоксальная философия индуизма. Призми этом в Священном Писании сказано: “Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына” (2Ин. 1:9). Какое же отношение имеют Веды к Священному Писанию и Священному Преданию Церкви? По своему содержанию – никакого [23]. Главные боги Вед [24] — это Индра [25] и Варуна [26]. Христос же учил любви к Единому Истинному Богу: “… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь” (Мф. 22:37–38). О людях, нарушающих эту заповедь, Священное Писание учит: “Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете” (Втор. 11:26–29). Христос призывал почитать Бога, явленного через Божественное Откровение, но не языческих богов Индру и Варуну, которых уже не почитают даже сами индусы.

В третьем “…значении слово “йога” означает колдовство, волшебство, магию и магические силы и способности (в частности “йогини” тантрических текстов – это не женщины-йогины, а колдуньи или бесовки)” [27]. Отношение к бесам и самому дьяволу в Священном Писании выражено недвусмысленно: “Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин. 8:44). Фактически третье значение “йоги” можно назвать проще — сатанизм. В этом случае ни о какой тождественности смысла понятий “йога” и “религия”, в христианском его понимании, даже речи идти не может. Бог — Источник жизни, ее Творец (Быт.1:1–31), сатана — убийца. Сатанизм же — не религия, а ее антипод, так как соединяет человека не с Богом, а с сатаной-богоборцем. Но здесь закономерно возникновение вопроса: “…что общего у света с тьмою?” (2Кор.6:14).

Виталий Питанов

Источник: Апологет

Использованная литература

1. См.: Виталий Питанов Миф о “братстве религий”, как метод борьбы с традиционными религиями.

2. См.: Там же.

3. Письма Елены Рерих. 1932–1955. (Письмо от 26.11.1938). Новосибирск. Вико. 1993. — С. 361.

4. Живая этика. Братство. 519.

5. См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002. — С. 61.

6. См.: Там же. — С. 61.

7. См.: Там же. — С. 62.

8. См.: Там же. — С. 61.

9. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. — С. 218.

10. См.: http://tibet.ru/encyclopedia/j/index.html#1

11. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр “Петербургское Востоковедение”. 1998. — С.181.

12. См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002. — С. 62.

13. О том, соответствует ли это заявление действительности, см.: Виталий Питанов Суд совести: агни-йога против христианства.

14. Письма Елены Рерих 1929–1939. Т.1. Минск. Лотаць. 1999. — С. 524.

15. Чаще всего, говоря об “освобождении”, в йоге понимается слияние с Абсолютом, сопровождающееся полной потерей личности. Природа Абсолюта при этом обычно мыслится тождественной природе человеческой души. См.: Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.

16. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр “Петербургское Востоковедение”. 1998. — С. 181.

17. Псевдо–Макарий. Гомилия 33. Цит. по: Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. ‑М., Путь. 1994. — С. 182

18. Даршана – в индуизме интеллектуальное, духовное видение всего сущего. Даршанами называют основные религиозные учения индуизма. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. — С.161.

19. В индуизме есть ортодоксальные и неортодоксальные философские системы. Ортодоксальные системы признают авторитет Вед, неортодоксальные — отвергают. См.: Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда / Традиционный индуизм: краткая характеристика.

20. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр “Петербургское Востоковедение”. 1998. — С. 181.

21. См.: Виталий Питанов Избранные вопросы православной апологетики / Богооткровенность Священного Писания.

22. См.: Виталий Питанов Избранные вопросы православной апологетики / Необходимость Священного Предания.

23. См.: Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.

24. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., Изд. “Восточная литература” РАН. 2002. — С. 172.

25. Индра – главное божество пантеона Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. — С.201.

26. Варуна – один из самых древних и значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся блюстителем космических и нравственных законов, был карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. — С. 113.

27. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр “Петербургское Востоковедение”. 1998. — С. 181.

Комментировать

2 комментария

  • Аноним, 06.11.2012

    😉 Согласна!!!!Это учение не от Бога!!!И записки Рерих я читала.Она была одержимой.

    Ответить »
  • Аноним, 06.11.2012

    🙂 спс вам за статью. 🙂

    Ответить »