<span class=bg_bpub_book_author>Александр Болмасов</span> <br>С чем едят тыкву, или Хэллоуин как он есть

Александр Болмасов
С чем едят тыкву, или Хэллоуин как он есть

(4 голоса5.0 из 5)

31 октября. Россия. Большой город. Вечер. Сгущающиеся сумерки этого дня с каждым годом все больше настораживают — на улицах то тут, то там начинают проступать очертания зловещих призраков с огненными очами, над автомагистралями повисают ведьмы.

Из метро вдруг появляются шумные толпы рогатых существ, покойников, бесов… Что происходит? Откуда все это появилось и куда оно может привести?

Это так называемый Хэллоуин — один из древнейших праздников в мире. А точнее, мистический карнавал, в котором переплелись дохристианская языческая традиция кельтского фестиваля мертвых и чествования злых духов Самхэйн, римского Дня Помоны и католического Дня всех святых.

Что было, когда не было тыкв?

История Хэллоуина насчитывает не менее двух тысячелетий. Свое начало он берет в кельтской мифологии как «фестиваль мертвых», отмечался в последний день года по кельтскому календарю, который приходится на 31.

Экономика древних кельтов, обитавших на землях современной Великобритании и северной Франции, базировалась на скотоводстве. Поэтому их календарь был привязан к циклу сельскохозяйственных работ. В октябре собирали урожай, овец пригоняли на ближние пастбища, весь рогатый скот следовало подготовить к зиме, а завершение сельхозработ знаменовало конец старого годового цикла и зарождение нового, открывающегося холодным и темным сезоном, ассоциирующимся с процессом угасания жизни — смертью. Именно поэтому на 31 декабря приходится самый главный кельтский праздник Самхэйн (Samhain), названный так по имени страшного языческого князя тьмы и повелителя мертвых, который в это время брал в плен Солнце (верховное божество).

Для кельтов это была самая страшная ночь в году. Согласно их мифологии, в ночь Самхэйна не только лето сменялось зимой, а день — ночью, но и жизнь — смертью, а все барьеры между материальным и сверхъестественным, миром живых и миром мертвых временно размывались, и между ними открывались ворота в прошлое и будущее. Время и стихии становятся доступны в настоящем, а человек на время имеет возможность выйти за пределы своего времени и осознать свое место в бесконечных коридорах бытия и может с наибольшей легкостью проникнуть в мир теней. Однако переход в другое пространство или время рискован и опасен, сопряжен с болью и страданиями. В эту ночь стражи прежде неприступных границ мира людей и мира сидов (волшебных существ, настроенных по отношению к людям нейтрально или враждебно) и люди могут проникать в миры друг друга. Демоны, тени хранителей врат в преисподнюю, вся нечистая сила покидает свои рубежи и устремляется на землю, смешиваясь с живыми и принимая разные обличья: вселялись в животных, а самые опасные — в котов. Она несет с собой беды, угрожает уничтожить скот и урожай. Кельты также верили, что на Самхэйн к ним не только приходили демоны, но и призраки умерших в течение года людей возвращались к родным очагам. Поэтому 31 октября люди одевались так же, как эти существа, дабы те не причинили им вреда. А чтобы задобрить демонов, кельты делились с ними частью своего урожая, принося в жертву животных, овощи и фрукты.

С этой же целью друиды (жрецы племен, являвшихся по одним версиям учеными, поэтами и духовными вождями, а по другим — еще и неким мистический орденом, контролировавшим все аспекты жизни кельтского народа) собирались в дубовых рощах на вершинах холмов (кельты считали дубы священными деревьями). Там, вдали от людей, они разжигали огромные костры, отдавая честь умершим сродникам, освещая им путь и отвлекая демонов своих жилищ. Исследователи истории кельтов полагают также, что в день Самхэйна люди тушили весь огонь в домах, чтобы наутро, когда празднество заканчивалось, разжечь очаги от углей священных костров друидов. В течение всей зимы этот огонь согревал и защищал дом от нечистой силы. Там же, уповая на поддержку потусторонних сил, жрецами совершались гадания и делались предсказания на будущее. Страх перед холодной неизвестностью грядущей зимы и полная зависимость от свирепых природных условий делала эти жертвоприношения и пророчества своеобразной гарантией определенности на период зимовки.

Ирландия. Проросшее зернышко

От кельтов праздник унаследовали ирландцы, которые привнесли в него главную особенность современного Хэллоуина — ритуал «Trick or treat» («Пакость или подарок»).

Римляне. Имперская селекция

К 43 году нашей эры, когда римляне завоевали большую часть кельтских земель, населявшие их племена праздновали Самхэйн уже на протяжении нескольких веков.

В результате 400-летней интервенции Рима Самхэйн слился с двумя римскими праздниками: Фералия (Feralia) и Помона (Pomona). Первый отмечался в феврале и был связан с поминовением усопших. Второй праздновался в честь Помоны — богини деревьев, фруктов и растений. Символом Помоны служило яблоко — атрибут, дошедший до наших дней и вошедший в современные обряды Хэллоуина.

Христианство

Когда христианские миссионеры пришли на острова Британии и Ирландии и начали вытеснять древний языческий культ друидов, местным племенам пришлось приспосабливать свои традиции под новые католические порядки.

В 601 году Папа Григорий I издал эдикт, в котором рекомендовал миссионерам не искоренять ритуалы возжигания аборигенами ритуальных костров, но поддерживать, если местные жители согласятся посвящать их Христу. Схожую трансформацию претерпели и другие традиционные представления кельтов о мироздании — сиды теперь стали ассоциироваться с бесами и дьяволом, а кельтская преисподняя — с христианским адом. Подобная политика Церкви, разумеется, не искоренила народное оккультное мировоззрение и древние мистические практики, но привела к тому, что их последователи стали восприниматься обществом как колдуны и ведьмы (именно поэтому начиная с эпохи Средневековья чернокнижники и их последователи выбрали ночь Самхэйна для проведения своих шабашей).

Для окончательного же искоренения языческого фестиваля Самхэйн в 835 году Папа Григорий IV перенес с 13 мая на 1 ноября празднование Дня всех святых (All Saint’s Day, или Hallowmas, или All Hallows), день, когда чествовали святых и мучеников, у которых не было своего праздника в течение года.

Канун Дня всех святых — ночь Самхэйна — получил в средневековом английском языке название All Hallow’s Even, или All Hallows Eve («вечер всех святых»). Позже его стали называть Hallowe’en, и в конце концов — Halloween (Hallow E’en).

В 1000 году Церковь объявила 2 ноября Днем всех душ (All Souls Day). Поминки же проходили в виде карнавальных шествий, участники которых облачались в костюмы ангелов и дьяволов и жгли большие костры.

Все три даты — канун Дня всех святых (31 октября), День святых, и День всех душ — назвали Хэллоумасом.

США. Североамериканский резонанс

Современные черты Хэллоуина окончательно сформировались уже в XIX веке, когда европейцы открыли Новый Свет. На континенте свободы древние представления о пробуждении орд бесов буквально обрели второе дыхание — в канун Хэллоуина по многим городам США прокатывались волны акций мелкого вандализма и бесчинств. В результате к 20-м годам прошлого века лидерам бойскаутского движения пришлось инициировать встречное движение по восстановлению «культурных» форм празднования под лозунгом «За здоровый Хэллоуин!» («Sane Halloween!»). Были возрождены маскарады и обряды выпрашивания конфет. Естественно, что движение нашло горячую поддержку у кондитеров и производителей праздничной атрибутики. Хэллоуин так и не стал в США официальным праздником, хотя и считается самым массовым после Рождества.

Ночь всех тыкв. Легенда о Джеке-фонаре

Сегодня Хэллоуин немыслим без призрака, сверкающего огнем из глазниц в тыквенной голове. Этого персонажа зовут Джек-фонарь (Jack-O`Lantern) и своим появлением он обязан герою ирландской легенды — неприкаянному пропойце-кузнецу по кличке Скупой Джек.

Джек-фонарьОднажды в канун Дня всех святых дебошир и пьяница Джек зашел в паб пропустить кружечку-другую эля и повстречался там с дьяволом, который стал торговаться с ним о душе. В конце концов Джек обещал дьяволу свою душу в обмен на кружку эля, и тот обратился в шестипенсовик, чтобы беспечный алкоголик смог заплатить за спиртное. Но хитрый Джек, вместо того чтобы отдать чертову монетку трактирщику, положил ее в карман, туда, где у него хранился серебряный крестик. Само собой, дьявол из кармана выбраться уже не мог (а хотелось). Замученный крестом, бес просил пощады, но на этот раз за хитрый кузнец в обмен на нее потребовал свою свободу, чтобы дьявол оставил его в покое на 10 лет. Тот принял его условия и сгинул.

Ровно через 10 лет враг рода человеческого явился к Джеку и предъявил права на его душу. Однако Джек и тут проявил смекалку: в последней просьбе он попросил предъявителя сорвать для него с дерева яблоко. Тот поразмыслил и согласился. Но когда дьявол встал кузнецу на плечи, чтобы достать до яблоневой ветки, Джек быстро вынул нож и нацарапал на коре дерева изображение креста, лишив услужливого черта шанса спуститься на землю. Бес беспомощно повис в воздухе, и снова начался торг. Теперь уже Джек потребовал, чтобы дьявол навеки отказался от попыток заполучить его душу. И опять невезучий обитатель ада согласился. А что было делать?

Когда Джек наконец умер (в том же, кстати, году), его душа наивно подалась в Рай. Бог, естественно, отказался поселить грешного пьяницу в Раю и прогнал его ко всем чертям. Однако и в аду, как выяснилось, Джека никто не ждал: дьявол сдержал слово и отказался приютить душу ирландца. На вопрос «Куда же мне теперь идти?» хозяин заведения нелюбезно посоветовал ему убираться туда, откуда пришел. Вокруг была кромешная тьма… Душа Джека попросила огня. И дьявол, зачерпнув в адовом костре, выдал ей тлеющий уголь и отправил скитаться по свету. Но поскольку в преисподней дул сильный ветер, а у Джека была с собой репа, то несчастный положил уголек внутрь выеденной репы и отправился в свое вечное путешествие.

С тех пор Джек-с-Фонарем стал символом неприкаянной души, которая обречена бродить во тьме до Судного дня, а его страшное лицо вырезают из различных корнеплодов. Считалось, что адский светильник устрашал злых духов и фей в новогоднюю ночь и не давал путешественнику сбиться с пути. Такие же фонари использовались для охраны жилищ от злонамеренных потусторонних посетителей. В Ирландии и Шотландии головы, в которые потом вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, в Англии — из свеклы. Когда же ирладндские иммигранты прибыли в Новый Свет, они стали использовать для этого тыквы, потому что осенью их было больше, чем репы, к тому же они крупнее, да и смотрятся гораздо эффектнее.

Вот так тыква стала главным символом Хэллоуина, а его основными цветами — оранжевый и темно-фиолетовый (последний обозначает темноту, в которой блуждает душа Джека). Именно эти оттенки являются теперь уже классической хэллоуиновской палитрой.

Есть или не есть. Актуальные документы

Московский Патриархат Русской Православной Церкви, 1 ноября 2005 г.

Московский Патриархат Русской Православной Церкви уже не раз выступал против празднования Хэллоуина в России. По словам заместителя председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Всеволода Чаплина, «ритуалы, связанные с этим днем, с детства приучают людей к тому, что нужно отдавать злу какую-то дань, примиряться с ним, даже сотрудничать — вместо того, чтобы бороться со злом и решительно отвергать его, как учит Русская Православная Церковь».

(РИА Новости/Патриархия.RU)

Архангельская епархия РПЦ, 30 октября 2003 г.

Заявление Пресс-службы Архангельской епархии РПЦ

«В связи с информационными сообщениями о проведении праздника Halloween в общественных развлекательных центрах города Архангельска пресс-служба Архангельской епархии вынуждена предупредить общественность о возможном негативном характере данных мероприятий.

Религиоведческий анализ ранее проводимых мероприятий, связанных с традициями празднования «Хэллоуина», определенно квалифицирует их как ритуальные, ритуализированные или пародирующие формы религиозного языческого и сатанинского культа. Важной духовно-мировоззренческой особенностью мероприятий «Хэллоуин» является их подчеркнутая антихристианская направленность. Это выражается в самом названии — «Хэллоуин», в котором используется христианское понятие «святости», и календарной дате мероприятий (в ночь с 31 октября на 1 ноября) — накануне празднуемого Римско-Католической Церквью Дня всех святых. С данным обстоятельством связано неправильное восприятие некоторыми людьми мероприятий «Хэллоуина» как некоей «оригинальной» формы празднования католического Дня святых. Это обман, который в религиозной культуре сатанизма особо сакрализован, освящен, опять же, в противовес христианской культуре.

Поэтому главной духовной сутью проведения языческого сатанинского праздника «Хэллоуин» является демонстративное попрание христианами основ своей культуры и религии. Вместо прославления памяти христианских святых предлагается почитание темных нечистых сил. Мероприятия «Хэллоуина», как примитивная форма культового сатанизма, принципиально противоречат гуманизму. Религиозный сатанизм культивирует зло, ненависть, агрессию, нетерпимость в ущерб формированию чувств гуманности, терпимости, милосердия.

«Хэллоуин» уходит корнями в кельтские языческие верования. Его празднование противоречит исконным традициям русской культуры и образования. Негативные последствия его проведения были отмечены Департаментом образования г. Москвы. В официальном письме к руководителям образовательных учреждений говорится: «Не следует допускать проведения в учебных заведениях «Хэллоуина» в какой бы то ни было форме». Причиной такого решения послужили жалобы родителей и мнения специалистов департамента, ученых ГосНИИ семьи и воспитания РАО, Института педагогических инноваций РАО. Специалисты пришли к выводу «об однозначно негативных последствиях «Хэллоуина» для учебно-воспитательного процесса и его участников». Как поясняется в распоряжении департамента, «наличие в мероприятиях «Хэллоуина» элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т. д.) противоречит светскому характеру образования в государственных образовательных учреждениях, разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся».

Пресс-служба Архангельской епархии Русской Православной Церкви выражает серьезную обеспокоенность в связи с проведением в Архангельске общественных мероприятий, посвященных празднованию «Хелоуина». Участие и организация любых мероприятий, носящих элементы поклонения нечистым силам или возрождения языческих культов, несовместимо с исповеданием христианской веры»,- говорится в заявлении пресс-службы Архангельской епархии.

(Православное общество (братство) «Радонеж»)

Барнаульская епархия РПЦ

По случаю празднования Хэллоуина пресс-служба Барнаульской епархии Русской Православной Церкви направила в СМИ свое обращение. В документе, в частности, говорится: «В городе появились активные дьяволопоклонники, которые стремятся завлечь как можно больше людей. Для этого 31 октября, в сатанинский праздник Хэллоуин, они проведут свой шабаш в одном из театров города, прославившийся показом кощунственных опереток и выступлением блудливых содомистов. 13 ноября здесь же состоится сатанинское сборище «Пятница 13», и всю эту мерзость будут показывать по телевидению.

Пресс-служба Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви уполномочена заявить, — следует далее в обращении, — что праздник Хэллоуин представляет собой древний языческий обряд поклонения сатане. Во время этого праздника почти все население США участвует в обрядах имитации мертвых, переодеваясь в мертвецов. Недаром американские сатанисты открыто провозгласили этот день своим праздником».

Заканчивается обращение следующим: «Спонсорам этого бесчинства заявляем: деньги, пожертвованные сатане, не пойдут на пользу ни вам, ни людям».

(ИМА-пресс)

Владивостокская епархия РПЦ, 2005 г.

Как говорится в поступившем в «REGIONS.RU» сообщении ОВЦС МП, Владивостокская епархия РПЦ призвала бойкотировать проведение американского праздника «Хэллоуин», или Канун Дня всех святых. Как говорится в сообщении, праздник » Хэллоуин» представляет древний языческий обряд поклонения повелителю смерти сатане. Он отмечается накануне католического праздника — Дня всех святых. Хэллоуин возник как противопоставление ему. Наиболее популярен он стал в США. В этот день люди переодеваются в костюмы ведьм и чертей, «представителей» другой нечистой силы, пугают и разыгрывают друг друга. На первый взгляд — безобидное веселье. Однако на самом деле вольно или невольно во время праздника участники совершают обряд имитации мертвых, одеваясь как мертвецы и прося за них подарок. Непременный атрибут Хэллоуина — обряд «Trik or trak» («Пакость или подарок»), совершается приношение душам мертвых, связанных с сатаной. Недаром американская церковь сатаны открыто провозгласила этот день своим праздником, который, по их замыслам, должен быть используем в целях свидетельства о поклонении дьяволу.

Все активнее этот праздник культивируется и в России. «Несомненно, что все это является пропагандой сатанизма, — считает председатель миссионерского отдела Владивостокской епархии иеромонах Иннокентий, — Православная Церковь свидетельствует, что в России происходит сатанизация общественного сознания. Включаешь телевизор, радио, листаешь прессу — кругом символы, пароли, заклинания. Это стало привычным, но не перестало быть зловещим. С религиозной точки зрения то, что мы наблюдаем сегодня, — это облегчение путей проникновения в души людей сил тьмы. За насаждением культа насилия, разврата и оккультизма скрывается цель разрушения традиционной российской православной культуры и нравственности. В такой ситуации все нравственно здоровые силы нашего общества должны противостоять насаждению элементов сатанизма. Мы призываем к бойкоту «Хеллоуина», где бы его ни пытались отмечать».

(Информационное агентство «REGIONS.RU/Россия. Регионы»)

Екатеринодарская и Краснодарская епархия, Армянская Апостольская Церковь юга России, 2007 г.

Представители традиционных для Краснодарского края конфессий выступили с обращением по поводу духовной опасности Хэллоуина. Обращение подписали руководитель епархиального отдела образования и катехизации от Екатеринодарской и Кубанской епархии протоиерей Александр Игнатов, заместитель муфтия ДУМ РА и КК от Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края Фарид Рашиди и глава епархии от епархии Армянской Апостольской Церкви Юга России епископ Мовсес Мовсесян. По их мнению, этот праздник противоречит учению Церкви.

«Отмечая этот нечистый праздник, люди предстают в образе бесов и ведут себя соответствующим образом, чтобы духи тьмы не догадались, кто перед ними на самом деле», — говорится в обращении. В документе подчеркивается, что немногие в этот момент задумываются о том, что, перенимая образы сатанинской нечисти, а с ними в некоторой степени и бесовское мироощущение, уподобляют себя бесам и тем самым унижают и уничтожают свой образ, данный им Богом.

«Важной особенностью подобного рода мероприятий является их антихристианская направленность. Празднование Хэллоуина свидетельствует о кризисе культуры, когда люди перестают различать добро и зло. Участие в любых мероприятиях, носящих элементы поклонения нечистым силам или возрождения языческих культов, и их организация несовместимы с государственной политикой толерантности и устоями национальной культуры», — отмечают представители конфессий.

Религиоведческий анализ ранее проводимых мероприятий, связанных с традициями празднования Хэллоуина, определенно квалифицирует их как ритуальные, ритуализированные или пародирующие формы религиозного языческого и сатанинского культа.

«К сожалению, приходится признать, что некогда чуждое нашему народу сегодня принимается с распростертыми объятиями. Но с какой стати этот праздник должен приживаться у нас, в России, с богатыми духовно-нравственными традициями? Верующие традиционных для Кубани религиозных конфессий (православные христиане, мусульмане, армяне) никаким образом не должны принимать участие в подобного рода безумных мероприятиях, так как этот праздник носит сатанинский характер и разрушающе действует на человеческие души», — считают представители конфессий, подписавшие обращение.

(Информационный портал Краснодарского края ЮГА.ру)

Москва, 2007 г.

Уже 4 года как в московских школах праздновать Хеллоуин запрещено. Официальный запрет на этот мистический праздник вступил в силу в 2003 году, когда Департамент образования направил начальникам окружных управлений образования письмо о недопустимости проведения в учебных заведениях Хэллоуина. В этом году позиция департамента не изменилась, а значит, праздник нечисти в школах отменяется.

Такое решение было принято в соответствии с рекомендациями членов общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте, ученых ГосНИИ семьи и воспитания Российской Академии образования (РАО) и Института педагогических инноваций РАО. Авторитетные эксперты данных учреждений заявили об однозначно негативных последствиях «Хэллоуина» для учебно-воспитательного процесса и его участников. Они особо отметили наличие в мероприятиях «Хэллоуина» элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т. д.), которые противоречат светскому характеру образования в государственных образовательных учреждениях и разрушительны для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся.

(По материалам «Интерфакс»)

С письмом можно ознакомиться на сайте Портал.кредо.ру

Московская область

Департамент образования Москвы и министерство образования Московской области предупредили школы о недопустимости проведения мероприятий, посвященных кануну Дня всех святых — Хэллоуину.

Свердловская область, 2002 г.

Областной министр образования Валерий Нестеров поддержал обращение Екатеринбургской епархии, в котором осуждается «празднование кануна Дня всех святых», или Хэллоуина. В школы было отправлено письмо, суть которого сводится к тому, что педагоги ни в коем случае не должны использовать детский интерес ко всему необычному и таинственному (то есть к самому празднику Хеллоуин) без должного профессионального сопровождения, поскольку заимствование отдельных традиций в отрыве от социокультурного контекста не приводит ни к чему хорошему. В подобных случаях, как правило, все сводится к пропаганде насилия, зла и страха, а отнюдь не к познанию культурных традиций стран изучаемого языка.

(«Вечерние ведомости», Екатеринбург, 30.10.2002 г.)

Челябинская область, 2003 г.

Учителя английского языка в челябинских школах придерживаются мнения, что Хэллоуин в школе имеет право на жизнь только в качестве иллюстрации к урокам иностранного языка. Статус же народного гуляния католическому празднику педагоги решили не придавать.

(Челябинская ГТРК)

Великобритания, 23 октября 2001 г.

Не праздновать традиционный Хэллоуин в конце октября призвал свою паству католический архиепископ Винцент Николс из Бирмингема.

Вместо этого он призвал верующих собраться 31 октября в храмах на богослужение навечерия торжества Всех святых, чтобы «противостоять нарастающим тенденциям в массовом сознании связывать этот праздник со светскими, если не сказать языческими, обрядами».

Архиепископ Николс призвал настоятелей приходов подумать о том, как провести в общинах вечер 31 октября, чтобы показать окружающим жизненность Церкви. Торжество Всех святых, по словам прелата, может и должно стать для всего мира источником великого вдохновения и радости.

(Благовест-инфо)

Великобритания, 31 октября 2007 г.

Ряд британских ритейлеров согласились с доводами Англиканской Церкви и заявили о намерении продавать больше улыбающихся добрых масок. Во многих районах страны висят объявления со списком правил на Хэллоуин. В них, в частности, отмечается, что дети не должны выпрыгивать неожиданно из-за углов и шокировать взрослых, особенно пожилых.

(По материалам Русской службы новостей)

Швейцария, 2003 г.

Католический епископ Ниццы Жан Бонфис назвал Хэллоуин главнейшим праздником сатанистов всего мира, ничего общего не имеющим со средиземноморской и христианской культурой: «Все, что вселяет страх и имеет привкус смерти, исходит от дьявола».

(CWN/»Благовест-инфо»)

США, октябрь 2007 г.

Мэр г. Сан-Франциско Гэвин Ньюсом отменил Хэллоуин в своем городе. Причина запрета: опасность повторения прошлогодних беспорядков, в результате которых погибли девять человек, в том числе беременная женщина.

(www.rb.ru)

Эквадор, 2003 г.

В 1998 году министерство образования Эквадора впервые выступило с критикой «чуждого и языческого» праздника: «Мы не хотим иметь ничего общего с ведьмами и тыквами и не должны обманывать детей, рассказывая им небылицы о волшебстве», — заявил представитель федерального департамента по культуре Эквадора Эдди Андраде.

(По материалам Благовест-инфо и ENI)

31 октября Русская Православная Церковь чествовала память апостола и евангелиста Луки (I), прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515), сщмчч. Андрея, Сергия, Сергия, Николая пресвитеров, мц. Елисаветы (1937), мч. Марина Тарсийского (IV), прп. Иулиана Пустынника (IV), преставление вмц. Хрисы (Златы) (1795).

1 ноября — прор. Иоиля (800 до Р. Х.), мч. Уара и с ним семи мчч., учителей христианских (ок. 307), перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского (1238), сщмч. Сергия пресвитера (1937), блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320), сщмч. Садока (Шах-Дуста), еп. Персидского, и с ним 128 мучеников (342).

Заключение о мероприятиях Хэллоуина

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях специалистами лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания было проведено исследование происхождения, различных аспектов (религиоведческого, социально-психологического, культурологического и др.), а также воспитательных последствий празднования дня Хэллоуина в США и некоторых странах Западной Европы, практики мероприятий Хэллоуина в современной России, в том числе проводимых в образовательных учреждениях. Выводы данного исследования свидетельствуют о том, что мероприятия Хэллоуина в любом виде недопустимы в российской системе образования. Участие в них детей, педагогов, родителей учащихся наносит им серьезный морально-психологический ущерб, противоречит законодательству о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, принципам государственной политики в области образования, основному содержанию воспитательной деятельности российской школы. Пропаганда насилия, агрессии, аморализма, асоциального поведения в детской и молодежной среде, составляющая единственный реальный «воспитательный эффект» мероприятий Хэллоуина, особенно нетерпима в условиях противостояния всего российского общества и государства насилию и экстремизму. Все мероприятия Хэллоуина разрушительны для детей и взрослых в психологическом, педагогическом и социальном отношениях.

Специалисты Российской академии образования, Государственного НИИ семьи и воспитания, занятые научными исследованиями, разработкой содержания и методов воспитания в системе образования, в том числе гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, категорически рекомендуют органам управления образованием не только воздержаться от использования мероприятий Хэллоуина в воспитательной деятельности образовательных учреждений, но и принять все необходимые организационные меры для недопущения их проведения в образовательных учреждениях по инициативе отдельных педагогов и руководителей с одновременным разъяснением учащимся и педагогам негативных последствий празднования дня Хэллоуина для духовно-нравственного развития детей и молодежи, а также приобщать их к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном российском обществе.

Автор: Александр Болмасов

Источник: Татьянин день

Комментировать