Церковные суеверия в период воцерковления

Церковные суеверия в период воцерковления

(2 голоса5.0 из 5)

Всех суе­ве­рий, кото­рые “ходят” в наро­де, и не пере­чис­лишь. Это само­чин­ные “кано­ни­за­ции” и “про­слав­ле­ния” сомни­тель­ных исто­ри­че­ских пер­со­на­жей, и созда­ние и тира­жи­ро­ва­ние нека­но­ни­че­ских икон, ака­фи­стов, и рас­про­стра­не­ние рас­ко­ло­учи­тель­ной лите­ра­ту­ры, и мно­гое дру­гое… Хоро­шо бы с любо­вью объ­яс­нять людям, а не запре­щать голо­слов­но, так как порой такой запрет не увя­зы­ва­ет­ся с пра­во­слав­ной верой, полу­ча­ет­ся нару­ше­ние запо­ве­ди любви.

Чело­век впер­вые пере­сту­па­ет порог Церк­ви. От того, как его встре­тят в хра­ме пра­во­слав­ные при­хо­жане – зави­сит очень мно­гое. Дей­стви­тель­но, пой­дет ли в храм сно­ва девуш­ка, кото­рую, едва успе­ла она вой­ти, при­сты­ди­ли отсут­стви­ем плат­ка на голо­ве, джин­са­ми, кра­ше­ны­ми ног­тя­ми, а то и попро­сту выгна­ли? Сла­ва Богу, такие слу­чаи встре­ча­ют­ся всё реже. Но суще­ству­ет ещё нема­ло пре­пон на пути воцер­ко­в­ле­ния, и сре­ди них не послед­нее место зани­ма­ют суеверия.

Что зна­ет о Церк­ви ново­на­чаль­ный? Стро­го гово­ря, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство нынеш­них пра­во­слав­ных надо бы назы­вать ново­на­чаль­ны­ми. (Здесь и далее будем иметь в виду тех, кто совсем недав­но, ска­жем, пер­вый год начал посе­щать цер­ков­ные служ­бы, соблю­дать посты, и т.п.) Ново­на­чаль­ный прак­ти­че­ски ниче­го не зна­ет, или очень мало, а хочет знать всё. Знать, что­бы выпол­нять. Что важ­но в цер­ков­ной жиз­ни, что вто­ро­сте­пен­но, а что – вооб­ще чистой воды суе­ве­рие — это понять ему пока трудно.

Совре­мен­ный чело­век, суще­ству­ю­щий вне Церк­ви, уже, как пра­ви­ло, насквозь про­пи­тан все­воз­мож­ны­ми око­ло­цер­ков­ны­ми суе­ве­ри­я­ми. С ними он пере­сту­па­ет порог Церк­ви, а “внут­ри” его под­жи­да­ют новые суе­ве­рия, уже внут­ри­цер­ков­ные. Одно накла­ды­ва­ет­ся на дру­гое – и ниче­го хоро­ше­го ожи­дать не приходится.

Я рабо­таю в цер­ков­ной лав­ке, и мне при­хо­дит­ся общать­ся с раз­ны­ми людь­ми. Ново­на­чаль­ные мно­го­го не зна­ют, но всё же они ищут исти­ну. Они зада­ют вопро­сы о вере, о Боге, при­слу­ши­ва­ют­ся к сове­там. К сожа­ле­нию, суще­ству­ет опре­де­лен­ная кате­го­рия людей, кото­рые не чита­ют Свя­щен­ное Писа­ние, не выпол­ня­ют поста­нов­ле­ний Церк­ви, т.е. фак­ти­че­ски ниче­го не зна­ют и знать не хотят. Но счи­та­ют себя очень зна­ю­щи­ми и даже цер­ков­ны­ми пра­во­слав­ны­ми людь­ми, ведут себя излишне само­уве­рен­но. Поче­му-то часто от них мож­но услы­шать, что у них в роду были свя­щен­ни­ки или есть зна­ко­мый свя­щен­ник, от кото­ро­го они узна­ли то-то и то-то. Часто имен­но они явля­ют­ся носи­те­ля­ми и рас­про­стра­ни­те­ля­ми вся­че­ских суеверий.

Мно­гие ново­на­чаль­ные счи­та­ют, что в Церк­ви непре­мен­но обре­тут рай, а свя­щен­ник дол­жен быть непо­гре­шим как Гос­подь Бог. Стал­ки­ва­ясь с раз­лич­ны­ми нега­тив­ны­ми момен­та­ми они могут впасть уны­ние и даже уйти из Церкви.

5_002Пред­ставь­те себе ново­на­чаль­ную хри­сти­ан­ку, кото­рая с уми­ле­ни­ем воз­жи­га­ет у ико­ны свеч­ку и, не успев отой­ти от под­свеч­ни­ка, наблю­да­ет, как под­ско­чив­шая дежур­ная с воз­му­ще­ни­ем выдер­ги­ва­ет её све­чу, гасит, а то и сло­ма­ет попо­лам, и бро­са­ет в огар­ки. В чём при­чи­на? Да в том, что све­ча, ока­зы­ва­ет­ся, куп­ле­на не в этом хра­ме. Свя­щен­ник ска­зал при­хо­жа­нам на про­по­ве­ди, что запре­ща­ет ста­вить све­чи, куп­лен­ные в дру­гих хра­мах. А если кто поста­вит тако­вую, то поль­зы от неё не полу­чит. Толь­ко пото­лок зря коп­тить будет. (В неко­то­рых хра­мах даже объ­яв­ле­ния такие висят.)

Пред­ставь­те, что может чув­ство­вать в тот момент эта при­хо­жан­ка? Может быть, дежур­ная оза­бо­че­на тем, что­бы её род­ной при­ход полу­чал неко­то­рый доход с про­да­жи све­чей? Логич­но. Но для ново­на­чаль­ной при­хо­жан­ки, кото­рая, воз­мож­но, ещё не выбра­ла, в какой храм ей ходить на молит­ву, это посиль­ная жерт­ва Богу. Ново­на­чаль­ная верит, что пожерт­во­ва­ла на Цер­ковь, когда купи­ла све­чу и запла­ти­ла за неё день­ги. Верит, что эта све­ча воз­же­на ею, как види­мый сим­вол её молит­вы, горе­ния пред Богом. А то, что она купи­ла там, где поде­шев­ле, так это пото­му, что цены “не по кар­ма­ну”, а хочет­ся и Спа­си­те­лю, и Бого­ро­ди­це, и всем свя­тым, и на канун – вез­де све­чи поставить.

В пра­во­слав­ной лите­ра­ту­ре обыч­но под­чер­ки­ва­ет­ся: то, что мы видим на “цен­ни­ках” в хра­мах – так это не цены, а раз­мер реко­мен­ду­е­мо­го пожерт­во­ва­ния, и что если у вас нет денег, ска­жем, на совер­ше­ние како­го-либо таин­ства или тре­бы, то никто не отка­жет вам сде­лать это бес­плат­но. А све­чи в неко­то­рых мона­сты­рях лежат в ящи­ке сво­бод­но: бери и ставь, сколь­ко надо.

Неуже­ли неко­то­рые боят­ся, что при­хо­жане, насто­я­щие хри­сти­ане, не пожерт­ву­ют на храм столь­ко, сколь­ко им по силам, и даже боль­ше? И что храм поте­ря­ет некую часть дохо­да из-за непро­дан­ных све­чей? В любом слу­чае хоро­шо бы с любо­вью объ­яс­нять людям, а не запре­щать голо­слов­но, так как порой такой запрет не увя­зы­ва­ет­ся с пра­во­слав­ной верой, полу­ча­ет­ся нару­ше­ние запо­ве­ди любви.

Ещё одно воз­ра­же­ние насчет “чужих” све­чей: они могут быть неосвя­щен­ные. А что под­ра­зу­ме­ва­ет освя­ще­ние све­чи? Неко­то­рые пред­став­ля­ют совер­ше­ние неко­е­го чуть ли не кол­дов­ско­го риту­а­ла, бла­го­да­ря кото­ро­му све­ча полу­ча­ет силу для сжи­га­ния отри­ца­тель­ной энергии.

Рядом с моей лав­кой – тор­го­вый ком­плекс. При­хо­дят ко мне про­дав­щи­цы, поку­па­ют цер­ков­ные све­чи. Утром, перед откры­ти­ем мага­зи­на, что­бы были хоро­шие про­да­жи, све­ча­ми “сжи­га­ют отри­ца­тель­ную энер­гию”. То же дела­ют неко­то­рые у себя дома, напри­мер, после визи­та непри­ят­но­го чело­ве­ка. Даже тер­мин такой обри­со­вал­ся – “про­жи­гать све­чи” — это зна­чит, исполь­зо­вать их для “сжи­га­ния отри­ца­тель­ной энер­гии”, что­бы “убрать нега­тив”. С такой же целью неко­то­рые дома воз­жи­га­ют ладан, и при этом назы­ва­ют это дей­ство освя­ще­ни­ем квартиры.

Есть такое суе­ве­рие, что если све­ча сго­рит пол­но­стью, то испол­нит­ся зага­дан­ное жела­ние. Если не до кон­ца дого­рев­ший ога­рок убе­рет дежур­ная – жела­ние не испол­нит­ся. Мож­но уви­деть такое, напри­мер, у часов­ни Ксе­нии Блаженной.

Одно из самых диких суе­ве­рий – ста­вить све­чи на канун за живых людей (“что­бы им пусто было”). Для это­го све­чу зажи­га­ют, а потом вты­ка­ют горя­щим кон­цом вниз (может, какой заго­вор при этом нашёп­ты­ва­ют – не знаю). Гово­рят, что поми­на­е­мый дол­жен вско­ре уме­реть или ему будет очень плохо.

Ещё одна тема, кото­рая часто сму­ща­ет при­хо­жан (как пра­ви­ло, ново­на­чаль­ных) – это тема деся­ти­ны. Одна­жды на пра­во­слав­ном радио про­зву­чал вопрос: “Дол­жен ли отда­вать деся­тую часть дохо­да инва­лид пер­вой груп­пы по зре­нию (незря­чий!), если его доход – одна пен­сия (назва­на чудо­вищ­но мизер­ная сум­ма), и есть ижди­ве­нец”? Ответ был: “Дол­жен отда­вать деся­ти­ну с любой вели­чи­ны дохо­да, и в том чис­ле с пен­сии. Сум­ма, потра­чен­ная на тре­бы, в деся­ти­ну не входит”.

Как тут не сму­тить­ся ново­на­чаль­но­му? Навер­ня­ка, этот инва­лид нуж­да­ет­ся в серьёз­ной мате­ри­аль­ной под­держ­ке, а вме­сто неё ему сооб­ща­ют, что Цер­ковь все­гда гото­ва его обо­брать, снять послед­нюю шку­ру. Это у иуде­ев было – деся­тая часть. А мы хри­сти­ане. Кто-то име­ет боль­шой доход, и девять деся­тых отдаст в храм, а кому-то и помочь надо мате­ри­аль­но. А он может быть под­дер­жит сво­ей молит­вой тех, кто помо­га­ет хра­му деньгами.

Самые частые вопро­сы, кото­рые воз­ни­ка­ют у ново­на­чаль­ных, – это вопро­сы прак­ти­че­ские, свя­зан­ные с обря­до­вой сто­ро­ной цер­ков­ной жиз­ни. Имен­но они вызы­ва­ют порой недо­уме­ния, ста­вят в тупик. Так сло­жи­лось, что в каж­дой епар­хии, да что там, почти в каж­дом отдель­ном хра­ме фор­ми­ру­ют­ся свои пра­ви­ла. Они могут исхо­дить как от самих при­хо­жан, так и от духо­вен­ства. Это вполне объ­яс­ни­мо. Но когда мест­ным обы­ча­ям отво­дит­ся роль кано­ни­че­ско­го пра­ви­ла, начи­на­ют­ся недо­ра­зу­ме­ния, вво­дя­щие в соблазн новоначальных.

5_002В неко­то­рых при­хо­дах свя­щен­ни­ки не раз­ре­ша­ют при­хо­жа­нам при­ча­щать­ся чаще, чем один раз в три неде­ли. В дру­гих при­хо­дах ника­ких таких огра­ни­че­ний нет, и наобо­рот, гово­рят, что при­ча­щать­ся надо как мож­но чаще. Этот вопрос уже под­ни­мал­ся не одна­жды. Про­ще тому ново­на­чаль­но­му, кото­рый ходит в один толь­ко храм, выби­ра­ет одно­го свя­щен­ни­ка сво­им духов­ным настав­ни­ком и согла­сен послу­шать­ся ему во всём. Пола­га­ет­ся на его опыт и Божью Бла­го­дать. Но и у тако­во­го могут быть иску­ше­ния, если он услы­шит, что в дру­гих хра­мах свя­щен­ни­ки бла­го­слов­ля­ют при­ча­щать­ся, напри­мер, на каж­дой литур­гии или один раз в месяц. А при­хо­жане этих хра­мов порой счи­та­ют свои поряд­ки – исти­ной, а поряд­ки дру­гих при­хо­дов – ере­сью (ино­гда не без помо­щи самих священнослужителей).

Вот такой при­мер. На при­хо­де умер батюш­ка, насто­я­тель и един­ствен­ный свя­щен­ник хра­ма, един­ствен­но­го в город­ке. На его место при­был дру­гой, когда ещё гроб с покой­ным сто­ял посре­ди хра­ма. Новый насто­я­тель объ­явил при­хо­жа­нам, что при­ча­щать­ся чаще, чем раз в три неде­ли – это тяж­кий грех. Но ведь ещё три дня назад в хра­ме были дру­гие пра­ви­ла! Ста­рые при­хо­жане будут сми­рять­ся или ста­нут ездить в храм в сосед­ний горо­док. А что может про­изой­ти в душе ново­на­чаль­но­го? Ему фак­ти­че­ски ска­за­ли, что он тяж­ко согре­шал “по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ни­ка”. И если этот ново­на­чаль­ный уйдет навсе­гда из Хра­ма, то кто за это отве­тит пред Богом? И ещё, мне было боль­но смот­реть на ста­ру­шек, кото­рых отго­ня­ли от Чаши по выше­на­зван­ной при­чине. А может, какая-нибудь из них не при­ча­сти­лась в послед­ний раз? При­дет она домой и умрет с рас­строй­ства от сер­деч­но­го при­сту­па. Без Причастия.

Со вре­ме­нем, как пра­ви­ло, недо­ра­зу­ме­ния сгла­жи­ва­ют­ся. Мы настоль­ко раз­ные, и жизнь у каж­до­го своя, и обсто­я­тель­ства этой жиз­ни меня­ют­ся. Может быть, сто­ит пере­нять опыт пер­вых хри­сти­ан? Или не может быть для всех еди­но­го “рецеп­та”, как часто при­ча­щать­ся? И что делать тем, кто толь­ко при­хо­дит в храм? Они хотят знать, а у свя­щен­ни­ков не все­гда хва­та­ет вре­ме­ни и люб­ви, что­бы всё объяснить.

Быва­ет, Гос­подь ведёт чело­ве­ка Ему одно­му ведо­мы­ми путя­ми. Чело­век при­шёл в храм, и ему там было хоро­шо. Ходил чуть не каж­дый день и все­гда при­ча­щал­ся, не имея поня­тия о том, что надо как-то там по-осо­бо­му гото­вить­ся, читать мно­го-мно­го молитв и стро­го постить­ся. Через месяц-дру­гой узнал про пра­ви­ла и ска­зал, что если бы он знал зара­нее, что к при­ча­стию надо столь тща­тель­но гото­вить­ся, нико­гда бы, навер­ное, при­ча­щать­ся не стал – сил на такой подвиг у него не было. Воз­мож­но, что и от Церк­ви это его оттолк­ну­ло бы. А так Гос­подь дал ему воз­мож­ность укре­пить­ся Бла­го­да­тью и дал силы на молит­ву, пост и борь­бу с иску­ше­ни­я­ми от при­хо­жан­ки, кото­рая при­шла в ужас от соде­ян­но­го “гре­ха” и всё при­чи­та­ла: “Кай­ся, ты страш­ный грех совер­шил, надо каять­ся, каяться!”

Мно­го недо­ра­зу­ме­ний свя­за­но и с вопро­са­ми под­го­тов­ки к при­ча­стию.

Пре­по­да­ва­тель вос­крес­ной шко­лы по бла­го­сло­ве­нию насто­я­те­ля хра­ма рас­ска­зы­ва­ет ново­на­чаль­ным, что утром перед при­ча­сти­ем нель­зя чистить зубы, так как мож­но сглот­нуть кап­лю зуб­ной пас­ты. И если вы поль­зу­е­тесь гиги­е­ни­че­ской пома­дой и слиз­ну­ли её – всё! Вы уже поели, и при­ча­щать­ся нель­зя. А может быть, пра­виль­нее зубы почи­стить? Раз­ве луч­ше, когда изо рта пах­нет? Одни свя­щен­ни­ки бла­го­слов­ля­ют боля­ще­го чело­ве­ка выпить таб­лет­ку в день при­ча­стия (если это боль, кото­рую тер­петь нев­мо­го­ту), дру­гие – запре­ща­ют при­ча­щать­ся, если после 12-ти ночи выпи­то лекар­ство. Одни раз­ре­ша­ют тем же диа­бе­ти­кам перед при­ча­сти­ем выпить ста­кан чаю, дру­гие – запре­ща­ют моло­дой мамоч­ке при­ча­стить­ся, если она кон­чи­ком язы­ка “про­ве­ри­ла” тем­пе­ра­ту­ру теп­ло­ты, что­бы неча­ян­но не обжег­ся её младенец.

Кажет­ся, какие могут быть вопро­сы у ново­на­чаль­но­го по пово­ду испо­ве­ди? Изда­но столь­ко бро­шюр, книг, листо­вок. Вот свя­щен­ник рас­ска­зал ново­на­чаль­но­му, как испо­ве­до­вать­ся надо. Глав­ное, чет­ко пони­мать, какие запо­ве­ди нару­шил. В этом и пока­ять­ся. Этот ново­на­чаль­ный гото­вил­ся всю ночь, даже пла­кал. А утром попал на испо­ведь к дру­го­му свя­щен­ни­ку, кото­рый ска­зал: “Что ты мне гово­ришь, что согре­шил блу­дом? Это не испо­ведь. Ты ска­жи, где, когда, с кем и сколь­ко раз”. И не при­нял испо­ведь. В сле­ду­ю­щий раз этот чело­век при­шёл в храм через пять лет, а мог бы и вооб­ще не придти.

Одна­жды ново­на­чаль­ный может “узнать”, что суще­ству­ют свя­щен­ни­ки “нена­сто­я­щие”. Пото­му надо смот­реть, кла­дет ли батюш­ка свою руку поверх епи­тра­хи­ли на голо­ву испо­ве­ду­ю­ще­го­ся или не кла­дет? Так мож­но узнать, про­ще­ны тебе твои гре­хи или нет, а свя­щен­ник “насто­я­щий” или нет.

Для ново­на­чаль­ных может быть духов­но опас­но обще­ние с неко­то­ры­ми при­хо­жа­на­ми. Вот, напри­мер, жен­щи­на, кото­рая дав­но ходит в храм, испо­ве­ду­ет­ся и при­ча­ща­ет­ся, жалу­ет­ся, что она боит­ся людей. Если она при­ча­стит­ся, то кто-нибудь под­хо­дит сза­ди и каса­ет­ся спи­ны. Она уве­ря­ет, что пря­мо чув­ству­ет, как ухо­дит от неё бла­го­дать. Спра­ши­ваю: “Как же Гос­подь может поки­нуть чело­ве­ка по воле дру­го­го чело­ве­ка?” Но она всё рав­но наста­и­ва­ет, что чув­ству­ет, как бла­го­дать ухо­дит. А ещё гово­рят, что кош­ки “оття­ги­ва­ют” бла­го­дать. О соба­ках в доме и гово­рить нечего.

Гово­рят, что исполь­зо­ва­ние чёток из обси­ди­а­на, повы­ша­ет оккульт­ные спо­соб­но­сти моля­ще­го­ся, поэто­му пра­во­слав­ным луч­ше исполь­зо­вать чёт­ки деревянные.

Суе­ве­ри­ем может стать бла­го­че­сти­вый обы­чай, если его непра­виль­но истол­ко­вать. В каче­стве при­ме­ра – обы­чай заве­ши­вать зер­ка­ла в доме покой­ни­ка. Был слу­чай, когда на пра­во­слав­ной выстав­ке в Епар­хии, на стен­де, посвя­щен­ном пра­во­слав­но­му обря­ду погре­бе­ния, рядом висе­ли две ста­тьи, и в одной – о том, что сле­ду­ет заве­ши­вать зер­ка­ла в доме, а в дру­гой – о том, что это язы­че­ское суе­ве­рие, и делать это­го не сле­ду­ет. Посе­ти­те­ли выстав­ки были в недо­уме­нии. А надо бы разъ­яс­нить, в чём заклю­ча­ет­ся суеверие.

Понят­но, что всё рав­но в цер­ков­ной прак­ти­ке нико­гда не будет у всех оди­на­ко­во всё про­ис­хо­дить, и на это есть мно­же­ство при­чин. В Мол­да­вии (не знаю, насколь­ко это рас­про­стра­не­но) после про­чте­ния всех запи­сок свя­щен­ни­ки при­под­ни­ма­ют стол с поми­наль­ны­ми яст­ва­ми – как бы в знак того, что эта тра­пе­за для тех, кто уже на небе. У нас в Петер­бур­ге я тако­го не виде­ла. Где-то упо­треб­ля­ет­ся какая-то чисто­чет­вер­го­вая вода, где-то – чет­вер­го­вая соль. В дру­гих местах о них и не слышали.

Когда-то про­то­и­е­рей Вален­тин Мор­да­сов раз­да­вал чай сво­им духов­ным чадам – как уте­ше­ние. Мно­гие при­ез­жа­ли изда­ле­ка, не мог­ли делать это доста­точ­но часто. Гости­нец от люби­мо­го батюш­ки согре­вал душу. Теперь палом­ни­кам, посе­ща­ю­щим погост Кам­но, реко­мен­ду­ет­ся захва­тить с собой про­дук­ты “на обмен”. Пач­ка чая, поле­жав­шая в алта­ре, назы­ва­ет­ся свя­ты­ней. Её мож­но упо­треб­лять как лекар­ство от стра­стей. (Так­же рас­ти­тель­ное мас­ло и кагор.)

Для неко­то­рых людей воцер­ко­в­ле­ние начи­на­ет­ся с кре­ще­ния. А чело­век, жела­ю­щий покре­стить­ся или окре­стить сво­е­го ребен­ка, сна­ча­ла поку­па­ет натель­ный крестик.

И тут ново­на­чаль­но­го под­жи­да­ют насто­я­щие “стра­шил­ки”: “Если изоб­ра­жён череп в осно­ва­нии кре­ста, то ребе­нок, кото­ро­му наде­ли такой крест, будет всю жизнь несча­стен. Если чере­па нет – будет счаст­лив. “А батюш­ки зна­ют об этом, но ниче­го нам не гово­рят спе­ци­аль­но. Пото­му что нель­зя, что­бы все были счаст­ли­вые” – гово­рят такие “пра­во­слав­ные”.

Неко­то­рые уве­ре­ны в том, что живым надо носить кре­сти­ки без рас­пя­тия, а в гроб кла­дут крест с распятием.

И ещё счи­та­ют, что свя­щен­ни­ки обла­да­ют каки­ми-то тай­ны­ми зна­ни­я­ми, кото­рые от про­стых смерт­ных тща­тель­но скрывают.

Очень мно­го вся­ких суе­ве­рий, свя­зан­ных с поте­рей кре­сти­ка. Ино­гда меня спра­ши­ва­ют: прав­да ли, что если чело­век най­дёт чужой кре­стик и наде­нет его на себя, то он все гре­хи это­го чело­ве­ка возь­мёт на себя?

При­ве­ду ещё несколь­ко при­ме­ров око­ло­цер­ков­ных суе­ве­рий, кото­рые порой сму­ща­ют новоначальных.

Быва­ет, что люди идут кре­стить­ся повтор­но. Гово­рят, что если на чело­ве­ка наве­де­на пор­ча, или сглаз, то его надо зано­во окре­стить в Церк­ви. При­чём при кре­ще­нии ему надо поме­нять имя, и что­бы это имя было в тайне, что­бы никто не смог боль­ше наве­сти порчу.

Для язы­че­ско­го созна­ния харак­тер­но соот­вет­ствен­но язы­че­ское отно­ше­ние к Таин­ству Кре­ще­ния. Спро­си тако­го чело­ве­ка: поче­му ты кре­стишь ребен­ка? Он ска­жет: что­бы не болел, что­бы не сгла­зи­ли. То есть – как сред­ство от сглаза.

Сего­дня мно­гие люди име­ют обык­но­ве­ние носить с собой малень­кие “дорож­ные” ико­ны. Мож­но и будучи дале­ко от дома достать икон­ку и помо­лить­ся. Но если чело­век верит, что сама по себе икон­ка, как некий талис­ман, при­не­сет ему уда­чу в делах, сча­стье в жиз­ни, то кто он – этот чело­век, если не язычник?

Со свя­ты­ми небес­ны­ми покро­ви­те­ля­ми свя­за­ны неко­то­рые суе­ве­рия. Напри­мер, неко­то­рые счи­та­ют, что если твой небес­ный покро­ви­тель при­чис­лен к лику свя­тых в сон­ме муче­ни­ков, то и ты будешь на зем­ле мучить­ся. Когда спра­ши­ваю, какой свя­той Мари­ны вам нуж­на ико­на – муче­ни­цы или пре­по­доб­ной? Гово­рят, давай­те пре­по­доб­ную, а то муче­ни­ца – зву­чит как-то жут­ко­ва­то. И Андрея юро­ди­во­го не хотят, так как это зву­чит некра­си­во. (“Нам толь­ко юро­ди­вых в доме не хва­та­ло”.) Поверь­те, очень тяже­ло раз­го­ва­ри­вать с людь­ми о свя­ты­нях, если в их созна­нии нет тако­го понятия.

Ещё один доста­точ­но часто встре­ча­ю­щий­ся вопрос – о силе икон. Гово­рят: “Эта ико­на силь­ная, её надо обя­за­тель­но иметь в доме”. Или: “Эта ико­на сжи­га­ет отри­ца­тель­ную энер­гию”. “Надо обя­за­тель­но пове­сить над вхо­дом “Семи­стрель­ную”, она защи­ща­ет”. “Неру­ши­мая сте­на обе­ре­га­ет дом от воров”. “Я купи­ла у вас икон­ку, что­бы она мне помог­ла сда­вать экза­ме­ны, а с ней ещё хуже стало”.

Гово­рят, буд­то ико­ну Иису­са Хри­ста в доме дер­жать нель­зя, а хоро­шо бы – Нико­лая Угод­ни­ка, и что нель­зя дер­жать ико­ны в поме­ще­нии спальни.

“Бла­го­да­ря” все­воз­мож­ным жур­на­лам, печа­та­ю­щим горо­ско­пы, людям вну­ши­ли, что каж­до­му зна­ку Зоди­а­ка соот­вет­ству­ет опре­де­лен­ная ико­на. “Я Козе­рог, зна­чит, какая ико­на моя?” Ищут дру­гой раз какую-нибудь ико­ну, а сами и не пред­став­ля­ют себе, что это за ико­на, кто на ней изоб­ра­жен. И нуж­на им эта ико­на не для молит­вы, а про­сто поло­же­но иметь её в доме как некий талисман.

Быва­ют суе­ве­рия смеш­ные: Лет­ний Нико­ла яко­бы изоб­ра­жа­ет­ся без голов­но­го убо­ра, а Зим­ний Нико­ла все­гда “в шап­ке” (то есть, в митре).

Бес­про­свет­ная дре­му­честь порой удру­ча­ет. И поче­му-то о сугу­бо цер­ков­ных вещах люди чер­па­ют зна­ния где угод­но, толь­ко не в Церк­ви, и авто­ри­тет какой-нибудь цели­тель­ни­цы или аст­ро­ло­га ока­зы­ва­ет­ся посиль­нее церковного.

Ново­на­чаль­но­му нетруд­но заблу­дить­ся, если кол­ду­ны, кото­рым сего­дня откры­та зеле­ная ули­ца, дают сове­ты людям схо­дить в храм, поста­вить свеч­ку у такой-то ико­ны, зака­зать моле­бен о здра­вии. Они мело “опе­ри­ру­ют” цер­ков­ны­ми поня­ти­я­ми, гово­рят о гре­хе, о духов­но­сти, и т.д. Вну­ша­ют людям, что дела­ют с Цер­ко­вью одно общее доб­рое дело, а кто это отри­ца­ет – тот, дескать, людям враг, не жела­ет им добра.

Ходит ко мне за лам­пад­ным мас­лом и све­ча­ми одна дама — экс­тра­сенс-цели­тель­ни­ца, рабо­та­ю­щая в цели­тель­ском Цен­тре, где она, по её сло­вам, “лечит людей по мето­ду Джу­ны одни­ми молит­ва­ми без еди­ной таб­лет­ки”. Гор­де­ли­во сооб­ща­ет, что она уже восемь лет, как с Богом и свя­ты­ми, счи­та­ет себя пра­во­слав­ной, зна­ет назва­ния икон, кое-какие молит­вы (ими же “лечит”). Свой Центр она назы­ва­ет так­же пра­во­слав­ным, гово­рит, что име­ет пра­во­слав­но­го духов­ни­ка и бла­го­сло­ве­ние от него на цели­тель­скую дея­тель­ность. Допу­стим, меня она не обма­нет. А что, если некто ново­на­чаль­ный нуж­да­ет­ся в помо­щи, а она её возь­мёт да и предложит?

Есть такие, кото­рые под­лав­ли­ва­ют людей в пра­во­слав­ном хра­ме, актив­но исполь­зуя их неком­пе­тент­ность и про­бле­мы (скор­би и болез­ни). Как толь­ко уви­дят чело­ве­ка рас­те­рян­но­го, груст­но­го – под­бе­га­ют к нему, узна­ют, что у него забо­лел ребе­нок, а вра­чи не могут помочь, и – дей­ству­ют! Реко­мен­ду­ют какую-нибудь цели­тель­ни­цу-трав­ни­цу, кото­рую яко­бы бла­го­сло­вил батюш­ка (ещё и на стар­ца извест­но­го сошлют­ся). Ска­жут, что сей­час пой­дут брать бла­го­сло­ве­ние у свя­щен­ни­ка (сде­ла­ют вид, что подо­шли и бла­го­сло­ви­лись). Потом ска­жут, что батюш­ка бла­го­сло­вил вас лечить­ся у этой цели­тель­ни­цы, и адрес дают. Несчаст­но­му ниче­го не оста­ет­ся, как пове­рить. По незна­нию он попа­да­ет в сети дья­во­ла и дума­ет, что это его Цер­ковь благословила.

Ино­гда в наро­де появ­ля­ют­ся сомни­тель­ные “свя­ты­ни” типа заквас­ки для пиро­га, кото­рую яко­бы мно­го лет тому назад при­вез­ли из само­го Иеру­са­ли­ма, и вот она пере­да­ет­ся из дома в дом как свя­ты­ня. К заквас­ке при­ла­га­ет­ся “инструк­ция” — как имен­но надо заме­ши­вать тесто (целый риту­ал с опре­де­лен­ным чис­лом вра­ще­ний впра­во или вле­во, деле­ни­ем на части и т.д.), при­ла­га­ет­ся опре­де­лен­ный рецепт. Есть пирог надо тоже опре­де­лен­ным обра­зом – толь­ко сво­ей семьей, без посто­рон­них, при закры­тых две­рях и обя­за­тель­но мол­ча. Далее сле­ду­ет обе­ща­ние, что если сде­ла­е­те так, то будет вам бла­го, а если не сде­ла­е­те, то будет худо. В общем, почти всё так, как и в так назы­ва­е­мых “свя­тых” пись­мах. Моя зна­ко­мая (меж­ду про­чим, воцер­ко­в­лен­ная), полу­чи­ла такую заквас­ку от сосед­ки как раз в раз­гар Вели­ко­го поста. “Инструк­ция” пред­ла­га­ла заме­ши­вать тесто на моло­ке и с яйца­ми. Это её и сму­ти­ло. А ина­че пове­ри­ла бы.

Сего­дня, воз­мож­но, неак­ту­аль­но раз­би­рать такое суе­ве­рие, как “Сон Бого­ро­ди­цы”. Одно вре­мя ко мне обра­ща­лись с вопро­сом: где бы его достать? Гово­рят, что если в доме есть листок с пере­пи­сан­ным “Сном Бого­ро­ди­цы”, то это сохра­нит семью от вся­ких напа­стей. Послед­нее вре­мя таких вопро­сов не наблю­да­лось, но никто не гаран­ти­ру­ет, что не нагря­нет новая вол­на почи­та­ния это­го “свя­то­го письмеца”.

Всех суе­ве­рий, кото­рые “ходят” в наро­де, и не пере­чис­лишь. Это само­чин­ные “кано­ни­за­ции” и “про­слав­ле­ния” сомни­тель­ных исто­ри­че­ских пер­со­на­жей, и созда­ние и тира­жи­ро­ва­ние нека­но­ни­че­ских икон, ака­фи­стов, и рас­про­стра­не­ние рас­ко­ло­учи­тель­ной лите­ра­ту­ры, и мно­гое дру­гое. Об этом на кон­фе­рен­ции уже было сказано.

Хочу заме­тить, что пра­во­слав­ной лите­ра­ту­ры на раз­ные темы изда­ет­ся сего­дня доста­точ­но. При жела­нии мож­но най­ти ответ на любой свой вопрос. Но вопро­сы, свя­зан­ные с цер­ков­ной прак­ти­кой, явля­ют­ся для ново­на­чаль­ных наи­бо­лее труд­ны­ми. Цер­ков­ный опыт у каж­до­го свя­щен­ни­ка и миря­ни­на – свой, и отве­ты на один и тот же прак­ти­че­ский вопрос могут быть в раз­ных изда­ни­ях у раз­ных авто­ров непо­хо­жи­ми друг на дру­га. Если этот опыт не про­ти­во­ре­чит Свя­щен­но­му Писа­нию и Пре­да­нию Церк­ви, то он име­ет место быть. Но глав­ное для нас – это любовь к Богу и ближ­не­му. Если будем это выпол­нять, то нашим бра­тьям и сест­рам будет намно­го про­ще и радост­нее воцер­ков­лять­ся и накап­ли­вать соб­ствен­ный цер­ков­ный опыт.

Быко­до­ро­ва Мари­ан­на Анатольевна,
волон­тер епар­хи­аль­ной миссии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

4 комментария

  • Екатерипа, 16.04.2014

    Здрав­ствуй­те. Ска­жи­те пожа­луй­ста а что будет если облить­ся цер­ков­ным маслом?

    Ответить »
    • Кирилл, 17.04.2014

      Ниче­го, кро­ме жир­ной кожи.

      Ответить »
      • Ирина, 18.05.2016

        не прав­да)) ещё будет жир­ная одежда))

        Ответить »
  • Аноним, 30.04.2013

    БОЛЬШОЕ СПАСИБО МАРИАННА АНАТОЛЬЕВНА ЗА СТАТЬЮ,МЫ ЖЕНОЙ НАЧИНЮЩИЕ ХРИСТИАННИ,И ЧТО ОПИСАЛИ НАМ ОЧЕНЬ ПОМОЖЕТ ДА ХРАНИТ ВАС ГОСПОДЬ

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки