Чем святой отличается от “чудотворца”-оккультиста?

Чем святой отличается от “чудотворца”-оккультиста?

(2 голоса5.0 из 5)

Из лич­ных бесед с оккуль­ти­ста­ми автор этой ста­тьи выяс­нил, что они в сво­ем боль­шин­стве счи­та­ют, буд­то дела­ют то же, что дела­ли свя­тые, и пото­му Цер­ковь для них – кон­ку­ри­ру­ю­щая струк­ту­ра. Да и мно­гие про­стые люди не заме­ча­ют серьез­ной раз­ни­цы меж­ду оккульт­ной дея­тель­но­стью: необыч­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, ясно­ви­де­ни­ем, лече­ни­ем посред­ством пас­сов, сло­вес­ных фор­мул – и дея­тель­но­стью свя­тых, кото­рые, напри­мер, исце­ля­ли воз­ло­же­ни­ем рук или, про­из­но­ся молит­ву, совер­ша­ли уди­ви­тель­ные чуде­са и про­яв­ля­ли сверхъ­есте­ствен­ные спо­соб­но­сти. А видя сход­ство со свя­то­стью, оттал­ки­ва­ясь от это­го сход­ства, оправ­ды­ва­ют и сам оккуль­тизм. Тем не менее, раз­ни­ца меж­ду тем и дру­гим настоль­ко же вели­ка, насколь­ко вели­ка раз­ни­ца меж­ду раем и адом, хотя бы спо­соб­но­сти свя­то­го и оккуль­ти­ста были внешне схожи.

Преж­де все­го, надо ска­зать, что в жиз­ни свя­тых нико­гда мы не встре­тим спе­ци­аль­но­го стрем­ле­ния к обре­те­нию како­го-либо могу­ще­ства, сверх­си­лы или чудес­но­го вли­я­ния на дру­гих людей. Свя­тые не иска­ли спе­ци­аль­но осо­бых, уни­каль­ных даров, и целью их жиз­ни нико­гда не были чудо­тво­ре­ния или сверхъ­есте­ствен­ные спо­соб­но­сти – исце­ле­ния, про­зре­ния, власт­во­ва­ние над сти­хи­я­ми и т.п. Самое глав­ное, чего иска­ло их серд­це, – это жизнь с Богом и в Боге. «Одно­го про­сил я у Гос­по­да, того толь­ко ищу, что­бы пре­бы­вать мне в доме Гос­под­нем во все дни жиз­ни моей, созер­цать кра­со­ту Гос­под­ню и посе­щать свя­тый храм Его» (Пс.26:4), – вос­кли­цал свя­той царь и про­рок Давид, а вме­сте с ним и все, кто спо­до­бил­ся свя­то­сти. Суще­ство их жиз­ни заклю­ча­лось в стрем­ле­нии к Богу. «Гос­по­ди! к кому нам идти? Ты име­ешь гла­го­лы веч­ной жиз­ни: и мы уве­ро­ва­ли и позна­ли, что Ты Хри­стос, Сын Бога жива­го» (Ин.6:68–69), – ска­зал апо­стол Петр Спа­си­те­лю от лица всех уче­ни­ков Христовых.

Сре­ди свя­тых были люди с самы­ми раз­ны­ми харак­те­ра­ми, раз­лич­ных душев­ных качеств, спо­соб­но­стей и даро­ва­ний. Но всех их объ­еди­ня­ет глав­ное – вер­ность Богу в любых обсто­я­тель­ствах жиз­ни зем­ной, вер­ность в мыс­лях и чув­ствах сер­деч­ных. Соот­вет­ствен­но, свя­тые устра­ня­ли в себе все то, что меша­ет быть с Богом, то есть нрав­ствен­ные недо­стат­ки, духов­ные несо­вер­шен­ства, гре­хи и поро­ки. С чистой душой пре­бы­ва­ет Бог, а где Бог, там и Его все­мо­гу­щая помощь. Поэто­му сверхъ­есте­ствен­ные спо­соб­но­сти свя­тых дава­лись Богом в ответ на любовь к Нему, дава­лись как дар, кото­рый не может исполь­зо­вать­ся в корыст­ных целях, но толь­ко для боль­ше­го слу­же­ния Богу в мире людей.

Осво­бож­де­ние от гре­ха у мно­гих свя­тых, дей­стви­тель­но, сопро­вож­да­лось обре­те­ни­ем боль­шей сво­бо­ды и в плане био­ло­ги­че­ской жиз­ни. Напри­мер, мно­гие хри­сти­ан­ские свя­тые не всту­па­ли в брак, жили в пол­ном воз­дер­жа­нии, хотя совре­мен­ное обще­ство неустан­но твер­дит, что одной из глав­ных потреб­но­стей наше­го орга­низ­ма явля­ет­ся поло­вая функ­ция, жаж­ду­щая удо­вле­тво­ре­ния. Мно­гие свя­тые почти не спа­ли или спа­ли столь­ко, что обыч­ный чело­век при такой нагруз­ке быст­ро бы надо­рвал­ся пси­хи­че­ски и физи­че­ски. Неко­то­рые свя­тые крайне мало ели, напри­мер одну просфо­ру или суха­рик в день. Неко­то­рые ходи­ли в вет­хом, тон­ком оде­я­нии даже зимой.

Здесь сто­ит вне­сти одно уточ­не­ние. Соб­ствен­но, то, что сей­час почи­та­ет­ся чудом, было есте­ствен­но для людей, жив­ших в раю. Грех при­вел с собой ту огра­ни­чен­ность, ущерб­ность, немощ­ность и борь­бу за суще­ство­ва­ние, кото­рые теперь наблю­да­ют­ся еже­ми­нут­но и при­но­сят в нашу жизнь стра­да­ния. Во Хри­сте же людям воз­вра­ща­ет­ся рай, и пото­му Спа­си­тель являл во вре­мя Сво­ей зем­ной жиз­ни такие дела, какие свой­ствен­ны толь­ко жите­лям рая. Людям, побеж­да­ю­щим грех, вос­хо­дя­щим ко Хри­сту через подвиг духов­ной жиз­ни, дает­ся воз­мож­ность пре­одо­ле­вать огра­ни­чен­ность наше­го греш­но­го мира, побеж­дать сти­хии и злые наве­ты мира сего. Сло­ва, ска­зан­ные еван­гель­ским фари­се­ем Нико­ди­мом Иису­су Хри­сту, вполне мож­но отне­сти к каж­до­му свя­то­му: «Ты учи­тель, при­шед­ший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты тво­ришь, никто не может тво­рить, если не будет с ним Бог» (Ин.3:2).

Исце­ле­ние без­на­деж­но боль­ных, изгна­ние демо­нов из одер­жи­мых людей, вос­кре­ше­ние умер­ших, про­ви­де­ние мыс­лей и душев­но­го состо­я­ния окру­жа­ю­щих, виде­ние буду­ще­го, пре­одо­ле­ние сти­хий, зако­нов и пре­врат­но­стей мира зем­но­го, напри­мер хож­де­ние по водам, укро­ще­ние бури или пре­тво­ре­ние воды в вино, уми­ро­тво­ре­ние нра­вов диких живот­ных, спо­соб­ность воз­рож­дать одним сло­вом пад­ших людей от гре­ха к доб­ро­де­те­ли… Все это явле­но в еван­гель­ские вре­ме­на Самим Иису­сом Хри­стом и дару­ет­ся так­же людям свя­тым, о чем гово­рит Гос­подь: «Истин­но, истин­но гово­рю вам: веру­ю­щий в Меня, дела, кото­рые тво­рю Я, и он сотво­рит, и боль­ше сих сотво­рит; пото­му что Я к Отцу Мое­му иду» (Ин.14:12).

Вспом­ним из еван­гель­ской исто­рии, что, отправ­ляя Сво­их уче­ни­ков на про­по­ведь, Спа­си­тель «дал им власть над нечи­сты­ми духа­ми, что­бы изго­нять их и вра­че­вать вся­кую болезнь и вся­кую немощь… и запо­ве­дал им, гово­ря… “Боль­ных исце­ляй­те, про­ка­жен­ных очи­щай­те, мерт­вых вос­кре­шай­те, бесов изго­няй­те; даром полу­чи­ли, даром давай­те”» (Мф.10:1, 5, 8). Уче­ни­ки Гос­по­да, бла­го­вест­вуя Цар­ствие Божие, «изго­ня­ли мно­гих бесов и мно­гих боль­ных маза­ли мас­лом и исце­ля­ли» (Мк.6:13). Они поль­зо­ва­лись вла­стью, дан­ной им Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом. Полу­чая посред­ством свя­тых какую-либо милость от Бога, люди при­зы­ва­лись бла­го­да­рить имен­но Бога. Соб­ствен­но, не свя­тые дей­ство­ва­ли в чуде­сах, а через свя­тых людей дей­ство­вал Бог. «Дивен Бог во свя­тых Сво­их» (Пс.67:36), – чита­ем в свя­щен­ной кни­ге Псал­ти­ри. Поэто­му, выра­жа­ясь науч­ным язы­ком, хри­сти­ан­ская свя­тость и свя­зан­ные с ней чуде­са или необы­чай­ные спо­соб­но­сти глу­бо­ко хри­сто­цен­трич­ны и бого­цен­трич­ны, в них нет ниче­го от чело­ве­че­ской эго­и­стич­ной обособ­лен­но­сти. «Мы толь­ко руки на вас воз­ла­га­ем, силою же сво­ею ниче­го не можем сде­лать. Все дей­ствие про­из­во­дит все­мо­гу­щая сила Хри­ста, Еди­но­го Истин­но­го Бога, в Кото­ро­го, если несо­мнен­но уве­ру­е­те, тот­час же выздо­ро­ве­е­те», – так гово­ри­ли свя­тые цели­те­ли Кос­ма и Дами­ан[1]. Свя­тые молят­ся Богу, что­бы Он даро­вал боль­ным облег­че­ние, и имен­но Бог дей­ству­ет через святых.

Свя­тые рас­кры­ва­ют в себе не таин­ствен­ные спо­соб­но­сти, пра­ну, ауру или био­по­ля, а образ Хри­ста, являя те духов­ные доб­ро­де­те­ли, к кото­рым при­зы­ва­ет­ся в Еван­ге­лии каж­дый хри­сти­а­нин. Стя­жав доб­ро­де­те­ли, явлен­ные Хри­стом, рас­кры­вая в себе образ Хри­ста, свя­тые есте­ствен­но совер­ша­ют и чуде­са, даро­ван­ные людям Хри­стом. Их жизнь – упо­доб­ле­ние Богу по нрав­ствен­ной чисто­те и пра­вед­но­сти. Упо­доб­ля­ясь Ему в чисто­те и пра­вед­но­сти, они заим­ству­ют от Подоб­но­го подоб­ную же силу.

Оккуль­ти­сты же идут совсем иным путем: раз­ви­ва­ют в себе пси­хо­фи­зи­че­ски­ми тре­ни­ров­ка­ми «скры­тые спо­соб­но­сти» либо полу­ча­ют их от неви­ди­мых духов посред­ством ини­ци­а­ции – осо­бо­го посвя­ще­ния. Не очи­щая себя от гре­ха, они, подоб­но над­мен­ным демо­нам, уже запо­лу­ча­ют сверхъ­есте­ствен­ные даро­ва­ния: ясно­ви­де­ние, вли­я­ние на окру­жа­ю­щую нас при­ро­ду или состо­я­ние дру­гих людей, спо­соб­ность кон­так­ти­ро­вать с миром неви­ди­мым и т.п. Не имея, в отли­чие от свя­тых, при­ча­стия бла­го­да­ти Духа Свя­то­го, оккуль­ти­сты обра­ща­ют­ся, даже при види­мом сход­стве их дей­ствий с чуде­са­ми свя­тых, к помо­щи отри­ца­тель­ных духов­ных энер­гий. Энер­гия же, с хри­сти­ан­ских пози­ций, не быва­ет без­ли­кой, она пред­по­ла­га­ет сво­е­го носи­те­ля. Кто же помо­га­ет вер­шить чуде­са чело­ве­ку с нечи­стой душой?

В наши дни под духов­но­стью часто пони­ма­ют самые раз­ные про­яв­ле­ния жиз­ни: увле­че­ние лите­ра­ту­рой или искус­ством, соот­вет­ствие высо­ким тре­бо­ва­ни­ям мора­ли, погру­же­ние в рели­ги­оз­ность. На самом же деле духов­ной жиз­нью живет толь­ко тот, кто при­об­щил­ся Духу Свя­то­му. И внут­рен­нее обнов­ле­ние воз­мож­но толь­ко тогда, когда чело­век умер для гре­ха, пере­ро­дил­ся из «вет­хо­го чело­ве­ка в нового»(см.: Кол.3:9–10). Это­го достиг­ли святые.

Свя­тые – это люди, стя­жав­шие бла­го­дать Духа Свя­то­го, кото­рая про­све­ща­ет серд­це. Живу­щий в гар­мо­нии с Богом чело­век обре­та­ет мир в самом себе и пото­му более ясно видит про­бле­мы дру­гих людей и, зна­чит, может под­лин­но им бла­го­де­тель­ство­вать – как сво­им сове­том, так и молит­вен­ной помо­щью. Свя­той про­зре­ва­ет волю Божию о кон­крет­ном чело­ве­ке и, исхо­дя из это­го, уже дей­ству­ет. Не от себя, сво­их спо­соб­но­стей и лич­но­го про­ви­де­ния оттал­ки­ва­ет­ся свя­той чело­век, а от Боже­ствен­но­го про­из­во­ле­ния и откро­ве­ния. Соот­вет­ствен­но, лечит он не соб­ствен­ны­ми био­по­ля­ми, аурой и про­чей мисти­че­ской ерун­дой, а точ­нее будет ска­зать, что свя­той и вовсе не лечит сам, а обра­ща­ет­ся к Богу, Кото­рый пода­ет нуж­да­ю­щим­ся все бла­го­по­треб­ное. Исце­ля­ли свя­тые не всех под­ряд и не того, кого сами хоте­ли, а на кого им ука­зы­вал Господь.

Что каса­ет­ся про­зре­ний, то об этом вер­но писал свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Истин­ным свя­тым Божи­им виде­ния дару­ют­ся един­ствен­но по бла­го­во­ле­нию Божию и дей­стви­ем Божи­им, а не по воле чело­ве­ка и не по его соб­ствен­но­му уси­лию – дару­ют­ся неожи­дан­но, весь­ма ред­ко, при слу­ча­ях осо­бен­ной нуж­ды, по див­но­му смот­ре­нию Божию, а не как бы слу­чи­лось»[2]. Когда Иоси­фа Пра­вед­но­го при­ве­ли во дво­рец фара­о­на, вла­сти­тель Егип­та обра­тил­ся к нему: «Я слы­шал, что ты уме­ешь тол­ко­вать сны». Свя­той Иосиф отве­тил: «Это не мое; Бог даст ответ во бла­го фара­о­ну» (Быт.41:15, 16).

В свя­зи с этим есте­ствен вывод, что если у свя­тых людей резуль­тат дей­ствия зави­сит не от рас­кры­тых в себе экс­тра­сен­сор­ных спо­соб­но­стей, а от обра­ще­ния к Богу и Его откли­ка, то, зна­чит, сто­ит и нам обра­щать­ся с молит­вой в раз­лич­ных нуж­дах к Богу, Кото­рый все­си­лен и может помочь в любой скор­би. Рас­суж­дая о свя­то­сти, не нуж­но думать, что это слиш­ком отвле­чен­но от нашей дей­стви­тель­но­сти. По боль­шо­му сче­ту, свя­тость долж­на быть реа­ли­ей жиз­ни каж­до­го хри­сти­а­ни­на. Свя­тость есть жизнь в согла­сии с Богом, когда чело­век в сво­их поступ­ках изби­ра­ет доб­ро, а не зло, пред­по­чи­та­ет исти­ну, а не ложь, стре­мит­ся к прав­де, а не к заблуж­де­нию. К это­му при­зван каж­дый чело­век: «Свя­ты будь­те, ибо свят Я, Гос­подь Бог ваш» (Лев.19:2), – гово­рит Сам Гос­подь. Жить свя­то – наш долг, а не сверх­долж­ная заслу­га отдель­ных избран­ни­ков. И пото­му шеству­ю­щий по это­му пути чело­век име­ет надеж­ду, что его молит­ва будет услы­ша­на и исполнена.

Итак, свя­тые про­зре­ва­ли и исце­ля­ли не по есте­ствен­ным спо­соб­но­стям или при­об­ре­тен­ным с помо­щью раз­ви­тия в себе скры­тых сил, а по дару бла­го­да­ти Божи­ей. В кни­ге Дея­ний апо­столь­ских повест­ву­ет­ся, как после соше­ствия Свя­то­го Духа на апо­сто­лов они обре­ли совер­шен­но новые каче­ства – бес­стра­шие перед зем­ны­ми вла­стя­ми, спо­соб­ность пости­гать смысл Боже­ствен­но­го Откро­ве­ния и про­зре­вать душев­ное состо­я­ние дру­гих людей. При­ня­тие Духа Свя­то­го сопро­вож­да­лось уди­ви­тель­ны­ми даро­ва­ни­я­ми – исце­лять и вос­кре­шать, про­по­ве­до­вать на ино­стран­ных язы­ках (на кото­рых рань­ше апо­сто­лы не гово­ри­ли), пре­одо­ле­вать зем­ные стра­хи и трудности.

Когда апо­сто­лы Петр и Иоанн, направ­ля­ясь в храм, уви­де­ли про­ся­ще­го мило­сты­ню чело­ве­ка, хро­мо­го с мла­ден­че­ства, то Петр ска­зал ему: «Сереб­ра и золо­та нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иису­са Хри­ста Назо­рея встань и ходи» (Деян.3:6). Чело­век тут же полу­чил исце­ле­ние, что вызва­ло удив­ле­ние слу­чай­ных оче­вид­цев чуда. Обсту­пив глав­ных участ­ни­ков про­ис­шед­ше­го, люди про­си­ли разъ­яс­не­ния. То, что отве­тил апо­стол Петр, явля­ет­ся пре­крас­ным ука­за­ни­ем на под­лин­ный источ­ник чудес свя­тых, отли­ча­ю­щих­ся от экс­тра­сен­сор­ных исце­ле­ний: «Что диви­тесь сему, или что смот­ри­те на нас, как буд­то бы мы сво­ею силою или бла­го­че­сти­ем сде­ла­ли то, что он ходит? Бог Авра­ама и Иса­а­ка и Иако­ва, Бог отцов наших, про­сла­вил Сына Сво­е­го Иису­са… И ради веры во имя Его, имя Его укре­пи­ло сего, кото­ро­го вы види­те и зна­е­те, и вера, кото­рая от Него, даро­ва­ла ему исце­ле­ние сие перед все­ми вами» (Деян.3:12–13, 16). Итак, не сво­ей силой и не сокры­ты­ми в есте­стве чело­ве­ка чудес­ны­ми спо­соб­но­стя­ми исце­ля­ют свя­тые, а дан­ной им от Бога бла­го­да­тью Духа Свя­то­го, по горя­чей вере с искрен­ним при­зы­ва­ни­ем име­ни Иису­са Хри­ста как Спа­си­те­ля мира.

Те же апо­сто­лы на вопрос пер­во­свя­щен­ни­ков: «Какою силою или каким име­нем вы сде­ла­ли это?» (Деян.4:7) – отве­ти­ли: «Если от нас сего­дня тре­бу­ют отве­та в бла­го­де­я­нии чело­ве­ку немощ­но­му, как он исце­лен, то да будет извест­но всем вам и все­му наро­ду Изра­иль­ско­му, что име­нем Иису­са Хри­ста Назо­рея, Кото­ро­го вы рас­пя­ли, Кото­ро­го Бог вос­кре­сил из мерт­вых, Им постав­лен он перед вами здрав. Он есть камень, пре­не­бре­жен­ный вами зижду­щи­ми, но сде­лав­ший­ся гла­вою угла, и нет ни в ком ином спа­се­ния, ибо нет дру­го­го име­ни под небом, дан­но­го чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жа­ло бы нам спа­стись» (Деян.4:9–12).

В «Досто­па­мят­ных ска­за­ни­ях» при­во­дит­ся весь­ма поучи­тель­ная исто­рия. Одна жен­щи­на, забо­лев­шая раком гру­ди, услы­ша­ла об авве Лон­гине, стя­жав­шем бла­го­дат­ные дары, и отпра­ви­лась искать его ради исце­ле­ния. Он жил в 9 милях к запа­ду от Алек­сан­дрии. Когда она про­хо­ди­ла это место, авва Лон­гин соби­рал дро­ва на бере­гу моря. Уви­дев его и не зная, что это сам пре­по­доб­ный, боль­ная спро­си­ла: «Авва! Где живет авва Лон­гин, раб Божий?» Ста­рец ска­зал: «Чего ты хочешь от это­го обман­щи­ка? Не ходи к нему. Какое у тебя к нему дело?» Жен­щи­на рас­ска­за­ла ему про свою болезнь. Авва Лон­гин пере­кре­стил боль­ное место и отпу­стил ее, ска­зав: «Сту­пай, Бог исце­лит тебя, а Лон­гин ничем не может помочь тебе». Жен­щи­на пове­ри­ла сло­ву стар­ца, пошла и тот­час исце­ли­лась. Рас­ска­зы­вая дру­гим об этом и опи­сы­вая вид встре­тив­ше­го­ся ей стар­ца, она узна­ла, что он и был сам авва Лон­гин. В этой исто­рии, поми­мо сми­ре­ния само­го стар­ца, скры­вав­ше­го свои доб­ро­де­те­ли, пока­за­тель­но и то, что под­лин­но свя­тые люди воз­во­дят исце­ле­ние боль­но­го исклю­чи­тель­но к Богу, а не к сво­им спо­соб­но­стям. Тем самым свя­тые пока­зы­ва­ли, Кто есть под­лин­ный Источ­ник наше­го бла­го­по­лу­чия, а еще этим избав­ля­ли исце­лен­ных от куми­ро­твор­че­ства. В послед­нем слу­чае страж­ду­щие всю свою надеж­ду воз­ла­га­ют на кон­крет­но­го чело­ве­ка, тогда как Бог ото­дви­га­ет­ся на вто­рой план.

Повто­рим, что бла­го­дат­ные дары свя­тых объ­яс­ня­ют­ся не раз­ви­ти­ем в себе «скры­тых спо­соб­но­стей», а при­об­ще­ни­ем к Богу, Кото­рый есть Источ­ник вся­ко­го совер­шен­ства и пото­му уде­ля­ет от Сво­их даров людям, вер­ным Ему. Имен­но сми­ре­ние хри­сти­а­ни­на дает про­стор в его душе для Божи­ей силы, пото­му что вме­сто само­сти здесь пол­ная откры­тость Богу и Его спа­си­тель­ной воле. Если же чело­век изна­чаль­но ищет раз­ви­тия в себе сверхъ­есте­ствен­ных даро­ва­ний, так что Бог инте­ре­су­ет его толь­ко в свя­зи с этим, то на пер­вое место в духов­ной жиз­ни высту­па­ет соб­ствен­ное «я». В таком слу­чае Бог пони­ма­ет­ся лишь как сред­ство к дости­же­нию лич­ной сверх­си­лы, а может, и вовсе засло­ня­ет­ся мне­ни­ем о сво­ей зна­чи­мо­сти. При этом учтем, что духов­ный закон наше­го миро­зда­ния таков: если Тво­рец и Бла­го­де­тель мира пере­ста­ет быть сутью и цен­тром чьей-либо жиз­ни, такое бытие теря­ет свою осно­ву, ста­но­вит­ся лжи­вым, непод­лин­ным. Чело­век погру­жа­ет­ся в мир тон­ких иллю­зий, меч­тая о сво­их совер­шен­стве и зна­чи­мо­сти, а экс­тра­сен­сор­ные дости­же­ния льстят его мне­нию о себе.

Спа­си­тель гово­рит уче­ни­кам, полу­чив­шим от Него власть пове­ле­вать неви­ди­мы­ми духа­ми: «Тому не радуй­тесь, что духи вам пови­ну­ют­ся, но радуй­тесь тому, что име­на ваши напи­са­ны на небе­сах» (Лк.10:20). Чуде­са свя­тых все­гда име­ли нрав­ствен­но-нази­да­тель­ный харак­тер и не совер­ша­лись толь­ко для демон­стра­ции соб­ствен­но­го могу­ще­ства. Подоб­но как исце­ле­ния, совер­шен­ные Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, так и исце­ле­ния свя­тых людей сопро­вож­да­лись духов­ным воз­рож­де­ни­ем исце­ля­е­мых, глу­бо­ким пока­я­ни­ем и пере­осмыс­ле­ни­ем про­жи­той жизни.

К оккуль­тиз­му часто обра­ща­ют­ся из чув­ства зави­сти или ради мести – жесто­ко нака­зать вра­га, обид­чи­ка или про­сто того, кто кажет­ся пре­успе­ва­ю­щим боль­ше, чем ты. «И лечить смо­жешь, и любо­му вра­гу ото­мстишь. Как муху при­хлоп­нешь», – зло­рад­но сооб­ща­ют оккуль­ти­сты о сво­их спо­соб­но­стях кан­ди­да­там в воз­мож­ные уче­ни­ки[3]. В Еван­ге­лии же Гос­подь запре­ща­ет мстить обид­чи­кам чудес­ным спо­со­бом: «Не зна­е­те, како­го вы духа; ибо Сын Чело­ве­че­ский при­шел не губить души чело­ве­че­ские, а спа­сать» (Лк.9:55–56). Свя­той пер­во­му­че­ник Сте­фан молил­ся за уби­вав­ших его иуде­ев: «Гос­по­ди! Не вме­ни им гре­ха сего» (Деян.7:60) – вот под­лин­но свя­тое отно­ше­ние к людям.

Еще вспом­ним, что Иисус Хри­стос лич­но для Себя не совер­шил ни одно­го чуда. В пустыне Он отверг диа­воль­ское пред­ло­же­ние пре­тво­рить кам­ни в хле­бы, тер­пел голод, зато впо­след­ствии умно­жил несколь­ко хлеб­цев, что­бы накор­мить тыся­чи голод­ных людей. Гос­подь не стал при­зы­вать леги­о­ны анге­лов, что­бы защи­тить Себя от вра­гов в Геф­си­ма­нии, зато исце­лил вра­га – раба, послан­но­го вме­сте с дру­ги­ми схва­тить Спа­си­те­ля. Тот же прин­цип мы наблю­да­ем в жиз­ни свя­тых, кото­рые моли­лись Богу о чудес­ной помо­щи ближ­ним, но прак­ти­че­ски не совер­ша­ли чудо­тво­ре­ний для себя.

Эту тему мож­но раз­ви­вать и даль­ше, одна­ко из ска­зан­но­го долж­но быть понят­но, что путь хри­сти­ан, вос­хо­дя­щих к свя­то­сти, и путь оккуль­ти­стов, ищу­щих само­за­мкну­то­го совер­шен­ства, – это два совер­шен­но раз­ных пути, кото­рые оттал­ки­ва­ют­ся от раз­лич­ных цен­но­стей и ведут к про­ти­во­по­лож­ным целям.

Вале­рий Духанин

Источ­ник: Православие.ру

При­ме­ча­ния

[1] Цит. по: Вар­на­ва (Беля­ев), епи­скоп. Осно­вы искус­ства свя­то­сти. Ниж. Новг., 1996. Т. 2. С. 49.

[2] Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), свя­ти­тель. Аске­ти­че­ские опы­ты // Тво­ре­ния. Т. 1. М., 1996. С. 244.

[3] Игу­мен N. Об одном древ­нем стра­хе: Кого и как «пор­тят» кол­ду­ны. М., 2007. С. 27.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

3 комментария

  • Кирилл, 21.09.2013

    “Что­бы каж­дый чело­век в усло­ви­ях сво­бо­ды сове­сти и рели­ги­оз­но­го мно­го­об­ра­зия, харак­тер­ных для совре­мен­но­го обще­ства, мог дей­стви­тель­но сво­бод­но, с созна­ни­ем су­щества дела сде­лать выбор сво­ей соб­ствен­ной веры, он дол­жен знать о том, что хри­сти­ан­ство и оккуль­тизм несовме­стимы. Стре­мясь помочь людям в обре­те­нии истин­но сво­бодного обра­за дей­ствия и видя попыт­ки исполь­зо­вать ав­торитет пра­во­сла­вия для про­по­ве­ди язы­че­ских док­трин, Архи­ерей­ский Собор, сле­дуя апо­столь­ской тра­ди­ции, зас­видетельствовал: люди, раз­де­ля­ю­щие неоязы­че­ские уче­ния тео­со­фов и оккуль­ти­стов, про­па­ган­ди­ру­ю­щие их и способ­ствующие их рас­про­стра­не­нию, отлу­чи­ли себя от едино­мыслия с Пра­во­слав­ной Церковью.”

    Ответить »
  • Аноним, 07.01.2012

    Чело­век создан по обра­зу и подо­бию Бога. А уж с Богом ли он, к Богу ли стре­мит­ся, у хри­сти­ан есть Цер­ковь, или воров­ским путём через забор реа­ли­зу­ет свои спо­соб­но­сти, сата­на ему, конеч­но, рад помочь. Не забы­вай­те, что не все “тон­кие энер­гии” ангель­ские. Бесы все­гда к Вашим услу­гам. Но доро­га эта во ад! Сами выбираете.

    Ответить »
  • Аноним, 07.01.2012

    Сверх­спо­соб­но­сти не даются!(Богом или еще кем то) ‚а зара­ба­ты­ва­ют­ся боль­шим тру­дом и не толь­ко тренировками.…Это может занять мно­гие жиз­ни и инкарнации.Все не так просто.…

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки