Иерусалимский хлеб, или Закваска от лукавого

Иерусалимский хлеб, или Закваска от лукавого

(2 голоса5.0 из 5)

Не так дав­но одна моя зна­ко­мая, девуш­ка доб­рая, но совер­шен­но нецер­ков­ная, радост­но пред­ло­жи­ла мне взять домой заквас­ку для хле­ба, яко­бы освя­щен­ную в иеру­са­лим­ском Хра­ме Гро­ба Господня…

О том, что такое иеру­са­лим­ский хлеб, что лежит в его рецеп­ту­ре, рас­ска­зы­ва­ет иерей Дио­ни­сий Свечников.

Не так дав­но одна моя зна­ко­мая, девуш­ка доб­рая, но совер­шен­но нецер­ков­ная, радост­но пред­ло­жи­ла мне взять домой заквас­ку для хле­ба, яко­бы освя­щен­ную в иеру­са­лим­ском Хра­ме Гро­ба Гос­под­ня. Пона­ча­лу я про­сто уди­вил­ся — как мог­ло попасть тесто из хра­ма к моей нецер­ков­ной зна­ко­мой. При­чем из само­го Иеру­са­ли­ма. В храм она не ходит, чле­ны ее семьи — тоже. Потом, несколь­ко пораз­мыс­лив, понял, что меня сму­ща­ет не толь­ко это. Одно дело, когда вам пред­ла­га­ют взять хлеб, освя­щен­ный в хра­ме или просфо­ру. Это вполне нор­маль­но и издрев­ле прак­ти­ку­ет­ся в Церк­ви. А тут — заквас­ка для теста в баноч­ке из-под май­о­не­за. Я никак не смог при­пом­нить о суще­ство­ва­нии такой цер­ков­ной тра­ди­ции. Поэто­му сна­ча­ла решил поин­те­ре­со­вать­ся тем, каким обра­зом попа­ла эта заквас­ка к моей зна­ко­мой. Ока­за­лось, что ей заквас­ку дал так­же кто-то из дру­зей. Ниче­го более подроб­но­го она ска­зать не мог­ла, но зато про­тя­ну­ла мне лист бума­ги с рецеп­том при­го­тов­ле­ния хле­ба из это­го теста. Вот тут-то и нача­лось самое инте­рес­ное. Про­чте­ние «рецеп­та» наве­ло меня на неко­то­рые мыс­ли отно­си­тель­но про­ис­хож­де­ния дан­но­го «про­дук­та». Соб­ствен­но, эти­ми мыс­ля­ми я и хотел сего­дня поде­лить­ся с читателями.

5_002Итак, как гла­сил заго­ло­вок «инструк­ции по при­ме­не­нию», это был «иеру­са­лим­ский хлеб из пекар­ни Хра­ма Гро­ба Гос­под­ня». Уже само назва­ние вызы­ва­ло сомне­ние. А если быть более точ­ным, даже подо­зре­ние. Неко­то­рые мои зна­ко­мые быва­ли на Свя­той Зем­ле, быва­ли и в Хра­ме Гро­ба Гос­под­ня в Иеру­са­ли­ме. Но никто из них нико­гда не упо­ми­нал ни о заквас­ке, кото­рую раз­да­ва­ли или про­да­ва­ли бы там палом­ни­кам, ни даже о хле­бе, кото­рый мог бы быть при­го­тов­лен из подоб­ной опа­ры. Ни в одном путе­во­ди­те­ле по Свя­той Зем­ле, ни в одном реклам­ном про­спек­те я нико­гда не встре­чал подоб­ной инфор­ма­ции. Что ж, под­вох был виден с само­го начала.

Отно­си­тель­но назва­ния это­го «про­дук­та» мне уда­лось узнать еще несколь­ко инте­рес­ных фак­тов. Вече­ром того же дня я решил поис­кать на про­сто­рах интер­не­та что-нибудь, каса­ю­ще­е­ся «иеру­са­лим­ско­го хле­ба». Ока­за­лось, что дан­ная заквас­ка име­ет еще несколь­ко назва­ний: «поча­ев­ский хлеб» (освя­щен­ный в Свя­то-Успен­ской Поча­ев­ской Лав­ре), «афон­ский хлеб» (освя­щен­ный на Афоне), «тесто сча­стья», «тесто бла­го­по­лу­чия». Что ж, доволь­но широ­кая палит­ра гео­гра­фи­че­ских назва­ний для одно­го хле­ба: Иеру­са­лим, Афон и Укра­и­на. Но если в слу­чае с Иеру­са­ли­мом и Афо­ном доволь­но труд­но про­ве­рить досто­вер­ность инфор­ма­ции о хле­бе, то до Укра­и­ны рукой подать. Я решил зай­ти на офи­ци­аль­ный сайт Поча­ев­ской Лав­ры, и нашел там посла­ние бра­тии мона­сты­ря о так назы­ва­е­мой «поча­ев­ской заквас­ке». Пред­ла­гаю его читателю:

“Бере­ги­тесь, что­бы никто не пре­льстил Вас…” (Мф.24:4)

Доро­гие бра­тья и сестры! 

Как нам ста­ло извест­но, уже неко­то­рое вре­мя по епар­хи­ям Укра­и­ны ста­ли рас­про­стра­нять так назы­ва­е­мый “хлеб (заквас­ку) из Поча­ев­ской Лав­ры”. Бра­тия Поча­ев­ской Лав­ры дово­дит до ваше­го све­де­ния, что это явле­ние не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния к Свя­то-Успен­ской Поча­ев­ской Лав­ре, а явля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем духов­но­го неве­же­ства, суе­ве­рия и спе­ку­ля­ции на авто­ри­те­те нашей Вели­кой Святыни. 

Поль­зо­вать­ся этим тестом стро­го запре­ща­ет­ся, так как это может при­ве­сти к духов­но­му повре­жде­нию и иметь мисти­че­ское риту­аль­ное зна­че­ние. Посколь­ку изго­то­ви­те­ли упо­мя­ну­то­го хле­ба лжи­во при­кры­ва­ют­ся авто­ри­те­том Поча­ев­ской Лав­ры, а ложь изна­чаль­но явля­ет­ся исча­ди­ем диа­во­ла, то отсю­да оче­вид­но, что вся эта затея есть делом рук людей, води­мых бесов­ской силой. Поэто­му про­сим вас быть очень осто­рож­ны­ми в подоб­ных явле­ни­ях и на всё брать бла­го­сло­ве­ние у мест­ных священников. 

“Они пре­льща­ют неутвер­жден­ные души; серд­це их при­уче­но к любо­с­тя­жа­нию: это сыны про­кля­тия” (2Пет.2:14).

“Злые же люди и обман­щи­ки будут пре­успе­вать во зле, вво­дя в заблуж­де­ния и заблуж­да­ясь” (2Тим.3:13)

С ува­же­ни­ем, братия
Свя­то-Успен­ской Поча­ев­ской Лавры.

Миф о цер­ков­ном про­ис­хож­де­нии заквас­ки был раз­вен­чан. Но для меня это и так уже было ясно. Подоб­ную схе­му под­ло­га доволь­но часто исполь­зу­ют дея­те­ли оккульт­ных наук: гадал­ки, маги, кол­ду­ны, экс­тра­сен­сы и про­чие сомни­тель­ные лич­но­сти. Они зача­стую отправ­ля­ют сво­их «кли­ен­тов» в хра­мы за све­ча­ми и лада­ном, сами для вида чита­ют цер­ков­ные молит­вы, ино­гда даже посы­ла­ют людей кре­стить­ся перед нача­лом сво­их сеан­сов. Все эти дей­ствия носят кощун­ствен­ный харак­тер. Све­чи и ладан исполь­зу­ют­ся в маги­че­ских риту­а­лах, цер­ков­ные молит­вы чита­ют­ся вме­сте с заго­во­ра­ми, а иску­сить чело­ве­ка после кре­ще­ния подоб­ны­ми дей­стви­я­ми и вовсе «пик удо­воль­ствия» для лука­во­го, кото­рый дей­ству­ет через оккуль­ти­стов. В слу­чае же с «поча­ев­ской заквас­кой» бра­тия мона­сты­ря ясно опре­де­ли­ла типо­ло­гию духов­ной под­ме­ны – спе­ку­ля­ция на авто­ри­те­те свя­ты­ни. Под видом неко­го бла­га, име­ю­ще­го непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к свя­тыне, людям пре­по­да­ет­ся какая-то гадость неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния. Конеч­но, в этом нет ниче­го уди­ви­тель­но­го. Если бы в рецеп­те иеру­са­лим­ско­го хле­ба зна­чи­лось, что заквас­ка была заме­ша­на с исполь­зо­ва­ни­ем жерт­вен­ной чело­ве­че­ской кро­ви в каком-нибудь сата­нин­ском капи­ще извест­ным кол­ду­ном, то вряд ли бы боль­шин­ство людей согла­си­лось взять в руки эту гадость. Кста­ти, я совсем не исклю­чаю воз­мож­но­сти имен­но тако­го или подоб­но­го про­ис­хож­де­ния «иеру­са­лим­ско­го хле­ба». Ина­че, зачем созда­те­лям заквас­ки так тща­тель­но при­кры­вать­ся авто­ри­те­том Церк­ви, скры­вая истин­ное про­ис­хож­де­ние про­дук­та. Ложь нали­цо, а отец лжи – дья­вол. Раз­ве может быть что-то доб­рое от него? Никак нет! О таких духов­ных под­ме­нах и их авто­рах пре­ду­пре­жда­ет ап. Павел в посла­нии к Корин­фя­нам: «сам сата­на при­ни­ма­ет вид Анге­ла све­та, а пото­му не вели­кое дело, если и слу­жи­те­ли его при­ни­ма­ют вид слу­жи­те­лей прав­ды» (2Кор.11:14–15). Что же, духов­ная негра­мот­ность дает свои пло­ды. Мно­гие поку­па­ют­ся имен­но на «цер­ков­ное» про­ис­хож­де­ние заквас­ки, думая, что раз она освя­ще­на в церк­ви, то зна­чит не сто­ит под­вер­гать сомне­нию и все осталь­ное, напи­сан­ное в при­ла­га­е­мой инструк­ции. И очень напрас­но! Ап. Иоанн Бого­слов при­зы­ва­ет всех нас: «Воз­люб­лен­ные! не вся­ко­му духу верь­те, но испы­ты­вай­те духов, от Бога ли они, пото­му что мно­го лже­про­ро­ков появи­лось в мире» (1Ин.4:1). Опять все та же духов­ная негра­мот­ность людей дает о себе знать.

Разо­брав­шись с назва­ни­ем и выявив в нем несо­мнен­ную ложь и духов­ную под­ме­ну, при­ступ­лю к рас­смот­ре­нию и спра­вед­ли­вой кри­ти­ке самой инструк­ции, при­ла­га­е­мой к заквас­ке. Я нашел в интер­не­те несколь­ко ее вари­ан­тов. Все они схо­ди­лись в ингре­ди­ен­тах для теста: муке, саха­ре и моло­ке. Но самое инте­рес­но было не в состав­ля­ю­щих для хле­ба, а в ком­мен­та­ри­ях, содер­жав­ших­ся в раз­лич­ных вари­ан­тах рецеп­та. Я соеди­нил их воеди­но и полу­чил доволь­но инте­рес­ный вари­ант рецеп­та. Для нагляд­но­сти пред­ло­жу его читателю:

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХЛЕБ ИЗ ПЕКАРНИ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ 

Печет­ся один раз в жиз­ни. При­но­сит в дом доста­ток, радость в жиз­ни, испол­не­ние жела­ний. Сни­ма­ет все виды пор­чи и родо­вое про­кля­тие. Заквас­ку пере­лить в трех­лит­ро­вую бан­ку. Мешать дере­вян­ной лож­кой. Бан­ку не накрывать. 

1‑й день — заме­сить 3 ста­ка­на муки, 1 ста­кан саха­ра и 1 ста­кан моло­ка. Тесто оста­вить на сто­ле, что­бы при­вы­ка­ло к ваше­му дому и накап­ли­ва­ло энер­ге­ти­ку дома; 

2 — день — выме­сить тесто и оста­вить на столе; 

3‑й день — бан­ку опо­лос­нуть моло­ком, поло­жить 2‑х днев­ную заквас­ку, доба­вить 1 ста­кан пес­ка, 3 ста­ка­на муки и 1 ста­кан моло­ка, выме­сить, оста­вить на столе; 

4‑й день — пере­ме­шать и оста­вить на столе; 

5‑й день — доба­вить 1 ста­кан пес­ка, 3 ста­ка­на муки и 1 ста­кан моло­ка, выме­сить, оста­вить на столе; 

6‑й день — раз­де­лить тесто на 4 части. Три части раз­дать доб­рым людям с рецеп­том. Одну часть оста­вить себе. В эту часть доба­вить 1 чай­ную лож­ку рас­ти­тель­но­го мас­ла 2/3 ста­ка­на муки, 2 яйца, 1/2 ч. л. соды, выме­сить, дать посто­ять, духов­ку разо­греть до 150–170 гра­ду­сов и печь минут 30–40. После выпе­ка­ния раз­де­лить поров­ну на чле­нов семьи, съесть, зага­дав жела­ние (кро­ме денег!!!). Нико­го из посто­рон­них не уго­щать испе­чен­ным хлебушком!!!

Пер­вые сло­ва рецеп­та сра­зу же вызы­ва­ют сомне­ние. Поче­му этот хлеб мож­но печь толь­ко раз в жиз­ни? Неуже­ли он опа­сен для здо­ро­вья? Ско­рее все­го, так оно и есть. Толь­ко об этом умал­чи­ва­ют авто­ры рецеп­та. А может быть, если повтор­но испечь хлеб, то сча­стье, радость и доста­ток, обе­щан­ные в рецеп­те, момен­таль­но исчез­нут? Или вдруг доста­ток ста­нет таким боль­шим, что ста­нет неку­да девать сва­лив­ши­е­ся на голо­ву мил­ли­о­ны дол­ла­ров? А сча­стья будет столь­ко, что при­дет­ся делить­ся с сосе­дя­ми? Так нет ведь, сво­им доб­ром делить­ся нель­зя, даже кушать испе­чен­ный хлеб надо толь­ко чле­нам семьи и ни в коем слу­чае не уго­щать посто­рон­них. Что-то не так. Опять чув­ству­ет­ся какой-то под­вох. Если испе­чен­ный хлеб – это доб­ро, то поче­му не при­гла­сить гостей и не дать всем отве­дать по кусоч­ку чудо­дей­ствен­но­го хле­ба. Все были бы доволь­ны, счаст­ли­вы и в достат­ке. А хозя­е­вам дома были бы бес­ко­неч­но при­зна­тель­ны и моли­лись бы за них всю остав­шу­ю­ся жизнь. А мож­но было бы нала­дить про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство это­го доб­ро­го хле­ба и осчаст­ли­вить всю пла­не­ту! Так нет, нель­зя. Толь­ко себе и боль­ше нико­му! Толь­ко один раз ведь испечь мож­но, зачем делить­ся сво­им доб­ром с кем-то. Вдруг кусо­чек достат­ка или сча­стья возь­мет и уйдет к сосе­ду. Какой изощ­рен­ный эго­изм! Под видом бла­га пре­под­но­сит­ся несо­мнен­ный грех – жад­ность. Вот она – жаж­да лег­кой нажи­вы! Вот на что дела­ли упор авто­ры рецеп­та. Ведь не нуж­но при­ла­гать ника­ких уси­лий, не надо тру­дить­ся, не надо делать ров­ным сче­том ниче­го. Вот она – вожде­лен­ная вол­шеб­ная палоч­ка! Толь­ко съешь кусо­чек хле­ба – и будь счаст­лив и богат! Зага­дай любое жела­ние – и ты полу­чишь резуль­тат! И смех и грех. Порой диву даешь­ся, отку­да у наше­го наро­да такая жаж­да к лег­ко­му богат­ству? Неуже­ли мно­гие люди еще не вырос­ли из дет­ства и до сих пор верят в сказ­ки? Верят в золо­тую рыб­ку, в щуку, испол­ня­ю­щую жела­ния, в ска­терть-само­бран­ку, вол­шеб­ную палоч­ку и доб­рых фей? Как ни стран­но, но, полу­ча­ет­ся, что имен­но так. Ведь прин­цип дей­ствия чудо­дей­ствен­но­го хле­ба и пере­чис­лен­ных ска­зоч­ных пер­со­на­жей и пред­ме­тов абсо­лют­но оди­на­ков. Вот и живем мы в гостях у сказ­ки в стране дураков.

Что ж, про­дол­жу даль­ней­шее рас­смот­ре­ние рецеп­та при­го­тов­ле­ния див­но­го хле­ба. Хочу отме­тить тот факт, что в неко­то­рых местах рецепт «иеру­са­лим­ско­го хле­ба» про­ти­во­ре­чит сам себе. В нача­ле рецеп­та ска­за­но, что хлеб при­но­сит в дом доста­ток. А в кон­це пред­ла­га­ет­ся зага­дать жела­ние, при­чем любое, кро­ме денег. Что-то непо­нят­но, отку­да возь­мет­ся доста­ток, если об этом не про­сить? Нали­цо оче­ред­ная хит­рая улов­ка от лука­во­го. Раз нель­зя про­сить денег, кото­рые у мно­гих под­со­зна­тель­но ассо­ци­и­ру­ют­ся с гре­хом, то это хоро­шо и все­му осталь­но­му вполне мож­но дове­рять. Ну, а вполне созна­тель­ное жела­ние быст­ро­го обо­га­ще­ния, о кото­ром я гово­рил выше, пол­но­стью удо­вле­тво­ря­ет­ся обе­ща­ни­ем достат­ка. Вот и полу­ча­ет­ся пал­ка о двух кон­цах. Удо­вле­тво­ре­но и созна­тель­ное, и под­со­зна­тель­ное мыш­ле­ние. Чело­век пол­но­стью согла­сен при­го­то­вить хлеб и со дня на день ждать испол­не­ния обе­щан­но­го. Одна из целей, кото­рую ста­ви­ли перед собой авто­ры рецеп­та, прак­ти­че­ски достигнута.

А теперь перей­ду к рас­смот­ре­нию одной из самых инте­рес­ных, как мне кажет­ся, частей рецеп­та при­го­тов­ле­ния «иеру­са­лим­ско­го хле­ба». Поми­мо обе­ща­ния всех зем­ных благ, авто­ры рецеп­та обе­ща­ют чело­ве­ку, при­го­то­вив­ше­му хлеб, избав­ле­ние от все­воз­мож­ных видов пор­чи и родо­вых про­кля­тий. Вот еще одна из при­чин, по кото­рой мно­гие люди поку­па­ют­ся на сказ­ку о чудо­твор­ном хле­бе. В послед­нее вре­мя доста­точ­но боль­шое коли­че­ство людей лег­ко­мыс­лен­но верят все­воз­мож­ным магам, экс­тра­сен­сам, гадал­кам, про­ри­ца­те­лям и про­чим дея­те­лям оккульт­ных наук. И, как след­ствие, эти люди исполь­зу­ют в сво­ем лек­си­коне всю ту ново­мод­ную оккульт­ную тер­ми­но­ло­гию, кото­рую так неустан­но изоб­ре­та­ют оккуль­ти­сты. Тут все­воз­мож­ные пор­чи, вен­цы без­бра­чия, родо­вые про­кля­тия, при­во­ро­ты с отво­ро­та­ми и про­чее. И, конеч­но, когда к тако­му чело­ве­ку вдруг попа­дет заквас­ка для хле­ба, кото­рая может изба­вить от все­го выше­упо­мя­ну­то­го, да еще освя­щен­ная в самом Хра­ме Гро­ба Гос­под­ня в Иеру­са­ли­ме, радо­сти его не будет пре­де­ла. Не надо идти к гадал­кам и экс­тра­сен­сам, что­бы сни­мать пор­чу и родо­вые про­кля­тия, тра­тя на это уйму вре­ме­ни и денег. Доста­точ­но про­сто испечь хлеб, съесть его и пор­чи как не быва­ло. Толь­ко вот эти люди забы­ва­ют о том, что подоб­ная вера кол­ду­нам и гадал­кам была стро­го осуж­де­на еще во вре­ме­на Вет­хо­го Заве­та. В те дав­ние вре­ме­на Бог вос­пре­тил наро­ду, вышед­ше­му из еги­пет­ско­го пле­на, зани­мать­ся кол­дов­ством и ходить к вол­шеб­ни­кам и чаро­де­ям. Вот, что гово­рит Писа­ние: «Не воро­жи­те и не гадай­те» (Лев.19:26), «Не обра­щай­тесь к вызы­ва­ю­щим мерт­вых, и к вол­шеб­ни­кам не ходи­те, и не дово­ди­те себя до осквер­не­ния от них» (Лев.19:31), «не дол­жен нахо­дить­ся у тебя про­во­дя­щий сына сво­е­го или дочь свою чрез огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это» (Втор.18:11), «И вы не слу­шай­те сво­их про­ро­ков и сво­их гада­те­лей, и сво­их сно­вид­цев, и сво­их вол­шеб­ни­ков, и сво­их звез­до­че­тов … ибо они про­ро­че­ству­ют вам ложь» (Иер.27:9–10). Счи­таю, что мно­гим было бы полез­но знать, что подоб­ные дей­ствия или обра­ще­ние к назван­ным лич­но­стям суро­во нака­зы­ва­лось: «И если какая душа обра­тит­ся к вызы­ва­ю­щим мерт­вых и к вол­шеб­ни­кам, что­бы блуд­но ходить вслед их, то Я обра­щу лицо Мое на ту душу и истреб­лю ее из наро­да ее» (Лев.20:6), «Воро­жеи не остав­ляй в живых» (Исх.22:18).

Думаю, при­ве­ден­ных цитат вполне доста­точ­но, что­бы сде­лать соот­вет­ству­ю­щие выво­ды о гре­хов­но­сти суж­де­ний о чудо­дей­ствен­но­сти «иеру­са­лим­ско­го хле­ба». Опять нали­цо духов­ная без­гра­мот­ность наше­го наро­да. Да, 70 лет бого­бор­че­ства сде­ла­ли свое дело. Но ведь уже почти 20 никто не запре­ща­ет изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние и посе­щать храм Божий. Лень. Ну вот, опять грех! Ленит­ся наш народ читать Биб­лию и слу­шать про­по­ве­ди свя­щен­ни­ков. Зато с удо­воль­стви­ем готов пове­рить в то, что «иеру­са­лим­ский хлеб» в одно мгно­ве­ние каким-то непо­сти­жи­мым обра­зом при­не­сет в дом богат­ство, сча­стье, испол­не­ние жела­ний и изба­вит от кол­дов­ства. А ведь неда­ром гла­сит народ­ная муд­рость: «бес­плат­ный сыр быва­ет толь­ко в мыше­лов­ке». Тем более что сыр в мыше­лов­ку под назва­ни­ем «иеру­са­лим­ский хлеб» кла­дет сам дья­вол – отец лжи и враг добра. Хочет­ся отме­тить, что на таких суе­вер­ных людей, веря­щих в горо­ско­пы, боя­щих­ся чер­ных кошек, пере­бе­жав­ших доро­гу, и повсю­ду ищу­щих сле­ды наве­де­ния пор­чи, кол­дов­ство и чаро­дей­ство, вполне воз­мож­но, будет иметь неко­то­рое воз­дей­ствие. Чело­век, ищу­щий в сво­ей жиз­ни лука­во­го и его коз­ни, ско­рее все­го, их най­дет. Вполне воз­мож­но, что Гос­подь попу­стит ему нахо­дить­ся под таким воз­дей­стви­ем ради его вра­зум­ле­ния. Кто-то вра­зум­ля­ет­ся и отво­ра­чи­ва­ет­ся от суе­вер­ных поня­тий в пор­чу и родо­вое про­кля­тие и Гос­подь уми­ро­тво­ря­ет его жизнь. А кто-то еще более оже­сто­ча­ет­ся в сво­ем заблуж­де­нии и начи­на­ет бегать по гадал­кам и экс­тра­сен­сам в надеж­де изба­вить­ся от кол­дов­ства. Тем самым, созна­тель­но обра­ща­ясь за помо­щью к само­му кня­зю тьмы – дья­во­лу, дей­ству­ю­ще­му через оккуль­ти­стов. А какая может быть помощь от лука­во­го? Если даже пред­по­ло­жить, что на чело­ве­ка дей­стви­тель­но наве­де­на пор­ча, т.е. он нахо­дит­ся под дья­воль­ским воз­дей­стви­ем, то никак нель­зя изба­вить­ся от нее посред­ством обра­ще­ния к тому же лука­во­му духу. Сам Гос­подь гово­рит это­му безум­но­му чело­ве­ку: «как может сата­на изго­нять сата­ну? Если цар­ство раз­де­лит­ся само в себе, не может усто­ять цар­ство то; и если дом раз­де­лит­ся сам в себе, не может усто­ять дом тот; и если сата­на вос­стал на само­го себя и раз­де­лил­ся, не может усто­ять, но при­шел конец его» (Мк.3:23–26). По мне­нию суе­вер­ных людей, родо­вое про­кля­тие – это про­кля­тие, нало­жен­ное на весь род и пере­да­ю­ще­е­ся из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Если верить в это, то полу­ча­ет­ся, что какое-то про­кля­тие выше мило­сер­дия Божия, ибо дей­ству­ет без­от­каз­но на всех, неза­ви­си­мо от того, каким бы чело­век не был. Соглас­но подоб­ной логи­ке, оно дей­ству­ет и на чело­ве­ка, веру­ю­ще­го в Бога и живу­ще­го по его запо­ве­дям. Но это­го быть не может! Гос­подь не попу­стит истин­но­му хри­сти­а­ни­ну, свя­то чту­ще­му запо­ве­ди Божии, быть мучи­мым дья­во­лом. Бог есть Любовь, и отве­ча­ет любо­вью на любовь чело­ве­ка. И нет ниче­го пре­вы­ше этой любви!

Про­дол­жу подроб­ное рас­смот­ре­ние рецеп­та «иеру­са­лим­ско­го хле­ба». В пер­вый день при­го­тов­ле­ния заквас­ки пред­ла­га­ет­ся оста­вить тесто на сто­ле, что­бы оно впи­ты­ва­ло энер­ге­ти­ку дома. Доволь­но инте­рес­ное и ори­ги­наль­ное заяв­ле­ние. А смо­гут ли авто­ры рецеп­та науч­ным обра­зом объ­яс­нить, как это воз­мож­но? Как обыч­ное тесто вдруг ста­но­вит­ся нако­пи­те­лем энер­гии? Думаю, что нет. Тем более что авто­ров это­го тек­ста исто­рия не зна­ет. Остав­лю свои науч­ные измыш­ле­ния в сто­роне и попро­бую раз­мыс­лить, соглас­но логи­ке авто­ров рецеп­та. Инте­рес­но то, что хлеб, при­зван­ный изба­вить от пор­чи в доме, накап­ли­ва­ет как раз ту самую энер­ге­ти­ку дома. А если в доме она пло­хая, то и хлеб будет «заря­жен» отри­ца­тель­но. Не луч­ше было бы тогда его выбро­сить или сжечь, уда­лить этот отра­бо­тав­ший «заря­жен­ный акку­му­ля­тор» из дома и жить при­пе­ва­ю­чи, изба­вив­шись от нена­вист­ной пор­чи? Стран­но, что рецепт хле­ба пред­ла­га­ет совсем дру­гое. Хлеб надо при­го­то­вить и съесть! Как же так? Оче­ред­ной ляп­сус, оче­ред­ная несо­сты­ков­ка в одном про­стом рецеп­те, оче­ред­ной обман. И, как след­ствие, оче­ред­ное дока­за­тель­ство лжи­во­сти рецепта.

Но самое страш­ное, что пред­ла­га­ет­ся в рецеп­те, это то, что необ­хо­ди­мо раз­дать три части теста из четы­рех доб­рым людям вме­сте с рецеп­том. Вот, где кро­ет­ся духов­ная зара­за! Кото­рая может при­ве­сти к целой эпи­де­мии суе­ве­рий, свя­зан­ных с «иеру­са­лим­ским хле­бом». Кста­ти, эта схе­ма раз­да­чи хле­ба очень похо­жа на схе­му рас­про­стра­не­ния так назы­ва­е­мых писем сча­стья, кото­рые не так дав­но име­ли хож­де­ние по всей стране и даже за рубе­жом. Но если в слу­чае с пись­ма­ми мно­гие под­вер­га­ли сомне­нию обе­ща­ния, содер­жав­ши­е­ся в тек­сте, то в слу­чае с «иеру­са­лим­ским хле­бом» дело обсто­ит ина­че. Если быть точ­нее, обе­ща­ния име­ют более при­вле­ка­тель­ный и, в то же вре­мя, при­кры­тый пра­во­слав­ной шир­мой харак­тер. Эда­кое обе­ща­ние сча­стья и достат­ка от Само­го Бога. Но на самом деле это — деше­вая лепеш­ка от лука­во­го. И заквас­ку для нее пред­ла­га­ет­ся раз­дать сво­им доб­рым зна­ко­мым. Какой соблазн! Ведь зна­ко­мо­му и в голо­ву не при­дет, что его ода­ря­ют чем-то сквер­ным. Да и вряд ли он отка­жет­ся, неудоб­но. Но ведь неда­ром Гос­подь пре­ду­пре­жда­ет нас в Еван­ге­лии: «горе миру от соблаз­нов, ибо надоб­но прий­ти соблаз­нам; но горе тому чело­ве­ку, через кото­ро­го соблазн при­хо­дит» (Мф. 18:7). Итак, горе тому чело­ве­ку, кото­рый рас­про­стра­ня­ет эту духов­ную заразу!

А теперь пред­ла­гаю чита­те­лю взгля­нуть на «иеру­са­лим­ский хлеб» с точ­ки зре­ния при­го­тов­ле­ния. Тесто при­го­тав­ли­ва­ет­ся в тече­ние 6 дней. Сам по себе такой метод фак­ти­че­ски уни­ка­лен и вызы­ва­ет боль­шие сомне­ния. Обще­из­вест­но, что обыч­ный хлеб заква­ши­ва­ет­ся мак­си­мум в тече­ние суток. Зачем нуж­но заква­ши­вать «иеру­са­лим­ский хлеб» в тече­ние 6 дней – совер­шен­но непо­нят­но. Так­же непо­нят­но, зачем в тесте такое боль­шое коли­че­ство саха­ра. Вкус будет при­тор­ным. На хлеб это совер­шен­но не похо­же, более на слад­кий кекс. Имен­но так и опре­де­ля­ют его те люди, кото­рые все-таки при­го­то­ви­ли чудес­ный хлеб. На про­сто­рах интер­не­та я встре­чал и доволь­но кри­тич­ные заме­ча­ния отно­си­тель­но вку­са полу­чив­ше­го­ся хле­ба. Как отме­ча­ют неко­то­рые люди, из-за сво­ей крайне пере­на­сы­щен­ной сла­до­сти и спе­ци­фи­че­ско­го вку­са он совер­шен­но не при­го­ден для употребления.

Ну, а теперь по пово­ду гиги­е­ны. Думаю, что мно­гие чита­те­ли согла­сят­ся со мной в том, что гиги­е­на игра­ет в вопро­се при­го­тов­ле­ния пищи дале­ко не послед­нюю роль. Нач­ну по поряд­ку. На одном из интер­нет-сай­тов я обна­ру­жил, что тесто впер­вые было заме­ша­но в Иеру­са­ли­ме 24 года назад. Это под­твер­жда­ет­ся сви­де­тель­ства­ми людей стар­ше­го поко­ле­ния, кото­рые слы­ша­ли о «тесте сча­стья» еще мно­го лет назад. Теперь сто­ит толь­ко пред­ста­вить, сколь­ко гря­зи, мик­ро­бов и вся­кой гадо­сти содер­жит в себе заквас­ка «иеру­са­лим­ско­го хле­ба». Пол­ная анти­са­ни­та­рия. Пред­по­ла­гаю, что имен­но ее след­ствия и дают эффект спе­ци­фи­че­ско­го вку­са гото­во­го про­дук­та. Поми­мо это­го в рецеп­те пред­ла­га­ет­ся в тече­ние 6 дней дер­жать тесто в неза­кры­той посу­де на сто­ле. Ну, раз­ве ста­нет нор­маль­ный чело­век дер­жать на сто­ле неза­кры­тую посу­ду с едой в тече­ние 6 дней? Думаю, нет. А в слу­чае с «иеру­са­лим­ским хле­бом» это стран­ное дей­ствие у мно­гих людей совсем не вызы­ва­ет сомнения.

И, напо­сле­док, хотел бы поде­лить­ся с чита­те­лем мыс­ля­ми отно­си­тель­но про­ис­хож­де­ния «иеру­са­лим­ской заквас­ки». Ведь кому-то так необ­хо­ди­мо втя­нуть в рас­про­стра­не­ние чудо-хле­ба пра­во­слав­ных хри­сти­ан. Хочу при­ве­сти пару при­ме­ров. Криш­на­и­ты прак­ти­ку­ют раз­да­чу пиши, посвя­щен­ной Кришне (пра­сад), всем, кому попа­ло, неза­ви­си­мо от веро­ис­по­ве­да­ния. Для это­го они даже идут на такую улов­ку, как откры­тие бес­плат­ных или полу­бес­плат­ных веге­та­ри­ан­ских кафе, посе­ти­те­ли кото­рых даже не подо­зре­ва­ют, что едят идо­ло­жерт­вен­ную пищу. Дру­гой при­мер — «пре­по­доб­ный» Мун, осно­ва­тель извест­ной сек­ты. Пища с его кро­вью или (про­шу про­ще­ния у чита­те­ля) спер­мой изго­тав­ли­ва­ет­ся адеп­та­ми сек­ты и раз­да­ет­ся на их собра­ни­ях. Вполне воз­мож­но, что «пре­по­доб­ный» Мун, жаж­ду­ю­щий накор­мить такой пищей весь мир, уже начал какую-то тай­ную поли­ти­ку и изоб­рел «тесто сча­стья». Мож­но при­ве­сти еще ряд при­ме­ров, но не вижу в этом смыс­ла. Понят­но одно — кто-то спе­ци­аль­но по науче­нию дья­во­ла ста­ра­ет­ся вве­сти в заблуж­де­ние пра­во­слав­ных хри­сти­ан, при­кры­ва­ясь шир­мой свя­то­сти. Поэто­му для пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на никак недо­пу­сти­мо вку­ше­ние и рас­про­стра­не­ние «иеру­са­лим­ско­го хле­ба». А если кто-то уже успел согре­шить подоб­ным обра­зом, то пусть при­не­сет Богу пло­ды пока­я­ния. Бла­го, есть у нас такая воз­мож­ность, а Гос­подь, как любя­щий Отец, про­ща­ет нам наши гре­хи. Помо­щи всем Божи­ей и не под­да­вай­тесь на улов­ки лукавого!

Иерей Дио­ни­сий Свечников

Источ­ник: Пра­во­сла­вие и мир

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки