<span class=bg_bpub_book_author>Б. Клин</span> <br>Как спастись от черной кошки на узкой дорожке?

Б. Клин
Как спастись от черной кошки на узкой дорожке?

(4 голоса5.0 из 5)

Говорят, что гладкий крест лучше, чем с распятием. И что причастие помогает от желудочных болей. А вот церкви при кладбищах, мол, нехороши – из-за того, что там постоянно отпевают, в них плохая энергетика. Несколько человек мне объясняли, что пасхальные яйца надо хранить, чтобы в доме не случилось пожара. Среди православных суеверия распространились столь широко, что стали предметом серьезной озабоченности церкви. Им была посвящена собравшаяся в Санкт-Петербурге миссионерская конференция. Сегодня вместе с известными богословами поговорим о суевериях подробнее.

Нашел чужой крест – неси его в храм

Даже сам крест оказался предметом суеверий. Существует стойкое мнение, будто в нательном кресте, как на матрице, запечатлена судьба человека. На конференции священники рассказывали, что некоторые родители отказываются надевать детям кресты с распятием: мол, ребенок будет всю жизнь мучиться. А еще хуже, по поверьям, крест с черепом в основании. Вообще-то он символизирует победу Христа над грехом Адама, но многие в черепе видят скорую смерть.

Как считает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, эти предрассудки выросли из словосочетания «нести свой крест», означающего преодоление жизненных проблем, из фигуры речи. Между тем крест – не матрица судьбы, а символ принадлежности к христианской вере.

Боятся суеверные люди и брать в руки потерянный кем-то крест: якобы вместе с ним «звалишь на себя чужие проблемы. «Получается, пусть лучше крест в грязи валяется, пусть его топчут ногами?!» – возмущались участники конференции. Кстати, и потерявшему крестик отчаиваться не стоит: досадно, но не смертельно, просто побыстрее купите себе новый.

– Потерянный кем-то крест надо поднять и отнести в храм без всяких опасений за свою судьбу, – говорит профессор Осипов. Такого же мнения придерживается и представитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко. По его словам, люди могут, ничего не опасаясь, носить и перешедшие к ним по наследству кресты, причем даже освящать их снова не требуется: «Крест обычно освящается один раз, после изготовления».

Кстати, о традициях. Одна из них – носить кольца и брючные ремни с молитвенными словами. Алексей Осипов считает, что не надо доводить этот обычай до абсурда.

– Однажды мужчина рассказал мне, что упал с мотоцикла и ушибся. Он недоумевал : как такое могло случиться, ведь на нем был ремень с молитвой «Живый в помощи…» (90-й псалом)? А потом прибегает и говорит: «Я просто не те брюки надел, с другим ремнем…»

Причастился – ни с кем не целуйся

Храм – не больница, но происходящее в нем народ теперь все чаще наделяет именно «лечебными свойствами». Таинство причастия многие несведущие люди воспринимают чуть ли не как медицинскую процедуру – почему-то считается, что оно помогает от болей в желудке и повышает гемоглобин.

Все охотнее верующие предаются таинству соборования, да еще приводят маленьких детей. Соборование – помазание тела священным елеем, служащее, по учению Церкви, духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление неведомых грехов. Обряд совершается только над больными, не лишившимися еще сознания, собором семи священников (отчего и называется соборованием). На конференции говорили, что участие здоровых малолетних детей и впрямь излишне, особенно учитывая, что это таинство длится 5-6 часов. Что же касается взрослых, то глава миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Будников заявил: «Абсолютно здоровых людей нет, и нет ничего плохого для них в соборовании. Не надо впадать в крайности, а то легко скатиться к католическим нормам, когда соборуют только перед смертью».

Еще одно суеверие: после соборования якобы нельзя жениться, а после причастия – ничего целовать. Профессор Осипов считает первое диким суеверием, а вот рекомендация не целовать даже иконы и мощи в день причащения происходит из благоговения к таинству, и это предрассудком считать не следует.

Список грехов помогает от склероза

Суевериями обросли даже таинства, через которые христианам передается благодать Святого Духа. Священник Александр Дягилев из своей пастырской практики приводит тому примеры:

– Люди приходят крестить ребенка не для спасения души, а чтобы у него грыжа зажила. Или просят крестить вторым «тайным» именем (не соответствующим свидетельству о рождении), чтобы «не сглазили».

Иногда приходится идти на принцип, если родители убеждению не поддаются и настаивают на «тайном» имени, – отказываюсь крестить. Говорю: идите к другому батюшке.

По мнению отца Александра, причиной тому – отсутствие подлинной веры и у родителей, и у крестных. Он убежден, что пора ввести для желающих креститься взрослых обязательный «ликбез».

Как ни странно, столь же бездуховно некоторые подходят к отпущению грехов. Говорят не о грехах, а о своих проблемах. О таких «прописях плохих дел» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин пишет в журнале «Православная беседа»:

«Иногда люди относятся к исповеди по-фарисейски, думая, что мельчайшие подробности каждого совершенного греха и скрупулезный их учет делают их максимально достойными Причастия Тела и Крови Христовых. Приносят чуть ли не общие тетради, в которых по дням и часам расписаны все прегрешения, многократно повторяемые. Бывает и такое: пришел человек исповедоваться с вечера, подробно рассказал священнику о своих грехах, а наутро приходит опять с тем, что успел нагрешить за вечер и утро. Как-то одна женщина, поисповедовавшись в начале литургии, перед причастием подошла еще раз: вот, батюшка, плохо сейчас подумала о другой прихожанке… Прийти ко святой чаше с полной решимостью отвергнуться греха, с мольбой о том, чтобы Господь Сам помог мне исправить мою жизнь, – это именно тот настрой, с которым мы должны каяться. И в этом свете не странно ли от раза к разу приносить длинные списки одних и тех же грехов? Ведь если они повторяются – налицо не доблесть усердного исповедника, а духовный недуг!»

Отец Всеволод пояснил «Известиям», что проблема не в самой записи грехов: «Записка может быть, но ее может и не быть. Святейший патриарх высказался по этому поводу – он против того, чтобы священнику просто молча отдавали список грехов, человек должен произнести их вслух«. А отпущение грехов происходит во время совершения священником специальной молитвы.

Свечи приносить с собой не стоит

О храмах рассказывают тоже немало небылиц. Например, некоторые прихожане норовят занять место точно под куполом – так они лучше «заряжаются энергией». Нехорошей репутацией среди суеверных пользуются церкви и часовни при кладбищах – отпевание покойников якобы «концентрирует плохую энергетику».

«Духовная энергия» или «энергетика» – термины, вообще не имеющие отношения к христианству. Они ближе к восточным духовным практикам – отсюда и рассуждения об «улавливании потоков». Покойников же отпевают практически во всех православных храмах, зачастую по нескольку в день, независимо от территориальной близости к кладбищам.

Возжигание свечей также обросло целым рядом «страшилок». Считается, что если свеча погасла, то желание не исполнится. А если свеча погасла или закоптила на похоронах, жди беды: кто-то из присутствующих скоро заболеет либо умрет.

В Санкт-Петербурге с «чертовыми бабушками», распускающими такие слухи, начали бороться абсолютно конкретно: из числа наиболее образованных и подготовленных волонтеров в церквах организуют консультационные посты. Священники убеждены, что информация, полученная при первом посещении храма, оказывает на духовную жизнь человека серьезнейшее воздействие. И верующим крайне трудно избавиться от глупых, внушенных бабками идей.

Разные мнения есть и в отношении к вопросу о благодатности свечей. Многие считают, что запрещать приносить с собой и зажигать свечи, купленные в других местах, не стоит. Однако заведующий службой коммуникации ОВЦС Московского патриархата отец Михаил Прокопенко считает, что церковная свеча – символ жертвы Богу, приносимой человеком. Поэтому принято ставить свечи там, где принесена жертва, то есть там, где свеча приобретена.

Бросай яйцо – зови пожарных!

Длительное хранение освященного хлеба и пасхальных яиц питерское духовенство сочло суеверием. Речь идет об артосе – квашеном, кислом хлебе. Его освящают в первый день Пасхи и раздают в субботу Святой недели народу. Священник Александр Дягилев считает, что его должно съедать в субботу, а не хранить бесконечно, пока в нем жучки не заведутся. Но вот известный богослов профессор Алексей Осипов считает, что артос вполне можно хранить и есть по особенным случаям. Равно как и пасхальные яйца, полученные в особенных обстоятельствах (скажем, в святом месте или данные старцем), можно хранить даже до следующей Пасхи. Отец Всеволод Чаплин с ним согласен: «Благочестивые люди хранят артос и вкушают в случае болезни. Пасхальные яйца некоторые тоже хранят, например, как память о Пасхе. Если же освященные яйца или хлеб пришли в негодность, то их следует сжечь, а пепел развеять в реке, чтобы его не могли топтать ногами». Советуют также испортившиеся артос и пасхальные яйца раскрошить и в чистом месте рассыпать для птиц (так, чтобы крошки не были затоптаны).

Но, разумеется, держать пасхальное яйцо на случай пожара, чтобы перекидывать через горящий дом, – это суеверие чистой воДы. Лучше сразу звонить по «01».

Многие приметы пришли от евреев

Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин рассказал, что множество иудейских примет хорошо известны россиянам. – Встреча с женщиной, несущей пустые ведра. – к неудаче. Или пользование парными предметами тоже якобы нехорошо (отсюда обычай не дарить, не преподносить четное число цветов). Не перешагивать через ребенка – расти не будет. Не зашивать одежду на себе – «зашьешь память». Сглаз – если ребенка похвалили, его трижды целуют и сплевывают. А в восточных общинах от сглаза в домах вывешивали чеснок. Понедельник – день тяжелый. А вторник удачный – в Торе дважды сказано, что во вторник Всевышний, создавая мир, сказал, что это хорошо. Есть и некоторые чисто религиозные суеверия – ходить в Йом-Кипур (Судный день) на кладбища, хотя это запрещено.

Очень тяжкий грех в случае неприятностей идти на могилу родителей и пытаться с ними общаться, просить их о помощи – это уже впадение в идолопоклонство. Многие евреи носят магендовиды, но это вообще имеет мало отношения к религии. Магендовид (шестиконечная звезда) – это два треугольника, такой знак был на щите царя Давида, а у царя Соломона была пятиконечная звезда. Вообще, заключил Горин, наши мудрецы давно сказали о всевозможных приметах: «Кто верит – с тем это и случится. Надо верить в Бога, а не в приметы».

Золото у мусульман должны носить только женщины

По словам первого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы хазрата Якупова, в исламе споры в основном связаны с обрядами похорон: «Эта часть наименее прописана, а ведь у каждого народа, принявшего ислам, были свои традиции, и они сохраняются». Например, кто-то считает нужным устраивать поминки, причем в определенные дни, а кто-то уверен, что это не нужно, и называет все суеверием.

Б. Клин

Источник: Известия

Комментировать