Коновалов С.С.: от медицины к оккультизму

Коновалов С.С.: от медицины к оккультизму

(1 голос5.0 из 5)

Вопрос, на кото­рый мы попы­та­ем­ся сего­дня отве­тить, зву­чит про­сто: может ли пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин обра­щать­ся за помо­щью к оккульт­ным док­то­рам? В каче­стве при­ме­ра мы рас­смот­рим дея­тель­ность извест­но­го в Санкт-Петер­бур­ге док­то­ра С.С. Коновалова.

В болез­ни тво­ей не будь небрежен,
но молись Гос­по­ду, и Он исце­лит тебя
Сир. 38:9.

 Сотво­рив мир, Гос­подь ска­зал о Сво­ем тво­ре­нии, что оно «хоро­шо весь­ма», – чита­ем мы в Свя­щен­ном Писа­нии (Быт. 1:31). Ни болез­ни, ни смер­ти не веда­ла пер­во­здан­ная чета в саду Эдем­ском, ибо «Бог не сотво­рил смер­ти и не раду­ет­ся поги­бе­ли живу­щих» (Прем. 1:13) , напро­тив: «Бог создал чело­ве­ка для нетле­ния и соде­лал его обра­зом веч­но­го бытия Сво­е­го; но зави­стью диа­во­ла вошла в мир смерть, и испы­ты­ва­ют ее при­над­ле­жа­щие к уде­лу его» (Прем. 2:23–24). Как тле­ние, так болезнь и смерть ста­но­вят­ся уде­лом чело­ве­че­ства и все­го мира вслед­ствие гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей: «Посе­му, как одним чело­ве­ком грех вошел в мир, и гре­хом смерть, так и смерть пере­шла во всех чело­ве­ков» (Рим. 5:12), «тварь поко­ри­лась суе­те не доб­ро­воль­но, но по воле поко­рив­ше­го ее…Ибо зна­ем, что вся тварь сово­куп­но сте­на­ет и мучит­ся доныне; и не толь­ко [она], но и мы сами, имея нача­ток Духа, и мы в себе сте­на­ем, ожи­дая усы­нов­ле­ния, искуп­ле­ния тела наше­го» (Рим. 8:18–23) .

Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит нам о том, что чело­век нару­шил запо­ведь Бога о нев­ку­ше­нии пло­дов с «дре­ва позна­ния добра и зла» (Быт. 2:17), а так­же о тех послед­стви­ях, к кото­рым Ада­ма и Еву при­ве­ло это нару­ше­ние: об отпа­де­нии от Бога, изгна­нии из рая. Грех, пора­зив при­ро­ду чело­ве­ка, стал ее раз­ру­ши­те­лем, появи­лись болез­ни. Иску­ше­ние, кото­рое ста­ло при­чи­ной гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей, было иску­ше­ни­ем стать бога­ми без Бога (Быт. 3:1–7). Этот соблазн жив и поныне: сот­ни тысяч кон­так­те­ров, оккуль­ти­стов, эзо­те­ри­ков, каб­ба­ли­стов и мно­гих дру­гих слу­жи­те­лей «обще­го бла­га», непре­рыв­но иску­ша­ют окру­жа­ю­щих тем же соблаз­ном, про­тив кото­ро­го не усто­я­ли Адам и Ева. Мно­гие из этих дея­те­лей зани­ма­ют­ся оккульт­ной меди­ци­ной и под пред­ло­гом улуч­ше­ния здо­ро­вья людей губят сво­их паци­ен­тов духов­но, а часто и физи­че­ски, актив­но внед­ряя в их созна­ние анти­хри­сти­ан­ские идеи.

Вопрос, на кото­рый мы попы­та­ем­ся сего­дня отве­тить, зву­чит про­сто: может ли пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин обра­щать­ся за помо­щью к оккульт­ным док­то­рам? В каче­стве при­ме­ра мы рас­смот­рим дея­тель­ность извест­но­го в Санкт-Петер­бур­ге док­то­ра С.С. Коновалова.

Прежде всего, затронем тему отношения православного христианина к болезни.

Свя­щен­ное Писа­ние учит: «… какая поль­за чело­ве­ку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе сво­ей повре­дит? или какой выкуп даст чело­век за душу свою?» (Мф. 16:26). Здо­ро­вье само по себе для пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на не явля­ет­ся абсо­лют­ной цен­но­стью. Все вре­мен­ное хри­сти­ан­ство рас­смат­ри­ва­ет сквозь приз­му веч­но­сти, глав­ный вопрос, от отве­та на кото­рый долж­но зави­сеть отно­ше­ние хри­сти­а­ни­на к тому или ино­му явле­нию, зву­чит сле­ду­ю­щим обра­зом: спо­соб­ству­ет дан­ное явле­ние реа­ли­за­ции цели хри­сти­ан­ской жиз­ни или, напро­тив, уво­дит от нее?

Но како­ва цель жиз­ни хри­сти­а­ни­на? Свя­той Анто­ний Вели­кий писал: «Для чего создан чело­век? Для того, что­бы, позна­вая тво­ре­ния Божии, он видел само­го Бога и про­слав­лял Создав­ше­го их для чело­ве­ка. Ум, любо­вью к Богу при­леп­лен­ный, есть неви­ди­мое бла­го, от Бога дару­е­мое достой­ным за доб­рую жизнь» (1).

Цель жиз­ни хри­сти­а­ни­на – спа­се­ние, жизнь в Боге. Одним из усло­вий спа­се­ния явля­ет­ся соблю­де­ние запо­ве­дей Божи­их: «…кто любит Меня, тот соблю­дет сло­во Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы при­дем к нему и оби­тель у него сотво­рим» (Ин. 14:23).

Таким обра­зом, для хри­сти­а­ни­на глав­ным кри­те­ри­ем оцен­ки любо­го аспек­та бытия чело­ве­ка в мире явля­ет­ся его спасительность.

Следующий вопрос, на котором мы остановим внимание наших читателей: как в свете спасения Церковь рассматривает медицину?

Что гово­рит по это­му вопро­су Биб­лия? В кни­ге Иису­са сына Сира­хо­ва ска­за­но: «Почи­тай вра­ча честью по надоб­но­сти в нем, ибо Гос­подь создал его, и от Выш­не­го — вра­че­ва­ние…» (Сир. 38:1–2). Пра­во­сла­вие не отвер­га­ет меди­ци­ну, вра­чом был, напри­мер, Еван­ге­лист Лука (Кол. 4:14). В Свя­щен­ном Писа­нии мы нахо­дим мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры исце­ле­ний, совер­шен­ных Иису­сом Хри­стом и апо­сто­ла­ми: «И ходил Иисус по всей Гали­лее, уча в сина­го­гах их и про­по­ве­дуя Еван­ге­лие Цар­ствия, и исце­ляя вся­кую болезнь и вся­кую немощь в людях» (Мф. 4:23); «И при­звав две­на­дцать уче­ни­ков Сво­их, Он дал им власть над нечи­сты­ми духа­ми, что­бы изго­нять их и вра­че­вать вся­кую болезнь и вся­кую немощь» (Мф. 10:1). Хри­стос и его апо­сто­лы, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие, вра­че­ва­ли не толь­ко тела, но и души.

Исце­ле­ние тела явля­ет­ся след­стви­ем про­ще­ния гре­хов (Лк. 5:24). Про­щать же гре­хи может толь­ко Бог (Лк. 5:21). Но хри­сти­а­нам не толь­ко даро­ва­но Еван­ге­лие, но и запре­ще­но при­ни­мать что-либо про­ти­во­ре­ча­щее его сло­ву: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал бла­го­вест­во­вать вам не то, что мы бла­го­вест­во­ва­ли вам, да будет ана­фе­ма» (Гал. 1:8). Сохра­не­ние вер­но­сти еван­гель­ской вести и жизнь в соот­вет­ствии с ней, соглас­но Свя­щен­но­му Писа­нию, есть путь к бес­смер­тию: «Истин­но, истин­но гово­рю вам: кто соблю­дет сло­во Мое, тот не уви­дит смер­ти вовек» (Ин. 8:51).

Мы зна­ем из Свя­щен­но­го Писа­ния, что здо­ро­вье и свя­тость совер­шен­но не обя­за­тель­но долж­ны сопут­ство­вать друг дру­гу. Физи­че­ски боль­ной чело­век может быть свя­тым и здо­ро­вый может быть бого­бор­цем (2). При­мер апо­сто­ла Пав­ла убеж­да­ет нас в том, что здо­ро­вье, как мы уже заме­ти­ли выше, само по себе не явля­ет­ся абсо­лют­ной цен­но­стью для хри­сти­а­ни­на: «И что­бы я не пре­воз­но­сил­ся чрез­вы­чай­но­стью откро­ве­ний, дано мне жало в плоть (болезнь. – В.П.), ангел сата­ны, удру­чать меня, что­бы я не пре­воз­но­сил­ся. Три­жды молил я Гос­по­да о том, что­бы уда­лил его от меня. Но [Гос­подь] ска­зал мне: «доволь­но для тебя бла­го­да­ти Моей, ибо сила Моя совер­ша­ет­ся в немо­щи». И пото­му я гораз­до охот­нее буду хва­лить­ся сво­и­ми немо­ща­ми, что­бы оби­та­ла во мне сила Хри­сто­ва» (2Кор. 12:7–9). Физи­че­ские болез­ни могут быть полез­ны для духов­но­го здо­ро­вья чело­ве­ка: «Те нака­зы­ва­ли нас по сво­е­му про­из­во­лу для немно­гих дней; а Сей – для поль­зы, что­бы нам иметь уча­стие в свя­то­сти Его» (Евр. 12:10). Если Гос­подь нис­по­слал хри­сти­а­ни­ну болезнь, он дол­жен при­нять ее со сми­ре­ни­ем, так как Гос­подь не посы­ла­ет иску­ше­ний сверх меры (1Кор. 10:13).

Это не зна­чит, что не нуж­но молить­ся об исце­ле­нии и лечить болезнь, одна­ко, если чело­век не обре­та­ет про­си­мо­го, то ему сле­ду­ет при­ни­мать свой недуг как дар Божий. Так­же хри­сти­а­ни­ну не подо­ба­ет впа­дать в уны­ние, он дол­жен осо­зна­вать, что все, что про­ис­хо­дит в его жиз­ни, попус­ка­ет­ся Про­мыс­лом Божи­им: «Не пять ли малых птиц про­да­ют­ся за два асса­рия? и ни одна из них не забы­та у Бога. А у вас и воло­сы на голо­ве все сочте­ны. Итак не бой­тесь: вы доро­же мно­гих малых птиц» (Лк. 12:7). Все­гда сле­ду­ет пом­нить том, что глав­ная цен­ность в жиз­ни хри­сти­а­ни­на – обре­те­ние Цар­ствия Небес­но­го: «Ищи­те же преж­де Цар­ства Божия и прав­ды Его, и это все при­ло­жит­ся вам» (Мф. 6:33). Пом­ня­щий о Боге полу­ча­ет все, что необ­хо­ди­мо для его спа­се­ния, пото­му что «…дар Божий – жизнь веч­ная во Хри­сте Иису­се, Гос­по­де нашем» (Рим. 6:23).

Свя­той Анто­ний Вели­кий писал о болез­нях: «Знай, что телес­ные болез­ни есте­ствен­но свой­ствен­ны телу, как тлен­но­му и веще­ствен­но­му. Итак, в слу­чае таких болез­ней, душе обу­чен­ной (доб­ру) долж­но с бла­го­дар­но­стью пока­зы­вать муже­ство и тер­пе­ние, и не уко­рять Бога, зачем создал тело» (3). При этом пре­по­доб­ный Анто­ний добав­ля­ет, что хуже физи­че­ских забо­ле­ва­ний – забо­ле­ва­ния духов­ные: «Вели­чай­шая болезнь души, край­няя беда и пагу­ба, – не знать Бога, все создав­ше­го для чело­ве­ка и даро­вав­ше­го ему ум и сло­во, кои­ми, воз­но­сясь горе, может он всту­пать в обще­ние с Богом, созер­цая и про­слав­ляя Его» (4); «Самая боль­шая и неис­це­ли­мая болезнь души и пагу­ба ее есть бого­заб­ве­ние и тще­сла­вие…» (5).

Мы живем во вре­ме­на, кото­рые мож­но назвать вре­ме­нем оккульт­но­го бес­пре­де­ла. Огром­ное коли­че­ство людей откры­ва­ют в себе «сверхъ­есте­ствен­ные» спо­соб­но­сти, начи­на­ют «лечить» с их помо­щью, пре­тен­ду­ют на то, что­бы стать Учи­те­ля­ми чело­ве­че­ства. При этом, в боль­шин­стве слу­ча­ев, эти люди искренне заблуж­да­ют­ся, пре­тен­дуя на избран­ность, но искрен­ность их заблуж­де­ний губи­тель­на как для них самих, так и для тех, кто обра­ща­ет­ся к ним. Одна­ко «чуде­са», ими тво­ри­мые, еще не дока­за­тель­ство чисто­ты духов­но­го источ­ни­ка этих чудес: «Мно­гие ска­жут Мне в тот день: Гос­по­ди! Гос­по­ди! не от Тво­е­го ли име­ни мы про­ро­че­ство­ва­ли? и не Тво­им ли име­нем бесов изго­ня­ли? и не Тво­им ли име­нем мно­гие чуде­са тво­ри­ли? И тогда объ­яв­лю им: Я нико­гда не знал вас; отой­ди­те от Меня, дела­ю­щие без­за­ко­ние» (Мф. 7:22–24). Без­за­ко­ние есть грех (1Ин. 3:4), одним из самых боль­ших гре­хов явля­ет­ся про­по­ведь «ино­го Хри­ста» (Мф. 24:23–28) через про­воз­ве­стие ино­го Еван­ге­лия (Гал. 1:6–8), что, как след­ствие, при­во­дит к покло­не­нию «иным богам» (Втор. 7:4) . В рам­ках пра­во­слав­ной духов­ной тра­ди­ции такие люди име­ну­ют­ся пре­льщен­ны­ми, свя­той Анто­ний Вели­кий о них писал: «Мно­гие по глу­по­сти сво­ей гово­рят: мы так­же виде­ли Гос­по­да Иису­са Хри­ста, как и Апо­сто­лы; меж­ду тем как они состо­ят в само­обо­льще­нии и пре­ле­сти, и очей не име­ют, чтоб видеть Гос­по­да, как виде­ли Его Апо­сто­лы…» (6).

Итак, одним из глав­ных источ­ни­ков духов­но­го иску­ше­ния в совре­мен­ном мире явля­ет­ся оккуль­тизм (7) . Оккуль­тизм име­ет мно­же­ство масок: эзо­те­ризм, агни-йога, антро­по­со­фия, тео­со­фия, каб­ба­ла, магия и т.д. Но его суть не меня­ет­ся от назва­ния, пото­му что в нем все так же зву­чит древ­ний при­зыв дья­во­ла к чело­ве­ку: пре­сту­пи запо­ведь Божию и стань богом без Бога. Как мы уже ска­за­ли, что­бы луч­ше разо­брать­ся в вопро­се совре­мен­ной оккульт­ной меди­ци­ны, мы рас­смот­рим дея­тель­ность одно­го из ее пред­ста­ви­те­лей, а имен­но – Сер­гея Сер­ге­е­ви­ча Коно­ва­ло­ва.

В чем доктор (8) Коновалов видит причину болезней?

Если для хри­сти­ан­ства такой при­чи­ной явля­ет­ся отпа­де­ние людей от Бога, их гре­хов­ность, то Коно­ва­лов усмат­ри­ва­ет при­чи­ны болез­ней в ином: Сер­гей Сер­ге­е­вич Коно­ва­лов счи­та­ет, что хро­ни­че­ская болезнь начинается:

  • - с вхо­дом одной-един­ствен­ной клет­ки в состо­я­ние пато­ло­ги­че­ско­го биоритма;
  • - в резуль­та­те «заку­по­ри­ва­ния» одно­го или несколь­ких энер­ге­ти­че­ских каналов;
  • - в резуль­та­те ослаб­ле­ния био­по­ля» (9).

КоноваловСра­зу же мож­но обра­тить вни­ма­ние на тер­ми­но­ло­гию «док­то­ра» (био­по­ле, энер­ге­ти­че­ские кана­лы, био­ритм), пред­став­ля­ю­щую собой клас­си­че­ский лек­си­кон любо­го экс­тра­сен­са. Подоб­ное пони­ма­ние при­чин болез­ней, столь отлич­ное от хри­сти­ан­ско­го, обна­ру­жи­ва­ет чуж­дость миро­воз­зре­ния Коно­ва­ло­ва хри­сти­ан­ско­му мировоззрению.

В Свя­щен­ном Писа­нии гово­рит­ся: «Бог гор­дым про­ти­вит­ся, а сми­рен­ным дает бла­го­дать» (Иак. 4:6). Мож­но ли ска­зать, что Коно­ва­ло­ву при­су­ща доб­ро­де­тель сми­ре­ния? В рабо­тах Коно­ва­ло­ва чита­ем: «Сопри­кос­нуть­ся с тай­ны­ми зна­ни­ем, зало­жен­ным в инфор­ма­ци­он­ное поле, дано толь­ко избран­ным, посвя­щен­ным (выде­ле­но нами. – В.П.), кото­рые при­зва­ны раз­ви­вать пред­став­ле­ния людей о Все­лен­ной, о Кос­мо­се, о душе» (10).

Как видим, док­тор в сво­ем соб­ствен­ном пред­став­ле­нии и в пред­став­ле­нии сво­их после­до­ва­те­лей есть никто иной, как «избран­ный посвя­щен­ный», более того, ему свой­ствен­на абсо­лют­ная любовь к людям: «Спу­стя неде­лю я поня­ла, что глав­ный дар Док­то­ра, поко­ря­ю­щий и самые черст­вые, и самые несчаст­ные серд­ца, заклю­ча­ет­ся не в его энер­ге­ти­че­ских спо­соб­но­стях, а в непе­ре­да­ва­е­мой, под­лин­ной, абсо­лют­ной (11) люб­ви к людям» (12). Absolutus (13) в пере­во­де с латин­ско­го зна­чит «без­услов­ный». Абсо­лют­ность под­ра­зу­ме­ва­ет отсут­ствие любой отно­си­тель­но­сти, абсо­лют­но толь­ко веч­ное, поэто­му это поня­тие все­гда исполь­зу­ет­ся как одно из пре­ди­ка­тов Бога. Абсо­лют­ную любовь может про­яв­лять толь­ко Бог, пото­му что толь­ко Бог без­усло­вен и неиз­ме­нен (Чис. 23:19), пото­му что имен­но Бог есть Любовь: «Бог есть Любовь» (1Ин. 4:8), но мож­но ли то же самое ска­зать о Коновалове?

Кем считают Коновалова его последователи? 

«Этот вели­кий дар, кото­рый дан Выс­ши­ми сила­ми Сер­гею Сер­ге­е­ви­чу Коно­ва­ло­ву и кото­рый не может быть понят и объ­яс­нен нами сего­дня, несет в себе глу­бин­ные зна­ния и воз­мож­но­сти, кото­рые чело­ве­че­ство пой­мет еще не ско­ро… воз­мож­но­сти пред­став­ля­ют­ся поис­ти­не мес­си­ан­ски­ми (14) (выде­ле­но нами. – В.П.)» (15).

При этом Коно­ва­лов не про­сто «мес­сия», в пред­став­ле­нии сво­их после­до­ва­те­лей он – «Учи­тель»: «Тыся­чи людей в сво­их испо­ве­дях назы­ва­ют Док­то­ра Учи­те­лем» (16). Одна­ко в Свя­щен­ном Писа­нии ска­за­но: «А вы не назы­вай­тесь учи­те­ля­ми, ибо один у вас Учи­тель – Хри­стос» (Мф. 23:8). Более того, Коно­ва­лов актив­но паро­ди­ру­ет Хри­ста: «В какой-то момент он обя­за­тель­но ска­жет: «Я заби­раю вашу боль, боль ухо­дит, ее боль­ше нет»… » (17). Меж­ду тем, в Биб­лии гово­рит­ся: «Он … исце­лил … боль­ных, да сбу­дет­ся речен­ное через про­ро­ка Иса­ию, кото­рый гово­рит: Он взял на Себя наши немо­щи и понес болез­ни» (Мф. 8:16–17); «Он взял на Себя наши немо­щи и понес наши болез­ни; а мы дума­ли, [что] Он был пора­жа­ем, нака­зу­ем и уни­чи­жен Богом» (Ис. 53:4).

Все эти сло­ва отно­сят­ся ко Хри­сту, неуже­ли Коно­ва­лов – Хри­стос? Но о вто­ром при­ше­ствии Хри­ста в Еван­ге­лии мы чита­ем: «…явит­ся зна­ме­ние Сына Чело­ве­че­ско­го на небе; и тогда вос­пла­чут­ся все пле­ме­на зем­ные и уви­дят Сына Чело­ве­че­ско­го, гря­ду­ще­го на обла­ках небес­ных с силою и сла­вою вели­кою» (Мф. 24:30). Раз­ве Коно­ва­лов явил­ся «на обла­ках»? Учи­ты­вая пре­тен­зии док­то­ра, уже не вызы­ва­ют удив­ле­ния даже такие заяв­ле­ния его паци­ен­тов: «Мно­гие его паци­ен­ты пишут о том, что ощу­ща­ют себя пер­со­на­жа­ми Еван­ге­лия, что они явля­ют­ся совре­мен­ни­ка­ми уди­ви­тель­но­го чело­ве­ка и сви­де­те­ля­ми его не менее уди­ви­тель­ных дея­ний, мно­гие из кото­рых пре­вос­хо­дят те, что опи­сы­ва­ет Новый Завет … Люди, при­ни­ма­ю­щие на себя нашу боль и забо­ту о нашей душе (выде­ле­но нами. – В.П.)» (18).

Хоте­лось бы обра­тить вни­ма­ние чита­те­лей на то, что Коно­ва­лов стре­мит­ся забо­тить­ся о душах сво­их паци­ен­тов, а не толь­ко исце­лять их физи­че­ские неду­ги. Кни­ги Коно­ва­ло­ва его после­до­ва­те­ли назы­ва­ют: «бла­гая весть (19)» (20). Коно­ва­лов пре­тен­ду­ет на роль духов­но­го учи­те­ля, фор­ми­руя у сво­их после­до­ва­те­лей опре­де­лен­ное миро­воз­зре­ние: «Этот чело­век, кото­рый откры­ва­ет для нас новое миро­воз­зре­ние (выде­ле­но нами. – В.П.), вклю­ча­ю­щее в себя все обла­сти жиз­ни: нау­ку, меди­ци­ну, фило­со­фию, нрав­ствен­ность и даже веру. Не рели­гию, а имен­но веру (21), в цен­тре кото­рой без­услов­но нахо­дит­ся ЧЕЛОВЕК как выс­шее тво­ре­ние Все­лен­ной (22). Чело­век – его тело и инфор­ма­ци­он­ные поля, свя­зан­ные в еди­ный орга­низм со Все­лен­ной и ее инфор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ски­ми поля­ми» (23).

Как видим, Коно­ва­лов явля­ет­ся в гла­зах сво­их после­до­ва­те­лей «мес­си­ей», «Учи­те­лем», «избран­ным посвя­щен­ным», чело­ве­ком, про­яв­ля­ю­щим «абсо­лют­ную любовь» и фор­ми­ру­ю­щим у сво­их паци­ен­тов «новое миро­воз­зре­ние»: «Чита­тель дол­жен понять, что мы име­ем дело с явле­ни­ем необык­но­вен­ным, кото­ро­му нет ана­ло­гов ни в совре­мен­ной меди­цине, ни в совре­мен­ной нау­ке о миро­зда­нии» (24); «Все, что он уже сде­лал, навсе­гда вошло в исто­рию раз­ви­тия чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции. Все, что ему пред­сто­ит, невоз­мож­но преду­га­дать, пото­му что все это выхо­дит за рам­ки чело­ве­че­ских воз­мож­но­стей, а зна­чит – отно­сит­ся к раз­ря­ду сверхъ­есте­ствен­но­го» (25). Эти заяв­ле­ния не нахо­дят про­ти­во­дей­ствия со сто­ро­ны того, в адрес кого они выска­за­ны, из чего нель­зя не сде­лать вывод, что Коно­ва­ло­ву явно свой­ствен­на мегаломания.

Можно ли назвать доктора Коновалова оккультистом?

Сам он актив­но отри­ца­ет свою связь с оккуль­тиз­мом (26). В част­но­сти, Коно­ва­лов пишет, что он «…при­нял реше­ние… не читать ника­ких книг по эзо­те­ри­ке, что­бы сохра­нить чисто­ту экс­пе­ри­мен­та. Все тео­ре­ти­че­ские зна­ния и о болез­нях и о систе­ме миро­зда­ния, кото­рые я по частям изла­гаю на сво­их сеан­сах, при­хо­дят ко мне не из книг (27)» (28). Инте­рес­но отме­тить, что Коно­ва­лов отка­зал­ся читать имен­но оккульт­ную лите­ра­ту­ру, оче­вид­но, Свя­щен­ное Писа­ние и тво­ре­ния свя­тых отцов Церк­ви им не рас­смат­ри­ва­ет­ся как серьез­ная духов­ная литература.

Метод обре­те­ния «зна­ний», кото­рый исполь­зу­ет Коно­ва­лов, мож­но най­ти в восточ­ном мисти­циз­ме и оккуль­тиз­ме, а имен­но – в прак­ти­ках меди­та­ции (29): «Сер­гей Сер­ге­е­вич про­во­дил сеан­сы, а после них доволь­но часто сно­ва «ухо­дил в без­дну». Эти «прыж­ки», обще­ние с Энер­ги­ей про­дол­жа­лись от несколь­ких десят­ков минут до часу и дава­ли ему очень и очень мно­гое» (30). Эта энер­гия вли­я­ла на миро­воз­зре­ние Коно­ва­ло­ва: «…под ее воз­дей­стви­ем меня­ют­ся его взгля­ды на жизнь» (31). Коно­ва­лов пошел по пути тра­ди­ци­он­но­го восточ­но­го мисти­циз­ма и оккуль­тиз­ма: «Я решил… обра­тить­ся к инту­и­ции. Дать волю внут­рен­не­му «Я», попы­тать­ся выве­сти из глу­бин памя­ти зна­ния, кото­рые хра­нит наш орга­низм, но кото­рые заглу­ша­ет наше созна­ние. Сей­час я созна­тель­но не раз­ви­ваю эту тему, ибо она и есть – Путь посвя­ще­ния» (32).

В этом вопро­се с Коно­ва­ло­вым пол­но­стью соглас­ны Рери­хи: «Инту­и­ция и, так назы­ва­е­мое, чутье будут при­над­ле­жать к Миру Огнен­но­му (33)» (34). Прав­да, как Рери­хи, так и Коно­ва­лов, забы­ва­ют уточ­нить: что может уви­деть в себе чело­век, пора­жен­ный гре­хом (35), не толь­ко отри­ца­ю­щий исто­ри­че­ское Еван­ге­лие, но и заме­ня­ю­щий его сво­им соб­ствен­ным, оккульт­ным по содержанию?

 То, что источ­ник, с кото­рым кон­так­ти­ру­ет Коно­ва­лов, тот же, что и у осталь­ных оккуль­ти­стов, явству­ет из тех идей, кото­рые он про­па­ган­ди­ру­ет. Напри­мер, Коно­ва­лов пишет: «Живой орга­низм – это энер­ге­ти­че­ское тело, эфир­ное тело – био­ло­ги­че­ское поле» (36). Те же идеи мож­но най­ти, напри­мер, в агни-йоге: «Учи­тель раду­ет­ся, когда явле­ние ощу­ще­ния тон­ко­го тела в обо­лоч­ке зем­ной ста­но­вит­ся явным» (37); «Вза­и­мо­дей­ствия меж­ду тела­ми нуж­но иссле­до­вать, ибо так же, как состо­я­ние физи­че­ско­го тела дей­ству­ет на состо­я­ние аст­раль­но­го тела, конеч­но, так­же воз­дей­ству­ет аст­раль­ное тело на физи­че­ское» (38). Коно­ва­лов верит в кар­му (39), исполь­зу­ет заря­жен­ные бук­ле­ты (40) и воду (41). Пен­так­ли, аму­ле­ты, талис­ма­ны, тера­фи­мы – эти назва­ния, почерп­ну­тые из мира магии, озна­ча­ют все те же «заря­жен­ные» некой «энер­ги­ей» (42) пред­ме­ты для раз­лич­ных маги­че­ских прак­тик. Как видим, ниче­го ново­го Коно­ва­лов не откры­ва­ет, по сути, он повто­ря­ет ста­рые оккульт­ные уче­ния, кото­рые до него уже при­но­си­ли в мир мно­же­ство «посвя­щен­ных». Необ­хо­ди­мо заме­тить, что мно­гие после­до­ва­те­ли Коно­ва­ло­ва осо­зна­ют оккульт­ную при­ро­ду его спо­соб­но­стей: «Те, кто нико­гда не стал­ки­вал­ся с эзо­те­ри­че­ски­ми зна­ни­я­ми, вос­при­ни­ма­ют все, что дела­ет Коно­ва­лов на сво­их оздо­ро­ви­тель­ных сеан­сах, как чудо. А иску­шен­ные в этой обла­сти люди, зна­ко­мые с рабо­та­ми Бла­ват­ской и Гур­джи­е­ва, Шри Ауро­бин­до, Пла­то­на, Шюре, обя­за­тель­но отме­тят уни­каль­ность Коно­ва­ло­ва, состо­я­щую в том, что он преж­де все­го – прак­тик и врач. Учи­тель? Да…» (43).

При­над­леж­ность Коно­ва­ло­ва к оккуль­тиз­му сле­ду­ет и из его отно­ше­ния к спа­се­нию.
Оккуль­ти­сты учат: «Пер­вое усло­вие рели­гии долж­но дать прак­ти­че­ское реше­ние жиз­ни. Воз­да­я­ние небес­ное отвле­чен­но, надо при­бли­зить воз­да­я­ние на зем­ле» (44). У хри­сти­ан иные взгля­ды на этот вопрос: «Иисус отве­чал: Цар­ство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Цар­ство Мое, то слу­жи­те­ли Мои под­ви­за­лись бы за Меня, что­бы Я не был пре­дан Иуде­ям; но ныне Цар­ство Мое не отсю­да» (Ин. 18:36).

Свя­той Анто­ний Вели­кий разъ­яс­ня­ет: «Гос­подь нам не ска­зал, что здесь будет воз­да­я­ние; но что здесь будут иску­ше­ния, тес­но­ты, нуж­ды и скор­би, а там воз­да­я­ние. Эта жизнь есть путь подви­гов и иску­ше­ний» (45).

Каков же взгляд на эту про­бле­му Коно­ва­ло­ва? Он пишет: «Нам про­ро­чат спа­се­ние на Небе­сах! Спа­се­ние от чего и от кого? От люб­ви и сча­стья, от радо­сти и сме­ха? Энер­гия Сотво­ре­ния здесь для того, что­бы дать Чело­ве­ку Шанс стать и быть счаст­ли­вым на Зем­ле. Она при­хо­дит для того, что­бы здесь, в этом Мире, чело­век обрел истин­ный смысл этой жиз­ни» (46) . На наш взгляд, ответ на вопрос, чью пози­цию под­дер­жи­ва­ет Коно­ва­лов, очевиден.

Вера. Что значит она для Коновалова?

В кого при­зы­ва­ет он верить сво­их после­до­ва­те­лей? «Поверь в себя и ту Силу, кото­рая при­хо­дит со мной» (47); «…он (т.е. паци­ент. – В.П.) обре­та­ет Веру в себя, в суще­ство­ва­ние цели­тель­ной Энер­гии Все­лен­ной» (48); «Верить нуж­но в Бога, в Себя, в Энер­гию Сотво­ре­ния» (49). Нуж­но отме­тить, что Коно­ва­лов отож­деств­ля­ет поня­тия «Бог» и «Энер­гия Сотво­ре­ния». Поэто­му, когда он исполь­зу­ет сло­во «Бог», то напол­ня­ет его совер­шен­но нехри­сти­ан­ским смыслом.

Какому же «Богу» служит Коновалов?

Извест­но, что сила, с кото­рой Коно­ва­лов кон­так­ти­ру­ет, дала ему некие зна­ния: «…чув­ство­вал Силу, кото­рая вкла­ды­ва­ла в меня пор­цию за пор­ци­ей неве­до­мые ЗНАНИЯ…» (50); «…чув­ство­вал, как что-то совер­шен­но реаль­ное, ося­за­е­мое сто­ит у него за спи­ной, как какая-то Сила обни­ма­ет его за пле­чи, гла­дит по голо­ве, вкла­ды­ва­ет в него зна­ния. Он боял­ся поше­ве­лить­ся, огля­нуть­ся, уви­деть» (51).

Фак­ти­че­ски имен­но эта сила зани­ма­ет­ся «лече­ни­ем» через Коно­ва­ло­ва: «Сна­ча­ла ему каза­лось, что та Сила, та Энер­гия, с помо­щью кото­рой он помо­гал боль­ным, про­хо­дит через его руки. В этом невоз­мож­но было усо­мнить­ся, пото­му что он физи­че­ски ощу­щал это, чув­ство­вал, как руки нали­ва­ют­ся, горят и даже болят после дли­тель­ных про­це­дур в зале, когда при­хо­ди­лось вести сеанс в тече­ние часа. Но потом он осо­знал, что Энер­гия, кото­рую он вызы­ва­ет, дей­ству­ет через его мысль, она под­власт­на ему, он может управ­лять ею (52)» (53).

 Коно­ва­лов пола­га­ет, что управ­ля­ет этой силой, одна­ко, то, что мы чита­ем в его же кни­ге, не дает нам осно­ва­ний согла­сить­ся с этой уве­рен­но­стью: «Он (т.е. Коно­ва­лов. – В.П.) всмат­ри­вал­ся толь­ко в те зна­ки, кото­рые пода­ва­ла ему Судь­ба, под­тал­ки­вая к ново­му пути. Энер­гия, похо­же, экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ла с ним, пыта­ясь отыс­кать общий язык…. Тогда еще я не пони­мал все­го про­ис­хо­дя­ще­го со мной, но посто­ян­но ощу­щал при­сут­ствие во мне, рядом со мной, в обста­нов­ке, в кото­рой я нахо­жусь, при­сут­ствие Его…» (54). Как мож­но управ­лять силой, кото­рая тебя ведет?

 Инте­рес­но опи­са­ние кон­так­та этой силы с женой Коно­ва­ло­ва: «…Сила эта откры­лась его жене, кото­рая даже пред­став­ле­ния не име­ла о том, что про­ис­хо­дит с ее мужем» (55); «Одна­жды, в раз­гар ссо­ры, потре­бо­вав сго­ря­ча от мужа, что­бы он пре­кра­тил свои сеан­сы, Анто­ни­на Кон­стан­ти­нов­на почув­ство­ва­ла, как горя­чая тяже­лая вол­на захлест­ну­ла ее и не дала закон­чить фра­зу. Она бук­валь­но задох­ну­лась от неожи­дан­но­сти и, пора­жен­ная, замол­ча­ла. Энер­гия слов­но гово­ри­ла ей: «Не тро­гай его, не мешай!» Анто­нине Кон­стан­ти­новне почу­ди­лась в этом непод­дель­ная угроза …

Энер­гия – доб­рая? Но Анто­ни­на Кон­стан­ти­нов­на еще пом­ни­ла ее «мерт­вую хват­ку», и ей было немно­го жут­ко­ва­то (выде­ле­но нами. – В.П.)» (56). Как видим, при попыт­ке вос­пре­пят­ство­вать кон­так­ту мужа с этой таин­ствен­ной энер­ги­ей, Анто­нине Кон­стан­ти­новне «было немно­го жут­ко­ва­то», но эта энер­гия ста­ла «неж­нее мате­ри» (57), когда жена Коно­ва­ло­ва под­чи­ни­лась ей. Не напо­ми­на­ет ли это дрес­си­ров­ку живот­ных? Будешь хоро­шо себя вести – полу­чишь кусо­чек саха­ра, если нет, то в запа­се най­дет­ся плетка.

 Инте­рес­но заме­тить, что энер­гии, с кото­рой кон­так­ти­ру­ет Коно­ва­лов, нет дела до при­чин отме­ны им сеан­сов: она при­но­сит боль сво­е­му «избран­ни­ку», если тот их отме­ня­ет (58). Ана­ло­гич­ные про­бле­мы были у извест­но­го оккуль­ти­ста-кон­так­те­ра Нико­лая Рери­ха: «Все, что дает­ся, это как через мега­фон. Вы полу­ча­е­те и посы­ла­е­те миру как вашу рабо­ту, но если отка­зы­ва­е­тесь от это­го, то мега­фон пре­вра­ща­ет­ся в ворон­ку и все это хлы­нет на вас же обрат­но и обра­зу­ет опас­ность, в боль­шин­стве слу­ча­ев очень серьез­ную» (59). С такой «Энер­ги­ей Сотво­ре­ния» пра­во­слав­ные свя­тые име­ют боль­шой опыт знакомства.

О кон­так­тах с ней свя­той Гри­го­рий Сина­ит пишет: «Вопрос: Что делать, когда бес пре­об­ра­зу­ет­ся в Анге­ла све­та и пре­льща­ет чело­ве­ка? Ответ: Для это­го чело­век име­ет нуж­ду в боль­шой рас­су­ди­тель­но­сти, чтоб доб­ре рас­по­зна­вать раз­ли­чие добра и зла. Итак, не увле­кай­ся ско­ро по лег­ко­мыс­лию тем, что пред­став­ля­ет­ся, но будь тяжел (неско­ро­дви­жен) и с боль­шим испы­та­ни­ем доб­рое при­ни­май, а худое отвер­гай. Все­гда дол­жен ты испы­ты­вать и рас­смат­ри­вать, а потом верить. Ведай, что дей­ства бла­го­да­ти явны, и бес, хотя пре­об­ра­зу­ет­ся, пода­вать их не может, имен­но – ни кро­то­сти, ни при­вет­ли­во­сти, ни сми­ре­ния, ни нена­ви­де­ния мира, ни пре­се­че­ния похо­ти и стра­стей, – кои суть дей­ства бла­го­да­ти. Бесов­ския же дей­ства суть – над­ме­ние, высо­ко­умие, устра­ше­ние и вся­кое зло. По таким дей­стви­ям можешь рас­по­зна­вать, от Бога ли воз­си­яв­ший в душе свет или от сата­ны… (60)» (61).

Отно­ше­ние Коно­ва­ло­ва к тра­ди­ци­он­ным рели­ги­ям явля­ет­ся клас­си­че­ским в рам­ках оккуль­тиз­ма: «…в наше вре­мя и рели­гия, и отно­ше­ние к Богу – и те под­чи­не­ны лени. Боль­шин­ство из тех, кто посе­ща­ет цер­ковь, дела­ет это пото­му, что сей­час это ста­ло мод­но или в силу при­выч­ки, не заду­мы­ва­ясь. При­шел, посто­ял, поста­вил свеч­ку – вот и «очи­стил­ся», иску­пил гре­хи» (62). «Зна­ния» о том, что хри­сти­ане «очи­ща­ют­ся» и «иску­па­ют» гре­хи, поста­вив свеч­ку в хра­ме, Коно­ва­лов, почерп­нул, веро­ят­но, от сво­е­го неви­ди­мо­го учи­те­ля, кото­ро­го назвал «Энер­ги­ей Сотво­ре­ния». Мне­ние хри­сти­ан по это­му вопро­су Коно­ва­лов, как и все оккуль­ти­сты, есте­ствен­но, не спра­ши­вал. Ему неве­до­мо, что све­ча никак не отно­сит­ся к очи­ще­нию и искуп­ле­нию гре­хов. В Пра­во­сла­вии горя­щая све­ча име­ет сим­во­ли­че­ский смысл. Она ука­зы­ва­ет на при­част­ность хри­сти­а­ни­на Богу, она алле­го­ри­че­ски выра­жа­ет хри­сти­ан­скую любовь к Гос­по­ду. Чистый воск све­чи сим­во­ли­зи­ру­ет чисто­ту людей, моля­щих­ся Богу, мяг­кость и подат­ли­вость вос­ка – готов­ность сле­до­вать запо­ве­дям Гос­под­ним, горе­ние – обо­же­ние чело­ве­ка и его очи­ще­ние, осво­бож­де­ние от гре­ха. Так же све­ча явля­ет­ся малой жерт­вой Богу.

Каково учение Коновалова о молитве?

Он пишет: «Вовсе не обя­за­тель­но читать какой-нибудь кано­ни­че­ский текст или повто­рять изо дня в день одну и ту же молит­ву. Совре­мен­ный чело­век вполне может обой­тись без это­го. Сле­ду­ет обра­тить­ся к Все­лен­ной, к пла­не­те (паци­ен­ты Док­то­ра могут обра­тить­ся через него к Энер­гии Сотво­ре­ния) и про­сить, что­бы этот день про­шел хоро­шо» (63).

Обра­тим вни­ма­ние чита­те­ля на то, что Коно­ва­лов при­зы­ва­ет молить­ся «Все­лен­ной», пла­не­те или даже через него само­го обра­щать­ся к «Энер­гии Сотво­ре­ния». Но Гос­подь учит нас: «И если чего попро­си­те у Отца во имя Мое, то сде­лаю, да про­сла­вит­ся Отец в Сыне. Если чего попро­си­те во имя Мое, Я то сде­лаю. Если люби­те Меня, соблю­ди­те Мои запо­ве­ди» (Ин. 14:13–15).

Как видим, Хри­стос при­зы­ва­ет молить­ся Отцу Небес­но­му во имя Свое, а вовсе не «Энер­гии Сотво­ре­ния» через С.С. Коно­ва­ло­ва. Молит­ва к пла­не­те (судя по все­му Коно­ва­лов не чужд аст­ро­ло­гии) вооб­ще может быть ква­ли­фи­ци­ро­ва­на как идо­ло­по­клон­ство: «…откло­нять людей от воз­не­се­ния молитв Богу, вну­шая им веру, буд­то их судь­ба неиз­мен­но опре­де­ле­на звез­да­ми, – что­бы все это было рав­но­силь­но покло­не­нию лож­ным богам. Но я утвер­ждаю, что аст­ро­ло­гия в этом слу­чае упо­доб­ля­ет­ся пад­шим анге­лам, ото­шед­шим от Бога для обо­льще­ния рода чело­ве­че­ско­го… Если магия нака­зу­е­ма, а аст­ро­ло­гия – ее раз­но­вид­ность, то вме­сте с видом под­ле­жит осуж­де­нию и раз­но­вид­ность. Так со вре­ме­ни появ­ле­ния Еван­ге­лия вся­ко­го рода софи­сты, аст­ро­ло­ги, чаро­деи, маги, вол­хо­ва­те­ли долж­ны быть неми­ну­е­мо нака­за­ны» (64).

Инте­рес­но отме­тить, что, как и дру­гие оккуль­ти­сты, Коно­ва­лов не при­зна­ет за людь­ми пра­ва уйти от него: «Поче­му неко­то­рые паци­ен­ты про­сто бегут, ухо­дят из зала? Да мы же застав­ля­ем их рабо­тать: бороть­ся за свое здо­ро­вье, бороть­ся с соб­ствен­ной ленью, рабо­тать над собою» (65). Инте­рес­но отме­тить, что когда во вре­мя сеан­сов исце­ле­ний оккульт­ных док­то­ров в зале при­сут­ству­ют пра­во­слав­ные хри­сти­ане и чита­ют Иису­со­ву молит­ву, все сверхъ­есте­ствен­ные спо­соб­но­сти оных «док­то­ров» куда-то исче­за­ют. Нега­тив­ное отно­ше­ние к ухо­дя­щим свой­ствен­но всем оккуль­ти­стам (66) . В общем, каж­дый, кто ухо­дит с «цели­тель­но­го» сеан­са, ока­зы­ва­ет­ся «ущер­бен»: что бы ни слу­чи­лось, оккуль­ти­сты пра­вы все­гда. Это весь­ма типич­ный под­ход, как для оккуль­тиз­ма, так и для всех сект в целом.

Итак, попы­та­ем­ся отве­тить на постав­лен­ный в нача­ле ста­тьи вопрос: может ли пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин «лечить­ся» у таких «док­то­ров», как Коно­ва­лов Сер­гей Сер­ге­е­вич? Одно­знач­но – нет! Коно­ва­лов весь­ма недву­смыс­лен­но выска­зы­ва­ет­ся о сво­ей дея­тель­но­сти: «Наша мис­сия, явив­ша­я­ся, по сути, отка­зом от себя, ста­ла целью нашей жиз­ни, нашей рели­ги­ей, нашим миром, нашим Хра­мом (выде­ле­но нами. – В.П.)» (67).

Таким обра­зом, если пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин решил стать после­до­ва­те­лем «рели­гии» Коно­ва­ло­ва, это его пра­во, одна­ко после это­го он уже не может счи­тать себя пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. Коно­ва­лов про­по­ве­ду­ет «иное Еван­ге­лие» (Гал. 1:6–8), оккульт­ное по сво­е­му содер­жа­нию, что при­во­дит к покло­не­нию «иным богам» (Втор. 7:4). В Свя­щен­ном Писа­нии же ска­за­но: «…ибо ты не дол­жен покло­нять­ся богу ино­му, кро­ме Гос­по­да; пото­му что имя Его – рев­ни­тель» (Исх. 34:14); «Я Гос­подь, и нет ино­го; нет Бога кро­ме Меня» (Ис. 45:5).


1. – Св. Анто­ний Вели­кий. Добротолюбие.Т.1. Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Лав­ра. 1993. С.73.
2. – Кста­ти гово­ря, сата­ни­сты зама­ни­ва­ют в свои ряды новых после­до­ва­те­лей, обе­щая им дол­гую жизнь.
3. – Св. Анто­ний Вели­кий. Добротолюбие.Т.1. Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Лав­ра. 1993. С.77.
4. – Св. Анто­ний Вели­кий. Там же. С.82.
5. – Св. Анто­ний Вели­кий. Там же. С.92.
6. – Св. Анто­ний Вели­кий. Там же. С.41.
7. – Опре­де­ле­ние Архи­ерей­ско­го Собо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви «О псевдо­хри­сти­ан­ских сек­тах, неоязы­че­стве и оккуль­тиз­ме» ( 1994 г .): «…воз­ни­ка­ют так назы­ва­е­мые «новые рели­ги­оз­ные дви­же­ния», кото­рые под­вер­га­ют пере­смот­ру всю систе­му хри­сти­ан­ских цен­но­стей, пыта­ют­ся най­ти миро­воз­зрен­че­скую осно­ву в рефор­ми­ро­ван­ных восточ­ных рели­ги­ях, а под­час обра­ща­ют­ся к оккуль­тиз­му и кол­дов­ству…. К несча­стью, в наших стра­нах появи­лись свои лжепророки…Возродились язы­че­ство, аст­ро­ло­гия, тео­соф­ские и спи­ри­ти­че­ские обще­ства, осно­ван­ные неко­гда Еле­ной Бла­ват­ской, пре­тен­до­вав­шей на обла­да­ние неко­ей «древ­ней муд­ро­стью», сокры­той от непо­свя­щен­ных. Уси­лен­но про­па­ган­ди­ру­ет­ся «Уче­ние живой эти­ки», вве­ден­ное в обо­рот семьей Рери­хов и назы­ва­е­мое так­же «Агни-йогой»…Освященный Архи­ерей­ский Собор, сле­дуя апо­столь­ской тра­ди­ции, сви­де­тель­ству­ет: все выше­пе­ре­чис­лен­ные сек­ты и «новые рели­ги­оз­ные дви­же­ния» с хри­сти­ан­ством несов­ме­сти­мы. Люди, раз­де­ля­ю­щие уче­ния этих сект и дви­же­ний, а тем более спо­соб­ству­ю­щие их рас­про­стра­не­нию, отлу­чи­ли себя т Пра­во­слав­ной Церк­ви (выде­ле­но нами. – В.П.)». Двор­кин А. Сек­то­ве­де­ние. Ниж­ний Нов­го­род. Брат­ство во имя кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. 2003. С.771–772.
8. – Сло­во «док­тор» мы исполь­зу­ем без кавы­чек, когда име­ем в виду ста­тус Коно­ва­ло­ва в обще­стве как чело­ве­ка, име­ю­ще­го меди­цин­ское обра­зо­ва­ние, кавыч­ки ста­вят­ся, когда речь идет о реаль­ных пло­дах его «лече­ния».
9. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.165.
10. – Там же. С.164.
11. – Учи­ты­вая, что цита­та взя­та из кни­ги, име­ю­щей двой­ное автор­ство, мож­но допу­стить, что Коно­ва­лов раз­де­ля­ет утвер­жде­ние о том, что ему при­су­ща «абсо­лют­ная» любовь.
12. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.61–62.
13. – См.: Фило­соф­ский сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 2001. С.6.
14. – Мес­сия или «машиах» – древ­не­ев­рей­ское сло­во, гре­че­ский экви­ва­лент кото­ро­го – «Хри­стос».
15. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.37.
16. – Там же. С.267.
17. – Там же. С.68.
18. – Там же. С.59.
19. – Напом­ним нашим чита­те­лям, что «бла­гая весть» по-гре­че­ски – «Еван­ге­лие».
20. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.372.
21. – «Не рели­гию, а имен­но веру». Это про­ти­во­по­став­ле­ние типич­но для оккуль­тиз­ма. Есть хоро­шая вера ново­яв­лен­но­го учи­те­ля, и пло­хие рели­гии, извра­щен­ные их после­до­ва­те­ля­ми. Такой при­ем фор­ми­ро­ва­ния нега­тив­но­го отно­ше­ния к тра­ди­ци­он­ным рели­ги­ям исполь­зу­ют фак­ти­че­ски все оккуль­ти­сты. См.: Пита­нов В.Ю. Суд сове­сти: агни-йога про­тив христианства.
22. – В цен­тре хри­сти­ан­ско­го миро­воз­зре­ния сто­ит Бог: «… досто­ин Ты, Гос­по­ди, при­ять сла­ву и честь и силу: ибо Ты сотво­рил все, и [все] по Тво­ей воле суще­ству­ет и сотво­ре­но» (Откр. 4:11).
23. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.366.
24. – Там же. С.58.
25. – Там же. С.36.
26. – Там же. С.144.
27. – Фак­ти­че­ски все люди, все­рьез зани­ма­ю­щи­е­ся оккуль­тиз­мом, явля­ют­ся кон­так­те­ра­ми и полу­ча­ют боль­шин­ство зна­ний не из книг, а пото­му Коно­ва­лов здесь не ори­ги­на­лен и в чем он видит «чисто­ту экс­пе­ри­мен­та» непонятно.
28. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.94.
29. – См.: Пита­нов В.Ю. Ман­тра-йога, меди­та­ция и пра­во­слав­ная молит­ва: вопрос совместимости.
30. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.130.
31. – Там же. С.119.
32. – Там же. С.144–145.
33. – Соглас­но уче­нию агни-йоги, суще­ству­ют три мира: физи­че­ский, тон­кий и огнен­ный. Миры вза­и­мо­про­ни­ка­ют друг дру­га. Чело­век так же име­ет три тела: огнен­ное, тон­кое и физи­че­ское. Коли­че­ство тел в раз­ных оккульт­ных шко­лах может отли­чать­ся. Но в той или иной фор­ме уче­ние о них при­сут­ству­ет во всех оккульт­ных учениях.
34. – Живая эти­ка. Мир Огнен­ный. Ч.3. 437.
35. – Впро­чем, гре­хов­ность чело­ве­ка они отвергают.
36. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.163.
37. – Живая эти­ка. Серд­це. 297.
38. – Живая эти­ка. Мир Огнен­ный. Ч.3. 292.
39. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.247.
40. – Там же. С.190.
41. – Там же. С.54.
42. – Коно­ва­лов назвал ее «Энер­ги­ей Сози­да­ния», Рери­хи назы­ва­ли пси­хи­че­ской энер­ги­ей. См.: Пита­нов В.Ю. Суд сове­сти: агни-йога про­тив христианства.
43. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.77.
44. – Живая эти­ка. Оза­ре­ние 2.3.4.
45. – Св. Анто­ний Вели­кий. Доб­ро­то­лю­бие. Т.1. Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Лав­ра. 1993. С.57.
46. – Коно­ва­лов С.С. Исце­ле­ние души. СПб., 2003. С. 191.
47. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.8.
48. – Там же. С.7.
49. – Там же. С.63.
50. – Там же. С.117.
51. – Там же. С.146.
52. – Все тот же ста­рый оккульт­ный миф о том, что оккуль­ти­сты могут управ­лять этой силой. См.: Пита­нов. В.Ю. Гра­ни оккуль­тиз­ма: от гер­ме­тиз­ма до магии и экстрасенсорики.
53. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.127.
54. – Там же. С.145.
55. – Там же. С.147.
56. – Там же. С.151.
57. – Там же. С.152.
58. – Там же. С.209.
59. – Фос­дик З.Г. Мои учи­те­ля. М., Сфе­ра. 1998. С. 102.
60. – Сми­ре­ния и кро­то­сти Коно­ва­ло­ву явно не хва­та­ет. Одна­ко над­мен­но­сти и высо­ко­умия дан­но­му док­то­ру явно не занимать.
61. – Св. Гри­го­рий Сина­ит. Доб­ро­то­лю­бие. Т.5. Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва Лав­ра. 1993. С.227.
62. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.271.
63. – Там же. С.237.
64. – Об идо­лах. – См.: А. Б. Рано­вич, Пер­во­ис­точ­ни­ки по исто­рии ран­не­го хри­сти­ан­ства. М., 1990. С. 167.
65. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.271.
66. – См.: Бла­ват­ская Е.П. Ключ к тео­со­фии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
67. – Коно­ва­лов С.С., Бога­ты­ре­ва Е.Н. Кни­га, кото­рая лечит. Я заби­раю вашу боль! Энер­гия сотво­ре­ния. СПб., Прайм-Еврознак. 2002. С.148.

В. Ю. Питанов

Источ­ник: Апологет

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

5 комментариев

  • Олег, 20.06.2013

    Моло­дец чувак!! Рубит баб­ло с дура­ков! И пра­виль­но… Зачем день­ги дуракам?

    Ответить »
  • Аноним, 20.03.2013

    ха! учен­но­го! сам себе дифи­рам­бы в сво­их же книж­кен­ци­ях пишет! он издал одну книж­ку и то был соав­то­ром учен­но­го. а так он даже не при­знан ника­ким гени­ем! это он сам себя так назвал. а вы то уши и развесили!

    Ответить »
  • Аноним, 20.03.2013

    Зна­е­те что! моя мама умер­ла в обним­ку с эти­ми “цели­тель­ны­ми бук­ле­та­ми”! зани­ма­лась как сума­шед­шая с утра до ночи! при смер­ти веси­ла 20 кг и гни­ла! помог Коно­ва­лов! конеч­но! шарлатан!я после ее смер­ти ста­ла инте­ре­со­вать­ся сво­ей верой. православной.мало того что люди тра­тят на коно­сра­ло­ва день­ги, кото­рые мог­ли потра­тить на нор­маль­ное лече­ние, мало того что к вра­чам не ходят и уми­ра­ют так еще и души губят! мама как сата­ню­га всю семью застав­ля­ла зани­мать­ся. все по-немно­гу под дав­ле­ни­ем дела­ли это! Сла­ва Богу что при­вел нас к вра­зум­ле­нию и не дал нам, как мать, покло­нять­ся этим чер­тям! и верить в их псев­до­пра­во­слав­ную связь!

    Ответить »
  • Аноним, 29.01.2013

    в послед­нем пред­ло­же­нии про­пу­ще­но слово-нападках.

    Ответить »
  • Аноним, 24.07.2012

    Сеан­сы Коно­ва­ло­ва дове­ли мою маму до исто­ще­ния!!!! А сколь­ко таких есть еще!? И сколь­ко людей об этом ска­зать не может?! по раз­ным при­чи­нам, хотя по при­чине отсут­ствия инета.….

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки