Любовь к экстрасенсам

Любовь к экстрасенсам

(2 голоса5.0 из 5)

Поче­му люди обра­ща­ют­ся за помо­щью не к вра­чам, а к баб­кам, кол­ду­нам или экс­тра­сен­сам? Чем закан­чи­ва­ют­ся исто­рии этих людей? Как вос­пре­пят­ство­вать шар­ла­та­нам обма­ны­вать людей? Раз­мыш­ля­ет игу­мен Нек­та­рий (Моро­зов).

Пусть такие явле­ния — дикие, абсурд­ные, но при том уже настоль­ко вошед­шие, врос­шие в ткань реаль­но­сти, что ты боль­ше не удив­ля­ешь­ся, не воз­му­ща­ешь­ся, не боишь­ся: это нечто срод­ни осо­бен­но­стям кли­ма­та, релье­фа мест­но­сти, сред­не­го коли­че­ства атмо­сфер­ных осадков.

Если гово­рить про совре­мен­ную рос­сий­скую дей­стви­тель­ность, то для нее подоб­ны­ми явле­ни­я­ми дав­ным-дав­но уже ста­ли кор­руп­ция, рас­хож­де­ние слов с делом (на всех суще­ству­ю­щих уров­нях), про­вин­ци­аль­ное без­до­ро­жье и еще мно­гое, мно­гое дру­гое — пере­чис­лять не хва­тит ни вре­ме­ни, ни сил.

Толь­ко ино­гда, когда что-нибудь осо­бен­ное при­клю­чит­ся или факт когда какой на ред­кость яркий будет обна­ро­до­ван, или циф­ру, вооб­ра­же­ние пора­жа­ю­щую, кто назо­вет, неволь­но встре­пе­нешь­ся — хоть ненадолго…

Такая пора­жа­ю­щая вооб­ра­же­ние циф­ра была при­ве­де­на в докла­де глав­но­го кар­дио­ло­га Моск­вы Юрия Бузи­а­шви­ли. 30 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров в год рос­си­яне тра­тят на экс­тра­сен­сов. Око­ло 70 про­цен­тов живу­щих в нашей стране жен­щин хоть раз, но обра­ща­лись к спе­ци­а­ли­стам по раз­лич­но­го рода оккульт­ным услу­гам. Это же про­сто кош­мар какой-то…

Потом, прав­да, когда пер­вая ото­ропь про­шла, назван­ные Юри­ем Бузи­а­шви­ли циф­ры и озву­чен­ные им же тези­сы вызва­ли вполне зако­но­мер­ные вопро­сы: каким обра­зом уда­лось выяс­нить, что 70 про­цен­тов жен­щин при­бе­га­ли к помо­щи экс­тра­сен­сов? Отку­да появи­лась сум­ма в 30 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров? Ведь совер­шен­но оче­вид­но, что нало­гов маги и кол­ду­ны в боль­шин­стве сво­ем не пла­тят, декла­ра­цию о дохо­дах не заполняют.

Волей-нево­лей заду­ма­ешь­ся об источ­ни­ках инфор­ма­ции. И даже усо­мнишь­ся в ее досто­вер­но­сти. Рав­но как и в спра­вед­ли­во­сти утвер­жде­ния о том, что вся эта ситу­а­ция «пре­пят­ству­ет раз­ви­тию меди­ци­ны в Рос­сии». Мне вот, напри­мер, кажет­ся, что ско­рее нынеш­ний уро­вень меди­цин­ско­го обслу­жи­ва­ния спо­соб­ству­ет тому, что у «цели­те­лей» в при­ем­ных рас­тет оче­редь из обде­лен­ных в боль­ни­цах и поли­кли­ни­ках вни­ма­ни­ем, забо­той, а зача­стую и меди­ка­мен­та­ми, и местом пациентов…

Но я могу быть здесь, конеч­но, не прав. Да и не в этом все же суть. Циф­ры циф­ра­ми, тези­сы тези­са­ми, а в одном точ­но сомне­вать­ся не при­хо­дит­ся: оккуль­тизм всех марок, мастей и направ­ле­ний вошел в жизнь нашей стра­ны и закре­пил­ся в ней весь­ма проч­но. Так что гово­рить уже при­хо­дит­ся не столь­ко об эпи­де­мии, сколь­ко о хро­ни­че­ской, труд­но под­да­ю­щей­ся лече­нию (а может, и вовсе не под­да­ю­щей­ся) болезни.

На пер­вый взгляд, есть в этом отно­ше­нии, чему удив­лять­ся. Народ наш не верит вла­сти, пра­во­охра­ни­тель­ным и судеб­ным орга­нам, на каж­дом шагу опа­са­ет­ся обма­на, «раз­во­да» и при этом… дове­ря­ет­ся заве­до­мым обман­щи­кам и про­хо­дим­цам! Одна­ко это види­мое про­ти­во­ре­чие раз­ре­ша­ет­ся на самом деле доста­точ­но легко.

Отсут­ствие дове­рия к суще­ству­ю­щим инсти­ту­там госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния обу­слав­ли­ва­ет­ся, с одной сто­ро­ны, неустро­ен­но­стью, неста­биль­но­стью жиз­ни в сего­дняш­ней Рос­сии, с дру­гой, еще более ее уси­ли­ва­ет. А ощу­ще­ние неста­биль­но­сти, неуве­рен­ность не толь­ко в зав­траш­нем, но и сего­дняш­нем дне — как раз один из тех фак­то­ров, кото­рые тол­ка­ют людей с неопре­де­лен­ны­ми рели­ги­оз­ны­ми взгля­да­ми в объ­я­тия все­воз­мож­ных цели­те­лей, магов и ясновидцев.

Спе­ци­а­ли­сты инсти­ту­та социо­ло­гии РАН гово­рят о том, что ате­и­стов в Рос­сии за послед­ние три года ста­ло зна­чи­тель­но мень­ше, одна­ко это не зна­чит лишь, что при­ба­ви­лось при­хо­жан в наших хра­мах или, ска­жем, мече­тях. Самой мас­со­вой «рели­ги­ей» на сего­дня, без­услов­но, явля­ет­ся «вера во что-то». И если пра­во­сла­вие или тот же ислам магию и оккуль­тизм не при­ем­лют, то «вере во что-то» подоб­ные прак­ти­ки ни в коей мере не про­ти­во­ре­чат, для нее они, наобо­рот, весь­ма естественны.

Еще одна очень важ­ная при­чи­на попу­ляр­но­сти и вос­тре­бо­ван­но­сти оккульт­ных прак­тик — тот дух, кото­рый царит в совре­мен­ном обще­стве, обще­стве потреб­ле­ния. В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве сво­ем люди не хотят делать (даже себя люби­мых ради) ниче­го из того, что при­чи­ня­ло бы дис­ком­форт, тре­во­жи­ло, бес­по­ко­и­ло. Смут­ное осо­зна­ние того, что болез­ни и непри­ят­но­сти име­ют какие-то дру­гие кор­ни, кро­ме исклю­чи­тель­но мате­ри­аль­ных, у мно­гих при­сут­ству­ет — в той или иной мере. Но перей­ти от это­го к пони­ма­нию необ­хо­ди­мо­сти что-то кар­ди­наль­но менять в сво­ей жиз­ни, в себе, к реши­мо­сти под­чи­нить­ся воле и зако­ну Того, в Чьих руках и в Чьей вла­сти все, ой как непро­сто! Про­ще прий­ти и попро­сить, что­бы твою про­бле­му устра­ни­ли. Кто, каким обра­зом — не так уж и важ­но. Глав­ное — «чтоб помогло».

целителиПрак­ти­че­ски каж­дый свя­щен­ник, навер­ное, мно­же­ство раз жесто­ко разо­ча­ро­вы­вал таких про­си­те­лей: вме­сто того, что­бы «сде­лать что-нибудь», начи­нал объ­яс­нять, что сде­лать-то как раз дол­жен сам чело­век, а ина­че все тщет­но. Порой такие объ­яс­не­ния отрезв­ля­ют, но это, как пра­ви­ло, тех, кто и сам уже к подоб­но­му откры­тию бли­зок. Чаще же, не полу­чив чае­мо­го, ухо­дит чело­век — от батюш­ки к «бабуш­ке». Или к дедуш­ке. Или к внуч­ке их, кото­рая, хоть и юная года­ми, да потом­ствен­ная веду­нья. Либо кол­ду­нья. Либо не потом­ствен­ная, а про­сто чрез­вы­чай­но ода­рен­ная, экс­тра­сен­сор­ны­ми спо­соб­но­стя­ми неве­до­мым обра­зом наделенная.

Что полу­ча­ет­ся в ито­ге? Об этом тоже почти каж­дый свя­щен­ник рас­ска­зать может. Сла­ва Богу, если попа­дет чело­век к шар­ла­та­ну или шар­ла­тан­ке: день­ги, на при­ем потра­чен­ные, в кон­це кон­цов, дело нажив­ное. Хуже, когда к насто­я­ще­му «про­фес­си­о­на­лу» уго­дит, к тому, кто, конеч­но, духа­ми зло­бы не пове­ле­ва­ет, зато сам их игруш­кой и ору­ди­ем стал, в ком нашла для себя удоб­ное, «выме­тен­ное и при­го­тов­лен­ное» при­ста­ни­ще страш­ная, раз­ру­ши­тель­ная сила.

Сила эта дей­стви­тель­но уби­ва­ет — того, кто по соб­ствен­ной воле к ее «помо­щи» при­бе­га­ет, без раз­бо­ра и осмот­ри­тель­но­сти, не заду­мы­ва­ясь даже, отку­да при­хо­дит помощь — спра­ва или сле­ва. Ино­гда уби­ва­ет мед­лен­но, посте­пен­но, так что уда­ет­ся этот про­цесс по бла­го­да­ти Божи­ей оста­но­вить. Ино­гда — стре­ми­тель­но, неоста­но­ви­мо. А порой и к шар­ла­та­ну визит так же кон­ча­ет­ся. Поче­му? Да пото­му что неваж­но, что он шар­ла­тан, важ­но, что чело­век опять-таки сам, воль­но вхо­дит в эту область и дает злу власть над собой.

О том, как это быва­ет, мы зна­ем, увы, очень хоро­шо. Ведь мно­гие из тех, кто вот так попал­ся, бегут потом опять в храм. И рас­ска­зы­ва­ют оче­ред­ную горь­кую исто­рию — такую похо­жую на про­чие исто­рии это­го рода. Была язва, пошел чело­век к цели­те­лю, и нет язвы! Но про­шло несколь­ко лет, и вот уже не от язвы муча­ет­ся несчаст­ный, а от рака желуд­ка уми­ра­ет. Гулял муж, отпра­ви­лась жена «заго­во­рить» его к «бабуш­ке», и пере­стал гулять. Да запил потом и жену в при­сту­пе непо­нят­но­го, пья­но­го гне­ва поре­шил… И сколь­ко еще подоб­ных «сов­па­де­ний» мож­но привести!

Да, все не без­на­деж­но: если есть под­лин­ное пока­я­ние, осо­зна­ние гре­ха, Гос­подь пре­се­ка­ет дей­ствие тем­ной силы, хотя и дает зача­стую чело­ве­ку какое-то вре­мя еще постра­дать, что­бы не был он на буду­щее лег­ко­мыс­лен, что­бы не лез опять в те же самые сил­ки. Но пока­я­ние как готов­ность себя менять (а оно одно и есть под­лин­ное) встре­ча­ет­ся не так часто…

Тем более, что несмот­ря на мно­же­ствен­ность после­ду­ю­щих за «помо­щью сле­ва» тра­ге­дий, быва­ет и так, что внешне все про­хо­дит вполне бла­го­по­луч­но и успеш­но. Внешне… А внут­ренне? А внут­ренне про­ис­хо­дит отре­че­ние от Бога, отлу­че­ние от Него, ибо «Что обще­го у све­та с тьмою? Какое согла­сие меж­ду Хри­стом и Вели­а­ром?» (см.: 2Кор.6:14–15). Это — все­го страш­ней: не дой­ти до Бога, спо­ткнуть­ся по доро­ге к Нему о какой-то неле­пый, урод­ли­вый эрзац духов­но­го и завяз­нуть в нем.

Мож­но ли как-то помочь этой беде, увра­че­вать эту болезнь? Мне кажет­ся, что вполне, по-насто­я­ще­му — нет. Преж­де все­го пото­му, что исце­ле­ние дости­га­ет­ся лишь тогда, когда чело­век сам осо­зна­ет свой недуг и избав­ле­ния от него ищет, а не цеп­ля­ет­ся за него судо­рож­но, изо всех сил. И отто­го исце­ле­ние — вещь «штуч­ная» или, ина­че, инди­ви­ду­аль­ная, не массовая.

Одна­ко изме­нить общую атмо­сфе­ру — зада­ча вполне посиль­ная, прав­да, это толь­ко при усло­вии, если в дан­ном слу­чае полу­чит­ся объ­еди­нить уси­лия Церк­ви и госу­дар­ства. Тут соци­аль­ное парт­нер­ство было бы не толь­ко умест­ным, но и необ­хо­ди­мым. Нам долж­но, не уны­вая, не изне­мо­гая, не теряя тер­пе­ния, настав­лять, вра­зум­лять, пере­убеж­дать тех, кто соби­ра­ет­ся пред­при­нять небез­опас­ный экс­пе­ри­мент. А если он уже пред­при­нят, так же тер­пе­ли­во уте­шать, под­дер­жи­вать, помо­гая обре­сти преж­де необ­ду­ман­но отверг­ну­тую исти­ну хри­сти­ан­ства и утвер­дить­ся в ней.

Госу­дар­ство же… Госу­дар­ство же спо­соб­но вклю­чить тот фильтр, нали­чие кото­ро­го в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни помо­жет предо­хра­нить «целе­вую ауди­то­рию» от потерь как мате­ри­аль­ных, так и духов­ных. Запрет на рекла­му оккульт­ных услуг в СМИ, при­вле­че­ние к ответ­ствен­но­сти за мошен­ни­че­ство в этой обла­сти, а еще в боль­шей сте­пе­ни за при­чи­не­ние вре­да посред­ством «экс­тра­сен­сор­ных спо­соб­но­стей» и таин­ствен­ных «пси­хо­тех­ник» — вот этот самый фильтр.

Поче­му это до сих пор не сде­ла­но? Не знаю. Воз­мож­но, про­сто про­бле­ма еще не до кон­ца осмыс­ле­на на госу­дар­ствен­ном уровне. Или и вправ­ду экс­тра­сен­сы с кол­ду­на­ми осу­ществ­ля­ют вну­ши­тель­ные отчис­ле­ния в бюд­жет и жал­ко его обед­нять. Или сре­ди депу­та­тов раз­лич­ных зак­со­бра­ний тоже нема­ло жертв оккульт­но­го биз­не­са, проч­но завяз­ших в его сетях… Все может быть.

Гадать — дело мало­пер­спек­тив­ное. Поэто­му мож­но, конеч­но, пытать­ся лоб­би­ро­вать соот­вет­ству­ю­щие зако­но­про­ек­ты в Гос­ду­ме или в думах област­ных. Но луч­ше молить­ся: о наших близ­ких, ищу­щих «помо­щи сле­ва», о всех, кто блуж­да­ет вне спа­си­тель­но­го пути позна­ния истин­ной веры — это ведь не толь­ко в день Тор­же­ства Пра­во­сла­вия воз­мож­но. А еще луч­ше, опять же, жить так, что­бы жизнь наша к нам, хри­сти­а­нам, в Цер­ковь побуж­да­ла всех бед­ству­ю­щих и боля­щих идти, а не куда-то, не пой­ми куда…

Игу­мен Нек­та­рий (Моро­зов)

Источ­ник: “Пра­во­сла­вие и мир”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки