По ту сторону здравого смысла, или Чем суеверие отличается от веры

По ту сторону здравого смысла, или Чем суеверие отличается от веры

(3 голоса5.0 из 5)

Поче­му взрос­лые люди боят­ся чер­ных кошек, чем отли­ча­ет­ся суе­ве­рие от бла­го­че­сти­вой тра­ди­ции и что ждет тех, кто не верит в пло­хие при­ме­ты, кор­ре­спон­дент «НС» Ека­те­ри­на Сте­па­но­ва выяс­ня­ла у свя­щен­ни­ка-этно­гра­фа про­то­и­е­рея Алек­сандра Шан­та­е­ва и у линг­ви­ста-этно­гра­фа Еле­ны Левкиевской.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Шан­та­ев родил­ся в 1964 году в Запад­но-Казах­стан­ской обла­сти. В 1991 году окон­чил Киев­ский госу­дар­ствен­ный худо­же­ствен­ный инсти­тут. Руко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ки в 1994 году. С 1994-го по 2004 год слу­жил на при­хо­дах сел Вве­ден­ское, Берен­де­е­во, Львы Яро­слав­ской епар­хии. В 2004 году — насто­я­тель Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го собо­ра Углич­ско­го крем­ля. Дирек­тор моло­деж­но­го соци­аль­но­го цен­тра во имя св. царе­ви­ча Димит­рия Углич­ско­го. Автор книг «Свя­тые бла­жен­ные-кале­ки в совре­мен­ной житий­ной лите­ра­ту­ре», «Свя­щен­ник. Кол­ду­ньи. Смерть. Этно­гра­фи­че­ские очер­ки сель­ско­го при­хо­да», «Аси­на память», «Меж­ду небом и Льва­ми. Запис­ки на полях цер­ков­но­го года».

Тяга к таинственному

5_002– Отец Алек­сандр, как появ­ля­ют­ся пра­во­слав­ные суе­ве­рия, поче­му в хри­сти­ан­скую тра­ди­цию при­ме­ши­ва­ют­ся язы­че­ские обря­ды: через какое пле­чо пра­виль­но пере­да­вать све­чу в хра­ме и тому подобное? 

– Дело, я думаю, не в каких-то имен­но «пра­во­слав­ных» суе­ве­ри­ях, а в том, что суе­вер­ность при­су­ща чело­ве­че­ско­му созна­нию в прин­ци­пе. Народ­ные, то есть дог­ма­ти­че­ски не про­све­щен­ные фор­мы рели­ги­оз­но­го миро­вос­при­я­тия очень устой­чи­вы. Не сомне­ва­юсь, что есть свои спе­ци­фи­че­ски буд­дий­ские или мусуль­ман­ские фор­мы народ­ной набож­но­сти. Антич­ные и рим­ские авто­ры, по-наше­му языч­ни­ки, напри­мер Луки­ан, высме­и­ва­ли суе­ве­рия сво­их совре­мен­ни­ков. Что такое, соб­ствен­но, суе­ве­рие? Сло­во «суе­ве­рие» было изоб­ре­те­но по ана­ло­гии со сло­ва­ми «суе­муд­рие», «суе­сло­вие» в пет­ров­скую эпо­ху, для адек­ват­ной пере­да­чи латин­ско­го superstition. Эпо­хой ранее раз­ные непо­доб­ные обы­чаи обо­зна­ча­лись поль­ским сло­вом «забо­бо­ны», кото­рое нет-нет, а попа­да­ет­ся и сего­дня в народ­ной речи. Про­све­щен­ная часть обще­ства начи­на­ет обра­щать вни­ма­ние на суе­ве­рие тогда, когда уста­нав­ли­ва­ет­ся нор­ма­тив­ное пред­став­ле­ние о вере, когда здра­вое пони­ма­ние вещей про­ти­во­по­став­ля­ет­ся незд­ра­во­му. Фено­мен «суе­ве­рия» коре­нит­ся в при­су­щей чело­ве­ку тяге к таин­ствен­но­му, кото­рая в иска­жен­ном гре­хо­па­де­ни­ем мире явля­ет­ся иска­жен­ным же стрем­ле­ни­ем к Таин­ству, к жиз­ни в Свя­том Духе.

– Одной моей бере­мен­ной подру­ге веру­ю­щие жен­щи­ны в хра­ме реко­мен­до­ва­ли до родов не тро­гать кошек, ина­че, мол, у малы­ша на спине шерсть вырас­тет… Как им объ­яс­нить, что это ерунда? 

– Ну, мож­но посо­ве­то­вать не тро­гать до родов заод­но и как­ту­сы, что­бы шерст­ка не полу­чи­лась колю­чей, а так­же избе­гать при­ка­сать­ся к изо­гну­тым пред­ме­там, что­бы нож­ки не ста­ли кри­вы­ми… А если серьез­но, в слу­чае с вашей подру­гой мы видим харак­тер­ное про­яв­ле­ние маги­че­ско­го созна­ния. Вера, по сло­вам свя­то­го Диа­до­ха Фоти­кий­ско­го, есть мысль о Боге, лишен­ная идо­ло­по­клон­ства. Эти жен­щи­ны-совет­чи­цы в хра­ме, они же уве­ро­вав­шие, при­няв­шие Хри­ста. Но это при­ня­тие веры не огла­си­ло все окра­и­ны и зако­ул­ки лич­но­сти: повер­ху — цер­ков­ная жизнь с соблю­де­ни­ем все­го пред­пи­сан­но­го уста­вом, а с испо­ду имен­но оккульт­ное (т. е. скры­тое, пота­ен­ное) убеж­де­ние, что суще­ству­ют еще более сек­рет­ные вза­и­мо­свя­зи в мире, неже­ли те, что откры­то испо­ве­ду­ют­ся Цер­ко­вью. Кста­ти, мно­гие пред­ста­ви­те­ли «кол­дов­ско­го и цели­тель­ско­го цеха» игра­ют имен­но на этом тай­но­зна­нии и посвя­щен­но­сти для немно­гих в отли­чие от про­воз­гла­ша­е­мо­го во все­услы­ша­ние Еван­гель­ско­го благовестия.

Людям, кото­рые под­вер­же­ны суе­ве­ри­ям, непро­сто объ­яс­нить, поче­му так или ина­че посту­пать непра­виль­но. Этим людям сле­ду­ет объ­яс­нять Хри­ста и откры­вать для них Еван­ге­лие! В наше вре­мя люди мас­со­во при­чис­ля­ют себя к испо­ве­ду­ю­щим пра­во­слав­ную веру, и пра­виль­но дела­ют, но опыт под­лин­но­го бого­об­ще­ния все-таки очень ред­кий. И не в силу исклю­чи­тель­но­сти само­го это­го опы­та (хотя это так и есть), но в силу того, что нуж­но искрен­нее жела­ние проснуть­ся. Про­бу­дить­ся, очнуть­ся, что ли. Искать Бога, а не толь­ко пра­виль­но выпол­нять уста­нов­лен­ные обряды.

Когда чело­век дей­стви­тель­но всту­пит в лич­ност­ный, под­лин­ный диа­лог с Богом, откро­ет Его в себе, научит­ся соот­но­сить свое дыха­ние и свою жизнь с Ним, с Еван­ге­ли­ем, тогда ему не надо будет объ­яс­нять, через какое пле­чо пра­виль­но пере­да­вать све­чу. Все суе­ве­рия раз­ве­ют­ся как туман…

– Моей род­ствен­ни­це как-то под­ло­жи­ли под ков­рик у вход­ной две­ри игол­ку, она очень испу­га­лась сгла­за, хотя, кажет­ся, веру­ю­щий чело­век. Как ее успокоить? 

– Испу­ган­но­му ниче­го не дока­жешь, если он лишь толь­ко «немнож­ко» хри­сти­а­нин и при этом боит­ся при­во­ро­тов, заго­во­ров и всех этих «вам­пи­ри­че­ских» и «энер­ге­ти­че­ских» воз­дей­ствий. Как изле­чить­ся от тру­со­сти? Вос­пи­та­ни­ем сме­ло­сти! Уси­ли­ем воли, рабо­той над собой, напря­же­ни­ем тех мышц, что рас­по­ло­же­ны меж­ду уша­ми, то есть моз­го­вой дея­тель­но­стью, а так­же душев­ным тру­дом. Хри­стос, несо­мнен­но, при­зы­ва­ет нас пре­одо­ле­вать стра­хи и стра­хо­ва­ния. Ну хоро­шо, испу­га­лась род­ствен­ни­ца: «Какой ужас, кто-то мне жела­ет зла!» — а потом помо­ли­лась и вспом­ни­ла еван­гель­ское: «У вас же и воло­сы на голо­ве все сочте­ны; Не бой­тесь же…» (Мф. 10, 30) Не бой­ся! Гос­подь с нами! Такая запо­ведь для веру­ю­ще­го: не бой­ся при­во­ро­тов, сгла­зов и ноч­ных сту­ков! А уж если ты боишь­ся, тебе ниче­го не помо­жет: хоть ты обло­жись свя­тынь­ка­ми и ходи в водо­лаз­ном костю­ме, напол­нен­ном свя­той водой.

Человек перед лицом смерти

Отпевание– Мно­же­ство суе­ве­рий свя­за­ны со смер­тью. Одна­жды я виде­ла, как на похо­ро­нах пору­га­лись близ­кие люди из-за того, как пра­виль­но ста­вить порт­рет — в ногах или в голо­ве покой­ни­ка и куда порт­рет дол­жен смот­реть! Навер­но, при помо­щи этих риту­а­лов люди пыта­ют­ся мень­ше думать о смерти? 

– Совре­мен­ные горо­жане пыта­ют­ся све­сти свои отно­ше­ния со смер­тью к разум­ной функ­ци­о­наль­но­сти. Уми­ра­ет — не надо ему об этом гово­рить, что­бы он не рас­стра­и­вал­ся, в боль­ни­цах сте­ны рас­кра­ши­ва­ют в при­ят­ные тона, что­бы помень­ше было депрес­сив­но­сти. Когда чело­век все же умер, в гро­бу не хоро­нить — страш­но дет­кам смот­реть на мерт­во­го, луч­ше быст­рень­ко кре­ми­ро­вать, собрать остан­ки в эсте­тич­ную урну. На похо­ро­ны при­ку­пить соот­вет­ству­ю­щий наряд, тем­нень­кий, может, еще потом при­го­дит­ся. Помя­нуть где-нибудь в кафе непо­да­ле­ку, что­бы посу­ду после гостей не мыть. А после всех цере­мо­ний, попла­кать, конеч­но, и сажен­цы цве­точ­ков в колум­ба­рий при­ку­пить. Ну и, само собой, жил­пло­щадь высво­бо­ди­лась, а это уже вопрос будет посе­рьез­нее смер­ти! Разу­ме­ет­ся, я утри­рую, и вовсе не с целью кого-то оби­деть. Про­сто смерть — это такое зер­ка­ло, в кото­рое бес­ко­неч­но вгля­ды­ва­ет­ся чело­ве­че­ская циви­ли­за­ция. Всмот­ри­тесь в нашу куль­ту­ру смер­ти, и вы уви­ди­те то, что Филипп Арьес (фран­цуз­ский исто­рик, автор кни­ги «Чело­век перед лицом смер­ти») назвал «пере­во­ра­чи­ва­ни­ем», «если ада нет, то и рай меня­ет свой облик». Тор­же­ству­ю­щая идео­ло­гия кон­сью­ме­риз­ма про­сти­ра­ет­ся и на загроб­ную жизнь. В вос­при­я­тии вне­цер­ков­но­го и око­ло­цер­ков­но­го боль­шин­ства ад упразд­нен как «недоб­ро­ка­че­ствен­ная услу­га» со сто­ро­ны Бога, не отве­ча­ю­щая совре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ем без­опас­но­сти потре­би­те­ля. Рай остал­ся, но без Бога, так как Его близ­кое при­сут­ствие меша­ет нор­маль­но рас­сла­бить­ся и вку­сить пло­ды веч­но­сти. Отсю­да такая забо­та о фор­маль­ных инте­ре­сах покой­ни­ка: порт­ре­тах, вен­ках, каких-то вещах в доро­гу… В урба­ни­сти­че­ской прак­ти­ке погре­баль­ной обряд­но­сти в первую оче­редь при­сут­ству­ет стрем­ле­ние так упо­ко­ить умер­ше­го и ува­жить, соб­ствен­но, саму Смерть, что­бы, выра­жа­ясь совре­мен­ной без­лич­ной лек­си­кой, «све­сти рис­ки пре­тен­зий со сто­ро­ны послед­них к минимуму».

– А как быть веру­ю­ще­му, напри­мер, на похо­ро­нах, когда род­ствен­ни­ки его про­сят совер­шить какие-либо риту­аль­ные дей­ствия: пере­во­ра­чи­вать табу­рет­ки после гро­ба или поста­вить на помин­ках перед порт­ре­том умер­ше­го ста­кан вод­ки с хле­буш­ком? Не согла­шать­ся же, несмот­ря на мифопоэтику…

– Я бы посо­ве­то­вал в такой ситу­а­ции, как ни стран­но, ниче­го не делать. А если будут наста­и­вать, то объ­яс­ни­те спо­кой­но, что вы зна­е­те свой долг по отно­ше­нию к умер­ше­му и буде­те молить­ся за него, так как нет иной воз­мож­но­сти раз­де­лить с ним таин­ство пере­хо­да в жизнь веч­ную. Не сто­ит увле­кать­ся кате­хи­за­ци­ей род­ствен­ни­ков на клад­би­ще. Не сто­ит дово­дить дело до спо­ра. Исти­на в нем не родит­ся. Спор вооб­ще не самая пита­тель­ная сре­да для зарож­де­ния истины.

– А народ­ные при­ме­ты? Не зря же наши пред­ки заме­ча­ли такие сов­па­де­ния, может, есть в них какая-то правда?

– В Свя­щен­ном Писа­нии есть отсыл­ки к при­ме­там, зна­кам от Бога. Гос­подь види­мо участ­ву­ет в жиз­ни каж­до­го чело­ве­ка и посы­ла­ет ему раз­лич­ные сиг­на­лы, но упа­си Бог ана­ли­зи­ро­вать их и при­во­дить в опре­де­лен­ную систе­му! «При­ме­ты есть пред­чув­ствия, и ино­гда пра­виль­ные, име­ю­щих сотво­рить­ся собы­тий, если перед эти­ми собы­ти­я­ми не попро­сить Бога, что­бы Он изба­вил нас от беды», — гово­рил пре­по­доб­ный ста­рец Нек­та­рий Оптин­ский. Мы долж­ны с бла­го­дар­но­стью при­ни­мать от Гос­по­да все дары, если уви­дел бла­го­дат­ное сов­па­де­ние, при­ни­май его, но не отно­си на счет соб­ствен­ных досто­инств. Ина­че чело­век вооб­ра­зит себя стал­ке­ром, кото­рый наблю­да­ет слож­ную связь вещей, про­ни­ца­ет ее, эда­кий раз­вед­чик у Бога! Но в этом слу­чае он всту­па­ет на путь, где с ним игра­ет дья­вол по сво­им пра­ви­лам, а вер­нее, без вся­ких пра­вил. Пото­му что нет «систе­мы бла­го­дат­ных сов­па­де­ний». Божья воля никем не свя­за­на и ничем не огра­ни­че­на. Бог — Тво­рец, а дья­вол — игрок. Чело­век живет лет шесть­де­сят-семь­де­сят, а бесы суще­ству­ют мно­гие тыся­чи лет и уже навост­ри­лись в сво­ем деле. Они как гени­аль­ный шах­ма­тист по срав­не­нию с ребен­ком, пости­га­ю­щим кре­сти­ки-ноли­ки. Зная чело­ве­че­ские сла­бо­сти, довер­чи­вость к сов­па­де­ни­ям, они под­стра­и­ва­ют ситу­а­ции таким обра­зом, что­бы отда­лить чело­ве­ка от Бога, заста­вить его пове­рить в при­ме­ты, в суе­ве­рия, во что угод­но, но вне Бога, вне Его свя­той воли. И люди под­да­ют­ся, попа­да­ют­ся на эту удоч­ку. А выход — в реши­мо­сти не под­да­вать­ся на сов­па­де­ния. Верить в Боже­ствен­ный Про­мы­сел о каж­дом из нас и не пося­гать на большее.

Забобоны исчезают

– В цер­ков­ной сре­де суще­ству­ют такие обы­чаи, как, напри­мер, не есть круг­лое, ска­жем арбу­зы, в день памя­ти св. про­ро­ка Иоан­на Кре­сти­те­ля или после при­ча­стия не при­кла­ды­вать­ся к ико­нам. Это суе­ве­рие или бла­го­че­сти­вый обы­чай? Как пра­виль­но отно­сит­ся к таким обычаям? 

– С чем-то подоб­ным я стал­ки­вал­ся на сель­ских при­хо­дах, как и с огра­ни­че­ни­ем на упо­треб­ле­ния вилок и ножей в опре­де­лен­ные дни или на вку­ше­ние яблок жен­щи­нам, делав­шим абор­ты. Вот в одном при­хо­де как-то потек­ла вода из-под пре­сто­ла, так сра­зу же объ­яви­ли о чуде, ста­ли слу­жить молеб­ны с ака­фи­ста­ми, а потом выяс­ни­лось, что это не источ­ник свя­той забил, а водо­про­вод­ная тру­ба дала течь. Не все­гда быва­ет про­сто отде­лить забо­бо­ны от обы­чая, беру­ще­го нача­ло в мест­ной тра­ди­ции бла­го­че­стия. Да, навер­ное, и позд­но уже: аграр­ная народ­ная куль­ту­ра, как и народ­ная рели­ги­оз­ность, исче­за­ет быст­рее, чем ее успе­ва­ют фик­си­ро­вать. Воз­ни­ка­ют новые обы­чаи, суе­ве­рия, при­ме­ты, порож­ден­ные уже новой сре­дой и усло­ви­я­ми. Что тут ска­жешь луч­ше Гос­по­да: «Бодр­ствуй­те и молитесь!»

Зна­е­те, я встре­чал цер­ков­ных людей, кото­рые сего­дняш­не­му выпуск­ни­ку духов­ной семи­на­рии мог­ли бы пока­зать­ся дре­му­чи­ми пере­жит­ка­ми чуть ли не язы­че­ства. И неко­то­рые из них были потря­са­ю­щи­ми людь­ми, свя­ты­ми, мож­но ска­зать. Они были не шиб­ко гра­мот­ны­ми и, ска­жем мяг­ко, спе­ци­фи­че­ски-воцер­ко­в­лен­ны­ми, но они были без­огляд­но любя­щи­ми Хри­ста, до послед­не­го вздо­ха. Гос­подь давал им бла­го­дать и спа­се­ние за их живую любовь. Быва­ет так, что суе­вер­ная набож­ность про­сте­цов более искрен­на, жерт­вен­на, бли­же к Хри­сту, чем лишен­ная мисти­че­ско­го опы­та и чутья холод­ная про­све­щен­ность в вере, оде­тая в дог­ма­ти­че­ское зна­ние, как в казен­ный мун­дир. Веро­ят­но, нема­ло людей, стя­жав­ших Цар­ство Небес­ное, были, на наш взгляд, суе­вер­ны­ми, довер­чи­вы­ми к при­ме­там, наив­ны­ми, име­ли мно­же­ство каких-то неле­пых пред­став­ле­ний, но у них, без­услов­но, была искрен­няя любовь ко Хри­сту и вели­кая пре­дан­ность Церкви.

– Как же отно­сить­ся к людям, кото­рые коман­ду­ют в хра­ме, реко­мен­ду­ют, где луч­ше сто­ять на служ­бе из-за осо­бой энер­ге­ти­ки и каким кон­цом под­жи­гать свечи? 

– Ну раз­ве это не повод потер­петь их? Надо ска­зать, что в нашей цер­ков­ной повсе­днев­но­сти ред­ко видишь людей по-насто­я­ще­му при­ят­ных. Пото­му что все мы еще пре­бы­ва­ем в пути. А когда люди в пути, они пыль­ные, изби­тые, раз­дра­жен­ные, не выспав­ши­е­ся; у них слу­ча­ют­ся голод­ные обмо­ро­ки и гал­лю­ци­на­ции. Но, как это быва­ет на Пас­ху, достиг­нув дол­го­ждан­ной цели наше­го пути, мы омы­ва­ем­ся, наде­ва­ем чистые празд­нич­ные одеж­ды и лику­ем! В Цар­ствие Небес­ное всту­па­ет уже дру­гой чело­век — опыт­ный, муд­рый, вер­ный, не чуж­дый свя­то­сти. Дай Бог нам всем вме­сте туда прий­ти! Хоть полз­ком, хоть как, но добрать­ся! Поэто­му пока все мы, пра­во­слав­ные, еще в пути, нуж­но друг дру­га про­щать, оправ­ды­вать, пытать­ся понять. Дело не в том, что кто-то пра­виль­но поста­вил свеч­ки, а кто-то непра­виль­но. Все упи­ра­ет­ся в Еван­ге­лие: име­ло оно место или нет в серд­це каж­до­го кон­крет­но­го чело­ве­ка? Оно живет и живо­тво­рит? Или оно где-то дале­ко про­ше­ле­сте­ло каки­ми-то зву­ка­ми смут­ны­ми, кос­ны­ми, поэ­ти­че­ски­ми, где-то с амво­на, и так и ушло мимо, не заро­нив семян в сердце.

«Суеверный человек верит в причинно-следственные связи»

Еле­на Лев­ки­ев­ская роди­лась в Москве в 1963 году, окон­чи­ла фило­ло­ги­че­ский факуль­тет МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва; этно­фи­ло­лог, кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук», стар­ший науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та сла­вя­но­ве­де­ния РАН, автор книг «Мифы сла­вян­ско­го наро­да» и «Сла­вян­ский обе­рег: семан­ти­ка и структура».

Леший и космонавты

– Еле­на Евге­ньев­на, с науч­ной точ­ки зре­ния, отку­да появи­лись суеверия? 

– Суе­ве­рия явля­ют­ся частью очень древ­ней систе­мы веро­ва­ний, кото­рая суще­ство­ва­ла у раз­ных наро­дов, в том чис­ле и у сла­вян, в дохри­сти­ан­скую эпо­ху. В тече­ние мно­гих веков люди выстра­и­ва­ли свои отно­ше­ния с внеш­ним миром, пыта­лись объ­яс­нить себе, поче­му гре­мит гром, поче­му быва­ют навод­не­ния, поче­му люди рож­да­ют­ся, а потом уми­ра­ют. Хри­сти­ан­ство не смог­ло вытес­нить язы­че­ство пол­но­стью. В Сред­ние века боль­шин­ство людей на Руси были негра­мот­ны­ми. В их сре­де хри­сти­ан­ство ста­ло сли­вать­ся с язы­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми о мире, и в резуль­та­те это­го вза­и­мо­дей­ствия появи­лось некое тре­тье состо­я­ние, кото­рое уче­ные назы­ва­ют двоеверием.

5_002

– Двое­ве­рие – это когда у людей две веры одно­вре­мен­но? Они по поне­дель­ни­кам вери­ли в Бога, а по сре­дам в лешего?

– Нет. Вера у людей, с их точ­ки зре­ния, была одна, они сами осо­зна­ва­ли ее как хри­сти­ан­скую. Но в реаль­но­сти она вклю­ча­ла в себя такой набор эле­мен­тов, кото­рый к хри­сти­ан­ству имел мало отно­ше­ния. Кре­стья­нин, счи­та­ю­щий себя пра­во­слав­ным, мог пле­вать через пле­чо, боять­ся чер­ных кошек и при этом ходить в храм, молить­ся Богу, участ­во­вать в таин­ствах. Я при­ве­ду яркий при­мер, на кото­ром вид­но, насколь­ко креп­ки были язы­че­ские веро­ва­ния и тра­ди­ции в созна­нии хри­сти­ан. В XIX веке, пред­ставь­те себе, был такой обы­чай хри­сто­со­вать­ся с домо­вым! Хозя­ин дома на Пас­ху с крас­ным яйцом шел в хлев или во двор, туда, где име­ет обык­но­ве­ние про­жи­вать домо­вой, и остав­лял ему яич­ко «на Хри­стов день». Так же было при­ня­то хри­сто­со­вать­ся с лешим, остав­ляя яйцо в лесу на пень­ке. Чело­век, кото­рый так посту­пал, не видел про­ти­во­ре­чия в сво­их дей­стви­ях, его созна­ние не раз­два­и­ва­лось, так как для него это была еди­ная кар­ти­на мира, когда домо­вой и свя­тые нахо­дят­ся на одном уровне. Понят­но, что менее вопи­ю­щие сли­я­ния и вовсе не заме­ча­лись и счи­та­лись нормой.

– А как же свя­щен­ни­ки? Они же были гра­мот­ны­ми, учи­лись в семи­на­ри­ях? Неуже­ли они не боро­лись с этим? 

– Сель­ский свя­щен­ник сам был из кре­стьян­ской сре­ды и с дет­ства впи­тал в себя те же быто­вые пра­ви­ла. Напри­мер, мно­гие уче­ные опи­сы­ва­ют обы­чай катать свя­щен­ни­ка в пол­ном обла­че­нии по ниве после жат­вы, что­бы вер­нуть полю его силу рож­дать хлеб.

А во вре­мя засу­хи, что­бы вызвать дождь, свя­щен­ни­ка обли­ва­ли водой. Веро­ят­но, рань­ше что-то подоб­ное дела­ли с язы­че­ски­ми жре­ца­ми. И свя­щен­ни­ку при­хо­ди­лось все это тер­петь. Если же он шел на кон­фликт с при­хо­жа­на­ми, то часто оста­вал­ся при сво­ем мне­нии, но и без про­пи­та­ния, так как эко­но­ми­че­ски зави­сел от сель­ской общи­ны. Хотя чаще все­го для свя­щен­ни­ка все эти риту­а­лы были при­выч­ной быто­вой нор­мой. Он не осо­зна­вал, что сво­и­ми дей­стви­я­ми отсту­па­ет от Хри­ста, и очень бы уди­вил­ся, если бы ему это ска­за­ли. Язы­че­ское созна­ние в людях было настоль­ко силь­ным, что под­ми­на­ло под себя хри­сти­ан­ские тра­ди­ции, истол­ко­вы­ва­ло их по-сво­е­му и сохра­ни­ло неко­то­рые суе­ве­рия до наших дней.

– Как же суе­ве­рия могут сохра­нять­ся сре­ди обра­зо­ван­ных людей в совре­мен­ной жизни?

– Что­бы куль­ту­ра наро­да сохра­ня­лась, суще­ству­ют мощ­ные меха­низ­мы пере­да­чи тра­ди­ции от поко­ле­ния к поко­ле­нию. Гораз­до более силь­ные, чем мы с вами можем пред­ста­вить. Ина­че рус­ские не были бы рус­ски­ми, а китай­цы китай­ца­ми. Бла­го­да­ря этим меха­низ­мам мы можем гово­рить, что куль­ту­ра Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на и наша куль­ту­ра — одна и та же. Имен­но эти меха­низ­мы и при­нес­ли к нам из Сред­них веков суе­ве­рия прак­ти­че­ски в неиз­мен­ном виде.

Мир вокруг очень измен­чив и мало­пред­ска­зу­ем. Людям хочет­ся под­стра­хо­вать­ся, испол­нив какие-то неслож­ные маги­че­ские риту­а­лы, кото­рые сде­ла­ют собы­тия более про­гно­зи­ру­е­мы­ми. Открой­те любую газе­ту и на послед­ней стра­ни­це вы най­де­те мно­же­ство объ­яв­ле­ний вро­де «силь­ный кол­дун вер­нет вам здо­ро­вье», «потом­ствен­ная про­ри­ца­тель­ни­ца иссу­шит сопер­ни­цу» и так далее. Это целая инду­стрия. Раз их так мно­го, зна­чит, они поль­зу­ют­ся спро­сом, и язы­че­ское созна­ние дей­ству­ет в совре­мен­ных людях не мень­ше, чем в про­шлые века. Это, конеч­но, край­ние слу­чаи, а сколь­ко вся­ких «мел­ких маги­че­ских риту­а­лов» испол­ня­ет­ся еже­днев­но вокруг нас, кото­рые мы и не замечаем!

– Но совре­мен­ным город­ским людям, кото­рых сей­час боль­шин­ство, не нуж­но доить коро­ву и знать риту­а­лы, кото­рые с этим связаны? 

– Да, сей­час все мож­но купить в мага­зине, и боль­шин­ство риту­а­лов и суе­ве­рий, «помо­гав­ших» зем­ле­дель­цам, ста­ли не нуж­ны. Но про­дол­жа­ют сохра­нять­ся те ком­плек­сы пове­рий, кото­рые свя­за­ны с лич­ной жиз­нью чело­ве­ка. Напри­мер, здо­ро­вье детей, бла­го­по­лу­чие семьи. Сохра­ни­лись суе­ве­рия, свя­зан­ные с бере­мен­но­стью и ново­рож­ден­ным ребен­ком. Спро­си­те у любой рожав­шей жен­щи­ны, она, как толь­ко начи­на­ет вра­щать­ся в суб­куль­ту­ре себе подоб­ных, ходить в кон­суль­та­цию, читать кни­ги о бере­мен­но­сти и родах, сра­зу же наби­ра­ет­ся «необ­хо­ди­мых» риту­а­лов и при­мет. Сре­ди бере­мен­ных суще­ству­ет запрет поку­пать одеж­ду до родов, что­бы не накли­кать на малы­ша смерть, запрет пока­зы­вать малы­ша до года, что­бы его не сгла­зи­ли, и так далее. Вся эта систе­ма суе­ве­рий про­дол­жа­ет суще­ство­вать с древ­них язы­че­ских вре­мен до сих пор!

– А появ­ля­ют­ся ли новые суеверия? 

– Есть и новые. Взять хотя бы кос­мо­нав­тов, людей обра­зо­ван­ных, свя­зан­ных со слож­ней­ши­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Каза­лось бы, они долж­ны быть очень дале­ки от суе­ве­рий. Но если посмот­реть, как они себя ведут перед стар­том, мы уви­дим, что по уров­ню сво­е­го язы­че­ско­го мыш­ле­ния они совер­шен­но не отли­ча­ют­ся от кре­стьян вре­мен Вла­ди­ми­ра Крас­ное Сол­ныш­ко. Кос­мос — это такая сфе­ра, где чело­век мало от себя зави­сит. И кос­мо­нав­там очень нуж­на эта уве­рен­ность в бла­го­по­луч­ном исхо­де. Они пыта­ют­ся его спро­гно­зи­ро­вать, запро­грам­ми­ро­вать успеш­ный полет, совер­шая ряд пра­виль­ных риту­аль­ных дей­ствий. Напри­мер, все кос­мо­нав­ты смот­рят перед стар­том фильм «Белое солн­це пусты­ни» — пото­му что Юрий Гага­рин посмот­рел, и его полет про­шел нор­маль­но. Дей­ству­ет обыч­ный для суе­ве­рия прин­цип «после это­го», зна­чит, «вслед­ствие этого».

В плену символов

– В кого же верят суе­вер­ные люди? От кого они наде­ют­ся полу­чить свое бла­го, испол­няя маги­че­ские риту­а­лы, высо­вы­ва­ясь ночью из фор­точ­ки в поис­ках халя­вы и так далее? 

– Суе­вер­ный чело­век может ни в кого не верить, как это ни стран­но. Он верит в при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи. Если вы гряз­ны­ми рука­ми возь­ме­те пиро­жок и ску­ша­е­те его, то у вас потом может забо­леть живот. Эта цепоч­ка вам кажет­ся вполне раци­о­наль­ной, пото­му что вы зна­е­те о суще­ство­ва­нии мик­ро­бов, кото­рые с гряз­ных рук перей­дут на пиро­жок. Поэто­му, когда чело­век выстра­и­ва­ет свою жизнь в зави­си­мо­сти от суе­ве­рий, он точ­но так же моде­ли­ру­ет ее в рам­ках при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей. Если бере­мен­ная жен­щи­на пере­сту­пит через верев­ку, то пупо­ви­на обмо­та­ет­ся вокруг шеи малы­ша. С точ­ки зре­ния суе­вер­но­го чело­ве­ка, это име­ет свое раци­о­наль­ное объ­яс­не­ние, хотя часто он и не заду­мы­ва­ет­ся поче­му. В дан­ном при­ме­ре верев­ка по ана­ло­гии сим­во­ли­зи­ру­ет пупо­ви­ну, и если бере­мен­ная через нее пере­сту­пит, то какое-то дей­ствие про­изой­дет и с ребен­ком в утро­бе, навер­ня­ка он в пупо­вине запу­та­ет­ся. А если чело­век сто­ит на поро­ге, это тоже пло­хо, пото­му что он сто­ит на гра­ни­це меж­ду дву­мя мира­ми. То есть при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи выстра­и­ва­ют­ся в рам­ках сим­во­ли­че­ских моделей.

– Мож­но ли как-то понять, поче­му имен­но чер­ная кош­ка при­но­сит неуда­чу, а на корабль не берут женщин? 

– Весь сим­во­ли­че­ский мир опи­сы­ва­ет­ся через систе­му бинар­ных оппо­зи­ций. То есть пары поня­тий: белый — чер­ный, пра­вый — левый, муж­ской — жен­ский, верх­ний — ниж­ний, пол­ный — пустой. Один из этих эле­мен­тов в сим­во­ли­че­ском мире наде­ля­ет­ся пози­тив­ным зна­че­ни­ем, а дру­гой — нега­тив­ным. Полу­ча­ет­ся, что чер­ный, левый, жен­ский, ниж­ний, пустой наде­ле­ны нега­тив­ным зна­че­ни­ем, а белый, пра­вый, муж­ской, верх­ний, пол­ный — пози­тив­ным. Из это­го сле­ду­ет, что если на празд­ник пер­вый гость при­шел муж­чи­на — это хоро­ший знак для суе­вер­но­го чело­ве­ка, а если по доро­ге из дома он встре­тит жен­щи­ну, да еще с пустым вед­ром, — это знак вдвойне пло­хой. Отсю­да понят­но, чем не уго­ди­ла чер­ная кош­ка, поче­му жен­щи­на на кораб­ле — пло­хая при­ме­та. Так мож­но разо­брать мно­гие суе­ве­рия. Даже у совре­мен­ных тор­гов­цев, я слы­ша­ла, суще­ству­ет пред­став­ле­ние о том, что если пер­вый поку­па­тель муж­чи­на, то день будет удач­ный, а если пер­вой при­шла жен­щи­на, то тор­гов­ля пой­дет плохо.

– Раз все эти обы­чаи так хоро­шо сохра­ни­лись, навер­но, они под­креп­ля­ют­ся каким-то опытом? 

– Я думаю, что если чело­ве­ку неиз­вест­но это суе­ве­рие про муж­чи­ну и жен­щи­ну и он про­сто тор­гу­ет, не заду­мы­ва­ясь об этом, то ему все рав­но кто к нему пер­вый при­дет. А если чело­век верит в суе­ве­рия, то здесь рабо­та­ет очень мощ­ный меха­низм само­вну­ше­ния. Если тор­гов­цу через «пер­во­го поку­па­те­ля муж­чи­ну» дан хоро­ший знак, то он сам начи­на­ет чув­ство­вать себя уве­рен­нее. И его пси­хо­ло­ги­че­ский настрой спо­со­бен вли­ять на ситу­а­цию. Если сту­дент идет на экза­мен уве­рен­ный, что он ночью пой­мал в зачет­ку халя­ву, то он тоже чув­ству­ет себя защи­щен­ным и отве­ча­ет без стра­ха. Вот и весь «под­креп­ля­ю­щий опыт».

Источ­ник: жур­нал “Нескуч­ный сад”

См. Око­ло­цер­ков­ные суеверия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

3 комментария

  • Аноним, 30.08.2011

    – Одной моей бере­мен­ной подру­ге веру­ю­щие жен­щи­ны в хра­ме реко­мен­до­ва­ли до родов не тро­гать кошек, ина­че, мол, у малы­ша на спине шерсть вырас­тет… Как им объ­яс­нить, что это ерун­да?
    ————————————-

    В этой “при­ме­те” есть здра­вое поже­ла­ние, посколь­ку кош­ки могут быть пере­нос­чи­ка­ми
    ТОКСОПЛАЗМОЗА, неопас­но­го для чело­ве­ка. Но по-насто­я­ще­му это забо­ле­ва­ние опас­но лишь для пло­да и груд­ных детей, посколь­ку гро­зит серьез­ны­ми нару­ше­ни­я­ми вплоть до тяже­лых пора­же­ний моз­га. При крайне небла­го­при­ят­ном (и мало­ве­ро­ят­ном) сте­че­нии обсто­я­тельств имен­но во вре­мя бере­мен­но­сти жен­щи­на, не име­ю­щая имму­ни­те­та к ток­со­плаз­мо­зу, может зара­зит­ся этим забо­ле­ва­ни­ем и инфи­ци­ро­вать плод. Чем боль­ше срок бере­мен­но­сти, тем боль­ше веро­ят­ность зара­же­ния пло­да: в пер­вые три меся­ца она состав­ля­ет 15%, затем увеличивается.

    Ответить »
  • Аноним, 10.08.2011

    Спа­си­бо я тоже мно­гое почерп­ну­ла для себя . Пото­му что ино­гда под­да­ешь­ся этим всем ритуалам.Хотя чело­век я верующий.

    Ответить »
  • Аноним, 29.03.2011

    Спа­си­бо Еле­на Лев­ки­ев­ской, мно­гое почерп­нул для себя

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки