Пословицы и поговорки о суевериях и приметах из книги В.И. Даля.
Аршина на кровать не класть – покойник будет.
Баба ворожила – головой наложила (т. е. дело головы стоит, по заклятию).
Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирает), помелом след заметает.
Барабанной палки негде вырезать; парня нечем высечь (безлесье).
Благая муха укусила (когда губа или щека вспухнет во время сна).
Бог ударил кремнем о кремень – посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы.
Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить.
Большой иней во всю зиму – тяжелое лето для здоровья.
Большой урожай рябины – к тяжкому году, к оспе (к морозу).
Бровь чешется – к поклону, к свиданию, к слезам,
Бросать каменья в воду: коли забурчит, то муж будет воркотун.
Бросают горсть земли в могилу, чтоб не бояться покойника.
Будь не к ночи помянуто (о злом, страшном).
Булавку на себя концом не подымай.
В день рождества Христова хозяину не годится со двора идти: овцы заблудятся.
В добрый час молвить, в худой помолчать.
В красную горку (вторник на фоминой – поминки) родители из могилы теплом дохнут.
В нежилом доме нечисто.
В нежилом доме одна нежить.
В новолуние дерева не валяют (не рубят).
В носу свербит – к радостной вести.
В одной избе разными вениками не мети: разойдется по углам богатство.
В покое, где лежит покойник, не метут до выноса его.
В поле не в дуброве: за сук не зацепишь.
В полнолуние солени не солить, ничего впрок не готовить.
В правом ухе звенит – добрый помин; в левом – худой.
В правом ухе звенит – к добрым вестям, в левом – к худым.
В своей земле (избе) никому пророком не быть.
В чох, да в жох, да в чет не больно верь.
В чужом доме поперхнешься – через год опять там будешь.
Вавило, не руби мотовила: хозяйка помрет (из побаски, где хозяйка, от лени, застращала мужа, чтоб не делал мотовила).
Ведьма в ступе высидела. Ведьма тот же оборотень.
Ведьма ребенка унесла. Его ведьма заела. Ведьма корову выдоила, испортила (кровью доится).
Во время мора девка ночью бьет сполох (набат), чтоб напугать ведьму (Ниж. Лук. уез.).
Во время новолуния не кажи луне пустой мошны: век пуста будет.
Вода свое возьмет. У воды нос остер.
Волки воют под жильем – к морозу или к войне.
Вольно бабе ворожить.
Вор ворует – стены покидает, а огонь все пожирает.
Ворожба не молотьба: не красна ей изба.
Ворожбиту грош, а больному тож (т.е. Не легче).
Ворон каркает – к покойнику.
Ворон каркает на церкви – к покойнику на селе; каркает на избе – к покойнику во дворе.
Ворон каркал, да и докаркался (да и голову прокаркал).
Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.
Воры побудут (обшарят), стены оставят, а огонь все приберет.
Воры сонного рукою мертвеца (мертвою рукою) обводят, на мертвый сон.
Встречи да приметы до добра не доведут.
Всякая нежить бессловесна (домовой, леший, водяной и пр.).
Всякую посуду покрывать, хоть лучинкой, чтоб бес не вселился.
Гавкни, гавкни, собачка, где мой суженый (гадают девки о святках, стуча ложкою в ворота).
Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром, к худу.
Где по зарям первый пар (туман) ложится, там копай колодезь.
Глаз не чист, не хорош, черен.
Гнездо ласточки разорять грех.
Голова чешется – брань на себя слышать.
Голубь и ласточка любимые богом птицы.
Горыня копком горы копает (ногою, пинком).
Грешно обувать левую ногу наперед правой.
Гроза – милость божья (в прямом и переносном смысле).
Губы зудят – к поцелуям.
Гул в трубе – душа покойника пришла (запад. ).
Давно ль ты стала ворожить? – А как нечего стало в рот положить.
Двоим одним рукотерником утираться, на том свете разодраться.
Двужильную лошадь зарывай на дворе, не то выпадет за нею еще двенадцать лошадей.
Девка локоть ушибет – холостой парень вспоминает.
Девка палец иглой уколет – похвалу слышать.
Девка с полными ведрами, жид, волк, медведь – добрая встреча, пустые ведра, поп, монах, лиса, заяц, белка – к худу.
Дедушка домовой! Прошу твою милость с нами на новожитье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты стороной (при переходе в новую избу хозяин говорит это, держа в одной руке икону, в другой ломоть хлеба с солью).
Держать в исправности пожарные снаряды – искушать бога (почему пожарная бочка и стоит без обручей).
До грозы лягушка не квакнет (т. е. до первой грозы).
До утренней зари не гляди в окно.
Добром, так вспомни, а злом, так полно (говорят икнувши).
Домового можно увидать во время светлой заутрени, в хлеву, в заднем углу.
Домовой (дедушка, суседко) лошади гриву завил.
Домовой (постен, постень) душит по ночам, садясь на грудь.
Домовой (Суседко) не полюбит (т. е. скотину), не что возьмешь.
Домовой лешему ворог, а полевой знается и с домовым и с лешим.
Домовой лошадь изломал, крестец надсадил, в подворотню протащил.
Домовой по ночам стучит и возится, выживая хозяина.
Домовой стучит, возится. Его домовой душит.
Домовой теплою и мохнатою рукою гладит по лицу – к добру; голою и холодною – к худу.
Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Доставать каменья из проруби (ворожить и гадать о святках).
Дрова, лес, хворост рубить в полнолуние – сгниет, червь поточит.
Дупло в срубе – не к добру.
Дятел мох долбит в избе – к покойнику.
Ерш в первом залове – к неудачному промыслу.
Если баба перешагнет через хомут или оглоблю, то тяжело будет лошади.
Если белого голубя бросить на пожар, погаснет.
Если больной бредит дорогой (о дороге, о конях), то умрет.
Если брагу шубой прикроешь, шум в доме будет.
Если вкруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.
Если гроб не в меру велик – быть еще покойнику в доме.
Если девка навивает початок туго и ровно, то хорошо будет жить с мужем.
Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть.
Если кого обманут именем уезжего, то он приедет сердитый.
Если корова вымнеет с задних вымей – принесет бычка, с передних – телку.
Если кошка съест вареного гороху, то оглохнет.
Если кровью ворона вымазать дуло ружья, не будет промаха.
Если младенец не крещеный умрет, то раздать бедным сорок тельных крестов.
Если мыши поедят неубранные остатки ужина, будут у хозяина болеть зубы.
Если мышь попадет за пазуху, то быть большой беде.
Если мышь съест что-либо в церкви, то обратится в нетопыря.
Если найденная булавка лежит к тебе головой, вспомнил приятель; если острием к тебе, замышляет враг.
Если накануне вешнего Егорья не ступить босиком на пол, то летом ни одной змеи не будет.
Если невеста под венцом уронит платок, а жених поднимет, то скоро умрет.
Если ночью куры с насести слетают, то быть беде.
Если ожидают к умирающему священника с дарами, то кладут нож на стол, для острастки смерти (астрах.).
Если первый гром с полудня (с юга), то грозное лето будет.
Если петухи в селении не вовремя распоются – к покойнику.
Если под печью лежит голик или сидит лягушка, то хлебы испортятся.
Если при соборовании свечи упадут комлем к порогу, то больной умрет.
Если разрыва-травы в кузницу бросить, то кузнец не может работать.
Если ружье на праздник заряжено, то испортится.
Если собака, стоя на ногах, качается, то хозяину выпадет дорога.
Если сонный отпыхивает, то умрет.
Если ступить на то место, где ведро недавно стояло, то по телу пойдут лишаи.
Если труднобольной чихнет, будет жив.
Если у девки часто подол мокрый либо в грязи, то муж будет пьяница.
Если у одного из сидящих за кутьей нет тени, то он скоро умрет.
Если у покойника талое (не окреплое) тело, то другой скоро будет из того же дома.
Если у попа распояшется пояс, то женщина в селении скоро родит.
Если хворый на бок к стене ложится – умрет.
Если хозяйка опрятно держит шесток, то ее дети не будут возгрявы.
Если щука плеснет плеском (хвостом) перед рыбаком, то ему недолго жить.
Если яйцо, коим кто впервые у заутрени похристосовался, перекинуть через пожар, то он погаснет.
Если, выходя из дому, зацепишься,- скоро опять там быть.
Есть домовые одиночки, есть сдружливые, пускающие во двор гуменника, сарайника, конюшника и пр.
За ужином хлеба не починать, не спор будет.
Завить (затылок) чешется – к печали.
Заговорил на свою алую, горячую кровь, на свой чистый, подложечный пот, на слину тощую.
Загорелось от милости божьей (от грозы).
Зажигать куделю. Подслушивать на перекрестке.
Замораживают к Новому году воду в ложке: пузыри – к долговечности, ямка сверху – к смерти и пр.
Заставливая (закладывая) избу, кладут под угол деньги для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости.
Заяц дорогу перебежал – неудача стрелку.
Заяц по селению бегает – к пожару.
Зелена трава – недалече (не глубоко) вода.
Землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед.
Земля из-под первой весенней сохи, тайно положенная в избу, изгоняет клопов.
Зеркала в доме, где покойник, завешиваются, чтоб он не мог в них смотреться.
Зеркало разбить – к худу.
Злую муху осенью закопать в землю – прочие не будут кусать.
Змеи оттого не кусаются, что Стенька Разин их заговорил (в Астрахани, где большей частью змеи водяные, не ядовитые).
Знахари-то говорят (заговаривают), как город городят.
И богат мужик, да без хлеба – не крестьянин.
И в одной бане, да не одни приметы.
Из половинного приплода хорошо давать, да нехорошо брать (т. е. за припуск животных, или брать взаймы семена).
Икона упадет – к покойнику.
Как в воду глядишь, так и кажется.
Как осина задрожит, так и скот, в поле сыт.
Калика паленина (странник паломник) порчи не боится.
Каравай хлеба начинай резать с головы (с края, который несколько повыдался).
Каша из горшка вылезет из печи – к худу, в печь – к добру.
Кащей сам с ноготь, борода с локоть, пуга (бич) с семь сажен.
Кинь, тетка, бобами, не будет ли за нами?
Кирпич выпал из печи – к худу.
Клад просушивается (т. е. выходит иногда наружу огоньком).
Класть гребень в головы (для гадания). Лить воск, олово.
Ключи на столе – к ссоре.
Когда один хлеб вынут раньше прочих и разрежут, то все хлебы испортятся.
Когда петух к ночи поет не по времени, то видит некошного и гонит его.
Когда собака перебежит дорогу, то беды нет, но и большого успеха в лесу не будет.
Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься.
Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.
Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память.
Когда ты, бабушка, ворожить стала? – Да когда хлеба не стало.
Когда хлеб печется, не мети избы: спорынью выметешь.
Когда цветет черемуха, тогда улов на лещей (пенз.).
Коли белый хлеб печется с головою – к безголовью (т. е. коли сбоку вылезет ком).
Коли дедушку не перезывать с собой в новую избу, то станет прокудить.
Коли домовой душит, то спрашивай: к добру аль к худу? Замест ответа станет легко либо тяжело.
Коли жечь щепу от гроба, то жарко бывает покойнику.
Коли звездисто и Стожар (созвездие Плеяд) горит – иди смело на медведей.
Коли проездом увидишь в окно, что бабы прядут,- воротись.
Коли собака крох не ест после больного, то он скоро умрет.
Коли собака ночью воет, то перевернуть под головами подушку, сказав: «На свою голову!» – и она замолкнет.
Коли ступишь на чужой след, то будут болеть ноги.
Коли ты спроста, и я спроста; коли ты с хитрости, и я с хитрости (говорит знахарь, разводя или снимая залом, закрутку хлеба).
Коли убитого ужа (или: змею) повесить на осине, то очнется и ужалит своего убийцу.
Ком могильной земли к сердцу – скорбь отляжет.
Кому вынется, тому сбудется, хорошему не минуется (с припева подблюдной песни).
Кони ржут – к добру.
Конь воина обнюхивает – убитым быть.
Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил.
Коса в пороге охраняет от злых людей (вологод. обычай вделывать в порог старую косу).
Кошка моется – гостей замывает (зазывает).
Кошка на человека тянется – к обнове.
Крик филина поблизости селения – к большой беде, к пожару.
Крошки изо рту валятся – к смерти.
Кто бел-горюч камень алатырь изгложет, тот мой заговор переможет.
Кто босиком по грибы пойдет, тому одни старые грибы дадутся.
Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка.
Кто вербу посадит – сам на себя заступ готовит (умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату. Западн.).
Кто ворожит, на того головою наложить.
Кто ворожит, себе воложит (т. е. маслит).
Кто нечаянно завидит свет в своем доме, жди счастья.
Кто носит в кошеле орех-двойчатку – богат будет.
Кто обмирал и был на том свете, тому, под большим страхом, запрещено говорить три слова (неизвестно какие).
Кто плесневой хлеб ест, хорошо плавать будет и не станет бояться грозы.
Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет.
Кто при первом соловье скинет рубаху, того блохи не будут кусать.
Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.
Кто родится в новолуние – живуч, долговечен.
Кто спит с кошкой, у того лягушки в голове заводятся.
Кто умрет на пасху – яичко в руку (твер.).
Кто, идучи домой, споткнется, у того дома ссора готова.
Кудью да кудесью волости не изойдешь (арх.).
Кукушка кукует на сухом дереве, – к морозу.
Кукушка летает по деревне – к пожару.
Кукушки, голубушки, кумитеся, любитеся, даритеся (приговаривают девки, когда кстят кукушку и кумятся).
Кум дарит крест, кума ризки (или: на крестик, на ризки).
Куры дерутся – к гостям.
Куры кричат на насести – к домашней ссоре.
Ласточка в окно влетит – к покойнику.
Левый глаз к слезам свербит, правый – на любого глядеть.
Леший бы тебя задавил! Его леший обошел.
Леший живет остроголовый, мохнатый.
Лист на дубу развивается – улов щук (пенз.).
Лоб свербит – челом бить; с правой стороны – мужчине, с левой – женщине.
Ложиться спать в чулочке.
Ложка, забытая на столе, – к гостю.
Локоть чешется – к горю.
Лошади фыркают в дороге – к радостной встрече.
Луканька хвостом накрыл (вещь, пропавшая под руками).
Луканька, поиграй, поиграй, да опять отдай!
Мерку с покойника кладут с ним в могилу (ниж. арз:).
Младенцам не давать целоваться: долго немы будут.
Много лет (жить) кукушка бабе накуковала, да обманула.
Много раков – к хорошему улову рыбы.
Мураши в доме – к счастью.
Муха в питье или в еду – к подарку.
Мухи зимою в избе – к покойнику.
Мыло за пазухой спасает от порчи.
Мыши изгрызут одежду (платье) – к смерти.
На кого, кормилец, покидаешь, кому приказываешь, оставляешь? (Плач по покойнике. )
На которой траве коса переломится в Иванову ночь, та и разрыв-трава.
На молодом месяце рыба клюет.
На небе стукнет – на земле слышно.
На невод не ступать и не плевать: рыба не будет ловиться.
На него наслано, по ветру наслали, изурочен, испорчен, изглажен, сглажен.
На ночь избу подпахать, чтоб ангелам чисто прохаживаться.
На перекрестке черти яйца катают, в свайку играют.
На пустой лес, на большую (полую) воду (заклинание от порчи).
На себе платье зашивать, пуговку пришивать – пришьешь память.
На сколько голов клад положен, столько и кидай (клады кладутся с заклятием и даются только тому, кто исполнит зарок).
На сухой лес будь помянуто (чтобы никому не попритчилось).
На чужой след наступил (ломота в ногах).
Наш пророк (Такой пророк, что) на печи промок.
Не ворожит, а шепчет.
Не играй ножом – ссора будет.
Не клади пряслицы на стол – сорок грехов наживешь.
Не называть, лаская, котят мышатами: мать загрызет их.
Не пей из чужого колодца – своя не потечет (вода).
Не плюй направо – там ангел-хранитель, плюй налево – там диавол.
Не покидай ножа на ночь на столе – лукавый зарежет.
Не покидать ниток на веретене к воскресному и праздничному дню, чтобы не рвались.
Не ходи ворожиться, ходи богу молиться.
Не шагай через коромысло – корча потянет.
Недобрый глаз поглядел на нас (не гляди на нас).
Нет пророка без порока.
Нетопырь залетает в дом – к беде.
Нечаянно свечу погасить – к гостям.
Нечего и костьми метать, коли нечего искать.
Ни днем, ни ночью, ни по утренней заре, ни по вечерней, ни в обыден (никогда).
Ни мужик, ни баба, ни молодец, ни девица, ни вдовец, ни вдовица, ни пожилой, ни старый, ни середовой, ни малый, ни ведун, ни ведунья, ни колдун с колдуньей, ни киевская ведьма.
Ни на новце, ни на ветху, ни на перекрое, ни в полный месяц (заговор).
Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть.
Ногами под лавкой качать – черта тешить.
Ногти цветут – к обнове, гостинцу, к перемене жизни.
Ногу прицепить (задеть за что) – кто-то торопится.
Ноздря чешется – к родинам.
Нос чешется – в рюмку глядеть. Нос чешется-к старости.
Носилок с погоста в день похорон не возвращают (твер.).
Оберег внаи бережет (арх. очень, весьма).
Обознаться в человеке – к свадьбе или к покойнику.
Оборотнем (зловещим) поперек дороги мечется.
Обувать прежде правую ногу – зубы будут болеть (нижегор.).
Огонь да вода – нужда да беда.
Огонь не вода – охватит, не выплывешь.
Огонь не вода – пожитки не всплывают.
Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли.
Одежа наизнанку – либо пьян, либо бит будешь.
Остригая ногти, складывать и хранить при себе обрезки, чтоб было чем взлезть в царство небесное (на Сионскую гору).
От вора вокруг двора обносят человеческий череп.
От вора остатки бывают, а от огня – одно пепелище.
От грозы пожар заливай молоком от черной коровы.
От мора и болезней хозяин опахивает двор сохою на жене, а бабы на себе опахивают деревни, раздевшись донага.
Пальцы меж пальцев накрест не складывать.
Первый блин в сочельник овцам (от мора).
Первый блин за упокой (на маслене).
Передний угол, или матица, трещит – к худу (несдобровать хозяину).
Переносье чешется – к покойнику, ноздря – к крестинам, сбоку – к вестям, кончик носа – к вину.
Перчатку потерять – к несчастью.
Петров крест, адамова голова (травы) от всех скорбей.
Петух головой трясет – к беде в доме.
Петухи во всю ночь поют – не к добру.
Петухи не в пору поют – новые указы будут.
Петухи распелись не вовремя – к вестям.
Печь класть на новолуние – теплее будет.
Плач или вздохи домового – к смерти хозяина.
Плевать на воду – все равно что матери в глаза.
По закате солнца денег не считать, расчетов не сводить.
По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.
Под которой кровлей голуби водятся, та не горит.
Подколенки чешутся – дорогу слышать.
Подол загнулся – к корысти.
Подошвы чешутся – к дороге. Подошвы зачесались – быть сапогам за плечами (болтаться сапогам на посохе).
Подслушивать у замка житницы. Смотреть на месяц.
Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами.
Пожары обходят (с) иконами или становятся по углам с иконами.
Покойник глядит одним глазом – высматривает другого.
Покойник еще кого-то выглядывает (умер с открытыми глазами).
Покойник один из дому вон (говорят, вынося его и запирая за собою в доме, на время, жильцов. Шадр.).
Покойника везти со двора вскачь (потому что он в последний раз здесь веселится, а также чтобы этого больше не было в доме. Родственник садится верхом на гроб. Уфа).
Покойнику в руки дают косыню (полотенце. Твер.).
Покойнику в руки платок, чтоб было чем пот с лица стереть во время страшного суда (Нижегор. Лук. уезд.).
Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.
Полевой пуще на межах проказит.
Полено из беремени выпадет – к гостям.
Полено из напыльника падает – к гостям.
Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить.
Поп, да девка, да порожние ведра – дурная встреча.
Поперхнулось за обедом – гость спешит.
Порчу отхаживают назад пятами (идучи задом).
После покойника сорок дней хмельного не берут в рот.
После покойника шесть недель стоит на окне стакан воды, а на углу избы, снаружи, вывешено полотенце (душа шесть недель витает на земле, до поминок, купается и утирается).
После похорон закладывают в печь, чтоб не бояться.
Постель покойника на три дня выносят в курятник на опевание петухам (чтоб петухи опели).
Правая бровь свербит – хвалят, левая – бранят.
Правая бровь чешется – к свиданию с другом, левая – с лицемером.
Правая бровь чешется – кланяться мужчине, левая – женщине.
Правая ладонь зудит – получать, левая – отдавать деньги.
Правая ладонь чешется к прибыли, левая – к убытку.
Правая нога в дороге озябнет прежде левой – к добру.
При кончине человека ставят воду на окно, чтоб душа обмылась.
При отвозе покойника лошадь на кладбище перепрягается сызнова.
При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха.
При смертности от повальных и заразительных болезней покойника выносят вперед головою (Ниж. Лук. уезд.).
При язвах (чуме, море) пересекать мертвецу путь (перед шествием рубят косарем поперек дороги).
Прилетела на свою голову (о птице, залетевшей в избу, если успеют поймать ее и сорвать голову).
Приходи вчера (заговор от лихорадки; также мысленный ответ домовому, коли почудится, что кто-то зовет по имени).
Пророк не пророк, а что скажет, то и сбудется (то и будет).
Против сердца две иглы накрест сохраняют от порчи.
Пускай Кострому в Волгу (т. е. идола; стар.).
Пустить галку (поджечь). Посадить красного петуха на крышу.
Разбирать встречи – не слезать с печи.
Разбирать встречи да приметы – с печи не слезать.
Разрыв-трава цветет в полночь на Иванов день (24 июня) и держит цвет не долее, сколько нужно, чтоб прочитать «Отче наш», «Богородицу» и «Верую».
Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) – ворам неудача.
Ребенку до году рубахи из нового холста не шить.
Ребенку Не показывать зеркала, чтоб не был пуглив.
Родинка на таком месте, что самому видно – к худу, а не видно – к добру.
Родится Пахом с большим костылем (предсказание юродивого о рождении Петра I).
Родится Тит широкий ум (предсказание о рождении Ив. Вас. Грозного).
Родным не нести покойника, чтоб не подумали, что они рады смерти его.
Руки, ноги, голова ломят, пальцы горят, мозоли болят – к ненастью.
Русалки его защекотали, утопили. Лобаста (лопаста) утопила.
С плотниками, которые избу рубят, надо честно обращаться, чтобы не заговорили избы на голову хозяина.
С похорон домой, так руки к печи. С проводов покойника надо руки погреть (чтоб не занести домой смерти).
Сад поздно зацветает – к смерти хозяина.
Сажая хлебы в печь, подымай подол, приговаривая: «Подымайся выше!»
Сам себя оплевал – либо пьяну, либо биту быть.
Сам себя оплюешь – обнова будет.
Сверчок по избе летает – к смерти либо к пожару.
Свеча на икону, деньги на церковь, а мука просвирне (обычай при похоронах. Ниж. губ.).
Своим пророкам не верим, а чужие к нам не жалуют.
Свят дух по земле, диавол сквозь земли (говорят при крике петуха).
Скатертью руки утирать – заусеницы будут.
Смола вытопилась из избы на улицу – к худу.
Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет (т. е. утопит человека).
Собака воет книзу (к земле) – к покойнику; кверху – к пожару.
Собака жмется к хозяину – к несчастию.
Собачий вой – на вечный покой. Ночной собачий вой – к покойнику.
Сова близ дома кричит – к новорожденному.
Сова не принесет добра. Совушка вдовушка бедокурная.
Соломина К хвосту курицы пристала – покойник будет.
Солому, на которой лежит покойник, сожигают за воротами.
Соль просыпать нечаянно – к ссоре (причем, чтобы ссоры не было, посыпают просыпанною солью голову).
Сор при покойнике вымести – всех из дому выносить.
Сорока даром не щекочет (либо к гостям, либо к вестям).
Сорока скачет на дому больного – к выздоровлению.
Спорина (Спорынья) в квашню! (Привет бабе, которая месит хлебы).
Спотыкнуться – кто-то бранью помянул.
Старые пророки померли, а новые правды не сказывают.
Ствол ружья обмывать в крови убитого зверя (пермск.).
Стенька по деньге с души просил от комаров заговорить, да не дали.
Строевой лес руби в новолуние: вырубленный на ущербе сгнивает.
Строить колодцы из лучин. Втыкать солому в потолок.
Стружки от гроба не жгут, а пускают на воду (твер.).
Стук в доме, от неизвестной причины, ко чьей-либо смерти.
Сын на мать походит, дочь на отца – к счастью, и наоборот.
Сыч хозяина выживает (если кричит на дому).
Такой лес, что в небо дыра.
Тараканы (или: мыши) из дому ползут – перед пожаром.
Тринадцатый за стол не садится.
Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.
У кого дом горит, того в жилой дом не пускать (тверск.).
У кого ухо горит, про того говорят: правое – правду, левое – ложь.
У нежити своего обличия нет, она ходит в личинах.
Убив змею, надо повесить ее на осине.
Увидать домового – к беде, к смерти.
Уголек из кадила выпал при каждении около покойника, скоро другой будет.
Уголья, искры, головня из печи – к гостям.
Умер от воли божьей (от грозы).
Уроки, призеры, прочь отойдите.
Ус чешется – перед гостинцем (гостинцы есть).
Усы чешутся – к свиданью, к целованью, к гостинцам, к лакомству.
Уши свербят – по новорожденном у знакомых людей.
Уши чешутся к вестям, к дождю.
Хлеб – батюшка, кормилец; кроху наземь уронить грешно.
Хлеб в печи раздвоился – к отлучке одного из семьян.
Хлеб или ложка за обедом выпадет – гость спешит.
Хмель в сапоге спасает от порчи.
Хозяин, стань передо мной, как лист перед травой: ни черен, ни зелен, а-таким, каков я; я принес тебе красно яичко (заклинание для вызова домового, в полночь, и он является).
Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им бог своим умом жить.
Человек не скотина – недолго испортить.
Человека не пощажу, а тебя достану (говорит бог диаволу, поражая его громовой стрелой).
Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник.
Через помело шагать – тяжело детей родить.
Через порог не здороваться, не беседовать.
Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и наоборот, они опасны во время грозы. Нижегор.).
Черный глаз опасный. Бойся черного да карего глаза.
Черт ударил кремень о кремень – посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы.
Черт, черт, поиграй, да опять отдай (когда что потеряно, то перевязывают черту бороду: завивают ножку стола платком).
Чесать локоть – спать на новом месте.
Чихнешь в понедельник натощак – к подарку, во вторник – к приезжим, в среду – к вестям, в четверг – к похвале, в пятницу-к свиданию, в субботу – к исполнению желаний, в воскресенье – к гостям.
Что скажут подслухи, то и будет (то же, под окном слушать).
Что ты так зла, аль давно на медведских дубах не была? (У Мещовска, Кал. губ; при селе Медвежках два сухих дуба, где, по преданию, собираются ведьмы).
Что услышишь под окном, того и жди (гаданье о святках).
Чтоб леший не обошел (не сбиться с дороги), вывернуть на себе рубаху наизнанку.
Чтоб не слишком тосковать по покойнике., натираться против сердца землей из могилы.
Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отбитое горло кувшина.
Чтобы не бояться покойника, хватают его за ноги.
Чтобы тараканы пропали: взять их столько, сколько жильцов в доме, и в лапте переволочь через порог и дорогу.
Чу, кикимора пряжу прядет! Спи, кикимора спрядет за тебя.
Шел, нашел, потерял (поговорка лешего, издали; но сошедшись с человеком, он бессловесен).
Шесть недель покойник умывается, шесть недель утирается.
Шея чешется к пирушке либо к побоям.
Щеки чешутся или горят – к слезам.
Щепу от гроба вывозить дочиста вон со двора.
Язык укусить – кто-то бранит.
Комментировать