Рассказы с назиданием против гаданий

Рассказы с назиданием против гаданий

(6 голосов5.0 из 5)

Ухищ­ре­ния диа­воль­ские настоль­ко мно­ги и раз­но­об­раз­ны, что про­сто­му чело­ве­ку их труд­но понять, даже мно­гие опыт­ные стар­цы и подвиж­ни­ки были пре­льща­е­мы вра­же­ски­ми ухищ­ре­ни­я­ми и пада­ли в тяж­кие грехи…

Свя­той апо­стол Павел в Посла­нии сво­ем к Корин­фя­нам, предо­сте­ре­гая от лже­учи­те­лей, ска­зал, что ино­гда и сам сата­на при­ни­ма­ет вид Анге­ла све­та, а пото­му не вели­кое дело, если и слу­жи­те­ли его при­ни­ма­ют вид слу­жи­те­лей прав­ды (2Кор.11:14–15). О каких явле­ни­ях сата­ны в виде Анге­ла свет­ло­го и о каких его слу­жи­те­лях гово­рит апо­стол? Конеч­но, понять все это про­сто­му наро­ду труд­но, а осте­ре­гать­ся от пре­ле­стей диа­воль­ских еще труднее.

Свя­той апо­стол Павел гово­рит о том, что сата­на для пре­льще­ния бла­го­че­сти­вых людей может ино­гда являть­ся к ним в виде свет­ло­го Анге­ла, под пред­ло­гом доб­рых дел может их иску­шать, вве­сти в вели­чай­ший грех. Люди злые, в кото­рых все­лил­ся злой дух, явля­ют­ся слу­жи­те­ля­ми духа зло­бы и испол­ни­те­ля­ми воли сата­ны. И вот они по науче­нию зло­го духа для пре­льще­ния про­стых людей могут казать­ся бла­го­че­сти­вы­ми, при­ни­мая на себя вид слу­жи­те­лей прав­ды. Таких пре­льсти­те­лей мно­го сре­ди наро­да и опо­знать их трудно.

Для разъ­яс­не­ния это­го возь­мем из жития пре­по­доб­но­го Ники­ты, затвор­ни­ка Печер­ско­го, сле­ду­ю­щий рас­сказ. Это было в Кие­во-Печер­ском мона­сты­ре при игу­мене Никоне. Один из мона­хов, Ники­та, про­сил у игу­ме­на бла­го­сло­ве­ния под­ви­зать­ся наедине, в затво­ре, но игу­мен откло­нял его прось­бу, гово­ря, что он молод, не дол­жен сидеть в затво­ре, а дол­жен вме­сте с бра­ти­ей рабо­тать и при­но­сить поль­зу; для спа­се­ния же сво­ей души при­ни­мать подвиг выше сво­ей силы не сле­ду­ет, что­бы не воз­гор­дить­ся и не впасть в тяж­кий грех. “Слу­жа с бра­ти­ей, – гово­рил игу­мен, – за свое послу­ша­ние ты полу­чишь награ­ду от Отца Небес­но­го”. Но Ники­та не послу­шал игу­ме­на, как захо­тел, так и сде­лал – посту­пил в затвор­ни­ки. Не выхо­дя из затво­ра, стал жить один и молить­ся, и через несколь­ко вре­ме­ни не избег коз­ни диавольской.

За его высо­ко­умие, по попу­ще­нию Божию, диа­вол явил­ся к нему с бла­го­уха­ни­ем. Ники­та услы­шал голос его, буд­то бы моля­ще­го­ся вме­сте с ним, а само­го его не видел. Пре­льстив­шись таким виде­ни­ем, Ники­та поду­мал в себе: “Если бы он не был Ангел, то не стал бы со мною молить­ся”, и стал про­сить его, что­бы он явил­ся ему види­мо. Тогда услы­шал голос, гово­ря­щий: “Не явлюсь тебе, пото­му что ты молод, что­бы ты не воз­гор­дил­ся и не нис­пал”. Затвор­ник со сле­за­ми ска­зал: “Никак не пре­льщусь: игу­мен научил меня не слу­шать бесов­ских пре­ле­стей, твои же пове­ле­ния все буду испол­нять”. Тогда душе­гу­би­тель­ный змий, диа­вол, овла­дев им, ска­зал ему: “Невоз­мож­но чело­ве­ку сущу во пло­ти видеть меня. Сей­час же пошлю я анге­ла сво­е­го, что­бы нахо­дил­ся он с тобою, а ты испол­няй волю его”. Злой дух тот­час же пред­стал пред ним в обра­зе Анге­ла, и Ники­та, видя его, пад­ши покло­нил­ся ему как истин­но­му Анге­лу. Бес же ска­зал ему: “Отныне ты не молись; читай кни­ги, так будешь бесе­до­вать с Богом; при­хо­дя­щим к тебе будешь гово­рить поуче­ния, а я посто­ян­но буду молить­ся Твор­цу всех за спа­се­ние твое”. Затвор­ник пове­рил бесу, и еще боль­ше пре­льстил­ся, пере­стал молить­ся, стал при­леж­но читать толь­ко вет­хо­за­вет­ные кни­ги. По науче­нию беса он знал наизусть весь Вет­хий Завет и все жидов­ские кни­ги, а Еван­ге­лие, апо­столь­ские кни­ги нико­гда не читал и слы­шать о них не хотел, и дру­гим не давал гово­рить из Ново­го Заве­та. Бес пред­став­лял­ся ему посто­ян­но моля­щим­ся за него, он радо­вал­ся, думая, что за него молит­ся Ангел Божий. Бесе­дуя с при­хо­дя­щи­ми к нему от Писа­ния о поль­зе души, он начал даже и про­ро­че­ствать. Сла­ва его рос­ла, пото­му что сло­ва его сбы­ва­лись. Одна­жды он послал ска­зать кня­зю Изя­с­ла­ву, что сего­дня убит князь Глеб Свя­то­сла­вич в Заво­лоне и что ему надо ско­рее послать сына сво­е­го Свя­то­пол­ка на пре­стол в Нов­го­род. Как он ска­зал, так и сбы­лось. Через несколь­ко дней полу­чи­ли изве­стие о уби­е­нии кня­зя Гле­ба. После это­го и пошел слух о затвор­ни­ке Ники­те, что он про­зор­ли­вый, и ста­ли его слу­шать кня­зья и бояре.

Бес буду­ще­го не зна­ет и о буду­щем пред­ска­зы­вать не может, но он научал злых людей уби­вать, красть и про­че­му, а о том, что слу­ча­лось, изве­щал затвор­ни­ка, а тот ска­зы­вал приходящим.

Так как затвор­ник Ники­та не читал бла­го­дат­ных книг свя­то­го Еван­ге­лия, уче­ния Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, Дея­ний и Посла­ний апо­сто­лов – то все пре­по­доб­ные отцы Печер­ские узна­ли, что он пре­льщен бесом. При­шед­ши к нему, они при­леж­но моли­лись и молит­ва­ми сво­и­ми ото­гна­ли от него беса, и тот не являл­ся уже к ему. Когда выве­ли Ники­ту из затво­ра и попро­си­ли его рас­ска­зать что-либо из Вет­хо­го Заве­та, тот клят­вен­но уве­рял, что он нико­гда не читал тех книг, кото­рые знал преж­де наизусть, а потом с тру­дом научи­ли его и гра­мо­те. Когда молит­ва­ми пре­по­доб­ных Ники­та при­шел в себя, то горь­ко пла­кал и дол­го испо­ве­до­вал гре­хи свои. После того жил воз­держ­но, послуш­ли­во, сми­рен­но и во всех доб­рых делах пре­взо­шел. Чело­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь, видя его рас­ка­я­ние, за преж­ние его доб­рые дела про­стил ему гре­хи его. Впо­след­ствии он был епи­ско­пом Нов­го­род­ским, и за доб­ро­де­тель­ную жизнь Бог про­сла­вил его чуде­са­ми; а по смер­ти, через четы­ре­ста пять­де­сят лет, нашли его нетлен­ные мощи, от коих по молит­вам его до сего вре­ме­ни мно­гие полу­ча­ют исцеления.

Этот рас­сказ объ­яс­ня­ет сло­ва свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, как сам сата­на для пре­льще­ния людей при­ни­ма­ет вид свет­ло­го Анге­ла и обма­ны­ва­ет про­стых, в духов­ном деле неопыт­ных людей. Пути Божии непо­сти­жи­мы, сокро­вен­ных дел Божи­их без воли Его никто не может знать; даже Анге­лы небес­ные без Его воли не могут пред­ска­зать будущее.

Вот дру­гой поучи­тель­ный при­мер, из жития Паи­сия Вели­ко­го. В то вре­мя, когда свя­той Паи­сий под­ви­зал­ся с одним уче­ни­ком вда­ли от мона­сты­ря, в пустыне, при­шли к нему два ино­ка и усерд­но про­си­ли бла­го­сло­вить их на отшель­ни­че­скую жизнь. Пре­по­доб­ный, вни­мая их прось­бе и видя их спо­соб­ны­ми к уеди­не­нию, бла­го­сло­вил на подвиг. Ино­ки, най­дя удоб­ное место, посе­ли­лись в пустыне. Но диа­вол поза­ви­до­вал им и решил­ся погу­бить их сле­ду­ю­щим образом.

У одно­го отшель­ни­ка были укра­де­ны вещи. Он, жалея об укра­ден­ном, стал искать вора, когда же не нашел, отпра­вил­ся к одно­му стар­цу, о кото­ром шла мол­ва как о про­зор­лив­це, наде­ясь, что он ука­жет вора. Но так как дар про­ви­де­ния был у стар­ца не от Бога, а от диа­во­ла, то этот “про­зор­ли­вец” по вну­ше­нию диа­во­ла и окле­ве­тал в кра­же двух ино­ков – уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Паи­сия. Полу­чив такой ответ, потер­пев­ший монах пошел в мона­стырь, к кото­ро­му при­над­ле­жа­ли два ска­зан­ные подвиж­ни­ка, и, рас­ска­зав о слу­чив­шем­ся, про­сил защи­ты про­тив этих мона­хов-отшель­ни­ков. Игу­мен и стар­цы пове­ри­ли это­му и при­ка­за­ли схва­тить окле­ве­тан­ных мона­хов и при­ве­сти в мона­стырь; избив, их поса­ди­ли в тем­ни­цу, а после суда лиши­ли ино­че­ско­го чина и под­верг­ли пыт­ке за укра­ден­ные вещи.

О всем этом узнал пре­по­доб­ный Паи­сий по вну­ше­нию Божию. Жалея о двух невин­но постра­дав­ших ино­ках и желая изоб­ли­чить ложь, он оста­вил на вре­мя свое уеди­не­ние и отпра­вил­ся в мона­стырь. Когда ино­ки узна­ли о при­хо­де в их мона­стырь вели­ко­го подвиж­ни­ка, то при­шли при­вет­ство­вать его и при­нять от него бла­го­сло­ве­ние. При­шел вме­сте с дру­ги­ми и инок-“прозорливец”. Когда все поздо­ро­ва­лись с пре­по­доб­ным Паи­си­ем и при­ня­ли от него бла­го­сло­ве­ние, он спро­сил: “За что изгна­ли двух моло­дых подвиж­ни­ков?” Все мол­ча­ли, толь­ко неко­то­рые из бра­тии осме­ли­лись ска­зать, что они воры и за это уда­ле­ны из мона­сты­ря. Тогда Паи­сий спро­сил: “Кто вам ска­зал, что они воры?” Ино­ки ука­за­ли на старца-“прозорливца”. Обра­ща­ясь к нему, Паи­сий спро­сил: “Прав­да ли то, что ты ска­зал?” “Ска­зан­ное мною прав­да, ибо откры­то мне Самим Богом”, – отве­чал ста­рец. “Если бы от Бога был дан тебе дар про­зор­ли­во­сти, а не от диа­во­ла, то не было бы вид­но диа­во­ла в тво­их устах”, – ска­зал Паи­сий. Все ужас­ну­лись, услы­шав это, так как зна­ли, что пре­по­доб­ный нико­гда лжи не гово­рит; и все уко­ря­ли “про­зор­лив­ца” за его ложь и застав­ля­ли про­сить про­ще­ния у пре­по­доб­но­го Паи­сия. Ста­рец, усты­див­шись сво­е­го обма­на, про­сил про­ще­ния у Паи­сия и молитв его. Когда свя­той Паи­сий помо­лил­ся, то види­мо для всех сто­я­щих из уст старца-“прозорливца” вышел нечи­стый дух и, пре­вра­тив­шись в дико­го веп­ря, с яро­стью бро­сил­ся на пре­по­доб­но­го Паи­сия, желая его рас­тер­зать. Но Паи­сий Вели­кий силою молит­вы запре­тил ему это и про­гнал его в про­пасть. По мало­опыт­но­сти сво­ей пре­льщен­ный нечи­стым духом ста­рец после того пока­ял­ся в сво­их гре­хах и про­сил про­ще­ния у свя­то­го Паисия.

73209Вот еще рас­сказ. Когда свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва при­вез­ли на ост­ров Пат­мос, на место его изгна­ния, и пре­да­ли иге­мо­ну, т.е. началь­ни­ку, пра­ви­те­лю ост­ро­ва, Мирон, тесть иге­мо­на, при­нял в дом свой Иоан­на Бого­сло­ва и уче­ни­ка его Про­хо­ра. Стар­ший сын Миро­на, име­нем Апол­ло­нид, имел в себе духа-про­ри­ца­те­ля, кото­рый рас­ска­зы­вал сокро­вен­ные вещи, а пото­му все счи­та­ли Апол­ло­ни­да за про­ро­ка. Как толь­ко свя­той апо­стол Иоанн вошел в дом Миро­на, тот­час же Апол­ло­нид скрыл­ся, убе­жал в дру­гой город, боясь, что­бы не был изгнан Иоан­ном из него дух-прорицатель.

В доме Миро­на ста­ли печа­лить­ся о том, что Апол­ло­нид про­пал без вести. Вско­ре Апол­ло­нид при­слал Миро­ну пись­мо, в кото­ром изве­щал, что Иоанн есть волхв, что он чаро­дей­ством сво­им выгнал его из дома и воз­вра­тить­ся он не может, пока Иоанн не будет погуб­лен. Мирон, про­чи­тав пись­мо, побе­жал к зятю сво­е­му, иге­мо­ну, и сооб­щил о содер­жа­нии пись­ма. Иге­мон при­ка­зал схва­тить Иоан­на и бро­сить на съе­де­ние зве­рям. Иоанн же про­сил иге­мо­на потер­петь немно­го, пока он пошлет уче­ни­ка сво­е­го к Апол­ло­ни­ду, обе­щая воз­вра­тить его домой. Иге­мон доз­во­лил послать уче­ни­ка, а само­го Иоан­на зако­вал в цепи и поса­дил в тем­ни­цу. Про­хор пошел к Апол­ло­ни­ду с Иоан­но­вым пись­мом, в кото­ром напи­са­но было так: “Я, Иоанн, апо­стол Иису­са Хри­ста, Сына Божия, духу-про­ри­ца­те­лю, живу­ще­му в Апол­ло­ни­де, пове­ле­ваю име­нем Отца и Сына и Свя­то­го Духа вый­ти из созда­ния Божия и нико­гда не вхо­дить в него, и не быть даже на ост­ро­ве сем, а быть в без­вод­ных местах, а не в человеках”.

Когда Про­хор при­шел с пись­мом к Апол­ло­ни­ду, тот­час же бес вышел из него. Апол­ло­нид при­шел в себя, как буд­то про­бу­дил­ся от сна, и пошел вме­сте с Про­хо­ром. Воз­вра­тив­шись в город, он не сра­зу при­шел домой, но сна­ча­ла при­бе­жал в тем­ни­цу и, при­па­дая к ногам Иаон­на, бла­го­да­рил его за то, что он осво­бо­дил его от нечи­сто­го духа. Роди­те­ли, бра­тья и род­ствен­ни­ки Апол­ло­ни­да, узнав о воз­вра­ще­нии его, тот­час собра­лись к нему; все радо­ва­лись его воз­вра­ще­нию, и апо­стол Иоанн Бого­слов был осво­бож­ден из тем­ни­цы. Апол­ло­нид рас­ска­зы­вал о себе так: “Мно­го лет тому назад, когда я спал креп­ким сном, какой-то чело­век, став­ши на левой сто­роне моей посте­ли, раз­бу­дил меня. Раз­бу­див­ший меня был весь­ма чер­ный собою, чер­нее угля, гла­за его бли­ста­ли, как горя­щие све­чи, и я затре­пе­тал от стра­ха. Он ска­зал мне: “Открой уста твои”. Я открыл, и он вошел в меня, и чре­во мое ста­ло пол­ное; с того вре­ме­ни он стал мне откры­вать о доб­ре и зле и о всем, что слу­ча­ет­ся в людях. Когда апо­стол Хри­стов Иоанн вошел в дом наш, тогда сидя­щий во мне нечи­стый дух ска­зал: “Апол­ло­нид, что­бы не уме­реть тебе, беги отсю­да, этот чело­век волхв и хочет тебя умерт­вить”, я и убе­жал в дру­гой город. Когда я поду­мы­вал воз­вра­тить­ся, дух нечи­стый гово­рил мне: “Если Иоанн не умрет, ты не можешь жить в сво­ем доме”. Но когда я уви­дал при­шед­ше­го Про­хо­ра, нечи­стый дух мгно­вен­но вышел из меня таким же обра­зом, как и преж­де вошел во чре­во мое; мне ста­ло лег­ко и я не чув­ство­вал у себя тяго­сти, рас­су­док мой про­свет­лел и на душе ста­ло радост­но”. Услы­шав это, все покло­ни­лись свя­то­му апо­сто­лу Иоан­ну Бого­сло­ву. Свя­той апо­стол начал учить их, они уве­ро­ва­ли во Хри­ста, и он окре­стил их.

В горо­де Филип­пах, когда свя­той апо­стол Павел со сво­и­ми спут­ни­ка­ми, апо­сто­ла­ми Силою, Лукою и Тимо­фе­ем, шел в молит­вен­ный дом, встре­ти­лась им одна одер­жи­мая про­ри­ца­тель­ным духом слу­жан­ка, кото­рая через про­ри­ца­ние достав­ля­ла боль­шой доход сво­им хозя­е­вам. Идя за Пав­лом и дру­ги­ми апо­сто­ла­ми, она кри­ча­ла: “Эти люди рабы Бога Все­выш­не­го, они воз­ве­ща­ют нам путь спа­се­ния”. Так дела­ла она мно­го дней. Павел воз­не­го­до­вал, обра­тил­ся и ска­зал (нечи­сто­му, про­ри­ца­тель­но­му) духу: “Име­нем Иису­са Хри­ста пове­ле­ваю тебе вый­ти из нее!” И дух вышел в тот же час; после чего она пере­ста­ла про­ри­цать, т.е. ска­зы­вать сокро­вен­ные дела чело­ве­че­ские (Деян.16:16–18).

Из этих рас­ска­зов вид­но, что про­све­щен­ные Духом Свя­тым мужи, в кото­рых изобиль­но оби­та­ет бла­го­дать Божия, не толь­ко сами могут изба­вить­ся от нечи­сто­го духа, но име­ют власть пове­ле­вать нечи­сты­ми духа­ми; силою бла­го­да­ти Божи­ей, име­нем Гос­по­да Бога Иису­са Хри­ста могут про­го­нять бесов­ское нава­жде­ние из дру­гих людей. Так пре­по­доб­ные отцы Печер­ские молит­ва­ми сво­и­ми ото­гна­ли от Ники­ты затвор­ни­ка нечи­сто­го духа, являв­ше­го­ся к нему в виде свет­ло­го Анге­ла для пре­льще­ния его и при­хо­дя­щих к нему людей; пре­по­доб­ный Паи­сий силою бла­го­да­ти Божи­ей изгнал из стар­ца духа-про­ри­ца­те­ля; свя­той апо­стол Иоанн Бого­слов пись­мом, напи­сан­ным с име­нем Пре­свя­той Тро­и­цы, изгнал беса из языч­ни­ка Апол­ло­ни­да. А меж­ду тем языч­ни­ки вери­ли преж­де Апол­ло­ни­ду как про­ро­ку, пото­му что он, по вну­ше­нию нечи­сто­го духа, откры­вал сокро­вен­ные чело­ве­че­ские дела. Нако­нец, свя­той апо­стол Павел изгнал бесов­ско­го духа-про­ри­ца­те­ля из слу­жан­ки, кото­рая, по нава­жде­нию диа­воль­ско­му, откры­ва­ла сокро­вен­ные дела чело­ве­че­ские. Из жиз­ни свя­тых еще мно­го мож­но най­ти таких при­ме­ров, но для нази­да­ния нас доста­точ­но и этих.

Теперь будем гово­рить о нынеш­них про­ри­ца­те­лях, кото­рые суще­ству­ют меж­ду про­сты­ми людь­ми и кото­рым про­стой народ верит по сво­ей неопыт­но­сти; а они меж­ду ближ­ни­ми, как меж­ду пше­ни­цею пле­ве­лы, сеют враж­ду и ведут к нару­ше­нию наи­важ­ней­шей запо­ве­ди Божи­ей: люби Бога и ближ­не­го сво­е­го, как само­го себя. Эти про­ри­ца­те­ли, воро­жеи, или – как ина­че назы­ва­ют их – зна­ха­ри, в про­стом наро­де нахо­дят­ся почти в каж­дой деревне. Про­стые люди при несча­стий или поте­ре неред­ко при­бе­га­ют к ним воро­жить. В таких имен­но воро­же­ях оби­та­ют злые духи; через них-то раз­ная враж­да и нена­висть быва­ют сре­ди хри­сти­ан. Зна­ха­ри, или воро­жеи, при­хо­дя­щим к ним, воро­жа или кол­дуя, ука­зы­ва­ют, что сосе­ди их, такие-то и такие-то имен­но люди, сво­ею пор­чею или кол­дов­ством наве­ли на них раз­ные несча­стия, а пото­му в доме их при­клю­ча­ют­ся болез­ни, уми­ра­ют или умер­ли дети или ско­ти­на. Людям, при­дер­жи­ва­ю­щим­ся язы­че­ства, воро­жеи вну­ша­ют молить­ся и делать жерт­во­при­но­ше­ния таким-то и таким-то имен­но злым духам. Пра­во­слав­ных тоже воро­жеи не отпус­ка­ют про­сто так: они гово­рят, что в таких-то церк­вах или часов­нях нуж­но было поста­вить све­чи; что болез­ни при­клю­чи­лись пото­му, что в тех церк­вах или часов­нях не было ими постав­ле­но свеч к уроч­но­му вре­ме­ни в году, и при­уча­ют веро­вать, что имен­но часов­ня или цер­ковь в слу­чае неис­пол­не­ния ими пожерт­во­ва­ний све­ча­ми при­чи­ня­ют болез­ни, как духи злые.

Сре­ди наро­да, осо­бен­но в про­вин­ци­ях, встре­ча­ют­ся жал­кие люди, кото­рые берут­ся за ворож­бу. Эти воро­жеи, или воро­же­цы и зна­ха­ри, воро­жа при­хо­дя­щим к ним или гадая на кар­тах, день­гах или воде, раз­ны­ми спо­со­ба­ми по дей­ствию вра­га рода чело­ве­че­ско­го, диа­во­ла, для пре­льще­ния людей ино­гда могут пря­мо откры­вать про­шед­шие сокро­вен­ные дела чело­ве­че­ские, что­бы этим воз­бу­дить в людях, при­бе­га­ю­щих к ним за помо­щью, с ближ­ни­ми их рас­прю, брань, руга­тель­ство, враж­ду, нена­висть и раз­ные неуря­ди­цы. Зна­ха­рям диа­вол откры­ва­ет для пре­льще­ния людей толь­ко такие дела чело­ве­че­ские, через кото­рые мож­но посе­ять в семей­ствах враж­ду и нару­шить мир. Воро­жеи по тай­но­му вну­ше­нию зло­го, нечи­сто­го духа, диа­во­ла, кле­ве­щут на мно­гих невин­ных людей. Таким обра­зом, воро­жеи и зна­ха­ри явля­ют­ся испол­ни­те­ля­ми похо­ти диа­во­ла, как ска­зал Гос­подь: Ваш отец диа­вол; и вы хоти­те испол­нять похо­ти отца ваше­го. Он был чело­ве­ко­убий­ца от нача­ла и не усто­ял в истине, ибо нет в нем исти­ны. Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он (диа­вол) лжец и отец лжи (Ин.8:44).

Так и зна­ха­ри-воро­жеи, по изре­че­нию Спа­си­те­ля, суть дети диа­во­ла, он оби­та­ет в них. Если они гада­ют или воро­жат, то все дела­ют по дей­ствию вра­га рода чело­ве­че­ско­го, зло­го духа-про­ри­ца­те­ля. Неви­ди­мый враг, злой дух, оби­та­ю­щий в воро­же­ях, неощу­ти­тель­но для них самих види­мо через них дей­ству­ет, обма­ны­ва­ет про­стых людей, отвле­ка­ет их от люб­ви Божи­ей, заглу­ша­ет в них веру в Бога и надеж­ду на Него – еди­но­го истин­но­го помощника.

Затем воро­жеи по зло­му вну­ше­нию диа­во­ла при­хо­дя­щим к ним для гада­ния кле­ве­щут на их ближ­них, ни в чем невин­ных доб­рых сосе­дей, буд­то бы они то-то и то-то укра­ли у них, навре­ди­ли им, испор­ти­ли, закол­до­ва­ли и нанес­ли раз­ные болез­ни, через что вынуж­да­ют их нару­шать наи­важ­ней­шую запо­ведь люб­ви к Богу и ближ­ним. Диа­вол толь­ко и забо­тит­ся о том, что­бы мы враж­до­ва­ли с ближ­ни­ми, ссо­ри­лись, руга­лись, про­кли­на­ли, при­тес­ня­ли друг дру­га, в семей­стве не име­ли мира и согла­сия, что­бы дети вос­ста­ли на роди­те­лей и роди­те­ли на детей, брат на бра­та, муж на жену, жена на мужа, и таки­ми ссо­ра­ми дове­ли друг дру­га до раз­ных гре­хов, даже до само­убий­ства; тогда диа­вол раду­ет­ся и весе­лит­ся, смот­ря на нас, как мы испол­ня­ем его жела­ния и тво­рим волю его.

Вот какие дела ему угод­ны! Чему раду­ет­ся он, для чего через пред­ска­за­те­лей откры­ва­ет злые и доб­рые сокро­вен­ные дела чело­ве­че­ские? Для того, что­бы меж­ду людь­ми воз­бу­дить враж­ду, посе­ять сре­ди пше­ни­цы пле­ве­лы, рабов Божи­их лишить насле­дия веч­но­го бла­жен­ства, Небес­но­го Цар­ствия и сде­лать их достой­ны­ми веч­но­го адско­го наказания.

Бра­тия пра­во­слав­ные! Нам, хри­сти­а­нам, нико­гда не долж­но воро­жить, даже в шут­ку, ни на кар­тах, ни дру­ги­ми каки­ми спо­со­ба­ми; это дело бесов­ское. Если кто будет воро­жить или гадать для шут­ки, неза­мет­но для него враг может дей­ство­вать через это, види­мо вве­сти его в заблуж­де­ние, при­вить ему при­выч­ку гадать и воро­жить, за что может все­лить­ся в него нечи­стый дух, и тако­вой может сде­лать­ся насто­я­щим воро­же­ем, лже­про­ро­ком, ору­ди­ем бесов­ским, а впо­след­ствии в нем может дей­ство­вать диавол.

Ворож­ба (Лев.20:27; Втор.18: 10–12; Гал.5:20; 1Тим.4:1) есть вели­кий грех, мер­зость пред Богом. Воро­жей и воро­жей­ка, если не пере­ста­нут воро­жить, гадать и не пока­ют­ся в этом, не могут спа­стись. Те, кото­рые верят воро­же­ям, ходят к ним с вопро­са­ми, так­же не могут спа­стись, если не пока­ют­ся. Они погиб­нут, как погиб­ли Саул и сыно­вья его, как ска­за­но: Так умер Саул за свое без­за­ко­ние, кото­рое он сде­лал пред Гос­по­дом, за то, что не соблюл сло­ва Гос­под­ня и обра­тил­ся к вол­шеб­ни­це с вопро­сом, а не взыс­кал Гос­по­да. За то Он (Гос­подь) и умерт­вил его (1Пар.10:13–14).

Роди­те­ли, мужья и род­ствен­ни­ки! Вы долж­ны удер­жи­вать детей, жен и ближ­них сво­их, что­бы они не ходи­ли с вопро­са­ми к воро­же­ям-зна­ха­рям. И вы, отцы, мате­ри, мужья и род­ствен­ни­ки, може­те погиб­нуть за гре­хи сво­их семей­ных и срод­ни­ков, как погиб сын Сау­ла Иона­фан за то, что мог отве­сти отца сво­е­го от вол­шеб­ни­цы воро­жей­ки, но не отвел; за это он пер­вый был убит филистимлянами.

Вся­ко­му под­ви­за­ю­ще­му­ся о сво­ем спа­се­нии мож­но и долж­но ска­зать: Несть бо ти потре­ба тай­ных (Сир.3:22). Не ищи знать сокро­вен­ное или буду­щее. Для спа­се­ния нуж­но веро­вать, испол­нять запо­ве­ди, очи­щать серд­це, а не любо­пыт­ство­вать. Жела­ние знать сокро­вен­ное – опас­но, желать откры­вать оное – еще опаснее. 

Бра­тия хри­сти­ане! Бой­тесь Бога, не гадай­те и не воро­жи­те ни на свят­ках, по обы­чаю необуз­дан­ных людей, ни в про­стое вре­мя; не ходи­те к зна­ха­рям воро­жить и спра­ши­вать – это вели­кий смерт­ный грех, мер­зость пред Богом.

Да и по убеж­де­нию про­сто­го наро­да зна­ха­ри-воро­жеи как люди недо­стой­ные не уми­ра­ют с пока­я­ни­ем; смерть пости­га­ет их ско­ро­по­стиж­но. Часто уми­ра­ют они от несчаст­ных слу­ча­ев и от само­убий­ства. По сло­вам апо­сто­ла Пав­ла, конец их будет по делам их (2Кор.11:15).

Про­све­щен­ные Свя­тым Духом, истин­но про­зор­ли­вые, бого­муд­рые свя­тые отцы сокро­вен­ные злые дела чело­ве­ков нико­гда не откры­ва­ли дру­гим. Если же по воле Божи­ей когда и откры­ва­ли ута­ен­ные вещи, то само­го винов­но­го ни в кра­же, ни в убий­стве нико­гда не объ­яв­ля­ли. Гос­подь Бог не дал нам запо­ве­ди откры­вать чужие гре­хи и осуж­дать людей. Бог дал нам наи­важ­ней­шую запо­ведь: любить Бога и ближ­не­го, а пото­му про­све­щен­ные Духом Свя­тым пре­по­доб­ные отцы с любо­вью отно­си­лись не толь­ко к доб­рым, но и к злым, при­кры­ва­ли дур­ные поступ­ки их, настав­ля­ли их к пока­я­нию. В таких людях имен­но оби­та­ет Свя­той Дух, они – живые хра­мы Пре­свя­той Троицы.

Источ­ник: О суе­ве­ри­ях

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки