В петербургской студии телеканала «Союз» на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святых равноапостольных Константина и Елены во Всеволожске священник Константин Горбунов.
— Дорогие телезрители, с Новым годом и наступающим Рождеством Христовым! Наша сегодняшняя тема — «Рождественские традиции и суеверия».
Если мы говорим о рождественских традициях, наверное, нужно посмотреть на глубину этих традиций. Куда они восходят, как Вы считаете?
— Праздник Рождества Христова в Церкви празднуется приблизительно с IV века. До этого рождественские события воспоминались вместе с праздником Богоявления. До сих пор мы находим некоторое сходство в структуре богослужения праздника Рождества Христова и праздника Богоявления. В самые первые годы, десятилетия существования Церкви христиане больше внимания уделяли празднованию Пасхи, воспоминанию страданий Христовых. И сейчас у нас Пасха является самым главным праздником. Но впоследствии христиане пришли к пониманию, что и пришествие Бога в мир также достойно того, чтобы праздновать это событие. Поэтому приблизительно с середины IV века начинает формироваться особое богослужение праздника Рождества Христова.
— Рождество было непосредственно связано с языческим праздником, тоже выпадавшим на зимнее время. Как Вы считаете, такое перерождение языческой традиции в традицию христианскую — это добро или все-таки некий компромисс?
— Действительно, одна из версий установления даты праздника Рождества Христова та, что он был установлен на день зимнего солнцестояния, каким оно было в то время, 25 декабря. Язычники в Римской империи (и не только) активно праздновали в этот день языческое празднество в честь солнца. Но для христиан Солнцем Правды является Христос, поэтому, хотя дата Рождества Христова из Священного Писания нам точно неизвестна, весьма логично было установить празднование Рождества Христова именно на эту дату, на 25 декабря. Таким образом, христианское празднование Рождества Христова стало вытеснять собой языческое празднование в честь бога солнца. Конечно, правильно, что так было сделано.
— Сейчас Новый год — светский, нецерковный праздник. Часто в христианской среде он противопоставляется Рождеству. Есть ли смысл смотреть на Новый год как на праздник языческий? Или все-таки можно к нему относиться с добротой, радушием, не отвергать его?
— Можно сказать, что для древних евреев первым месяцем года являлся авив, или нисан, тот месяц, в который мы празднуем Воскресение Христово. Далее христиане стали совершать празднование церковного новолетия 1 сентября по старому стилю, начало индикта. По одной из версий, это связано с тем, что в 313 году императором Константином Великим был принят Миланский эдикт, которым христианству была дарована свобода в Римской империи. Предположительно с этим событием связано установление церковного новолетия 1 сентября. До сих пор в церковных книгах мы видим, что начало индикта — это 1 сентября по старому стилю.
Далее в России в 1700 году указом императора Петра I Новый год был установлен 1 января по старому стилю. Сейчас есть такое выражение «старый Новый год», то есть Новый год по старому стилю, это совпадает с праздником Обрезания Господня и праздником святого Василия Великого. Поэтому, конечно, для нас более традиционно было бы этот день праздновать, тем более что он уже не приходится на период Рождественского поста. Тот Новый год, который установлен в нашем государстве и во многих странах мира, приходится на Рождественский пост, поэтому нам, православным христианам, следует все-таки достаточно скромно проводить это время, не предаваясь пышному празднованию. Но, конечно, Новый год — это повод помолиться Богу, попросить прощения за наши многочисленные грехи, которые мы совершили в уходящем году, испросить благословения и помощи Божией на год наступающий. Мы должны помнить, что время для нас — великий дар Божий, который мы должны посвящать нашему спасению.
— Вопрос телезрительницы: «Можно ли носить два крестика — один дареный, другой надетый при крещении?»
— Канонических правил, которые бы запрещали носить два крестика, нет. Но обычно миряне носят один крестик, а некоторые священники, получившие второй крест в качестве награды, носят два наперсных креста.
— Все-таки когда мы говорим о традиции, чаще всего люди спрашивают: а что мне нужно делать? Что нужно делать на Рождество?
— На Рождество Христово, конечно, в первую очередь православному христианину нужно идти в храм, чтобы участвовать в рождественских богослужениях. Можно сказать, что весь Рождественский пост есть период, когда Церковь готовит нас к празднованию Рождества Христова. Поэтому, загодя подойдя к решению этого вопроса, нужно по возможности соблюдать Рождественский пост, соизмеряя наши телесные силы и немощи. Но надо помнить, что Рождественский пост — это не только период, когда мы воздерживаемся от определенных видов пищи, но когда Церковь своими особыми богослужениями готовит нас к приближающемуся празднику Рождества Христова. И те, кто посещает храм многократно в течение Рождественского поста, кто старается внимательно слушать песнопения, внимать проповедям, которые произносятся в храме в эти дни, могут заметить, что сама последовательность воспоминаемых событий готовит нас к празднику Рождества Христова.
Четвертого декабря совершается праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Само это событие, как говорится в песнопениях праздника, уже предвозвещает нам Христа. В службе Введения мы уже слышим «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите» и другие песнопения рождественского канона. Далее по ходу Рождественского поста неоднократно совершается память святых пророков Божиих, в частности 30 декабря — память святого пророка Даниила и трех благочестивых отроков, брошенных в пещь вавилонскую. Но мы должны вспомнить, что это событие — пребывание святых отроков в пещи — является прообразом Рождества Христова. Два воскресных дня, предшествующие Рождеству Христову, — неделя святых праотец и неделя святых отец: это воскресные дни, когда мы вспоминаем святых, живших до пришествия Христова. Они жили ожиданием грядущего Спасителя, имели веру в грядущего Спасителя. Спаситель еще не пришел, а они знали из пророчеств, что Он придет. Они, насколько могли, старались соблюдать заповеди Божии, установления Ветхого Завета и жить верой в грядущего Спасителя.
Насколько же тяжело было этим святым людям по сравнению с нами! Мы живем в новозаветную эпоху, когда Христос уже пришел, когда нам дарована благодать Божия в церковных таинствах, а святые праотцы еще не имели такой благодати, им нужно было больше своими силами трудиться, для того чтобы соблюдать заповеди Божии. Конечно, своими силами человек не может все заповеди соблюсти, поэтому святые Ветхого Завета ощущали, осознавали свою немощь в исполнении заповедей Божиих и нужду во Христе Спасителе. В Послании святого апостола Павла к Евреям, в 11-й главе, перечисляются различные подвиги, которые несли святые праотцы, но при этом говорится, что все они не получили обещанного: все умиравшие в Ветхом Завете люди сходили душой во ад. И только Христос, когда пришел на землю, когда пострадал за наши грехи на кресте и сошел Душою Своей, соединенной с Божеством, во ад, тогда вывел из ада святых праотцев Ветхого Завета, которые ожидали Его пришествия.
Таким образом, тема подготовки к Рождеству Христову уже соединяется с темой страданий Христа и Его воскресения. То есть можно сказать, что и Рождественский пост, и празднование Рождества Христова предвозвещают нам и будущий Великий пост, и Страстную седмицу, и праздник Воскресения Христова. Поэтому, конечно, православному христианину в Рождественский пост следует посещать эти богослужения и внимать тем наставлениям, которые Святая Церковь дает нам в эти дни. В таком случае православный христианин сможет более осознанно принять участие в службах праздника Рождества Христова.
В сам праздник Рождества Христова богослужение построено обычно следующим образом. В канун праздника Рождества Христова, называющийся Рождественским сочельником, совершается Божественная литургия, после которой сразу же совершается рождественская вечерня с чтением ветхозаветных паремий, повествующих о Рождестве Христовом. Далее в большинстве храмов вечером в 17.00 или 18.00 часов совершается всенощное бдение накануне праздника Рождества Христова, которое состоит из великого повечерия с пением «С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог…» Это слова из Книги пророка Исаии. А также совершается лития с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея; совершается также и полиелейная утреня с пением канона Рождеству Христову. Далее самая главная рождественская служба — Божественная литургия. Во многих храмах совершается ночная Божественная литургия в ночь с 6 на 7 января. Также во многих храмах совершается и поздняя Божественная литургия, приблизительно в 10.00 часов утра. Точное расписание богослужений лучше узнать в своем храме, куда вы собираетесь прийти на рождественские богослужения.
— Завтра своеобразный с точки зрения Устава день— читаются царские часы. Как Вы считаете, это богослужение обязательно для посещения? Какие у него корни?
— Часами называются краткие службы, которые совершались и совершаются по возможности в определенное время суток. Если считать от восхода солнца, первый час — это первый час после восхода солнца; третий час, шестой, девятый — через три, шесть, девять часов после восхода соответственно. В настоящее время при совершении царских часов эти службы соединяются вместе. Относительно обязательности в Уставе нет такого положения, что эта служба обязательная. Но если человек хочет помолиться, лучше подготовиться к празднованию Рождества Христова, то, конечно, весьма желательно побывать на этой службе. Царскими эти часы называются потому, что в древности даже цари старались присутствовать на этой службе. На царских часах, в отличие от обычных часов, которые читаются перед каждой Божественной литургией, поются еще особые песнопения, читаются отрывки Священного Писания Ветхого Завета, паремии, отрывки из Апостола и Евангелия, повествующего о Рождестве Христовом. Поэтому, конечно, присутствие на царских часах наилучшим образом подготавливает молящегося к службам Рождества Христова.
— Мы сейчас больше говорим о храмовой традиции. Что касается домашних традиций, каким образом можно провести сочельник дома? Может быть, это как-то связано с бытом, с кухней? Допустим, традиция не вкушать пищу до первой звезды — насколько это сейчас актуально?
— Сочельником канун Рождества Христова называется потому, что именно по домашним традициям в этот день было принято вкушать блюдо под названием сочиво (да и сейчас желающие могут его приготовить). Это блюдо состоит из зерен пшеницы, к которым добавляются сладости, мед, могут добавляться фрукты, тут уже каждый может приготовить блюдо так, как считает нужным. Вместо пшеницы можно взять другую крупу, например рис. То есть это блюдо, с одной стороны, строго постное, но при этом вкусное. Мы, не нарушая строгости поста, вкушая это блюдо, уже можем предвкушать праздник Рождества Христова.
Относительно времени вкушения сочива — согласно Уставу вкушение пищи разрешается после окончания Божественной литургии. В зависимости от того, на какой день приходится Рождественский сочельник, меняется и время совершения литургии. Если сочельник приходится на субботу, как в этом году, или воскресенье, то литургия совершается утром в обычное время, после нее сразу же совершается рождественская вечерня, а после уже можно вкушать пищу. Если же сочельник приходится на день с понедельника по пятницу, то, по Уставу, сама литургия соединяется с вечерней и должна совершаться в более позднее время. Действительно, могло так случиться, что ее окончание могло прийтись на вечернее время. Хотя сейчас в большинстве храмов литургия все-таки совершается утром. Здесь уже каждый по своим силам, своему здоровью должен смотреть, может ли он не вкушать пищу до позднего вечера. Все-таки Устав говорит о вкушении по окончании Божественной литургии. А о звезде воспоминания, видимо, связаны с тем, что звезда Вифлеемская вела волхвов к пещере Рождества Христова.
— Вопрос телезрительницы: «Мы в храме читаем Псалтирь, 20 человек. На первой «славе» читается о здравии, на второй — о упокоении. А на третьей что читать?»
— Церковным Уставом это никак не регламентировано, поэтому продолжайте читать так, как вы читаете, о здравии и упокоении. Здесь уже каждый человек сам для себя решает, о чем ему помолиться на третьей «славе».
— Мы уже поговорили о традициях, но ничего не говорили о суевериях. В народном представлении — и, к сожалению, даже в представлении русской классики — сочельник связывается с нечистой силой, гаданиями и прочим. Это все всерьез?
— Согласно церковным канонам гадания, колдовство, волшебство являются тягчайшим грехом. Еще в Ветхом Завете этот грех был запрещен, в Новом Завете он также запрещен. Святыми отцами положено серьезное наказание — отлучение от Церкви на годы для тех, кто занимается колдовством. Если человек этим занимается и не прекращает этого, то, по церковным канонам, он может быть отлучен от Церкви. Мы должны понимать, что всякое колдовство, волшебство — это дело дьявольское. Человек, принимая святое крещение (сам, если он в сознательном возрасте, или его крестные, восприемники, если он младенец), дает крещальный обет — отрекается от сатаны, сочетается Христу. Отрекаясь от сатаны, мы в том числе отрекаемся и от какой бы то ни было возможности заниматься магией, колдовством и чем-то подобным, ибо эти дела являются весьма богопротивными. Это есть прямое общение с дьяволом, для православного христианина это абсолютно недопустимо.
Действительно, мы встречаем в русской классике упоминания, что такие занятия были. К сожалению, и сейчас некоторыми людьми совершаются так называемые святочные гадания. Надо понимать, что это абсолютно нецерковная, антицерковная традиция, она категорически запрещается Церковью. Заниматься этим православному христианину категорически нельзя. Если кто-то этим занимался, обязательно нужно покаяться на исповеди и примириться с Церковью после такого тяжкого греха, который ведет человека к отпадению от Церкви.
— Если говорить о нечистой силе, действительно ли в дни сочельника мир невидимый прорывается в мир видимый? Или это суеверие?
— Думаю, суеверие, потому что для духов бесплотных нет времени в нашем понимании. Падшие духи всегда стараются искушать нас, вовлекать в грех. Конечно, они могут использовать те или иные поводы в нашем поведении для этого, но святой апостол Петр еще писал, что дьявол ищет, как лев рыкающий, кого поглотить. Очевидно, что дьявол не оставляет этих попыток, в том числе и в дни празднования Рождества Христова.
— Есть в народе особое отношение к снам, особенно к тем, которые приходятся к той или иной дате — к памяти почивших сродников, большим церковным праздникам. Как Вы считаете, можно ли сны в канун Рождества воспринимать как особенные?
— Отношение к снам в Церкви таково, что мы снам доверять не должны. Тут, правда, сразу может возникнуть вопрос: ведь в Ветхом Завете многие святые получали откровения во сне, даже в связи с историей Рождества Христова — Иосиф Обручник Девы Марии неоднократно получал откровения во сне, в том числе ему сообщалось, что необходимо взять Младенца Иисуса Христа и Матерь Его и бежать в Египет. И волхвы во сне получили откровение не возвращаться к Ироду. Но здесь надо заметить, что в те времена еще людям не было дано Божественного Откровения во всей его полноте. Еще не было Священного Писания Нового Завета, не было богатой святоотеческой традиции, решений Вселенских Соборов, ничего этого тогда еще у людей не было. Поэтому тогда определенные откровения во сне могли быть. И то мы видим в Ветхом Завете в некоторых пророческих книгах, что Господь уже предостерегает людей, чтобы они не доверяли всем снам и не принимали всякий сон за Божественное откровение.
А мы сейчас, живя в эпоху Нового Завета, имея Божественное Откровение во всей необходимой для нас полноте, абсолютно не нуждаемся в снах как в источнике откровения, поэтому должны ими пренебрегать. Мы должны искать духовного наставления в Церкви. Мы должны изучать Священное Писание, богослужебные песнопения, решения Вселенских Соборов и творения святых отцов Церкви. Отсюда черпать церковное учение и ни в коем случае не придавать снам никакого значения. Через сны человек может быть введен в искушение; может, поверив снам, впасть в тот или иной тяжкий грех, поэтому в настоящее время мы не должны воспринимать сны как источник откровения.
— Вопрос телезрительницы: «Седьмого декабря у меня умер муж, 15 января ему будет 40 дней. В том мире отмечается ли каким-то образом праздник Рождества Христова? Меня этот вопрос волнует. Мужа зовут Александр».
Спаси Господи, мы все помолимся о упокоении новопреставленного Александра.
— Праздник Рождества Христова мы отмечаем здесь, на земле. Христос пришел на землю, Бог воплотился, стал Человеком, чтобы человек обожился, как об этом говорят святые отцы Православной Церкви. Именно здесь, на земле, мы празднуем праздник Рождества Христова. А за усопших православных христиан мы должны молиться в любое время церковного года. Единственное, что можно сказать: по Уставу Церкви в сам праздник Рождества Христова не положено возносить заупокойную ектенью, то есть гласное поминовение усопших, но на проскомидии священник может и в этот день помянуть усопшего, и в своих домашних молитвах, конечно, всегда мы можем молиться об усопших. Сам по себе факт того, что сейчас предрождественские дни, что будет праздник Рождества Христова, никак не влияет на участь усопшего. На нее влияет, во-первых, то, как он верил, как жил; в определенной степени его участь может быть улучшена молитвами, которые возносятся за него здесь членами Церкви.
— Если говорить о самом празднике Рождества Христова… О литургии мы уже сказали, что это главное в празднике. Каково все-таки должно быть его продолжение? Пышное застолье с разговлением? Или, может быть, есть альтернативные варианты?
— По церковному Уставу после Божественной литургии в сам праздник Рождества Христова Рождественский пост заканчивается. Кстати, надо заметить, что в этом году, поскольку Рождество Христово приходится на воскресный день, по Уставу будет совершаться литургия Василия Великого, она несколько длиннее литургии святого Иоанна Златоуста, которая совершается в другие дни церковного года. По окончании Божественной литургии полагается трапеза, на которой разрешается вкушение всех яств. Но, как всегда, православный христианин должен соблюдать умеренность в еде, не переедать и ни в коем случае не предаваться избыточному употреблению алкогольных напитков. Мы должны, подкрепляясь телесно, вместе с тем и духовно продолжать праздновать Рождество Христово. В большинстве храмов в сам день Рождества Христова, то есть 7 января вечером, приблизительно в 18.00 часов, совершается краткая рождественская вечерня, торжественное богослужение. По возможности хорошо и его посетить, чтобы продолжить прославление родившегося Богомладенца Христа.
Ну а далее последующие дни называются святки, или святые дни. Они продолжаются до 17 января включительно. Восемнадцатого января будет уже Крещенский сочельник. На святках мы празднуем память многих святых угодников. Во-первых, 8 января мы празднуем память Пресвятой Богородицы, этот день называется Собор Пресвятой Богородицы. В Православной Церкви существует обычай, когда на следующий день после великих праздников совершается празднование в честь того лица, которое в наибольшей степени послужило празднуемому событию. В данном случае именно Пресвятая Богородица в наибольшей степени послужила Рождеству Христову, поэтому на следующий день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Я также знаю, что в некоторых храмах в праздник Собора Пресвятой Богородицы проводится детская литургия. Но не во всех храмах, а где была соответствующая возможность подготовиться к такому служению.
— Мы еще вернемся к этой теме, а сейчас вопрос телезрителя: «Семнадцатая кафизма по усопшим. Псалом 118 до середины читается: „Помяни, Господи, душу усопшего“; после середины читается „упокой“. Как правильно?»
— В том случае, когда совершается полная панихида в храме (например, в родительскую субботу), к стихам псалма до середины следует один припев, а к стихам второй половины кафизмы следует другой припев. Это обычно совершается в родительские субботы. Но при желании в домашней молитве также можно эти припевы добавить. Семнадцатая кафизма читается не только по усопшим. Она, по Уставу, должна совершаться на некоторых воскресных всенощных бдениях вместо полиелея. Хотя в большинстве приходских храмов сейчас в течение всего года на воскресной всенощной совершается полиелей.
— Мы остановились на святках. Первый день нами пройден — Собор Пресвятой Богородицы. Осталось еще много дней, чем их занять?
— Далее Святая Православная Церковь воспоминает память святых мучеников Вифлеемских младенцев, которые пострадали за Христа от Ирода. Поскольку это событие произошло вскоре после Рождества Христова, то в один из ближайших дней после Рождества Церковь совершает их память. А ближайший воскресный день после Рождества Христова называется «неделя по Рождестве Христовом», по-церковнославянски «неделя» — это воскресный день, от слова «не делать», то есть «не работать». В этот день вспоминается святой царь Давид, святой Иосиф Обручник и святой Иаков, брат Господень — те святые, которые в наибольшей степени связаны с воспоминанием Рождества Христова. Царь Давид предсказывал о рождестве Христовом, самому Давиду было предсказано пророком Нафаном, что от него произойдет Христос по плоти. И Христа Его современники неоднократно называли Сыном Давидовым. Иосиф Обручник в наибольшей степени послужил Деве Марии и Богомладенцу Иисусу Христу, в том числе при бегстве в Египет. А по церковному Преданию, при бегстве в Египет святое семейство сопровождал и Иаков, брат Господень (сын Иосифа Обручника от первого брака), поэтому его память также совершается в воскресный день после Рождества Христова.
А чем святки можно занять? Уже с 9-го числа начинаются рабочие дни, поэтому большинство людей вынуждены работать. Но другие по возможности могут посещать православные храмы; будут продолжаться рождественские песнопения в храмах на богослужении. Таким образом, в течение недели празднуется собственно Рождество Христово, а далее будет совершен праздник Обрезания Господня, совпадающий с памятью святого Василия Великого, это так называемый старый Новый год. А потом сразу наступит предпразднство Богоявления, когда мы будем уже готовиться к празднику Крещения Господня. Конечно, проводить святки надо в духовной радости; поста в эти дни нет, мы можем вкушать любую пищу, но при этом надо помнить, что нужно соблюдать умеренность и не предаваться чрезмерному объедению, ни в коем случае не предаваться пьянству, чтобы не осквернять святые праздничные дни этими грехами. То есть проводить дни в радости о родившемся Христе Спасителе. Конечно, нужно стараться этой радостью поделиться с другими людьми, с нашими близкими, знакомыми; если есть возможность, оказать материальную помощь ближним, чтобы и они тоже приобщились к празднованию Рождества Христова.
Также при церковноприходских школах могут проводиться рождественские спектакли, постановки, на которых могут исполняться и народные рождественские песнопения, называемые колядками. Это вполне благочестивая традиция празднования Рождества Христова.
— Что касается колядок, ведь это изначально западная традиция, и даже язык колядок — язык западной части России. Как Вы считаете, эта традиция универсальна для всей Русской Православной Церкви?
— Это не строго церковная традиция, а народная, но она вполне приемлема. Есть очень хорошие колядки, которые по своему смыслу вполне соответствуют смыслу праздника Рождества Христова. Поэтому эти колядки вполне можно исполнять во внебогослужебное время на рождественских праздниках.
— Вы уже затронули тему дел милосердия в период святок. Сейчас еще осталось несколько дней поста, эти дни выходные. Что Вы можете посоветовать, какие дела милосердия можно успеть осуществить сейчас, до Рождества Христова?
— Каждый человек, наверное, сам знает о своих ближних, которые нуждаются в его помощи. Тем ближним, о которых мы знаем, и следует оказать помощь. Хотя, конечно, в Церкви существуют программы помощи заключенным, посещения хосписов. Там можно приобщиться и к этим программам, узнав в приходском храме или в епархиальном отделе благотворительности о том, как можно приложить свои силы в данном направлении.
— Вопрос телезрителя: «Я из семьи один хожу в храм, мама с папой не очень любят его посещать. Мама любит ездить к гадалкам, доверяет больше им, чем слову Божию. Как мне кажется, яйцо курицу не учит, но я по этому поводу очень переживаю. Как мне поступать? Беседы не помогают».
— Что ж, остается только повторить, что гадания являются тягчайшим грехом. Переубедить маму в данном случае, наверное, очень трудно, остается только молиться за нее. Может быть, со временем Господь как-то ее вразумит. Лучше избегать с ней споров на эту тему. Как можно меньше общаться на эту тему. Наверное, такой совет можно дать.
— Господь сказал: не мир, но меч принес вам…
Мы благодаря звонку нашего телезрителя затронули тему неоднородных семей, в которых Рождество, может быть, не является доминантой. Как Вы считаете, каким образом человек верующий может в свою семью привнести радость рождественской вести?
— Если семья не отвергает в принципе празднование Рождества Христова, тогда, наверное, участие во внебогослужебных праздниках с пением колядок может быть приемлемо. Если члены семьи в какой-то степени проявляют интерес к богослужению, можно пригласить их хотя бы просто поприсутствовать на богослужении или хотя бы на его части. Но насильно здесь никого не надо пытаться заставлять что-то делать, потому что Господь даровал нам свободу. Свобода человека является одной из черт образа Божия, поэтому если человек не хочет приобщаться к вере православной, не хочет праздновать Рождество Христово, насильно не надо пытаться его заставлять. Можно только молиться об этом человеке. Может быть, со временем ему придет от Господа вразумление.
— Что касается походов в театр, очень часто в рождественский период начинаются концерты с колядками и разнообразными рождественскими песнопениями. Можно ли считать такие походы занятием благочестивым?
— Вполне можно, да. Если там действительно все благопристойно.
– А вообще театр?
— Отношение к театру было у святых отцов довольно критическое, но в то время, в первые века христианства, театр представлял собой очень неблагочестивое зрелище. Сейчас тоже есть неблагочестивые виды театральных постановок, связанные с обнажением тела; может быть, какие-то другие неблагочестивые деяния совершаются. Святые отцы, конечно, очень негативно высказывались о таком театре. Вообще театральное искусство является светским, нецерковным. Но если театральная постановка проходит в приличных костюмах, если по содержанию там нет ничего антихристианского, тогда она может быть терпима как светское явление, но не церковное, конечно.
— А как Вы считаете, можно ли встречать праздник Рождества Христова в паломничестве, где-нибудь в монастыре? Или все-таки лучше этот праздник оставить семейным?
— Я думаю, можно и так, и так, в зависимости от того, как настроена семья. Семья может решить для себя этот вопрос. Либо семья едет в паломничество, либо празднует Рождество Христово дома, побывав на богослужении в приходском храме. Здесь все индивидуально, не может быть общих советов. Вообще хотя паломничество — дело благочестивое, но оно необязательно, можно ни в какие паломничества не ездить, спасаться в своем приходском храме. Но если человек хочет участвовать в паломнических поездках, — ради Бога, он может это делать.
— Несколько Ваших пожеланий и наставлений, связанных с последними днями Рождественского поста: как собрать себя после всех новогодних праздников, которые все равно, так или иначе, затронули наши души?
— В оставшиеся дни нужно постараться, насколько нам позволяют наши телесные силы, сделать более строгим соблюдение телесной части Рождественского поста. Важно помнить, что телесный пост помогает нам бороться с нашими греховными страстями, навыками, которые глубоко коренятся в нашей природе после грехопадения, мы должны бороться со страстью чревоугодия и с другими страстями. В этом нам помогает телесный пост. А с духовной точки зрения, если есть возможность, больше посещать богослужения в храме. Если такой возможности нет, то почитать в Священном Писании главы, которые повествуют о Рождестве Христовом, особенно в Евангелии от Матфея (1-я и 2-я главы), в Евангелии от Луки (2-я глава). Таким образом настроиться на празднование Рождества Христова.
Также необходимо помнить, что за празднованием Рождества Христова последует праздник Богоявления; в древности это был один праздник — мы вспоминаем пришествие Бога в мир. Мы будем молиться, вспоминая, как Христос крестился от Иоанна в водах иорданских, будем набирать святую воду. Но также мы должны помнить, что не надо допускать никаких суеверий, которые присущи празднику Богоявления. С Богоявлением связаны суеверия, особенно со святой водой. Считается, что вода, набранная в сочельник, сильнее, чем набранная в сам праздник; или наоборот, в зависимости от фантазии. Хотя надо понимать, что вода освящается одним и тем же чином, является великой святыней — агиасмой, которую мы принимаем во освящение души и тела. При этом мы должны помнить, что святая вода не заменяет собой Святое Причастие. Причастие соединяет со Христом, Христос для того и пришел на землю, для того воплотился, родился от Девы Марии, чтобы нам дать возможность соединиться с Собой. Соединяемся со Христом мы в таинстве Святого Причастия.
Поэтому самое главное для православного христианина — это регулярно причащаться Святых Христовых Таин, перед этим очищая себя в таинстве Покаяния. Это имеет силу и для дней Рождества Христова, и для всякого другого времени. Поэтому будем постоянно помнить, что в первую очередь для нас в Церкви важен Христос, мы должны искать в Церкви Христа, с Ним мы соединяемся именно в таинстве Причастия. Поэтому особое внимание советую обратить на подготовку к причастию и на причащение Святых Христовых Таин.
— Может быть, Вы анонсируете Божественную литургию в вашем храме: как она будет совершаться и как до вашего храма добраться?
— В нашем храме 6 января будет совершена Божественная литургия в 9.00 часов утра, после нее рождественская вечерня. В 17.00 часов — всенощное бдение накануне праздника Рождества Христова. Далее в ночь с 6-го на 7-е в 00.00 часов будет совершена ночная литургия праздника Рождества Христова. В 10.00 часов утра — поздняя литургия праздника Рождества Христова. После поздней литургии будет показана праздничная постановка для детей. Добраться до храма святых равноапостольных Константина и Елены во Всеволожске можно электропоездом со станции «Финляндский вокзал», доехать надо до станции «Бернгардовка». Наш храм находится в непосредственной близости от нее. Либо на 530-й маршрутке от Финляндского вокзала можно доехать непосредственно до нашего храма.
Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Комментировать