Сбываются ли астрологические прогнозы?

Сбываются ли астрологические прогнозы?

(2 голоса5.0 из 5)

Аст­ро­ло­гия – это не про­сто уче­ние о вли­я­нии на нас дале­ких звезд, аст­ро­ло­гия – раз­но­вид­ность оккуль­тиз­ма со все­ми его последствиями.

В древ­но­сти волхв или маг сов­ме­щал в сво­ем лице обя­зан­но­сти кол­ду­на, аст­ро­ло­га, гада­те­ля, тол­ко­ва­те­ля снов – в общем, был пол­но­цен­ным оккуль­ти­стом. И в наши дни тот, кто мыс­лит окру­жа­ю­щий мир в маги­че­ских кате­го­ри­ях, увле­ка­ет­ся звезд­ны­ми горо­ско­па­ми. Совре­мен­ный кол­дун для луч­ше­го эффек­та закли­на­ния обя­за­тель­но учи­ты­ва­ет аст­ро­ло­ги­че­скую ситу­а­цию на дан­ный момент. А про­стые смерт­ные, наив­но увлек­шись «звезд­ной муд­ро­стью», выслу­ши­ва­ют про­гноз на неде­лю, тем самым вве­ряя свою жизнь не Богу, а холод­но­му рас­по­ло­же­нию кос­ми­че­ских глыб.

Автор этих строк пре­крас­но пом­нит, как веду­щие аст­ро­ло­ги нашей стра­ны супру­ги Гло­ба вдох­но­вен­но пред­ска­зы­ва­ли необы­чай­ные собы­тия, кото­рые долж­ны ждать нас в 1990‑х и нача­ле 2000‑х годов. В част­но­сти, Павел Гло­ба про­ро­че­ство­вал как о судь­бо­нос­ных, так и о вполне праг­ма­тич­ных вещах: что Союз соци­а­ли­сти­че­ских рес­пуб­лик не раз­ва­лит­ся[1], что в сере­дине 2000 года после­ду­ет денеж­ная рефор­ма, от кото­рой мы весь­ма постра­да­ем[2], что в 2004 году Рос­сия ста­нет духов­ным цен­тром Зем­ли, даст ей ново­го спа­си­те­ля, кото­ро­го яко­бы упо­ми­на­ли еще Хри­стос и арий­ский про­рок Зара­ту­ст­ра[3], что пре­зи­ден­том США ста­нет Хил­ла­ри Клин­тон[4], а на Укра­ине Вик­тор Яну­ко­вич не ста­нет пре­зи­ден­том нико­гда[5]. Ниче­го не испол­ни­лось, зато на про­тя­же­нии всех этих лет сама эйфо­рия слу­ша­те­лей аст­ро­ло­гии ста­ла осно­вой при­ви­тия оккуль­тиз­ма сот­ням тысяч людей.

астрологияАст­ро­ло­гия гово­рит о вли­я­нии на жизнь и судь­бу чело­ве­ка небес­ных тел: Солн­ца, Луны, пла­нет, в зави­си­мо­сти от их поло­же­ния отно­си­тель­но зоди­а­каль­ных созвез­дий. Если гада­ния, напри­мер, по кар­там сра­зу набра­сы­ва­ют тень на подоб­ный спо­соб как явно оккульт­ный, то аст­ро­ло­гия пре­тен­ду­ет на роль осо­бой уче­но­сти, пусть и не совсем тра­ди­ци­он­ной (для боль­ше­го нау­ко­об­ра­зия при состав­ле­нии горо­ско­пов исполь­зу­ют­ся даже ком­пью­тер­ные технологии).

Мож­но ли ска­зать что-то по это­му пово­ду, осно­вы­ва­ясь на Свя­щен­ном Писа­нии? Кста­ти, сами аст­ро­ло­ги ино­гда вспо­ми­на­ют еван­гель­ских волх­вов с восто­ка, уви­дев­ших звез­ду ново­рож­ден­но­го Царя и при­шед­ших покло­нить­ся Ему. Толь­ко вот звез­да эта была не совсем обыч­ная – дви­же­ние ее по небо­сво­ду совер­ша­лось отлич­ным от без­душ­ных све­тил спо­со­бом: И вот, звез­да, кото­рую виде­ли они на восто­ке, шла перед ними, как нако­нец при­шла и оста­но­ви­лась над местом, где был Мла­де­нец (Мф.2:9). Какая еще звез­да мог­ла бы так пере­дви­гать­ся (сна­ча­ла явить себя на восто­ке, а затем дви­гать­ся от Иеру­са­ли­ма к Виф­ле­е­му) и стать над местом, где родил­ся Хри­стос? По сло­вам Свя­тых Отцов (таких как Иоанн Зла­то­уст и Фео­фи­лакт Бол­гар­ский), это было осо­бое зна­ме­ние Анге­лов об испол­не­нии древ­них про­ро­честв – Рож­де­нии Спа­си­те­ля мира Иису­са Хри­ста. Подоб­но тому, как огнен­ный столп пред­ше­ство­вал вет­хо­за­вет­но­му Изра­и­лю на пути к Обе­то­ван­ной Зем­ле, так и теперь чудес­ная звез­да пред­ше­ству­ет пред­ста­ви­те­лям язы­че­ства на их пути ко Спасителю.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, а за ним бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский в Тол­ко­ва­нии на свя­то­го Мат­фея Еван­ге­ли­ста гово­рят, что это было явле­ние боже­ствен­ной и ангель­ской силы, при­вед­шей восточ­ных магов ко Хри­сту, тем самым сим­во­ли­че­ски упразд­нив­шей магию. Как извест­но из пре­да­ния, волх­вы – Вал­та­сар, Гас­пар и Мель­хи­ор – ста­ли со вре­ме­нем хри­сти­а­на­ми. Имен­но об этом поет­ся в тро­па­ре Рож­де­ства Хри­сто­ва: В нем бо звез­дам слу­жа­щии звез­дою уча­ху­ся Тебе кла­ня­ти­ся, Солн­цу Прав­ды, то есть слу­жив­шие звез­дам посред­ством этой чуд­ной звез­ды научи­лись слу­жить Хри­сту, Солн­цу Правды.

Но не толь­ко это мож­но извлечь из Писа­ния каса­тель­но отно­ше­ний людей и небес­ных тел. В Еван­ге­лии мы чита­ем о том, как после Пре­об­ра­же­ния на горе Фавор к Спа­си­те­лю подо­шел отец одер­жи­мо­го нечи­стой силой юно­ши с прось­бой о помо­щи, посколь­ку уче­ни­ки Хри­ста не смог­ли его сына исце­лить (см.: Мф.17:14–18). При­чем в дан­ном слу­чае одер­жи­мость име­ла одну осо­бен­ность – бес овла­де­вал маль­чи­ком в ново­лу­ние, так что он падал на зем­лю, скре­же­тал зуба­ми, испус­кал пену, бро­сал­ся в огонь и в воду с каж­дым новым появ­ле­ни­ем Луны. Поче­му же подоб­ные вещи про­ис­хо­ди­ли имен­но в ново­лу­ние? Соглас­но свя­то­оте­че­ско­му тол­ко­ва­нию, демон пытал­ся скрыть свои дей­ствия, так что­бы люди дума­ли, буд­то виной стра­да­ний юно­ши была Луна – сотво­рен­ное Богом небес­ное тело (вспом­ним, что в повест­во­ва­нии о тво­ре­нии мира Биб­лия осо­бо заме­ча­ет све­ти­ло малое – Луну – см.: Быт.1:16). Исце­ляя юно­шу, Гос­подь запре­ща­ет мучить отро­ка не Луне, а демо­ну, пока­зы­вая, кто есть под­лин­ный винов­ник чело­ве­че­ских мук и стра­да­ний. Нечи­стая сила ста­ра­ет­ся и в наши дни исполь­зо­вать тот же самый при­ем – вли­ять на жизнь чело­ве­ка, по-види­мо­му, соот­но­ся слу­ча­ю­щи­е­ся с ним собы­тия с рас­по­ло­же­ни­ем небес­ных тел.

Прав­да, чита­тель кни­ги Бытия заме­тит, что све­ти­ла были сотво­ре­ны в том чис­ле и для зна­ме­ний. – И ска­зал Бог: да будут све­ти­ла на твер­ди небес­ной, для осве­ще­ния зем­ли, и для отде­ле­ния дня от ночи, и для зна­ме­ний, и вре­мен, и дней, и годов (Быт.1:14). Что же это за зна­ме­ния? Яркий при­мер подоб­ных зна­ме­ний про­изо­шел во вре­мя крест­ных мук Спа­си­те­ля, когда сде­ла­лась тьма по всей зем­ле до часа девя­то­го и померк­ло солн­це (Лк.23:44–45). Посколь­ку на зем­ле совер­ши­лось вели­кое без­за­ко­ние – люди уби­ли Того, Кто при­шел даро­вать им свет веч­ной жиз­ни, духов­ная тьма вре­мен­но вос­тор­же­ство­ва­ла, и в знак это­го зем­ля покры­лась на три часа тьмой. На Кре­сте умер Хри­стос – Источ­ник веч­но­го све­та, Солн­це прав­ды, и в зна­ме­ние это­го померк­ло види­мое нами солнце.

Зна­ме­ния быва­ют и более низ­ше­го поряд­ка. Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин об этом писал: «Элли­ны гово­рят, что вос­хож­де­ни­ем, захож­де­ни­ем и сбли­же­ни­ем звезд, а так­же солн­ца и луны управ­ля­ют­ся все наши дела; этим и зани­ма­ет­ся аст­ро­ло­гия. Мы же, напро­тив, утвер­жда­ем, что ими дают­ся пред­зна­ме­но­ва­ния дождя и без­дож­дья, сырой и сухой пого­ды, а так­же вет­ров и подоб­ное; но пред­зна­ме­но­ва­ни­я­ми наших дей­ствий они нико­им обра­зом не быва­ют. В самом деле, мы, создан­ные Твор­цом сво­бод­ны­ми, явля­ем­ся гос­по­да­ми наших дел. А если мы все дела­ем в силу тече­ния звезд, то, что мы дела­ем, мы дела­ем по необ­хо­ди­мо­сти. То же, что про­ис­хо­дит по необ­хо­ди­мо­сти, не есть ни доб­ро­де­тель, ни порок. А если мы не име­ем ни доб­ро­де­те­ли, ни поро­ка, то мы недо­стой­ны ни наград, ни нака­за­ний, рав­но как и Бог ока­жет­ся неспра­вед­ли­вым, пода­вая одним бла­га, дру­гим скор­би. Даже более того: раз все ведет­ся и вле­чет­ся необ­хо­ди­мо­стью, то не будет ни управ­ле­ния Божия в мире, ни про­мыш­ле­ния Божия о тво­ре­ни­ях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не власт­ны ни в одном дей­ствии, то нам нет нуж­ды что-либо обду­мы­вать. Меж­ду тем, разум нам, несо­мнен­но, дан для обду­мы­ва­ния наших дей­ствий, поче­му вся­кое разум­ное суще­ство в то же вре­мя есть суще­ство сво­бод­ное. Поэто­му мы утвер­жда­ем, что звез­ды не быва­ют при­чи­ною ниче­го совер­ша­ю­ще­го­ся в мире – ни воз­ник­но­ве­ния воз­ни­ка­ю­ще­го, ни гибе­ли гиб­ну­ще­го, но ско­рее слу­жат пред­зна­ме­но­ва­ни­ем дождей и пере­ме­ны воз­ду­ха. Иные, может быть, ска­жут, что звез­ды явля­ют­ся если не при­чи­на­ми, то пред­зна­ме­но­ва­ни­я­ми войн и что каче­ство воз­ду­ха, зави­ся­щее от солн­ца, луны и звезд, раз­лич­ным обра­зом про­из­во­дит раз­лич­ные тем­пе­ра­мен­ты, навы­ки и рас­по­ло­же­ния; но навы­ки отно­сят­ся к тому, что нахо­дит­ся в нашей воле, ибо они под­чи­ня­ют­ся разу­му и изме­ня­ют­ся под его руко­вод­ством»[6].

Есть, прав­да, в совре­мен­ной нау­ке моло­дая отрасль – гелио­био­ло­гия, откры­тая совет­ским уче­ным, про­фес­со­ром Алек­сан­дром Лео­ни­до­ви­чем Чижев­ским (1897–1964). Эта нау­ка пока­зы­ва­ет, напри­мер, явную зави­си­мость неко­то­рых болез­ней и эпи­де­мий от уров­ня сол­неч­ной актив­но­сти. Неко­то­рое вли­я­ние про­сти­ра­ет­ся даже на пси­хи­че­скую сфе­ру людей. Уче­ный, кото­ро­го зна­ют обыч­но по его изоб­ре­те­нию, «лам­пе Чижев­ско­го», в 1915 году увлек­ся иссле­до­ва­ни­я­ми сол­неч­ных пятен и обна­ру­жил син­хрон­ность меж­ду мак­си­маль­ным коли­че­ством пятен, про­хо­див­шим через цен­траль­ный мери­ди­ан Солн­ца, и воен­ны­ми дей­стви­я­ми на фрон­тах Пер­вой миро­вой вой­ны. Чижев­ский обра­тил­ся за сове­том к К. Э. Циол­ков­ско­му, кото­рый пред­ло­жил накап­ли­вать мате­ри­ал для постро­е­ния науч­ной тео­рии, что отча­сти и было выполнено.

Смысл кон­цеп­ции А. Л. Чижев­ско­го сво­дит­ся к тому, что цик­лы сол­неч­ной актив­но­сти про­яв­ля­ют себя в био­сфе­ре, а имен­но, вли­я­ют на жиз­нен­ные про­цес­сы, начи­ная от уро­жай­но­сти зла­ко­вых куль­тур и кон­чая забо­ле­ва­е­мо­стью и пси­хи­че­ской настро­ен­но­стью чело­ве­че­ства. Это ска­зы­ва­ет­ся даже на дина­ми­ке исто­ри­че­ских собы­тий – войн, вос­ста­ний, рево­лю­ций, поли­ти­ко-эко­но­ми­че­ских кри­зи­сов и т. д. Впро­чем, Чижев­ский все­гда пояс­нял, что состо­я­ние сол­неч­ной актив­но­сти не явля­ет­ся осно­во­по­ла­га­ю­щей при­чи­ной зем­ных про­цес­сов, а лишь спо­соб­ству­ет более остро­му про­яв­ле­нию уже назрев­ших на зем­ле про­цес­сов (это, в част­но­сти, изло­же­но в клю­че­вой кни­ге уче­но­го: Чижев­ский А. Л. Зем­ное эхо сол­неч­ных бурь. – М.: «Мысль», 1976).

Ины­ми сло­ва­ми, в гелио­био­ло­гии все объ­яс­ня­ет­ся не рас­по­ло­же­ни­ем све­тил и зна­ка­ми зоди­а­ка, а физи­че­ским вли­я­ни­ем сол­неч­ной актив­но­сти на рас­ти­тель­ную, био­ло­ги­че­скую и пси­хи­че­скую жизнь. При­ве­дем эле­мен­тар­ный при­мер: если Солн­це не будет све­тить в доста­точ­ной мере, цве­ток не вырас­тет, а если будет све­тить слиш­ком силь­но, то он завя­нет, и мисти­ка тут не при­чем. Кста­ти, в неко­то­рых ситу­а­ци­ях совре­мен­ные аст­ро­ло­ги мани­пу­ли­ру­ют дан­ны­ми метео­ро­ло­гии, а так­же дру­ги­ми науч­ны­ми дан­ны­ми о при­род­ных воз­дей­стви­ях на орга­низм чело­ве­ка, напри­мер, вли­я­нии фаз Луны на сер­деч­но-сосу­ди­стую систему.

Про­бле­ма аст­ро­ло­гии (рав­но как и хиро­ман­тии – гада­ни­ям по лини­ям руки, а так­же нуме­ро­ло­гии – гада­ни­ям по чис­лам, скла­ды­ва­ю­щим­ся, к при­ме­ру, из номе­ров года, меся­ца и дня рож­де­ния) во мно­гом свя­за­на с силь­ней­шим соблаз­ном чело­ве­че­ства – верой в судь­бу (поэто­му реше­ние это­го вопро­са вскры­ва­ет суть не толь­ко аст­ро­ло­гии, но заод­но хиро­ман­тии и нуме­ро­ло­гии). Судь­ба и сво­бо­да – поня­тия, про­ти­во­ре­ча­щие друг дру­гу. Сво­бо­да есть вели­чай­ший дар Бога чело­ве­ку. Аст­ро­ло­гия же побуж­да­ет пере­кла­ды­вать ответ­ствен­ность за соб­ствен­ные поступ­ки на небес­ные све­ти­ла, вну­ша­ет мысль о пред­опре­де­ле­нии. По сути, аст­ро­ло­гия пре­вра­ща­ет чело­ве­ка в игру­шеч­ный меха­низм, все дей­ствия и поступ­ки кото­ро­го про­пи­са­ны звезд­ны­ми схемами.

Апо­ло­гет II века Тати­ан Асси­ри­ец в сво­ей «Речи про­тив элли­нов» писал: «Они (демо­ны), пока­зав­ши людям поря­док рас­по­ло­же­ния звезд, как игра­ю­щие в кости, вве­ли судь­бу, кото­рая чуж­да спра­вед­ли­во­сти, ибо судья ли кто или под­су­ди­мый, таки­ми сде­ла­лись по опре­де­ле­нию судь­бы; убий­цы и уби­ва­е­мые, бога­чи и бед­ня­ки – порож­де­ния той же судь­бы, и вся­кое рож­де­ние, как на сцене, достав­ля­ет насла­жде­ние тем, кото­рые, как гово­рит Гомер, “смех неска­зан­ный воз­двиг­ли” (Или­ад. 1:599; Одисс. 8:326)»[7].

Что же пло­хо­го в том, что жизнь свя­зы­ва­ет­ся с фаталь­ным пред­на­чер­та­ни­ем судьбы?

Во-пер­вых, это при­ни­жа­ет досто­ин­ство чело­ве­ка, создан­но­го по обра­зу Божию, и зна­чит, сво­бод­но­го, при­зван­но­го разум­но сози­дать свою жизнь.

Во-вто­рых, вера в судь­бу зара­нее оправ­ды­ва­ет все гре­хи и поро­ки, к кото­рым чело­век спо­со­бен скатиться.

В‑третьих, судь­ба не спо­соб­на освя­тить каким-либо воз­вы­шен­ным смыс­лом тра­ги­че­ские обсто­я­тель­ства чело­ве­че­ской жиз­ни, напри­мер, вне­зап­ной инва­лид­но­сти, преж­де­вре­мен­ной гибе­ли, кру­ше­ния жиз­нен­ных надежд или смер­ти ребен­ка – так «на роду напи­са­но» и всё. Хри­сти­ан­ство же пока­зы­ва­ет, что все, даже самые скорб­ные собы­тия жиз­ни, не явля­ют­ся толь­ко резуль­та­том сле­по­го слу­чая или чье­го-то зло­го умыс­ла, а впи­са­ны в Божий Про­мысл, то есть Его живую забо­ту о нас, глав­ной целью ста­вя­щую наше веч­ное спа­се­ние. Даже несчаст­ный слу­чай, неожи­дан­но пре­се­ка­ю­щий жизнь, не есть пред­на­чер­та­ние судь­бы, а про­мыс­ли­тель­ная забо­та Бога о чело­ве­ке. Апо­ло­гет Тати­ан, кста­ти, далее гово­рит: «Но мы выше судь­бы, и вме­сто блуж­да­ю­щих демо­нов зна­ем одно­го Гос­по­да неиз­мен­но­го; и, не под­чи­ня­ясь судь­бе, отвер­га­ем и ее зако­но­по­ло­жи­те­лей»[8].

Заме­че­на одна уди­ви­тель­ная осо­бен­ность – мно­гие люди, дале­кие от теп­лой веры в Бога, счи­та­ют, что аст­ро­ло­ги­че­ские про­гно­зы име­ют к их жиз­ни пря­мое отно­ше­ние, что их харак­те­ры точ­но соот­вет­ству­ют про­пи­сан­ным по их пово­ду аст­ро­ло­ги­че­ским харак­те­ри­сти­кам. Когда же чело­век обре­та­ет душой сво­ей Бога и при­хо­дит к жиз­ни цер­ков­ной, то он вдруг про­зре­ва­ет, насколь­ко его душа и харак­тер неза­ви­си­мы от звезд­ных рас­пи­са­ний, что жизнь его уже не под­чи­ня­ет­ся аст­ро­ло­ги­че­ским зако­но­мер­но­стям, не сооб­ра­зу­ет­ся с рас­по­ло­же­ни­ем звезд, а направ­ля­ет­ся уди­ви­тель­ным, мило­серд­ным и пре­муд­рым Про­мыс­лом Божи­им. Суть это­го фено­ме­на заклю­ча­ет­ся в том, что суе­вер­ные люди сами в сво­ем уме под­го­ня­ют под аст­ро­ло­ги­че­ский про­гноз собы­тия сво­ей жиз­ни, кото­рая у каж­до­го чело­ве­ка настоль­ко мно­го­об­раз­на и глу­бо­ка, что в этой палит­ре обя­за­тель­но най­дут­ся цве­та, схо­жие с жал­ки­ми маз­ка­ми горо­ско­па. Когда же чело­век осво­бож­да­ет­ся от суе­ве­рия, он видит и чув­ству­ет, что под­лин­ная жизнь отли­ча­ет­ся от горо­ско­пов так же, как живое дитя отли­ча­ет­ся от куклы.

Бла­жен­ный Авгу­стин в тол­ко­ва­нии на кни­гу Бытия посвя­тил целую гла­ву раз­бо­ру уче­ния аст­ро­ло­гов: «Что каса­ет­ся их все­воз­мож­ных раз­гла­голь­ствий о вли­я­нии звезд и их мни­мых опы­тов аст­ро­ло­ги­че­ской нау­ки, то мы все­мер­но долж­ны охра­нять от них чисто­ту сво­ей веры». Бла­жен­ный Авгу­стин пишет, «что наши души по сво­ей при­ро­де не под­чи­не­ны небес­ным телам». Далее он объ­яс­ня­ет всю неле­пость вли­я­ния звезд на нашу жизнь: «Что может быть неле­пее и бес­смыс­лен­нее, если, убе­див­шись эти­ми при­ме­ра­ми, они нам ска­жут, что роко­вое зна­че­ние звезд име­ет отно­ше­ние к судь­бе одних толь­ко людей? Да в этом они и сами убе­дят­ся на при­ме­ре близ­не­цов, кото­рые весь­ма часто при рож­де­нии полу­ча­ют одни и те же созвез­дия, одна­ко живут раз­лич­но, раз­лич­но быва­ют счаст­ли­вы или несчаст­ны и раз­лич­но уми­ра­ют. Ибо хотя уже при самом появ­ле­нии из утро­бы мате­ри меж­ду ними суще­ству­ет неко­то­рое раз­ли­чие, одна­ко раз­ли­чие [по даль­ней­шей жиз­ни] меж­ду ины­ми из них быва­ет настоль­ко вели­ко, что не может быть выве­де­но из аст­ро­ло­ги­че­ских вычис­ле­ний»[9].

Извест­но, что в одной и той же ката­стро­фе поги­ба­ют люди, родив­ши­е­ся под самы­ми раз­ны­ми созвез­ди­я­ми, с самы­ми раз­лич­ны­ми аст­ро­ло­ги­че­ски­ми про­гно­за­ми. Напро­тив, двое близ­не­цов, родив­ших­ся прак­ти­че­ски одно­вре­мен­но, часто име­ют совер­шен­но раз­ные харак­те­ры и спо­соб­но­сти, кар­ди­наль­но про­ти­во­по­лож­ные судь­бы, о чем и пишет бла­жен­ный Авгу­стин. Аст­ро­ло­ги пыта­ют­ся объ­яс­нить это тем, что два близ­не­ца рож­да­ют­ся все же не одно­вре­мен­но. Но в таком слу­чае состав­ля­е­мые на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тий горо­ско­пы уже не вер­ны, ибо почти нико­гда неиз­вест­на секун­да рож­де­ния кон­крет­но­го чело­ве­ка. Бла­жен­ный Авгу­стин даль­ше при­во­дит при­мер из Вет­хо­го Заве­та: «Рука млад­ше­го Иако­ва, при рож­де­нии, ока­за­лась дер­жа­щею за пяту стар­ше­го, так что они роди­лись как бы один, надвое про­стер­ший­ся, мла­де­нец. Так назы­ва­е­мые созвез­дия их не мог­ли быть, конеч­но, раз­лич­ны­ми. Что же может быть неле­пее мыс­ли, буд­то аст­ро­лог, рас­смат­ри­вая эти созвез­дия, мог бы по одно­му и тому же горо­ско­пу, по одной и той же Луне ска­зать, что один из них будет любим, а дру­гой не любим мате­рью? Ибо если бы он ска­зал что-нибудь иное, то ска­зал бы оче­вид­но ложь, а если бы ска­зал имен­но это, то хотя ска­зал бы прав­ду, но несо­глас­но с неле­пы­ми пред­ска­за­ни­я­ми сво­их книг»[10].

Гос­подь, при­зы­вая чело­ве­ка к воз­вы­шен­ной цели, име­ет о нем Свой план. Зара­нее ведая глу­би­ны души и буду­щее про­из­во­ле­ние наше­го серд­ца, Бог, конеч­но, может пре­ду­ка­зы­вать чело­ве­ку его даль­ней­ший путь. Так, млад­ше­му сыну вет­хо­за­вет­но­го пат­ри­ар­ха Иако­ва свя­то­му Иоси­фу во снах было явле­но его буду­щее воз­вы­ше­ние перед бра­тья­ми. Он в про­сто­те серд­ца пере­да­вал сны семье, и когда бра­тья из зави­сти реши­ли его погу­бить, они ска­за­ли: Убьем его и уви­дим, что будет из его снов (Быт.37:20). Пыта­ясь раз­ру­шить наме­ре­ние Божие о воз­вы­ше­нии их млад­ше­го бра­та, они сами неволь­но спо­соб­ство­ва­ли испол­не­нию воли Божи­ей о нем – Иосиф попал в Еги­пет, где через мно­го лет стал высо­ко­по­став­лен­ным чинов­ни­ком, а его бра­тья при­ез­жа­ли к нему в голод­ное вре­мя с прось­бой о помощи.

Одна­ко подоб­ные пре­ду­ка­за­ния не явля­ют­ся неиз­беж­ным опре­де­ле­ни­ем, как бы желез­ным рус­лом, по кото­ро­му долж­на про­ле­гать излу­чи­на чело­ве­че­ской жиз­ни. Бытие лич­но­сти опре­де­ля­ет­ся не пред­опре­де­ле­ни­ем или созву­чи­ем небес­ных све­тил, а Божи­ей забо­той о людях. В этом отно­ше­нии боль­шое зна­че­ние име­ет, к чему доб­ро­воль­но скло­нит­ся серд­це чело­ве­ка. Горя­чая молит­ва и искрен­нее пока­я­ние спо­соб­ны изме­нить даже Божие реше­ние о людях. В Свя­щен­ном Писа­нии мы чита­ем о том, как Бог пове­лел про­ро­ку Ионе идти в Нине­вию и пред­ве­щать, что за нерас­ка­ян­ные гре­хи город вско­ре будет раз­ру­шен. Иона ходил по горо­ду и гово­рил: Еще сорок дней, и Нине­вия будет раз­ру­ше­на (Ион.3:4). Далее в Писа­нии при­во­дят­ся инте­рес­ные сло­ва: И пове­ри­ли нине­ви­тяне Богу (Ион.3:5), то есть, они пове­ри­ли, что вско­ре Бог дей­стви­тель­но нака­жет их за их гре­хи. Тогда они ста­ли постить­ся, каять­ся, и Бог при­нял рас­ка­я­ние людей, поми­ло­вал город, изме­нив Свое реше­ние – раз­ру­ше­ния не про­изо­шло. И уви­дел Бог дела их, что они обра­ти­лись от зло­го пути сво­е­го, и пожа­лел Бог о бед­ствии, о кото­ром ска­зал, что наве­дет на них, и не навел (Ион.3:10). На фор­ми­ро­ва­ние исто­рии обще­ства и судеб отдель­но взя­тых людей вли­я­ют самые раз­ные фак­то­ры, в том чис­ле и внут­рен­ние, напри­мер, сво­бод­ное само­опре­де­ле­ние человека.

У про­ро­ка Иере­мии мы чита­ем: Так гово­рит Гос­подь: не учи­тесь путям языч­ни­ков, и не стра­ши­тесь зна­ме­ний небес­ных, кото­рых языч­ни­ки стра­шат­ся. Ибо уста­вы наро­дов – пусто­та (Иер.10:2–3). Еще раз повто­рим, что наша жизнь опре­де­ля­ет­ся не созвез­ди­я­ми, а Про­мыс­лом Божи­им, кото­рый учи­ты­ва­ет само­опре­де­ле­ние каж­дой кон­крет­ной лич­но­сти. В таком слу­чае нет стро­го­го шаб­ло­на жиз­ни, в кото­рый дол­жен неумо­ли­мо впи­сы­вать­ся сво­и­ми поступ­ка­ми чело­век. Зна­чит, пере­жи­вая о буду­щей уча­сти сво­ей или сво­их близ­ких, нуж­но обра­щать­ся не к горо­ско­пам, хиро­ман­там, гада­те­лям или про­ри­ца­те­лям, а к Богу посред­ством лич­ных молитв и уча­стия в Таин­ствах Церк­ви, ибо что луч­ше устро­ит нашу жизнь, как не бла­го­дать Духа Свя­то­го, пода­ва­е­мая посред­ством молитв и литур­ги­че­ской жизни?

Вале­рий Духанин

Источ­ник: Православие.ru

При­ме­ча­ния

[1] Павел Гло­ба. «Ком­со­моль­ская прав­да», 27.03.91.

[2] Павел Гло­ба. «АиФ» № 1–2. 01.98.

[3] Павел Гло­ба. Газе­та «Ниже­го­род­ский рабо­чий» за 21.03.91.

[4] Павел Гло­ба. «Ком­со­моль­ская Прав­да» за 17.01.08.

[5] Газе­та «Фак­ты» от 10. 07. 2009 г.

[6] Иоанн Дамас­кин, прп. О све­те, огне, све­ти­лах, как о солн­це, так о луне и звез­дах / Точ­ное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры. Кн. 2. Гл. 7.

[7] Тати­ан. Речь про­тив элли­нов / Сочи­не­ния древ­них хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов. – М.: «Бла­го­вест» — Спб.: «Але­тейя», 1999. С. 17.

[8] Там же. С. 18 – 19.

[9] Авгу­стин, блж. О кни­ге Бытия / Тво­ре­ния. – М.: «Палом­ник», 1997. С. 201.

[10] Там же. С. 201 – 202.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки