Сглаз долой: почему Церковь не принимает механизмы магии

Сглаз долой: почему Церковь не принимает механизмы магии

(3 голоса5.0 из 5)

В чем раз­ни­ца меж­ду молит­вой и закли­на­ни­ем, меж­ду свя­ты­ми и цели­те­ля­ми? Поче­му маги­че­ское созна­ние попу­ляр­но и сре­ди хри­сти­ан? Об этом и мно­гом дру­гом раз­го­вор с насто­я­те­лем Пят­ниц­ко­го подво­рья Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры в Сер­ги­е­вом Поса­де про­то­и­е­ре­ем Пав­лом Великановым.

Там, где нет места Богу

— Отец Павел, и в хри­сти­ан­стве, и в магии есть обря­ды, через кото­рые чело­век обра­ща­ет­ся к духов­но­му миру. А в чем прин­ци­пи­аль­ное отли­чие? Чем Церк­ви магия не угодила?

— Давай­те я сна­ча­ла ска­жу о том немно­гом, в чем отли­чия мини­маль­ны? В отли­чие от ате­и­стов, и хри­сти­ане, и оккуль­ти­сты уве­ре­ны, что суще­ству­ет духов­ная реаль­ность. Мы схо­дим­ся в одном: духов­ный мир есть. Есть некая реаль­ность, кото­рую мы не видим, но кото­рая серьез­но вли­я­ет на нашу жизнь, и в этом мире есть духов­ные сущ­но­сти, кото­рые обла­да­ют разу­мом, сво­и­ми целя­ми, стрем­ле­ни­я­ми. Мы с ними свя­за­ны, они на нас воз­дей­ству­ют, оста­ва­ясь часто незри­мы­ми, неви­ди­мы­ми для нас. Это — един­ствен­ное, в чем нет противоречия.

 А в чем про­ти­во­ре­чие есть?

— В отно­ше­нии к Богу, кото­рое опре­де­ля­ет совер­шен­но раз­ное пони­ма­ние смыс­ла жиз­ни и глав­ной цели вза­и­мо­дей­ствия с этим самым духов­ны­ми миром.

Для хри­сти­а­ни­на глав­ная цель — вос­со­еди­не­ние с Богом в новой, веч­ной жиз­ни. И в Еван­ге­лии есть очень яркий образ того, как раз­ви­ва­ет­ся и про­яв­ля­ет­ся такая жаж­да вос­со­еди­не­ния, чтó пере­жи­ва­ет чело­век. Вот одно из самых уди­ви­тель­ных Еван­гель­ских сви­де­тельств — Пре­об­ра­же­ние Господне.

Истин­но гово­рю вам: есть неко­то­рые из сто­я­щих здесь, кото­рые не вку­сят смер­ти, как уже уви­дят Сына Чело­ве­че­ско­го, гря­ду­ще­го в Цар­ствии Сво­ем.

По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Пет­ра, Иако­ва и Иоан­на, бра­та его, и воз­вел их на гору высо­кую одних, и пре­об­ра­зил­ся пред ними: и про­си­я­ло лице Его, как солн­це, одеж­ды же Его сде­ла­лись белы­ми, как свет.

И вот, яви­лись им Мои­сей и Илия, с Ним бесе­ду­ю­щие (Мф.16:28, 17:1–3).

Что мы видим, что про­ис­хо­дит? Уче­ни­ки сопро­вож­да­ют Хри­ста, вме­сте с Ним вос­хо­дят на гору. За пле­ча­ми у них — исто­рия встре­чи с Учи­те­лем, прой­ден­ная часть боль­шо­го и труд­но­го пути. Они уже и так рас­по­ло­же­ны все­це­ло к Иису­су, они любят Его, они ловят и пыта­ют­ся понять Его сло­ва. Они гото­вы идти за Ним, хотя путь опас­ный и труд­ный. Одна­ко это ещё преддверие.

Даль­ше, на этой самой горе, про­ис­хо­дит нечто боль­шее, чем они мог­ли себе пред­ста­вить. Их Учи­тель пре­об­ра­жа­ет­ся, и Хри­стос откры­ва­ет­ся им в Сво­ем Боже­ствен­ном обра­зе. И при­от­кры­ва­ет­ся тот самый духов­ный мир, где в Цар­ствии Небес­ном древ­ние про­ро­ки, свя­тые собе­се­ду­ют с Иису­сом Хри­стом, с Самим Богом. Как пере­дать то, что чув­ству­ют апо­сто­лы, кото­рым дове­лось при жиз­ни созер­цать это духов­ное Цар­ство Хри­ста? Они не могут най­ти вер­ных слов.

Петр гово­рит наив­но, но от все­го серд­ца: Рав­ви! хоро­шо нам здесь быть; сде­ла­ем три кущи: Тебе одну, Мои­сею одну, и одну Илии (Мк.9:5) — настоль­ко вели­ка бла­го­дать, радость, мир, что они хотят навсе­гда остать­ся тут, с Богом! Пока они не пони­ма­ют, как же най­ти спо­соб, и от про­сто­ты душев­ной пред­ла­га­ют постро­ить хижи­ны Богу и свя­тым, что­бы быть рядом. Но в осно­ве и есть та неве­ро­ят­ная радость и сча­стье, пол­ное пре­об­ра­же­ние жиз­ни, кото­рое сопря­же­но со Хри­стом. И уче­ни­ки Его, хри­сти­ане, пыта­ют­ся слу­жить Богу и стре­мят­ся с Богом духов­но вос­со­еди­нить­ся, вой­ти в мир веч­ной жиз­ни, где Хри­стос все­гда рядом. И где мож­но повто­рять вновь и вновь: Учи­тель! Хоро­шо нам здесь быть.

Вот это и есть глав­ное для хри­сти­ан. Отно­ше­ния с Богом, соеди­не­ние с Ним, воз­мож­ность иметь веч­ную радость быть со Творцом.

При этом есть чисто зем­ные устрем­ле­ния, радо­сти, жела­ния, а так­же про­бле­мы, болез­ни, труд­но­сти. Они не бес­смыс­лен­ны для хри­сти­ан­ской жиз­ни, они могут быть чем-то важ­ным. Одна­ко удо­вле­тво­ре­ние этих стрем­ле­ний или пре­одо­ле­ние труд­но­стей в любом слу­чае не явля­ют­ся само­це­лью. Цель одна: прой­дя этот слож­ный жиз­нен­ный путь, сде­лать все воз­мож­ное для встре­чи с Богом, взой­ти на ту самую «гору», где выс­шая радость. А эти самые житей­ские нуж­ды или про­бле­мы — в зави­си­мо­сти от отно­ше­ния к ним, от наших дел, слов и даже помыш­ле­ний, — либо меша­ют, либо спо­соб­ству­ют испол­не­нию выс­шей цели.

— Но все же пока неяс­но. Оккуль­ти­сты тоже при­зна­ют нали­чие иной реаль­но­сти и духов­ных сущ­но­стей. Раз­ве отно­ше­ние к Богу какое-то другое?

— Абсо­лют­но дру­гое. В маги­че­ском созна­нии «вопрос о Боге» (или богах) носит совер­шен­но иной харак­тер. Инте­рес­ны те сущ­но­сти, кото­рые с точ­ки зре­ния маги­че­ско­го язы­че­ско­го созна­ния, «отве­ча­ют» за те или иные про­цес­сы, каса­ю­щи­е­ся нас. Инте­рес­на их сила и «сфе­ра ком­пе­тен­ции». С эти­ми сущ­но­стя­ми — с идо­ла­ми, с демо­на­ми — яко­бы надо дого­ва­ри­вать­ся. Неза­ви­си­мо от того, что они могут быть враж­деб­ны и Богу, и конеч­но­му спа­се­нию, вос­хож­де­нию чело­ве­ка к Богу. А Гос­подь в этой пара­диг­ме отсут­ству­ет. Он «не инте­ре­сен». Он — где-то.

Отно­ше­ния с этим миром не мыс­лят­ся с точ­ки зре­ния выс­шей цели. Посмот­ри­те на гре­че­скую мифо­ло­гию, кото­рую мно­гие более-менее пом­нят и зна­ют. Там люди, герои, борясь, могут полу­чать помощь от самых могу­ще­ствен­ных богов с Олим­па. И что?.. Все эти герои после смер­ти все рав­но схо­дят в Аид, то есть в ад (это сло­ва-сино­ни­мы) и в тос­ке бро­дят там бес­плот­ны­ми теня­ми, ока­зы­ва­ют­ся мучи­мы невоз­мож­но­стью удо­вле­тво­рить жела­ния, какие они при­нес­ли из ушед­шей жиз­ни. Счаст­ли­вы ли при этом так назы­ва­е­мые боги? Ока­зы­ва­ет­ся, тоже нет: они кон­ку­ри­ру­ют, обма­ны­ва­ют. Они нуж­да­ют­ся в жерт­во­при­но­ше­ни­ях, кото­рые люди совер­ша­ют из стра­ха перед ними или жела­ния полу­чить их помощь.

При этом рели­ги­оз­ное созна­ние антич­ное — оно все же срав­ни­тель­но раз­ви­тое. Магизм как тако­вой более меха­ни­сти­чен, наце­лен на чет­кий резуль­тат. Счи­та­ет­ся, что есть какие-то пра­ви­ла, какая-то спе­ци­аль­ная тех­ни­ка, кото­рая гаран­ти­ру­ет опре­де­лен­ный резуль­тат. Совсем упро­щен­но: если чер­ная кош­ка доро­гу пере­бе­жа­ла, то три раза плю­нул через пле­чо — и все, иди, ниче­го пло­хо­го с тобой не про­изой­дет. А если про­изой­дет — зна­чит, не так плю­нул, либо не от кош­ки про­бле­ма, а пото­му, что кто-то «накар­кал», а ты не заме­тил. Либо не сооб­ра­зил — а надо было обра­тить­ся к «спе­ци­а­ли­сту» по духам: баб­ке, шама­ну… И тот сво­и­ми путя­ми вой­дёт в духов­ный мир, уда­рит в бубен, либо нашеп­чет вер­ные закли­на­ния. И…

Святая Матрона и Матрона-целительница

— А закли­на­ния — раз­ве это не то же, что молит­вы у христиан?

— Кате­го­ри­че­ски, совер­шен­но дру­гое. Повто­ряю, само целе­по­ла­га­ние обра­ще­ния к Небес­но­му миру прин­ци­пи­аль­но разное

Оккуль­тизм при­ни­ма­ет «заказ» на какой-то успех или устра­не­ние угро­зы. Что­бы некто стал физи­че­ски здо­ров, либо чтоб народ ока­зал­ся силь­нее всех осталь­ных наро­дов и поко­рил их. И начи­на­ет­ся торг с «нуж­ным» духом за то, како­ва цена.

А для хри­сти­а­ни­на это непри­ем­ле­мо: для него нет цены, кото­рая бы оправ­да­ла поги­бель чело­ве­че­ской души. И если он про­сит чего-то у Бога, Бого­ро­ди­цы или свя­тых, то не ради успе­ха в тор­ге. Ско­рее, это обще­ние мож­но срав­нить с тем, что про­ис­хо­дит в доб­рой и хоро­шей семье: ребе­нок обра­ща­ет­ся к отцу, мате­ри, стар­шим бра­тьям и сест­рам со сво­ей горе­стью или меч­той, он и про­сит, и одно­вре­мен­но спра­ши­ва­ет сове­та, он пыта­ет­ся понять, а хоро­шо ли и пра­виль­но ли то, чего он попро­сил. И они все вме­сте, в люб­ви, собе­се­ду­ют, дума­ют и решают.

Одни из клю­че­вых слов в молит­ве, обра­щен­ной к Богу: да будет воля Твоя. И эти сло­ва вос­хо­дят к страш­но­му эпи­зо­ду зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, опи­сан­но­го в еван­ге­ли­ях. Вот Хри­стос мучи­тель­но молит­ся (в Еван­ге­ли­ях ска­за­но, до кро­ва­во­го пота!), зная, что через несколь­ко часов Его ждут непра­вед­ный суд, биче­ва­ние и смерть на кре­сте. Ему все откры­то; Ему ясен весь ужас стра­да­ний и смер­ти. И пото­му выры­ва­ют­ся сло­ва: Отче Мой! если воз­мож­но, да мину­ет Меня чаша сия. Но даль­ше то самое — впро­чем не как Я хочу, но как Ты (Мф.26:39). Через это сми­рен­ное «как Ты хочешь» дела­ет­ся шаг к спа­се­нию всех нас.

И о чем бы ни про­си­ли впредь уче­ни­ки Хри­ста: об избав­ле­нии от болез­ни или смер­ти, или о нис­по­сла­нии какой-то житей­ской радо­сти — все рав­но зву­чит дове­рие и при­зна­ние, что за Богом послед­нее сло­во. Он зна­ет, что по-насто­я­ще­му необ­хо­ди­мо нам. Он любит нас, а мы не долж­ны быть каприз­ны­ми эго­и­ста­ми, если по-насто­я­ще­му любим Его.

— А чем тогда отли­ча­ет­ся от молит­вы маги­че­ское действие? 

— Клас­си­че­ским при­ме­ром маги­че­ско­го дей­ства явля­ет­ся кам­ла­ние у шама­нов. В чем его смысл? В том, что шаман во вре­мя это­го риту­а­ла, соеди­ня­ясь с духа­ми, с демо­на­ми, ухо­дит в состо­я­ние тран­са, экс­та­за, погра­нич­ное меж­ду созна­тель­ным и бес­со­зна­тель­ным, и вот в этом состо­я­нии он начи­на­ет путе­ше­ство­вать меж­ду раз­ны­ми мира­ми: ниж­ни­ми, сре­дин­ны­ми и выс­ши­ми. Его зада­ча — най­ти духов, от кото­рых зави­сит реше­ние той или иной про­бле­мы. Соот­вет­ствен­но, он с ними там дого­ва­ри­ва­ет­ся, устра­и­ва­ет­ся некий торг, пред­ла­га­ет­ся какой-то выкуп, и в ито­ге он воз­вра­ща­ет­ся в нор­маль­ное состо­я­ние и объ­яс­ня­ет собрав­шим­ся, что имен­но необ­хо­ди­мо сде­лать для того, что­бы решить дан­ную проблему.

Да, ино­гда таким путем болез­ни выле­чи­ва­ют­ся, про­бле­мы реша­ют­ся — но какой ценой? Пото­му что с нечи­стой силой заклю­ча­ет­ся дого­вор. Маги­че­ское мыш­ле­ние постро­е­но на стра­хе: надо все вре­мя огля­ды­вать­ся, боять­ся и совер­шать кучу огра­ди­тель­ных дей­ствий — вме­сто того, что­бы пытать­ся духов­но окреп­нуть, вме­сто того, что­бы спа­сать свою душу.

— Но не полу­ча­ет­ся ли тогда, что наши молит­вы о здра­вии, о исце­ле­нии, о мно­го­ле­тии — это непра­виль­но, что это тот же самый магизм?

— Опять повто­рюсь, это кате­го­ри­че­ски не так. Бог не хочет, что­бы мы пре­вра­ти­лись в таких без­воль­ных, ниче­го не жела­ю­щих и абсо­лют­но без­раз­лич­ных к жиз­ни людей. Он гово­рит: Про­си­те, и дано будет вам; ищи­те, и най­де­те; сту­чи­те, и отво­рят вам (Лк.11:9). Он нас при­зы­ва­ет поль­зо­вать­ся сво­ей сво­бо­дой, самим стре­мить­ся понять свои чая­ния и потреб­но­сти. Но при этом — не в ущерб глав­но­му. Поэто­му уме­ние разо­брать­ся само­му и с помо­щью Божьей полу­чить нечто необ­хо­ди­мое, либо убе­речь­ся от того, что непо­силь­но, что может при­ве­сти к уны­нию или даже отча­я­нию — ради это­го Бог нам и гово­рит, что надо про­сить, искать и сту­чать­ся. И в любом слу­чае, конеч­но, Хри­стос не стре­мит­ся к тому, что­бы каж­дый чело­век стра­дал. Он Сам исце­лял страж­ду­щих, но делал это не про­сто ради исце­ле­ния — а ради того, что­бы чело­век встал, пошел и, поняв, Кто дал ему такое бла­го, сумел про­жить свою жизнь так, что­бы с Богом вос­со­еди­нить­ся в Вечности.

При этом пара­докс в том, что, как бы ни была важ­на прось­ба, гораз­до важ­нее сама воз­мож­ность всту­пить с Богом в непо­сред­ствен­ное обще­ние. И самое потря­са­ю­щее, что про­ис­хо­дит, — это не испол­не­ние прось­бы как тако­вой, а чудо Посе­ще­ния. Чудо — когда к тебе при­хо­дит ответ, и ты вдруг пони­ма­ешь, что Бог есть и что Он рядом.

У меня одна­жды был слу­чай, когда я полу­чил такой ответ. И пере­жи­ва­ние было настоль­ко силь­ным, что, кажет­ся, я понял чув­ства апо­сто­ла Пет­ра во вре­мя чудес­но­го лова рыбы. Есть такой еван­гель­ский эпи­зод, когда апо­сто­лы пыта­лись ловить рыбу, и у них ниче­го не полу­ча­лось, рыбы не было. Они уже опу­сти­ли руки, и тут Хри­стос при­зы­ва­ет их еще раз заки­нуть сети. Они слу­ша­ют­ся — и вдруг они чув­ству­ют, что едва могут эту сеть вытя­нуть, настоль­ко там мно­го рыбы. И тогда буду­щий апо­стол Петр ведет себя, каза­лось бы, стран­но: он бро­са­ет­ся в ноги ко Хри­сту и гово­рит: Вый­ди от меня, Гос­по­ди! пото­му что я чело­век греш­ный (Лк.5:8). Конеч­но же, Хри­стос нику­да не ухо­дит, они оста­ют­ся вме­сте. Что слу­чи­лось с Пет­ром? Одно­вре­мен­но свя­щен­ный ужас, потря­се­ние от того, что рядом Бог, — но и огром­ная радость от ощу­ще­ния сопри­част­но­сти Боже­ствен­ной люб­ви. В моей жиз­ни это слу­чи­лось вот как. Мне очень нуж­на была опре­де­лен­ная и доста­точ­но круп­ная сум­ма денег. Я пони­мал, что взять их неот­ку­да, занять мне тоже было не у кого, при­чем я ока­зал­ся в местах, где никто о моей ситу­а­ции не знал, я нико­му о ней не гово­рил. И вдруг мне пере­да­ли пожерт­во­ва­ние, кон­верт. Я его открыл и пере­счи­тал день­ги — и испы­тал, навер­ное, тот же страх, что и апо­стол. Дело в том, что в кон­вер­те лежа­ла имен­но та самая сум­ма, в кото­рой я нуж­дал­ся, бук­валь­но та самая! Как буд­то мне Сам Гос­подь ска­зал: «Вот, возь­ми. Это то, что тебе нуж­но. Я все­гда об этом знаю». И это соеди­не­ние вели­кой радо­сти от отве­та на твои скор­би — и стра­ха, пото­му что вдруг ты пони­ма­ешь, что Он видит и зна­ет все, что Он слы­шит тебя и более того — гово­рит с тобой.

Но для чего — для того, что­бы я решил одну свою про­бле­му? Нет. Это ответ на мое стрем­ле­ние к Гос­по­ду, и это часть того пути, кото­рый я как хри­сти­а­нин про­де­лы­ваю к Нему.

— Вы гово­ри­те об оккульт­ных прак­ти­ках, о цели­тель­стве и про­ти­во­по­став­ля­е­те это молит­ве. Но к при­ме­ру, бла­жен­ная Мат­ро­на Мос­ков­ская, по молит­вам кото­рой столь­ко раз про­ис­хо­ди­ли исце­ле­ния — раз­ве она не целительница?

— Очень важ­ный вопрос, пото­му что оккульт­ное созна­ние как раз ника­кой раз­ни­цы не видит. Опять-таки из-за того, что Бог как нечто глав­ное в этой логи­ке отсут­ству­ет. Отку­да берет­ся маги­че­ская сила? У самих языч­ни­ков есть несколь­ко вари­ан­тов отве­та: либо это какие-то соб­ствен­ные пара­нор­маль­ные спо­соб­но­сти, либо какая-то авто­ном­ная энер­ге­ти­ка, дру­гой вари­ант — ссыл­ки на кос­ми­че­скую энер­гию или сти­хий­ную силу, кото­рую чело­век улав­ли­ва­ет. И тре­тий, самый чест­ный, но самый страш­ный вари­ант — это когда оккуль­тист сам пре­крас­но пони­ма­ет источ­ник силы и «игра­ет» с тем, кого назы­ва­ют «враг рода человеческого».

А есть свя­тость, есть свя­тые, молит­ва­ми кото­рых совер­ша­ют­ся чуде­са. Это бла­жен­ная Мат­ро­на, пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский, пре­по­доб­ный Сер­гий Радо­неж­ский, свя­ти­тель Нико­лай Чудо­тво­рец и мно­гие, мно­гие дру­гие. Но сами ли они — источ­ник исце­ле­ний и чудес? Ответ оче­ви­ден из того, кому слу­жи­ли эти свя­тые при жиз­ни и про­дол­жа­ют слу­жить до сих пор. Их свя­тость — это свя­тость Божия. Все, что про­ис­хо­дит, име­ет сво­им источ­ни­ком одно­го и того же Бла­го­го Бога. При­чем сами свя­тые все­гда под­чер­ки­ва­ли, что чудо — не их заслу­га, а дей­ствие воли Божией.

Может ли свя­тая бла­жен­ная Мат­ро­на, свя­ти­тель Нико­лай, та или иная чудо­твор­ная ико­на Бого­ро­ди­цы либо какая-то части­ца мощей стать аль­тер­на­ти­вой Гос­по­ду Богу? В созна­нии чело­ве­че­ском — да, может. Толь­ко с это­го момен­та речь идет уже не о хри­сти­ан­ской вере, а все о том же магиз­ме. Бог где-то там, дале­ко (я об этом уже гово­рил, в язы­че­стве тво­рец, деми­ург, все­гда мак­си­маль­но уда­лен и рав­но­ду­шен, и у почи­та­те­лей свя­то­го мгно­вен­но эта язы­че­ская кон­струк­ция воз­ни­ка­ет вме­сто Бога). Мат­ро­нуш­ка, дру­гие свя­тые или свя­ты­ни вос­при­ни­ма­ют­ся как некие само­сто­я­тель­ные духи, с кото­ры­ми яко­бы мож­но и нуж­но вести торг либо под­за­ря­жать­ся энер­ги­ей и так далее. Это типич­ный при­мер маги­че­ско­го созна­ния. От этой опас­но­сти очень хоте­лось бы предо­сте­речь, пото­му что в эту про­пасть крайне лег­ко сва­лить­ся даже чело­ве­ку, дав­но ходя­ще­му в храм.

Мат­ро­нуш­ка помо­га­ет не ради того, что­бы у чело­ве­ка про­сто пере­ста­ло болеть ухо: она обра­ща­ет­ся к Богу за него. И вот у чело­ве­ка боль­ше не болит ухо. Зачем? Не затем, что­бы он поду­мал, какая у Мат­ро­нуш­ки силь­ная энер­гия. А затем, что­бы он понял, что Бог есть, что­бы он пошел в храм, начал испо­ве­до­вать­ся, при­ча­щать­ся — что­бы он пошел к Богу, кото­ро­му свя­тая бла­жен­ная Мат­ро­на всю жизнь служила.

Повто­рю еще раз: нико­гда ни один свя­той не гово­рил, что совер­ша­ет чуде­са сво­ей вла­стью, сво­ей волей, сво­ей силь­ной энер­ге­ти­кой. Каж­дый из них ука­зы­вал: это не я, это Гос­подь. Нико­гда здесь нет и быть не может уве­рен­но­сти в соб­ствен­ных силах. Един­ствен­ное, что есть, — это вера, что Бог рядом, и если Его воля есть, Он поможет.

В свя­тых, кото­рые про­слав­ле­ны Цер­ко­вью, дей­ству­ет один и тот же Бог. А какая сила дей­ству­ет в закли­на­те­лях, кол­ду­нах, заго­вор­щи­ках, экс­тра­сен­сах и про­чих, мы не зна­ем. И исхо­дя из эле­мен­тар­ных прин­ци­пов душев­ной и духов­ной без­опас­но­сти, не зная бро­ду, — не суй­ся в воду. Пото­му, что духов­ный мир очень неод­но­знач­ный, это область высо­ко­го напря­же­ния. И никто не зна­ет навер­ня­ка, хва­тит ли у него рас­су­ди­тель­но­сти, пони­ма­ния, како­го-то духов­но­го чутья при­бить­ся к пра­виль­но­му бере­гу, а не попасть в тон­ко рас­став­лен­ную ловушку.

«Бог не ставит крест на тех, кто пытается подойти к Нему не с той стороны»

протоиерей Павел Великанов— Отец Павел, Вам дово­ди­лось общать­ся с людь­ми, кото­рые неко­гда обра­ща­лись к цели­те­лям, зна­ха­рям, кол­ду­нам, экстрасенсам?

— Дово­ди­лось. И этот опыт обще­ния одно­знач­но нега­тив­ный. Даже если эти люди полу­ча­ли какое-то вре­мен­ное облег­че­ние в тех про­бле­мах, с кото­ры­ми они при­хо­ди­ли к тем, кто обла­да­ет некой силой, в даль­ней­шем они полу­ча­ли пере­ло­ман­ные судь­бы. Они пыта­лись решить какую-то малень­кую про­бле­му, а в ито­ге полу­ча­ли гораз­до боль­шую. И понять это с точ­ки зре­ния Боже­ствен­ной педа­го­ги­ки, в общем-то, вполне мож­но. Если ты отка­зал­ся пре­одо­леть малень­кий кри­зис, с кото­ро­го мож­но было бы начать свой путь к Богу, ты неиз­беж­но полу­чишь боль­ший кри­зис. И так будет про­дол­жать­ся до тех пор, пока твоя душа не исто­щит­ся, либо до тех пор, пока ты нако­нец-таки не смо­жешь про­рвать­ся в направ­ле­нии к Богу.

— А вот напри­мер, чело­век, кото­ро­му Хри­стос, может быть, пока еще не открыл­ся, силь­но забо­лел, пере­про­бо­вал все сред­ства и всех вра­чей, отча­ял­ся — и пошел к какой-нибудь бабуш­ке-цели­тель­ни­це, пото­му что для него это самая послед­няя надеж­да. И вот он выздо­рав­ли­ва­ет. Одно­знач­но ли это — не от Бога? Не может ли тут быть места чуду, Божьей помощи?

— Конеч­но, одно­знач­но­го отве­та нет, все быва­ет очень по-раз­но­му. Пото­му что, как умный роди­тель нико­гда не ска­жет ребен­ку всей прав­ды до тех пор, пока тот не смо­жет эту прав­ду пере­ва­рить, пока она не пере­ста­нет быть для него раз­ру­ши­тель­ной, точ­но так же и Гос­подь Бог нис­хо­дит до миро­по­ни­ма­ния людей, кото­рые пока от Него дале­ки. Было бы глу­по отри­цать нали­чие чудес исце­ле­ния и раз­лич­ных неор­ди­нар­ных собы­тий не толь­ко в язы­че­стве, но и в дру­гих рели­ги­ях, куль­тах, и вооб­ще у людей нере­ли­ги­оз­ных. Но надо чет­ко пони­мать, что все это ни в коем слу­чае не явля­ет­ся под­твер­жде­ни­ем истин­но­сти того, чем эти рели­гии или эти куль­ты живут.

Подоб­ные чуде­са сви­де­тель­ству­ют лишь об одном: о том, что Бог пове­ле­ва­ет солн­цу Сво­е­му вос­хо­дить над злы­ми и доб­ры­ми и посы­ла­ет дождь на пра­вед­ных и непра­вед­ных (Мф.5:45). Бог любит всех людей, Он не меня­ет­ся. И то, что Он под­ла­жи­ва­ет­ся под ту систе­му коор­ди­нат, в кото­рой нахо­дит­ся чело­век, гово­рит нам, что для Бога гораз­до важ­нее, что­бы чело­век полу­чил какую-то под­держ­ку, пусть в его кри­вой, косой, но все рав­но теп­ля­щей­ся вере, неже­ли чем ощу­щал бы себя в каком-то холод­ном, без­воз­душ­ном, мол­ча­щем и пуга­ю­щем про­стран­стве. Чело­век дол­жен чув­ство­вать эту теп­ло­ту, эту бли­зость, то, что Кто-то, Кто гораз­до боль­ше и силь­нее, чем он сам, нахо­дит­ся с ним рядом.

Когда ребе­нок начи­на­ет зани­мать­ся в какой-нибудь спор­тив­ной сек­ции, у него, конеч­но, сна­ча­ла все полу­ча­ет­ся непра­виль­но. Зато потом, когда он уже достиг­нет уров­ня масте­ра спор­та, он будет огля­ды­вать­ся назад и сме­ять­ся над самим собой, каким был неук­лю­жим. Но безу­мен тот тре­нер, кото­рый посмот­рит на толь­ко при­шед­ше­го ребен­ка и сра­зу поста­вит на нем крест, и ска­жет: «Нет, голуб­чик, тебе тут делать нече­го». Точ­но так же Бог не ста­вит крест на тех людях, кото­рые пыта­ют­ся подой­ти к Нему не с той сто­ро­ны. Он все рав­но сви­де­тель­ству­ет им о том, что Он есть, Он дей­ству­ет. А потом раз­ны­ми спо­со­ба­ми Он эти глу­по­сти, ошиб­ки, кри­виз­ны выправ­ля­ет и помо­га­ет чело­ве­ку, если толь­ко у того есть жела­ние и стрем­ле­ние дви­гать­ся к Нему и встать на пра­виль­ный путь.

— Нам в редак­цию еже­днев­но при­хо­дят вопро­сы, так или ина­че свя­зан­ные с темой магии. Напри­мер, часто люди кают­ся в том, что в моло­до­сти ходи­ли к гадал­ке. Мно­гие, кому нага­да­ли несчаст­ную жизнь, пони­ма­ют, что все сбы­лось, и им кажет­ся, что таким обра­зом на них дей­ству­ет про­кля­тие Божие за то, что они совер­ши­ли такой грех — гадали.

— Преж­де чем ска­зать кон­крет­но об этой ситу­а­ции, хочу выра­зить такую общую мысль: мы верим в то, что духов­ный мир есть. При этом, соглас­но уче­нию Церк­ви, чело­век — это слож­ное суще­ство, кото­рое вклю­ча­ет в себя тело, душу и дух. Соот­вет­ствен­но, духов­ный мир есте­ствен­ным обра­зом вли­я­ет на чело­ве­ка. Иное дело, что про­ис­хо­дит это зача­стую вовсе не по той схе­ме, кото­рую рису­ет себе народ­ное созна­ние. Серьез­ное сопри­кос­но­ве­ние с миром духов — зача­стую это опыт, кото­рый ведом подвиж­ни­кам, аске­там, такие исто­рии чаще все­го мож­но встре­тить в мона­стыр­ских пате­ри­ках. При­чем часть этих исто­рий — это ско­рее пре­ду­пре­жде­ние мона­ху от впа­де­ния в пре­лесть. Извест­ны свя­тые, кото­рые осо­бо моли­ли Бога, что­бы в тече­ние зем­ной жиз­ни Гос­подь изба­вил их от каких-то поту­сто­рон­них явле­ний. Одним из клю­че­вых слов в пра­во­слав­ной тра­ди­ции явля­ет­ся сло­во трез­ве­ние — что озна­ча­ет в том чис­ле отказ от вос­тор­жен­но­го, экс­та­ти­че­ско­го отно­ше­ния к мисти­че­ским явле­ни­ям и вооб­ще осто­рож­ное отно­ше­ние к любо­му мисти­циз­му. В отли­чие от тех духов­ных даров, кото­рые Гос­подь нам дает в Сво­ей Церк­ви: мира, люб­ви, радо­сти, бла­гост­но­сти, тер­пе­ли­во­сти. Пра­ви­лу трез­ве­ния и отка­за от мисти­циз­ма хри­сти­а­ни­ну важ­но следовать.

Что каса­ет­ся вопро­са о «сбыв­ших­ся про­ро­че­ствах» гадал­ки. Важ­но пони­мать, что поход к гадал­ке или любая дру­гая совер­шен­ная неко­гда ошиб­ка не могут стать сте­ной, кото­рая навсе­гда огра­дит чело­ве­ка от Бога. Ведь Сам Хри­стос ска­зал: Даю вам власть насту­пать на змей и скор­пи­о­нов и на всю силу вра­жью, и ничто не повре­дит вам (Лк.10:19). Если чело­век веру­ет в Бога, молит­ся, ходит в храм, испо­ве­ду­ет­ся и при­ча­ща­ет­ся, то ему сле­ду­ет верить в ту бла­го­дать, какую он полу­ча­ет в цер­ков­ной жиз­ни. Пом­нить, что если он испо­ве­дал преж­ние гре­хи, искренне рас­ка­ял­ся и стре­мит­ся пере­ме­нить свою жизнь, если он при­ни­ма­ет свя­тые дары, то ничто преж­нее над ним не власт­но. Нуж­но понять, что эта клас­си­че­ская маги­че­ская схе­ма — что-то про­сто взять и меха­ни­че­ски ретранс­ли­ро­вать чело­ве­ку как истин­ную при­чин­но-след­ствен­ную связь — уже невоз­мож­на. «Постра­дав­ше­му» тре­бу­ет­ся дове­рие к Богу. Были или не были сов­па­де­ния — а какое это име­ет зна­че­ние на фоне нынеш­ней цер­ков­ной жиз­ни? И отку­да уве­рен­ность, что в дан­ном слу­чае не было по отно­ше­нию к авто­рам вопро­са опре­де­лен­но­го программирования?

Дело в том, что любое сло­во, любая мысль, глу­бо­ко вос­при­ня­тая нами, ста­но­вит­ся сво­е­го рода шаб­ло­ном, по кото­ро­му, даже поми­мо нашей воли, наше созна­ние начи­на­ет дей­ство­вать. А созна­ние наше явля­ет­ся тем самым рулем, кото­рый ведет нас по жиз­ни. Поэто­му, если у чело­ве­ка, осо­бен­но в дет­стве, в моло­до­сти, были зало­же­ны непра­виль­ные и при­чем высо­ко­эмо­ци­о­наль­но заря­жен­ные пред­став­ле­ния о соб­ствен­ной жиз­ни, он лег­ко может идти путем имен­но таких уста­но­вок. Надо пом­нить, что чело­век — мно­го­со­став­ное суще­ство, и у него есть душа, со сво­и­ми зако­на­ми. Совсем не обя­за­тель­но в слу­чае с гада­ни­я­ми или цели­тель­ством мы име­ем дело с явле­ни­я­ми духов­ны­ми. Духов­ный аспект здесь один: дело это не Боже­ское. А про­бле­мы могут нахо­дить­ся в сугу­бо пси­хо­ло­ги­че­ской сфе­ре, в обла­сти вли­я­ния или мани­пу­ли­ро­ва­ния. Ведь опыт­ный «пси­хо­лог», опре­де­лив харак­тер чело­ве­ка, очень мно­гое может пред­ска­зать и о его буду­щем пути. У совре­мен­ных пси­хо­те­ра­пев­тов даже есть такое поня­тие — «рас­кол­до­вы­ва­ние» — то есть осво­бож­де­ние от навя­зан­ных извне устой­чи­вых глу­бин­ных ори­ен­ти­ров. Поэто­му я бы посо­ве­то­вал тем людям, кото­рых до сих пор не отпус­ка­ет какая-то навяз­чи­вая, глу­бо­ко сидя­щая в их созна­нии идея, кото­рой они руко­вод­ству­ют­ся по сей день, отпра­вить­ся к пси­хо­те­ра­пев­ту, кото­рый помог бы от этой раз­ру­ши­тель­ной мыс­ли избавиться.

И еще надо иметь в виду то, что уже дав­но опре­де­ли­ла нау­ка: люди, стра­да­ю­щие мани­ей пре­сле­до­ва­ния или мани­ей вели­чия (в пси­хиатрии, прав­да, эти состо­я­ния назы­ваются «бре­дом»), опи­ра­ют­ся на набор вне­шне чрез­вычайно логич­ных аргу­мен­тов, неве­роятно искус­но выстра­и­ва­ют при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи, кото­рые дока­зы­ва­ют, что они абсо­лют­но здо­ро­вы и абсо­лют­но пра­вы в сво­их подо­зре­ни­ях или амби­ци­ях. Соот­вет­ствен­но, чело­ве­ку не сле­ду­ет пытать­ся само­сто­я­тель­но раз­би­рать­ся, стал ли он жерт­вой духов­ной напа­сти или тон­ко­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го про­грам­ми­ро­ва­ния. Ему нуж­но иметь в виду толь­ко одно: оккульт­ные прак­ти­ки в любом слу­чае опас­ны, и обра­щать­ся к подоб­но­го рода «спе­ци­а­ли­стам» кате­го­ри­че­ски не следует.

Бесе­до­ва­ла Дарья Бари­но­ва

Источ­ник: Пра­во­слав­ный жур­нал “Фома”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки