<span class="bg_bpub_book_author">игумен <a class="bg_hlnames" href="https://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Morozov/" target="_blank" title="Нектарий (Морозов), игумен">Нектарий (Морозов)</a></span> <br>«Суеверия — грех недоверия Богу»

игумен Нектарий (Морозов)
«Суеверия — грех недоверия Богу»

Одной из самых серьезных проблем духовной жизни верующего человека является проблема веры. Большинство людей, считая себя верующими, абсолютно не имеют никакой веры. Что движет ими в духовной жизни? Знают ли они об этом?

Порой мы даже не подозреваем, насколько сильную власть имеет суеверие над человеком в его греховном состоянии. Многие, и даже, как ни странно, христиане, посещающие церковь не один год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием.

Что такое суеверие и почему современный человек в них верит – об этом в беседе с настоятелем храма  в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова, игуменом Нектарием (Морозовым).

Вера истинная позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной

– Отец Нектарий, в чем разница между верой и суеверием?

– Я бы ответил встречным вопросом: а что, собственно говоря, между тем и другим общего? Практически ничего. Ведь вера – даже если мы говорим о совершенно земной, лишенной религиозного измерения вере, – в идеалы, в принципы, в человека, наконец, это то, что возвышает человека, делает лучше, наполняет его жизнь необходимым содержанием. Вера же в Бога, вера истинная, не просто возвышает, а позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной, фактически войти в нее. Эта вера – залог спасения, единения с Богом, достижения Царствия Небесного.

А суеверие… это, возможно, тоже вера… Но во что и какая? В какие-то приметы, знаки. Эта вера – суетная, то есть неосновательная, пустая, иногда смешная и нелепая, иногда – страшная. И если вера истинная суть связь человека с его Творцом, то вера суетная – отделяющая от Него преграда.

– Как появляются суеверия, и почему мы в них верим?

– Причина возникновения суеверий – оскудение подлинной веры. Человек забывает о Боге или прямо отвергает Его, но оказывается, что совсем без веры он не может – так проявляется ощущение собственной немощности, ограниченности, а на самом деле – тварности. И тот, кто заявлял о своей независимости от любящего, милосердного, но притом и всесильного Бога попадает в какую-то унизительную зависимость от ничего не значащих вещей. Меняет дорогу, если ее перебежала черная кошка, крестится, увидев священника – тоже ведь плохая примета, готов убить женщину с пустыми ведрами, плюет через левое плечо, стучит по столу, чтобы не сглазить… Да мало ли еще придумано подобных глупостей? Кем придумано? Думаю, тем, кто больше всего ненавидит людей и рад был бы погубить всех и каждого, но власть приобретает лишь над теми, кто добровольно отвращается от истины.

Суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени

– А были ли суеверия у библейского человека? Есть ли такие примеры в Ветхом или Новом Завете?

– Суеверия – постоянный спутник человечества, на протяжении всей его истории. Как уже сказано – где не было подлинной веры, там образовавшуюся пустоту суеверия заполняют тотчас. Если говорить о ветхозаветных временах, то ярчайший пример суеверия – поклонение золотому тельцу. Да и вообще язычество как таковое – все суеверие по природе своей от начала и до конца.

– Современное общество отличает жесткий прагматизм и достаточно высокий уровень образования. Сегодня оно подвержено суевериям больше или меньше, чем раньше?

– Думаю, больше. Веры стало меньше, а жизнь все напряженней, сложней, отсюда страхи, а от страхов – желание закрыться, защититься от них. И отсюда – всевозможные суеверия. Отсюда же и увлечение всевозможными магами, экстрасенсами и чернокнижниками. Причем опыт свидетельствует: суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени. Потому как суть не в образовании, а в том, живет ли человек жизнью внутренней, жизнью духовной, имеет ли здравые и правильные понятия о Боге, о жизни временной и вечной, об этом мире, людях и о себе самом.

– Из истории мы знаем, что с суевериями боролись издавна. Так, Морским уставом Петра Iза религиозное суеверие определялась смертная казнь, за простое заблуждение и поверие – публичное церковное покаяние. Как видим, наши предки ясно осознавали, что религиозная вера и суеверие – понятия совершенно разные. Почему сегодня эти понятия перемешались?

– Думаю, что в первую очередь виноваты в этом десятилетия богоборческой власти, на протяжении которых русский народ был оторван от Церкви, от веры как таковой. Мы провалились в какую-то страшную бездну духовного невежества, и если и выбираемся из нее сегодня, то очень мелкими шажками, очень постепенно.

Мысли «врасплох»

– Откуда к нам попали предрассудки? И почему они так живучи в народе?

– Каков механизм распространения слухов? Знаете известное выражение – «одна бабка сказала»? Вот и здесь то же: одна бабка сказала одно, другой авторитетный дедка другое… И пошло передаваться из уст в уста, превращаясь постепенно в целый неписаный свод преданий старцев и стариц. А есть ведь известный духовный закон: «чего боится нечестивый», то и постигнет его. Постигло кого-то, потом еще кого-то – и вот «примета» готова.

– Довольно странно наблюдать, когда зрелый человек верит в нелепые вещи.  Рассыпанная соль и разбитые зеркала терзают жизнь многих людей. А передавать через порог боятся как старушки, так и вполне современные люди. Как быть с этим?

– Я думаю, бороться с суевериями как таковыми не самое перспективное занятие. Бороться надо с рождающим их безверием. Заступит на его место вера, и суеверия сами исчезнут. Хотя и в каждом отдельном случае надо разъяснять, с терпением и любовью, что не зависит жизнь человека и сам человек от каких-то формальных и крайне несерьезных внешних признаков и примет, что все мы – в руках Божиих, и даже волос с головы человека не упадет без воли Господа на землю.

– Много предрассудков связано с магией чисел: днями, числами и месяцами. Есть люди, которые до слез расстраиваются, если им попадается 13‑е место, а уж если 13‑е число совпадает с пятницей – вообще можно ждать катастрофических вещей…

– И однако же войны начинаются не по расписанию, не по пятницам непременно, не 13 числа и не в 13 часов… И преступления совершаются в любой день недели и любое время суток. И умирают люди не по «расписанию». Что тут говорить – если нет у человека страха Божия, то бояться он будет всего – и каждого числа, и каждого «угрожающего» стечения обстоятельств, и каждого шороха, и каждой тени…

Неразумное «благочестие»

– Многие люди, посещающие церковь уже не первый год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они часто руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием. Каким образом суеверия приживаются в церковной среде?

– К сожалению, не каждый человек, даже регулярно посещающий храм, стремится по-настоящему глубоко и основательно узнать свою веру. Поверьте: если христианин часто исповедуется и причащается, не носит возникающие у него вопросы в себе, а стремится разрешить их с духовником, если он читает святых отцов – вдумчиво и всерьез, – то в его сердце, в его жизни суеверия почвы для себя не найдут. И наоборот…

– Передавать свечку в церкви только правой рукой и через правое плечо, нельзя переставлять ранее поставленные свечи, таинство елеосвящения можно принимать только перед смертью и т.д. Что это? Откуда появляются такие суеверия?

– Из того же самого источника – «одна бабка сказала». Из числа тех самых «бабок», на которых так часто жалуются впервые приходящие в храм люди. Почему сказала? А просто потому, что ей так показалось, она так думает. Человек же, еще ничего в Церкви не знающий, зачастую воспринимает подобные «откровения» как некое тайное знание, которое очень легко принимается им на веру.

– Даже отношение к церковным вещам (иконы, святая вода, свечи) может стать суеверным. Человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладан, кулон с образом святого и не вспоминает при этом о Боге. Где логика?

– Логика проста: нет веры, есть упование на какую-то магическую силу «особых вещей», «особых молитв», «настоящих батюшек», «правильных храмов» и т.д. и т.п.

– Святые Отцы Церкви называли предрассудки «дьявольской гордыней». Почему они были столь категоричны?

– Потому что эти самые предрассудки калечат душу человека, встают между ним и Богом, словно стена. Они же – повод для внешних критиков Церкви для насмешек и злоречия. А порой – и темный дремучий лес, через который трудно пробраться и разумному, и благонамеренному человеку, делающему в церковной жизни первые шаги.

Опасные игры

– Бывает, что приметы сбываются, и тогда людям сложно объяснить, что суеверие – это заблуждение…

– Я не думаю, что совпадения, которые время от времени случаются, надо понимать именно так: «приметы сбываются». Если человек внимателен к себе, если он не чужд логике и здравому смыслу, то он обязательно увидит те причинно-следственные связи, которые обусловили то или иное событие либо совпадение. А если нет ни логики, ни здравого смысла… Тогда, конечно, тяжело бывает втолковать человеку, что черная кошка и неудачный день никак не связаны.

– Как разубедить суеверного человека? И нужно ли это делать?

– Постараться разубедить однозначно нужно. Но далеко не всегда это возможно. Опять же это вопрос не столько суеверия, сколько отсутствия веры. Насколько близок человек к стяжанию подлинной веры, настолько возможно убедить его не верить в «приметы».

– Насколько опасны суеверия?

– Помимо того, что суеверие само по себе достаточно тяжкий грех – грех не только неправильной веры, но и по сути недоверия Богу, оно еще и заставляет человека совершать различные ошибки. Отказываться от полезного, даже необходимого, браться за что-то рискованное, ссориться с близкими людьми – и все из-за каких-то ничего не стоящих, пустых причин. И этого мало. Суеверный человек – всегда легкая добыча для диавола, послушная игрушка в его руках. Врагу нашего спасения очень легко путать и сбивать такого человека с толку, морочить ему голову, губить его душу. Можно сказать так: суеверия – те ниточки, за которые он дергает, подводя плененного ими к краю пропасти.

– Отец Нектарий, спасибо за интересную беседу. Надеемся, что наши читатели смогли найти ответы на многие волнующие их вопросы.

Елена Новицкая

Материал предоставлен редакцией журнала «Самарянка»

Комментировать

*

5 комментариев

  • Аноним, 12.03.2013

    На самом деле по мимо веры в Бога человек должен знать и опастность Дьявола в нашем мире но что бы знать что он готовит на пути человека,человек должен знать различные суеверия что бы быть подготовленным к тем или этим последствиям непредвиденной опасности.

    Ответить »
    • Александр, 21.05.2016

      Почитайте Послание Святого Апостола Павла к евреям! Там есть удивительные слова! — если Бог с нами, (все мы Его дети), то кто против нас! (может повредить нам). Аминь.

      Ответить »
    • Павел, 24.10.2013

      Вот те раз, только статью прочитал И Снова За Старое?

      Ответить »
  • Галина, 30.09.2016

    Всегда считала суеверия грехом! Dот только как убедить в этом папу, что все это пустое и что они не стоют ссор с детьми?

    Ответить »
  • Дария, 22.06.2017

    Спасибо вам большое!!! Вы меня этой просто спасли

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки