Суеверия в свете Православной веры

Суеверия в свете Православной веры

(8 голосов4.5 из 5)

«Без веры невоз­мож­но уго­дить Богу», – гово­рит нам Свя­щен­ное Писа­ние (Евр.11:6). Вера в Бога – пер­вое и основ­ное усло­вие спа­се­ния чело­ве­че­ской души.

Наша душа, создан­ная по обра­зу и подо­бию Божию, посто­ян­но ищет Бога, стре­мит­ся к Нему и толь­ко в Нем обре­та­ет покой и доволь­ство. Во все более широ­ких кру­гах обще­ствен­но­сти рас­тет инте­рес к рели­гии, к Пра­во­сла­вию. На наших гла­зах про­ис­хо­дит ожив­ле­ние духов­ной жиз­ни: в боль­шие пра­во­слав­ные празд­ни­ки ека­те­рин­бург­ские хра­мы быва­ют пере­пол­не­ны, в горо­дах и рай­о­нах Епар­хии откры­ва­ют­ся все новые при­хо­ды. Все это сви­де­тель­ству­ет о том, что в душах людей ожи­ва­ет рели­ги­оз­ная жаж­да позна­ния Бога, но у это­го отрад­но­го стрем­ле­ния наших совре­мен­ни­ков к духов­ной жиз­ни есть и дру­гая сторона…

Не обла­дая под­час твер­ды­ми зна­ни­я­ми основ пра­во­слав­ной веры, совре­мен­ные нео­фи­ты лег­ко скло­ня­ют­ся к суе­ве­ри­ям. Порой, даже часто ходя­щий в храм чело­век боит­ся пожать руку или бла­го­сло­вить­ся через двер­ной порог, дале­ко обхо­дит чер­ную кош­ку. Раз­ви­тию суе­ве­рий весь­ма помо­га­ют сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. О глу­бине про­ник­но­ве­ния суе­ве­рий в мас­со­вое созна­ние крас­но­ре­чи­во гово­рит хотя бы такая пуб­ли­ка­ция в бес­плат­ной газе­те “В каж­дый дом” (тираж 250 тысяч экзем­пля­ров), зна­ко­мя­щая горо­жан с празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва и Свят­ка­ми: «Две­на­дцать дней после празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва назы­ва­ют Свят­ка­ми, то есть свя­ты­ми дня­ми, так как эти две­на­дцать дней освя­ще­ны вели­ки­ми собы­ти­я­ми Рож­де­ства Хри­сто­ва. Испо­кон веков счи­та­лось, что в эту неде­лю вся нечисть отсту­па­ет перед вели­кой радо­стью Рож­де­ства и ничто не меша­ет загля­нуть буду­ще­му в лицо. Тот нерус­ский, кто не без­об­раз­ни­ча­ет на Свят­ки. В эту празд­нич­ную неде­лю, сле­ду­ю­щую за Рож­де­ством, пра­во­слав­ным раз­ре­ша­лось все. Или почти все: пить неуме­рен­но, драть­ся, гор­ла­нить пес­ни на ули­цах… Не склон­ные же к актив­но­му отды­ху граж­дане ходи­ли в гости, ката­лись с гор и на санях. Ну и, конеч­но, коля­до­ва­ли и гада­ли».

К сожа­ле­нию, суе­ве­рия сего­дня рас­про­стра­не­ны во всех сло­ях обще­ства, встре­ча­ют­ся они как в быту, так и в цер­ков­ной жиз­ни. На при­хо­дах есть люди, счи­та­ю­щие вели­ким гре­хом изме­нить пустой обы­чай, отверг­нуть бес­смыс­лен­ное пове­рье, и, в то же вре­мя, без сму­ще­ния нару­ша­ю­щие запо­ве­ди Божии.

“Я есмь Гос­подь Бог твой: да не будут у тебя бози иные, кро­ме Мене”, – гла­сит пер­вая запо­ведь Божия. Суе­ве­рия нару­ша­ют имен­но ее. Пер­вой запо­ве­дью Гос­подь пове­ле­ва­ет нам почи­тать Его как Еди­но­го Истин­но­го Бога и покло­нять­ся толь­ко Ему одно­му. Истин­ное Бого­по­чи­та­ние невоз­мож­но без зна­ния Бога, но зна­ния не толь­ко от ума – холод­но­го, пусто­го, мерт­во­го, а зна­ния от жиз­ни и серд­ца искрен­не­го, глу­бо­ко­го, деятельного.

Веро­вать в Бога, позна­вать Его умом, душою и серд­цем, при­зна­вать за исти­ну все, что гово­рит Бог и Свя­тая Цер­ковь, – вот чему учит Гос­подь Сво­ей запо­ве­дью. Увы, она часто нару­ша­ет­ся без вся­ко­го сму­ще­ния. Мож­но ска­зать, что мы живем в неоязы­че­ском мире, где люди ходят к кол­ду­нам и гадал­кам и све­ря­ют жизнь с восточ­ны­ми гороскопами.

В 2003 году наши сооте­че­ствен­ни­ки встре­ти­ли “год коз­ла”, ранее – крас­но­го дра­ко­на и зеле­ной коро­вы. Это абсо­лют­но нико­го не удив­ля­ет! Кто-то счи­та­ет весь этот “зве­ри­нец” весе­лой заба­вой и шут­кой, кто-то вполне созна­тель­но покло­ня­ет­ся китай­ским бож­кам. Одна­ко эта ситу­а­ция совсем не шуточ­ная: в исто­рии извест­ны слу­чаи, когда одна стра­на пере­ни­ма­ла у дру­гой вслед за кален­да­рем веру, тра­ди­ции, мораль­ные цен­но­сти, куль­ту­ру… В росте суе­ве­рий скры­та опас­ность не толь­ко для Пра­во­сла­вия, но и для куль­ту­ры и целост­но­сти всей Рос­сии. Тем не менее, неоязы­че­ство мно­ги­ми вос­при­ни­ма­ет­ся поло­жи­тель­но и поощ­ря­ет­ся в раз­ных сло­ях общества.

Так, год назад “Област­ная газе­та” обра­ти­лась к чита­те­лям с вопро­сом: “Каки­ми собы­ти­я­ми зна­ме­на­те­лен 2001 год?” Зна­ме­на­тель­ным собы­ти­ем был назван выход в “Ураль­ском изда­тель­стве” кни­ги “Рус­ский мифо­ло­ги­че­ский сло­варь”. Вот несколь­ко цитат из это­го изда­ния: “Пра­во­сла­вие, заим­ство­ван­ное нами у Визан­тии, так и не смог­ло ни тогда, ни сей­час побе­дить язы­че­ства. Да, капи­ща язы­че­ские вме­сте с идо­ла­ми бес­по­щад­но уни­что­жа­лись. Да, вещие жен­ки и зна­ха­ри запы­ты­ва­лись насмерть. И даже есте­ствен­ный, века­ми про­ве­рен­ный опыт обще­ния с при­род­ны­ми сила­ми высме­и­вал­ся как неве­же­ство, лже­муд­ро­ва­ние, а сло­во “суе­ве­рие” при­об­ре­ло зна­че­ние свя­то­тат­ства. Но душу народ­ную, все­гда обра­щен­ную к сво­ей зла­то­куд­рой язы­че­ской мла­до­сти, не пере­де­ла­ешь. Так роди­лось двое­ве­рие, в кото­ром при­чуд­ли­вая вязь хри­сти­ан­ских откро­ве­ний пере­пле­лась с пре­да­ни­я­ми суе­вер­ной ста­ри­ны. Лишь в послед­ние несколь­ко лет, почув­ство­вав угро­зу само­уни­что­же­ния, наше обще­ство нача­ло все­рьез обра­щать­ся к пре­да­ньям ста­ри­ны глу­бо­кой. Рус­ские суе­ве­рия – это сплошь поэ­зия и тай­на веко­веч­ной народ­ной мудрости”.

“У того беда на носу висит, кто не чтит при­мет и не слу­ша­ет ста­рых людей”. “Пусть же нам помо­жет убе­речь­ся от бед житей­ских и нрав­ствен­ных “Сло­варь рус­ских суеверий”.

Такие изда­ния выхо­дят мил­ли­он­ны­ми тира­жа­ми и поль­зу­ют­ся спро­сом у поку­па­те­ля. Мно­гие из таких книг реко­мен­до­ва­ны для школ и вне­класс­но­го чте­ния. Неуди­ви­тель­но, что после их про­чте­ния в серд­цах и умах наших сограж­дан воз­ни­ка­ет сму­ще­ние. Даже ока­зав­шись в цер­ков­ной огра­де, вку­сив­шие “народ­ной муд­ро­сти”, люди еще дол­гое вре­мя не могут отли­чить исти­ну от лжи. От той лжи, кото­рая уво­дит душу чело­ве­че­скую дале­ко от Бога и слу­жит при­чи­ной ее веч­ной смерти…

“Сколь­ко погиб­ло хри­сти­ан отто­го, что не хоте­ли обра­тить вни­ма­ние на осно­ва­ние нашей веры”.

Пра­во­слав­ная лите­ра­ту­ра, рас­кры­ва­ю­щая суть и гибель­ность суе­ве­рий, к сожа­ле­нию, ред­ко встре­ча­ет­ся на при­лав­ках цер­ков­ных киос­ков. Не так про­сто отыс­кать ее и в биб­лио­те­ках горо­да. Поэто­му любое обли­че­ние суе­ве­рий в све­те Пра­во­слав­ной исти­ны, на мой взгляд, долж­но помочь в борь­бе с их распространением.

Отличие веры от суеверия, виды суеверий

Итак, то, что суе­ве­рия суще­ству­ют, ни у кого не вызы­ва­ет сомне­ния. Одна­ко, отно­ше­ние к этим суе­ве­ри­ям совсем не оди­на­ко­во. Уже было под­ме­че­но, что мно­гие люди счи­та­ют, что суе­ве­рия – это поэ­зия и тай­на веко­веч­ной народ­ной муд­ро­сти. Более того, суще­ству­ет мне­ние, что тех, кто не при­дер­жи­ва­ет­ся при­мет, ожи­да­ют раз­лич­ные беды. Поэто­му, что­бы избе­жать труд­но­стей в жиз­ни, мно­го­ти­раж­ная лите­ра­ту­ра реко­мен­ду­ет нам обра­тить­ся к “пре­да­ньям рус­ской ста­ри­ны”. Очень заман­чи­во… но так ли это на самом деле? В нача­ле обра­тим­ся за разъ­яс­не­ни­ем тер­ми­на “суе­ве­рие” к несколь­ким науч­ным справочникам.

“Суе­ве­рие – при­пи­сы­ва­ние рели­ги­оз­но­го зна­че­ния все­му, что не име­ет тако­во­го. Пред­мет суе­вер­но­го отно­ше­ния, в отли­чие от пред­ме­та веры, досту­пен позна­нию чело­ве­че­ским разу­мом, что и дает кри­те­рий отли­чия веры от суе­ве­рия. По их содер­жа­нию: вера неот­де­ли­ма от исти­ны, а суе­ве­рие – от заблуж­де­ния. Запо­ведь «не делай себе куми­ра» (Исх.20:4) воз­ла­га­ет на нас ответ­ствен­ность за то, что­бы рели­ги­оз­ное покло­не­ние не ста­но­ви­лось суе­вер­ным, что­бы оно совер­ша­лось в духе исти­ны. В исто­рии рели­гий неред­ки под­ме­ны веры суе­ве­ри­ем. Рели­ги­оз­ная вера и суе­ве­рие совер­шен­но раз­ные. Одно вырас­та­ет из стра­ха и пред­став­ля­ет собой род лже­на­у­ки. Дру­гое, же – доверие”.

Суе­ве­рие, по опре­де­ле­нию энцик­ло­пе­ди­че­ско­го сло­ва­ря, есть “вера в таин­ствен­ные свой­ства и вол­шеб­ную силу пред­ме­тов, явле­ний и про­цес­сов окру­жа­ю­ще­го мира, в маги­че­скую силу отдель­ных людей, яко­бы спо­соб­ных про­яв­лять бла­го или небла­го­при­ят­ный исход собы­тий, пред­ве­щать буду­щее. Суе­ве­рие – след­ствие сохра­не­ния в созна­нии мно­гих поко­ле­ний людей эле­мен­тов пер­во­быт­ных веро­ва­ний. Про­яв­ле­ния суе­ве­рий – вера в чуде­са, совер­ша­е­мые кол­ду­на­ми, ведь­ма­ми, тол­ко­ва­те­ля­ми снов, в сглаз, в гада­ния (хиро­ман­тия, фре­но­ло­гия (ум, мыш­ле­ние), гада­ния на кар­тах и т.д.), в пред­зна­ме­но­ва­ния, в обо­рот­ни­че­ство, упы­рей, вур­да­ла­ков и пр.

Суе­ве­рия раз­ли­ча­ют­ся в топо­гра­фи­че­ском плане (спе­ци­фич­ны в горо­де и селе); в воз­раст­ном (моло­дые склон­ны верить в судь­бу, в гада­ния, пожи­лые – в зна­ха­рей, в вещие сны и пр.); в про­фес­си­о­наль­ном (более склон­ны к суе­ве­ри­ям люди рис­ко­вых про­фес­сий – лет­чи­ки, води­те­ли, хирур­ги, неред­ко их суе­ве­рия при­об­ре­та­ют сугу­бо инди­ви­ду­аль­ный харак­тер). Суе­ве­рия име­ют свое осно­ва­ние, поми­мо суще­ству­ю­щей в созна­нии тяги к таин­ствен­но­му, необы­чай­но­му, в мисти­фи­ка­ции обы­ден­ных отно­ше­ний, в абсо­лю­ти­за­ции слу­чай­ных сов­па­де­ний. В пси­хо­ло­ги­че­ском плане суе­ве­рия более все­го при­су­щи людям, испы­ты­ва­ю­щим неуве­рен­ность в себе, чув­ство стра­ха; одна из при­чин суе­ве­рий – в “посто­ян­ном коле­ба­нии души меж­ду надеж­дой и стра­хом”. Здесь для нас даны важ­ные све­де­ния, полу­чен­ные науч­ны­ми исследованиями.

Совре­мен­ный гума­ни­тар­ный сло­варь-спра­воч­ник сооб­ща­ет нам сле­ду­ю­щее: “Суе­ве­рие – лож­ная вера; непол­но­цен­ная, пре­врат­ная убеж­ден­ность. Сле­ду­ет отли­чать тео­ре­ти­че­ское суе­ве­рие, про­ни­ка­ю­щее в миро­со­зер­ца­ние чело­ве­ка, от прак­ти­че­ско­го, т.е. веры в оккуль­тизм, в маги­че­ские дей­ствия. К чис­лу тео­ре­ти­че­ских суе­ве­рий К. Поппер отнес неко­то­рые соци­аль­ные тео­рии. Так, он писал: “В сво­их совре­мен­ных фор­мах заго­вор­щиц­кая тео­рия обще­ства, кото­рая, подоб­но совре­мен­но­му исто­ри­циз­му и совре­мен­ным попыт­кам уста­но­вить “есте­ствен­ные соци­аль­ные зако­ны”, явля­ет­ся типич­ным резуль­та­том секу­ля­ри­за­ции рели­ги­оз­ных пред­рас­суд­ков. Вера в Гоме­ров­ских богов, заго­во­ра­ми кото­рых объ­яс­ня­ли исто­рию Тро­ян­ской вой­ны, про­шла. Боги изгна­ны. Одна­ко их место заня­ли могу­ще­ствен­ные инди­ви­ду­у­мы или груп­пы – зло­на­ме­рен­ные груп­пы, пороч­ные замыс­лы кото­рых ответ­ствен­ны за все зло, от кото­ро­го мы страдаем”…

Таким обра­зом, все пере­чис­лен­ные науч­ные спра­воч­ни­ки дают по сути одно и то же опре­де­ле­ние суе­ве­ри­ям, харак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся с отри­ца­тель­ной сто­ро­ны. Но при этом оче­вид­но так­же, что суе­ве­рия име­ют место в жиз­ни мно­гих людей. Более того, спра­воч­ная лите­ра­ту­ра зна­ко­мит нас, в какой сре­де и по каким при­чи­нам суе­ве­рия суще­ству­ют более все­го. То, что науч­ная лите­ра­ту­ра дает отри­ца­тель­ную оцен­ку суе­ве­ри­ям, может для нас быть креп­кой опо­рой, так как мно­го обра­зо­ван­ных людей поль­зу­ют­ся имен­но ею. Для таких людей глав­ной нашей зада­чей будет разъ­яс­нить то, что мы отно­сим к суевериям.

Итак, суе­ве­рие это сует­ная, пустая, лож­ная вера. В пра­во­слав­ном пони­ма­нии источ­ник суе­ве­рия есть уда­ле­ние чело­ве­ка от истин­но­го све­та, поте­ря им насто­я­ще­го рели­ги­оз­но­го опы­та. Под­твер­жде­ние это­му дает нам Свя­щен­ное Писание:

«Но как они (т.е. языч­ни­ки), познав­ши, Бога… осу­е­ти­лись в умство­ва­ни­ях сво­их и омра­чи­лось их серд­це: назы­вая себя муд­ры­ми, обе­зу­ме­ли и сла­ву нетлен­но­го Бога изме­ни­ли в образ, подоб­ный тлен­но­му чело­ве­ку, и пти­цам, и чет­ве­ро­но­гим, и пре­смы­ка­ю­щим­ся…» (Рим.1:21–23). Так объ­яс­ня­ет апо­стол Павел про­ис­хож­де­ние идо­ло­по­клон­ства, или язы­че­ства, кото­рое пред­став­ля­ет в самом себе наи­бо­лее яркий и опас­ный вид суеверия.

А так­же свя­тые отцы Пра­во­слав­ной Церк­ви: «Суе­ве­рие – смеш­ное и забав­ное дело сата­ны, впро­чем, не толь­ко сме­ху, но и геенне под­вер­га­ю­щее обольщающихся».

«Если и есть суе­ве­рия у языч­ни­ков, это никак не уди­ви­тель­но. А когда покло­ня­ю­щи­е­ся Кре­сту, при­об­ща­ю­щи­е­ся неиз­ре­чен­ных таинств и достиг­шие муд­ро­сти дер­жат­ся язы­че­ских обы­ча­ев, это достой­но слез». «Суе­ве­рие в мир­ских людях сопро­тив­ля­ет­ся вере в про­мысл Божий».

Сущ­ность суе­ве­рия, таким обра­зом, заклю­ча­ет­ся в том, что суе­вер­ный чело­век при­над­ле­жа­щее толь­ко Богу при­пи­сы­ва­ет тво­ре­нию и, вме­сто того, что­бы наде­ять­ся на Бога, воз­ла­га­ет свои упо­ва­ния на тва­рей. В истин­ной рели­гии суе­ве­рие все­гда осуж­да­лось, а слу­жи­те­ли обя­зы­ва­лись к борь­бе с ним.

«Свя­щен­ни­ки в сво­ем при­хо­де долж­ны наблю­дать, что­бы не было чаро­де­ев, вол­шеб­ни­ков, воро­жей и бабьих шеп­та­ний. Вся эта нау­ка вышла из адской шко­лы, рав­но и те, кото­рые выли­ва­ют воск и оло­во для того, что­бы пре­дузнать что-либо; шеп­та­ни­ем ста­ра­ют­ся све­сти бель­ма, так­же шеп­чут от уку­ше­ния гадов, заго­ва­ри­ва­ют кровь или носят выпис­ки на шее; утвер­жда­ют так­же, что такой-то чело­век для встре­чи хорош, а такой-то день бла­го­при­я­тен для путе­ше­ствия или для нача­ла како­го-либо дела; если кто-либо с пустым вед­ром перей­дет доро­гу или извест­ное живот­ное пере­бе­жит ее, то слу­чит­ся несча­стье; во вре­мя чте­ния 12 Еван­ге­лий Свя­тых Стра­стей Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста вяжут узел­ки и по ним тол­ку­ют сны, и без­чис­лен­ное мно­же­ство дру­гих суе­ве­рий рас­се­и­ва­ют в мире на пагу­бу людям, и от них про­стой народ на дно адо­во валит­ся и поги­ба­ет. Это зло и вред, губи­тель­ный для души, надо ста­рать­ся вся­че­ски искоренять».

Но, несмот­ря на это, по сего­дняш­ний день сре­ди хри­сти­ан суе­ве­рия оста­ют­ся: гада­ния по Биб­лии, упо­треб­ле­ние суе­вер­ных молитв и закли­на­ний, вера в талис­ма­ны, горо­ско­пы, вера в домо­вых, водя­ных, леших, ведьм, вера снам, пред­чув­стви­ям, при­ме­там и т.п. При­сут­ству­ет обря­до­ве­рие, заклю­ча­ю­щее в себе неко­то­рые эле­мен­ты суе­ве­рия и явля­ю­ще­е­ся одним из видов суе­ве­рия. Одни из них обя­за­ны сво­им про­ис­хож­де­ни­ем язы­че­ству, доста­лись нам от наших пред­ков – языч­ни­ков и до насто­я­ще­го вре­ме­ни про­дол­жа­ют суще­ство­вать сре­ди нас. Дру­гие суе­ве­рия раз­ви­лись в хри­сти­ан­скую эпо­ху, появи­лись в атмо­сфе­ре рели­ги­оз­но­го неве­же­ства или на поч­ве болез­нен­но мисти­че­ских устрем­ле­ний и пере­жи­ва­ний таких веру­ю­щих, кото­рые не удо­вле­тво­ря­ют­ся упо­ва­ни­ем на волю и силу Божию, но ищут ско­рых чудес в обык­но­вен­ных вещах природы.

Но об этом мы пого­во­рим даль­ше, что­бы дока­зать, что “пре­да­нья рус­ской ста­ри­ны” могут быть раз­ны­ми, и не все они вер­ны и спа­си­тель­ны для христиан.

«Мол­ча­ли­вость пас­ты­ря вред­на ино­гда для него само­го, а все­гда для предстоящих…».

«Долж­но поучать не толь­ко в Церк­ви: когда свя­щен­ник учить дол­жен, cиe для того при­ло­же­но, чтоб пре­сви­те­ры не дума­ли, что в Церк­ви толь­ко место уче­нию, и то толь­ко в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни; не так, но по при­ме­ру апо­сто­ла Пав­ла, и в церк­ви и по домам обще всех и каж­до­го, и день и ночь, бла­го­вре­мен­но и безвременно».

Исторический обзор суеверий

Все люди во все вре­ме­на при­зна­ва­ли Бога. Все они чув­ство­ва­ли, что Бог необ­хо­дим для души чело­ве­ка. Так же, как воз­дух и хлеб для тела. Один толь­ко безум­ный, по сло­ву свя­то­го царя Дави­да, ска­зал в серд­це сво­ем «несть Бог» (Пс.13:1). Но раз­ные люди раз­лич­но пони­ма­ли и Бога. Дохо­ди­ло до того, что неко­то­рые покло­ня­лись даже кам­ню, дере­ву и живот­ным, почи­тая их за боже­ства. При ослаб­ле­нии истин­ной веры люди начи­на­ли укло­нять­ся от Бога. Основ­ной и корен­ной при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния язы­че­ства явля­ет­ся лож­ный путь само­опре­де­ле­ния чело­ве­ка. Таким обра­зом, кор­ни суе­ве­рия ухо­дят в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на. Кни­га Бытия повест­ву­ет о том, как пер­вые люди соблаз­ни­лись путем неза­кон­но­го сры­ва­ния пло­да с дре­ва позна­ния добра и зла, что­бы стать “как боги”, изби­рая более лег­кий путь – путь безбожный.

Перед вступ­ле­ни­ем евре­ев в обе­то­ван­ную зем­лю, где им угро­жа­ла опас­ность увлечь­ся при­ме­ром суе­вер­ных языч­ни­ков, Мои­сей, от име­ни Гос­по­да, дает сво­е­му наро­ду запо­ведь: «Когда ты вой­дешь в зем­лю, кото­рую дает тебе Гос­подь Бог твой, тогда не научись делать мер­зо­сти, какие дела­ли наро­ды сии. Не дол­жен нахо­дить­ся у тебя про­во­дя­щий сына сво­е­го или дочь свою через огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей. Ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий дела­ю­щий это, и за сии-то мер­зо­сти Гос­подь, Бог твой, изго­ня­ет их от лица тво­е­го» (Втор.18:9–11).

В вет­хо­за­вет­ную эпо­ху евреи назы­ва­ли языч­ни­ка­ми все дру­гие наро­ды. В хри­сти­ан­стве “язы­че­ство” обо­зна­ча­ет лож­ные рели­ги­оз­ные уче­ния и миро­воз­зре­ния, не свя­зан­ные с наци­ей или расой.

Во Вто­ро­за­ко­нии Мои­сей, испы­ты­вая тре­во­гу из-за соблаз­нов, ожи­дав­ших изра­иль­тян, стре­мит­ся запе­чат­леть в их серд­цах необ­хо­ди­мость запо­ве­ди Божи­ей. На Вто­ро­за­ко­нии лежит печать напря­жён­ной борь­бы с раз­лич­ны­ми вида­ми суе­ве­рий и язы­че­ства: «Итак, Изра­иль, чего тре­бу­ет от тебя Гос­подь, Бог твой? … Что­бы соблю­дал запо­ве­ди Гос­по­да (Бога тво­е­го) и поста­нов­ле­ния Его» (Втор.10:12–13). «При­но­си­ли жерт­вы бесам, а не Богу, богам, кото­рых они не зна­ли, новым, кото­рые при­шли от сосе­дей и о кото­рых не помыш­ля­ли отцы ваши» (Втор.32:16–17).

Впо­след­ствии эти запо­ве­ди и про­по­ве­ди повто­ря­лись леви­та­ми: «Не обра­щай­тесь к вызы­ва­ю­щим мёрт­вых и к вол­шеб­ни­кам не ходи­те, и не дово­ди­те себя до осквер­не­ния от них. Я Гос­подь Бог ваш» (Лев.19:31). «Если какая душа обра­тит­ся к вызы­ва­ю­щим мёрт­вых и к вол­шеб­ни­кам… Я обра­щу лице Мое на ту душу, и истреб­лю ю из наро­да ея” (Лев.20:6).

В древ­но­сти аст­ро­ло­гия, алхи­мия и магия были тес­но свя­за­ны меж­ду собой. В древ­нем мире маг, жрец, волхв обыч­но сов­ме­ща­ли в сво­ем лице обя­зан­но­сти аст­ро­ло­га, кол­ду­на, гада­те­ля снов. Люди, от обще­ния с нечи­сты­ми духа­ми и исполь­зо­ва­ния их “даров” – магии окон­ча­тель­но раз­вра­ти­лись, т. е. отпа­ли от Бога и ока­за­лись не в состо­я­нии реа­ли­зо­вать себя в доб­ре, люб­ви и истине, вос­хо­дя по лест­ни­це духов­но­го раз­ви­тия к бого­упо­доб­ле­нию. Умно­жи­лась зло­ба, нече­стие, кото­рое при­ве­ло к гибе­ли Вави­лон­ско­го, Асси­рий­ско­го, Пер­сид­ско­го мира.

В кни­ге Царств вол­шеб­ство пря­мо назва­но гре­хом: “Ибо непо­кор­ность есть такой же грех, что вол­шеб­ство”. Гос­подь нам пока­зы­ва­ет при­чи­ны паде­ния Изра­иль­ско­го цар­ства: “…про­во­ди­ли сыно­вей сво­их и доче­рей сво­их чрез огонь, и гада­ли, и вол­шеб­ство­ва­ли…” (4Цар.17:17).

Царь Иудей­ский Манас­сия, под­ра­жая мер­зо­стям язы­че­ских наро­дов: “…и гадал, и воро­жил, и завел вызы­ва­те­лей мерт­ве­цов и вол­шеб­ни­ков” (4Цар.21:6). Пер­вое вре­мя его цар­ство­ва­ния было озна­ме­но­ва­но дела­ми край­не­го нече­стия. За гре­хи и без­за­ко­ния Манас­сии, в кото­рых, по его насто­я­ни­ям, при­ни­мал уча­стие и народ, Иудея под­верг­лась гроз­но­му нака­за­нию Божию. Манас­сия был взят в плен асси­рий­ца­ми и постыд­ным обра­зом отве­ден в Вави­лон. Впро­чем, после пока­я­ния и искрен­ней молит­вы к Гос­по­ду, испол­няя при­зыв про­ро­ков, “…воз­вра­ти­тесь со злых путей ваших, и соблю­дай­те запо­ве­ди Мои” (6Цар.17:13), он был осво­бож­ден и перед смер­тью сде­лал мно­го добра.

При­ме­ром бла­го­че­стия для нас может послу­жить царь Иосия, кото­рый отли­чал­ся чисто­тою жиз­ни и бла­го­че­сти­ем. Свя­щен­ное Писа­ние сооб­ща­ет, как во вре­мя воз­об­нов­ле­ния хра­ма Иеру­са­лим­ско­го пер­во­свя­щен­ник Хел­кия нашел кни­гу зако­на Мои­се­е­ва – ред­кое сокро­ви­ще в это без­от­рад­ное вре­мя, когда Бог и запо­ве­ди были забы­ты. Кни­га была про­чи­та­на царю, и он при­шел в ужас, услы­шав, каки­ми страш­ны­ми нака­за­ни­я­ми угро­жа­ет Гос­подь нару­ша­ю­щим закон Его. Посте­пен­но Иосия истре­бил вызы­ва­те­лей мерт­вых, вол­шеб­ни­ков, чем уго­дил Гос­по­ду (4Цар.23:24). В зем­ной жиз­ни, какие бы с чело­ве­ком ни про­ис­хо­ди­ли скор­би, болез­ни, необ­хо­ди­мо упо­вать толь­ко на помощь Божию. «Нена­ви­жу почи­та­те­лей сует­ных идо­лов; но на Гос­по­да упо­ваю» (Пс.30:7), гово­рит царь Давид, укреп­ляя нас в скор­бях и болезнях.

Про­рок Иса­ия пред­ре­кал гибель наро­да за нече­стие и заня­тие маги­ей и аст­ро­ло­ги­ей: «В тот день отни­мет Гос­подь… при­вес­ки вол­шеб­ные», «…и при­бег­нут они к идо­лам и к чаро­де­ям, и к вызы­ва­ю­щим мерт­вых, и к гада­те­лям. И пре­дам Егип­тян в руки вла­сти­те­ля жесто­ко­го…» (Ис.19:3–4), «…и вели­ким сты­дом покро­ют­ся наде­ю­щи­е­ся на идо­лов, гово­ря­щие исту­ка­нам: вы наши боги…» (Ис.42:7).

Про­рок Иере­мия про­дол­жа­ет обли­чать надеж­ды на вымыш­лен­ных идо­лов: «Есть ли меж­ду сует­ны­ми бога­ми язы­че­ски­ми про­из­во­дя­щие дождь или может ли небо само собой пода­вать ливень?» (Иер.14:22). Он гово­рит об упор­стве изра­иль­ско­го наро­да жить по суе­вер­ным обы­ча­ям: «Но они гово­рят, не надей­ся; мы будем жить по сво­им помыс­лам, и будем посту­пать каж­дый по упор­ству зло­го сво­е­го серд­ца» (Иер.18:12).

Про­рок Иези­ки­иль всех, кто нару­шал запо­ве­ди Божии, при­зы­вал к пока­я­нию: «…обра­ти­тесь и отвра­ти­тесь от идо­лов ваших, и от всех мер­зо­стей ваших отвра­ти­те лице ваше» (Иез.14:6), «…горе сши­ва­ю­щим чаро­дей­ные мешоч­ки…» (Иез.13:20).

Во вто­рой гла­ве кни­ги Дани­и­ла гово­рит­ся о сне царя Наву­хо­до­но­со­ра. Ни гада­те­ли, ни чаро­деи, ни оба­я­те­ли, ни тай­но­вед­цы не мог­ли пра­виль­но истол­ко­вать сон. И толь­ко про­рок Дани­ил после молит­вы к Богу открыл царю зна­че­ние сна, чем про­сла­вил Бога пред царем.

Поучи­тель­ны годы жиз­ни про­ро­ка Осии. Нра­вы его сооте­че­ствен­ни­ков были мрач­ны и бед­ствен­ны, рели­гия подав­ле­на идо­ло­слу­же­ни­ем. В наро­де рас­про­стра­ня­лись ложь, вол­хо­ва­ние, суе­ве­рие. Все это про­рок изоб­ра­жа­ет в самых живых чер­тах в сво­ей про­ро­че­ской кни­ге. В ней обли­ча­ет­ся небла­го­дар­ность изра­иль­тян к Богу. Основ­ные момен­ты про­по­ве­ди – любовь и брак, как сим­вол отно­ше­ний меж­ду Богом и общи­ной. Таким обра­зом, очень точ­но пока­за­но, что язы­че­ские эле­мен­ты куль­та явля­ют­ся глум­ле­ни­ем над Его любо­вью к людям. Пока­за­но, что Бог не толь­ко Судия, но и Отец, испол­нен­ный милосердия.

Кни­га про­ро­ка Мала­хии содер­жит в себе глав­ным обра­зом стро­гие обли­че­ния без­за­ко­ний наро­да иудей­ско­го. Его про­ро­че­ство есть как бы глас вопи­ю­ще­го в пустыне: “при­го­товь­те путь Гос­по­ду” (Мф.3:3). Народ хотя и воз­вра­тил­ся из вави­лон­ско­го пле­на, но вновь стал быст­ро под­вер­гать­ся нрав­ствен­но­му рас­тле­нию, про­дол­жая жить с суе­вер­ны­ми при­выч­ка­ми. (Мал.3:5). Про­ро­че­ства Мала­хии неред­ко упо­ми­на­ют­ся в Новом Заве­те Гос­по­дом и, несо­мнен­но, были извест­ны книж­ни­кам и народу.

О непо­слу­ша­нии Гос­по­ду гово­рил и про­рок Иона: «…чту­щие сует­ных и лож­ных богов оста­ви­ли Мило­серд­но­го сво­е­го» (Ион.2:9).

Про­рок Михей так выска­зы­ва­ет мне­ние о лже­про­ро­ках: «И усты­дят­ся про­зор­лив­цы и посрам­ле­ны будут гада­те­ли…» (Мих.3:7).

Изу­чая кни­ги Вет­хо­го Заве­та, убеж­да­ешь­ся, как лег­ко люди соблаз­ня­ют­ся лож­ной верой. Как толь­ко Бог облег­чал жизнь еврей­ско­го наро­да, так мно­гие начи­на­ли при­ни­мать обы­чаи сосед­них наро­дов. Исто­рия Вет­хо­го Заве­та убе­ди­тель­но пока­зы­ва­ет, что на про­тя­же­нии всех веков сре­ди мно­гих людей и наро­дов суще­ство­вал порок – суе­ве­рия. Евреи были избран­ным наро­дом, но в боль­шин­стве сво­ем так и не смог­ли окреп­нуть в доб­ре и вере. На про­тя­же­нии всей сво­ей исто­рии они посто­ян­но коле­ба­лись духов­но, а в труд­ных слу­ча­ях иска­ли под­держ­ки у сосед­них наро­дов, но не у Бога. И толь­ко тяже­лое раб­ство воз­вра­ща­ло их взор к Небу. Такие при­ме­ры необ­хо­ди­мо все­гда дер­жать в памя­ти. Пом­нить, что иска­же­ние веры может при­ве­сти к отступ­ле­нию от сво­их тра­ди­ций, поте­ре духов­ных цен­но­стей. Все­гда, вез­де и во всем нам необ­хо­ди­мо пола­гать­ся на Бога и от Него Еди­но­го ожи­дать себе помо­щи. Где бы ни были, и что бы ни дела­ли, гово­рить одно: «Гос­подь со мною. Он все видит, все зна­ет и что Ему угод­но, то и сде­ла­ет. Будь Его свя­тая воля на все». Вся­кий почи­та­ю­щий Бога, при­ни­ма­ясь за дело, дол­жен преж­де пораз­мыс­лить, угод­но ли оно Гос­по­ду. Бог есть наш Тво­рец, Про­мыс­ли­тель и Спа­си­тель. Необ­хо­ди­мо, соглас­но Свя­щен­но­му Писа­нию, все­гда быть гото­вым делать то, что пове­ле­ва­ет нам Бог и усерд­но испол­нять все запо­ве­ди Божии и не роп­тать на Бога, когда Он не дела­ет того, чего бы нам хоте­лось. В Новом Заве­те Спа­си­тель наш Иисус Хри­стос ясно гово­рит, что жизнь веч­ная при­об­ре­та­ет­ся соблю­де­ни­ем заповедей:

«Что вы зове­те Меня: Гос­по­ди! Гос­по­ди! – и не дела­е­те того, что Я гово­рю?» (Лк.6:46);

«Ибо вы, оста­вив запо­ведь Божию, дер­жи­тесь пре­да­ния чело­ве­че­ско­го, омо­ве­ния кру­жек и чаш, и дела­е­те мно­гое дру­гое, сему подоб­ное» (Мк.7:8).

Сво­им при­ме­ром молит­вы в Геф­си­ман­ском саду Иисус Хри­стос науча­ет нас не опе­ча­ли­вать­ся, когда мы молим­ся, и не быва­ем услы­ша­ны (Мф.26:43–44). Вот несколь­ко при­ме­ров из Свя­щен­но­го Писа­ния: Мои­сей, желав­ший вой­ти в зем­лю обе­то­ван­ную, не достиг ее, Бого­от­цы Иоаким и Анна целую жизнь почти не виде­ли испол­не­ния сво­ей молит­вы. Буду­щее при­кры­то от нас: при­дет вре­мя, и мно­гое, чего мы не пони­ма­ли в судь­бе сво­ей, рас­кро­ет­ся пред нами.

Новый Завет не менее стро­го под­хо­дит к раз­лич­ным видам суе­ве­рий. Апо­сто­лы при­зы­ва­ют оста­вать­ся твер­ды­ми в Пра­во­слав­ной вере, осте­ре­гать­ся вли­я­ния язы­че­ских обы­ча­ев, укреп­ляя сво­им при­ме­ром: “Не поко­ле­бал­ся в обе­то­ва­нии Божи­ем неве­ри­ем, но пре­был тверд в вере, воз­дав сла­ву Богу” (Рим.4:20).

И еще: “…идол в мире ничто, и что нет ино­го Бога, кро­ме Еди­но­го” (1 Кор.8:4); “Какая сов­мест­ность хра­ма Божия с идо­ла­ми? Ибо вы храм Бога жива­го, как ска­зал Бог: все­люсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим наро­дом” (2Кор.6:16);

“Идо­ло­слу­же­ние, вол­шеб­ство, враж­да, ссо­ры, зависть, гнев, рас­при, раз­но­гла­сия, соблаз­ны, ере­си” (Гал.5:20).

“Посе­му я гово­рю и закли­наю Гос­по­дом, что­бы вы более не посту­па­ли, как посту­па­ют про­чие наро­ды, по сует­но­сти ума сво­е­го” (Еф.4:17);

“И свет све­тиль­ни­ка уже не появит­ся в тебе; и голо­са жени­ха и неве­сты не будет уже слыш­но в тебе: ибо куп­цы твои были вель­мо­жи зем­ли, и вол­шеб­ством тво­им вве­де­ны в заблуж­де­ние все наро­ды” (Откр.18:23);

“Итак, оправ­дав­шись верою, мы име­ем мир с Богом через Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста” (Рим.5:1).

Апо­стол Павел в “Посла­нии к Гала­там” гово­рит, что вол­шеб­ни­ки, идо­ло­слу­жи­те­ли “Цар­ства Божия не насле­ду­ют” (5, 21). Поэто­му ни в коем слу­чае нель­зя при­бе­гать к кол­дов­ским сред­ствам за помо­щью. Но, напро­тив, твер­до верить в про­мысл Божий. Для спа­се­ния души в хри­сти­ан­стве необ­хо­ди­мо искрен­нее при­ня­тие всех истин откро­ве­ния так, как пре­по­да­ет и разу­ме­ет их Все­лен­ская Церковь.

“Что­бы вы пом­ни­ли сло­ва, преж­де речен­ные свя­ты­ми про­ро­ка­ми, и запо­ведь Гос­по­да и Спа­си­те­ля, пре­дан­ную Апо­сто­ла­ми ваши­ми” (2Пет.3:2).

“Ибо не зако­ном даро­ва­но Авра­аму, или семе­ни его, обе­то­ва­ние быть наслед­ни­ком мира, но пра­вед­но­стью веры” (Рим.4:13). В этом и заклю­ча­ет­ся мудрость.

Гово­ря о древ­них магах и чаро­де­ях, полез­но упо­мя­нуть несколь­ко поучи­тель­ных исто­рий. Одна из них – из жиз­ни апо­сто­ла Пав­ла, когда он нахо­дил­ся в горо­де Ефесе.

Суе­ве­рие Ефе­са созда­ло осо­бый класс людей, кото­рые исклю­чи­тель­но зани­ма­лись вол­хо­ва­ни­ем и маги­ей. Маги­че­ское искус­ство тут сло­жи­лось в систе­му, были свои кни­ги. Эти кни­ги содер­жа­ли в себе все досто­я­ние дол­го­вре­мен­но­го раз­ви­тия маги­че­ско­го искус­ства: име­лись пра­ви­ла вол­хо­ва­ний, закли­на­тель­ные чаро­дей­ские фор­му­лы. Магия, как тай­ное искус­ство, была извест­на толь­ко огра­ни­чен­но­му чис­лу посвя­щен­ных, вла­дев­ших дра­го­цен­ны­ми кни­га­ми. Про­по­ведь свя­то­го Пав­ла, его чудо­твор­ная сила, дей­ство­вав­шая в его плат­ках и повяз­ках, обра­ща­ли на себя силь­ное и при­сталь­ное вни­ма­ние магов. Но вот бес­но­ва­тый обли­чил зло­упо­треб­ле­ния име­нем Иису­са и откры­то засви­де­тель­ство­вал Его могу­ще­ство. Слух о слу­чае с сыно­вья­ми Ске­вы достиг и чаро­де­ев. Этот факт окон­ча­тель­но решил их сомне­ния о Хри­сте, пока­зал ничтож­ность язы­че­ства и чаро­дей­ства, пре­вос­ход­ство про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла. …Глав­ная ефес­ская пло­щадь была пол­на наро­да. В цен­тре воз­вы­шал­ся боль­шой костер. Ефес­ские маги тор­же­ствен­но сожгли все свои дра­го­цен­ные кни­ги, пуб­лич­но отрек­лись от сво­их заблуж­де­ний. Костер стал луч­шей про­по­ве­дью о силе Хри­сто­вой (Деян.19:14).

Так­же и нам долж­но осте­ре­гать­ся вред­ных обы­ча­ев, кото­рые ниче­го обще­го с хри­сти­ан­ством не имеют.

Афон­ский Пате­рик опи­сы­ва­ет слу­чай с одним мона­хом, кото­рый нашел гада­тель­ную кни­гу и, из любо­пыт­ства раз­би­рая тай­ны гада­ния, увлек­ся ими. И вот, перед ним встал чер­ный чело­век испо­лин­ско­го роста и ска­зал: “Ты меня при­звал – вот я. Что тебе угод­но, я все испол­ню, толь­ко покло­нись мне”. “Гос­по­ду Богу мое­му покло­ня­юсь и Ему Еди­но­му слу­жу”, – отве­тил монах. -“Зачем же при­звал меня, узна­вая мои тай­ны?”. С эти­ми сло­ва­ми сата­на силь­но уда­рил мона­ха по щеке и исчез. От боли и стра­ха инок проснул­ся. Щека его рас­пух­ла и почер­не­ла так, что страш­но было смот­реть. С каж­дым днем боль уси­ли­ва­лась, а опу­холь совер­шен­но обез­об­ра­зи­ла ино­ка. Об этом узнал пре­по­доб­ный Дио­ни­сий и сра­зу при­шел к несчаст­но­му. Помо­лив­шись Гос­по­ду и Божи­ей Мате­ри, свя­той Дио­ни­сий пома­зал ино­ка еле­ем. Тот исце­лил­ся и про­сла­вил Бога.

Из диплом­ной рабо­ты воспитанника
5 кур­са Екатеринбургской
Духов­ной Семинарии
Вяче­сла­ва Сергеева

Источ­ник: http://orthodox.etel.ru/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2 комментария

  • игорь, 25.06.2016

    из Афон­ско­го пате­ри­ка эта исто­рия мне зна­ко­ма. подоб­ный слу­чаи был в моей жиз­ни. но спас­ло то чтоя по неве­де­нию вызвал демо­на. будь я тогда кре­щен­ный худо бы мне пришлось.

    Ответить »
  • Аноним, 10.11.2011

    нуме­ро­ло­гия ‚фэн-шуй ‚су-джок
    зна­чит я верю в идолов?

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки