Существуют ли колдуны?

Существуют ли колдуны?

(2 голоса5.0 из 5)

30 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров тра­тят еже­год­но рос­си­яне на кол­ду­нов и экс­тра­сен­сов, 2/3 жен­щин в нашей стране обра­ща­лись к гадал­кам. Дей­стви­тель­но ли суще­ству­ет маги­че­ское воз­дей­ствие, или это при­е­мы шар­ла­та­нов и чем вред­но обра­ще­ние к магии, надо ли боять­ся сгла­за или пор­чи, отве­ча­ет насель­ник Сре­тен­ско­го мона­сты­ря, кан­ди­дат фило­соф­ских наук, кан­ди­дат бого­сло­вия иеро­мо­нах ИОВ (Гуме­ров).

Дан­ные об аст­ро­но­ми­че­ской сум­ме трат рос­си­ян на услу­ги магов и кол­ду­нов при­вел на днях глав­ный кар­дио­лог Моск­вы Юрий Бузи­а­шви­ли. Это под­твер­жда­ет и социо­ло­ги­че­ский опрос «Лева­да-центр». Его резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют, что с 2000 г. доля рос­си­ян, кото­рые хотя бы раз обра­ща­лись к услу­гам гада­лок, воро­жей, магов и народ­ных цели­те­лей для сня­тия сгла­за, пор­чи и дру­гих целей, оста­ет­ся неиз­мен­ной — 20%. Из них доля тех, кто счи­та­ет, что хотя бы ино­гда такие спе­ци­а­ли­сты дей­стви­тель­но помог­ли им решить про­бле­мы, вырос­ла с 41 до 47%. К гадал­кам и кол­ду­нам обра­ща­лись око­ло 2/3 рос­сий­ских жен­щин. Сре­ди муж­чин доля на поря­док меньше.

- Отец Иов, обла­да­ют ли так назы­ва­е­мые кол­ду­ны и маги сверхъ­есте­ствен­ны­ми спо­соб­но­стя­ми или они про­сто моро­чат голо­ву лег­ко­вер­ным людям?

Э.Делакруа "Фауст"
Э. Дела­круа “Фауст”

- Во все вре­ме­на были люди, совер­шав­шие сверхъ­есте­ствен­ные дей­ствия не по Божьей воле, а с помо­щью духов зло­бы. Вспом­ни­те Писа­ние: «Когда ты вой­дешь в зем­лю, кото­рую дает тебе Гос­подь Бог твой, тогда не научись делать мер­зо­сти, какие дела­ли наро­ды сии: не дол­жен нахо­дить­ся у тебя при­во­дя­щий сына сво­е­го или дочь свою чрез огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это, и за сии-то мер­зо­сти Гос­подь Бог твой изго­ня­ет их от лица тво­е­го» (Втор.18:9–12). Сего­дня они себя назы­ва­ют по-дру­го­му — экс­тра­сен­сы, цели­те­ли, маги, ясно­ви­дя­щие, даже нау­ко­об­раз­ная тер­ми­но­ло­гия появи­лась: метод Брон­ни­ко­ва, метод Нор­бе­ко­ва, энер­ге­ти­че­ская клиз­ма (и такое выра­же­ние одна­жды мне встре­ти­лось!). Но суть не изме­ни­лась — это обще­ние с тем­ны­ми сила­ми, с помо­щью кото­рых они совер­ша­ют раци­о­наль­но необъ­яс­ни­мые вещи, чем удив­ля­ют и при­вле­ка­ют мно­гих людей, нахо­дя­щих­ся в духов­ной сле­по­те. В Дея­ни­ях свя­тых Апо­сто­лов рас­ска­зы­ва­ет­ся о Симоне, кото­рый «волх­во­вал и изум­лял народ Сама­рий­ский, выда­вая себя за кого-то вели­ко­го» (Деян.8:9). Все это дав­но извест­но. По сло­вам Еккле­зи­а­ста: «Быва­ет нечто, о чем гово­рят: “смот­ри, вот это новое”; но это было уже в веках, быв­ших преж­де нас» (Еккл.1:10). Прой­дут деся­ти­ле­тия. Уйдут из жиз­ни сего­дняш­ние маги и кол­ду­ны, при­дут дру­гие. И так будет до кон­ца исто­рии, когда в послед­ней вели­кой бит­ве добра и зла будут побеж­де­ны и заклю­че­ны в без­дну все тво­рив­шие тем­ное и злое.

Конеч­но, есть про­сто жули­ки, почув­ство­вав­шие мас­со­вый спрос на такие «услу­ги» и решив­шие с помо­щью при­ми­тив­ных фоку­сов и мани­пу­ля­ций зара­бо­тать на чело­ве­че­ской довер­чи­во­сти. Тоже, конеч­но, грех, но если бы все кол­ду­ны и маги были про­сто мошен­ни­ка­ми, Цер­ковь не при­рав­ня­ла бы этот грех к убий­ству. Люди, зани­ма­ю­щи­е­ся оккульт­ной прак­ти­кой, обра­ща­ют­ся за помо­щью к тем­ным силам, и это неиз­беж­но ведет к тяже­лей­шим болез­ням души — в первую оче­редь самих цели­те­лей, но и тех, кто к ним обра­ща­ет­ся. Мно­гие люди после такой «помо­щи» забо­ле­ва­ют пси­хи­че­ски. Любой свя­щен­ник зна­ет о послед­стви­ях обра­ще­ния к кол­ду­нам, экс­тра­сен­сам, цели­те­лям — на испо­ведь часто при­хо­дят люди, ранее обра­щав­ши­е­ся к колдунам.

- И что же делать, если когда-то по глу­по­сти или незна­нию обра­тил­ся к «цели­те­лю» или кол­ду­ну? Или если чело­век сам прак­ти­ко­вал оккульт­ные заня­тия: спи­ри­тизм, рей­ки, фэн-шуй?

- Пад­ший чело­век воз­рож­да­ет­ся в таин­ствах кре­ще­ния и пока­я­ния. В кре­ще­нии душа очи­ща­ет­ся от всех гре­хов и бла­го­да­тью Свя­то­го Духа освя­ща­ет­ся, что­бы пол­но­кров­но участ­во­вать в молит­вен­ной жиз­ни Церк­ви. Он полу­ча­ет все необ­хо­ди­мое, что­бы со вре­ме­нем иметь духов­ные пло­ды и спастись.

Покаяние, исповедьЕсли чело­век уже кре­щен, то ему надо при­сту­пить к таин­ству пока­я­ния, кото­рое свя­тые отцы назы­ва­ют «вто­рым кре­ще­ни­ем». Через искрен­нюю и пол­ную испо­ведь так­же про­ис­хо­дит исце­ле­ние и воз­рож­де­ние чело­ве­ка, кото­рый испы­тал воз­дей­ствие пад­ших духов.

- Зна­чит, вы не соглас­ны, что нуж­но про­хо­дить спе­ци­аль­ный чин отре­че­ния от оккультизма?

- Свя­тые отцы не оста­ви­ли нам тако­го чина. Надо дове­рять опы­ту бого­муд­рых мужей, не вво­дить ниче­го сво­е­го. Это чина нет ни в одном Треб­ни­ке. Раз­ве может какой-нибудь чин срав­нить­ся с таин­ством? Пре­по­доб­ный Иса­ия Отшель­ник гово­рит: «Бог дал власть изме­нять­ся через пока­я­ние и соде­лы­вать­ся через это совер­шен­но новым».

Чело­век, пока­яв­ший­ся в обще­нии через кол­ду­нов с пад­ши­ми духа­ми, лишь поло­жил нача­ло воз­рож­де­нию. Но одно дело Божье про­ще­ние (Гос­подь при­ни­ма­ет пока­я­ние и на Суде не вме­нит чело­ве­ку рас­ка­ян­ный грех), а дру­гое дело — исце­ле­ние души. При­бег­ну к ана­ло­гии. Чем тяже­лее телес­ная болезнь, тем труд­нее лече­ние, тем про­дол­жи­тель­ней быва­ет реа­би­ли­та­ция. Так и в духов­ной жиз­ни. Любой смерт­ный грех, как тяже­лый духов­ный недуг, под­ры­ва­ет здо­ро­вье души, трав­ми­ру­ет ее. И чем боль­ше душа трав­ми­ро­ва­на гре­хом, тем труд­нее изба­вить­ся от послед­ствий. Нуж­но шаг за шагом воз­рас­тать духов­но, глуб­же вхо­дить в цер­ков­ную жизнь, чаще при­бе­гать к спа­си­тель­ным таин­ствам. И все рав­но бесы дол­го (года­ми, деся­ти­ле­ти­я­ми) не отпус­ка­ют таких людей, про­дол­жа­ют счи­тать их сво­и­ми. Очень труд­но изба­вить­ся от послед­ствий обра­ще­ния к кол­ду­нам. Это я знаю как свя­щен­ник. Такие люди вызы­ва­ют состра­да­ние, но они долж­ны созна­вать, что от них тре­бу­ет­ся подвиг ради спа­се­ния. И если чело­век име­ет такую реши­мость, Бог ему все­гда при­дет на помощь.

- Мень­ше ли стра­да­ет чело­век, если он попал про­сто к шарлатану?

- Попал к шар­ла­та­ну, но шел-то к цели­те­лю. Все рав­но вели­ка веро­ят­ность, что его настиг­нут бесы. Веро­от­ступ­ни­че­ство совер­ши­лось — чело­век обра­тил­ся за помо­щью не к Источ­ни­ку Жиз­ни, а к дру­го­му источ­ни­ку, мут­но­му и нечи­сто­му. Бесы очень зор­ки и вни­ма­тель­ны. Для них это наход­ка, они почу­я­ли лег­кую добы­чу. Гос­подь ува­жа­ет сво­бо­ду каж­до­го чело­ве­ка, дает нам выбор. И вели­ка награ­да тому, кто захо­тел быть с Богом. А для лука­во­го сло­во «сво­бо­да» — пустой звук, ему лишь бы пой­мать чело­ве­ка в свои сети. И добьет­ся сво­е­го, если чело­век слеп или име­ет сла­бую веру. Как посто­ян­ная грязь на теле явля­ет­ся бла­го­при­ят­ной поч­вой для опас­ных мик­ро­бов, так к душе, кото­рая посто­ян­но носит в себе гре­хов­ную нечи­сто­ту, най­дут путь демоны.

- Люди сомне­ва­ю­щи­е­ся недо­уме­ва­ют: что пло­хо­го, если чело­век кому-то помог, когда меди­ци­на была бес­силь­на? А Ури Гел­лер, напри­мер, вооб­ще нико­го не лечит, про­сто гнет лож­ки. Бес­смыс­лен­ное заня­тие, но как буд­то вполне безобидное?

- В том-то и дело, что небез­обид­ное. Есть мир физи­че­ский, воз­дей­ствия на кото­рый всем более-менее понят­ны. Напри­мер, нико­го не удив­ля­ет, что берет­ся кусок метал­ла и с помо­щью ков­ки дела­ет­ся плуг. А поче­му после того, как чело­век дол­го и упор­но смот­рит на лож­ку, она начи­на­ет гнуть­ся, ни один уче­ный не объ­яс­нит. Есте­ствен­ны­ми сила­ми чело­век это сде­лать не может. Каки­ми же сила­ми это дела­ет­ся? Инте­рес­ная подроб­ность: в пар­ке око­ло сво­е­го дома в Лон­доне Гел­лер поста­вил обе­лиск «таин­ствен­ной силе», с помо­щью кото­рой он гнет лож­ки. Нет ниче­го уди­ви­тель­но­го, что источ­ник его «спо­соб­но­стей» для него явля­ет­ся лич­ност­ным нача­лом. Никто не будет ста­вить обе­лиск био­по­лю, на кото­рое ссы­ла­ют­ся экстрасенсы.

Быва­ют ли лже­чу­де­са, кото­рые совер­ша­ют маги и чаро­деи? Быва­ют. О них гово­рит­ся в Биб­лии. Когда Мои­сей и Аарон силою Божи­ей совер­ши­ли чудо, то фара­он при­звал сво­их чаро­де­ев: «Каж­дый из них бро­сил свой жезл, и они сде­ла­лись зме­я­ми, но жезл Ааро­нов погло­тил их жез­лы» (Исх. 7,11–12).

Раз­лич­ные заго­во­ры, закли­на­ния и иные маги­че­ские фор­му­лы, а так­же опре­де­лен­ные пред­ме­ты и дей­ствия — лишь позыв­ные для выхо­да на связь с демо­на­ми. Знаю слу­чаи, когда люди ради толь­ко «раз­вле­че­ния» при­ме­ня­ли их, и вско­ре явля­лись духи. Они были неви­ди­мы, но их при­сут­ствие — несо­мнен­ным: сами откры­ва­лись двер­цы шка­фов, пада­ли сту­лья, раз­да­ва­лись рит­мич­ные звуки.

Для веру­ю­ще­го хри­сти­а­ни­на демо­ни­че­ский источ­ник тех фено­ме­нов, кото­рые демон­стри­ру­ют перед людь­ми Ури Гел­лер и подоб­ные ему, абсо­лют­но ясен. Отец Сера­фим (Роуз) в кни­ге «Пра­во­сла­вие и рели­гия буду­ще­го» при­во­дит рас­сказ архи­манд­ри­та Нико­лая (Дро­бяз­ги­на), кото­рый на Цей­лоне при­сут­ство­вал на сеан­се кол­ду­на-факи­ра. «Оше­лом­лен­ные, мы не мог­ли отве­сти глаз от этой пора­зи­тель­ной кар­ти­ны». Далее отец Нико­лай рас­ска­зал: «Я совер­шен­но забыл о том, что я свя­щен­ник и монах, что мне вряд ли при­ли­че­ству­ет при­ни­мать уча­стие в подоб­ных зре­ли­щах. Нава­жде­ние было так необо­ри­мо, что серд­це и ум мол­ча­ли. Но мое серд­це было тре­вож­но и боль­но заби­лось. Все мое суще­ство охва­тил страх. Мои губы сами собой заше­ве­ли­лись и ста­ли про­из­но­сить сло­ва: “Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Божий, поми­луй мя греш­но­го!” Я почув­ство­вал немед­лен­ное облег­че­ние. Каза­лось, что какие-то неви­ди­мые цепи, кото­ры­ми я был опу­тан, начи­на­ли спа­дать с меня. Молит­ва ста­ла более сосре­до­то­чен­ной, и с ней вер­нул­ся мой душев­ный покой. Я про­дол­жал смот­реть на дере­во, как вдруг, буд­то под­хва­чен­ная вет­ром, кар­ти­на зату­ма­ни­лась и рас­се­я­лась… Но вот что-то как буд­то ста­ло тво­рить­ся и с самим факи­ром. Он сва­лил­ся набок. Встре­во­жен­ный юно­ша под­бе­жал к нему. Сеанс неожи­дан­но пре­рвал­ся… Уже ухо­дя, я неволь­но в послед­ний раз обер­нул­ся, что­бы запе­чат­леть в памя­ти всю сце­ну, и вдруг — я содрог­нул­ся от непри­ят­но­го ощу­ще­ния. Мой взгляд встре­тил­ся со взгля­дом факи­ра, пол­ным нена­ви­сти. Это про­изо­шло в крат­чай­ший миг, и он сно­ва при­нял свою преж­нюю позу, но этот взгляд раз и навсе­гда открыл мне гла­за на то, чьей силой в дей­стви­тель­но­сти про­из­ве­де­но это “чудо”».

С моим близ­ким род­ствен­ни­ком Вяче­сла­вом Весе­ло­вым про­изо­шел такой слу­чай. Он сидел перед вклю­чен­ным теле­ви­зо­ром, когда начал­ся сеанс с уча­сти­ем Чума­ка. Вяче­слав взял сосуд со свя­той водой и начер­тил в воз­ду­хе крест перед экра­ном. Изоб­ра­же­ние тот­час исчез­ло. Теле­ви­зор не рабо­тал до кон­ца сеан­са, а потом сам включился.

- Боль­шин­ство людей идет к экс­тра­сен­сам и цели­те­лям, что­бы попра­вить здо­ро­вье, исце­лить­ся от серьез­ной болез­ни. Уда­ет­ся ли это кому-нибудь?

- Наша жизнь, здо­ро­вье, дол­го­ле­тие — все в руках Божьих. Одним болез­ни посы­ла­ют­ся за гре­хи, а людям, вни­ма­тель­ным к сво­е­му внут­рен­не­му миру — для духов­но­го совер­шен­ства. В любом слу­чае мы долж­ны обра­щать­ся толь­ко к Богу. Невоз­мож­но лечить тело, не вра­чуя душу. При­чи­на болез­ни остается.

У экс­тра­сен­сов, как пра­ви­ло, люди ника­ко­го исце­ле­ния не полу­ча­ют, а испы­ты­ва­ют воз­дей­ствие пагуб­ных сил. Начи­на­ет­ся душев­ное рас­строй­ство. Ино­гда это про­яв­ля­ет­ся не сра­зу. И если даже порой син­дром сни­ма­ет­ся, наблю­да­ет­ся локаль­ное улуч­ше­ние, то какой ценой? Душа попа­да­ет в плен. Надо пом­нить, что духи зло­бы ниче­го не дают даром. Их цель одна — погу­бить чело­ве­ка, при­ве­сти в ад. Несмот­ря на опре­де­лен­ное раз­но­об­ра­зие слу­ча­ев обра­ще­ния к кол­ду­нам, все укла­ды­ва­ет­ся в клас­си­че­скую фор­му­лу отно­ше­ний Фау­ста и Мефи­сто­фе­ля. Я имею в виду не поэ­му Гете, а реаль­но­го, исто­ри­че­ски суще­ство­вав­ше­го Фау­ста. Маг и чаро­дей Иоган­нес Фауст (ок.1480 – ок.1540) заклю­чил дого­вор на 24 года с диа­во­лом, кото­рый предо­ста­вил ему все «бла­га» мира. Фауст согла­сил­ся отдать за это душу. Когда срок согла­ше­ния истек, диа­вол точ­но в ука­зан­ную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли сви­де­тель­ства совре­мен­ни­ков о нем. Филипп Меланх­тон (1497–1560), тео­лог и идео­лог немец­кой Рефор­ма­ции писал, что был зна­ком с ним лич­но: «Зна­вал я чело­ве­ка по име­ни Фауст, из Кунд­лин­га, малень­ко­го город­ка по сосед­ству с местом мое­го рож­де­ния… Он мно­го стран­ство­вал по све­ту и всю­ду раз­гла­голь­ство­вал о тай­ных нау­ках. При­е­хав в Вене­цию и желая пора­зить людей неви­дан­ным зре­ли­щем, он объ­явил, что взле­тит в небо. Ста­ра­ни­я­ми дья­во­ла он под­нял­ся в воз­дух, но столь стре­ми­тель­но низ­верг­ся на зем­лю, что едва не испу­стил дух, одна­ко остал­ся жив. Послед­ний день сво­ей жиз­ни, а было это несколь­ко лет тому назад, этот Иоган­нес Фауст про­вел в одной дере­вуш­ке кня­же­ства Вюр­темб­ерг­ско­го, погру­жен­ный в печаль­ные думы. Хозя­ин спро­сил о при­чине такой печа­ли, столь про­тив­ной его нра­вам и при­выч­кам… В ответ он ска­зал: “Не пугай­ся нын­че ночью”. Ров­но в пол­ночь дом зака­чал­ся. Заме­тив на сле­ду­ю­щее утро, что Фауст не выхо­дит из отве­ден­ной ему ком­на­ты, и подо­ждав до полу­дня, хозя­ин собрал людей и отва­жил­ся вой­ти к гостю. Он нашел его лежа­щим на полу нич­ком око­ло посте­ли; так умерт­вил его дья­вол» (Леген­да о док­то­ре Фау­сте. М., изд. «Нау­ка», 1978).

Люди, кото­рые идут за исце­ле­ни­ем к кол­ду­нам, отда­ют под залог свою душу. Она ста­но­вит­ся плен­ни­цей. Кто-то наде­ет­ся выле­чить ради­ку­лит, девуш­ка хочет при­влечь вни­ма­ние моло­до­го чело­ве­ка, иной идет ради экзо­ти­ки и сует­но­го любо­пыт­ства — все они, подоб­но Фаусту, заклю­ча­ют дого­вор. Ниче­го не под­пи­сы­ва­ют, не веда­ют даже о про­ис­хо­дя­щем, но согла­ше­ние всту­па­ет в силу. Цена это­го дого­во­ра – спа­се­ние души. Если, конеч­но, вовре­мя, пока живы, не пой­мут и не покаются.

- Но ведь это убе­ди­тель­но толь­ко для верующих.

- Вы пра­вы, это все зву­чит убе­ди­тель­но толь­ко для людей воцер­ко­в­лен­ных. Мы живем в поста­те­и­сти­че­ском обще­стве. 75 лет актив­но насаж­дал­ся ате­изм. Но душе чело­ве­че­ской тес­но в рам­ках толь­ко мате­ри­аль­но­го мира, и после паде­ния ком­му­низ­ма у мно­гих людей появи­лось жела­ние вый­ти за эти рам­ки. А веко­вые цен­но­сти утра­че­ны, духов­ные тра­ди­ции пре­рва­ны, кор­ни пере­руб­ле­ны. Если при­ме­нить к наше­му вре­ме­ни прит­чу о сея­те­ле (Мф.13:3–23), то нуж­но при­знать, что у боль­шин­ства людей сего­дня, увы, в душах тер­нии и кам­ни. Весь уклад совре­мен­ной жиз­ни заглу­ша­ет духов­ные потреб­но­сти. Души опу­сто­ша­ют­ся и гру­бе­ют. Поэто­му мно­гие не зна­ют и знать не хотят зако­ны духов­ной жиз­ни, ока­зы­ва­ют­ся вне 2000-лет­ней цер­ков­ной тра­ди­ции, в кото­рой скри­стал­ли­зо­вал­ся опыт людей, жив­ших пра­вед­но и бла­го­че­сти­во, пред­по­чи­та­ют лже­ду­хов­ность, псев­до­ре­ли­ги­оз­ность, экзо­ти­ку. Все это не тре­бу­ет ника­ких нрав­ствен­ных тру­дов, не пред­по­ла­га­ет иско­ре­не­ния поро­ков и стра­стей, но дает иллю­зию пол­но­цен­ной жиз­ни. Людям кажет­ся, что это дела­ет их жизнь инте­рес­ней, напол­ня­ет смыс­лом. Мы не долж­ны их обли­чать и пре­зи­рать, а долж­ны с искрен­ней любо­вью делать все, что в наших силах, что­бы помочь им прий­ти к под­лин­ной духов­но­сти, вне кото­рой нет спа­си­тель­ной исти­ны. Гос­подь ведь спро­сит с нас не толь­ко, как мы ходи­ли в цер­ковь и укло­ня­лись от путей нече­сти­вых, но и помог­ли ли мы заблу­див­шим­ся, пока­за­ли ли им путь к све­ту. Уве­рен — каж­дый из нас сде­лал дале­ко не все воз­мож­ное, что­бы им помочь.

- А при­хо­ди­лось ли вам испо­ве­до­вать быв­ших экс­тра­сен­сов, магов? Прав­да ли, что они не могут стать чле­на­ми Церк­ви, пока не утра­тят свои способности?

- Два­жды мне при­шлось испо­ве­до­вать людей, кото­рые актив­но прак­ти­ко­ва­ли оккуль­тизм. В пер­вом слу­чае это был муж­чи­на, а во вто­ром — жен­щи­на. К испо­ве­ди обо­их при­ве­ла онко­ло­ги­че­ская болезнь. Муж­чи­на был внешне еще доста­точ­но креп­ким. После испо­ве­ди он про­жил око­ло двух лет, но к цер­ков­ной жиз­ни так и не при­шел. К жен­щине я при­шел домой. Она уже не мог­ла ходить. Я испо­ве­дал, собо­ро­вал и при­ча­стил. Все три таин­ства она при­ня­ла осо­знан­но. Через неко­то­рое вре­мя для нее насту­пи­ли послед­ние дни жиз­ни. Зна­ко­мая, кото­рая побу­ди­ла ее при­гла­сить в пер­вый раз свя­щен­ни­ка, пред­ло­жи­ла позвать его еще раз, но уми­ра­ю­щая отка­за­лась. По-види­мо­му, пад­шие духи, с кото­ры­ми у нее была столь тес­ная связь, сохра­ни­ли над ней власть и вос­поль­зо­ва­лись тем, что ее умствен­ные и душев­ные силы были на исходе.

Что каса­ет­ся «спо­соб­но­стей» оккуль­ти­стов, то это сло­во нель­зя пони­мать бук­валь­но. Быва­ют спо­соб­но­сти мате­ма­ти­че­ские, музы­каль­ные и дру­гие. Они даны чело­ве­ку Твор­цом от рож­де­ния. Кол­ду­ны сво­их спо­соб­но­стей не име­ют. То, чем они поль­зу­ют­ся, при­над­ле­жит демо­нам. Они лишь зна­ют, как исполь­зо­вать это для сво­их целей. Пол­но­цен­но­му воцер­ко­в­ле­нию меша­ют не их мни­мые спо­соб­но­сти, а бед­ствен­ное состо­я­ние души, кото­рая исто­ще­на и трав­ми­ро­ва­на. Но надеж­да все­гда жива. Гос­подь ска­зал: «Чело­ве­кам это невоз­мож­но, Богу же все воз­мож­но (Мф.19:26). Хри­сти­ан­ство — рели­гия вос­кре­се­ния. Вос­кре­се­ние наших тел будет в кон­це вре­мен, а души, духов­но мерт­вые, могут вос­кре­сать сей­час. По бла­го­да­ти Божьей! Но что­бы тем­ное про­шлое дей­стви­тель­но ста­ло про­шлым, необ­хо­дим подвиг. Не нуж­но упро­щен­но думать, что доста­точ­но лишь начать регу­ляр­но ходить в храм. Даже в менее страш­ных слу­ча­ях отри­ца­тель­ные духов­ные навы­ки живу­чи. Один чело­век при­знал­ся мне, что никак не может заста­вить себя постить­ся и ходить на все­нощ­ную. За несколь­ко лет до это­го он какое-то вре­мя про­вел в общине обнов­лен­цев, в кото­рой прак­ти­ко­ва­лось созна­тель­ное отступ­ле­ние от пра­во­слав­ной тра­ди­ции, в част­но­сти, неоправ­дан­ное пре­не­бре­же­ние к обря­дам. Он пони­ма­ет, что не прав, но изба­вить­ся от при­об­ре­тен­но­го дур­но­го навы­ка не может. А это же куда без­обид­нее, чем оккульт­ная практика!

Вы, навер­ное, зна­е­те, что Цер­ковь сего­дня чаще руко­вод­ству­ет­ся прин­ци­па­ми ико­но­мии. Пра­ви­ла о епи­ти­мье были сфор­му­ли­ро­ва­ны в IV-VI веках. Их никто не отме­нял. Но изме­ни­лась жизнь. По пра­ви­лу свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го за блуд отлу­ча­ют от при­ча­стия на семь лет. Если сего­дня юно­ше из нецер­ков­ной семьи, кото­рый имел вне­брач­ные свя­зи, запре­тить семь лет при­ча­щать­ся, мы толь­ко запу­га­ем его. Он не оста­нет­ся в Церк­ви. Зада­ча пас­ты­ря — с любо­вью объ­яс­нить ему, поче­му это блуд, как любой смерт­ный грех раз­ру­ша­ет целост­ность чело­ве­ка, в чем глу­би­на и смысл запо­ве­дей. Вот мы и дер­за­ем заме­нить семь лет на несколь­ко недель. Мы в отве­те за каж­до­го при­шед­ше­го к нам чело­ве­ка. В совре­мен­ной абсо­лют­но секу­ля­ри­зи­ро­ван­ной жиз­ни (нашу циви­ли­за­цию мож­но назвать пост­хри­сти­ан­ской) мне не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным мно­го­лет­нее отлу­че­ние от при­ча­стия кого бы то ни было: блуд­ни­ка, убий­цы, оккультиста.

- Если люди нецер­ков­ные счи­та­ют бесов сред­не­ве­ко­вы­ми выдум­ка­ми, то неко­то­рые пра­во­слав­ные, наобо­рот, склон­ны во всем видеть про­ис­ки тем­ных сил. Борь­ба с беса­ми порой ста­но­вит­ся для них зна­чи­мее веры во Хри­ста. Полез­но ли мно­го думать о бесах? Надо ли боять­ся встре­чи с кол­ду­ном, сгла­за, порчи?

- Боять­ся надо соб­ствен­ных гре­хов! А бесо­бо­язнь как раз часто свой­ствен­на людям, постра­дав­шим от магов и экс­тра­сен­сов. Но ведь из Еван­ге­лия оче­вид­но, что даже сви­ньям бесы не могут повре­дить без воли Божьей. Помни­те, когда Гос­подь при­был в стра­ну Гада­рин­скую, то леги­он бесов, быв­ший в бес­но­ва­том, про­сил у Него раз­ре­ше­ния вой­ти в сви­ней? Тем более не могут повре­дить бесы чело­ве­ку, кото­рый живет в Церк­ви, участ­ву­ет в Ее бла­го­дат­ных таин­ствах, ста­ра­ет­ся не толь­ко соблю­дать обря­ды, но стя­жать мир­ный дух и испол­нять запо­ве­ди. Одна­жды ста­рец Паи­сий Свя­то­го­рец в бесе­де с людь­ми, кото­рые, види­мо, были под­вер­же­ны бесо­бо­яз­ни, ска­зал: «Ну что вы бои­тесь, раз­ве любя­щий отец даст шпане изби­вать сво­е­го сына? Нет, конеч­но». А Гос­подь Бог — наш Небес­ный Роди­тель. «Отче наш»,- обра­ща­ем­ся мы к Нему в молит­ве. Конеч­но, Он не даст изби­вать Свое досто­я­ние, не допу­стит наси­лия над ним. Зло не было созда­но Богом, оно роди­лось, когда Его созда­ния зло­упо­тре­би­ли дан­ной им сво­бо­дой, по сво­ей воле отсту­пи­ли от добра. Поэто­му по уче­нию Церк­ви ника­ких мате­ри­аль­ных носи­те­лей зла, ника­кой антибла­го­да­ти нет. Через пред­ме­ты это не пере­да­ет­ся. Все зави­сит толь­ко от сво­бод­ной воли каж­до­го чело­ве­ка. Если он чув­ству­ет зави­си­мость от тем­ных сил, при­чи­ны надо искать в себе, в сво­ей гор­до­сти, само­на­де­ян­но­сти, недо­ста­точ­ном сми­ре­нии и упо­ва­нии на Бога. Имен­но это выве­ло его из-под охра­ни­тель­ной дес­ни­цы Божьей. И если кто-то испы­ты­ва­ет вли­я­ние на себя духов зло­бы, то не баб­ка вино­ва­та, а сам чело­век, живу­щий в гре­хах. Я, чест­но гово­ря, не люб­лю поня­тия «сглаз» и «пор­ча», пото­му что ими зло­упо­треб­ля­ют люди мало­цер­ков­ные, кото­рые все сво­дят к зло­му умыс­лу и про­ис­кам дру­гих, а себе не внимают.

Не дол­жен пра­во­слав­ный чело­век боять­ся ни кол­ду­нов, ни бесов, ни сгла­за, ни пор­чи. Мы духов­но сла­бые, немощ­ные, поэто­му быва­ют иску­ше­ния, нава­жде­ния. Неко­то­рые ищут какие-то осо­бые спо­со­бы защи­ты. Есть так назы­ва­е­мая молит­ва задер­жа­ния. Меня спра­ши­ва­ют, надо ли ее читать. Я не сове­тую. Наша жизнь с Богом, испол­не­ние запо­ве­дей, уча­стие в таин­ствах и есть самое силь­ное «задер­жа­ние». А если слу­чи­лось по Божье­му попу­ще­нию стра­хо­ва­ние бесов­ское, то надо обра­тить­ся к мно­го­ве­ко­во­му опы­ту борь­бы с нава­жде­ни­я­ми: чита­ет­ся 90‑й пса­лом или молит­ва Кре­сту. Да и если про­сто с упо­ва­ни­ем на Бога и серд­цем сми­рен­ным про­чи­тать «Отче наш» или «Бого­ро­ди­це Дево, радуй­ся…», нава­жде­ние прой­дет, бесы исчезнут.

Мир лежит во зле, а в наше вре­мя мир осо­бен­но иска­жен и отрав­лен ядом гре­ха. Конеч­но, в 12-мил­ли­он­ном горо­де есть и экс­тра­сен­сы, и кол­ду­ны, мно­гие, не ведая того, пере­се­ка­ют­ся с ними в транс­пор­те, мага­зи­нах. Но если бы они мог­ли про­тив нашей воли наво­дить пор­чу или сглаз, навер­ное, в Москве уже не оста­лось бы здо­ро­вых людей. Свя­тые отцы науча­ют нас быть духов­но бод­ры­ми. Закон­чу бесе­ду сло­ва­ми свя­ти­те­ля Игна­тия (Брян­ча­ни­но­ва): «Умо­лим Бога, чтоб Он даро­вал нам чисто­ту и сми­рен­но­муд­рие, пло­дом кото­рых быва­ет духов­ное рас­суж­де­ние, с вер­но­стию отли­ча­ю­щее доб­ро от зла! Духов­ное рас­суж­де­ние сры­ва­ет личи­ну с дей­ствия наших стра­стей, часто пред­став­ля­ю­ще­го­ся для неопыт­ных и страст­ных дей­стви­ем высо­чай­ше­го добра и даже дей­стви­ем Боже­ствен­ной бла­го­да­ти; духов­ное рас­суж­де­ние сры­ва­ет личи­ну с пад­ших духов, кото­рою они ста­ра­ют­ся при­крыть себя и свои коз­ни. Умо­лим Бога, чтоб Он даро­вал нам духов­ное виде­ние духов, при посред­стве кото­ро­го мог­ли бы мы усмат­ри­вать их и в при­но­си­мых ими помыс­лах и меч­та­ни­ях, рас­торг­нуть обще­ние с ними в духе нашем, сверг­нуть с себя иго их, изба­вить­ся из пле­на! В обще­нии с пад­ши­ми духа­ми и в пора­бо­ще­нии им заклю­ча­ет­ся наша поги­бель… С покор­но­стию и бла­го­го­ве­ни­ем после­ду­ем уче­нию свя­тых Отцов, пре­да­нию пра­во­слав­ной Церкви!».

Иеро­мо­нах ИОВ (Гуме­ров)

иеромонах ИОВ ГумеровСправ­ка

Иеро­мо­нах ИОВ (Гуме­ров) родил­ся в 1942 году. В 1966‑м окон­чил фило­соф­ский факуль­тет МГУ, затем аспи­ран­ту­ру. Защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию в Инсти­ту­те фило­со­фии по теме «Систем­ный ана­лиз меха­низ­ма изме­не­ния соци­аль­ной орга­ни­за­ции»; потом 15 лет рабо­тал стар­шим науч­ным сотруд­ни­ком во Все­со­юз­ном науч­но-иссле­до­ва­тель­ском инсти­ту­те систем­ных иссле­до­ва­ний Ака­де­мии наук. Окон­чил Мос­ков­скую Духов­ную Семи­на­рию, а затем Духов­ную Ака­де­мию. Защи­тил дис­сер­та­цию на сте­пень кан­ди­да­та бого­сло­вия. Пре­по­да­вал в Мос­ков­ской Духов­ной Семи­на­рии основ­ное бого­сло­вие и в Духов­ной Ака­де­мии — Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хо­го Заве­та. Веду­щий руб­ри­ки «Вопро­сы свя­щен­ни­ку» на сай­те «Православие.ru».

В 1990 году руко­по­ло­жен в диа­ко­ны, в том же году — в свя­щен­ни­ки. Слу­жил в хра­ме св. рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра в Ста­рых Садех, свя­ти­те­ля Нико­лая Чудо­твор­ца в Хамов­ни­ках, Ива­нов­ском мона­сты­ре. С 2003 года — насель­ник Сре­тен­ско­го мона­сты­ря. В апре­ле 2005 года постри­жен в мона­хи с име­нем Иов.

Бесе­до­вал Лео­нид Виноградов

Источ­ник: Нескуч­ный сад

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий

  • Пьер, 10.06.2014

    Спа­си­бо отец, за разъ­яс­не­ния! Помо­ги вам Гос­подь в этой нелег­кой жизни!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки