Свадебные суеверия

Свадебные суеверия

(3 голоса5.0 из 5)

Сва­дьба – радост­ный момент в жиз­ни моло­до­же­нов и их близ­ких. К ней гото­вят­ся осно­ва­тель­но – выби­ра­ют дату, под­би­ра­ют наря­ды, пла­ни­ру­ют сва­деб­ное тор­же­ство и т.д. Все эти дей­ствия обстав­ле­ны мно­же­ством при­мет и риту­аль­ных дей­ствий, яко­бы необ­хо­ди­мых для счаст­ли­вой семен­ной жиз­ни. Интер­нет пест­рит под­бор­ка­ми сва­деб­ных при­мет и тра­ди­ций. Мно­гие из них при­пи­сы­ва­ют пред­кам (наши бабуш­ки так дела­ли), есть и вполне совре­мен­ные. Но при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии подав­ля­ю­щее боль­шин­ство этих при­мет и тра­ди­ций явля­ет­ся пере­жит­ком язы­че­ско­го про­шло­го или суе­ве­ри­я­ми, завя­зан­ны­ми на оккуль­тиз­ме. Не обхо­дит­ся и без откро­вен­ных глу­по­стей, кото­рым вооб­ще нет ника­ко­го логи­че­ско­го объ­яс­не­ния – кто-то когда-то ска­зал, а при­ня­ли за чистую моне­ту. Пере­чис­лить и разо­брать все при­ме­ты и суе­ве­рия с пози­ции пра­во­сла­вия и про­сто здра­во­го смыс­ла невоз­мож­но. Их настоль­ко мно­го, что гла­за раз­бе­га­ют­ся. Они еще и раз­нят­ся в зави­си­мо­сти от мест­но­сти, име­ют свои осо­бен­но­сти. А если про­сто собрать сва­деб­ные при­ме­ты и суе­ве­рия раз­ных стран, то мож­но изда­вать мно­го­том­ную энцик­ло­пе­дию. Поэто­му в дан­ной пуб­ли­ка­ции будут разо­бра­ны наи­бо­лее попу­ляр­ные сва­деб­ные обы­чаи, тра­ди­ции, при­ме­ты и суеверия.

Дата сва­дьбы

Все, пожа­луй, слы­ша­ли выра­же­ние «в мае сва­дьбу играть – всю жизнь маять­ся». Ниче­го, кро­ме схо­же­сти слов «май» и «маять­ся» это устой­чи­вое суе­ве­рие в сво­ей осно­ве не име­ет. Но ста­ти­сти­ка неумо­ли­ма – в мае в Рос­сии всту­па­ют в брак наи­мень­шее коли­че­ство пар. Суще­ству­ет даже целый сва­деб­ный кален­дарь по меся­цам, где каж­до­му меся­цу при­пи­сы­ва­ет­ся своя «осо­бен­ность». Играть свадьбу

  • в янва­ре — рано овдоветь
  • в фев­ра­ле — дол­гая счаст­ли­вая жизнь в мире и согласии
  • в мар­те — жизнь вда­ли от дома, на чужой стороне
  • в апре­ле — супру­же­ское сча­стье будет пере­мен­чи­вым и непостоянным
  • в мае — к измене и недо­ве­рию меж­ду супру­га­ми, ну или маять­ся всю жизнь
  • в июне — медо­вый месяц будет про­дол­жать­ся всю жизнь
  • в июле — жизнь будет кис­ло-слад­кой, горе и сча­стье в рав­ном количестве
  • в авгу­сте — муж будет не толь­ко воз­люб­лен­ным, но и другом
  • в сен­тяб­ре — тихая спо­кой­ная жизнь
  • в октяб­ре — жизнь будет труд­ной и тяжелой
  • в нояб­ре — жизнь бога­тая и счастливая
  • в декаб­ре — любовь с каж­дым годом будет все сильнее

Не вполне понят­но, отку­да взял­ся этот кален­дарь, пер­во­на­чаль­ный смысл его либо уте­рян, либо вооб­ще не суще­ство­вал, сей­час этот кален­дарь пред­став­ля­ет собой про­сто сбор­ник бес­смыс­лен­ных суе­ве­рий. Пред­по­ло­жить, что осно­ва­ние для него было в оби­хо­де древ­них сла­вян, нель­зя, посколь­ку у них был свой сва­деб­ный кален­дарь, тес­но свя­зан­ный с бытом. Языч­ни­ки-сла­вяне ори­ен­ти­ро­ва­лись годо­вые фазы небес­ных све­тил, сме­ну вре­мен года.

У сла­вян были осо­бые дни, когда устра­и­ва­лись смот­ри­ны жени­хов и невест и игра­лись сва­дьбы. Так, в ночь на празд­ник Купа­лы, день посвя­щен­ный лет­не­му солн­це­сто­я­нию, когда осо­бо чество­вал­ся Яри­ло – бог солн­ца, устра­и­ва­лись риту­аль­ные игри­ща с хоро­во­да­ми вокруг кост­ров. Сей­час об этом рас­ска­зы­ва­ют про­сто как о народ­ной тра­ди­ции, а для сла­вян-языч­ни­ков это име­ло осо­бый мисти­че­ский смысл. Хоро­во­ды води­ли груп­пы юно­шей и деву­шек вокруг риту­аль­ных кост­ров, выло­жен­ных в виде соляр­ных сим­во­лов – коло­вра­та и поло­со­ни. Жрец читал гимн богу Роду и в опре­де­лен­ный момент хоро­во­ды при­бли­жа­лись друг к дру­гу и когда кто-то стал­ки­вал­ся спи­на­ми, то хоро­вод оста­нав­ли­вал­ся. Столк­нув­ши­е­ся юно­ша и девуш­ка объ­яв­ля­лись поре­чен­ной парой и про­хо­ди­ли еще несколь­ко испы­та­ний, непо­сред­ствен­но свя­зан­ных с риту­аль­ны­ми костра­ми и если все полу­ча­лось, то счи­та­лось, что выш­ние боги их соеди­ни­ли. Утром, после встре­чи Яри­ла, ново­ис­пе­чен­ная пара отправ­ля­лась за роди­тель­ским бла­го­сло­ве­ни­ем. Роди­те­ли долж­ны были встре­тить­ся и до празд­ни­ка Любо­ми­ра (22 авгу­ста) решить вме­сте со жре­ца­ми, когда играть сва­дьбу. Кста­ти, тра­ди­ция кри­чать «Горь­ко!» на сва­дьбе берет нача­ло имен­но от сва­деб­но­го тор­же­ства на празд­ник Любо­ми­ра. Этим гости про­си­ли жени­ха и неве­сту под­сла­стить горь­кий хмель каким-то слад­ким напитком. 

Игра­ли сла­вяне сва­дьбы и на Крас­ную гор­ку или Яри­ло Веш­ний. Празд­нич­ная неде­ля начи­на­лась 23 апре­ля и дли­лась вплоть до Раду­ни­цы, дня поми­но­ве­ния мерт­вых. Сей­час эти дни отме­че­ны в цер­ков­ном кален­да­ре, но име­ют хри­сти­ан­ское осмыс­ле­ние. Но на Крас­ную гор­ку по-преж­не­му быва­ет сва­деб­ный бум, посколь­ку это пер­вый день после Вели­ко­го поста и Пас­хи совер­ша­ют­ся вен­ча­ния. И на Радо­ни­цу все так­же поми­на­ют усопших.

С при­ня­ти­ем Русью хри­сти­ан­ства кален­дарь сва­деб при­об­рел осо­бый вид, т.к. стал зави­сим от одно­днев­ных и мно­го­днев­ных постов и неко­то­рых цер­ков­ных празд­ни­ков. В посту не вен­ча­ли и не игра­ли сва­деб. Появи­лась тра­ди­ция вен­чать­ся на Покров Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Инте­рес­но, что неко­то­рые атри­бу­ты сла­вян­ских сва­деб­ных тра­ди­ций пере­ко­че­ва­ли в цер­ков­ную обряд­ность, при­об­ре­тя новый смысл. Напри­мер, руш­ник на кото­рый ста­но­вят­ся бра­чу­ю­щи­е­ся на вен­ча­нии, был у сла­вян, он являл­ся родо­вым обе­ре­гом и пере­да­вал­ся из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Насту­пить на рас­ши­тый руш­ник, рас­сте­лен­ный по зем­ле, обо­зна­ча­ло маги­че­ски защи­тить свою моло­дую семью силой обо­их родов, а так­же буду­щих потом­ков новой семьи. Так­же руш­ни­ком, как и сей­час на вен­ча­нии, обвя­зы­ва­ли руки моло­до­же­нов и води­ли их три­жды вокруг родо­во­го дере­ва, как сей­час на вен­ча­нии три­жды обво­дят вокруг ана­лоя с ико­ной. Таким обра­зом, Цер­ковь не ста­ла раз­ру­шать древ­ние тра­ди­ции, но дала им свое осмыс­ле­ние. Так, у сла­вян-языч­ни­ков суще­ство­вал празд­ник Мас­ле­ни­ца, длив­ший­ся неде­лю и сим­во­ли­зи­ро­вав­ший нача­ло вес­ны. В рус­ском пра­во­слав­ном кален­да­ре под этим назва­ни­ем обо­зна­че­на под­го­то­ви­тель­ная неде­ля перед нача­лом Вели­ко­го поста, когда уже не вку­ша­ет­ся мясо, но все еще мож­но вку­шать молоч­ные про­дук­ты. Тра­ди­ци­он­но все так­же пекут бли­ны и ходят друг к дру­гу в гости. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что сла­вяне игра­ли сва­дьбы и на Мас­ле­ни­цу, что­бы моло­до­же­ны по жиз­ни «ката­лись как сыр в масле».

Сей­час сва­деб­ные тра­ди­ции раз­би­ва­ют дни неде­ли на удач­ные и неудач­ные. Поне­дель­ник, втор­ник и сре­да – бла­го­при­ят­ны для сва­деб, к богат­ству, здо­ро­вью и сча­стью соот­вет­ствен­но. Чет­верг и пят­ни­ца – небла­го­при­ят­ны и сулят супру­гам горе­сти и невзго­ды. При этом ниче­го не ска­за­но про суб­бо­ту и вос­кре­се­нье. Веро­ят­но, эта тра­ди­ция так­же ухо­дит кор­ня­ми в сла­вян­ское язы­че­ство. Восточ­ные сла­вяне, по мне­нию иссле­до­ва­те­лей, поль­зо­ва­лись пяти­днев­ным недель­ным цик­лом, а суб­бо­та и вос­кре­се­нье появи­лись уже в пери­од христианизации.

Суще­ству­ют даже погод­ные при­ме­ты на свадьбу:

  • Нена­стье, дождь или снег в сва­деб­ный день — к дол­го­му счаст­ли­во­му бра­ку и достат­ку в семье.
  • Ветер силь­ный — сама при­ро­да жела­ет моло­дым попут­но­го вет­ра в семей­ной жизни.
  • В день сва­дьбы уда­рил мороз — пер­вый ребе­нок будет маль­чи­ком, креп­ким и сильным.
  • Ясное небо и сол­неч­ный день — к без­об­лач­ной жиз­ни молодых.
  • Гро­за и буря — к про­бле­мам, кото­рые удаст­ся решить сов­мест­ны­ми усилиями.

Про­ис­хож­де­ние их, веро­ят­но, так­же язы­че­ское, посколь­ку про­сле­жи­ва­ет­ся вера во вли­я­ние при­ро­ды (божеств, ассо­ци­и­ро­ван­ных с при­род­ны­ми явле­ни­я­ми) на жизнь ново­брач­ных. «Авто­рам» этих при­мет хоте­лось даже в погод­ных усло­ви­ях видеть осо­бое бла­го­во­ле­ние богов к молодоженам. 

Так­же сей­час ста­ло мод­ным обра­щать­ся при пла­ни­ро­ва­нии даты сва­дьбы к лун­но­му кален­да­рю и реко­мен­да­ци­ям аст­ро­ло­гов. Конеч­но, для пра­во­слав­ных хри­сти­ан недо­пу­стим такой под­ход. Ни сла­вян­ское язы­че­ство, ни аст­ро­ло­гия, ни какие-либо «бла­го­при­ят­ные» дни или меся­ца не долж­ны вли­ять на выбор дня для сва­дьбы. Этот выбор дол­жен быть осно­ван исклю­чи­тель­но на жела­ни­ях и воз­мож­но­стях, с уче­том пра­во­слав­но­го календаря.

Таин­ство бра­ка (вен­ча­ние) в совре­мен­ной прак­ти­ке Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви не совершается:

  • по втор­ни­кам, чет­вер­гам (нака­нуне пост­ных дней – сре­ды и пят­ни­цы) и в суб­бо­ту (нака­нуне малой Пас­хи – дня воскресного);
  • на Пас­ху, нака­нуне дву­на­де­ся­тых и вели­ких праздников;
  • нака­нуне пре­столь­ных хра­мо­вых празд­ни­ков (в каж­дом хра­ме свои пре­столь­ные праздники);
  • в Сыр­ную сед­ми­цу, в про­дол­же­ние Свя­ток и Пас­халь­ной (Свет­лой) седмицы;
  • во вре­мя Вели­ко­го, Пет­ро­ва, Успен­ско­го и Рож­де­ствен­ско­го постов;
  • в дни (и нака­нуне) стро­го­го одно­днев­но­го поста: Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – 11 сен­тяб­ря и Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня – 27 сентября;

Хочет­ся отме­тить, что в дру­гих Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вях (Серб­ская, Гру­зин­ская, Бол­гар­ская, Эллад­ская, Кипр­ская, Румын­ская и т.д.) суще­ству­ют свои тра­ди­ции отно­си­тель­но допу­сти­мых дней для вен­ча­ния. Поэто­му, если сва­дьба и вен­ча­ние пла­ни­ру­ет­ся в дру­гой стране (на кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии дру­гих Помест­ных Церк­вей), то необ­хо­ди­мо зара­нее уточ­нить все нюан­сы у свя­щен­ни­ка в хра­ме, где пла­ни­ру­ет­ся венчание.

Сва­деб­ные наряды 

Отно­си­тель­но сва­деб­ных наря­дов суще­ству­ет мно­же­ство пра­вил, при­мет и суе­ве­рий. Вот лишь неболь­шая часть из них:

  • Выхо­дить замуж сле­ду­ет в туф­лях с закры­тым носом, ина­че не видать жиз­ни в достатке;
  • Сва­деб­ная обувь долж­на быть ноше­ной — туфли сле­ду­ет хоть раз надеть нака­нуне тор­же­ства, это к удаче;
  • Празд­нич­ная обувь долж­на быть без шнур­ков, ина­че отно­ше­ния с супру­гом будут запутанными;
  • Отсут­ствие засте­жек на туф­лях — к лег­ким родам в будущем;
  • Сва­деб­ное пла­тье непре­мен­но долж­но быть слит­ным, ина­че с мужем раз­дель­но жить;
  • Коли­че­ство пуго­виц на пла­тье долж­но быть чет­ным – к согла­сию меж­ду супругами;
  • Надеть жем­чуг на тор­же­ствен­ную цере­мо­нию — к сле­зам в браке;
  • Перед тор­же­ством жених дол­жен вло­жить в пра­вый боти­нок монет­ку под пят­ку — это к достатку;

Боль­шин­ство этих при­мет не име­ет сколь либо разум­но­го обос­но­ва­ния или объ­яс­не­ния. Какая может быть связь меж­ду отсут­стви­ем засте­жек на туф­лях и лег­ки­ми рода­ми? Прин­ци­пи­аль­но ника­кой. Или как могут повли­ять закры­тые туфли на доста­ток в семье? Никак не могут, если не рабо­тать, то достат­ка не видать, какие туфли не одень. Из той же серии – про монет­ку в туф­ле. Если бы доста­точ­но было поло­жить монет­ку и не рабо­тать, то все так и ходи­ли бы с монет­ка­ми, не выни­мая их. Все эти пове­рья ни что иное, как магиз­мы, вера в некое риту­аль­но-обря­до­вое дей­ствие, кото­рое долж­но при­не­сти жела­е­мый резуль­тат. Людям очень хочет­ся что-то поно­сить, подер­жать, взмах­нуть как вол­шеб­ной палоч­кой и, не при­ла­гая более ника­ких уси­лий, полу­чить доста­ток, здо­ро­вье, сча­стье, любовь и т.д. Оче­вид­но, что это невоз­мож­но и ника­ких вол­шеб­ных пало­чек не существует.

Еще одно устой­чи­вое суе­ве­рие гла­сит, что

  • жених не дол­жен видеть неве­сту в сва­деб­ном пла­тье до сва­дьбы, это к рас­ста­ва­нию (по дру­гой вер­сии – брак будет постро­ен на упре­ках и ссо­рах, что впро­чем, так­же зача­стую ведет к расставанию).

Это суе­ве­рие при­шло из сла­вян­ско­го язы­че­ства. Нынеш­ний поря­док сва­деб­но­го дня в общих чер­тах почти не отли­ча­ет­ся от того, что был у древ­них сла­вян. Так­же как и сей­час, жених при­ез­жал за неве­стой в ее дом и не мог видеть наряд­ную неве­сту до само­го вен­ча­ния (да, не удив­ляй­тесь, языч­ни­ков вен­чал, то есть воз­ла­гал на голо­вы моло­до­же­нов вен­ки, жрец или волхв), даже еха­ли не него порознь. Чисто тех­ни­че­ски уви­деть жени­ху неве­сту в сва­деб­ном наря­де было прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Но, ради пущей остраст­ки, види­мо, и появи­лась «стра­шил­ка» о запре­те видеть жени­ху неве­сту в сва­деб­ном пла­тье. Похо­жее суе­ве­рие гла­сит, что неве­сту в сва­деб­ном пла­тье долж­но видеть как мож­но мень­ше посто­рон­них людей – что­бы не сгла­зи­ли. Тут все ясно – вера в сглаз – один из непре­мен­ных язы­че­ских атрибутов.

Инте­рес­но кос­нуть­ся и цве­та пла­тья неве­сты. Сей­час оно тра­ди­ци­он­но белое, и мно­гие пола­га­ют, что имен­но так все­гда и было. Одна­ко, белый цвет рань­ше счи­тал­ся тра­ур­ным цве­том, цве­том скор­би. На Руси тра­ди­ци­он­ным празд­нич­ным цве­том был крас­ный, крас­ным был и сва­деб­ный наряд. Допус­ка­лись и дру­гие празд­нич­ные цве­та, их палит­ра варьи­ро­ва­лась в зави­си­мо­сти от мест­но­сти. Пла­тья обиль­но укра­ша­лись вышив­кой, чем бога­че и раз­но­об­раз­ней была вышив­ка, тем усерд­ней в руко­де­лии счи­та­лась неве­ста, посколь­ку имен­но неве­сты сами шили себе пла­тья. Заму­же­ство пони­ма­лось как «смерть» неве­сты для сво­ей семьи, поэто­му в опре­де­лен­ный момент покры­ва­ли ее белым покры­ва­лом, как сава­ном. Его то и сни­мал с лица неве­сты ново­ис­пе­чен­ный муж. Сей­час мы видим эту тра­ди­цию в сва­деб­ной фате. Фата не толь­ко у сла­вян, но и у мно­гих дру­гих наро­дов име­ла еще и дру­гое при­клад­ное зна­че­ние – она отго­ня­ла злых духов.

До Ека­те­ри­ны II в Рос­сии цвет сва­деб­но­го пла­тья оста­вал­ся пре­иму­ще­ствен­но крас­ным. Имен­но она вве­ла новую моду, под­ра­жая неко­то­рым дру­гим авгу­стей­шим осо­бам Евро­пы. В Евро­пе же эта мода укре­пи­лась с пода­чи англий­ской коро­ле­вы Вик­то­рии, мно­гие знат­ные неве­сты ста­ли под­ра­жать ей. Мас­со­вую же моду на белые сва­деб­ные пла­тья вве­ла Коко Шанель, окон­ча­тель­ный рас­цвет сва­деб­ной моды при­шел­ся на 50‑е годы про­шло­го сто­ле­тия. Сей­час прак­ти­че­ски ни одна сва­дьба не обхо­дит­ся без кра­си­вых белых под­ве­неч­ных пла­тьев. Изна­чаль­ный смысл бело­го цве­та как тра­ур­но­го пол­но­стью уте­рян и теперь белый цвет сва­деб­но­го пла­тья сим­во­ли­зи­ру­ет чисто­ту и непорочность.

Рас­про­стра­нен­ное суе­ве­рие гла­сит, что

  • сва­деб­ное пла­тье и фату после сва­дьбы про­да­вать нель­зя, его нуж­но хра­нить всю жизнь, что­бы брак не распался.

Мно­гие так и посту­па­ют, толь­ко вот неза­да­ча – про­ка от это­го дей­ствия ника­ко­го, брак дер­жит­ся не на пла­тье, а на люб­ви и общих инте­ре­сах супру­гов. А Рос­сия нын­че впе­ре­ди пла­не­ты всей по чис­лу раз­во­дов (рас­па­да­ет­ся око­ло 50% бра­ков). Мно­гим из этих людей пла­тье никак не помогло.

Есть похо­жее суеверие

  • сва­деб­ное пла­тье и фату после сва­дьбы нико­му давать нель­зя, это к повто­ре­нию чужой судьбы.

Это суе­ве­рие уже напря­мую свя­за­но с оккульт­ны­ми веро­ва­ни­я­ми. Счи­та­ет­ся, что вме­сте с вещью мож­но «пере­дать судь­бу» ста­ро­го вла­дель­ца ново­му вла­дель­цу. Конеч­но, это неправ­да. Во пер­вых, ника­кой судь­бы (в смыс­ле пред­опре­де­ле­ния) не суще­ству­ет. Чело­век сам тво­рец сво­ей судь­бы, стро­и­тель сво­ей жиз­ни. Во вто­рых, ни пла­тье, ни какая-либо дру­гая вещь не явля­ет­ся «акку­му­ля­то­ром судеб», запи­сы­ва­ю­щий в виде неких энер­гий жизнь вла­дель­ца. Един­ствен­ное, что мож­но полу­чить в при­да­чу к ношен­но­му сва­деб­но­му пла­тью – био­ло­ги­че­ские мате­ри­а­лы и био­ло­ги­че­ские сле­ды быв­шей владелицы.

В целом оккульт­ные сва­деб­ные суе­ве­рия весь­ма рас­про­стра­не­ны, например,

  • к внут­рен­ней сто­ро­ны одеж­ды, как и неве­сте, жени­ху сле­ду­ет при­ко­лоть булав­ку голов­кой вниз — от сглаза.

Оккульт­ные веро­ва­ния наде­ля­ют про­стую булав­ку поис­ти­не могу­чей силой. Одной лишь булав­кой мож­но про­ти­во­сто­ять сгла­зу, пор­че и еще мно­го чему. А если она еще и заго­во­рен­ная, то и вовсе мож­но горы свер­нуть. Вера в такую чепу­ху совер­шен­но недо­пу­сти­ма для пра­во­слав­ных христиан.

Дей­ствия моло­до­же­нов и близких.

Суще­ству­ет целый свод обя­за­тель­ных пра­вил, кото­рые нуж­но соблю­сти ради семей­но­го сча­стья ново­ис­пе­чен­ной семьи.

  • Необ­хо­ди­мо сле­дить за тем, что­бы жени­ху и неве­сте по доро­ге в ЗАГС никто не пере­хо­дил доро­гу – это к труд­но­стям и невзго­дам в семей­ной жизни;
  • Гости и посто­рон­ние люди не долж­ны вста­вать или про­хо­дить меж­ду моло­ды­ми, это к разлуке;
  • Нель­зя моло­до­же­нам тан­це­вать на сва­дьбе ни с кем, кро­ме как друг с дру­гом или с роди­те­ля­ми, ина­че в бра­ке будут измены;
  • Что­бы в моло­дой семье не было ссор и обид, надо обя­за­тель­но пере­пле­сти ноги под сва­деб­ным сто­лом – вдруг кош­ка пробежит
  • Неве­ста не долж­на поз­во­лять подру­ге ста­но­вить­ся впе­ре­ди себя перед зер­ка­лом, что­бы не уве­ли люби­мо­го. Это же отно­сит­ся и к жениху.

Эти при­ме­ты ука­зы­ва­ют на чисто физи­че­ские пре­пят­ствия в день сва­дьбы, кото­рые, яко­бы, повли­я­ют на даль­ней­шую жизнь. Одна­ко, это про­сто суе­вер­ные стра­хи. Но, как извест­но, «по вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). Если искренне верить, что кош­ка, про­бе­жав­шая под сто­лом меж­ду жени­хом и неве­стой, сулит про­бле­мы, и сосед­ка, про­шед­шая перед моло­до­же­на­ми в день сва­дьбы – к труд­но­стям в семей­ной жиз­ни, то так оно и может слу­чить­ся. Люди уме­ют накру­чи­вать себя по вся­ко­му пово­ду, а потом в тече­ние всей жиз­ни искать под­твер­жде­ние сво­им стра­хам. Если нет про­блем, то их обя­за­тель­но придумают.

  • Нель­зя ронять и терять обру­чаль­ные коль­ца — это к ско­ро­му рас­па­ду брака;
  • Если неве­сте сереж­ки наде­нет подру­га, кото­рая уже живет в счаст­ли­вом бра­ке, то супру­же­ская жизнь новой пары тоже будет безоблачной;
  • Нака­нуне сва­дьбы неве­ста и жених долж­ны съесть одну шоко­лад­ку на дво­их — жизнь тогда будет сладкой;
  • Если жених во вре­мя выку­па перед домом неве­сты насту­пил в лужу — зна­чит, в бра­ке будет зло­упо­треб­лять спиртным;
  • Если буду­щий муж спо­ткнул­ся перед вхо­дом в ЗАГС — он в сво­ем выбо­ре неве­сты не уверен;
  • Вне­сти жену в дом на руках — к без­об­лач­ной и счаст­ли­вой семей­ной жизни;
  • Что­бы неве­сте жилось пре­крас­но заму­жем, серь­ги ей долж­на надеть счаст­ли­вая замуж­няя подруга.

Мож­но при­ве­сти еще доволь­но мно­го раз­ных при­мет и суе­ве­рий. Общая чер­та у все­го это­го мно­го­об­ра­зия – если в день сва­дьбы слу­чи­лась какая-то, хоть самая малень­кая, непри­ят­ность, то в бра­ке все будет пло­хо, либо он ско­ро рас­па­дет­ся. И, наобо­рот, если про­изо­шло что-то при­ят­ное – то семей­ная жизнь будет дол­гой и счаст­ли­вой. Думаю, что тут даже и раз­би­рать осо­бо нече­го, посколь­ку эти про­сто чьи-то лич­ные наблю­де­ния, уко­ре­нив­ши­е­ся в виде сове­тов и реко­мен­да­ций. Они вряд ли име­ют отно­ше­ние к реаль­но­сти, но воз­ве­ден­ные в ранг пра­вил, пре­вра­ща­ют сва­деб­ный день в бес­ко­неч­ный «танец с буб­на­ми», где каж­дая малень­кая ошиб­ка сулит несча­стье и проблемы.

Суе­ве­рия, свя­зан­ные с венчанием

Не обо­шло сто­ро­ной оккульт­ное и народ­ное «твор­че­ство» и само Таин­ство вен­ча­ния. Этим суе­ве­ри­ям необ­хо­ди­мо уде­лить осо­бое внимание.

  • Во вре­мя вен­ча­ния нель­зя смот­реть в гла­за друг дру­гу – это дур­ной знак буду­щих измен.

Тут сра­зу надо пояс­нить – бра­чу­ю­щи­е­ся во вре­мя вен­ча­ния сто­ят лицом к алта­рю, поза­ди свя­щен­ни­ка. Взор их направ­лен в сто­ро­ну алта­ря, они вме­сте со свя­щен­ни­ком молят­ся о даро­ва­нии их бра­ку Божье­го бла­го­сло­ве­ния. Так­же долж­ны посту­пать и все при­сут­ству­ю­щие – молить­ся. Будет совсем непра­виль­ным, если вме­сто молит­вы жених с неве­стой будут смот­реть друг на дру­га или по сто­ро­нам. Ведь от их веры, усерд­ной молит­вы и вооб­ще отно­ше­ния к Таин­ству вен­ча­ния и зави­сит то, как они будут жить в буду­щем. Но если и пере­се­кут­ся в какой-то момент взгля­да­ми, то ниче­го пло­хо­го от это­го не слу­чит­ся. Изме­на – это созна­тель­ный грех одно­го из супру­гов, кото­рый к взгля­дам на вен­ча­нии не име­ет ника­ко­го отношения.

  • Если вен­чаль­ные све­чи жени­ха и неве­сты горят ров­но и тихо — то они про­жи­вут раз­ме­рен­ную, спо­кой­ную и счаст­ли­вую жизнь. А если све­чи будут тре­щать и тре­пе­тать – то бурь в семье не миновать.
  • Пло­хая при­ме­та, если све­ча у кого-нибудь из моло­до­же­нов сго­рит быст­ро – это к недол­го­му веку.

Вен­чаль­ные све­чи, как и дру­гие цер­ков­ные све­чи, дела­ют из вос­ка или пара­фи­на. Во вре­мя горе­ния про­ис­хо­дят опре­де­лен­ные хими­че­ские про­цес­сы, потрес­ки­ва­ние све­чей во вре­мя горе­ния – это один из таких про­цес­сов, он вполне есте­стве­нен и не явля­ет­ся чем-то осо­бен­ным. Еще све­чи могут течь, и про­ис­хо­дит это либо из-за повы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей сре­ды, либо из-за нару­ше­ния тех­но­ло­гии изго­тов­ле­ния, напри­мер, когда фитиль ока­зы­ва­ет­ся чуть тол­ще необ­хо­ди­мо­го. Ниче­го стран­но­го или необыч­но­го в этом нет. Об этом зна­ют все, кто ходит в храм регу­ляр­но, а не толь­ко от слу­чая к слу­чаю – на вен­ча­ния, кре­ще­ния или отпе­ва­ния. Имен­но те, кто посе­ща­ет храм ред­ко, и явля­ют­ся рас­про­стра­ни­те­ля­ми этих «свеч­ных» суеверий.

  • Вен­чаль­ные све­чи надо беречь «как зени­цу ока» всю жизнь. Вен­чаль­ная све­ча – помощь в труд­ных родах.

Не знаю, как све­ча может помочь в родах, раз­ве что сто­ит ее зажечь, что­бы помо­лить­ся о бла­го­по­луч­ных родах. Но сто­ит ли для это­го хра­нить ее всю жизнь? В вен­чаль­ной све­че нет ниче­го осо­бен­но­го, она такая же, как и все осталь­ные. Наде­ле­ние ее осо­бой силой – отго­лос­ки язы­че­ских и оккульт­ных верований. 

  • Вен­чаль­ные све­чи жених и неве­ста долж­ны задуть одно­вре­мен­но — к дол­гой сов­мест­ной жизни.

Еще одно «свеч­ное» суе­ве­рие, кото­ро­му нет ника­ко­го здра­во­го или хотя бы логич­но­го объяснения.

  • Когда неве­ста отправ­ля­ет­ся в цер­ковь, мать пере­да­ет доче­ри семей­ную релик­вию: коль­цо, кре­стик, брошь, брас­лет и пр., что­бы эта вещь нахо­ди­лась с ней при вен­ча­нии, обе­ре­гая ее.

Инте­рес­но, от чего же долж­на обе­ре­гать семей­ная релик­вия на вен­ча­нии? Вен­ча­ние – это Таин­ство, Гос­подь бла­го­слов­ля­ет через него брак двух людей. Неужто брошь или брас­лет могут быть пре­вы­ше Бога? И, конеч­но, нуж­но отме­тить, что Церк­ви чуж­да вера в обе­ре­ги и аму­ле­ты, это язычество.

  • Шафе­рам нель­зя при­дер­жи­вать тяже­лые вен­цы над моло­до­же­на­ми – это нехо­ро­шая при­ме­та. Вен­цы долж­ны быть на голо­вах жени­ха и неве­сты, а если кто-то будет помо­гать, то брак счи­та­ет­ся «нена­сто­я­щим».

Суще­ству­ют две тра­ди­ции – оде­вать вен­цы на голо­вы или дер­жать их над голо­ва­ми бра­чу­ю­щих­ся. И ни одна из них не дела­ет брак насто­я­щим или нена­сто­я­щим. Насто­я­щим, то есть дей­стви­тель­ным брак дела­ет долж­ным обра­зом совер­шен­ное свя­щен­ни­ком Таин­ство венчания.

  • Когда на бра­чу­ю­щих­ся наде­ва­ют вен­цы и свя­щен­ник гово­рит: «Вен­ча­ет­ся раб Божий (имя)», то жених дол­жен пере­кре­стить­ся и тихо ска­зать: «Я, раб Божий (имя), вен­ча­юсь, а болез­ни мои не вен­ча­ют­ся». Счи­та­ет­ся, что таким обра­зом мож­но изба­вить­ся почти от всех болезней.

Это суе­ве­рие явля­ет­ся кощун­ствен­ным по отно­ше­нию к совер­ша­е­мо­му Таин­ству. Делать это ни в коем слу­чае нель­зя. Это дей­ствие, явля­ясь несо­мнен­ным гре­хом, ско­рее доба­вит про­блем и болез­ней, чем изба­вит от них.

  • Моло­до­жё­ны едут вен­чать­ся одной доро­гой, а воз­вра­ща­ют­ся другой.
  • Если во вре­мя вен­ча­ния зво­нят коло­ко­ла — это к сча­стью. Коло­коль­ный звон раз­го­ня­ет нечи­стую силу.

Несмот­ря на силь­ное внеш­нее раз­ли­чие, эти суе­ве­рия име­ют схо­жее язы­че­ское про­ис­хож­де­ние. Древ­ние сла­вяне счи­та­ли, что сва­деб­ный поезд, или кор­теж, как нын­че при­ня­то гово­рить, дол­жен ехать раз­ны­ми путя­ми и мак­си­маль­но пет­лять по доро­ге. Дела­лось это, что­бы запу­тать нечи­стую силу, кото­рая мог­ла поме­шать сва­дьбе. При­чем, посту­пать так пред­пи­сы­ва­лось на про­тя­же­нии всех пере­дви­же­ний во вре­мя сва­деб­но­го дня. Что же каса­ет­ся коло­коль­но­го зво­на, то тут надо ска­зать, что раз­го­ну нечи­стой силы после вен­ча­ния он не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния. Коло­коль­ный звон по уста­ву поло­жен после Таин­ства венчания.

  • После вен­ча­ния моло­дые долж­ны посмот­реть­ся в одно зер­ка­ло — к уда­че, к друж­ной и счаст­ли­вой жизни

С зер­ка­ла­ми вооб­ще свя­за­но боль­шое коли­че­ство суе­ве­рий. Людям во все вре­ме­на поче­му-то очень хоте­лось видеть в зер­ка­лах нечто осо­бен­ное, их счи­та­ли две­рью в мир духов. Опре­де­лен­ное коли­че­ство маги­че­ских обря­дов совер­ша­ет­ся с помо­щью зер­ка­ла. Это суе­ве­рие так­же име­ет в себе оккульт­ную основу.

  • Роди­те­ли не долж­ны при­сут­ство­вать на венчании.

А это суе­ве­рие не толь­ко име­ет язы­че­ские кор­ни (у сла­вян было так при­ня­то, роди­те­ли оста­ва­лись ждать моло­дых дома), но и вовсе явля­ет­ся глу­пым и нело­гич­ным. Кому же, как не роди­те­лям сто­ит быть на вен­ча­нии и молить­ся о доб­ром хри­сти­ан­ском бра­ке сво­их детей? Сов­мест­ная молит­ва – это благо.

В заклю­че­нии хочет­ся поже­лать чита­те­лям не попа­дать под вли­я­ние при­мет и суе­ве­рий. Сва­дьба – это радост­ный день и не сто­ит услож­нять или омра­чать его чьи­ми-то глу­пы­ми суе­ве­ри­я­ми   и язы­че­ским тра­ди­ци­я­ми и обрядами. 

про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свечников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки