Array ( [_ga] => GA1.2.1285011803.1714200594 [_gid] => GA1.2.1149011255.1714200594 [_gat_UA-12794142-7] => 1 [_ym_uid] => 1714200594840993561 [_ym_d] => 1714200594 [_ym_isad] => 2 [_ga_N99ZQSDK4H] => GS1.2.1714200593.1.0.1714200593.0.0.0 )
<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Svechnikov/' target='_blank' title='Дионисий Свечников, протоиерей'>Дионисий Свечников</a></span> <br>Тыквенный Спас, или Хэллоуин по-русски

протоиерей Дионисий Свечников
Тыквенный Спас, или Хэллоуин по-русски

(2 голоса5.0 из 5)

Каких только праздников нынче не придумывают. Так, конец октября, а именно 31-е число, ознаменовал Тыквенный Спас. Новостные порталы расписывают историю и традиции новомодного «Спаса», в детских садах и школах активно подхватили идею противопоставления его еще более модному Хэллоуину, местами даже проводятся тыквенные фестивали. Разберемся, что это за праздник и откуда он появился в последние годы в России.

Первое, что бросается в глаза – название содержит слово «Спас», что является попыткой породнить новый праздник с гораздо более известными: Медовым, Яблочным и Ореховым Спасами. Эти народные названия церковных праздников – Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господня и Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа – напрямую связаны с сельскохозяйственными работами в августе. В храм в эти дни для благословения, которое ошибочно именуют освящением, несут плоды нового урожая: яблоки, виноград, орехи и другие плоды, а также мед. Названия, содержащие слово «Спас», никак не отражают духовного смысла праздников и являются проекцией аграрного календаря на календарь церковный. Нелепость названий заключена в неправильном использовании слова «Спас». Спас – это Спаситель, а сами праздники – Господские, т.е. посвящены Господу и Спасителю Иисусу Христу. Необдуманно называя церковные праздники Медовым, Яблочным или Ореховым Спасом, люди невольно именуют Господа «медовым, яблочным или ореховым Спасителем». Звучит не просто нелепо, но и в определенной мере кощунственно.

В отличие от августовских церковных праздников, которые из-за особенностей сельской жизни получили «сельскохозяйственную нагрузку», новомодный Тыквенный спас не имеет вообще никакой привязки к церковному календарю. 31 октября Церковь не совершает никакого Господского праздника, празднуется память апостола и евангелиста Луки. Таким образом, следуя логике других «Спасов», Тыквенный Спас именоваться таковым вообще не может.

Кто ассоциировал этот выдуманный праздник с Церковью – неизвестно. Но цель вполне ясна – облагообразить его. И нужно это в первую очередь потому, что праздник противопоставлен Хэллоуину, который собрал в России немало поклонников. Хэллоуин празднуется 31 октября, в канун Дня Всех Святых по католическому календарю. Непременным атрибутом Хэллоуина является светильник Джека – полая тыква, на которой вырезана зловещая гримаса, а внутрь помещена свеча. Это роднит Хэллоуин с Тыквенным Спасом, непременным атрибутом которого также является тыква.

Поразмыслим о тыкве и о славянском язычестве. Сообщается, что Тыквенный Спас – это древний славянский праздник, знаменующий собой окончание сбора урожая, а тыква – символ урожая, плодородия, долголетия и т.д. Теоретически такое могло бы быть, поскольку все язычники имели такие сельскохозяйственные праздники, во время которых они благодарили своих богов за урожай и совершали различные жертвоприношения. Но создатели Тыквенного Спаса, приписывая его к глубокой славянской древности, не учли то, что тыква появилась на Руси совсем недавно. Большая Российская Энциклопедия сообщает, что в России тыква появилась в 19 в., её преимущественно возделывали на приусадебных участках в Поволжье, на Северном Кавказе. В настоящее время лидерами по производству являются Приволжский, Южный, Центральный и Северо-Кавказский федеральные округа, а из субъектов федерации – Дагестан[1]. Таким образом, древние славяне никак не могли использовать тыкву как символ праздника сбора урожая. Особенно, если учесть географию ее выращивания, однако и там тыква не была не была повсеместно культивируемым овощем.

Но у древних славян действительно был аграрно-религиозный праздник Осенины перед днем осеннего равноденствия, когда заканчивался период сбора урожая. В сам же день осеннего равноденствия совершался праздник Таусень, когда чествовали бога Сварога. Но все это, конечно, не имеет никакого отношения к Тыквенному Спасу, 31 октября славяне не справляли аграрных праздников. Зато этот день сугубо отмечен у славянских неоязычников (родноверов), которые ночь с 31 октября на 1 ноября определяют как Велесову ночь. Согласно поверью неоязычников в эту ночь истончается грань между Явью и Навью – миром духов, и духи могут попасть в мир людей. Эта особенность в определенной мере роднит Велесову ночь с Хэллоуином. Но в обоих случаях появление духов в обрядности праздников является довольно поздним введением. Древние кельты, коим приписывают создание Хэллоуина, в этот день отмечали аграрный праздник, связанный как раз с окончанием сбора урожая. А та форма празднования Хэллоуина с фонарями Джека из тыкв и костюмов нечисти, что известна сейчас, сложилась лишь к концу 19 – началу 20 в.

Резюмируя все вышеописанное, приходим к выводу, что так называемый Тыквенный Спас – это очень неумелая попытка противопоставить в России хоть что-то западному Хэллоуину. Эдакое «тыквенное импортозамещение», которому попытались придать благообразный вид, включив в название слово «Спас», что сделало его похожим на другие проекции аграрного календаря на церковный, известные как Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Отсылки на народные традиции, а по сути – на древнеславянское язычество, также не являются чем-то новым. В советское время так «воскресили» из небытия Масленицу, обставив ее празднование как традиционные народные гуляния с сопутствующей языческой обрядностью. Но если Масленица и существовала у древних славян, то никакого Тыквенного Спаса у них не было, а аграрные праздники, привязанные ко дню осеннего равноденствия, совершались в другое время и не имели никакой тыквенной атрибутики.

Праздновать или не праздновать новомодный Тыквенный Спас? Думается, что христианину неуместно принимать участие пусть и в выдуманном, но по сути языческом празднике. Ставящиеся устроителями праздничных мероприятий задачи в виде сохранения семейных ценностей и традиций видятся несостоятельными, поскольку построены на неумелой выдумке. Нельзя на лжи построить крепкий фундамент, и нет никакого смысла через язычество вести людей к Спасу (Спасителю). А уж именовать не пойми что Спасом и вовсе кощунственно.

протоиерей Дионисий Свечников

Примечание

[1] Большая Российская Энциклопедия, дата обращения 24.10.2023 г.

Комментировать