Верить ли в неумолимую судьбу и рок?

Верить ли в неумолимую судьбу и рок?

(2 голоса5.0 из 5)

Вера в сле­пую судь­бу вза­мен веры в живо­го, лич­но­го Бога есть тяж­кий грех. Ее не долж­но быть у хри­сти­ан, зна­ю­щих о все­бла­гом и пре­муд­ром Про­мыс­ле Божием.

В руку Тво­ею, Гос­по­ди, жре­бии мои (Пс. XXX, 16)

По уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, Гос­подь каж­до­му пред­опре­де­ля­ет судь­бу его в здеш­ней, вре­мен­ной, и в буду­щей, веч­ной, жиз­ни не без­услов­но, но на осно­ва­нии пред­ви­де­ния, как будет вести себя чело­век во вре­мя зем­ной жиз­ни. Но вопре­ки сему уче­нию рас­про­стра­не­но меж­ду мно­ги­ми пре­врат­ное мне­ние о судь­бе или роке. Мно­гие верят, что судь­бою для вся­ко­го чело­ве­ка, без­услов­но, пред­опре­де­ле­ны все обсто­я­тель­ства жиз­ни и даже все поступ­ки и дей­ствия, и как они опре­де­ле­ны, так непре­мен­но и совер­ша­ют­ся неза­ви­си­мо от само­го чело­ве­ка и его воли, и сколь­ко чело­век ни ста­рай­ся, ему ниче­го не изме­нить в сво­ей судьбе.

Эта вера закреп­ле­на посло­ви­ца­ми: “от сво­ей судь­бы нику­да не уйдешь”, “чему быть, тому не мино­вать”, “на роду напи­са­но”. Это пове­рье суще­ству­ет не толь­ко в тем­ном про­сто­на­ро­дье, но и у людей обра­зо­ван­ных, от кото­рых при­хо­дит­ся ино­гда слы­шать: “роко­вая пуля”, “роко­вой шаг и посту­пок в жиз­ни”. Такое мне­ние о судь­бе как о силе, при­хот­ли­во власт­ву­ю­щей над все­ми, мило­сти­вой к одним и гроз­ной к дру­гим без раз­бо­ра, без сооб­ра­зо­ва­ния сво­их рас­по­ря­же­ний с тре­бо­ва­ни­я­ми прав­ды, муд­ро­сти, бла­го­сти име­ет язы­че­ский харак­тер и заим­ство­ва­но у язычников.

Гре­ки и рим­ляне – языч­ни­ки – вери­ли, что судь­ба есть какое-то осо­бен­ное боже­ство, кото­рое име­ет власть не толь­ко над людь­ми, но и над сами­ми бога­ми. У маго­ме­тан веро­ва­ние в судь­бу дошло до край­ней неле­по­сти. Аллах Маго­ме­та сам про­из­во­дит доб­рые и дур­ные дела в людях, сам вво­дит в заблуж­де­ние кого хочет и направ­ля­ет к доб­ру кого хочет. Все зави­сит от него, а люди – толь­ко несчаст­ные ору­дия в руках его. Ясно, что если чело­век не име­ет сво­бо­ды рас­по­ла­гать собою и дела­ет то, что ему пред­опре­де­ле­но, не чело­век винов­ник зла и гре­ха, а Бог. Он, по уче­нию Кора­на, сам посы­ла­ет злых духов к невер­ным, что­бы под­стре­кать их ко злу. Бог Маго­ме­та – дес­пот, кото­рый руко­вод­ству­ет­ся одним без­услов­ным про­из­во­лом и прихотью.

К сожа­ле­нию, эти пре­врат­ные поня­тия о судь­бе суе­вер­ные хри­сти­ане пере­нес­ли на еди­но­го истин­но­го Бога, так что неко­то­рые оправ­ды­ва­ют тяж­кие гре­хи, ссы­ла­ясь на волю Божию. Иной без про­сы­пу пьян­ству­ет и в ответ на обли­че­ние и вра­зум­ле­ние доб­ро­же­ла­тель­ных к нему людей гово­рит: “Рад что ли я, что так делаю? Сам вижу, что я про­па­щий чело­век, но знать уж доля моя горь­кая такая, нака­зал меня Гос­подь этою про­кля­тою стра­стью к вину. Боль­но, горь­ко и само­му, да ниче­го не поделаешь”.

Что может быть нече­сти­вее это­го суе­вер­но­го мне­ния о Боге, как о неумо­ли­мой судь­бе, как о сле­пой силе, власт­ву­ю­щей над миром? Прав­да, без воли Божи­ей и волос с голо­вы не пада­ет. Каж­дый из нас зави­сит от все­власт­ной воли Божи­ей: Гос­подь мерт­вит и живит, низ­во­дит во ад и воз­во­дит, Гос­подь убо­жит и бога­тит, сми­ря­ет и высит (1 Цар. II, 6–7). От Гос­по­да исправ­ля­ют­ся сто­пы мужу (Притч. XX, 24). Но во всех этих слу­ча­ях Гос­подь дей­ству­ет соглас­но с пре­муд­ро­стью Сво­ею, бла­го­стью и пра­во­су­ди­ем. При­том Он упо­треб­ля­ет Свою власть, не нару­шая сво­бо­ды чело­ве­че­ской, не отни­мая у чело­ве­ка его воли. Сво­бо­да воли есть такой дар Божий, кото­рый Гос­подь сохра­ня­ет даже и в зло­де­ях. Не отни­мая у чело­ве­ка воли, Гос­подь предо­став­ля­ет ему на выбор живот и смерть… бла­го­сло­ве­ние и клят­ву (Сир. XV, 14; Втор. XXX, 19), и уже совер­шен­но в воле чело­ве­ка сде­лать выбор. Гос­подь устро­я­ет нашу судь­бу соглас­но с тем, что избе­рет чело­век и чего заслу­жи­ва­ет он. Аще хоще­те и послу­ша­е­те Мене, бла­гая зем­ли сне­сте: аще же ли не хоще­те, ниже послу­ша­е­те Мене, меч вы пояст (Ис. 1, 19). Ста­ло быть, винов­ни­ком бед­ствия, каким Гос­подь гро­зит непо­кор­ным ему людям, явля­ет­ся: не Сам Гос­подь, а люди. Гос­подь всем жела­ет добра, всем жела­ет спа­стись, и не Он вино­ват, если люди вопре­ки Его уве­ща­ни­ям, вра­зум­ле­ни­ям, угро­зам, обе­то­ва­ни­ям идут путем погибели.

Иисус ХристосПрав­да, не все­гда нам вид­но соот­вет­ствие меж­ду дела­ми люд­ски­ми и воз­да­я­ни­ем за них. Часто мы видим, что люди бла­го­че­сти­вые и чест­ные бед­ству­ют, стра­да­ют от обид и неспра­вед­ли­во­стей люд­ских, не име­ют успе­ха в сво­их делах и пред­при­я­ти­ях, а нече­сти­вые и без­за­кон­ные бла­го­ден­ству­ют и во всем успе­ва­ют. Если Бог спра­вед­лив, то зачем Он это попус­ка­ет? Не дей­ству­ет ли Он в этом слу­чае подоб­но сле­пой судь­бе, не раз­би­ра­ю­щей достой­ных и недо­стой­ных? Конеч­но, нам в насто­я­щей жиз­ни мно­гое явля­ет­ся непо­нят­ным в отно­ше­ни­ях Бога к людям, в устро­е­нии их судь­бы. Но что непо­нят­но теперь, то объ­яс­нит­ся для нас на том све­те. Теперь дела Божии явля­ют­ся перед нашим взо­ром, как бы через туск­лое зер­ка­ло, но когда мы узрим Бога лицом к лицу, тогда все будет для нас ясно (1 Кор. XIII, 12). Во вся­ком слу­чае, несо­мнен­но, что сча­стье нече­сти­вых непроч­но, что успе­хи их в делах житей­ских ско­ро­пре­хо­дя­щи, что без нака­за­ния Гос­подь их не оста­вит. Если не в этой жиз­ни, то в буду­щей Гос­подь воз­даст им по делам их. Рав­но и бла­го­че­сти­вые люди, если не в этой жиз­ни, то в буду­щей, насле­ду­ют тем боль­шую награ­ду, чем с боль­шим сми­ре­ни­ем и боль­шею пре­дан­но­стью воле Божи­ей пере­но­си­ли житей­ские невзго­ды, кото­ры­ми Гос­подь испы­ты­вал их для укреп­ле­ния в них веры и люб­ви к Нему.

Воз­му­ти­тель­ные зло­упо­треб­ле­ния чело­ве­че­ской сво­бо­ды, тер­пи­мые Гос­по­дом, не долж­ны коле­бать нашей уве­рен­но­сти в пра­во­су­дии и пре­муд­ро­сти Божи­ей еще и пото­му, что Гос­подь попус­ка­ет их к сла­ве Сво­е­го име­ни. Он из само­го зла извле­ка­ет доб­ро. Люди злые без ведо­ма их дела­ют­ся ору­ди­я­ми Его про­мыш­ле­ния о людях. Напри­мер, как воз­му­ти­тель­но посту­пи­ли с Иоси­фом бра­тья его! Они отда­ли его в нево­лю егип­тя­нам; но в Егип­те он про­сла­вил­ся и сде­лал­ся бла­го­де­те­лем не толь­ко Егип­та, но и окрест­ных стран, снаб­жая их хле­бом во вре­мя семи­лет­не­го голо­да. Посе­му он ска­зал бра­тьям сво­им: вы сове­ща­сте на мя злая, Бог же сове­ща о мне во бла­гая (Быт. L, 20). Какое ужас­ное зло­де­я­ние совер­ши­ли иудеи, когда дове­ли Хри­ста до крест­ных стра­да­ний и смер­ти! Они дума­ли, что дело Хри­сто­во погиб­нет, но как жесто­ко обма­ну­лись они в сво­ей надеж­де! Они яви­лись бес­со­зна­тель­ны­ми ору­ди­я­ми в деле искуп­ле­ния чело­ве­че­ско­го рода крест­ною смер­тью Спа­си­те­ля. Тяж­кий и непро­сти­тель­ный грех взя­ли они на свои души, но этот грех послу­жил к спа­се­нию людей. С этой же точ­ки зре­ния надоб­но смот­реть на Иуду пре­да­те­ля. Хри­стос ска­зал о нем: Луч­ше было бы… не родить­ся тому чело­ве­ку, кото­рый пре­даст Меня (Мф. XXVI, 24). Но Иуда спо­соб­ство­вал толь­ко тому, что­бы уско­рить дело искуп­ле­ния людей. Он сде­лал зло, кото­рое Гос­подь обра­тил в добро.

Фата­ли­сты гото­вы обви­нять Бога в том, буд­то Он наво­дит людей на грех, подоб­но Алла­ху Маго­ме­та. Но это обви­не­ние бого­хуль­но. Бог нена­ви­дит грех и все­воз­мож­ные упо­треб­ля­ет сред­ства для про­ти­во­дей­ствия гре­ху. Прав­да, гово­рит­ся о Боге, что Он оже­сто­чил серд­це фара­о­на, но это не то зна­чит, что Сам Бог вло­жил зло­бу и оже­сто­че­ние в серд­це фара­о­на, а то, что тре­бо­ва­ния Гос­по­да Бога отпу­стить евре­ев, обра­щен­ные к фара­о­ну, вызва­ли зло­бу фара­о­на, и он оже­сто­чил­ся про­тив Бога. Если ска­за­но об Иису­се Хри­сте бого­при­им­цем Симео­ном, что Он лежит на паде­ние мно­гих в Изра­и­ле (Лк. II, 34), это опять не то зна­чит, что Хри­стос будет непо­сред­ствен­ным винов­ни­ком паде­ния или поги­бе­ли изра­иль­тян, а то, что в уче­ние Иису­са Хри­ста они не уве­ру­ют и пото­му погибнут.

По суе­вер­но­му язы­че­ско­му пред­став­ле­нию судь­ба или рок неумо­ли­мы. Но о Боге Про­мыс­ли­те­ле это­го никак нель­зя ска­зать. Его мож­но умо­лить, как пока­зы­ва­ют мно­гие при­ме­ры Его снис­хож­де­ния к обра­ща­ю­щим­ся к Нему с моль­бою о поми­ло­ва­нии. Царю Езе­кии про­рок Иса­ия по пове­ле­нию Божию воз­ве­стил, что­бы тот гото­вил­ся немед­лен­но к смер­ти и соста­вил духов­ное заве­ща­ние. Запла­кал Езе­кия и стал умо­лять Гос­по­да поща­дить его. Гос­подь услы­шал его моль­бу, и про­рок Иса­ия на обрат­ном пути из цар­ско­го двор­ца еще не успел дой­ти до ворот, как полу­чил новое пове­ле­ние от Бога – объ­явить Езе­кии, что Гос­подь отме­ня­ет Свой при­го­вор и дает ему еще пят­на­дцать лет жиз­ни. Мог­ло ли бы это слу­чить­ся, если бы опре­де­ле­ния Божии похо­ди­ли на неумо­ли­мый рок или судьбу?

Вооб­ще, ниче­го нет обще­го меж­ду Богом и так назы­ва­е­мою судь­бою. В руках Гос­по­да наш жре­бий, но Гос­подь все­гда готов даро­вать нам бла­го­при­ят­ный жре­бий. От нас, от нашей воли, зави­сит заслу­жить бла­го­во­ле­ние Божие. Аминь.

Источ­ник: http://www.wco.ru/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки