Взгляд православного психолога на НЛП

Взгляд православного психолога на НЛП

(6 голосов4.3 из 5)

Доклад про­зву­чал на рас­ши­рен­ном засе­да­нии Обще­ства пра­во­слав­ных вра­чей Санкт-Петер­бур­га, посвя­щен­ном вопро­сам пра­во­слав­ной пси­хо­те­ра­пии, пси­хо­ло­гии, цер­ков­но­го душе­по­пе­че­ния и про­бле­ме оккульт­но­го пора­же­ния человека.

Учеб­ный центр под­го­тов­ки руко­во­ди­те­лей, г. Санкт-Петербург

Взгляд православного психолога на НЛП

(тези­сы доклада)

1. В насто­я­щее вре­мя зага­доч­ное НЛП, бла­го­да­ря искус­ствен­но подо­гре­ва­е­мо­му адеп­та­ми инте­ре­су, ста­ло одним из мод­ных направ­ле­ний Прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии. С одной сто­ро­ны, име­ет­ся назва­ние, кото­рое «науч­но», зага­доч­но, непо­нят­но и одно­вре­мен­но при­тя­га­тель­но, мно­же­ство книг и семи­на­ров, а с дру­гой, звон­кие, внешне эффект­ные обе­ща­ния при­об­щить чело­ве­ка без пси­хо­ло­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния к тай­нам эффек­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия и вли­я­ния, управ­ле­ния сво­им и чужим состо­я­ни­я­ми и поведением.

Сле­ду­ет учи­ты­вать, что само сло­во­со­че­та­ние NLP (ней­ро линг­ви­сти­че­ское про­грам­ми­ро­ва­ние) явля­ет­ся ско­рее реклам­ным лей­б­лом, соблаз­ном для одних и вызо­вом для дру­гих, кото­рый исполь­зу­ют авто­ры для при­вле­че­ния инте­ре­са, а не. еди­ным мето­до­ло­ги­че­ским, а тем более, науч­но-обос­но­ван­ным подходом.

2. Необ­хо­ди­мость ана­ли­за НЛП с пози­ций пси­хо­ло­гии обу­слов­ле­на нали­чи­ем про­ти­во­ре­чи­вых мне­ний и оце­нок дан­но­го направ­ле­ния прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии в пра­во­слав­ной лите­ра­ту­ре. Кро­ме того, учи­ты­вая то, что инте­рес к НЛП искус­ствен­но подо­гре­ва­ет­ся ста­ра­ни­ям адеп­тов, необ­хо­дим трез­вый науч­ный ана­лиз воз­мож­но­стей, огра­ни­че­ний и опас­но­стей дан­но­го под­хо­да в рабо­те про­фес­си­о­наль­но­го пси­хо­ло­га и дру­гих специалистов.

Част­ные мето­ди­ки и тех­ни­че­ские при­е­мы, собран­ные и опи­сан­ные в кни­гах по НЛП, невоз­мож­но игно­ри­ро­вать хотя бы пото­му, что они были откры­ты и извест­ны, а глав­ное успеш­но при­ме­ня­лись прак­ти­че­ски задол­го до появ­ле­ния НЛП. В то же вре­мя, пра­во­слав­но­му пси­хо­ло­гу и пси­хо­те­ра­пев­ту необ­хо­ди­мо кри­ти­че­ски осо­зна­вать уро­вень и пре­де­лы ком­пе­тент­но­сти НЛП в три­ме­рии Тело-Душа-Дух. Послед­нее поло­же­ние рас­про­стра­ня­ет­ся на любой пси­хо­ло­ги­че­ский или пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский подход.

3. Ана­лиз лите­ра­тур­ных источ­ни­ков пока­зы­ва­ет, что НЛП опи­ра­ет­ся, хотя и весь­ма некри­тич­но, на эклек­ти­че­ски собран­ные тео­рии и кон­цеп­ции секу­ляр­но­го науч­но­го зна­ния. К науч­но­му зна­нию, в том или ином виде исполь­зу­е­мо­му в НЛП, отно­сят­ся сле­ду­ю­щие иссле­до­ва­ния и концепции:

- вза­и­мо­свя­зан­ность дви­же­ний глаз­ных мышц и порож­да­е­мо­го зри­тель­но­го обра­за (Ч.Белл, 1842); 72

- веду­щей сен­сор­ной систе­мы (А.Бине, Ж.Шарко, 1880–90гг);

- сен­сор­ной струк­тур­но­сти пси­хи­ки (Э.Титчинер, 1910);

- сен­сор­но-дви­га­тель­но­го обу­слов­ли­ва­ния пове­де­ния (И.Павлов, 1923, Скин­нер, 1931);

- линг­ви­сти­че­ской отно­си­тель­но­сти (Э.Сепир, 1934);

- ней­ро­линг­ви­сти­че­ской тео­рии семан­ти­ки (А.Кожибски, 1933,1941);

- транс­фор­ма­ци­он­ной грам­ма­ти­ки (Н.Хомский, 1960–80гг);

- кон­гру­энт­но­сти лич­но­сти и ком­му­ни­ка­ции (К.Роджерс, 1951, В.Сатир, 1960–70гг);

- бес­со­зна­тель­ной ком­му­ни­ка­ции и неди­рек­тив­но­го гип­но­за (М.Эриксон, 1930–50гг);

- прин­цип ТОТЕ (Мил­лер, Галан­тер, При­брам, 1960) и др.

При­ве­ден­ные кон­цеп­ции поро­ди­ли кон­крет­ные прикладные

тех­ни­ки, кото­рые с раз­лич­ной сте­пе­нью эффек­тив­но­сти исполь­зу­ют­ся в прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии и в пси­хо­те­ра­пии. Вме­сте с тем, сопо­став­ле­ние переч­ня дан­ных кон­цеп­ций, раз­лич­ной пол­но­ты объ­яс­не­ния и досто­вер­но­сти, с содер­жа­ни­ем книг по НЛП пока­зы­ва­ет, что в науч­ном плане НЛП не име­ет соб­ствен­ных ори­ги­наль­ных кон­цеп­ций и разработок.

4. Новиз­ной обла­да­ет толь­ко назва­ние под­хо­да: ней­ро- линг­ви­сти­че­ское про­грам­ми­ро­ва­ние. Одна­ко, оно так­же не выдер­жи­ва­ет науч­ной кри­ти­ки. Сам по себе тер­мин «ней­ро» име­ет преж­де все­го реклам­ный харак­тер и гово­рит о пре­тен­зии на пози­тив­ную нау­ку, в отли­чии от запу­тан­ной пси­хо­ло­гии. Тем не менее, в отли­чие от ней­ро­хи­рур­гии или ней­ро­фар­ма­ко­ло­гии, тех­ни­ки исполь­зу­е­мые в НЛП ока­зы­ва­ют воз­дей­ствие не на нерв­ные клет­ки, а на сфе­ру рече­во­го созна­ния и бес­со­зна­тель­но­го, а так­же на орга­ны чувств. Пре­тен­зия на то, что НЛП спо­соб­но исполь­зо­вать ней­рон­ную лока­ли­за­цию выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций, так­же не обос­но­ва­на, посколь­ку функ­ции и дина­ми­ка явле­ний созна­ния и бес­со­зна­тель­но­го, струк­ту­ра рече­во­го и вне­ре­че­во­го пове­де­ния, т.е. все то, о чем пишет­ся в книж­ках по НЛП, опи­сы­ва­ют­ся, как зна­ет любой пси­хо­лог, в тер­ми­нах пси­хи­че­ских про­цес­сов, и, вме­сте с тем, никак не могут быть опи­са­ны в тер­ми­нах нейрофизиологии.

5. Тер­мин «про­грам­ми­ро­ва­ние» появил­ся как отго­ло­сок тео­рии про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния Скин­не­ра, мода на кото­рое в педа­го­ги­ке быст­ро про­шла, вслед­ствие более низ­ко­го эффек­та, чем ожи­да­лось. Зато появи­лась мода на ком­пью­те­ры, и авто­ры НЛП. вовсю при­ня­лись экс­плу­а­ти­ро­вать ком­пью­тер­ные ана­ло­гии и мета­фо­ры, упо­до­бя мозг ком­пью­те­ру и све­дя все про­бле­мы прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии к тому, что­бы заме­нить «пло­хие» про­грам­мы на «хоро­шие» плюс най­ти под­хо­дя­щий язык для напи­са­ния таких про­грамм. С пози­ции пси­хо­ло­гии это озна­ча­ет попыт­ку про­игно­ри­ро­вать модаль­ность позна­ва­тель­ных, воле­вых, эмо­ци­о­наль­ных про­цес­сов, а так­же уров­не­вые харак­те­ри­сти­ки пси­хи­че­ско­го, т.е. спе­ци­фи­че­ское отли­чие абстракт­но­го мыш­ле­ния от сен­сор­но-образ­но­го уров­ня. Про­бле­ма лич­ност­но­го смыс­ла в НЛП так­же пере­ста­ет суще­ство­вать, посколь­ку нали­чие или отсут­ствие смыс­ло­во­го и цен­ност­но­го отно­ше­ния у чело­ве­ка с пози­ций НЛП опре­де­ля­ет­ся не содер­жа­ни­ем его мыс­лей, чувств и дру­гих пере­жи­ва­ний, а все­го лишь хоро­шо подо­бран­ной струк­ту­рой (про­грам­мой), кото­рая в нуж­ной после­до­ва­тель­но­сти запус­ка­ет необ­хо­ди­мые образ­ные и линг­ви­сти­че­ские компоненты.

6. Прин­ци­пы НЛП, про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­сла­вию следующие:

• Нет ни истин­ных, ни лож­ных «кар­тин мира»; внут­рен­няя «кар­ти­на мира» чело­ве­ка зави­сит от язы­ка опи­са­ния кото­рый он исполь­зу­ет, сле­до­ва­тель­но, для изме­не­ния «кар­ти­ны мира» нуж­но изме­нить язык, на кото­ром она опи­сы­ва­ет­ся, т.е. назвать вещи дру­ги­ми име­на­ми, имен­но так дей­ству­ет «отец лжи».

• Необ­хо­ди­мо дове­рие твор­че­ским ресур­сам без­со­зна­тель­но­го, посколь­ку бес­со­зна­тель­ное луч­ше созна­ния зна­ет, что нуж­но чело­ве­ку, одна­ко извест­но, что стра­сти уко­ре­не­ны имен­но в сфе­ре бессознательного.

• Нет есте­ствен­но ком­му­ни­ка­ции, каж­дая ком­му­ни­ка­ция пре­сле­ду­ет свою цель воз­дей­ствия одно­го на дру­го­го, сле­до­ва­тель­но мани­пу­ля­тив­на; одна­ко Цер­ковь – это обще­ние рав­ных во Христе.

7. Про­бле­ма истин­но­го миро­воз­зре­ния для авто­ров и прак­ти­ков НЛП отсут­ству­ет, она све­де­на у них к инди­ви­ду­аль­ной «кар­тине мира», пра­виль­ность которй опре­де­ля­ет­ся лишь тем, насколь­ко этот субъ­ек­тив­ный опыт помо­га­ет чело­ве­ку достичь ути­ли­тар­но­го успе­ха в жиз­ни. Таким обра­зом, одним людям полез­но стро­ить отно­ше­ния с Богом (вопрос в том, какой Бог истин­ный, вооб­ще игно­ри­ру­ет­ся), а дру­гим – исполь­зо­вать восточ­ную фило­со­фию, тео­соф­ские и оккульт­ные прак­ти­ки. Для авто­ров НЛП и тот, и дру­гой опыт явля­ет­ся полез­ным, все зави­сит от кон­тек­ста исполь­зо­ва­ния. Такая миро­воз­зрен­че­ская все­яд­ность про­сле­жи­ва­ет­ся и в лите­ра­ту­ре НЛП, где в одном кон­тек­сте могут упо­треб­лять­ся име­на Иису­са Хри­ста, Кар­ла Марк­са и Кар­ло­са Каста­не­ды. В целом по духу и направ­лен­но­сти авто­ры НЛП мыс­лят в духе тео­соф­ско­го уче­ния и при­зы­ва­ют к прак­ти­че­ско­му овла­де­нию воз­мож­но­стя­ми и спо­соб­но­стя­ми, пока еще скры­ты­ми в при­ро­де каж­до­го чело­ве­ка. Для того, что­бы снять барье­ры кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, авто­ры, как пра­ви­ло, на про­тя­же­нии всех сво­их книг, а прак­ти­ки в про­цес­се семи­на­ров при­зы­ва­ют рас­кре­по­стить­ся, дове­рить­ся твор­че­ским бес­со­зна­тель­ным ресур­сам. Для это­го в про­цесс семи­на­ров исполь­зу­ют­ся меди­та­ции, мето­ди­ки М.Эриксона, музы­каль­ный фон и дру­гие при­е­мы, вызы­ва­ю­щие изме­нен­ные состо­я­ния сознания.

8. В НЛП собра­но и систе­ма­ти­зи­ро­ва­но в струк­тур­ном плане мно­же­ство полез­ных линг­ви­сти­че­ских образ­цов эффек­тив­ной ком­му­ни­ка­ции. Одна­ко игно­ри­ро­ва­ние смыс­ло­во­го кон­тек­ста исполь­зо­ва­ния дан­ных образ­цов и отсут­ствие ори­ен­ти­ра на истин­ное миро­воз­зре­ние может при­во­дить к цен­ност­ным иска­же­ния, т.е. ко лжи. Напри­мер, один и тот же обра­зец исполь­зо­ва­ния сло­во­со­че­та­ния «даже если» вза­мен «но», в раз­ных кон­текстах спо­со­бен при­ве­сти не к опро­вер­же­нию настро­е­ния уны­ния, а к ошиб­ке, если игно­ри­ро­вать цен­ност­ный аспект. Ср. «Сего­дня све­тит солн­це, даже если зав­тра пой­дет дождь» и «Сего­дня насла­жда­ем­ся жиз­нью, даже если зав­тра насту­пит смерть». «Сего­дня све­тит солн­це, но зав­тра опять пой­дет дождь» и «Сего­дня све­тит солн­це, даже если зав­тра опять пой­дет дождь».

Дру­гие при­е­мы так­же име­ют свое пра­виль­но место и вре­мя исполь­зо­ва­ния, и в зави­си­мо­сти от искрен­но­сти гово­ря­ще­го и его сер­деч­но­го наме­ре­ния могут быть направ­ле­ны как к истине, так и ко лжи. Ниже при­ве­де­ны два при­ме­ра линг­ви­сти­че­ских образцов.

Скры­тая прось­ба (коман­да): «Я не заме­тил, смог­ли ли Вы запи­сать наш теле­фон?» «Хоте­лось бы знать, что Вы ска­же­те об этой кни­ге, после того, как про­чи­та­е­те ее». «Я не знаю, когда у Вас воз­ник­нет жела­ние прий­ти к нам». Что­бы полу­чить жела­е­мый резуль­тат, необ­хо­ди­мо выде­лить под­черк­ну­тую часть тоном голо­са, взгля­дом, при­кос­но­ве­ни­ем или зара­нее сфор­ми­ро­ван­ным «яко­рем».

Исполь­зо­ва­ние пред­ва­ри­тель­ных пред­ло­же­ний: Вы при­де­те к нам сно­ва на этой или на сле­ду­ю­щей неде­ле?», т.е. выбор пере­но­сит­ся с аль­тер­на­ти­вы «прий­ти» или «не прий­ти» на раз­лич­ные вари­ан­ты прихода.

«Осо­зна­е­те ли Вы, что эти фак­ты реаль­ны?», т.о. созна­тель­ное вни­ма­ние сосре­до­та­чи­ва­ет­ся на пер­вой части вопро­са, в то вре­мя как бес­со­зна­тель­но при­ни­ма­ет­ся посту­лат о реаль­но­сти фактов.

«Инте­рес­но, Вы очень сму­ти­тесь, если я спро­шу, пой­де­те ли Вы на наше собра­ние?, т.о. пред­ва­ри­тель­ный вопрос сни­ма­ет нагруз­ку со зна­чи­мо­го вопро­са. Пред­ва­ри­тель­ный вопрос жела­тель­но фор­му­ли­ро­вать таким обра­зом, что­бы созда­вал­ся поло­жи­тель­ный фон для отве­та на основ­ной вопрос. «Не мог­ли бы мы пого­во­рить, преж­де чем Вы пой­ме­те мою право­ту?», т.о. идет связ­ка меж­ду нача­лом бесе­ды и ее результатом.

Сре­ди дру­гих форм управ­ле­ния диа­ло­гом так­же исполь­зу­ет­ся мета­фо­ри­за­ция, при­чин­но-след­ствен­ное свя­зы­ва­ние, пере­фор­ми­ро­ва­ние смыс­ла и кон­тек­ста, фор­ми­ро­ва­ние авто­ри­тет­но­сти и мно­гие дру­гие част­ные при­е­мы. Как уже ука­зы­ва­лось, эффек­тив­ность рече­вых тех­ник в огром­ной сте­пе­ни обу­слов­ле­на искус­но­стью и выра­зи­тель­но­стью исполь­зо­ва­ния парал­лель­но с речью несло­вес­ной (мими­че­ской, инто­на­ци­он­ной, жесто­вой и т.д.) коммуникации.

9. Сле­дуя гипо­те­зе линг­ви­сти­че­ской отно­си­тель­но­сти, авто­ры НЛП так­же утвер­жда­ют, что обмен глу­бин­ны­ми смыс­ла­ми в ком­му­ни­ка­ции воз­мо­жен толь­ко тогда, когда исполь­зу­ют­ся сло­ва, опи­сы­ва­ю­щие кон­крет­но-чув­ствен­ную пред­мет­ность, т.е. суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие вещи, кото­рые мож­но «поло­жить в маши­ну» а так­же гла­го­лы, отра­жа­ю­щие дей­ствия, кото­рые мож­но вос­при­нять орга­на­ми чувств. Таким обра­зом, в пред­ла­га­е­мой ком­му­ни­ка­тив­ной моде­ли раз­го­вор, о доб­ре, истине, кра­со­те, вере, духов­но­сти и дру­гих кате­го­ри­ях иде­аль­но­го позна­ния не име­ет праг­ма­ти­че­ско­го смыс­ла. Кате­го­рии Духов­но­го так­же в НЛП под­хо­де име­ют толь­ко отно­си­тель­ный, но никак не абсо­лют­ный смысл.

10. В про­ти­во­ре­чии с прак­ти­кой успеш­но­го обще­ния людей, име­ю­щих общие духов­ные цен­но­сти, т.е. стро­я­щих раз­го­вор через приз­му раз­де­ля­е­мо­го миро­воз­зре­ния, НЛП утвер­жда­ет, что эффек­тив­ная ком­му­ни­ка­ция долж­на удо­вле­тво­рять сле­ду­ю­щим условиям:

• Участ­ни­ки долж­ны иметь объ­ем общих зна­ний и чувствований;

• Обсуж­да­е­мая ситу­а­ция долж­на быть одной и той же для участников;

• Пере­да­ва­е­мая инфор­ма­ция долж­на соот­вет­ство­вать реаль­но (а не иде­аль­но) суще­ству­ю­щим влияниям;

• В пере­да­ва­е­мой инфор­ма­ции сохра­ня­ют­ся те же при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи, что и в объ­ек­те описания;

• В обмене инфор­ма­ци­ей не долж­но при­сут­ство­вать откло­не­ние от темы;

• Участ­ни­ки долж­ны сле­до­вать понят­ным друг для дру­га пра­ви­лам воздействия;

• Пере­да­ва­е­мая инфор­ма­ция долж­на сопро­вож­дать­ся ее оцен­кой гово­ря­щим и пояс­не­ни­ем моти­ва пере­да­чи этой информации.

Без­услов­но, дан­ные усло­вия дела­ют ком­му­ни­ка­цию эффек­тив­ной в дело­вой и вне­лич­ност­ной сфе­ре и не слу­чай­но опыт­ные руко­во­ди­те­ли стре­мят­ся по мак­си­му­му соблю­дать их, кор­рек­ти­руя выска­зы­ва­ния под­чи­нен­но­го вопро­са­ми. Напри­мер, в ответ на выска­зы­ва­ние «Меня все­гда пре­сле­ду­ют неуда­чи» со сто­ро­ны руко­во­ди­те­ля могут после­до­вать вопро­сы в зави­си­мо­сти от того как нуж­но повер­нуть бесе­ду: «Что у Вас не полу­ча­ет­ся?», «В чем про­яв­ля­ют­ся ошиб­ки?», «Что в неудач­ном исхо­де зави­сит от Вас?», «Все­гда ли Вы все дела­е­те неудач­но?», “Каким обра­зом это про­ис­хо­дит?», «Как кон­крет­но неуда­чи могут Вас преследовать?».

Одна­ко, в близ­кой меж­лич­ност­ной ситу­а­ции раз­го­во­ра подоб­ные вопро­сы могут вос­при­ни­мать­ся как ненуж­ные, нетак­тич­ные, навяз­чи­вые и т.д., посколь­ку пред­по­ла­га­ет­ся, что собе­сед­ник и так пони­ма­ет, о чем идет речь. Еще более слож­ная ситу­а­ция созда­ет­ся вокруг выска­зы­ва­ния: «Меня муча­ет совесть». С одной сто­ро­ны, совесть – иде­аль­ное поня­тие и как явле­ние пере­жи­ва­ет­ся сверх­чув­ствен­но. С дру­гой сто­ро­ны, попыт­ка опи­сать это состо­я­ние через чув­ствен­ную спе­ци­фи­ку, напри­мер: «По пово­ду чего Вы так муча­е­тесь?», «Как Вы это пере­жи­ва­е­те?» и т.п. дает немно­го, посколь­ку понять дан­ное состо­я­ние (диа­лог с сове­стью) мож­но лишь сверх­чув­ствен­но (транс­цен­дент­но), т.е. имея опыт ана­ло­гич­но­го пере­жи­ва­ния. Самое глав­ное, собе­сед­ни­ки долж­ны оди­на­ко­во вос­при­ни­мать цен­ность диа­ло­га с сове­стью, а это воз­мож­но лишь в сфе­ре еди­но­го вероисповедания.

11. В про­ти­во­ре­чии с пра­во­слав­ным под­хо­дом, апел­ли­ру­ю­ще­му к созна­нию, т.е. лого­су чело­ве­ка, в НЛП наи­бо­лее эффект­ной моде­лью пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской ком­му­ни­ка­ции при­зна­ет­ся модель, слу­жа­щая для наве­де­ния изме­нен­ных состо­я­ний созна­ния. Это так назы­ва­е­мая мил­тон-модель (по име­ни Мил­то­на Эрик­со­на, кото­рый ее исполь­зо­вал для наве­де­ния тран­са). Соглас­но дан­ной моде­ли, при неточ­ной ком­му­ни­ка­ции бес­со­зна­тель­ное вос­при­ни­ма­ю­ще­го субъ­ек­та созда­ет для себя свои соб­ствен­ные смыс­лы, ком­пен­си­руя несо­блю­де­ние усло­вий точ­но­сти. Напри­мер, в выска­зы­ва­нии «Гип­но­ти­зи­ро­ва­ние гип­но­ти­зе­ров может быть мод­ным трю­ком» могут быть пред­став­ле­ны несколь­ко смыс­лов: 1) гип­ноз в испол­не­нии гип­но­ти­зе­ров явля­ет­ся трю­ка­че­ством; 2) попыт­ка про­де­мон­стри­ро­вать гип­ноз на гип­но­ти­зе­ре явля­ет­ся трю­ка­че­ством; 3) исполь­зо­ва­ние гип­но­за на гип­но­ти­зе­рах поз­во­ля­ет про­де­мон­стри­ро­вать неожи­дан­ный трюк. При­е­мы мил­тон-моде­ли могут быть исполь­зо­ва­ня для наве­де­ния тран­са раз­лич­ной сте­пе­ни глу­би­ны, напри­мер: «Не знаю, созна­тель­но или бес­со­зна­тель­но, но посте­пен­но у Вас воз­ни­ка­ет жела­ние отклик­нуть­ся на то, что гово­рит­ся, и мед­лен­но закрыть гла­за в тот момент, когда я закон­чу гово­рить». В силу неопре­де­лен­но­сти выска­зы­ва­ния воз­ни­ка­ет дез­ори­ен­та­ция созна­ния в смыс­ле фра­зы, что спо­соб­ству­ет наве­де­нию транса.

Таким обра­зом, пси­хо­те­ра­певт устра­ня­ет­ся от того, что­бы оформ­лять цен­ност­ные смыс­лы сво­е­го паци­ен­та, глав­ное для него, что­бы у паци­ен­та при­шло внут­рен­нее ощу­ще­ние реше­ния про­бле­мы, а в цен­ност­ном кон­тек­сте каких запо­ве­дей – это зна­че­ния не име­ет. «Сон разу­ма рож­да­ет чудовищ».

12. С точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии, пред­ла­га­е­мый НЛП под­ход, хотя и спо­со­бен рас­ши­рить ком­му­ни­ка­тив­ные уме­ния чело­ве­ка, но явно не отра­жа­ет все его при­зва­ние в дан­ной сфе­ре. Как позна­ние не огра­ни­чен­но чув­ствен­ной сфе­рой , но вклю­ча­ет с себя опе­ри­ро­ва­ние раци­о­наль­ны­ми и иде­аль­ны­ми поня­ти­я­ми, так и меж­лич­ност­ный обмен инфор­ма­ци­ей исполь­зу­ет не толь­ко чув­ствен­ные обра­зы и пред­став­ле­ния, но и вклю­ча­ет в себя эле­мен­ты интел­лек­ту­аль­но­го и сверх­чув­ствен­но­го харак­те­ра, напри­мер, абстракт­ные поня­тия: субъ­ект, отно­ше­ние, созна­ние, вера, Бог. А имен­но эти поня­тия исполь­зу­ют­ся, что­бы один чело­век мог пере­дать духов­ные смыс­лы другому.

13. НЛП пред­ла­га­ет мето­ды воз­дей­ствия, кото­рые из обла­сти пси­хо­те­ра­пии могут быть рас­про­стра­не­ны на педа­го­ги­ку, рекла­му и про­да­жу, поли­ти­ку и псев­до­ре­ли­ги­оз­ную прак­ти­ку, что и вызы­ва­ет вол­ну попу­ляр­но­сти у одних и кри­ти­ку у дру­гих. Кри­ти­ку­ет­ся мани­пу­ля­тив­ный харак­тер тех­ник НЛП, посколь­ку эти тех­ни­ки могут вли­ять неза­мет­но для созна­ния человека.

Вопрос о мани­пу­ля­тив­но­сти НЛП тре­бу­ет осо­бо­го ком­мен­та­рия. Если рас­смат­ри­вать ком­му­ни­ка­цию (обще­ние) как сред­ство воз­дей­ствия на позна­ва­тель­ную, эмо­ци­о­наль­ную, воле­вую сфе­ру дру­го­го чело­ве­ка, то вопрос о мани­пу­ля­тив­но­сти раз­лич­ных рече­вых и нере­че­вых тех­ник, каза­лось бы, сни­ма­ет­ся. Чело­ве­че­ская речь обла­да­ет опре­де­лен­ной струк­ту­рой имен­но для того, что­бы быть спо­соб­ной эффек­тив­но пере­да­вать смысл, выра­жать чув­ство и ока­зы­вать воз­дей­ствие. Вопрос раз­ви­то­сти струк­ту­ры речи – это вопрос обра­зо­ван­но­сти, а овла­де­ние пат­тер­на­ми язы­ка поз­во­ля­ет вос­пол­нить про­бел в обра­зо­ва­нии. Дру­ги­ми сло­ва­ми, под­го­тов­лен­ный и обу­чен­ный чело­век смо­жет более эффек­тив­но вли­ять на созна­ние и под­со­зна­ние дру­го­го чело­ве­ка. Таким обра­зом, в субъ­ект-объ­ект­ной схе­ме ком­му­ни­ка­ции, когда дру­гой чело­век – лишь объ­ект для мое­го воз­дей­ствия (мани­пу­ля­ции), раз­ли­чия меж­ду ком­му­ни­ка­ци­ей и мани­пу­ля­ци­ей исче­за­ют. А имен­но такую схе­му исполь­зу­ют СМИ, поли­ти­че­ская и тор­го­вая рекла­ма, мето­ды актив­ной про­да­жи, авто­ри­тар­ная педа­го­ги­ка, тота­ли­тар­ные сек­ты и т.п.

14. Иной харак­тер име­ет ком­му­ни­ка­ция, осу­ществ­ля­е­мая по субъ­ект-объ­ект­ной схе­ме когда участ­ни­ки чув­ствую свою рав­но­цен­ность в отно­ше­нии друг дру­га. В таких отно­ше­ни­ях име­ет место не воз­дей­ствие одно­го чело­ве­ка на дру­го­го (дру­гих), а вза­и­мо­дей­ствие двух и более людей друг с дру­гом. В рус­ском язы­ке таким отно­ше­ни­ям соот­вет­ству­ет сло­во «обще­ние», т.е. обмен чув­ства­ми и мыс­ля­ми друг с дру­гом для созда­ния общ­но­сти . Обще­ние пред­по­ла­га­ет искрен­нее выска­зы­ва­ние чувств, мне­ний, оце­нок, мыс­лей для того, что­бы смысл мое­го пони­ма­ния каких-либо вещей и явле­ний стал поня­тен дру­го­му, и наоборот.

15. Но соглас­но НЛП имен­но такая фор­ма рече­во­го вза­и­мо­дей­ствия (обще­ние) явля­ет­ся неосу­ще­стви­мой. Абсо­лю­ти­зи­рую гипо­те­зу линг­ви­сти­че­ской отно­си­тель­но­сти Э.Сэпира и тео­рию струк­ту­ры язы­ка Э.Хомского, семан­ти­ки Кожиб­ско­го авто­ры НЛП счи­та­ют, что язык не спо­со­бен пере­дать глу­бин­ный смысл выска­зы­ва­ния. По их мне­нию, люди вкла­ды­ва­ют в одни и те же сло­ва и пред­ло­же­ния инди­ви­ду­аль­ный смысл, кото­рый недо­сту­пен под­лин­но­му пони­ма­нию для дру­го­го. Зато вос­при­я­тию, ана­ли­зу и исполь­зо­ва­нию доступ­на струк­ту­ра рече­во­го выска­зы­ва­ния. Отсю­да НЛП пред­ла­га­ет два прак­ти­че­ских выво­да для пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской или иных форм коммуникации:

1. Слу­шая дру­го­го, сле­ду­ет вос­при­ни­мать не смысл, кото­рый все­рав­но у каж­до­го свой, а струк­ту­ру рече­во­го высказывания.

2. Исполь­зуя речь, сле­ду­ет так­же в первую оче­редь выстра­и­вать струк­ту­ру для воз­дей­ствия на дру­го­го, остав­ляя смыс­лу фоно­вую функцию.

Такая фор­ма рече­во­го воз­дей­ствия с пол­ным осно­ва­ни­ем может быть при­зна­на мани­пу­ля­тив­ной, ибо ни о каком обще­нии или обмене парт­не­ры не забо­тят­ся. Эта фор­ма пред­ла­га­ет­ся НЛП для исполь­зо­ва­ния в пси­хо­те­ра­пии, а так­же в дру­гих обла­стях деятельности.

16. С точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии глав­ной цен­но­стью обще­ния явля­ет­ся обмен лич­ност­ны­ми смыс­ла­ми, кото­рые обле­ка­ют­ся в рече­вую струк­ту­ру, игра­ю­щую важ­ную, но вспо­мо­га­тель­ную роль. Одна­ко и субъ­ект-субъ­ект­ное обще­ние будет несо­вер­шен­ным, а то и иска­жен­ным до тех пор, пока в отно­ше­нии двух лич­но­стей не будет вклю­че­на Выс­шая Лич­ность – Бог. Опо­сре­до­ван­ность чело­ве­че­ских отно­ше­ний Лич­но­стью Твор­ца защи­ща­ет обще­ние, с одной сто­ро­ны, от само­до­ста­точ­но­сти (гор­до­сти, само­сти) обща­ю­щих­ся лич­но­стей, а с дру­гой – от пре­вра­ще­ния одной из лич­но­стей (или обо­их одно­вре­мен­но) в объ­ект манипуляции.

17. Целью раз­ви­тия чело­ве­ка в НЛП про­воз­гла­ша­ет­ся рас­ши­ре­ние твор­че­ских воз­мож­но­стей, овла­де­ние уни­вер­саль­ной спо­соб­но­стью «учить­ся, учить­ся, учить­ся» для дости­же­ния успе­ха в любой дея­тель­но­сти и любой соци­аль­но-куль­тур­ной сре­де, ни при­рас­тая при этом серд­цем ни к одной из них. При­зрач­ная врз­мож­ность тако­го чело­ве­ко­бо­жия во мно­гом опре­де­ля­ет попу­ляр­ность НЛП, как впро­чем попу­ляр­ность и дру­гих пси­хо­тех­но­ло­гий, в сре­де ате­и­сти­че­ско­го мировоззрения.

18. Под­во­дя ито­ги дан­но­го крат­ко­го ана­ли­за, мож­но сде­лать сле­ду­ю­щие выво­ды:

1. Миро­воз­зрен­че­ская направ­лен­ность НЛП носит харак­тер агно­сти­че­ской все­яд­но­сти, вплоть до вклю­че­ния эле­мен­тов оккульт­но­го зна­ния. Поэто­му пра­во­слав­но­му пси­хо­ло­гу и пси­хо­те­ра­пев­ту сле­ду­ет воз­дер­жать­ся от апел­ля­ции к НЛП подходу.

2. Тео­рия и кон­цеп­ции исполь­зу­е­мые в НЛП носят, в основ­ном, гипо­те­ти­че­ский харак­тер и не могут рас­смат­ри­вать­ся в каче­стве окон­ча­тель­но науч­но доказанных.

3. Рас­смат­ри­ва­е­мые внут­ри пра­во­слав­но­го миро­воз­зрен­че­ско­го кон­тек­ста, прак­ти­че­ские мето­ды, при­е­мы и образ­цы, собран­ные в лите­ра­ту­ре по НЛП, за исклю­че­ни­ем направ­лен­ных на исполь­зо­ва­ние бес­со­зна­тель­но­го, могут быть исполь­зо­ва­ны пра­во­слав­ным пси­хо­те­ра­пев­том, пси­хо­ло­гом и педа­го­гом для повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в сфе­ре обще­ния. Адек­ват­ность исполь­зо­ва­ния кон­крет­но­го при­е­ма долж­на быть обу­слов­ле­на цен­ност­ным контекстом.

4. Исполь­зо­ва­ние пси­хо­тех­ник НЛП в ситу­а­ци­ях пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ско­го, педа­го­ги­че­ско­го или ино­го вза­и­мо­дей­ствия, вне систе­мы еди­ных миро­воз­зрен­че­ских цен­но­стей при­да­ет обще­нию мани­пу­ля­тив­ный характер.

Мате­ри­ал предо­став­лен Обще­ством пра­во­слав­ных вра­чей Санкт-Петербурга

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

11 комментариев

  • Арсен, 03.10.2018

    Ребя­та НЛП — зло. Близ­ко не под­хо­ди­те к этим кни­гам. Про­тив меня его при­ме­ни­ли. Вера моя пра­во­слав­ная выру­чи­ла. НЛП раз­ру­ша­ет душу чело­ве­ка. И того кто при­ме­ня­ет, и про­тив кого при­ме­ня­ешь. Но это чув­ству­ешь. Когда кто то пыта­ет­ся нару­шить лич­ное про­стран­ство. Чтоб про­ти­во­сто­ять зака­зы­вай­те служ­бы в мона­сты­рях. Соро­круст и Архан­ге­ла Миха­и­ла. Это наша пра­во­слав­ная бро­ня. От это­го демонизма.

    Ответить »
  • Калерия, 10.04.2016

    Спа­си Господь!

    Ответить »
  • Андрей, 12.06.2014

    п.5 Вооб­ще, в НЛП в самих про­грам­мах часто исполь­зу­ет­ся про­вер­ка на эко­ло­гич­ность: не вре­дит ли уста­нов­ка дру­гим тво­им убеж­де­ни­ям, не нано­сит твоя новая жиз­нен­ная пози­ция вред окру­жа­ю­щим. Если не испол­ня­ет­ся усло­вие эко­ло­гич­но­сти про­грам­ма счи­та­ет­ся не работающей.
    ‘С пози­ции пси­хо­ло­гии это озна­ча­ет попыт­ку про­игно­ри­ро­вать модаль­ность ’ ско­рее, мне кажет­ся, вырвать­ся за суще­ству­ю­щие рам­ки, в кото­рой нахо­дит­ся созна­ние. Ведь все сно­ва про­хо­дит про­вер­ку ‘душой’ 🙂
    ‘Про­бле­ма лич­ност­но­го смыс­ла в НЛП так­же пере­ста­ет суще­ство­вать’ ‑лич­ност­ный смысл не пре­ро­га­ти­ва НЛП. Пред­по­ла­га­ет­ся, что паци­ент име­ет смысл и жела­ет пре­тво­рить его в жизнь мето­да­ми НЛП. Смысл жиз­ни опре­де­ля­ет­ся религией.
    п. 6 ‘Нет ни истин­ных, ни лож­ных «кар­тин мира»’ А как же пре­суп­по­зи­ция НЛП ‘кар­та — не тер­ри­то­рия’? И сно­ва — НЛП не зани­ма­ет­ся созда­ни­ем смыс­ла жиз­ни чело­ве­ка — это инстру­мент. И исполь­зо­вать его в дости­же­нии целей жиз­ни — необ­хо­ди­мых и эко­ло­гич­ных, ‘раз­гре­бая’ преж­де все­го свои ‘зале­жи’ бес­со­зна­тель­но­го — вот пред­на­зна­че­ние НЛП в уме­лых руках. 

    П.18 ‘Адек­ват­ность исполь­зо­ва­ния кон­крет­но­го при­е­ма долж­на быть обу­слов­ле­на цен­ност­ным кон­тек­стом.’ — согла­сен на все 100% 🙂

    Пси.образование, НЛП-прак­тик.

    Ответить »
  • YBrbnf, 13.12.2013

    Надо это знать , что­бы сопро­тив­лять­ся мани­пу­ля­ции. У нас пароч­ка мене­дже­ров , прой­дя курс “во бла­го для рабо­ты” вооду­ше­ви­лась : реши­ли создать фир­му-кон­ку­рен­та пред­ва­ри­тель­но про­ве­дя раз­ру­ши­тель­ную дея­тель­ность на ста­ром месте рабо­ты. И пред­ставь­те — пре­успе­ли! Мы до сих пор под при­це­лом — пле­сень, кото­рую они посе­я­ли, очень труд­но изжи­ва­ет­ся. А с неко­то­ры­ми “лако­мы­ми” сотруд­ни­ка­ми до сих пор “рабо­та­ют” , типа “обща­ют­ся”. Мани­пу­ля­ции даже оче­вид­ны, но ведь все рав­но — дей­ству­ют ! И бог терпит

    Ответить »
  • Кирилл, 21.09.2013

    У меня зна­ко­мый серьёз­но занял­ся НЛП. Пар­ню взвин­ти­ли гор­дынь­ку донель­зя, под­са­жи­вая на всё и новые кур­сы. В резуль­та­те при­сво­и­ли ему даже какое-то зва­ние, типа “мастер НЛП” и ино­гда при­гла­ша­ли читать лекции.
    Толь­ко его уве­рен­ность в том, что он теперь может все­ми вокруг мани­пу­ли­ро­вать при­ве­ла к раз­ва­лу семьи, поте­ре рабо­ты и кра­ху как личности…
    Зато он счи­тал себя вели­ким масте­ром управ­ле­ния людь­ми. Толь­ко с людь­ми ему что-то не вез­ло, все разбежались…

    Ответить »
  • Аноним, 11.02.2013

    Спа­си­бо авто­ру!
    Исчер­пы­ва­ю­щий все­сто­рон­ний ответ. То есть при­ме­нять кое что мож­но, без отры­ва от пра­во­слав­но­го виде­ния мира

    Ответить »
  • Аноним, 02.01.2013

    В наше сума­сшед­шее вре­мя с людь­ми про­ис­хо­дят неве­ро­ят­ные вещи,порой жиз­нен­ные тра­ге­дии. Для Обыч­но­го чело­ве­ка все это не под­да­ет­ся разум­но­му объ­яс­не­нию… Эти нау­ки отда­ны на откуп дъяволу…А как с этим жить, как бороть­ся? У меня вот такая же ситу­а­ция. И что делать?

    Ответить »
  • Аноним, 26.12.2012

    Дан­ные тези­сы были напи­са­ны более 10 лет назад на фоне дис­кус­сии об НЛП с одним пра­во­слав­ным игу­ме­ном, вос­тор­жен­ным в то вре­мя почи­та­те­лем НЛП. Мне не хоте­лось кри­ти­ко­вать лицо в духов­ном сане, тем более рез­кой кон­фрон­та­ции с ним, но хоте­лось путем дис­кус­сии изме­нить его пози­цию на более трез­вую в этом вопро­се. Тем не менее, его пре­лест­ное отно­ше­ние к НЛП в то вре­мя не изме­ни­лось, более того про­дол­жи­лось его увле­че­ние мод­ны­ми запад­ны­ми под­хо­да­ми (несмот­ря на кри­ти­че­скую пози­цию пра­во­слав­ных пси­хо­ло­гов), пока, нако­нец, не была вынуж­де­на вме­шать­ся Цер­ковь сво­ей вла­стью. Я до сих пор не могу решить для себя вопрос о том, нуж­но ли кри­ти­ко­вать свя­щен­ни­ков, когда их в вопро­сах пси­хо­ло­гии зано­сит из-за отсут­ствия пси­хо­ло­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния неве­до­мо куда? А такое про­ис­хо­дит доволь­но часто.
    Резю­ми­руя могу ска­зать сле­ду­ю­щее:
    НЛП в целом — это пара­на­уч­ная прак­ти­ка, не име­ю­щая науч­но­го при­зна­ния ни в нашей стране, ни за рубе­жом; одно из лже­уче­ний миро­воз­зре­ния New Age, анти­ре­ли­ги­оз­ное и анти­хри­сти­ан­ское; поэто­му ссыл­ки прак­ти­ка или тео­ре­ти­ка на авто­ри­тет НЛП сви­де­тель­ству­ют про­тив его рели­ги­оз­ной и науч­ной пози­ции.
    Спе­ци­а­лист ува­жа­ю­щий свою хри­сти­ан­скую и науч­ную пози­цию на авто­ри­тет НЛП ссы­лать­ся не будет.
    При этом нуж­но пони­мать, что уче­ные и пси­хо­те­ра­пев­ты, кото­рых исполь­зу­ют НЛП-исты для обос­но­ва­ния сво­е­го уче­ния ника­ко­го отно­ше­ния к НЛП не име­ли, а их кни­ги (ста­тьи, пуб­ли­ка­ции) заслу­жи­ва­ют отдель­но­го кон­струк­тив­но­го кри­ти­че­ско­го ана­ли­за и обсуж­де­ния; в таком же кон­струк­тив­ном ана­ли­зе нуж­да­ют­ся их под­хо­ды, мето­ды и тех­ни­ки пси­хо­те­ра­пии и при­клад­ной психологии.

    Ответить »
  • Аноним, 04.10.2012

    Спа­си­бо авто­ру! Вовре­мя откры­ли гла­за… Вы про­сто спас­ли меня от непри­ят­но­стей, вызван­ных “сном разу­ма” — рож­де­ния чудо­вищ. Пой­ду на испо­ведь. Спа­си Бог!

    Ответить »
  • Аноним, 30.10.2011

    Доро­гой кол­ле­га! Вы нача­ли “за здравие”,а закон­чи­ли “за упокой”.…Почему такие нечёт­кие, раз­мы­тые выво­ды? Бои­тесь про­яв­ле­ний ост­ра­киз­ма со сто­ро­ны пси­хо­ло­гов непра­во­слав­но­го зве­на? НЛП не так без­обид­но, как Вы это пред­ста­ви­ли. Вот уж типич­ная двой­ствен­ность кле­ри­каль­ных док­то­ров! Жест­че надо, опре­де­лен­нее, ведь такие ста­тьи чита­ют паци­ен­ты, жела­ю­щие полу­чить пря­мой ответ: что есть НЛП и мож­но ли ему под­верг­нуть­ся при воз­ник­но­ве­нии лич­ност­ных про­блем или для т.наз. “роста”. Как бы, отве­чать за свои сло­ва необходимо…

    Ответить »
    • Игорь, 14.08.2015

      Очень пра­виль­но! Для чело­ве­ка с Пра­во­слав­ным мыш­ле­ни­ем (пси­хо­ло­га, психотерапевта)“кое-что” мож­но исполь­зо­вать. Любое чело­ве­че­ское позна­ние полез­но, и откры­ва­ет Божий про­мы­сел, если вос­при­ни­ма­ет­ся и филь­тру­ет­ся через приз­му Пра­во­слав­но­го миро­возре­ния. И “сотво­ре­ние идо­лов” в любой при­клад­ной нау­ке, ведет понят­но куда… “все мне поз­во­ли­тель­но, но не все полез­но, и ничто не долж­но мной обладать”.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки