Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни?

Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни?

(7 голосов4.6 из 5)

Мно­гие рос­си­яне актив­но увле­че­ны поис­ком быст­рых и, как им кажет­ся, надеж­ных мето­дов оздо­ров­ле­ния. Сре­ди таких мето­дик проч­ную пози­цию заня­ла хатха-йога. Увле­ка­ю­щи­е­ся хатха-йогой счи­та­ют ее свое­об­раз­ным ана­ло­гом гим­на­сти­ки, с помо­щью кото­рой мож­но зна­чи­тель­но улуч­шить состо­я­ние  сво­е­го здо­ро­вья. При этом лишь немно­гие все­рьез заду­мы­ва­ют­ся об исто­ках и изна­чаль­ных целях заня­тий хатха-йогой, а так­же о том, что резуль­та­ты этих заня­тий могут ока­зать­ся самы­ми неожи­дан­ны­ми. В дан­ной ста­тье мы попы­та­ем­ся отве­тить на вопро­сы: что такое хатха-йога, где и когда она была созда­на, так ли уж без­вред­но зани­мать­ся ею, а так­же сов­ме­сти­ма ли хатха-йога с христианством.

Преж­де все­го, опре­де­лим­ся с самим поня­ти­ем “йога”.

Тер­мин “йога” родил­ся в Индии и име­ет око­ло 20 сло­вар­ных зна­че­ний [1], сре­ди них такие как: “свя­зы­вать”, “соеди­нять”, “скреп­лять”, “сцеп­лять” и т.д. [2]. В общем смыс­ле йога – это “тех­ни­ка, сово­куп­ность мето­дик, про­цесс и итог инте­гра­ции духов­ных, пси­хи­че­ских, а в неко­то­рых йогах и физи­че­ских потен­ций инди­ви­ду­у­ма, име­ю­щий целью по мень­шей мере завер­шен­ность и свер­шен­ность лич­но­сти изнут­ри” [3]. Йога – это не назва­ние какой-то одной мето­ди­ки, а, ско­рее, общее обо­зна­че­ние целой сово­куп­но­сти систем, кото­рых объ­еди­ня­ет стрем­ле­ние к дости­же­нию “Абсо­лю­та”, одна­ко они могут иметь нема­лые отли­чия друг от дру­га. Извест­ный индий­ский мистик Сва­ми Виве­ка­нан­да писал: “Йога озна­ча­ет соеди­не­ние, она стре­мит­ся свя­зать душу чело­ве­ка с выс­шей душой Бога [4]” [5]. Так­же мож­но ска­зать, что “йога – это “связь” с Абсо­лю­том, посред­ством кото­рой дости­га­ет­ся осво­бож­де­ние от стра­да­ний и выс­шее состо­я­ние…” [6]. Йог Чина­май­а­нан­да утвер­ждал, что зани­ма­ясь йогой чело­век из чер­вя ста­нет “Богом Богов” [7]. В инду­из­ме йогой назы­ва­ют прак­ти­че­скую мето­ди­ку пре­одо­ле­ния все­го пре­хо­дя­ще­го и вос­при­ни­ма­ют ее как путь к веч­но­сти [8].

Йога в том или ином виде явля­ет­ся обя­за­тель­ным ком­по­нен­том всех духов­ных тра­ди­ций Индии [9]. Под­черк­нем, что все виды йоги име­ют рели­ги­оз­ный харак­тер: “…в древ­но­сти все выс­шие дости­же­ния чело­ве­ка в позна­нии, искус­стве и вла­сти были частью рели­гии и счи­та­лись при­над­ле­жа­щи­ми Богу и Его зем­ным слу­жи­те­лям” [10]. Нет ни одной шко­лы йоги, кото­рая была бы ото­рва­на от рели­гии. Нере­ли­ги­оз­ных форм йоги не существует.

5_002Огром­ную роль в йоге игра­ет гуру: “гуру – это тот, кто дару­ет зна­ние, бла­го (или про­цве­та­ние), состо­я­ние Шивы [11] … гуру – это тот, кто рас­се­и­ва­ет тьму (неве­же­ство, иллю­зии)” [12]. Связь уче­ни­ка с гуру име­ет очень боль­шое зна­че­ние, фак­ти­че­ски, не имея гуру, йогой зани­мать­ся нель­зя, более того, “если чело­век поки­да­ет сво­е­го гуру из-за каких-либо мате­ри­аль­ных побуж­де­ний или моти­вов, он совер­ша­ет тем самым самый страш­ный грех (обыч­но учи­те­ля йоги гово­рят, что уче­ник таким поступ­ком пор­тит себе кар­му. – В.П.) и будет вынуж­ден рас­пла­чи­вать­ся за этот посту­пок в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни (напри­мер, в сле­ду­ю­щих жиз­нях. – В.П.)” [13].

При этом гуру может стать дале­ко не любой чело­век, а толь­ко тот, кто достиг пол­ной духов­ной реа­ли­за­ции и был посвя­щен, в свою оче­редь, сво­им гуру. Вот неко­то­рые при­зна­ки, кото­рые поз­во­ля­ют, с точ­ки зре­ния тан­три­стов, отли­чить лож­но­го гуру от насто­я­ще­го: “К этим при­зна­кам отно­сят­ся серьез­ные забо­ле­ва­ния, такие как зара­же­ние кро­ви, про­ка­за, болез­ни глаз, бес­пло­дие; врож­ден­ные ано­ма­лии – такие как лиш­нии конеч­но­сти или их недо­ста­ток, кар­ли­ко­вое тело­сло­же­ние… а так­же – даже такой при­знак, как пло­хие ног­ти или зубы” [14]. Это, конеч­но, дале­ко не все при­зна­ки, но и они поз­во­ля­ют сде­лать вывод, что учи­те­лем нель­зя стать лишь пото­му, что чело­век это­го хочет и изу­чил ту или иную духов­ную лите­ра­ту­ру, необ­хо­ди­ма при­над­леж­ность к духов­ной тра­ди­ции той шко­лы, учи­те­лем кото­рой чело­век себя объ­яв­ля­ет, а так­же нали­чие опре­де­лен­ных физи­че­ских и пси­хи­че­ских свойств, опре­де­лен­ной ква­ли­фи­ка­ции, под­твер­жден­ной учи­те­ля­ми избран­ной тра­ди­ции. Йог обя­за­тель­но дол­жен быть веге­та­ри­ан­цем [15], одна­ко есть исклю­че­ния, напри­мер, систе­ма тан­три­че­ской йоги поз­во­ля­ет есть мясо [16] .

Выс­шее духов­ное состо­я­ние, кото­ро­го может достичь йог, назы­ва­ет­ся сама­д­хи, опи­сать сама­д­хи невоз­мож­но, по сути это некое мисти­че­ское пере­жи­ва­ние, кото­рое испы­ты­ва­ет чело­век в резуль­та­те заня­тия йогой: “Сама­д­хи – это неопи­су­е­мое состо­я­ние. Оно нахо­дит­ся вне ком­пе­тен­ции ума и речи.

В Сама­д­хи, или состо­я­нии Сверх­со­зна­ния, меди­ти­ру­ю­щий теря­ет свою инди­ви­ду­аль­ность и ста­но­вит­ся еди­ным с Выс­шим “Я”, вопло­ще­ни­ем Бла­жен­ства, Мира и Абсо­лют­но­го Зна­ния. Вот и все что мож­но ска­зать об этом состо­я­нии” [17]. После­до­ва­те­ли йоги счи­та­ют, что понять сама­д­хи мож­но толь­ко пере­жив это состо­я­ние. Сва­ми Виве­ка­нан­да писал о сама­д­хи: “Когда созна­ние под­ни­ма­ет­ся выше пре­де­лов само­со­зна­ния, оно назы­ва­ет­ся сама­д­хи” [18]; “Йога гово­рит, что слу­чай­но впа­дать в это состо­я­ние очень опас­но (выде­ле­но нами. – В.П.). Во мно­гих слу­ча­ях явля­ет­ся опас­ность повре­дить мозг” [19].

Кро­ме того, впа­да­ю­щие в состо­я­ние сама­д­хи “под­вер­же­ны гал­лю­ци­на­ци­ям” [20].

При заня­ти­ях йогой, как верят прак­ти­ку­ю­щие йоги, раз­ви­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­соб­но­сти или, как их назы­ва­ют сами йоги, сид­дхи: 1) ани­ма – спо­соб­ность при­ни­мать фор­му мень­ше мень­ше­го; 2) махи­ма – спо­соб­ность при­ни­мать фор­му огром­ных раз­ме­ров; 3) лаг­хи­ма – спо­соб­ность ста­но­вить­ся лег­че пылин­ки; 4) гари­ма – спо­соб­ность ста­но­вить­ся необык­но­вен­но тяже­лым; 5) прап­ти – спо­соб­ность полу­чать все, что угод­но; 6) пра­ка­мья – непо­ко­ле­би­мая воля; 7) ишит­ва – пре­вос­ход­ство над дру­ги­ми; 8) вашит­ва – спо­соб­ность удер­жи­вать окру­жа­ю­щих под сво­им кон­тро­лем [21]. Сва­ми Виве­ка­нан­да утвер­ждал: “…сво­бо­да души (в нео­ин­ду­истст­ком пони­ма­нии [22]. – В.П.) есть цель всех Йог, и каж­дая Йога оди­на­ко­во ведет к это­му резуль­та­ту” [23].

Рассмотрим кратко виды классической йоги.

Суще­ству­ет четы­ре вида клас­си­че­ской йоги: джна­на-йога, кар­ма-йога, бхак­ти-йога и раджа-йога.

Джна­на-йога (джня­на-мар­га) – это путь раз­ви­тия сверх­ра­ци­о­наль­ной инту­и­ции, цель кото­рой – пости­же­ние йогом един­ства лич­ной души (Атма­на) с Боже­ством [24] через раз­ви­тие у себя “…выс­ших интел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей, сверх­ра­ци­о­наль­ной инту­и­ции и путем про­ду­мы­ва­ния вели­ких рече­ний упа­ни­шад [25]: “Все сие Атман [26]”, “Я есть Брах­ман [27]” и др. Риту­а­лы отвер­га­ют­ся за ненуж­но­стью, путь асо­ци­а­лен, пред­по­ла­га­ет мона­ше­ство…” [28]. Джна­на-йога счи­та­ет­ся путем для лич­но­стей, име­ю­щих высо­кое интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие. Дан­ный вид йоги не пред­по­ла­га­ет спе­ци­аль­ной рабо­ты с телом, это, ско­рее, путь высо­ко­го интел­лек­ту­аль­но­го созер­ца­ния. Заме­тим, что в насто­я­щее вре­мя в Рос­сии в рам­ках нео­ин­ду­из­ма ни одно направ­ле­ние йоги не прак­ти­ку­ет­ся в клас­си­че­ской форме.

Кар­ма-йога (кар­ма-мар­га) – это путь риту­аль­но чистых дея­ний, кото­рый заклю­ча­ет­ся в том, что йог сле­ду­ет в сво­ей жиз­ни тем рели­ги­оз­ным пред­пи­са­ни­ям, кото­рые при­ня­ты в той духов­ной тра­ди­ции, к кото­рой он при­над­ле­жит [29]. Сва­ми Виве­ка­нан­да писал: “Что же гово­рит кар­ма-йога? “Тру­ди­тесь неустан­но, но отре­ши­тесь от вся­кой при­вя­зан­но­сти к тру­ду. Не отож­деств­ляй себя ни с чем вне ваc. Дер­жи­те ваш ум сво­бод­ным…” [30].

Кар­ма-йог – это чело­век, кото­рый не при­вя­зы­ва­ет­ся к пло­дам сво­е­го тру­да, счи­тая, что все, что он дела­ет, есть испол­не­ние его рели­ги­оз­но­го дол­га, пред­по­ла­га­ет­ся рабо­та без внут­рен­ней пси­хо­ло­ги­че­ской вовле­чен­но­сти, без при­вя­зан­но­сти к резуль­та­там тру­да [31]. Кар­ма-йог счи­та­ет, что пло­ды, как и сам про­цесс тру­да, при­над­ле­жат боже­ству. В Бха­га­вад­ги­те об этом ска­за­но так: “Все, что ты дела­ешь, что вку­ша­ешь, что пода­ешь, что при­но­сишь в жерт­ву; какой ни совер­шил бы ты подвиг – все совер­шай как при­но­ше­ние мне (Кришне. – В.П.)” [32]. Отрек­шись от сво­е­го “я” через отказ от при­сво­е­ния пло­дов тру­да, йог как бы поз­во­ля­ет тем самым рас­крыть­ся боже­ству в себе и ста­но­вит­ся “богом”. При этом, по сло­вам Сва­ми Виве­ка­нан­ды, “кар­ма-йог может не верить ни в какую док­три­ну. Он может не верить даже в Бога, может не вопро­шать, что такое душа, и не думать ни о каких умо­за­клю­че­ни­ях. Он име­ет сво­ей спе­ци­аль­ной целью осу­ществ­ле­ние бес­ко­ры­стия, и ему при­хо­дит­ся само­му выра­ба­ты­вать пути, веду­щие к этой цели” [33]. На прак­ти­ке обыч­но кар­ма-йогу соеди­ня­ют с бхак­ти-йогой и отдель­но не практикуют.

Бхак­ти-йога – это путь пре­дан­но­го слу­же­ния избран­но­му боже­ству [34] . Бхак­ти-йог, или бхак­та, как гово­рит Бха­га­вад­ги­та – это тот, кто не име­ет “нена­ви­сти к суще­ствам, мило­серд­ный, состра­да­тель­ный, без соб­ствен­но­сти, без само­сти, рав­ный в горе и радо­сти, тер­пе­ли­вый, удо­вле­тво­рен­ный, посто­ян­ный, в еди­не­нии, само­углуб­лен­ный, твер­дый в реше­ни­ях, вру­чив­ший Мне серд­це и разум, кто пре­дан Мне (Кришне. – В.П.)” [35]. Бхак­та – это тот, кто еже­ми­нут­но дума­ет об избран­ном боже­стве, его при­вя­зан­ность к боже­ству долж­на быть все­по­гло­ща­ю­ща [36]. Любые свои дея­ния бхак­та посвя­ща­ет избран­но­му боже­ству. Адепт бхак­ти-йоги стре­мит­ся к экс­та­ти­че­ским, эмо­ци­о­наль­ным пере­жи­ва­ни­ям, к мисти­че­ским оза­ре­ни­ям. Цель – вызвать в себе непре­одо­ли­мую любовь к боже­ству, гра­ни­ча­щую с одер­жа­ни­ем боже­ством [37]. Сре­ди групп, прак­ти­ку­ю­щих бхак­ти-йогу, неред­ки слу­чаи сек­су­аль­ных извра­ще­ний, напри­мер интим­ные отно­ше­ния с гуру или обмен парт­не­ра­ми меж­ду чле­на­ми сек­ты [38]. На сего­дняш­ний день бхак­ти-йога явля­ет­ся одной из самых попу­ляр­ных направ­ле­ний йоги в мире. Рас­смот­ре­нию раджа-йоги мы уде­лим осо­бое вни­ма­ние, так как хатха-йога явля­ет­ся ее частью и без пони­ма­ния раджа-йоги мы не смо­жем отве­тить на сфор­му­ли­ро­ван­ные в ста­тье вопросы.

Раджа-йога – это йога, кото­рая ста­вит сво­ею целью дости­же­ние сама­д­хи через про­буж­де­ние кун­да­ли­ни. Кун­да­ли­ни – это энер­гия, кото­рая, как счи­та­ют йоги, нахо­дит­ся в осно­ва­нии позво­ноч­но­го стол­ба и пред­став­ля­ет­ся в виде змеи, свер­нув­шей­ся в три с поло­ви­ной коль­ца [39]: “…сама энер­гия Кун­да­ли­ни – это тон­кие пси­хи­че­ские энер­гии, но не гру­бо-мате­ри­аль­ные орга­ны или суб­стан­ции тела” [40]. Кун­да­ли­ни необ­хо­ди­мо “раз­бу­дить” и напра­вить вверх по цен­траль­но­му энер­ге­ти­че­ско­му кана­лу (сушумне), кото­рый, как счи­та­ют йоги, нахо­дит­ся в позво­ноч­ни­ке. Про­хо­дя по позво­ноч­ни­ку, кун­да­ли­ни как бы акти­ви­зи­ру­ет чак­ры, рас­кры­ва­ет их.

Чак­ры – это неви­ди­мые энер­ге­ти­че­ские цен­тры [41], “чак­ры нахо­дят­ся на более тон­ком уровне, чем мате­ри­аль­ное тело, то есть как бы одно­вре­мен­но в теле и вне его, точ­ное место­по­ло­же­ние того или ино­го чак­ры может быть опре­де­ле­но толь­ко инди­ви­ду­аль­но, в про­цес­се кон­цен­тра­ции и меди­та­тив­ной прак­ти­ки” [42]. Рас­кры­тие чакр, как счи­та­ют йоги, при­во­дит к духов­ной само­ре­а­ли­за­ции и пости­же­нию божества.

Раджа-йога – это прак­ти­ка, с помо­щью кото­рой йог гото­вит свое тело и разум для дости­же­ния самадхи.

Осно­ва­те­лем раджа-йоги счи­та­ет­ся Патан­джа­ли [43] – индий­ский мистик, жив­ший око­ло II – III веков по Р.Х. Патан­джа­ли оста­вил после себя так назы­ва­е­мую “Йога-сут­ру”, в кото­рой сум­ми­ро­вал и осмыс­лил опыт индий­ской йоги.

Йога Патан­джа­ли, она же раджа-йога [аштан­га-йога), состо­ит из вось­ми сту­пе­ней: “1. Яма (общие нрав­ствен­ные тре­бо­ва­ния); 2. Ния­ма (само­очи­ще­ние посред­ством дис­ци­пли­ны); 3. Аса­на (поза); 4. Пра­на­я­ма (рит­ми­че­ский кон­троль дыха­ния); 5. Пра­тья­ха­ра (отвле­че­ние и осво­бож­де­ние ума от вла­сти чувств и внеш­них объ­ек­тов); 6. Дха­ра­на (кон­цен­тра­ция); 7. Дхья­на (меди­та­ция); 8. Сама­д­хи (состо­я­ние сверх­со­зна­ния, насту­па­ю­щее в резуль­та­те углуб­лен­ной меди­та­ции, когда инди­ви­ду­аль­ный адепт…сливается с объ­ек­том медитации…Вселенским Духом” [44].

Раз­бе­рем сту­пе­ни раджа-йоги подробнее.

Яма – это пять нрав­ствен­ных тре­бо­ва­ний: “1. Нико­му не вре­дить мыс­лью, сло­вом или дей­стви­ем. 2. Не быть коры­сто­лю­би­вым ни мыс­лью, ни сло­вом, ни дей­стви­ем. 3. Пол­ное цело­муд­рие мыс­ли, слов и дей­ствий. 4. Пол­ная откро­вен­ность мыс­ли слов и дей­ствий. 5. Пол­ная без­греш­ность в мыс­лях, сло­вах и дей­стви­ях” [45]. Ния­ма – это “уход за телом, еже­днев­ное купа­ние, пита­ние и т.д. ” [46]. Аса­на в йоге – это “поза, при­ни­ма­е­мая для выпол­не­ния упраж­не­ния или сама им явля­ю­ща­я­ся… глав­ная цель заня­тий аса­на­ми…- про­чист­ка пра­ни­че­ских (энер­ге­ти­че­ских) пото­ков в теле, выпрям­ле­ние и раз­ви­тие мак­си­маль­ной гиб­ко­сти позво­ноч­ни­ка для после­ду­ю­ще­го про­буж­де­ния кун­да­ли­ни” [47]. В моло­до­сти мини­маль­ное вре­мя заня­тия аса­на­ми для дости­же­ния более или менее при­ем­ле­мо­го, с точ­ки зре­ния йоги, резуль­та­та состав­ля­ет пять лет еже­днев­ных упраж­не­ний [48] под руко­вод­ством пол­но­стью реа­ли­зо­вав­ше­го себя в духов­ном плане учи­те­ля [49]. Пра­на­я­ма – это чет­вер­тая сту­пень раджа-йоги, глав­ной целью кото­рой “явля­ет­ся посред­ством регу­ля­ции дыха­ния уста­но­вить кон­троль над тес­но с ним свя­зан­ным пото­ком созна­ния” [50]. Виве­ка­нан­да писал: “Пра­на­я­ма зна­чит управ­ле­ние Пра­ной” [51]. Пра­на – это “жиз­не­нос­ная тон­кая энер­гия в теле, не тож­де­ствен­ная чисто физи­че­ской силе” [52].

Соглас­но йоге, суще­ству­ет пять видов пран [53], глав­ная из них – воз­дух, кото­рым мы дышим, эта тон­кая фор­ма энер­гии, в свою оче­редь, делит­ся еще на четы­ре части: 1. Ваю – вид пра­ны, кото­рый управ­ля­ет дыха­ни­ем и нахо­дит­ся в обла­сти серд­ца; 2. Апа­на – нахо­дит­ся в ниж­ней части живо­та и управ­ля­ет функ­ци­я­ми выве­де­ния мочи и кала; 3. Сама­на – пра­на, спо­соб­ству­ю­щая пище­ва­ре­нию; 4. Вья­на – пра­на, про­пи­ты­ва­ю­щая все тело и рас­пре­де­ля­ю­щая энер­гию, полу­чен­ную из пищи и дыхания.

Пра­на пере­ме­ща­ет­ся по тон­ким энер­ге­ти­че­ским кана­лам, кото­рые назы­ва­ют­ся нади.

Нади – это “тон­кие аст­раль­ные труб­ки, несу­щие пси­хи­че­ские токи…. Через Нади про­хо­дят Жиз­нен­ные силы, или токи Пра­ны. Так как Нади из очень тон­кой мате­рии, то их невоз­мож­но уви­деть на физи­че­ском плане” [54].

О Пра­тья­ха­ре, пятой сту­пе­ни раджа-йоги, Виве­ка­нан­да писал: “Тот, кто достиг спо­соб­но­сти по жела­нию соеди­нять или разъ­еди­нять свое созна­ние с нерв­ны­ми цен­тра­ми (чакра­ми. – В.П.), усво­ил Пра­тья­ха­ру, …обуз­да­ние стре­мя­щих­ся к внеш­не­му сил созна­ния, осво­бож­де­ния его от раб­ства чувств. … Управ­ле­ние созна­ни­ем и не д озво­ле­ние ему соеди­нять­ся с нерв­ны­ми цен­тра­ми есть – Пра­тья­ха­ра” [55].

Пра­тья­ха­ра есть про­цесс созна­тель­но­го управ­ле­ния сво­им созна­ни­ем, когда йог может его направ­лять на какой-либо объ­ект и как бы отклю­чать от ненуж­ных, на его взгляд. Пра­тья­ха­ра, в пред­став­ле­нии йогов – это искус­ство управ­ле­ния сво­им умом, осво­бож­де­ние его от вли­я­ния чувств.

Сле­ду­ю­щая, шестая сту­пень раджа-йоги – дха­ра­на. Дха­ра­на – это йоги­че­ское искус­ство кон­цен­тра­ции на кон­крет­ном объ­ек­те, напри­мер мож­но с помо­щью вооб­ра­же­ния поста­рать­ся почув­ство­вать опре­де­лен­ные части тела, не чув­ствуя при этом дру­гие части тела [56]. Если пра­тья­ха­ра обу­ча­ет йога не реа­ги­ро­вать на внеш­ние раз­дра­жи­те­ли, то дха­ра­на обу­ча­ет изби­ра­тель­ной концентрации.

О седь­мой сту­пе­ни раджа-йоги – дхьяне Сва­ми Виве­ка­нан­да писал: “Когда созна­ние при­вык­ло удер­жи­вать­ся сосре­до­то­чен­ным на извест­ном внут­рен­нем или внеш­нем пунк­те, оно при­об­ре­та­ет спо­соб­ность как бы непре­рыв­но­го тече­ния по направ­ле­нию к это­му пунк­ту. Это состо­я­ние назы­ва­ет­ся Дхи­а­на” [57].

Дхья­на – это меди­та­ция перед избран­ным объ­ек­том с целью сли­я­ния с ним.

И послед­няя сту­пень раджа-йоги – сама­д­хи – состо­я­ние, когда йог окон­ча­тель­но подав­ля­ет в себе вся­кое дви­же­ние мыс­ли и чув­ства и видит себя, как пола­га­ют йоги, таким, “каков он есть и каким все­гда был, – все­ве­ду­щим, бес­смерт­ным и вез­де­су­щим” [58]. Зани­мать­ся подоб­но­го рода прак­ти­кой нуж­но в уеди­не­нии, напри­мер Виве­ка­нан­да пишет, что йог, прак­ти­ку­ю­щий тако­го вида прак­ти­ки, “дол­жен ста­рать­ся жить один” [59].

В Бха­га­вад­ги­те ска­за­но как нуж­но зани­мать­ся йогой: “в чистом месте устро­ив устой­чи­вое сиде­ние для себя, не слиш­ком высо­кое, не слиш­ком низ­кое, покры­тое одеж­дой, шку­рой лани и (тра­вой) куша” [60]. Если сум­ми­ро­вать все тре­бу­е­мые усло­вия для заня­тия раджа-йогой, то мы видим, что после­до­ва­тель раджа-йоги дол­жен уеди­нен­но жить в осо­бом месте под руко­вод­ством духов­но реа­ли­зо­вав­ше­го себя учи­те­ля, еже­днев­ная прак­ти­ка и веге­та­ри­ан­ское пита­ние долж­но стать его уде­лом на всю жизнь. При этом нуж­но учи­ты­вать, что любое поверх­ност­ное и невни­ма­тель­ное отно­ше­ние к йоге может при­ве­сти “…к напрас­ной тра­те сил и пси­хи­че­ским рас­строй­ствам” [61].

В нашей стране клас­си­че­ской раджа-йогой никто не зани­ма­ет­ся, но есть орга­ни­за­ция, кото­рая заяв­ля­ет, что прак­ти­ку­ет раджа-йогу – это “Все­мир­ный Духов­ный Уни­вер­си­тет Пра­джа­пи­та Брах­ма Кума­рис”. Одна­ко это заяв­ле­ние не соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти, что вид­но хотя бы из того фак­та, что содер­жа­ние духов­ной прак­ти­ки “Брах­ма Кума­рис” прин­ци­пи­аль­но отлич­но от клас­си­че­ской раджа-йоги. Напри­мер, отли­ча­ет­ся отно­ше­ние раджа-йоги и “Брах­ма Кума­рис” к ман­трам, “Брах­ма Кума­рис” учит: “Исполь­зуя ман­тру или какой-либо пред­мет, луч­шее чего я достиг­ну, – это сосре­до­то­че­ние на дан­ном сло­ве или пред­ме­те. И самое веро­ят­ное, что это уве­дет меня дале­ко от ощу­ще­ния един­ства со Все­выш­ним (с Шивой, богом раз­ру­ше­ния в инду­из­ме. – В.П.). Да, я сумею достичь покоя в сво­их мыс­лях, пото­му что отве­ду их от физи­че­ско­го мира, где я живу в окру­же­нии горя и скор­би. Мои мыс­ли отвле­че­ны мантрой или физи­че­ским пред­ме­том, пока я про­во­жу такую меди­та­цию. Одна­ко по ее окон­ча­нии, я най­ду себя на том же самом месте, где я был до нее” [62]. В клас­си­че­ской йоге исполь­зо­ва­ние мантр явля­ет­ся важ­ней­шей частью духов­ной прак­ти­ки [63].

Итак, что может обре­сти чело­век, зани­ма­ясь хатха-йогой с целью улуч­ше­ния здо­ро­вья? Любое направ­ле­ние йоги по сути явля­ет­ся видом мисти­че­ской прак­ти­ки, ста­вя­щей перед собою цель дости­же­ния неких выс­ших мисти­че­ских оза­ре­ний. Как уже гово­ри­лось, не суще­ству­ет нере­ли­ги­оз­ных видов йоги.

Хатха-йога явля­ет­ся частью раджа-йоги и гото­вит тело, как бы настра­и­ва­ет его, на после­ду­ю­щие мисти­че­ские пере­жи­ва­ния. Нам могут воз­ра­зить, что мож­но исполь­зо­вать хатха-йогу для укреп­ле­ния здо­ро­вья, а всю мисти­че­скую часть отбро­сить. На прак­ти­ке это неосу­ще­стви­мо: сам под­ход, вся тео­ре­ти­че­ская часть хатха-йоги, кото­рая объ­яс­ня­ет меха­низм рабо­ты асан, осно­ван на мисти­че­ских откро­ве­ни­ях йогов.

О суще­ство­ва­нии вза­и­мо­свя­зи меж­ду физи­че­ским выпол­не­ни­ем асан и духов­ной состав­ля­ю­щей этой прак­ти­ки недву­смыс­лен­но гово­рят сами йоги: “При выпол­не­нии асан тело уче­ни­ка при­ни­ма­ет мно­же­ство форм, кото­рые встре­ча­ют­ся у раз­лич­ных существ, от низ­ше­го насе­ко­мо­го до само­го совер­шен­но­го муд­ре­ца, и он обна­ру­жи­ва­ет, что во всех суще­ствах дышит один и тот же Все­лен­ский Дух – Дух Божий. Во вре­мя прак­ти­ки он смот­рит внутрь себя и ощу­ща­ет при­сут­ствие Бога в раз­лич­ных аса­нах, выпол­ня­е­мых им так, слов­но он при­па­да­ет к сто­пам Гос­по­да” [64], к уча­стию ума и воли в выпол­не­нии асан при­зы­ва­ет сво­их после­до­ва­те­лей хатха-йога: “вы долж­ны поста­рать­ся с инте­ре­сом зани­мать­ся вашей гим­на­сти­кой (хатха-йогой. – В.П.) и заста­вить ваш ум при­ни­мать в ней уча­стие” [65], “йог с инте­ре­сом сле­дит за сво­и­ми упраж­не­ни­я­ми и уси­ли­ем воли посы­ла­ет уве­ли­чен­ный поток пра­ны в ту часть тела, кото­рая нахо­дит­ся в дви­же­нии” [66]. Нель­зя зани­мать­ся прак­ти­кой и при этом пол­но­стью игно­ри­ро­вать тео­рию, лежа­щую в ее осно­ве. Йог Рама­ча­ра­ка, давая один совет сво­им после­до­ва­те­лям, ска­зал: “Теперь еще один совет, кото­рый может пока­зать­ся бес­смыс­лен­ным для того, кто не пони­ма­ет его фило­соф­ской под­клад­ки (выде­ле­но нами. – В.П.)” [67]. Невоз­мож­но зани­мать­ся хатха-йогой, пол­но­стью при этом игно­ри­руя “фило­соф­скую подкладку”.

Прак­ти­ку­ю­щий хатха-йогу обя­за­тель­но дол­жен иметь учи­те­ля; извест­ный учи­тель хатха-йоги Айен­гар пишет: “Во всех древ­них ком­мен­та­ри­ях к йоге под­чер­ки­ва­ет­ся, что зани­мать­ся необ­хо­ди­мо под руко­вод­ством гуру (учи­те­ля)” [68]. При этом име­ет­ся в виду учи­тель, посвя­тив­ший это­му всю свою жизнь и сам име­ю­щий тако­го же учи­те­ля. В нашей стране есть боль­шое чис­ло учи­те­лей хатха-йоги, закон­чив­ших какие-либо, отно­си­тель­но непро­дол­жи­тель­ные, кур­сы хатха-йоги и став­ших “учи­те­ля­ми” хатха-йоги. Авто­ру вспо­ми­на­ет­ся обще­ние с одним инду­сом, кото­рый при­е­хал в нашу стра­ну для пре­по­да­ва­ния аюрве­ды [69], этот чело­век зани­мал­ся аюрве­дой с дет­ства, ею же зани­ма­лись его отец, его деды и пра­де­ды. Но ему не раз­ре­ши­ли пре­по­да­вать аюрве­ду, моти­ви­ро­вав свой отказ тем, что … он не изу­чал ее на кур­сах в неко­ем рос­сий­ском инсти­ту­те в тече­ние поло­жен­ных в Рос­сии трех меся­цев! Пом­ню, как я был пора­жен, уви­дев объ­яв­ле­ние о под­го­тов­ке “спе­ци­а­ли­стов” в обла­сти тибет­ской меди­ци­ны за… десять дней! Сами тибет­цы зачем-то тра­тят на изу­че­ние тибет­ской меди­ци­ны целых пят­на­дцать лет. Но инте­рес­нее все­го то, что у подоб­ных ско­ро­спе­лых учи­те­лей нахо­дит­ся нема­ло уче­ни­ков и даже пациентов.

Теперь несколь­ко слов об источ­ни­ке мисти­че­ских оза­ре­ний йогов. Каков он? Како­вы те цели дей­ствий это­го источ­ни­ка? Дадим оцен­ку с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ства. Вспом­ним, что цель йога – стать “Богом Богов” [70] , доба­вим – богом без Бога: ведь йог “…может не верить … в Бога” [71]. Эта ситу­а­ция зна­ко­ма любо­му хри­сти­а­ни­ну, так как напо­ми­на­ет исто­рию, опи­сан­ную в Свя­щен­ном Писа­нии (Быт.3:5). Толь­ко вот цена такой “йоги” была печаль­на: гре­хо­па­де­ние, отпа­де­ние от Бога, бого­от­ступ­ни­че­ство. Но даже если чело­век отвер­га­ет авто­ри­тет Свя­щен­но­го Писа­ния, мож­но заду­мать­ся: раз­ве такие поня­тия, как энер­ге­ти­че­ские кана­лы-нади, пра­на – это науч­ные поня­тия? Нет. И это при­зна­ют сами йоги. Напри­мер, йог Рама­ча­ра­ка в сво­ей кни­ге “Хатха-йога” пишет: “Вопрос о пране про­ни­ка­ет всю фило­со­фию хатха-йоги.

 Оккуль­ти­сты всех вре­мен и наро­дов (выде­ле­но нами. – В.П.) все­гда учи­ли, обык­но­вен­но тай­но, обра­ща­ясь лишь к немно­гим сво­им после­до­ва­те­лям, что в воз­ду­хе, в воде, в пище, в сол­неч­ном све­те и во всем дру­гом нахо­дит­ся суб­стан­ция или прин­цип, порож­да­ю­щий вся­кую дея­тель­ность, энер­гию, силу и жиз­нен­ность… [72]” [73]. Как видим, Рама­ча­ра­ка не скры­ва­ет оккульт­ных кор­ней хатха-йоги. Клас­си­че­ская хатха-йога не ста­вит перед сво­и­ми после­до­ва­те­ля­ми цели – здо­ро­вье ради здо­ро­вья само­го по себе: “Йоги же раз­ви­вая тело, зна­ют, что оно явля­ет­ся толь­ко ору­ди­ем выс­ших начал чело­ве­ка и что они долж­ны совер­шен­ство­вать ору­дие исклю­чи­тель­но для того, что­бы оно мог­ло слу­жить делу совер­шен­ство­ва­ния души (выде­ле­но нами. – В.П.)” [74]. Сам прин­цип дей­ствия асан и пра­на­я­мы, их пред­на­зна­че­ние – это под­го­тов­ка к мисти­че­ским пере­жи­ва­ни­ям. Чело­век, зани­ма­ю­щий­ся хатха-йогой, сам того не ведая, может столк­нуть­ся с весь­ма опре­де­лен­ным оккульт­ным допол­не­ни­ем, кото­рое он, может быть, и не ожи­дал полу­чить. Кор­ни хатха-йоги мистич­ны, без инду­ист­ско­го мисти­циз­ма ее бы про­сто не суще­ство­ва­ло. Мисти­цизм же йоги, по утвер­жде­ни­ям самих йогов, как выше мы уже ука­зы­ва­ли, может при­ве­сти к пси­хи­че­ским рас­строй­ствам, вызвать гал­лю­ци­на­ции и даже повре­дить мозг. По мне­нию авто­ра, такие резуль­та­ты вряд ли мож­но назвать спо­соб­ству­ю­щи­ми оздо­ров­ле­нию после­до­ва­те­ля хатха-йоги.

Мож­но ли хри­сти­а­ни­ну зани­мать­ся хатха-йогой? На этот вопрос ответ оче­ви­ден. Нет! Любые фор­мы оккульт­ных прак­тик несов­ме­сти­мы с хри­сти­ан­ством [75]. Людям, стре­мя­щим­ся к здо­ро­вью, мож­но поре­ко­мен­до­вать дру­гие мето­ды его дости­же­ния, напри­мер, спорт. По край­ней мере, при заня­ти­ях спор­том веро­ят­ность того, что к вам неждан­но явит­ся “Шива” или еще какой инду­ист­ский “божок”, будет намно­го мень­ше, чем при заня­ти­ях хатха-йогой.

 


1. – См.: Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 218.

2. – См.: Айен­гар Б.К.-С. Про­яс­не­ние йоги. Йога Дипи­ка. М., Мед­си XXI . 1993. – С.13.

3. – Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 218.

4. – Здесь нуж­но иметь в виду, что пред­став­ле­ние о Боге Сва­ми Виве­ка­нан­ды, впро­чем, как и дру­гих йогов, не име­ет ниче­го обще­го с хри­сти­ан­ским уче­ни­ем о Боге. Подр. см.: Вита­лий Пита­нов Идо­лы нео­ин­ду­из­ма: Шри Рамак­риш­на и Сва­ми Вивекананда..

5. – Сва­ми Виве­ка­нан­да. Фило­со­фия йога. Маг­ни­то­горск. Амри­та. 1992. – С. 456.

6. – Диме­швар Рам Ава­д­ху­та. Тан­тра пости­же­ния выс­шей реаль­но­сти. СПб., 1992. – С. 80.

7. – Лю Гуань Юй, Брах­ман Чат­тер­джи, Йог Чина­май­а­нан­да, Шри Шива­нан­да Сва­ми. Даоская йога / Йог Чина­май­а­нан­да. Меди­та­ция и жизнь. Биш­кек. 1993. – С. 387.

8. – См.: Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 218.

9. – См.: Там же. – С. 218.

10. – Айен­гар Б.К.-С. Про­яс­не­ние йоги. Йога Дипи­ка. М., Мед­си XXI . 1993. – С. 9.

11. – Шива – бог раз­ру­ше­ния в индуизме.

12. – Диме­швар Рам Ава­д­ху­та. Тан­тра пости­же­ния выс­шей реаль­но­сти. СПб., 1992. – С. 58.

13. – Там же. – С. 59.

14. – Там же. – С.58.

15. – См.: Айен­гар Б.К.- С. Про­яс­не­ние йоги. Йога Дипи­ка. М., Мед­си XXI . 1993. – С. 25.

16. – См.: Диме­швар Рам Ава­д­ху­та. Тан­тра пости­же­ния выс­шей реаль­но­сти. СПб., 1992.

17. – Лю Гуань Юй, Брах­ман Чат­тер­джи, Йог Чина­май­а­нан­да, Шри Шива­нан­да Сва­ми. Даос­ская йога / Сва­ми Шива­нан­да. Кон­цен­тра­ция и жизнь. Биш­кек. 1993. – С. 591.

18. – Сва­ми Виве­ка­нан­да. Фило­со­фия йога. Маг­ни­то­горск. Амри­та. 1992. – С. 441.

19. – Там же. – С. 444.

20. – Там же. – С. 445.

21. – См.: Диме­швар Рам Ава­д­ху­та. Тан­тра пости­же­ния выс­шей реаль­но­сти. СПб., 1992. – С.106.

22. – См.: Вита­лий Пита­нов Идо­лы нео­ин­ду­из­ма: Шри Рамак­риш­на и Сва­ми Вивекананда.

23. – Сва­ми Виве­ка­нан­да. Фило­со­фия йога. Маг­ни­то­горск. Амри­та. 1992. – С. 30.

24. – Фило­со­фия пан­те­и­сти­че­ско­го монизма.

25. – Упа­ни­ша­ды – духов­ная лите­ра­ту­ра, завер­ша­ю­щая, как счи­та­ет­ся, Веды. В основ­ном, упа­ни­ша­ды носят алле­го­ри­че­ский харак­тер и повест­ву­ют о без­лич­ном боге Брахмане.

26. – Атман может трак­то­вать­ся как сино­ним Брах­ма­на и как лич­ная душа, в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста, в кото­ром упо­треб­ля­ет­ся это понятие.

27. – Брах­ман – без­лич­ное боже­ство в индуизме.

28. – Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С.176.

29. – См.: Там же. – С.231.

30. – Сва­ми Виве­ка­нан­да. Фило­со­фия йога. Маг­ни­то­горск. Амри­та. 1992. – С. 66.

31. – См.: Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 231.

32. – Леген­ды о Кришне. Бха­га­вад­ги­та. Пере­вод Смир­но­ва Б.Л. М., Одис­сей. 1995. – С. 440.

33. – Сва­ми Виве­ка­нан­да. Фило­со­фия йога. Маг­ни­то­горск. Амри­та. 1992. – С. 75.

34. – Бхак­ти-йога в нашей стране в основ­ном попу­ля­ри­зи­ру­ет­ся Меж­ду­на­род­ным Обще­ством Созна­ния Криш­ны. См.: Вита­лий Пита­нов Криш­на­изм, как тра­ди­ция покло­не­ния обма­ну и смерти.

35. – Леген­ды о Кришне. Бха­га­вад­ги­та. Пере­вод Смир­но­ва Б.Л. М., Одис­сей. 1995. – С. 503–504

36. – См.: Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. ‑С. 95.

37. – См.: Там же. ‑С.96.

38. – См.: Диме­швар Рам Ава­д­ху­та. Тан­тра пости­же­ния выс­шей реаль­но­сти. СПб., 1992. ‑С. 14.

39. – См.: Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 249.

40. – Диме­швар Рам Ава­д­ху­та. Тан­тра пости­же­ния выс­шей реаль­но­сти. СПб., 1992. – С. 85.

41. – См.: Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 449.

42. – Диме­швар Рам Ава­д­ху­та. Тан­тра пости­же­ния выс­шей реаль­но­сти. СПб., 1992. – С. 85.

43. – См.: Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 220.

44. – Айен­гар Б.К.-С. Про­яс­не­ние йоги. Йога Дипи­ка. М., Мед­си XXI . 1993. – С. 15.

45. – Сва­ми Виве­ка­нан­да. Фило­со­фия йога. Маг­ни­то­горск. Амри­та. 1992. – С. 461.

46. – Там же. – С.461.

47. – Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 63–64.

48. – См.: Там же. – С.64.

49. – Ника­ких кон­крет­ных сро­ков дости­же­ния сама­д­хи для после­до­ва­те­лей раджа-йоги Патан­джа­ли не уста­но­вил. Таким обра­зом, стрем­ле­нию к это­му дости­же­нию может быть посвя­ще­на вся жизнь.

50. – Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 336.

51. – Сва­ми Виве­ка­нан­да. Фило­со­фия йога. Маг­ни­то­горск. Амри­та. 1992. – С. 409.

52. – Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 335.

53. – См.: Айен­гар Б.К.-С. Про­яс­не­ние йоги. Йога Дипи­ка. М., Мед­си XXI . 1993. – С.38.

54. – Лю Гуань Юй, Брах­ман Чат­тер­джи, Йог Чина­май­а­нан­да, Шри Шива­нан­да Сва­ми. Даоская йога / Шри Шива­нан­да Сва­ми. Кун­да­ли­ни йога. Биш­кек. 1993. – С. 609.

55. – Сва­ми Виве­ка­нан­да. Фило­со­фия йога. Маг­ни­то­горск. Амри­та. 1992. ‑С. 435–436.

56. – См.: Там же. – С. 436–437.

57. – Там же. – С. 447.

58. – Там же. – С. 448.

59. – Там же. – С. 437.

60. – Леген­ды о Кришне. Бха­га­вад­ги­та. Пере­вод Смир­но­ва Б.Л. М., Одис­сей. 1995. – С. 485

61. – Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 219.

62. – Духов­ное зна­ние и раджа йога. СПб., Санкт-Петер­бург­ский центр все­мир­но­го духов­но­го уни­вер­си­те­та Пра­джа­пи­та Брах­ма Кумари‑С. – С. 26.

63. – См.: Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. – С. 317.

64. – Айен­гар Б.К.-С. Про­яс­не­ние йоги. Йога Дипи­ка. М., Мед­си XXI . 1993. – С.52ю

65. – Йог Рама­ча­ра­ка. Хатха-йога. Уче­ние йогов о физи­че­ском здо­ро­вье. СПб., Аль­фа. 1991. – С. 97.

66. – Там же. – С.96

67. – Там же. – С.43.

68. – Айен­гар Б.К.-С. Про­яс­не­ние йоги. Йога Дипи­ка. М., Мед­си XXI . 1993. – С. 10.

69. – Аюрве­да (нау­ка дол­го­ле­тия) – меди­цин­ская шко­ла, осно­ван­ная на мисти­че­ских откро­ве­ни­ях. Соглас­но инду­ист­ско­му пре­да­нию, аюрве­да была вос­при­ня­та людь­ми от бога вра­че­ва­ния Дханвантари.

70. – Лю Гуань Юй, Брах­ман Чат­тер­джи, Йог Чина­май­а­нан­да, Шри Шива­нан­да Сва­ми. Даоская йога / Йог Чина­май­а­нан­да. Меди­та­ция и жизнь. Биш­кек. 1993. ‑С. 387.

71. – Сва­ми Виве­ка­нан­да. Фило­со­фия йога. Маг­ни­то­горск. Амри­та. 1992. – С. 75.

72. – Дей­стви­тель­но, такое уче­ние при­сут­ству­ет во всех оккульт­ных направ­ле­ни­ях. См.: Пита­нов В.Ю. Суд сове­сти: агни-йога про­тив хри­сти­ан­ства / Гл. 3. Бог или “пси­хи­че­ская энергия”?

73. – Йог Рама­ча­ра­ка. Хатха-йога. Уче­ние йогов о физи­че­ском здо­ро­вье. СПб., Аль­фа. 1991. – С.72.

74. – Там же. – С. 5.

75. – См.: Вита­лий Пита­нов Гра­ни оккуль­тиз­ма: от гер­ме­тиз­ма до магии и экстрасенсорики.

В. Ю. Питанов

Источ­ник: http://apologet.narod.ru/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

13 комментариев

  • Юлия, 01.01.2018

    Все прав­да: нач­нё­те с мало­го и наку­пи­те кни­жек. Что озна­ча­ет сло­во “аса­на”, а меди­та­ция теперь так попу­ляр­на и вам её пред­ло­жат в кон­це клас­са для рас­слаб­ле­ния. Ну, как тут не дать волю любо­пыт­ству — конеч­но, захо­ти­те почи­тать боль­ше о позах/асанах, как их пра­виль­но выпол­нять, почи­та­е­те о меди­та­ции- кни­ги будут напи­са­ны ува­жа­е­мы­ми в Аме­ри­ке, напри­мер, пси­хо­те­ра­пев­та­ми. В совре­мен­ном мире уже труд­но вра­ча най­ти, кото­рый не будет реко­мен­до­вать меди­та­цию для сня­тия стрес­са и успо­ко­е­ния нер­вов или хатха-йогу для ваше­го устав­ше­го от сиде­ния по восемь часов вдень позво­ноч­ни­ка. Да, сами эти аутен­тич­ные инду­и­сты / йоги /учителя и гово­рят, не скры­вая, что неваж­но если вас будут завле­кать в йогу исклю­чи­тель­но физи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми — лишь бы вас зама­нить в йогу, а там уже вам нач­нут повто­рять, что для боль­шей поль­зы нуж­но вот так дышать, так меди­ти­ро­вать и т.д. Заду­май­тесь, или почи­тай­те о пер­во­от­кры­ва­те­лях йоги в Аме­ри­ке- зачем эти самые йоги, буд­ди­сты при­е­ха­ли в Аме­ри­ку с целью рас­про­стра­не­ния сво­их духов­ных прак­тик? Неуже­ли так хоте­ли помочь аме­ри­кан­цам снять стресс и выле­чить их позвоночники?

    Ответить »
  • Zaxvatu, 08.08.2016

    «Чело­век, зани­ма­ю­щий­ся йогой толь­ко ради телес­но­го здо­ро­вья, уже под­го­тов­ля­ет себя к опре­де­лен­ным духов­ным воз­зре­ни­ям и даже пере­жи­ва­ни­ям, о кото­рых он, несо­мнен­но, и не догадывается»

    Ответить »
  • Алексей, 08.01.2014

    “Нере­ли­ги­оз­ных форм йоги не существует”
    Дан­ная “рели­ги­оз­ная” йога широ­ко рас­про­стра­не­на на тер­ри­то­рии Индии, хотя надо при­знать у нас тоже хва­та­ет адеп­тов тако­го направ­ле­ния “йоги”, где покло­ня­ют­ся гуру, меди­ти­ру­ют и т.д. Но так­же в нашей стране рас­про­стра­не­ны сек­ции йоги, где при­па­да­ют гра­мот­ные фит­нес-инструк­то­ра, и тер­мин «йога» зача­стую ассо­ци­и­ру­ет­ся лишь с хатха-йогой и её аса­на­ми — физи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми. Зачем гре­сти всех под одну гре­бён­ку? Напри­мер, на осно­ве Хри­сти­ан­ства появи­лось нема­ло сект (сви­де­те­ли Иего­вы и т.д.), так что теперь гово­рить, что все хри­сти­ане сек­тан­ты? Вы в этих ста­тьях при­мер­но этим и занимаетесь. 

    Ответить »
    • Кирилл, 09.01.2014

      Алек­сей, некор­рект­но срав­ни­вать хри­сти­ан­ство (как Бого­от­кро­вен­ную рели­гию) и йогу (язы­че­скую духов­ную прак­ти­ку). Физи­че­ские упраж­не­ния в йоге не само­до­ста­точ­ны, они слу­жат сред­ством для прак­тик духов­ных. Вычле­нять физи­че­ские упраж­не­ния из йоги, это всё рав­но, что из фут­бо­ла вычле­нить мяч, а всё осталь­ное (бег, прыж­ки, дви­же­ния нога­ми и телом) оста­вить. Рано или позд­но такой “фут­бо­лист” пой­мёт, что чего-то ему недодали.)))
      Лич­но у меня зна­ко­мая пошла физ­куль­ту­рой в сек­цию йоги зани­мать­ся, потом уже сама купи­ла кни­жек про эту прак­ти­ку и теперь меди­ти­ру­ет и в буд­дий­ский дацан заха­жи­ва­ет. А всё так без­обид­но начиналось…

      Ответить »
  • Аноним, 09.05.2013

    было инте­рес­но почи­тать, инте­рес­но пишешь

    Ответить »
  • Аноним, 15.12.2012

    [quote name=“”]статья об одном , а выво­ды о дру­гом совсем . Не поверил[/quote]

    Соглас­на абсо­лют­но. Такая обсто­я­тель­ная ста­тья и такое убо­гое, даже хам­ское по фор­ме заклю­че­ние. Впе­чат­ле­ние, что автор рабо­тал над мате­ри­а­лом, кото­рый сроч­но при­шлось изуро­до­вать, что­бы выста­вить публично…

    Ответить »
  • Аноним, 19.11.2012

    Да-да-да, это все знают

    Ответить »
  • Аноним, 09.11.2012

    Этот пост — одно из ред­ких исклю­че­ний, когда чита­ешь с удо­воль­стви­ем и что-то для себя выно­сишь. Спа­си­бо авто­ру. Добав­лю в избранное:)

    Ответить »
  • Аноним, 30.10.2012

    Толь­ко это я нашел, что Бог сотво­рил чело­ве­ка пра­вым, а люди пусти­лись во мно­гие помыс­лы» (Еккл. 7:29).
    Соглас­но воз­зре­ния йогов — Хри­сти­ан­ство — вид бхакти-йоги.

    Ответить »
  • Аноним, 20.08.2012

    Интересно,автор сам про­бо­вал фит­нес-йогой зани­мать­ся? Сей­час под йогой в основ­ном имен­но это понимается.Йога в фит­нес-клу­бах — как раз тот самый спорт , к кото­ро­му при­зы­ва­ет автор.Все направ­ле­ния совре­мен­но­го спор­та име­ют древ­ние кор­ни, а как же ина­че?
    Я йогой мно­го лет зани­ма­юсь по 4–6 часов в неделю,в храм хожу еже­не­дель­но, по свя­тым местам езжу,живу в гар­мо­нии с собой и окру­жа­ю­щим миров.Греха в этом не вижу никакого.

    Ответить »
  • Аноним, 03.03.2012

    Чёрт возь­ми! Кру­то! Вы Сами отве­ти­ли. Беру в цит­ник! Смысл жиз­ни и всё осталь­ное. Реше­но. Без шуток.

    Ответить »
  • Аноним, 22.02.2012

    Мне тоже нра­вит­ся эта тема, под­пи­са­лась на ваш rss!

    Ответить »
  • Аноним, 17.02.2012

    Класс­ный сайт, дав­но искал подобный.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки