<span class=bg_bpub_book_author>архимандрит Августин (Пиданов)</span> <br>Может ли помогать исполнение суеверий?

архимандрит Августин (Пиданов)
Может ли помогать исполнение суеверий?

(4 голоса5.0 из 5)

– Как показывает опыт, существуют сотни различных суеверий, связанных с похоронами. Одни завешивают зеркала в доме, где есть покойник, другие кладут в гроб вещи и деньги, третьи считают, что ближайшему родственнику нельзя нести гроб умершего, иначе он вскоре умрет. Как к этому относиться?

– Пожалуй, в нашей жизни нет ничего более мифологизированного и пропитанного суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения. Это происходит оттого, что люди совершенно не знакомы с православным учением о происхождении человека, его духовной природе, смысле его жизни, его божественном признании. Поверхностное отношение к Церкви, непонимание глубины того, что в ней происходит, породили уродливые похоронные лжетрадиции, которые ничего общего с православием не имеют, но, к сожалению, устойчиво присутствуют в народном сознании.

Тело человека в православии воспринимается как храм души, в котором она пребывает временно. Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догматом о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (ведь душа человека по определению бессмертна), а в то, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут и соединятся с нашими душами. Вот почему в Церкви существует трепетное отношение к погребению: обмывать тело, одевать в чистое, покрывать белым саваном и хоронить в землю как в постель, где тело «спит», ожидая день Второго Пришествия и Воскресения из мертвых. Иными словами, заботясь о достойном погребении человека, родственники выражают свою веру во всеобщее Воскресенье.

– В православной традиции умершего называют усопшим, т.е. уснувшим. И смерть рассматривается как переход души и сознания человека в потусторонний мир – мир Вечности. Усопший не ушел в небытие, не исчез, а через врата Вечности перешел в другую реальность – мир духовный..

А где нет веры в Бога, там есть жуткий страх перед смертью и стремление вытеснить мысли о ней на периферию сознания. Обратите внимание, в обществе, где боятся смерти, пытаются замаскировать этот страх юмористическими передачами, комедийными, развлекательными фильмами и шоу.

У не верящих в Бога все, связанное со смертью, во все времена сопровождалось страхом. Отсюда, пожалуй, и самое большое количество предрассудков, живущих и в атеистическом, и даже в примитивном церковном внешнем сознании многих людей. Кстати, у так называемых атеистов и агностиков, которые вроде не должны верить в потустороннюю жизнь, присутствует масса страхов и суеверий, связанных с мистическим восприятием души, ее жизни в загробном мире и ее возможностью влиять на живых. Вот на таких примерах видна лживость атеистического восприятия мира!

Смерть для неверующих и полуверующих – это большей частью образ костлявой и страшной старухи с косой, которая пришла за своей добычей, при этом не упускающей случая попугать живых своим ужасным смехом и огнём пустых глазниц. И что им остаётся? Поскорее откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о ней. Вот отсюда и идет совершенно глупое суеверие класть в гроб с покойным деньги или вещи. Отсюда же широкораспростаненная традиция ставить на поминки водку (или воду) «для покойного», накрыв ее хлебом. Это просто отголосок языческой традиции, которая заключалась в ужасе перед душами мертвых. Чтобы они ничего плохого не сделали живым и ушли в свой мир, их надо было «угостить», «откупиться». Когда такое проделывают на современных поминках, их уже нельзя считать христианским поминовением усопшего. Хоть присутствующие и вспоминают умершего, это не мешает им по-язычески «отгонять» его душу.

– Так что же такое «суеверие»?

– Слово суеверие складывается из «суе» и «верие». С верой все понятно, а что означает «суе»? Это суета, безрезультатность, бессмысленность. Соответственно, суеверие – это не имеющая смысла, пустая, напрасная вера, которая наносит колоссальный вред человеку. Казалось бы, что плохого в том, что кто-то завешивает зеркала? А то, что место настоящей веры в душе заняло суеверие, то есть напрасная вера вытеснила подлинную. Вместо того чтобы молиться за душу близкого, человек думает, не забыть бы завесить зеркала или положить любимую вещь покойного в гроб.

Суеверие не приводит к Истине, а посему является крайне вредным. Подлинная вера просвещает человека, а суеверие ослепляет, оставляя его на уровне примитивного поверхностного развития и низводя до фарисейства. Как известно, в иудаизме есть огромное количество внешних, нелепых, а часто и просто бессмысленных предписаний, которые обличал Спаситель: «Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф.23:24). Вот так часто бывает и в наше время: выполняются совершенно глупые, нелепые суеверные правила, ритуалы, а главное при этом не делается.

Разве может увидеть Бога суеверный человек, который занят соблюдением всевозможных глупостей? Суетная вера лишает нас зрелости христианского трезвомыслия, занимая место подлинной Веры и Истины. Именно поэтому суеверия далеко не безобидны.

Посмертная судьба души зависит не от рюмки с хлебом, а от горячей молитвы близких. Только обращаться к Богу нужно с полным осознанием Того, к Кому вы взываете, тогда Господь непременно услышит и поможет.

Суеверие – это особое состояние сознания человека, ослеплённость души, не зависящее от уровня интеллекта и образованности. Повторюсь, но как ни удивительно, одними из самых суеверных являются как раз люди, позиционирующие себя учеными-атеистами. Я знаком с одним профессором, доктором физических наук, который никогда не здоровается через порог, потому что это «плохая примета».

Иллюстрацией глупости, происходящей из-за суеверий, может послужить также случай, произошедший на похоронах известного ученого. Во время поминок один академик (ныне тоже покойный), большой враг религии, стал произносить большую речь об умершем, которую закончил словами:

– А теперь давайте помянем. Не чокаясь.

На это друг усопшего, известный профессор и верующий человек, спросил:

– А почему, собственно, не чокаясь?

Над столом нависла пауза. Академик растерялся. Было видно, как он хочет придумать оправдание тому глупому суеверию, которое только что озвучил. Но попытки объяснить его с точки зрения материализма, поклонником которого он много раз публично себя объявлял, были тщетны. Все с интересом смотрели на краснеющего академика, который был похож на школьника у доски, не выучившего урок.

– Батюшка, так чокаться можно или нет?

– Как хотите, это не имеет значения. Запрет на чоканье не более чем классическое, глупое суеверие, взявшееся неизвестно откуда. Душе умершего от этих чоканий ничего не прибавится и не убавится. Помочь ей могут совсем другие дела. Поэтому не становитесь чокнутыми, выполняя все эти бессмысленные суеверные «правила».

– А как распространяются суеверия?

– Большей частью эти глупости приходят от людей, которые ничего по-настоящему не знают, но хотят себя показать знатоками, умными и во всем сведущими. Чтобы обратить внимание на свою персону, они придумывают или вспоминают какое-либо суеверие, которое бросаются выполнять вроде бы вполне вменяемые люди. Например, такая «знающая» говорит, что обязательно свечу церковную надо поставить к фотографии умершего или что на столе не должно быть солонок и ножей. Другая такая же «всезнайка» из соседнего города вводит обратные глупые порядки. По ее мнению, на столе солонки и ножи быть должны непременно, а вот фотографию со свечой необходимо поставить не дома, а на кладбище.

Это как раз подтверждает природу всех этих нелепостей. Ведь суеверия из разных районов, городов могут прямо противоречить друг другу. В одной области нельзя вилки на поминальный стол класть, в другом – металлические ложки. В третьем нельзя соль, а в четвертом – соль даже нужно, но никак нельзя горчицу. А в пятом можно и соль, и горчицу, но нельзя чтобы солонка была полной.

– Удивительно, как люди не понимают нелепости этих суеверий?

– Ничего удивительного. Это как раз и есть духовное ослепление, за которым следует ослепление разума. Ведь люди не знают, как правильно делать и что, поэтому и слушают «знающих», которые в своем дремучем невежестве распространяют такие «порядки». А не желающие учиться настоящим традициям люди слушают и делают, как им говорят.

Дальше эти суеверия расходятся как эпидемия, поражая глупыми «правилами» целые регионы. Но, несмотря на отсутствие здравого смысла, все это выполняется, потому что «так положено». И бессмысленно спрашивать, кем именно положено. Ответа не будет.

– Но суеверия часто объясняют народными традициями?

– Народные традиции тоже придумываются людьми, причем нередко с их помощью оправдывается много нелепостей. То, что традиция есть, еще совсем не значит, что она достойная и ее следует неукоснительно соблюдать. Например, много «традиций» сложилось в советское безбожное время, следовать многим из них вообще не стоит, наоборот, нужно всячески избавляться от этих лжетрадиций.

– А как относится к более древним языческим традициям?

– А что такое язычество? Это понятие произошло от слова «язык», что со славянского означает «народ» или «общность». «Языческий» в переводе на русский язык значит «народный». Люди не зря говорят «народные верования» или «по народному поверью». Но давайте посмотрим, всегда ли народ прав?

Вспомните, Бог дал Завет Моисею. А народ еврейский при этом скатился до поклонения Золотому Тельцу. Вот вам и народная вера! Или народ, видевший собственными глазами чудеса, поначалу приветствовал Христа, входящего в Иерусалим, а потом… тот же народ кричал «Распни, распни!». Ну и где была в это время хваленая народная мудрость?

А зачем «умный» народ устроил революцию в 1917 году, а потом утонул в крови Гражданской и последующих войн?

А если взять новейшую историю нашей страны. Где был интеллект нашего народа, который сам бросился разваливать (или во всяком случае не мешал разваливать) свою страну, добровольно отдавая приватизаторам десятками лет созидаемую госсобственность, при этом обрекая себя на бедность? А где сейчас разум российского народа, который регулярно ходит голосовать за проходимцев? Почему он не видит опасности? Да потому что народным сознанием манипулируют, попросту говоря, оболванивают так называемые идеологи.

Народ – это много людей. Но куда они пойдут, зависит не столько от мудрости каждого и всех вместе взятых, сколько от лидера.

Нужно ли слушать народ и поступать, как он считает, когда умер человек? Только тогда, когда этот народ ищет Бога, святоотеческой мудрости, идет к высокой цели – помощи душам усопших. А если его ведут примитивные суеверные «всезнайки», то следуя указаниям данной толпы, вы быстро скатитесь до оскорбляющей Божие величие суетной веры.

– Скажите, а исполнение суеверных обрядов как-то сказывается на душах умерших?

– Безусловно, нанося ужасный вред. Рассудите здраво, как может помочь душе умершего наличие/отсутствие на поминальном столе вилок или горчицы? Какая связь между душой и столовыми приборами? А вот отсутствие на поминках выпивки очень даже ощутимо для души усопшего. Причем, дело тут не в суеверии, а в том состоянии, в котором пребывают люди за поминальной трапезой. Пьяные не будут молиться, им не до этого.

К сожалению, нередко поминки начинаются с малого: помянут стопочкой покойного, потом еще раз, еще, потом бабушку, дедушку, а под конец – и песни запоют. Как в том анекдоте: «Хоронили тещу, три гармошки порвали». Какая уж тут польза душе отошедшего в мир иной. Идет гулянка!

– Но попробуй не поставить на поминальный стол выпивку, сразу же начнут осуждать: «Как это так, на столе нет водки? Покойнику не налили и хлеба не положили?!» и.т.п.?

– Если вы организуете похороны, то все зависит только от вас. Как захотите, так и будет. Языческие представления о поминках, а также вредные суеверия других людей вас волновать в этом случае не должны. Ведь поминки организуются не ради близких и родственников, а для помощи душе умершего! Но придя к соседям на поминки, приказать им убрать со стола водку, а от фотографии стопку с хлебом вы не можете, так как не вы в доме хозяин.

– Значит, водка на столе тоже дурной обычай?

– Сама по себе водка – не грех, грех то, что люди, выпив, начинают «веселиться», и ни о каком молитвенном поминовении уже речи не идет. Вполне допустимо было бы выпить немного вина, но у нас поминки с алкоголем превращаются в настоящую тризну, где люди напиваются, чтобы снять стресс, забыться от напоминания о смерти.

А ведь по своей сути поминки – это агапе, т.е. трапеза любви, молитвенная трапеза. На поминки должны приходить не стресс снимать, не чтобы встретиться и поболтать с родственниками, и не рассказы рассказывать о покойном. На поминки должны идти те, кто любил и продолжает любить усопшего, выражая свои чувства в общей молитве, ведь именно в ней больше всего нуждается умерший.

Господь дает нам огромный дар: возможность вымолить послабление душе умершего в инобытии. Ведь Бог есть Любовь, и Он не может не откликнуться на нашу просьбу любви, выражаемую в общей поминальной молитве. Если родственники действительно любят усопшего, они будут делать все, чтобы помочь его душе, а не устанавливать дурные суеверные «порядки».

– Батюшка, а как относиться к суевериям, услышанным от бабушек в храме или от соседей?

– Никогда не надо следовать суевериям. Чтобы не попасть под их влияние, для начала следует узнать действительно правильные традиции. И не просто узнать, но и понять их суть и смысл, а также научиться видеть бессмысленность суеверий. Думайте, учитесь, читайте серьезные источники о том, как правильно, живите благочестиво, и тогда истинные традиции откроются вам.

Понимая ложность суеверий, по возможности донесите это до того, кто их разносит. Но делайте это тактично, осторожно, чтобы не обидеть человека. Постепенно внедряйте близким, родственникам, друзьям трезвое понимание, учите их анализировать, думать и узнавать суть. Главное – самому избегать суеверий и мягко объяснять их пагубность другим.

Ни в коем случае нельзя бороться с суевериями других людей демонстративно и напоказ. Это обычно только раздражает, а иногда и приводит к более серьезным последствиям. Тем более бессмысленно переубеждать «знающих» – на них не действует ни логика, ни объяснение настоящих традиций, ни аппелляция к здравому смыслу.

– Вот вы говорите об отсутствии логики в суевериях, о необходимости критичного их восприятия. А можно привести несколько примеров?

– Как-то мне рассказали об одной чудеснице, которая объясняла на поминках, что нельзя желать душе покойного «Царствия Небесного», потому что Бог Сам должен решить, положено оно покойнику или нет, а надо говорить «Земля пухом». Это пример дремучего невежества в сочетании с потрясающей глупостью. Как человек может думать, что пожеланием Царствия Небесного (а именно об этом мы и молимся в молитвах) он лишит Бога возможности произвести Суд? Нормальный человек должен понимать, что Бог принимает нашу молитву, но только Он один определяет место в ином мире.

Следовало бы спросить у этой невежественной женщины, почему, собственно, надо говорить «Земля пухом?». Ведь душа не лежит в гробу. Ей пух не нужен. И почему именно пухом, а не поролоном, ватой, синтепоном, чтобы еще теплее было? Нет ответов на эти вопросы, потому как суеверия бессмысленны.

Еще один пример: якобы кутью на поминках надо есть обязательно руками. Законный вопрос, а как еда руками (или столовыми приборами) может быть связана с душой поминаемого? И почему именно руками, а не одним пальцем? И только кутью, а не все блюда, включая поминальный кисель?

В некоторых местах суеверные товарищи не выпускают из-за стола, пока не выпьешь в обязательном порядке этот поминальный кисель или компот (в самых худших случаях – водку). Но почему его надо непременно пить? Он что, спасет души тех, кто его пьет? Или душу того, кого поминают? Нелепость этих заключений очевидна. Но, к сожалению, не всем. Людям суеверным так не кажется.

– А как относится к тому, что ближайшим родственникам усопшего нельзя нести гроб. Считается, что таким образом они выражают радость по случаю его смерти?

– Это полная глупость. Как несение гроба может говорить о «радости?» Скорее, об ответственности, о желании последний раз послужить телу близкого человека. Если пойти дальше, то получается другая нелепость: если гроб несет не близкий родственник, а знакомый, то в соответствии с этим суеверием он тоже радуется? Тогда его надо гнать, а гроб все равно придется нести родственнику?

– А как быть, если священник поддерживает суеверия или такие местные народные «традиции»?

– Такое бывает нечасто. Обычно священники относятся к суевериям как к ложной вере. Но иногда прихожане могут неправильно понять слова или объяснения батюшки, интерпретируя их как поддержку суеверий.

К сожалению, многие священники почти не борются с распространением суетной веры, пассивно наблюдая за ее размножением. Они не ведут активную борьбу с этим злом: не говорят проповедей против суеверий на отпевании, не разъясняют о их пагубности, не утверждют истинные знания и веру. Но редко бывают и такие, которые поддерживают суеверия.

В христианской жизни (в том числе и в такие трагические минуты как похороны близкого) мы должны руководствоваться Священным писанием, преданием Церкви, учением святых, соборными решениями Отцов Церкви, а никак не решениями отдельных батюшек, которые сеют суеверия. Не следует слушаться в таком важном деле никаких мнений и «постановлений», «правил» от ветра головы своей. И неважно, священник вводит эти суеверные «правила», соседка-старушка или кто бы то ни было. Все, что нам нужно – изложено в учении Церкви. При желании каждый может ознакомиться, потрудиться и почитать. Это не так сложно, не надо заканчивать духовную Академию, чтобы понять эти основы.

– Но многие воспринимают слова священника как истину, не допуская мысли о том, что он тоже может ошибаться или поддерживать суеверия?

– Скажите, если вы придете на прием к врачу, который имеет диплом и право лечить, а он вам скажет, что мыть руки перед едой вредно. Неужели вы его послушаетесь? Нет, конечно. Вы же знакомы с основными понятиями гигиены и знаете, почему надо мыть руки. Точно такая же гигиена существует и в духовной жизни. И даже если суеверный священник говорит глупости, это нельзя считать руководством к действию. Более того, если человек послушает врача, который велит не мыть руки, то за последствия придется расплачиваться ему самому. Тоже самое и в духовной жизни. Поэтому стремитесь получить важнейшие знания о Боге и не ленитесь жить духовной жизнью. Тогда не станете слушать суеверных, кем бы они не были.

– Иногда родственники усопших заказывают сорок сорокоустов в сорока храмах, или ставят на могиле обязательно сорок свечей и.т.п. Как вы к этому относитесь?

– Как к магии, замаскированной под православие. Почему именно сорок сорокоустов, а не сорок три? А почему монастырей должно быть сорок? Это же вульгарный каббалистический магизм! Вот что страшно. Ведь православие по своей сути прямо противоположно магии!

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Если вам поступают советы от людей «знающих», то к подобной информации, даже если она маскируется под православие, нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода советчиками. Помните, что дьявол есть отец лжи и со своим слугами прилагает все усилия, чтобы человек заблудился, отдалился от Истины, от Церкви и ее истинного учения.

– Скажите, батюшка, почему эти внешние суеверия так хорошо распространяются в отличие от бесценных традиций?

– За сорняками тоже ухаживать не надо, они и без того пышно и обильно растут сами по себе. А вот красивые садовые лилии или розы требует постоянно ухода и труда. С суевериями и традициями такая же ситуация. Нет понимания настоящих духовных основ там, где ментальное поле засеяно сорняками суеверий. Их надо полоть, а это нелегкая работа.

Обратите внимание, что всё дурное, глупое и пошлое, например, какие-нибудь стишки, запоминаются легко и сразу. А чтобы выучить хорошие стихи Гумилёва или Пушкина, требуется сила духа и терпение. Почему? Природа человека устроена таким образом, что нам нужно делать над собой усилие, чтобы стяжать что-то хорошее и светлое, а глупость и сама легко входит в сознание и липнет как грязь. Трудно созидать в себе человека, но легко грешить и предаваться страстям. Трудно идти к вершине вверх, но очень легко кубарем катиться вниз.

Но созидая в себе доброе, мы не можем обойтись без Бога, без великой цели, которую дает христианство, а также без мужества, которое необходимо для борьбы с собой.

– Наверное, поэтому так легко следовать пустым суевериям, а вот помолиться о душе умершего, сделать дела милосердия гораздо тяжелее?

– Именно так. Ведь не трудно плясать до упада много часов на танцах (это и называют отдыхом), но нелегко столько же энергии затратить на грядке, занимаясь прополкой (это называют трудом). И читать глянцевый «Космополитен» гораздо легче, чем мудрые книги Достоевского. И часами смотреть телевизор вместо того, чтобы десять минут помолится. И слушать часовую болтовню подруги по телефону гораздо приятнее, чем десятиминутную проповедь в церкви.

Глядя на горюющих, можно увидеть похожую тенденцию. Человек способен сутками рыдать, предаваться безутешной скорби, рисовать ужасные фантазии о будущем, стенать и обвинять. Все это дается ему легко, без понуждения, и время на это находится с избытком.

А вот если этот человек пойдет на пару часов в храм или заставит себя почитать Псалтирь, то он будет чувствовать и быструю утомляемость, и усталость.

Пустые вещи всегда выполняются легко, а нужные душе умершего и нашим душам, зачастую тяжело. Причины этого просты: созидать трудно, а разрушать зачастую даже приятно.

– Давайте подведем итог. Какие суеверия и бессмысленные обычаи не следует исполнять христианам?

– Перечень суеверий столь велик, что назвать их все просто невозможно. К тому же, стараясь следовать этим глупостям, многие люди берут на себя неподъемную задачу. Ведь при всей тщательности их исполнения все равно всего не выполнишь. Вдруг «всезнающая» суеверная тетушка или бабушка забудет о чем-нибудь сказать? Или случайно, забывшись, вы все-таки присядете на «смертоносную» табуретку? Или пройдете между гробом и алтарем на отпевании? Суеверные люди, относясь к этим предрассудкам серьезно, неминуемо обрекают себя на страх, переживания и страдания.

Страх лежит в основе практически всех суеверий. Все они как под копирку строятся по схеме: покойник – что-то нельзя (или наоборот обязательно нужно) – иначе смерть (или будет плохо).

У христианства ответ на эти предрассудки тоже один: жизнь человека в руках Божиих. Только Он решает – жить нам или умереть, сегодня или через много-много лет. По учению Церкви, ни одна смерть не может быть случайной. Каждый из нас уходит тогда (и только тогда!), когда призовет его Господь (кроме самоубийства). Таким образом, все предосторожности, все попытки «обезопасить» себя или своих близких от смерти выполнением (или невыполнением) каких-то ритуалов, примет, суеверий и прочих глупостей являются совершенно бессмысленными. Ни гроб, ни покойник, ни та точка, с которой вы на него посмотрели, ни земля с отпевания, ни рюмки с ножками, ни кисель, ни слова не могут указать Богу – кого забрать, а кто будет жить. И мы никак не можем повлиять на это, разве что доброй жизнью. И конечно, Бог не подчиняется нашим ритуалам. Он ждет от нас любви к ближнему, душе покойного и к Нему, Творцу!

Главное – ориентироваться на то, что ни один из элементов похоронного обряда не должен вызывать страх. Избегайте всякого запугивания – болезнью, смертью и прочими неприятностями, пророчимыми за неисполнение какой-нибудь бытовой мелочи. Все эти суеверия никогда не были связаны с Церковью (а значит, и с установлениями Божиими), сколько бы вас не уверяли в обратном.

Никогда не путайте спокойное и благоговейное уважение к святыне с темными языческими страшилками, оскорбляющими и унижающими само достоинство человека, как чада Божьего.

Чтобы не попадать в суеверные сети надо:

1. Быть человеком верующим, который понимает, что все в этом мире происходит по воле или попущению Божию.

2. Вера должна быть еще и правильной, соответствующей учению Церкви, а не многочисленным «всезнающим» бабушкам, которые хоть и придут первыми на «помощь» растерявшимся от внезапно навалившегося горя людям, но принесут при этом гораздо больше проблем, чем их решений.

3. В любом случае необходимо руководствоваться и собственным разумом, который позволит отвергать подобные «наставления» от какого бы «знатока» они не исходили.

4. Главное – не бойтесь! Ничего. Любой здравомыслящий верующий человек знает о ложности и абсурдности подобных страхов. А те, кто еще сомневаются, просто не прилагают усилий, чтобы разобраться в этих, в общем-то, несложных вопросах. Помните, что количество суеверий, а также тщательность их исполнения – прямой показатель безграмотности и невежества.

Призыв Божий звучит так: «Познайте Истину, и Истина сделает Вас свободными». А суеверия, напротив, закабаляют человека, ведь он вынужден выполнять их во что бы то ни стало, боясь последствий за неисполнение, за свою судьбу, здоровье и так далее. Только истина делает нас свободными, а суеверие – пагубная ложь, которая превращает нас в тупых, ослепленных, придавленных, нелепых и, отчаявшихся. Веря в ложь, мы умножаем ее в тысячу раз. Именно поэтому суеверия – это зло, и не следует относиться к ним как к безобидным вещам. Не будьте суеверны, наполняйтесь настоящей чистой и искренней верой. Да поможет Вам в этом Господь!

Архимандрит Августин (Пиданов)

Источник: memoriam.ru

Комментировать

1 Комментарий

  • Аноним, 30.01.2013

    Замечательная статья! По вере Вашей Дано будет Вам. Истинная Вера — есть Свобода. Свобода от Всего плохого, от Лжи.

    Ответить »