О православных погребальных традициях рассказывает клирик Собора во Имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин Пархоменко.
Расшифровка видео
Здравствуйте, дорогие, с вами протоиерей Константин Пархоменко. Андрей, Московская область. «Благословите, батюшка. Умерла моя мама, скоро будет 9 дней, но троюродная сестра говорит, что на 9 дней на кладбище не ходят. Правда ли это и почему, если это действительно так. И второе. К огромному сожалению, я не смог попрощаться нормально на кладбище с мамой — гроб поставили высоко и мне не удалось дотянуться до тела, смог поцеловать только гроб. Является ли это нарушением правил прощания, если такие вообще есть, и как теперь с этим жить дальше?»
Дорогой Андрей, начнем с того, что на 9 дней ходят на кладбище. Мы знаем, что для души 3, 9, 40 день и годовщина смерти — это особые моменты. По церковному преданию после смерти до 3 дней душа пребывает рядом с телом, но она уже каким-то образом причастна иному миру, но еще не совсем покинула этот мир. На 3 день душа идет к Господу, и Господь даёт ей возможность до 9 дня посещать обители рая. Душа осматривает райские обители. На 9 день душа предстает перед Богом, и Господь до 40 дня позволяет ей адские обители посмотреть. На 40 день душа предстает перед Богом и получает определение, где она будет: в раю или в аду. Но это, конечно, временное состояние — до всеобщего суда, когда произойдет воскресение из мертвых, когда окончательно судьба этого человека определится. Конечно, дорогие, путешествие по раю, путешествие по аду — надо понимать это образно. Это не совсем поздние, но это не первоначальная, не самая древнейшая церковная трактовка, почему именно 3, 9 и 40 дней. Просто 3, 9 и 40 — это очень древние библейские числа. И вероятно, это было открыто разным подвижникам мира — действительно, что-то с душой в эти периоды происходит, это какие-то верстовые, какие-то особые дни для души, что происходит — ну, вот в Предании появилась такая идея: странствует по раю, по аду, потом на 40 день получает определение где ей быть. Так ли это? Может быть так, может быть не совсем так. Во всяком случае, когда мы говорим о таких сферах, мы можем оперировать только образными понятиями образными, потому что на самом деле так ли это — мы не знаем, мы там не были. Но то, что это дни особые для существования души — да, это несомненно так, и конечно, самым правильным вариантом было бы посетить могилку в эти дни. Если у вас есть знакомый священник — договориться с батюшкой, чтобы батюшка поехал с вами на могилу и совершил панихиду на 3, на, 9 на 40 день. А потом ежегодно в день смерти на годовщину хорошо бы со священником приходить. Если есть прямо там, на кладбище, храм или часовня и там священник — там говориться, но это идеальный вариант. Есть у вас нет возможности священника пригласить, потому что священнику нужно заплатить — Вы же батюшку отрываете от дел каких-то, от семьи отрываете, и мне кажется, что нужно с уважением оплатить труд человека. Если вы не можете этого сделать, то вы можете просто купить или в интернете распечатать так называемый «Чин литии, совершаемой мирянином». Лития — это краткое заупокойное моление. Есть Чин литии для мирян — что мирянин может петь. Ведь он не все может петь, он не может говорить возгласы, «благословен Бог наш» и т.д. А что-то может, какие-то песнопения может. Вот этот очень хороший «Чин литии, совершаемый мирянином» — там всё очень четко, просто распечатайте себе или купите такую брошюрку, и прямо придете и над могилкой мамы молитесь, тихонечко пойте. Если вы не можете распечатать или не знаете как это правильно, или не хотите — просто придите, помолитесь над могилкой. Но можно, и правильно приходить в 3, и в 9, в 40 день после смерти, можно. Некоторые люди думают, что в 9 день не ходят, только на 3 и на 40 — это предрассудки. Можно ходить, можно не ходить. Правильнее ходить.
И второй Ваш вопрос. Удалось только так попрощаться с мамой, было ли это прощание достаточным каноничным? Да, было, дорогой, было. Если бы, например, испугались бы подойти попрощаться к маме и только прикоснулись к ее гробу — и то я понял бы Вас. А другая ситуация — Вы просто физически не могли к маме подойти, чтобы маму поцеловать — конечно, Вы поцеловали гроб. Поэтому это совершенно нормально. Разные бывают ситуации, дорогой. Поэтому, конечно, греха Вы никакого не совершили, и главное что: вспоминайте мамочку, молитесь о ней. Святые отцы говорили что лучшая панихида для усопших это наша собственная жизнь. Исправляйтесь. Скажем, хотела мама, чтобы Вы не выпивали — не выпивайте. Хотела мама, чтобы Вы жили в мире со своей супругой — живите в мире со своей супругой, если у Вас таковая есть.
С вами был протоиерей Константин Пархоменко. С Богом, дорогой.
См. также «Сайт священника Константина Пархоменко» на портале «Азбука веры».
Комментировать