Насколько ясно видят ясновидящие

Насколько ясно видят ясновидящие

(4 голоса3.0 из 5)

Сама по себе спо­соб­ность что-либо про­зре­вать или чер­пать откро­ве­ния из мира ино­го не заклю­ча­ет в себе чего-либо невоз­мож­но­го. Весь вопрос состо­ит в том, кто же имен­но пода­ет откро­ве­ния. В Еван­ге­лии мы встре­ча­ем уди­ви­тель­ную ситу­а­цию. Апо­сто­лы еще сомне­ва­лись во Хри­сте как Мес­сии, а бес­но­ва­тые уже кри­ча­ли: «Ты Хри­стос, Сын Божий!» (Лк.4:41). Так тем­ные духи через под­власт­ных им людей про­воз­гла­ша­ли види­мо прав­ду и исти­ну. Зна­чит, надо было им верить?

Но Сам Гос­подь «запре­щал им ска­зы­вать, что они зна­ют, что Он Хри­стос» (Лк.4:41). «Замол­чи и вый­ди из него» (Мк.1:25), – обыч­но гово­рил Он неви­ди­мо­му про­ри­ца­те­лю, вещав­ше­му посред­ством одер­жи­мо­го чело­ве­ка. Спа­си­тель не желал, что­бы исти­на про­воз­гла­ша­лась нечи­сты­ми уста­ми, как ска­за­но в Свя­щен­ном Писа­нии, «непри­ят­на похва­ла в устах греш­ни­ка, ибо не от Гос­по­да посла­на она» (Сир.15:9). Ведь тем­ные силы, вос­поль­зо­вав­шись дове­ри­ем людей, непре­мен­но при­ме­ша­ли бы к истине ложь…

Есть в Москве Коми­тет спа­се­ния моло­де­жи от тота­ли­тар­ных сект. Как-то одна его сотруд­ни­ца про­ве­ла про­стой экс­пе­ри­мент. Взяв фото­гра­фию подру­ги, умер­шей мно­го лет назад, она посе­ти­ла десять экс­тра­сен­сов-цели­те­лей, кото­рые, соглас­но рекла­ме, опре­де­ля­ли забо­ле­ва­ние чело­ве­ка по фото­гра­фии. Чего толь­ко не нади­а­гно­сти­ро­ва­ли ясно­ви­дя­щие экс­пер­ты! Вывод же каж­до­го был один: умер­шая долж­на сроч­но прий­ти к ним на лече­ние, и, как они обе­ща­ли, за опре­де­лен­ную пла­ту она полу­чит здоровье.

Впро­чем, фено­мен ясно­ви­де­ния суще­ству­ет. В жиз­ни Ф.М. Досто­ев­ско­го был один при­ме­ча­тель­ный слу­чай, про­изо­шед­ший в 1877 году. Вот как опи­сы­ва­ет это супру­га Досто­ев­ско­го Анна Гри­го­рьев­на Снит­ки­на: «В эту осень доволь­но часто бывал у нас боль­шой поклон­ник талан­та мое­го мужа писа­тель Все­во­лод Сер­ге­е­вич Соло­вьев. Одна­жды, при­дя к нам, он рас­ска­зал мужу, что позна­ко­мил­ся с инте­рес­ной дамой, г‑жой Фильд, кото­рая, опре­де­лив очень вер­но его про­шлую жизнь, пред­ска­за­ла ему неко­то­рые фак­ты, кото­рые, к удив­ле­нию его, уже сбы­лись. Когда Соло­вьев напра­вил­ся домой, то вме­сте с ним вышел и мой муж, делав­ший по вече­рам про­дол­жи­тель­ную про­гул­ку. Доро­гой муж спро­сил Соло­вье­ва, дале­ко ли живет г‑жа Фильд, и, узнав, что она живет близ­ко, пред­ло­жил ему зай­ти к ней теперь же. Соло­вьев согла­сил­ся, и они напра­ви­лись к гадал­ке. Г‑жа Фильд, конеч­но, не име­ла поня­тия, кто был ее незна­ко­мый гость, но то, что она пред­ска­за­ла Федо­ру Михай­ло­ви­чу, в точ­но­сти сбы­лось. Г‑жа Фильд пред­ска­за­ла мужу, что в неда­ле­ком буду­щем его ожи­да­ет покло­не­ние, вели­кая сла­ва, такая, какой он даже и вооб­ра­зить себе не может, – и это пред­ска­за­ние сбы­лось на пуш­кин­ском празд­не­стве! Сбы­лось, к боль­шо­му наше­му несча­стию, и печаль­ное ее пред­ска­за­ние о том, что в ско­ром вре­ме­ни мужа постиг­нет семей­ное горе, – умер наш милый Але­ша! О печаль­ном пред­ска­за­нии гадал­ки Федор Михай­ло­вич сооб­щил мне уже после нашей утра­ты»[1].

В кни­ге Дея­ний свя­тых апо­сто­лов опи­сы­ва­ет­ся весь­ма поучи­тель­ная исто­рия, нагляд­но вскры­ва­ю­щая при­ро­ду ясно­ви­де­ния. Речь идет об одном из мис­си­о­нер­ских путе­ше­ствий апо­сто­ла Пав­ла, когда он при­шел в город Филип­пы. Пав­лу сопут­ство­вал еван­ге­лист Лука, кото­рый поэто­му ведет повест­во­ва­ние от пер­во­го лица: «Слу­чи­лось, что, когда мы шли в молит­вен­ный дом, встре­ти­лась нам одна слу­жан­ка, одер­жи­мая духом про­ри­ца­тель­ным, кото­рая через про­ри­ца­ние достав­ля­ла боль­шой доход гос­по­дам сво­им» (Деян.16:16). Здесь пря­мо ска­за­но, что одер­жи­мость может про­яв­лять­ся не толь­ко в неадек­ват­ном пове­де­нии, страш­ных тело­дви­же­ни­ях или нера­зум­ных зву­ках, но и в бла­го­вид­ной фор­ме про­ри­ца­ний, то есть в ясно­ви­де­нии. «Идя за Пав­лом и за нами, она кри­ча­ла, гово­ря: сии чело­ве­ки – рабы Бога Все­выш­не­го, кото­рые воз­ве­ща­ют нам путь спа­се­ния. Это она дела­ла мно­го дней» (Деян.16:17–18). Каза­лось бы, ради скло­не­ния людей на свою сто­ро­ну надо вос­поль­зо­вать­ся про­ро­че­ством авто­ри­тет­ной ясно­ви­ди­цы, гово­рив­шей оче­вид­ную прав­ду. Как же реа­ги­ру­ет свя­той апо­стол? «Павел, воз­не­го­до­вав, обра­тил­ся и ска­зал духу: име­нем Иису­са Хри­ста пове­ле­ваю тебе вый­ти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян.16:18). Свя­той апо­стол одно­знач­но пре­кра­ща­ет ясно­ви­де­ние ради сво­бо­ды как сво­ей про­по­ве­ди, так и одер­жи­мо­го чело­ве­ка от тем­но­го, лука­во­го духа. Ито­гом ста­ло гоне­ние на Пав­ла со сто­ро­ны гос­под ясно­ви­дя­щей слу­жан­ки, утра­тив­ших с этой поры доход от ее про­ри­ца­ний. Впро­чем, это было куда луч­ше, неже­ли при­ня­тие бесов­ской услужливости.

Итак, из тек­ста Свя­щен­но­го Писа­ния вид­но, что пред­ска­за­ния могут исхо­дить от демо­нов. При этом важ­но учесть, что бесы, в отли­чие от анге­лов, не зна­ют истин­но­го буду­ще­го чело­ве­ка. Ведь анге­лам буду­щее может открыть Бог, а бесам недо­ступ­но про­зре­ние, пода­ва­е­мое Духом Свя­тым. Ста­ло быть, демо­ны не могут под­лин­но пред­ска­зы­вать и про­ро­че­ство­вать. Но пад­шие духи, по самой сво­ей при­ро­де, обла­да­ют более тон­ким инту­и­тив­ным чутьем, пре­крас­но зна­ют чело­ве­че­скую пси­хо­ло­гию и поступ­ки, они видят сло­жив­шу­ю­ся жиз­нен­ную ситу­а­цию, уме­ют стро­ить логи­че­ские пред­по­ло­же­ния о послед­стви­ях, поэто­му тем­ные духи не столь­ко про­ви­дят, сколь­ко ана­ли­зи­ру­ют воз­мож­ное буду­щее чело­ве­ка, сооб­ща­ют это спи­ри­ту или про­ри­ца­те­лю, а тот пере­да­ет сво­е­му посе­ти­те­лю. Кро­ме того, они могут пред­ска­зы­вать то, что потом сами будут устра­и­вать сво­им тем­ным влиянием.

Пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий объ­яс­нял, каким обра­зом демо­ны могут выда­вать себя за про­ри­ца­те­лей: «Неред­ко ска­зы­ва­ют они за несколь­ко дней, что при­дут бра­тия, и те дей­стви­тель­но при­хо­дят. Дела­ют же это демо­ны не по забот­ли­во­сти о вни­ма­ю­щих им, но что­бы воз­бу­дить в них веру к себе и потом, под­чи­нив уже их себе, погу­бить… Что уди­ви­тель­но­го, если кто, имея тело, тон­чай­шее тела чело­ве­че­ско­го, и уви­дев всту­пив­ших в путь, пред­ва­ря­ет их в шествии и изве­ща­ет о них?.. Ино­гда веле­ре­чи­во объ­яв­ля­ют они о воде в реке Ниле, уви­дев, что мно­го было дождей в стра­нах эфи­оп­ских, и зная, что от них быва­ет навод­не­ние в реке; преж­де, неже­ли вода при­дет в Еги­пет, при­бе­га­ют туда и пред­ска­зы­ва­ют… Так про­изо­шли язы­че­ские про­ри­ца­ли­ща, так издав­на люди вво­ди­мы были в заблуж­де­ние демо­на­ми»[2].

Надеж­да на ясно­ви­дя­щих часто под­во­ди­ла суе­вер­ных людей. Свя­той Кипри­ан Кар­фа­ген­ский в трак­та­те «О суе­те идо­лов» при­во­дит све­де­ния о рим­ских кон­су­лах, кото­рые пове­ри­ли бла­го­при­ят­ным для них пред­ска­за­ни­ям о побе­де, всту­пи­ли в бит­ву, но в ито­ге одни были уби­ты, а дру­гие взя­ты в плен. Напро­тив, кон­сул Цезарь пря­мо пре­не­брег про­ри­ца­ни­я­ми, запре­щав­ши­ми плыть в Афри­ку преж­де зимы, добрал­ся бла­го­по­луч­но и побе­дил. Рим­ский исто­рик Све­то­ний при­во­дит све­де­ния о том, как пред­ста­ви­тель низ­ше­го сосло­вия Телеф заду­мал напасть на импе­ра­то­ра Авгу­ста и на сенат толь­ко лишь пото­му, что обо­льстил­ся про­ро­че­ством, сулив­шим ему выс­шую власть[3].

Весь­ма умест­ны здесь сло­ва свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста: «Про­ро­че­ство есть по пре­иму­ще­ству дело Божие, кото­ро­му демо­ны даже под­ра­жать не могут, сколь­ко бы ни уси­ли­ва­лись. В чуде­сах еще может быть и неко­то­рое обо­льще­ние, но пред­ска­зы­вать буду­щее с точ­но­стью свой­ствен­но толь­ко одно­му Веч­но­му Суще­ству. Если же когда-либо и демо­ны это дела­ли, то толь­ко для обо­льще­ния нера­зум­ных, пото­му и про­ве­ща­ние их все­гда лег­ко изоб­ли­чить во лжи»[4].

Нагляд­ной иллю­стра­ци­ей подоб­ной исти­ны слу­жит при­мер, запи­сан­ный доре­во­лю­ци­он­ным авто­ром – свя­щен­ни­ком Гри­го­ри­ем Дья­чен­ко: «Две сест­ры в ночь на свя­тую Пас­ху поже­ла­ли узнать о сво­ем буду­щем. Они реши­ли под­слу­ши­вать под окна­ми в кон­це дерев­ни. Вдруг им пред­ста­ви­лась похо­рон­ная про­цес­сия и стар­шая из них лежа­щею во гро­бе. Млад­шая в испу­ге убе­жа­ла домой, а стар­шая сест­ра тут же упа­ла на зем­лю без чувств. Она поме­ша­лась в рас­суд­ке и про­бо­ле­ла три меся­ца. Теперь она уже ста­ру­ха лет семи­де­ся­ти. И все вре­мя после это­го несча­стья она сво­и­ми уве­ще­ва­ни­я­ми отго­ва­ри­ва­ла мно­гих моло­дых деву­шек и жен­щин от нера­зум­ных иску­ше­ний – пытать неве­до­мое буду­щее»[5].

Но как отно­сить­ся к тому, что в пред­ска­за­ни­ях быва­ет что-либо и от прав­ды? По сло­вам свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, «тако­во одно из ухищ­ре­ний диа­во­ла, что он к самой истине все­гда при­ме­ши­ва­ет заблуж­де­ние, при­кра­ши­вая его раз­ны­ми подо­би­я­ми исти­ны, что­бы тем лег­че обма­нуть лег­ко­вер­ных»[6]. Обра­ща­ясь к ясно­ви­дя­щим, гадал­кам, спи­ри­там и всем иным подоб­ным про­вид­цам, мы рис­ку­ем попасть под воз­дей­ствие сил зла, кото­рые непре­мен­но при­чи­нят вред. Напри­мер, в XIX веке был очень раз­вит спи­ри­тизм в фор­ме сто­ло­га­да­ния, и свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский опи­сы­ва­ет один подоб­ный слу­чай в пись­ме к намест­ни­ку Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры пре­по­доб­но­му Анто­нию (Мед­ве­де­ву): «Сто­ло­га­да­тель по направ­ле­нию сто­ла лечил девоч­ку, но ей ста­но­ви­лось хуже. Нако­нец он спро­сил у сто­ла, что это зна­чит. Стол ска­зал, что девоч­ка через несколь­ко дней умрет и потом через три дня вос­крес­нет. Девоч­ка умер­ла, но не вос­крес­ла, а сто­ло­га­да­тель и сест­ра его, участ­во­вав­шая в том же, повре­ди­лись в уме… Я сове­то­вал повез­ти его к пре­по­доб­но­му Сер­гию и обра­тить­ся к Вам, что­бы Вы устро­и­ли совер­ше­ние над ним молитв»[7].

Одна наша совре­мен­ни­ца, обла­да­ю­щая «даром» ясно­ви­де­ния, отва­жи­вав­ша­я­ся даже помо­гать мили­ции в рас­сле­до­ва­нии пре­ступ­ле­ний, заве­ря­ла, что вхо­дит в кон­такт с душа­ми усоп­ших, и пото­му погиб­шие от пре­ступ­ни­ков яко­бы сами рас­ска­зы­ва­ют подроб­но­сти сво­ей смер­ти, даже пока­зы­ва­ют место нахож­де­ния их тел (если тако­вые счи­та­лись поте­рян­ны­ми). Сре­ди мно­же­ства быв­ших ей «откро­ве­ний» ясно­ви­дя­щая выде­ли­ла одно: как-то она уви­де­ла душу Лени­на, с улыб­кой иду­ще­го ей навстре­чу. Вождю рево­лю­ции про­ви­ди­ца зада­ла живо­тре­пе­щу­щий вопрос: «Где ты сей­час нахо­дишь­ся? В раю?» «Нет», – отве­тил он. «В аду?» – допы­ты­ва­лась она. «Нет», – опять ска­зал он. «Так где же ты?» – уди­ви­лась про­ви­ди­ца. «Здесь, на зем­ле». – «Но поче­му?» – «Пото­му что меня не хоронят».

На этом при­ме­ре убе­ди­тель­но вид­но, что оккульт­ным откро­ве­ни­ям сопут­ству­ет оче­вид­ное суе­ве­рие. Они нераз­рыв­ны друг от дру­га так же, как неот­де­ли­мо тле­ние тру­па от исхо­дя­ще­го от него зло­во­ния. Чело­век наив­но дума­ет, что душа оста­ет­ся здесь толь­ко пото­му, что тело его не зако­па­но в зем­лю, как буд­то бес­смерт­ная душа бес­ко­неч­но при­вя­за­на к непо­гре­бен­но­му телу. В подоб­ных заблуж­де­ни­ях заин­те­ре­со­ва­ны неви­ди­мые иску­си­те­ли, гото­вые ради нашей поги­бе­ли «открыть» все что угод­но, за исклю­че­ни­ем того, что при­не­сет спа­се­ние нашей душе.

По боль­шей же части люди обра­ща­ют­ся к ясно­ви­дя­щим пото­му, что им хочет­ся знать свое буду­щее. Вот это любо­пыт­ство знать буду­щее уже само по себе вскры­ва­ет глу­бо­кое нера­зу­мие чело­ве­ка. Как бы ни оправ­ды­ва­лось подоб­ное любо­пыт­ство, духов­ные при­чи­ны его скры­ва­ют­ся в неже­ла­нии жить насто­я­щим, пото­му что чело­век при­вык терять вре­мя впу­стую, рас­тра­чи­вать себя на суе­ту и бес­смыс­ли­цу. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий учил: «Не любо­пыт­ствуй о буду­щем, но рас­по­ла­гай насто­я­щим в поль­зу. Ибо какая тебе выго­да пред­вос­хи­тить веде­ние? Если буду­щее при­не­сет тебе нечто доб­рое, то оно при­дет, хотя ты и не пре­дуз­нал. А если оно скорб­но, какое для тебя при­об­ре­те­ние напе­ред томить­ся скор­бью? Хочешь ли удо­сто­ве­рить­ся в буду­щем? Испол­няй пред­пи­сан­ное еван­гель­ским зако­ном и ожи­дай насла­жде­ния бла­га­ми (то есть духов­ны­ми бла­га­ми в Божи­ем Цар­стве за испол­не­ние запо­ве­дей на зем­ле. – В.Д.)»[8].

Обра­ще­ние к аст­ро­ло­гам, пред­ска­за­те­лям, хиро­ман­там, ясно­ви­дя­щим и т.п. свя­за­но с тем рас­про­стра­нен­ным заблуж­де­ни­ем, что буду­щее рас­смат­ри­ва­ет­ся как зара­нее про­пи­сан­ная, гото­вая исто­рия. Буду­щее упо­доб­ля­ет­ся тек­сту, запе­ча­тан­но­му в кон­верт, кото­рый не откры­ва­ет­ся обык­но­вен­но­му чело­ве­ку, но кото­рый мож­но про­честь с помо­щью тай­но­го зна­ния, – как бы при­от­крыть кон­верт и под­гля­деть, что там. На самом же деле кар­ти­на наше­го бытия совер­шен­но иная. Буду­щее не извест­но не пото­му, что мы его не можем про­честь, а пото­му, что его про­сто нет, ибо оно фор­ми­ру­ет­ся нашей реаль­ной жиз­нью. Этот текст вовсе и не запе­ча­тан от взо­ра жела­ю­щих знать, а пишет­ся еже­днев­ной жиз­нью. Буду­щее нам не извест­но и по той важ­ной при­чине, что чело­век наде­лен сво­бод­ной волей, а раз он сво­бо­ден в сво­их дей­стви­ях, нет стро­го про­пи­сан­но­го буду­ще­го. Конеч­но, Бог при­от­кры­вал что-то из буду­ще­го людей. Но это свя­за­но не с тем, что Бог заго­то­вил людям неиз­мен­ную, зара­нее пред­на­чер­тан­ную судь­бу, а пото­му, что Он вне наше­го огра­ни­чен­но­го мира, и Его все­про­ни­ка­ю­ще­му взо­ру откры­ты глу­би­ны наших сер­дец, наши сво­бод­ные реше­ния и про­из­во­ле­ния. Таким обра­зом, Гос­подь Бог веда­ет, како­го чело­ве­ка при­звать к опре­де­лен­но­му жиз­нен­но­му пути. Есть Божий план о жиз­ни каж­до­го из нас, но реаль­ная судь­ба сла­га­ет­ся из наше­го лич­но­го вза­и­мо­дей­ствия с Боже­ствен­ным Про­мыс­лом, откли­ком на Божий при­зыв или неже­ла­ни­ем откли­кать­ся и Божи­их попы­ток при­ве­сти нас ко спа­се­нию. Все это и сози­да­ет наш даль­ней­ший жиз­нен­ный путь.

Повто­рим, что мно­гие люди, к сожа­ле­нию, нахо­дят­ся в оши­боч­ном поло­же­нии. Им любо­пыт­но узнать буду­щее, тогда как насто­я­щее уже не инте­рес­но. Суть это­го в том, что чело­век рас­се­и­ва­ет себя на гре­хи, все­воз­мож­ные сует­ные дела, поэто­му в насто­я­щем не испы­ты­ва­ет пол­но­ты жиз­ни, а в буду­щем он пола­га­ет хоть какую-то надеж­ду на раз­но­об­ра­зие и успех и пото­му зара­нее хочет загля­нуть туда. А ведь обра­щать свой взор надо, преж­де все­го, к Богу, в руках Кото­ро­го и насто­я­щее чело­ве­ка, и его буду­щее, и даже про­шлое: за пока­я­ние в про­шлых гре­хах Гос­подь их изгла­жи­ва­ет, устра­и­вая тем самым для чело­ве­ка самое луч­шее буду­щее и делая более счаст­ли­вым настоящее.

Вале­рий Духанин

25 апре­ля 2012 года

Источ­ник: “Пра­во­сла­вие на Север­ной земле”

При­ме­ча­ния

[1] Досто­ев­ская А. Г. Вос­по­ми­на­ния. М., 2002. С. 293. Счи­та­ем нуж­ным при­ве­сти и более подроб­ное опи­са­ние это­го собы­тия из «Вос­по­ми­на­ний о Ф. М. Досто­ев­ском» писа­те­ля Все­во­ло­да Соло­вье­ва, сопро­вож­дав­ше­го Досто­ев­ско­го к гадал­ке. Здесь ярко засви­де­тель­ство­ва­на харак­тер­ная для ясно­ви­дя­щих оккуль­ти­стов осо­бен­ность: «откро­ве­ния» изла­га­ют­ся в самых общих чер­тах, без кон­кре­ти­ки, смут­но, раз­мы­то и вкрад­чи­во, с при­ме­сью мно­гих неле­пиц. Впро­чем, сам Досто­ев­ский так не счи­тал. Совер­шен­но же точ­но то, что к уга­ды­ва­нию истин­ных собы­тий при­ме­ши­ва­лось и мно­го лож­но­го. При­ве­дем рас­сказ в сокращении:

«Про­си­дев часов до четы­рех, я уже собрал­ся уез­жать, как вдруг он (Досто­ев­ский) оста­но­вил меня и спросил:

– Да, вот чуть было не забыл… Вы зна­е­те гадал­ку-фран­цу­жен­ку Фильд?

– Несколь­ко лет тому назад, – отве­чал я, – одна моя зна­ко­мая ста­руш­ка, жив­шая тогда в Москве, упро­си­ла меня побы­вать у этой Фильд, пока­зать ей ее фото­гра­фи­че­ский порт­рет, выслу­шать то, что она ска­жет, и затем сооб­щить ей. Ста­руш­ка уве­ря­ла меня, что Фильд эта никак не может назвать­ся обык­но­вен­ной гадал­кой, что это заме­ча­тель­ная пред­ска­за­тель­ни­ца; при этом она пере­да­ла мне мно­го инте­рес­ных слу­ча­ев ее сбыв­ших­ся про­ро­честв. Я мало заин­те­ре­со­вал­ся эти­ми рас­ска­за­ми, но, желая испол­нить обе­ща­ние, дан­ное мною почтен­ной ста­руш­ке, при­е­хав в Петер­бург, сей­час же отпра­вил­ся с ее порт­ре­том к этой француженке.

– Ну и что же? Какое она про­из­ве­ла на вас впе­чат­ле­ние? – живо и с види­мым инте­ре­сом спро­сил Достоевский.

– Стран­ное. Это малень­кая, живая ста­руш­ка с каки­ми-то осо­бен­ны­ми, чер­ны­ми гла­за­ми и необык­но­вен­ным даром сло­ва. Она меня совсем заго­во­ри­ла и заин­те­ре­со­ва­ла, пото­му что очень вер­но и опре­де­лен­но опи­са­ла харак­тер моей зна­ко­мой, с порт­ре­том кото­рой я явился…

– Неуже­ли вы ее ниче­го отно­си­тель­но себя не спросили?

– Спро­сил. Она пред­ска­зы­ва­ла мне боль­ше часу, наго­во­ри­ла мно­го вздо­ру, но в чис­ле это­го вздо­ра ска­за­ла и такие вещи, кото­рые, как мне тогда каза­лось, ника­ким обра­зом не мог­ли слу­чить­ся и кото­рые, тем не менее, слу­чи­лись со мною во всех мель­чай­ших подроб­но­стях, ею пред­ска­зан­ных. Я был у нее еще раз, и она опять гово­ри­ла мне мно­го вздо­ру и мно­го прав­ды. Во вся­ком слу­чае, это инте­рес­ная жен­щи­на, и, мне кажет­ся, у нее быва­ют мину­ты вдохновения.

– Ну вот… Да, все это имен­но то, что я уж не раз про нее слы­шал… Вы зна­е­те ее адрес? Пой­дем­те сей­час же, я хочу знать, что она мне скажет!..

Мы отпра­ви­лись. Фильд жила в том же доме и при­ня­ла нас. Федор Михай­ло­вич был очень серье­зен. Он попро­сил ее, что­бы она пред­ска­зы­ва­ла ему в моем при­сут­ствии. Но фран­цу­жен­ка реши­тель­но отка­за­лась: это было не в ее правилах.

– В таком слу­чае делать нече­го, – шеп­нул он мне, – но я даю вам сло­во, не ута­ив, рас­ска­зать вам все, что она мне скажет.

Я остал­ся ждать в кро­хот­ной гости­ной и проску­чал боль­ше часу. Нако­нец Досто­ев­ский вышел. Он был взвол­но­ван, гла­за его блестели.

– Пой­дем­те, пой­дем­те! – таин­ствен­но шеп­нул он мне.

Мы вышли и отпра­ви­лись пеш­ком. Он несколь­ко минут шел мол­ча, опу­стив голо­ву. Потом вдруг оста­но­вил­ся, схва­тил меня за руку и заговорил:

– Да, она инте­рес­ная жен­щи­на, и я рад, что мы к ней отпра­ви­лись. Может, она и навра­ла, но я дав­но не испы­ты­вал тако­го силь­но­го впе­чат­ле­ния. О, как она уме­ет обри­со­вы­вать людей! Если б вы зна­ли, как она рас­ска­за­ла мне мою обстановку!

– Что же она вам гово­ри­ла? Ведь вы дали мне сло­во рас­ска­зать все без утайки!

– И рас­ска­жу, толь­ко не рас­про­стра­няй­те это­го меж­ду посто­рон­ни­ми до вре­ме­ни; может, все навра­ла, глу­по выйдет…

Он пере­дал мне все, что она гово­ри­ла ему о раз­лич­ных его семей­ных обсто­я­тель­ствах. Потом ока­за­лось, что боль­ше поло­ви­ны не сбы­лось, но кой-что и сбы­лось. Она ска­за­ла ему, меж­ду про­чим, что вес­ною у него будет смерть в доме. И хотя в подроб­но­стях это­го пред­ска­за­ния было мно­го вздор­но­го, но смерть дей­стви­тель­но слу­чи­лась тою же вес­ною: умер его малень­кий сын, вне­зап­ная кон­чи­на кото­ро­го силь­но потряс­ла его. Но дело не в этом, а в дру­гих пред­ска­за­ни­ях. Не дога­ды­ва­ясь, кто он, и не умея опре­де­лить его дея­тель­ность, Фильд пред­рек­ла ему боль­шую сла­ву, кото­рая нач­нет­ся в ско­ром времени.

– Она ска­за­ла, – гово­рил он, – что меня ожи­да­ет такая извест­ность, такой почет, о кото­рых я нико­гда не мог и меч­тать. Пове­рить ей, так меня на руках будут носить, засы­пать цве­та­ми – и все это будет воз­рас­тать с каж­дым годом, и я умру на вер­ху этой сла­вы… Но вот, голуб­чик, может быть, она вру­нья, толь­ко инте­рес­ная… инте­рес­ная вру­нья! А ведь я все-таки же теперь и буду ждать этой сла­вы, и уж это утешительно!

– Хоро­шо, что она пред­ска­за­ла вам сла­ву, – заме­тил я, – но ведь вот же она пред­ска­за­ла и семей­ное горе…

– Да, и я теперь так и думаю, что оно навер­ное будет. Я вам гово­рю: она про­из­ве­ла на меня очень силь­ное впе­чат­ле­ние. Ведь дру­гие гово­рят общи­ми места­ми, более или менее лов­ко, но сей­час же и заме­ча­ешь шар­ла­тан­ство, каж­дое пред­ска­за­ние мож­но повер­нуть так или ина­че – ну, а у нее все ясно, опре­де­лен­но. Инте­рес­ная женщина!..

Я оста­вил его в очень воз­буж­ден­ном состо­я­нии. Вер­нув­шись домой, я застал у себя мое­го бра­та, в тот же вечер у меня был Апол­лон Нико­ла­е­вич Май­ков, и так как они оба были близ­ки с Федо­ром Михай­ло­ви­чем и я знал, что сооб­щен­ное им не будет рас­про­стра­не­но, то и решил­ся рас­ска­зать им подроб­но­сти пред­ска­за­ния, сде­лан­но­го фран­цу­жен­кой. Потом и сам Федор Михай­ло­вич сооб­щил кой-кому об этом пред­ска­за­нии. Ему не дол­го при­шлось дожи­дать­ся его испол­не­ния: все­об­щее сочув­ствие, горя­чее покло­не­ние моло­де­жи при­шли вне­зап­но, уси­ли­ва­ясь с каж­дым днем, выра­жа­ясь шум­ны­ми ова­ци­я­ми, под­но­си­мы­ми вен­ка­ми и цве­та­ми. Досто­ев­ский достиг такой попу­ляр­но­сти, какая еще нико­гда не выпа­да­ла на долю рус­ско­го писа­те­ля… И он скон­чал­ся на вер­ху этой славы…»

[2] Афа­на­сий Вели­кий, свя­ти­тель. Житие пре­по­доб­но­го отца наше­го Анто­ния // Афа­на­сий Вели­кий, свя­ти­тель. Тво­ре­ния. Т. 3. М., 1994. С. 205–206.

[3] См.: Све­то­ний Гай Тран­квилл. О жиз­ни цеза­рей. СПб., 1998. С. 53.

[4] Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Бесе­ды на Еван­ге­лие свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва // Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Пол­ное собра­ние тво­ре­ний. Т. 8. Кн. 1. М., 2002. С. 127.

[5] Дья­чен­ко Гри­го­рий, про­то­и­е­рей. Духов­ный мир. Рас­ска­зы и раз­мыш­ле­ния, при­во­дя­щие к при­зна­нию бытия духов­но­го мира. М, 1900. С. 325–326.

[6] Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на свя­то­го Мат­фея Еван­ге­ли­ста // Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Пол­ное собра­ние тво­ре­ний. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1901. С. 481.

[7] Пись­ма мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Фила­ре­та к намест­ни­ку Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой лав­ры архи­манд­ри­ту Анто­нию. Т. 3. М., 1884. С. 299. В насто­я­щее вре­мя сеанс по спи­ри­тиз­му выгля­дит несколь­ко ина­че. Обыч­но участ­ни­ки садят­ся за стол таким обра­зом, что­бы создать замкну­тый круг. На всех при­сут­ству­ю­щих, а так­же в самом поме­ще­нии, по пра­ви­лам магии, не долж­но быть кре­стов, икон или дру­гих свя­тынь, ина­че бесе­да с поту­сто­рон­ним миром не полу­чит­ся. Руки все под­но­сят к блю­деч­ку, рас­по­ла­га­е­мо­му в цен­тре сто­ла, кото­рое после задан­но­го вопро­са начи­на­ет дви­гать­ся к бук­вам, поме­ща­е­мым вокруг блю­деч­ка. Как пола­га­ют спи­ри­ты, они обща­ют­ся с умер­ши­ми; на самом же деле это обык­но­вен­ная фор­ма обо­льще­ния тем­ны­ми духа­ми. В XIX веке стол изда­вал опре­де­лен­ный стук. Вот как пишет о спи­ри­тиз­ме свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник: «Что спи­ри­тизм? – Бесов­ство. Бесы моро­чат… Из Санкт-Петер­бур­га писа­ла одна кра­са­ви­ца, что спи­рит некто стал при ней спи­ри­тить, желая пока­зать ей див­ность спи­ри­тиз­ма. А она ста­ла читать “Да вос­крес­нет Бог”. Тот поси­дел-поси­дел… без тол­ку, и сознал­ся: “Нет, ней­дет, вы неве­ру­ю­щая”. Она же истин­но веру­ю­щая, а не веру­ет спи­рит­ским бесов­ским хит­ро­стям. На Кав­ка­зе же был такой слу­чай, что бла­го­че­сти­вое семей­ство увлек­лось спи­рит­ством: муж, жена, брат мужа и еще кто-то… и нача­ли добы­вать откро­ве­ния… Нако­нец встре­ти­лось какое-то силь­ное про­ти­во­ре­чие в пока­за­ни­ях. Они – пытать того, кто гово­рил. Он отвер­ты­ва­ет­ся, но неудач­но. Кто-то из засе­дав­ших обра­тил­ся к нему с такой речью: “Закли­на­ем тебя име­нем истин­но­го Бога, ска­жи нам: кто ты?” Тот отве­чал: “Я бес”. – “Что же ты нас моро­чишь?” – “В надеж­де, – отве­чал он, – навесть вас или на мыс­ли лож­ные, или на дела недоб­рые”… С тех пор семей­ство то рас­про­сти­лось с спи­ри­тиз­мом»(Фео­фан Затвор­ник, свя­ти­тель. Руко­пи­си из кельи. М., 2008. С. 646).

[8] Васи­лий Вели­кий, свя­ти­тель. Тво­ре­ния. Ч. 1. Сер­ги­ев Посад, 1900. С. 259.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

8 комментариев

  • Аноним, 03.01.2013

    Хоро­шо, что стра­да­ю­щие стра­стью к магии и гада­ни­ям так рья­но откли­ка­ют­ся на эту тему, при­во­дя свой лич­ный опыт в дока­за­тель­ство про­тив мно­го­ве­ко­вых зна­ний. Они уже дела­ют пер­вый шаг к истине, что про­чи­та­ли это, вооду­ше­ви­лись отве­тить: из искры раз­го­рит­ся пла­мя, посте­пен­но созна­ние пере­ста­нет искать сов­па­де­ния с нага­дан­ным и перей­дет на уро­вень управ­ле­ния сво­ей судь­бой через свое пове­де­ние в настоящем

    Ответить »
  • Аноним, 19.09.2012

    Жизнь веру­ю­ще­го чело­ве­ка сокры­та в Боге.
    То, что нам нуж­но знать,Господь нам открыл,
    все осталь­ное от лукавого.

    Ответить »
  • Аноним, 08.09.2012

    Ври­на. Что за бред вы несёте…(информационные поля Акаши…матрица…) такое чув­ство, что в помра­че­ние каком то нахо­ди­тесь, отку­да такая ста­ти­сти­ка про­цен­тов? После таких ком­мен­та­ри­ев, ощу­ще­ние, что мир сошёл с ума…глупо…одумайтесь…

    Ответить »
  • Аноним, 31.07.2012

    Михаил.Дело в том что вари­ан­тов судь­бы может быть боль­шое множество.Посмотрите матрицу.А еще вспом­ни­те сказ­ки наши напра­во пой­дешь.. итд.События суще­ству­ют в инфор­ма­ци­он­ном поле Хро­ни­ки Ака­ши и ясно­ви­дя­щие могут счи­тать их,но…это 80 на 20 и вот эти 20 проц в руках человека..

    Ответить »
  • Аноним, 26.05.2012

    Здрас­т­вуй­те вы не пра­вы я рань­ше что чело­век тво­рец сво­ей суь­бы но когда стал изу­чать тему как ясно­ви­дя­щие видят буду­щее что буду­щее изме­нить нель­зя это бес­по­лез­но пред­ска­за­ния ясно­ви­дя­ще­го изме­нить нель­зя это бес­по­лез­но Я знаю пара­пси­хо­ло­га в кало­у­ге у кото­рой дар ясо­ви­де­ния сил­нее даже чем у Мес­син­га и у Ван­ги я не при­ка­лы­ва­юсь то что она видит изме­нить нель­зя чело­век не явля­еть­ся твор­цом сво­ей суь­бы фено­мен ясно­ви­де­ния это и дока­зы­вет Мне пред­ска­за­ли буду­щее две ясно­ви­дя­щие пара­пси­хо­лог Еле­на Бори­сов­на она силь­нее Мес­син­га здесь в Калу­ге живет Так я еще одну ясно­ви­дя­шую встре­тил как Ван­га самые насто­я­щие ясно­ви­дя­щие две ясно­ви­дя­щие один вари­ант буду­ще­го Я изу­чаю оккульт­ные нау­ки шесть лет я понял как ясно­ви­дя­щие видят буду­щее Суь­бу изме­нить нель­зя и буду­щее изме­нить нельзя

    Ответить »
    • Андрей, 20.12.2014

      Ясно­ви­дя­щих может быть две и более, а вот дух один и тот же, поэто­му и неуди­ви­тель­но что раз­ные про­ри­ца­те­ли пред­ска­зы­ва­ют одну и туже судь­бу. . Поэто­му может сло­жить­ся впе­чат­ле­ние что от это­го яко­бы не уйдешь.

      Ответить »
  • Аноним, 21.05.2012

    При­слу­шать­ся нель­зя. Это обра­ще­ние к вра­гам Б‑га, а по сути это дер­зость и гор­дость, бла­го­дать отсту­па­ет от чело­ве­ка и может быть попу­ще­но слу­чить­ся чему угод­но вплоть до реа­ли­за­ции воз­ве­щен­ных фан­та­зий бесов.
    Так царь Саул за обра­ще­ние к вызы­ва­тель­ни­це мерт­вых при­нял смерть

    Ответить »
  • Аноним, 19.05.2012

    В ито­ге из про­чи­тан­но­го сле­ду­ет 50% на 50%. Нель­зя отверг­нуть гада­лок, пред­ска­за­те­лей, ясно­ви­дя­щих. Они име­ют место быть. И часто от части быва­ют пра­вы. Конеч­но, мож­но при­слу­шать­ся к ним и при­нять исхо­дя­щую от них инфор­ма­цию как пре­ду­пре­жде­ние. Да бы обой­ти какие-то ост­рые углы.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки