<span class="bg_bpub_book_author">иеромонах Михей (Разиньков)</span> <br>Отрок в бесовской прелести, или «Осторожно: секта!»

иеромонах Михей (Разиньков)
Отрок в бесовской прелести, или «Осторожно: секта!»

(6 голосов4.2 из 5)

Дорогие братья и сестры!

В наше время, как множество ядовитых грибов, вырастают различные секты и лжеправославные учения, развивается так называемое православное язычество. К их числу относится учение о прельщенном отроке Вячеславе, широко распространяемое в среде православных людей под видом борьбы с антихристом и предупреждением о последних временах.

Мое знакомство с учением об отроке Вячеславе связано с семьей Коньковых, убежденных его почитателей, активно распространяющих книги об отроке. Мне довелось не один месяц прожить вместе с этой семьей, выпало даже пострадать от этого колдовского явления и его сторонников. После этого я решился взяться за написание этой статьи. Цель статьи — предупредить людей от знакомства с этим гибельным для души колдовским учением об отроке, находящемся в бесовской прелести. К этому меня подвигает долг священника, ведь, как говорил Святейший Патриарх Павел Сербский: «Наш долг — изложить истину, которую знаем, перед тем, кто хочет слушать».

В декабре 2007 года в Кожеезерский Богоявленский монастырь, настоятелем которого я являюсь, пришел Филипп Коньков (один из сыновей семьи Коньковых). При встрече он взял благословение, сказал, что верующий. Первое, что он мне предложил сразу после нашего знакомства — это была книга Лидии Емельяновой про отрока Вячеслава Крашенникова «Бог говорит избранным своим…». Я удивился, потому что я видел этого человека первый раз, сказал, что прочитаю при случае. Как выяснилось впоследствии семья Коньковых предлагает эту книгу всем, кто идет на контакт с ними: предлагает не «Евангелие», не жития прославленных святых (например, прп. Серафима Саровского или прп. Сергий Радонежского) — а книгу об отроке, жившем в недавнее время в г. Чебаркуле и умершем в возрасте 11 лет. До этого случая мне доводилось держать в руках эту книгу: зимой 2007 года я был в Онеге и прихожане Онежского храма подошли ко мне и спросили: «Можно ли читать такую книгу про некоего чудесного отрока- провидца? Он исцеляет людей». Зная, что сейчас выходит много сомнительной литературы, я попросил показать мне эту книгу. Первое, на чем задержался мой взгляд — фотография этого отрока в младенческом возрасте с нерусской внешностью: у него были неестественно темные глаза без зрачков, что производило отталкивающее впечатление. Когда позднее один мой знакомый увидел эту фотографию, он определил, что фото ретушировано. Ретуширование использовано и на другой фотографии улыбающегося отрока на цветной вкладке — вокруг его головы добавлено сияние наподобие светящегося нимба. Прихожанам, давшим мне книгу, я сказал: «Не надо читать эту книгу».

Мое отрицательное мнение от первого знакомства с этой книгой в скором времени подтвердилось: я узнал, что в этой книге содержится ересь — сказано, что отрок существовал и помнил себя еще до рождения. После того, как я сам убедился в этом, я категорически запретил обратившимся ко мне с вопросом прихожанам читать эту книгу.

История моего знакомства с Коньковыми

Когда Филипп Коньков дал мне книгу об отроке, я положил ее на полку и забыл бы о ней (тогда в монастыре много дел было, и вообще было не до чтения). Но Коньков постоянно напоминал мне про нее: «Вы прочитали? вы прочитали?» Я отвечал: «Нет, пока не читал, мне некогда». Честно признаться, мне не хотелось ее даже брать в руки. Спустя некоторое время он снова спрашивал: «Вы прочитали?» И так повторялось не единожды. Но в тот раз я книгу так и не прочитал.

За время своего пребывания в монастыре Филипп рассказал про свою семью. В семье Коньковых девять человек: родители — Ольга Ивановна и Александр Федотович, два сына и пять дочерей.

Коньковы — бывшие старообрядцы, перешедшие в православие. Старшая дочь полгода прожила в одном из Дивеевских скитов. Коньковы жили на Урале, но у них сгорел дом. После этого семья Коньковых перебралась с Урала в деревню Сура Архангельской области, на родину святого праведного Иоанна Кронштадского, великого святого чудотворца Русской Православной Церкви, жившего в XIX-XX вв. Так как они представились погорельцами, местный батюшка из Суры подарил им дом, в котором они прожили некоторое время. Но однажды, по их словам, к ним пришел участковый милиционер и сказал: «У вас нет прописки, уезжайте отсюда. Или платите штраф: с каждого человека, имеющего паспорт, по 3.000 руб. в месяц». Таких денег у них не было, уезжать было тоже некуда.

Узнав об этой ситуации, я решил ехать в Суру, чтобы предложить Коньковым поселиться при монастыре. Поехал с мыслью, что мы могли бы поддержать друг друга: я помог бы им построиться — они бы наладили хозяйство, починили трактор, благо, что все Коньковы сообразительные и умелые. В то время я находился в Кожеезерском монастыре один, нуждался в помощи, поддержке. Думаю, Ольга Ивановна Конькова все это рассчитала, поэтому разговаривала со мной требовательно, жестко: «Говорите — да или нет: берете вы нас или не берете?» Предупредила, что у них нет паспортов, что они не едят продукты со штрих-кодами. Я с этим согласился, поставил лишь одно условие — чтобы они слушались меня как настоятеля, так как это главное требование ко всем, живущим в монастыре. Они обещали слушаться.

В феврале 2008 года Коньковы со всеми своими вещами переехали на Кожозеро. Я закупил продукты для всех нас. Это могло бы стать счастливым концом этой истории — но на самом деле она только начинается.

Тревожные признаки в поведении Коньковых проявились еще до их переезда в монастырь. Но я тогда не придал этому должного внимания. Например, вспоминается такая история. Когда Коньковы переезжали на Кожозеро, они наняли «Камаз», погрузили в него свои вещи и довезли их до снегоходной дороги. Оставшиеся 24 км до монастыря зимой можно преодолеть только на лыжах или на снегоходах. Коньковы попросили меня одолжить им монастырский снегоход, пока они не купят свой. Я дал им не только снегоход, но и бензин на перевозку вещей с единственным условием, что сначала они перевезут монастырские вещи, а потом уже свои. Прошел день, другой — Коньковы перевозят свои вещи, а монастырские так и лежат под снегом. В конце концов я не выдержал и спросил: «Вам же сказали, что везти в первую очередь! Почему же вы возите свои вещи? Ведь вам даны монастырские снегоходы и бензин — а каждый рейс обходится около 1000 рублей!». Это был первый с ними конфликт. Меня поразило такое наглое поведение: людей приняли, дали кров, пищу за счет монастыря — а они при первом же удобном случае обманули. Какое уж тут послушание?

Ко времени переезда Коньковых я провел на Кожозере восемь лет, за это время приходили братия, но по разным причинам никто из них не оставался надолго. После длительных усилий возродить мужской монастырь на Кожозере, я уже было решился оставить это место. Но на это не давали благословение старцы. Тогда у меня возникла мысль создавать на Кожозере женскую монашескую обитель. Позднее я нашел сведения о том, что такое же решение было принято еще до революции: монастырь хотели преобразовать в женский и с этой целью сестрам из Сурского монастыря было предложено по желанию перейти в Кожеезерский, но помешало смутное революционное время.

Таким образом в 2008 году я первый раз позволил женщинам посетить монастырь. Кроме Ольги Ивановны Коньковой приехали Галина Алексеевна из Онеги, Любовь Сергеевна с детьми из Шомокши. Рождественская служба прошла радостно — Любовь Сергеевна помогала на клиросе. В трапезной хлопотала Галина Алексеевна — очень искренняя, трудолюбивая женщина, все у нее в руках спорилось. И вот как то раз я вижу, что Галина Алексеевна, которая никогда не сидит без дела, вдруг весь день лежит и читает. Я промолчал. Но когда и на следующий день произошло тоже самое, я понял: что-то не так. Спрашиваю: «А почему вы не в трапезной?» — «Да вот, хочу почитать, надо же и отдохнуть когда- то». Между тем трапеза изменилась не в лучшую сторону — все приготовлено как-то неумело, невкусно. Я снова к Галине Алексеевне: «Хватит уже вам отдыхать. Почему Вы не готовите?». И тут выяснилось, что Коньковы начали распоряжаться в трапезной без меня: мама дала дочкам команду — «мы здесь теперь главные». И Галину Алексеевну, вопреки моему благословению, сняли с трапезного послушания. А она выполняла его со всей душой и со всем старанием. Коньковские же девочки ничего не умеют. Галина Алексеевна как-то сделала им замечание: «Девочки, да разве можно так готовить? Грибы нерезаные кусками кидать? А почему грязь тут развели?» В результате они взяли и отодвинули ее с трапезной. Когда это выяснилось, я в присутствии Коньковых и Галины Алексеевны объявил: «Галина Алексеевна, вы — старшая по трапезной». Но в душе мне было очень неприятно, что Коньковы начали распоряжаться без моего ведома.

Еще один показательный случай — покупка Коньковыми коровы. Иметь корову на Кожозере было моим давним желанием, так как молочая пища в условиях такого удаленного места проживания — это очень существенная поддержка. Но завести корову в одиночку или с приходящей-уходящей братией было мне не под силу. Коньковы имели опыт содержания коровы и были согласны ухаживать за ней. Я дал Коньковым монастырские деньги для того, чтобы они купили и доставили корову в монастырь. Мэр города Мирный, Виктор Николаевич Солодов, дал нам рекомендательное письмо с просьбой о помощи. Коньковы уехали за коровой и пропали. Звоню узнать, как дела — то не отвечают, то говорят, что не могут найти машину. Наконец сообщают, что везут корову да еще с теленком на … «Газели»! «Что же это за корова такая, — спрашиваю, — что влезла в «Газель»? — «Хорошая корова, холмогорская». Привезли. На вид корова была очень маленькая. Подают мне документы — а по документам она весит 450 кг. Это же целый слон! Когда Коньковы уехали с Кожозера и корову пришлось забить — выяснилось, что она весила не более 170–180 кг.

Самый серьезный вопрос в монастыре — это вопрос о службе. Для монастыря главное — благоустроенное чтение и пение. Поэтому я неоднократно говорил Коньковым, чтобы они учили ход службы, но безрезультатно. Однажды я уехал на 10 дней и сказал им перед отъездом: «Вот вам единственное послушание — выучите за это время праздничную службу на Вход Господень в Иерусалим. Здесь ничего нет сложного: вот вам книги, поделите службу на 5 человек и выучите каждый свою часть». Приезжаю через 10 дней — благословение опять не выполнено: служба не выучена. Они посадили учить службу одну из дочек, которая сама, конечно же, не могла разобраться в ней. Остальные Коньковы в это время, взяв монастырские вездеходы и пилы, поехали на слияние рек Подломки и Никодимки, чтобы уставить крест. Необычный крест. Идея родилась у Ольги Ивановны: «Надо молиться! Молиться о том, чтобы о. Михей больше не был здесь настоятелем!» (со слов одного из участников этого действия) Собрали местных бомжей, составили общую молитву-прошение и стали молиться: «Пусть будет воля Божия, но не наша — но чтобы о. Михея здесь не было!». После этого случая я закрыл монастырские склады на замки и забрал у Коньковых ключи. Ольга Ивановна подходит ко мне и говорит с обидой: «А что это, о. Михей, вы склады от нас закрыли?» — «А с какой стати они должны быть открыты? — спрашиваю я. — Это монастырские склады, а не ваши. Что вашего там лежит?» — «Ну как же, мы здесь всем пользуемся!» Потом выяснилось, что когда они приехали на Кожозеро, она детям сразу сказала: «Привыкайте: все это Бог дал нам. Все это здесь наше — Кожозеро наше».

Ложь и ереси в учении об отроке

На протяжении всего нашего знакомства Коньковы постоянно подсовывали мне книгу об отроке. Я долго отказывался, так как ощущал что-то неприятное, связанное с этой книгой — мне не хотелось брать ее в руки, однако их дерзкое поведение, упорное нежелание слушаться вынудили меня согласиться. Я решил прочитать эту книгу, чтобы понять, что это за люди. Перед тем, как открыть книгу — я помолился. Открыв книгу наугад, я прочитал следующее: «Ведь гнали из монастыря Сергия Радонежского, избивали монахи из зависти Серафима Саровского». Меня возмутила эта явная ложь — якобы монахи избивали святых угодников Божиих! Преподобного Серафима Саровского избили не монахи, а крестьяне и случилось это однажды, а не регулярно, как можно понять из приведенной фразы. Преподобного же Сергия Радонежского по дьявольским козням гнал родной брат, который затем покаялся (как это известно из его жития). Кроме открытой лжи в этой фразе был еще и очень неприятный скрытый смысл: Православная Церковь гнала святых — значит, слушать ее не надо. Познакомившись с книгой, я понял, что недоверие к Русской Православной Церкви — одна из основных ее мыслей, которые внушаются читателю:  в книге подчеркиваются изъяны и недостатки нашей церкви, говорится о том, что иерархи православия отступили от истины. Этим-то и опасно учение об отроке: его сторонники, не выступают открыто против православия, напротив, они утверждают, что православие — истинная вера, но нападают на Православную Церковь. Устно же они говорят о некоей другой истинной церкви с ее старцами и т. д., о которой мало кто знает. Как и все сектанты, приверженцы этого учения стремятся убедить в том, что только они обладают истиной, сохраняют правильную веру, в то время как Русская Православная Церковь ее утратила. А ведь известно, кому Бог — не отец, тому Церковь — не мать. Как мне стало известно уже после отъезда Коньковых из Кожеезерского монастыря, Коньковы распространяли в Суре сведения против Церкви, против Патриарха, говорили, что у священников с новыми паспортами нет благодати. Наместник Веркольского монастыря иг. Иосиф сказал мне, что когда они уехали из Суры, вся деревня вздохнула с облегчением.

Клевета на православную церковь — не единственная ложь в учении об отроке. Ложью и выдумками пропитано все это учение. Его создатели пользуются тем, что за время советской власти люди были оторваны от церкви, не знают основ своей веры. И сейчас многие люди стараются сделать первые шаги в познании православия, уничтоженное за кровавые десятилетия XX века кровавых гонений на русскую православную церковь. Сторонники учения о Славике используют в своих целях эту простоту и неосведомленность людей, уводя их от истинной веры в свое сектантское учение. С этой целью они используют обман — излюбленный прием врага человеческого. Называя себя православными, он заполучают доверие людей, говоря им о скором конце мира о необходимости спасать душу, а потом обманывают, утверждая вещи, которые неподготовленному человеку сложно заметить и проверить — человек принимает все на веру, отравляется этой ложью и вводят в общение с потусторонними оккультными духами.

Приведу такой пример. На первой странице книги, которую дали мне Коньковы, помещено указание, обычное для любого православного издания: книга издана «по благословению высокопреосвященного Никона, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского». Но мало кто знает, что владыка Никон письменно предупредил о том, что он не давал такого благословения. Видимо, его имя было выбрано с той целью, чтобы опорочить уважаемого архипастыря. Владыка Никон является духовным чадом митрополита-старца Иоанна (Снычева), очень почитаемого православными людьми. По его благословению были выпущены многие книги владыки Иоанна, в которых он явно обличал власть имущих.

Еще одно дорогое православному миру имя стараются использовать в своих гнусных целях авторы книги о Славике. В книге помещена фотография архимандрита Кирилла — главного духовника всей Русской Православной Церкви, духовника трех Патриархов и Троице-Сергиевой Лавры, старшего батюшки, монаха. Под его фотографией помещена подпись: «Благословляю, печатайте книгу, как можно быстрее…». Я имею счастье с раннего детства знать о. Кирилла лично и уверен в том, что батюшка никогда не благословил бы печатать весь этот сектантский бред. К тому же с 2004 года из-за тяжелой болезни о. Кирилла попасть к нему очень сложно даже его близким духовным чадам. Книга же об отроке была написана летом 2006 года. Как и когда могло быть получено такое благословение?

Знакомство с книгой убедило меня в том, что учение о Славике не имеет отношения к православию и никакой православный архиерей — тем более старец — не может благословить распространение такой книги, наполненной бредовыми фантазиями, смесью ересей и колдовства. Учение об отроке, распространение изданий о нем было запрещено Патриархом Алексием II и духовным советом главного монастыря России — Троице-Сергиевой Лавры. Об опасности этого учения, его сектантском духе, колдовском влиянии на людей предупреждал митрополит Иов Челябинский и Златоустовский, церковный глава той епархии, где проживал отрок.

Приведу другой пример откровенной лжи последователей этого учения. В доверительной беседе Ольга Ивановна Конькова сообщила мне, что отрок — это сошедший с небес Архангел Иегудиил. Для человека, знакомого с учением православной церкви об Ангелах, совершенно ясно, что это нелепая и еретическая мысль. Архангел — это бесплотный вестник Божий. Все Ангелы, которых бесчисленное множество — величественные, могущественные существа, которые служат Богу, по Его повелению управляют всей вселенной и извещают людей о воле Божией. Как известно, каждый человек при крещении получает своего Ангела- Хранителя, который ближе всех к нему, больше всех печется и заботится о нем. Но обычные люди не могут видеть ангелов по своей греховности. Ангел может явиться лишь человеку, достигшему святости, чтобы известить его о воле Божией. Так, например, Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Богородице Марии, чтобы сообщить ей, что она зачнет от Духа Святаго и родит Господа Иисуса Христа, Спасителя мира. Может предстать Ангел и перед грешником — но только для того, чтобы устрашить его и предотвратить злодеяние. Но как можно представить, что воплотившимся Ангелом является отрок Вячеслав, родившийся в Германии от обыкновенной женщины, жены советского капитана, после девяти месяцев беременности. Это чудовищная ложь и клевета! Кто-то может возразить, что простой человек тоже может достигнуть святости — но мать Славика к моменту рождения сына даже не была верующей, не ходила в храм. В книге об отроке читателю настойчиво внушается мысль, что отрок был воплотившимся Ангелом: одна из глав книги называется «Ребенок- Ангел», памятник на могиле отрока выполнен в виде ангела, отрок изображается в виде Ангела на рисунках, помещенных в книге, на одной из фотографий, помещенных в книге, вокруг головы отрока добавлено свечение, похожее на нимб. Среди почитателей отрока распространяется его так называемая «икона», где он изображен в виде ангела, закалающего динозавра и т. д.

Появление динозавров на иконе и в книгах об отроке — не случайность. Видимо, авторы книги рассчитывают на то, что сознание современного невоцерковленного человека заполнено различными образами из приключенческих и фантастических фильмов, триллеров и т. п. Авторы учения стремятся говорить с читателем на «его» языке: в рассказах отрока описываются и инопланетяне, и динозавры и какие-то невиданные злобные существа, якобы живущие в норах на берегах Волги. Иногда на страницах книги просто описываются сцены из известных фильмов — «Гибель Японии» (о мальчике, стоящем на голове динозавра), «Терминатор» (об инопланетянах, обтянутых человеческой кожей) и т. п. Для чего это делается? Чтобы современные люди, воспитанные на них, лучше воспринимали и «проглатывали» все остальное, что написано в книгах об отроке? Конечная цель — заинтересовать людей, говоря на понятном им языке, и вовлечь их в колдовскую секту, маскирующуюся под православие. А в людях боязливых — развить мистический страх и боязнь, через которые получают вход к человеку злые силы вместе чистого и спасительного страха Божия и страха греха.

Если бы содержание книги ограничивалось пересказом фантастических страшилок — можно было бы не беспокоиться. В конце концов, мы сами выбираем себе чтение по вкусу. Но в этой книге содержатся мысли, согласие с которыми приводит человека к ереси и прямому богохульству. Так во всех пяти изданиях о Славике, которые я изучил, утверждается: «Грех бегать из религии в религию». Эта мысль в книгах даже специально выделяется особым шрифтом или подчеркивается. На первый взгляд для православного человека в этой фразе нет ничего опасного. Согласно учению православной церкви, только православная вера дает человеку возможность спасти душу. Значит, если ты родился в вере православной — будь православным до конца. Но ведь в книге не сказано «грех бегать из православной религии в другую религию»! Значит, если ты родился мусульманином, католиком или, например, кришнаитом — ты также должен до конца оставаться в ложной вере и не имеешь права переходить в веру истинную, так как это грех?! Такие приемы запугивания, внушения используют все секты, чтобы удерживать своих последователей. И как в этой связи нужно расценивать приведенные в книге свидетельства, что Славик приводил людей к вере — не только к православной, но и к мусульманской?! Салима Рахматуллина, учительница из школы, где учился отрок, вспоминает на страницах книги: «Постепенно я стала обращаться к Богу, аллаху (!), читать книгу «Крепость мусульманина», мечтала взять в руки и изучить священную книгу «Коран» (!)» (с. 53). Лилия, ее дочь, «вечерами занималась в воскресной школе при мечети и изучала арабский язык. В трудной ситуации просит Славика, и он ей помогает. По ее словам, Он всегда рядом» (там же).

В книге неоднократно упоминаются католики, католицизм и связанные с ними явления. Однако при этом не говорится, чтобы отрок когда-нибудь предупреждал о том, что католицизм — это ересь: «После II Ватиканского собора римо-католичество явилось ложной антихристианской неоязыческой религией, ведущей активную прикрываемую христианской фразеологией скрытую борьбу против Бога (Пресвятой Троицы и Христа) и Его Откровения (Нового Завета и Откровения в целом), закладывающей основы для создания вселенских универсальных религий и церкви антихриста (Наша вера. Православие и мировые религии. Москва: Ковчег, 2003. С. 128). Католиков обличали многие отцы православной церкви, в их числе — святой праведный Иоанн Кронштадский, который утверждал: «Католики отпали от главы всей Церкви — Христа, избравши земную главу — погрешающего папу» (Иоанн Кронштадский, прав. Христианская философия. С. 127). Как в связи с этим следует понимать «предсказание» отрока о том, что папа Римский просветит Россию?! Какого «просвещения» православной России можно ожидать от главы еретиков? «Прочитайте историю пап: каковы они были? Много ли было из них достойных своего седалища? И только в первые века было несколько достойных, а в последующие века сколько недостойных и порочных к стыду всей Римской церкви! Это ли главы церквей?» (Иоанн Кронштадский, прав. Живой Колос. С. 37–38); «Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостасную Премудрости Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века, например, слово о Духе Святом, заповедь о чаше пречистой Крови Его, которой они лишили мирян…» (Иоанн Кронштадский, прав. Христианская философия. Спб., 1902. М., изд. отдел Московского Патриархата, 1992. С. 117).

В книге также утверждается, что догмат веры сохранится только в Португалии (с. 167). Но догмат какой веры может сохраниться в католической стране? Очевидно, что не православной, так как католики по сути отверглись Христа.

На с. 157–160 книги повествуется о Фатимском лжеявлении Божией Матери католикам, при этом о нем говорится как о явлении истинном! (В издательстве «Царское дело» вышла отдельная книга, посвященная доказательству ложности этого явления).

На страницах книги помещено «предсказание» отрока о некоем священнике-католике (!), который будет «в православной церкви, но внутри католик, даже не просто католик, а какое-то движение в католицизме…» (с. 171). Как может православный человек называть священником — католика, еретика, допускающего возможность совершать мессы для собак, служить языческим жрецам на престолах в своих церквях.

Приведу еще одно утверждение отрока из книги, которое невозможно объяснить с позиции православного учения. Славик говорил, что с чужой кровью в человека входят чужие грехи — поэтому нельзя переливать кровь. Известно, что против переливания крови выступают иеговисты — сторонники самой злобной секты, люто ненавидящей православие. Эта секта действует на страхе — чтобы люди всего боялись и трепетали.

Не будем поддаваться такому воздействию, а размыслим логически: если с чужой кровью переходят чужие грехи, значит, когда тебе вольют кровь другого человека — ты станешь совершать его грехи? Тогда что произойдет, если перелить кровь святого, праведного человека? Святость — тоже перейдет? Значит, чтобы человек стал святым ему достаточно перелить кровь святого? И не нужны ни подвиги, ни молитвы, ни пост? Тогда остается узнать, а сколько именно крови нужно перелить — литр? или достаточно нескольких капель? Ведь тогда можно было бы всем людям влить по миллиграмму крови — пусть не святого, но просто хорошего человека — и все стали бы хорошими и меньше грешили? Конечно, все это пустые домыслы. Ни грехи, ни добродетели с кровью перейти не могут — об этом не сказано ни в житиях святых, ни в высказываниях старцев XX столетия. И никто из известных мне православных священников не высказывался против переливания крови. Напротив, уже упоминавшийся главный духовник всей Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Павлов), геройски прошедший всю Великую Отечественную Войну (герой Советского Союза), говорит о том, что в годы войны переливание крови спасло жизнь тысяч людей и что это акт милосердия и проявления любви Божией к другому человеку. Другой старец XX столетия — архимандрит Тихон Агриков — в книге «Матерь Света» пишет о необходимости причащения, о том, что «мы умрем на веки вечные, если в нас не будет поступать Кровь Христова», а для образного пояснения этой мысли рассказывает историю о том, как отец спас жизнь сыну ценой собственной жизни, отдав ему свою кровь (Киев, 2006, глава «Раскаленные стрелы», с. 797).

Приведем еще одно высказывание отрока, которое также противоречит православной вере и смущает многих людей: отрок Вячеслав говорил, что бесы ненавидят мрамор, потому что он живой, у него есть пульс. Последователи учения об отроке привозят мраморные камушки с могилки отрока и раздают их людям якобы в целях исцеления и отгнания бесов. Но в житиях святых, творениях святых отцов мы не найдем ни одного свидетельства тому, что бесы боятся каких-либо материальных предметов. Что касается мрамора — известно, что из него нередко делались изображения самих бесов, языческих идолов. В житии святого Порфирия (его память празднуется 26 февраля по православному стилю) описывается такое происшествие: «Когда христиане приблизились к тому идолу (Венере), … то бес тотчас бежал, повергши идола на землю; а идол, пав на землю, сокрушился на многия части, ибо был мраморный, и убил двоих из неверных, которые стоя там смеялись, понося христианское богослужение». Вера в амулеты, силу камней (мрамора, рубина и любых других), деревьев, лягушачьих лапок и т. п. относится к колдовству. Брать мраморные камушки у последователей учения об отроке ни в коем случае нельзя! Вообще иметь в своем доме что-либо связанное с колдовским, бесовским учением — будь то книга или диск о нем, камушек с могилки и т.п. — значит, подвергать себя и своих близких большой опасности. Напомним в связи с этим житийную историю о том, как Матерь Божия отказалась войти в келью подвижника лишь потому, что в ней хранилась книга, содержащая сочинение еретика. Насколько же надо не любить Христа и Матерь Божию, чтобы не просто держать еретическую книгу в доме, но допускать изложенное в ней учение в свою душу?

В обличение Коньковым, утверждающим, что каждое слово в книге об отроке непреложная истина, расскажу еще одну историю. В книге содержится утверждение, что птиц убивать нельзя. На Кожозере водится множество птиц: лебедей, сов, глухарей, коршунов, ласточек, соек, трясогузок и др. Обитатели монастыря обычно относятся к пернатым насельникам с любовью и заботой, подкармливая их, ухаживая за раненными птицами. Когда семья Коньковых перебралась на Кожозеро, они заявили, что нужно убить скворцов и ласточек. Не знаю, предпринимали ли они что-либо для этого или нет, но после этого ласточки перестали селиться под крышей нашего келейного корпуса. И только в последний год они стали опять обживать это место.

Экстрасенсорные способности отрока

Несмотря на все предупреждения уважаемых православных архипастырей учение об отроке в настоящее время развивается и получает все новых и новых приверженцев. Выходят книги о нем («Ах, мама, маменька!..», «Бог говорит избранным своим…»), записано несколько дисков с рассказом об отроке, ему составлен акафист, по телевидению прошла не одна передача о Вячеславе (одна из них — с Андрем Малаховым).

Среди известных мне почитателей Славика немало людей, ведущих церковную жизнь, соблюдающих посты, читающих утренние и вечерние молитвы. Но, прочитав книгу, эти люди тем не менее говорят: «А в этой книге все нормально, в ней нет ничего плохого». Начинаешь спрашивать: «Ну а как же понять такие утверждения, что «нельзя переходить из веры в веру», описанные экстрасенсорные способы лечения — вытягивание болезни на расстоянии? Ведь это бесноватый отрок, ясно совершенно». Отвечают: «Нет, он святой!» Почему же люди читают книги об отроке, становятся сторонниками святости отрока, совершенно не замечая очевидно вражеских вещей? Почему православные принимают эту книгу? Потому что невнимательно молятся в храмах, не вникают в Богослужение, Евангелие, Апостол; неправильно исповедуются, превращая исповедь в болтовню, а не раскаяние в грехах; осуждают православную церквь и ее служителей, а сами при этом впадают в ересь. «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес.2:9–12).

Как доказательство святости отрока люди приводят свидетельства об исцелениях, происходящих на этой могилке, о невероятной благодати, присутствующей там. Но исцеление «исцелению» рознь. Мы знаем, что и в наше время люди обильно получают помощь от чудотворных икон, исцеляются по молитвам святых угодников Божиих, с верой обращаясь к ним за помощью. С другой стороны, современные газеты переполнены объявлениями о различных целителях, магах и иных «благодетелях». Известно также, что в ряде случаев происходят и «исцеления» от этих людей. Но любой православный человек знает, какова плата за эти «исцеления». Достаточно вспомнить, что происходило в нашей стране относительно недавно: в конце 1980‑х и 1990‑х гг. после десятилетий духовного вакуума в страну хлынул поток всякой оккультной грязи. По телевизору открыто стали вещать колдуны — Кашпировский, Чумак и др., которые «лечили» людей, «заряжали» воду. Смотрели все это люди неверующие, непричащающиеся, каких в те годы было подавляющее большинство. Многие говорили: «А на нас это никакого действия не оказывает». А этого не может быть! Даже если нет зримых изменений, происходит потеря воли, обезволивание. Люди теряли работу, сбережения, страну — распался Советский Союз, на глазах разваливалась армия, образование, медицина — но как загипнотизированные продолжали повторять: «А на нас это не действует». Люди стали открыто обращаться к демоническим силам, действующим через этих телеколдунов, расцвели пышным цветом различные экстрасенсорные, магические, колдовские школы. Объявления о колдовских услугах начали свободно печататься даже в светских изданиях, появилось множество одержимых, находящиеся в бесовской прелести людей разных возрастов, сгибающих взглядом ложки, поджигающих квартиры, видящих внутренние органы людей. Некоторые из них обладали даром провидения, могли передвигать взглядом предметы, общались с НЛО. Характерный рассказ об одном из таких людей помещен, например, в недавно вышедшей книге о. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» в главе «Отчитка». Среди таких явлений — чебаркульский отрок Вячеслав.

В учении об отроке открыто говорится о его экстрасенсорных способностях — о том, что он видел внутренние органы людей, умел читать мысли, мог «лечить». В книге подробно описан способ, которым отрок «лечил» людей: «Как он лечил? Славик стоял на расстоянии, а от моей головы как будто что-то отходило в виде тонких ниточек»; «Славочка лечил меня по пятницам три месяца: январь, февраль, март. Лечение продолжительным не было. Во время лечения я субъективно чувствовала, что очень нежно, почти незаметно, что-то тянулось из головы в виде пучка ниточек». Один знакомый мне монах рассказывал, что он раньше занимался экстрасенсорными способами лечения и что тянущиеся ниточки — это один из признаков именно такого способа действия.

Описанный метод «лечения» совершенно не сопоставим с даром исцеления, который получают святые люди, ведущие богоугодный образ жизни. Начнем с того, что у Славика «дар» лечения был как бы врожденным. В истории православной церкви ничего не известно о святых угодниках, родившихся с некиими способностями к исцелению, — этот дар они стяжали молитвенными подвигами, подвижнической жизнью по заповедям Божиим. Кроме того в православии вообще нет такого понятия, как «лечение» — святые не лечат, а исцеляют. При исцелении людей святые угодники Божии всегда подчеркивали, что исцеление — не их заслуга, что они исцеляют силою благодати Духа Святаго, в них обитавшего. Бесы тоже могут наделять человека определенными способностями, в том числе и способностью к «лечению» людей, чтению мыслей, предвидению будущего — только цена за такие дары очень велика: обычно изгнанный с помощью колдовства недуг возвращается к человеку или его близким, а его добровольное обращение за помощью к бесам, темным силам приводит к погибели души.

Авторы книги об отроке всеми силами стремятся убедить читателей, что способности отрока не имеют отношения к экстрасенсорике, и для подтверждения этого они обращаются в… колдовской центр обследования на экстрасенсорные способности! Если поступок мамы Славика можно объяснить тем, что она тогда была человеком нецерковным, неправославным, то совершенно непонятно, как это могли «пропустить» авторы книги — матушка Лидия (Емельянова) и ее супруг священник (!) Геннадий Емельянов, давший комментарии к книге. Более того: в рассказе о посещении колдовского центра приведен его точный адрес! С какой целью это могло быть сделано? Чтобы невоцерковленные, неразбирающиеся люди обратились туда и духовно повредились? Никакой православный человек не может этого допустить.

В книге говорится, что отрок не боялся колдунов и экстрасенсов: он «как-то спокойно реагировал на них, говорил, что у него другие враги». Кто же эти враги? — «Это масоны и последователи Мессинга». Т. е. враги Славика — черные маги. Возникает вопрос: а белые маги — не враги? К сожалению, мнение о том, что есть маги злые, а есть добрые — широко распространено даже среди людей, считающих себя верующими, православными. На это и рассчитывают авторы подобных книг и учений — они стремятся втянуть людей в т. н. «битвы экстрасенсов», белых и черных магов, внушив им мысль о том, что не все магические учения опасны. Любой православный человек должен четко понимать, что для православного христианина неприемлемы ни белые, не черные колдовские учения — все они одинаковы. Бывший председатель оккультных обществ дореволюционной России Дмитрий Лодыженский, принесший покаяние Православной церкви в своей деятельности, пишет, что когда люди, занимающиеся экстрасенсорикой в «добрых», как им кажется, целях, доходят до определенного уровня, им воочию являются нечистые силы и требуют расписки собственной кровью.

Какой вывод можно сделать, познакомившись с методами «лечения», которыми пользовался отрок? Эти методы не имеют ничего общего со случаями исцелений святыми угодниками Божиими, зато они целиком и полностью совпадают с экстрасенсорными (= колдовскими) методами лечения с помощью безконтактного массажа. Для невоцерковленного человека, читающего об отроке, опасность заключается в том, что нигде в книге (включая комментарии священника) не сказано, что православному человеку недопустимо пользоваться подобными методами, не указана их принадлежности к магии, колдовству. Для православного же христианина, знакомого с учением церкви, с житиями прославленных святых, после описания таких методов помощи людям становится совершенно ясно, что эти явления не от Бога.

Знакомство с книгой об отроке оставляет впечатление, что ее составляли подобные темные силы, принявшие вид ангелов света, затем чтобы втянуть православных людей в «битвы экстрасенсов», создать некое новое учение и, аще возможно, соблазнить и избранных, т. е. православных, которые не знают основ православной веры, ее догматики. И в этом нет ничего удивительного: как нас предупреждает в Евангелии апостол Павел, ангелы тьмы преобразуются в ангелов света, чтобы обмануть людей.

Почему люди, уверовавшие в святость отрока, отказываются задумываться о том, что будет с ними в дальнейшем, если они обращаются за помощью к сатанинскому явлению? Хотя многие из них получают предупреждение от Господа через священников, духовников и т. д. Так, Коньковым ложность учения об отроке семье Коньковых доказывали три священника — я и два иеромонаха, приехавшие как паломники в монастырь. Мы вместе пытались переубедить Коньковых, но их ответ был неизменным: «Мы ни от чего не откажемся». Еще раз я собрал Коньковых перед самым Причастием и сказал: «Я не могу вас причастить в таком состоянии: вы открыто исповедуете явную ересь. Этот отрок — непонятное явление, но я не заставляю вас отречься от него. Предлагаю вам поступить так. Придите на исповедь и покайтесь: — Господи, прости нас, если мы ошибаемся». Но Коньковы категорично заявили: «Нет, мы не можем ошибаться. Поэтому мы не будем в этом каяться. Причащайте нас». Я ответил: «Я не могу вас ни исповедовать, ни причащать, потому что вы не хотите отказываться от ереси. Если вы не раскаетесь, то вам надо покинуть монастырь». Они ответили, что останутся в монастыре. Дошло до того, что Коньковы назначили тяжбу со мной у епископа Архангельского и Холмогорского Тихона. На встрече владыка благословил их уехать из монастыря.

Другая возможная причина принятия учения об отроке большим количеством православных людей — использование в ней особых методов воздействия на сознание читателей кодирования.

Слава Богу, я родился в православной семье. Когда мне было лет восемнадцать, я начал интересоваться духовными вопросами и разные люди предлагали мне почитать книги других верований и учений. Я спросил об этих книгах у своего отца, священника. Он ответил: «Никогда не читай никаких даже сомнительных, тем более еретических книг. Даже не бери их в руки! Ты слаб и можешь повредиться через них». Ведь человек, читающий еретика, соединяется духом с тем, кто это пишет. Может впитать и отравиться духовным ядом, разлитым лукавым в этих учениях. Книги про Славика пропитаны всякой ересью, неправославным учением и оккультизмом, т. е. в простонародье — колдовством. Обращаюсь с предостережением к тем людям, в руки которых попадется эта книга или лжемолитвы к отроку: не читайте их, не берите в руки — от них идет темная недобрая обольщающая, обволакивающая сила.

Если что-то связанное с этим или любым другим сектантским учением попало к вам в руки — то изображения и книги нужно сжечь, камушки и т. п. — выкинуть. При возможности покаяться священнику на исповеди. К отроку Вячеславу не только нельзя обращаться за помощью, но даже за него молиться очень опасно. Известно, что молиться за колдунов, экстрасенсов и одержимых опасно, так как человек сам может впасть в такое же искушение, от чего да сохранит наш Иисус Христос, истинный Бог наш. Храни вас Господь! Аминь.

Настоятель Кожеезерского Богоявленского монастыря иеромонах Михей (Разиньков)

Комментировать