Почему экстрасенсорика – это плохо?

Почему экстрасенсорика – это плохо?

(2 голоса5.0 из 5)

Гре­шен – и я в свое вре­мя был экс­тра­сен­сом. Мно­гие в совре­мен­ном мире через это про­шли. Люди раз­ных “сосло­вий” – и про­сто­лю­ди­ны, и сред­ний класс, и интел­ли­ген­ция, и “новые рус­ские” – все ока­за­лись под­вер­же­ны этой зараз­ной болез­ни. Она сей­час очень лег­ко рас­про­стра­ня­ет­ся, посколь­ку чаще все­го пре­крас­но согла­су­ет­ся с потре­би­тель­ской идео­ло­ги­ей, так харак­тер­ной для наше­го праг­ма­тич­но­го мира. Но, несмот­ря на ее при­вле­ка­тель­ность, тем не менее, боль­шин­ство людей, зани­мав­ших­ся ею, остав­ля­ют это дело, а неко­то­рые обра­ща­ют­ся к рели­гии, часто – к православию.

К сожа­ле­нию, то, что при­хо­дит­ся на эту тему читать во мно­гих пра­во­слав­ных изда­ни­ях, име­ет какой-то непри­ят­ный “при­вкус” агрес­сии и фана­ти­че­ско­го озлоб­ле­ния. И полу­ча­ет­ся, что те, кто нико­гда с этим не име­ли дела, начи­на­ют кипеть гне­вом по отно­ше­нию к таким “кол­ду­нам” (что, надо ска­зать – не есть хоро­шо). Те же, кто рань­ше был, ска­жем, цели­те­лем, или до сих пор помо­га­ет дру­гим каки­ми-то сво­и­ми “скры­ты­ми воз­мож­но­стя­ми”, ниче­го полез­но­го из таких пуб­ли­ка­ций полу­чить не могут, посколь­ку кро­ме прак­ти­че­ски без­до­ка­за­тель­ных тези­сов типа: “Вы – слу­ги диа­во­ла и сила ваша от сата­ны” – ниче­го более тол­ко­во­го не видят. И они резон­но зада­ют вопрос: “Но поз­воль­те, я помо­гаю людям, я как могу изле­чи­ваю их от раз­ных болез­ней (и у меня на то, меж­ду про­чим, мно­же­ство меди­цин­ских под­твер­жде­ний), я помо­гаю им исправ­лять тяже­лые житей­ские ситу­а­ции (о чем могут рас­ска­зать мно­гие, у кото­рых нала­ди­лась жизнь), я не жалею ни вре­ме­ни ни сил, устаю без­мер­но, вече­ром про­сто падаю с ног, полу­чаю за это лишь то, что мне сами люди пода­дут (а вовсе не те мил­ли­о­ны, о кото­рых пишут в злоб­ных ста­тьях), молюсь перед ико­на­ми, чту Иису­са Хри­ста и всех свя­тых. И, меж­ду про­чим, люб­лю всех вас, даже тех, кто на меня воз­во­дит такую напрас­ли­ну. Так неуже­ли же все это может быть от сата­ны?!” И вот посмот­ришь на этих доб­рых и, в общем-то, вро­де ниче­го пло­хо­го не име­ю­щих в виду людей и сам поду­ма­ешь: “А и прав­да, что же во всем этом плохого?”

Вы зна­е­те, я сам чув­ство­вал себя очень неуют­но, когда как-то дав­но (когда еще сам зани­мал­ся цели­тель­ством) в теле­ви­зи­он­ном эфи­ре наблю­дал доволь­но печаль­ную кар­ти­ну мно­го­сто­рон­них деба­тов по пово­ду экс­тра­сен­со­ри­ки, в кото­рых участ­во­ва­ли кро­ме самих экс­тра­сен­сов еще пред­ста­ви­те­ли пра­во­слав­ной церк­ви, меди­ки, пси­хо­ло­ги, педа­го­ги и мно­же­ство дру­го­го наро­ду. Так вот, экс­тра­сен­сы вели себя кор­рект­но, доста­точ­но спо­кой­но и, что глав­ное – очень ува­жи­тель­но по отно­ше­нию ко всем, тогда как на пра­во­слав­ную ауди­то­рию (а это были свя­щен­ни­ки) смот­реть было очень печаль­но, посколь­ку реак­ция ее на про­ис­хо­дя­щее была про­сто агрес­сив­ной и более все­го похо­ди­ла на баналь­ный созна­тель­но не моти­ви­ро­ван­ный фана­тизм. Обра­ти­те вни­ма­ние, я здесь рас­смат­ри­ваю лишь фор­му дис­кус­сии, а не на суть обсуж­дав­ших­ся про­блем, но спра­вед­ли­во­сти ради надо ска­зать, что в сво­ей аргу­мен­та­ции экс­тра­сен­сы тоже были вполне “на уровне”. И это, в сум­ме с их ува­жи­тель­ным и спо­кой­ным пове­де­ни­ем, остав­ля­ло о них очень поло­жи­тель­ное впе­чат­ле­ние. Так вот, если прав­да у пра­во­слав­ной церк­ви (а в этом я ни на секун­ду не сомне­ва­юсь), то давай­те научим­ся о ней в спо­кой­ном, ува­жи­тель­ном тоне и с долж­ной аргу­мен­та­ци­ей гово­рить. А то вме­сто дис­кус­сии в поис­ках исти­ны полу­ча­ет­ся про­сто “базар”: вра­чи, напри­мер, начи­на­ют обви­нять цели­те­лей в том, что люди после их вме­ша­тель­ства про­сто поги­ба­ют, а цели­те­ли резон­но воз­ра­жа­ют, что к ним-то боль­ные при­хо­дят имен­но пото­му, что их вра­чи бук­валь­но иска­ле­чи­ли. И ведь отча­сти пра­вы и те и дру­гие! При этом совер­шен­но не важ­но – есть ли у одной или дру­гой сто­ро­ны дипло­мы меди­ка, или нет; и там и там быва­ют слу­чаи изле­че­ния, но так­же в обо­их слу­ча­ях про­ис­хо­дят “про­ма­хи” (и никто не может дока­зать – где чаще), встре­ча­ет­ся шар­ла­тан­ство и мздо­им­ство, и, к вели­ко­му сожа­ле­нию, пол­ное бес­сер­де­чие. Точ­но так же и в спо­ре со свя­щен­ни­ка­ми: выдви­гать вза­им­ные обви­не­ния – дело бес­пер­спек­тив­ное; надо научит­ся отста­и­вать свою точ­ку зре­ния, убеж­дать оппо­нен­та в сво­ей право­те, но непре­мен­но с ува­же­ни­ем к нему (и это осо­бен­но важ­но для пра­во­слав­но­го человека!).

По все­му поэто­му я буду гово­рить не о созна­тель­ной злой воле цели­те­лей и про­чих экс­тра­сен­сов (на самом деле она очень мало у кого есть), а об их ошиб­ках, о заблуж­де­ни­ях, в кото­рые они по тем или иным при­чи­нам впадают.

Эта про­бле­ма име­ет на самом деле очень мно­го аспек­тов, но оста­нов­люсь я лишь на неко­то­рых из них. Итак, чело­ве­ку пыта­ют­ся помо­гать очень мно­гие: вра­чи и пси­хо­ло­ги, пси­хо-ана­ли­ти­ки и цели­те­ли, экс­тра­сен­сы самых раз­ных направ­ле­ний и вос­пи­та­те­ли, свя­щен­ни­ки… Но кто в какой обла­сти помо­га­ет? Кто от чего избав­ля­ет? Кто от чего спа­са­ет? В чем нуж­но и мож­но помо­гать чело­ве­ку? Кто что лечит?… Мно­же­ство вопро­сов, не прав­да ли? Но на самом деле все они по сути очень близ­ки и для того, что­бы обра­тить­ся к обсуж­де­нию экс­тра­сен­со­ри­ки, необ­хо­ди­мо на них хотя бы в общих чер­тах ответить.

* * *

У чело­ве­ка мно­го про­блем, мно­го непри­ят­но­стей, бед, болез­ней и про­чих неуря­диц. Это – без­услов­ное утвер­жде­ние, за кото­рым сле­ду­ет один из двух вопро­сов, отра­жа­ю­щих два очень раз­ных вари­ан­та вос­при­я­тия мира. Вопрос пер­вый: отку­да эти непри­ят­но­сти и что надо сде­лать, что­бы от них изба­вить­ся? Вопрос вто­рой: как пра­виль­но отно­сить­ся к этим непри­ят­но­стям, какой урок из них долж­но извлечь, что и как нуж­но в себе изме­нить, что­бы непри­ят­но­сти по воз­мож­но­сти ослаб­ли, а на душе ста­ло спокойнее?

Для того, что­бы оце­нить раз­ни­цу в этих под­хо­дах, попро­бу­ем загля­нуть в Биб­лию. Пра­ро­ди­те­ли наши, про­явив свое­во­лие и гор­ды­ню, ослу­ша­лись Бога и совер­ши­ли гре­хо­па­де­ние. Это при­ве­ло к серьез­ней­ше­му повре­жде­нию их душ и душ всех людей, что жили сра­зу после них, живут сей­час и будут жить на зем­ле вплоть до страш­но­го суда. Вспом­ни­те, что ска­зал Гос­подь Ада­му и Еве после их паде­ния: «Жене ска­зал: умно­жая умно­жу скорбь твою в бере­мен­но­сти тво­ей; в болез­ни будешь рож­дать детей; и к мужу тво­е­му вле­че­ние твое, и он будет гос­под­ство­вать над тобою. Ада­му же ска­зал: за то, что ты послу­шал голо­са жены тво­ей и ел от дере­ва, о кото­ром Я запо­ве­дал тебе, ска­зав: не ешь от него, про­кля­та зем­ля за тебя; со скор­бью будешь питать­ся от нее во все дни жиз­ни тво­ей; тер­ния и вол­ч­цы про­из­рас­тит она тебе; и будешь питать­ся поле­вою тра­вою; в поте лица тво­е­го будешь есть хлеб, доко­ле не воз­вра­тишь­ся в зем­лю, из кото­рой ты взят, ибо прах ты и в прах воз­вра­тишь­ся» (Быт.3:16–19). С тех пор чело­век, про­яв­ляя повре­жден­ность сво­ей души, непре­стан­но гре­шит перед Богом и за это он тоже рас­пла­чи­ва­ет­ся все­воз­мож­ны­ми беда­ми, болез­ня­ми и пр. Истин­ная духов­ная радость появ­ля­ет­ся у чело­ве­ка толь­ко тогда, когда Гос­подь, вопло­тив­шись и постра­дав во имя люб­ви к людям, иску­пил их гре­хи и пока­зал им путь к очи­ще­нию и спа­се­нию. А печаль­ное состо­я­ние чело­ве­че­ских душ при трез­вом рас­смот­ре­нии совер­шен­но оче­вид­но; для того, что­бы это понять, даже не обя­за­тель­но верить во Хри­ста; это – абсо­лют­но объ­ек­тив­ный, вне­ре­ли­ги­оз­ный, непре­лож­ный факт; надо про­сто огля­нуть­ся вокруг и посмот­реть – как, в какой гря­зи и зло­бе мы живем. Но есть вели­кое и страш­ное сло­во – ответ­ствен­ность. Ответ­ствен­ность перед людь­ми и пред Богом. Хотим мы это­го или нет, но за свои про­ступ­ки непре­мен­но при­хо­дит­ся пла­тить. Есть и дру­гие при­чи­ны, по кото­рым Гос­подь попус­ка­ет на чело­ве­ка вся­ко­го рода непри­ят­но­сти, но в любом слу­чае дела­ет­ся это для того, что­бы они, эти беды, ста­ли инстру­мен­том вра­зум­ле­ния (а не воз­мез­дия), спо­со­бом его духов­но­го исце­ле­ния. Обра­тим­ся по это­му пово­ду к неко­то­рым местам Биб­лии: «Нака­за­ния Гос­под­ня, сын мой, не отвер­гай, и не тяго­тись обли­че­ни­ем Его; ибо кого любит Гос­подь, того нака­зы­ва­ет и бла­го­во­лит к тому, как отец к сыну сво­е­му» (Прит.3:11–12); «Раны от побо­ев — вра­чев­ство про­тив зла» (Прит.20:30); «Быва­ет уни­же­ние для сла­вы, а иной от уни­же­ния под­ни­ма­ет голо­ву» (Сир.20:11); «все, жела­ю­щие жить бла­го­че­сти­во во Хри­сте Иису­се, будут гони­мы» (2 Тим.3:12); «сын мой! не пре­не­бре­гай нака­за­ния Гос­под­ня, и не уны­вай, когда Он обли­ча­ет тебя. Ибо Гос­подь, кого любит, того нака­зы­ва­ет; бьет же вся­ко­го сына, кото­ро­го при­ни­ма­ет. Если вы тер­пи­те нака­за­ние, то Бог посту­па­ет с вами, как с сына­ми. Ибо есть ли какой сын, кото­ро­го бы не нака­зы­вал отец? Если же оста­е­тесь без нака­за­ния, кото­рое всем обще, то вы неза­кон­ные дети, а не сыны. При­том, если мы, будучи нака­зы­ва­е­мы плот­ски­ми роди­те­ля­ми наши­ми, боя­лись их, то не гораз­до ли более долж­ны поко­рить­ся Отцу духов, что­бы жить? Те нака­зы­ва­ли нас по сво­е­му про­из­во­лу для немно­гих дней; а Сей — для поль­зы, что­бы нам иметь уча­стие в свя­то­сти Его. Вся­кое нака­за­ние в насто­я­щее вре­мя кажет­ся не радо­стью, а печа­лью; но после научен­ным через него достав­ля­ет мир­ный плод пра­вед­но­сти» (Евр.12:5–11); «Кого Я люб­лю, тех обли­чаю и нака­зы­ваю» (Откр.3:19); «мно­ги­ми скор­бя­ми над­ле­жит нам вой­ти в Цар­ствие Божие» (Деян.14:22); и.т.д.

Итак, обра­тим­ся к пер­во­му вопро­су, отра­жа­ю­ще­му опре­де­лен­ный взгляд на про­бле­му отно­ше­ния к непри­ят­но­стям: отку­да у нас непри­ят­но­сти и что надо сде­лать, что­бы от них изба­вить­ся? Что же он под­ра­зу­ме­ва­ет? Под­ход такой: непри­ят­но­сти любо­го рода – это все­гда и без­услов­но то, чего в жиз­ни чело­ве­ка не долж­но быть, посколь­ку чело­век рож­ден на зем­ле для сча­стья. Так счи­та­ет огром­ное коли­че­ство людей, это­му учит окру­жа­ю­щий нас праг­ма­тич­ный циви­ли­зо­ван­ный мир, так вос­пи­ты­ва­ют наших детей, начи­ная с само­го ран­не­го воз­рас­та, и взрос­лых людей, кото­рые пре­тен­ду­ют назы­вать­ся совре­мен­ны­ми и хотят быть «успеш­ны­ми». Таким обра­зом, от непри­ят­но­стей чело­век дол­жен избав­лять­ся. Отку­да они берут­ся? От пло­хих окру­жа­ю­щих людей, от неудач­но скла­ды­ва­ю­щих­ся обсто­я­тельств и от сво­ей сла­бо­сти. Зна­чит, любы­ми спо­со­ба­ми (пси­хо­ло­ги­че­ски­ми, экс­тра­сен­сор­ны­ми, маги­че­ски­ми, и т.п.) защи­щая себя от пло­хих людей, ста­но­вясь силь­ны­ми (т.е. спо­соб­ным власт­во­вать над окру­жа­ю­щи­ми и менять соче­та­ние обсто­я­тельств), а так­же раз­ны­ми тех­но­ло­ги­че­ски­ми при­е­ма­ми кор­рек­ти­руя струк­ту­ру сво­е­го неве­ще­ствен­но­го духов­но­го тела, мож­но (и нуж­но!) изме­нить и свою судь­бу в луч­шую, про­гно­зи­ру­е­мую, ожи­да­е­мую сто­ро­ну. Дру­ги­ми сло­ва­ми: успеш­ность кор­рек­ти­ров­ки судь­бы – вопрос пра­виль­но­сти и «мощ­но­сти» избран­ной технологии.

Но, доро­гие мои, раз­ве мы име­ем пра­во утвер­ждать, что чело­век рож­ден на зем­ле исклю­чи­тель­но для сча­стья, т.е. что он, пол­ный поро­ков и стра­стей, про­сто обя­зан быть счаст­лив? Посмот­ри­те какой полу­ча­ет­ся пара­докс: «Сей­час мне пло­хо, но это не пото­му что я пло­хой, а пото­му что так неудач­но скла­ды­ва­ют­ся обсто­я­тель­ства, а я недо­ста­точ­но силен, что­бы их изме­нить. Хочу оста­вать­ся пороч­ным, но жить при этом счаст­ли­во!» Увы, так не быва­ет! Но если мы дей­стви­тель­но так счи­та­ем, то от чего же мы тогда хотим избав­лять­ся? От ответ­ствен­но­сти, от рас­пла­ты за совер­шен­ные небла­го­вид­ные дей­ствия, от Божи­его вра­зум­ле­ния и Его попы­ток напра­вить нас на осмыс­ле­ние пла­чев­но­го состо­я­ния сво­ей души и помочь нам ее исце­лить! Дру­ги­ми сло­ва­ми, на самом деле мы хотим (и ино­гда можем) таки­ми “упро­щен­ны­ми”, “сило­вы­ми” спо­со­ба­ми кое-что в сво­ей судь­бе скор­рек­ти­ро­вать, но тогда в дру­гом ее месте непре­мен­но появит­ся нечто подоб­ное или, воз­мож­но, еще более тяже­лое чем то, от чего мы смог­ли избавиться.

Теперь рас­смот­рим вто­рой вопрос: как пра­виль­но отно­сить­ся к сво­им непри­ят­но­стям, какой урок долж­но из них извлечь, что и как нуж­но в себе изме­нить, что­бы непри­ят­но­сти по воз­мож­но­сти ослаб­ли, а на душе ста­ло спо­кой­нее? В этом слу­чае пони­ма­ние истин­но­го поло­же­ния дел ока­зы­ва­ет­ся вполне соглас­ным с Биб­лей­ским под­хо­дом. Непри­ят­но­сти надо сми­рен­но при­нять, осо­знать небла­го­вид­ность сво­их поступ­ков и сво­ей реак­ции на про­ис­хо­дя­щие собы­тия, попы­тать­ся уви­деть за сво­ей неудо­вле­тво­рен­но­стью, болью и оби­дой бла­гую Божию волю, избав­ля­ю­щую от каких-то, воз­мож­но, еще более круп­ных непри­ят­но­стей, вос­пи­ты­ва­ю­щую, нази­да­ю­щую, направ­ля­ю­щую, а для души – все­гда бла­го­твор­ную и целя­щую. В резуль­та­те же все­го это­го – надо глу­бо­ко и искренне рас­ка­ять­ся в соде­ян­ном. Жиз­нен­ный опыт, прак­ти­ка пока­зы­ва­ют, что ника­кие тех­но­ло­гии, ника­кие спо­со­бы, кро­ме истин­но­го пока­я­ния, не спо­соб­ны очи­стить душу от пороч­ной сквер­ны, не могут при­вне­сти в нее дей­стви­тель­но живо­тво­ря­щее, Боже­ствен­ное, духов­ное нача­ло. И если при этом чело­век идет по ука­зан­но­му Богом пути спа­се­ния: вли­ва­ет­ся в еди­ную Хри­сто­ву цер­ковь, испо­ве­ду­ет­ся и при­ча­ща­ет­ся, постит­ся и т.п., то и сам он с Божи­ей помо­щью посте­пен­но лечит душу и судь­ба его меня­ет­ся (но толь­ко не в соот­вет­ствии с его соб­ствен­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми о том, какой она долж­на быть, а так, как будет на то воля Гос­под­ня). И это все­гда – во бла­го. То есть, в этом слу­чае чело­век вовсе не сидит, сло­жа руки, он дей­ству­ет, но его дей­ствия направ­ле­ны на исце­ле­ние сво­ей души, а так­же и на изме­не­ние житей­ских ситу­а­ций. Но руко­во­дит им при этом не оби­да и един­ствен­ное жела­ние – изба­вить­ся от непри­ят­но­стей, а стрем­ле­ние исце­лить свою душу, не гре­шить и жить соглас­но с Божи­и­ми запо­ве­дя­ми, в мире со сво­ей совестью.

Таким обра­зом, если чело­век счи­та­ет себя впра­ве вме­ши­вать­ся в свою судь­бу и пытать­ся изме­нять ее в соот­вет­ствии со сво­и­ми пред­став­ле­ни­я­ми и при­хо­тя­ми, он ста­нет одно­знач­но бороть­ся с беда­ми и болез­ня­ми, со всем, что меша­ет дости­же­нию постав­лен­ной им перед самим собой зада­чи. Тогда он, ско­рее все­го, пой­дет не в цер­ковь, а к экс­тра­сен­су, цели­те­лю, гадал­ке, аст­ро­ло­гу, ака­де­ми­ку оккульт­ных наук и т.п. Ну что ж: воль­но­му – воля. Гос­подь попы­тал­ся бы при нашем доб­ро­воль­ном согла­сии исце­лить душу, хотя воис­ти­ну полез­ное «лекар­ство» при этом ско­рее все­го ока­за­лось бы доста­точ­но «горь­ким» (непри­ят­но­сти, невзго­ды, болез­ни…). Ну а если ты это­го не при­ни­ма­ешь, то – изви­ни, что полу­чит­ся – «рас­хле­бы­вай» сам. Но ты дол­жен тогда ясно пони­мать, что дей­стви­тель­ных резуль­та­тов тво­е­го актив­но­го вме­ша­тель­ства в свою судь­бу не зна­ет никто, кро­ме Гос­по­да Бога! Даже самый вели­кий ака­де­мик всех мыс­ли­мых и немыс­ли­мых оккульт­ных ака­де­мий, даже потом­ствен­ный кол­дун в деся­том поко­ле­нии, даже очень-очень «белый маг» и т.п. не смо­гут пред­ска­зать то, что про­изой­дет в резуль­та­те их дей­ствий даль­ше, чем на «пол­ша­га». Хотя воз­мож­но, они это­го и не осо­зна­ют, или не хотят осо­зна­вать. Не зна­ет того, что про­изой­дет в резуль­та­те сво­ей молит­вы, и свя­щен­ник в церк­ви. Но свя­щен­ник по Божи­е­му бла­го­сло­ве­нию (полу­чен­но­му им в таин­стве руко­по­ло­же­ния) обра­ща­ет­ся в молит­ве к Само­му Богу или к свя­тым, Богом же про­слав­лен­ным; и он упо­ва­ет в каче­стве резуль­та­та не на то, что сам хотел бы видеть, а на Боже­ствен­ный Про­мы­сел, кото­рый может ока­зать­ся совсем не таким, как мож­но было бы пред­по­ла­гать. Вспом­ни­те даже молит­ву Само­го Иису­са Хри­ста, быв­ше­го в теле чело­ве­че­ском в Геф­си­ман­ском саду в ночь перед Сво­им аре­стом: «Отче Мой! если воз­мож­но, да мину­ет Меня чаша сия; впро­чем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

При вме­ша­тель­стве же кол­ду­нов, экс­тра­сен­сов и пр. на пер­вом эта­пе может полу­чить­ся изна­чаль­но запла­ни­ро­ван­ный резуль­тат, напри­мер, исце­ле­ние от вне­зап­ной болез­ни, но после это­го, напри­мер, неожи­дан­но выяс­нит­ся, что болезнь на самом деле долж­на была предо­хра­нить чело­ве­ка от совер­ше­ния какой-то очень серьез­ной ошиб­ки, кото­рая повле­чет за собой по-насто­я­ще­му страш­ные послед­ствия. Вот выдерж­ка из жиз­не­опи­са­ния свя­то­го Пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма Хутын­ско­го, нов­го­род­ско­го чудо­твор­ца и про­зор­лив­ца: «Одна­жды, отпра­вив­шись к Архи­епи­ско­пу в Нов­го­род, Св.Варлаам уви­дел на мосту через Вол­хов боль­шую тол­пу наро­да и пала­ча, кото­рый гото­вил­ся сбро­сить в реку осуж­ден­на­го пре­ступ­ни­ка. (Обык­но­вен­ная смерт­ная казнь в Нов­го­ро­де в древ­нее вре­мя). Пре­по­доб­ный, взгля­нул на осуж­ден­на­го, сжа­лил­ся над ним и, оста­но­вив пала­ча от испол­не­ния каз­ни, про­сил народ отдать ему осуж­ден­на­го, ска­зав: “он загла­дит вины свои в Хутыне”. Все тот­час же еди­но­душ­но закри­ча­ли: “отдай­те, отдай­те осуж­ден­на­го Пре­по­доб­но­му отцу наше­му Вар­ла­а­му”. Осво­бо­див осуж­ден­на­го от уз, Св. Вар­ла­ам послал его в свою оби­тель. Чрез несколь­ко вре­ме­ни спа­сен­ный от каз­ни при­нял ино­че­ство и, пожив бла­го­че­сти­во в оби­те­ли, скон­чал­ся. Но в дру­гом подоб­ном же слу­чае, Св. Вар­ла­ам посту­пил совер­шен­но про­ти­во­по­лож­но. При­шлось ему опять про­ез­жать мост, когда гото­ви­лись сбро­сить осуж­ден­на­го. Род­ствен­ни­ки и мно­гие из наро­да, уви­дев Пре­по­доб­на­го, умо­ля­ли его спа­сти осуж­ден­на­го, но он, не обра­щая вни­ма­ния на все прось­бы, велел воз­ни­це сво­е­му ско­рее ехать, и казнь совер­ши­лась. Такой посту­пок Свя­та­го изу­мил народ.

— “Что это зна­чит?” гово­ри­ли все меж­ду собою: “одно­го Пре­по­доб­ный спас от каз­ни, хотя его и не про­си­ли об этом; а дру­го­го не захо­тел спа­сти, несмот­ря на все моль­бы”. Уче­ни­ки Св. Вар­ла­а­ма, по воз­вра­ще­нии в оби­тель, про­си­ли его объ­яс­нить этот посту­пок. “Судь­бы Гос­под­ни, отве­чал Пре­по­доб­ный, без­дна мно­га. Гос­подь всем хочет спа­се­ния и не хочет смер­ти греш­ни­ка. Пер­вый был суж­ден спра­вед­ли­во; но после осуж­де­ния сознал свои гре­хи и Гос­подь изба­вил его от смер­ти, чрез мое недо­сто­ин­ство, что­бы дать ему вре­мя рас­ка­ять­ся и загла­дить свои гре­хи, что он и испол­нил в оби­те­ли. Вто­рой же был осуж­ден; но Гос­подь попу­стил ему уме­реть, что­бы впо­след­ствии он не сде­лал­ся дур­ным чело­ве­ком; теперь же, уме­рев невин­но, он полу­чил от Гос­по­да венец муче­ни­че­ский. Тако­ва тай­на судеб Божи­их. «Кто бо ум Гос­по­день или кто совет­ник ему бысть (Рим.2:33–34)»» .

Вот теперь и думай: если экс­тра­сенс сво­и­ми «тех­но­ло­ги­че­ски­ми» мето­да­ми исце­лил чело­ве­ка от болез­ни: помог он ему – или нет? Ведь нега­тив­ные послед­ствия тако­го вме­ша­тель­ства в судь­бу могут про­явить­ся и очень неско­ро. Тогда чело­век даже и не пой­мет, что сва­лив­ши­е­ся на него непри­ят­но­сти – не слу­чай­ность, а зако­но­мер­ный резуль­тат дав­ней ошиб­ки. Но об этом необ­хо­ди­мо знать и все­гда пом­нить, если воз­ни­ка­ет иску­ше­ние пред­при­нять тако­го рода действие.

* * *

Мно­гие экс­тра­сен­сы и цели­те­ли обра­ща­ют­ся в сво­ей дея­тель­но­сти к Богу, к рели­гии, к Пра­во­сла­вию. Обра­ща­ют­ся искренне, счи­тая свои заня­тия вполне допу­сти­мы­ми, посколь­ку дви­жет ими лишь жела­ние помочь людям, изба­вить их от бед, несча­стий и болез­ней. Они молят­ся, почи­та­ют ико­ны, свя­тых, зача­стую ходят в цер­ковь и посе­ща­ют бого­слу­же­ния, внешне совер­ша­ют почти все, что поло­же­но «нор­маль­но­му» пра­во­слав­но­му чело­ве­ку. Толь­ко вот не испо­ве­да­ют­ся и не при­ча­ща­ют­ся, посколь­ку ни один свя­щен­ник их до этих таинств не допу­стит, пока они не отре­кут­ся от сво­ей дея­тель­но­сти. И здесь важ­но учи­ты­вать два серьез­ных обсто­я­тель­ства. С одной сто­ро­ны, настрой на помощь дру­гим у подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства таких людей совер­шен­но искрен­ний. Но, с дру­гой – у мно­гих из них при­сут­ству­ет огром­ное заблуж­де­ние, что хоть они и не совер­ша­ют все по при­ня­то­му цер­ков­но­му чину, но дей­ствия их одоб­ре­ны Богом и совер­ша­ют­ся через них Самим Гос­по­дом. Но так ли это? Вопрос очень важ­ный, давай­те попро­бу­ем в этом разобраться.

Свя­щен­ни­кам Сам Гос­подь через таин­ство свя­щен­ства даро­вал пра­во, дове­рил пред­сто­ять пред Ним, взы­вать к Нему от лица паст­вы. Из это­го про­ис­те­ка­ют два важ­ных след­ствия. Пер­вое заклю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем: для того, что­бы греш­ный, страст­ный и пороч­ный чело­век (и свя­щен­ник тоже) мог обра­щать­ся к Богу без опас­но­сти совер­шать ошиб­ки и впасть в соблазн и иску­ше­ния, попасть­ся “на крю­чок” к тем­ным силам, коих вокруг чело­ве­ка в неве­ще­ствен­ном мире кру­тит­ся вели­кое мно­же­ство, дабы все­го это­го избе­жать, Гос­подь и создал Свою свя­тую Цер­ковь. Это, навер­ное, одна (не един­ствен­ная, конеч­но) из ее важ­ных функ­ций. Имен­но она, наша Цер­ковь, надеж­но защи­ща­ет пре­бы­ва­ю­щих в ней веру­ю­щих, хотя и греш­ных, людей (и свя­щен­ни­ков тоже) от ненад­ле­жа­щих бого­про­тив­ных кон­так­тов. Испо­ведь и при­ча­стие при этом – важ­ней­шие таин­ства, опре­де­ля­ю­щие нахож­де­ние чело­ве­ка в церк­ви; без них никто не может быть частью церк­ви, не может счи­тать­ся цер­ков­ным чело­ве­ком. У экс­тра­сен­са же такой защи­ты нет! Если даже он обра­ща­ет­ся к Само­му Богу, но сам от себя (а не из состо­я­ния цер­ков­но­го чело­ве­ка), то это вовсе не зна­чит, что имен­но Он, Гос­подь, будет ему помо­гать. “На свя­зи” может ока­зать­ся кто угод­но, а он, экс­тра­сенс, не будет даже иметь воз­мож­но­сти это­го рас­по­знать. Дру­ги­ми сло­ва­ми, беда в том, что путь этот Богом не благословлен!

Вто­рое след­ствие заклю­ча­ет­ся в том, что свя­щен­ник, взы­вая по Гос­под­не­му поз­во­ле­нию и бла­го­сло­ве­нию к Богу с молит­вой о помо­щи дру­гим и себе, при­зы­ва­ет совер­шить долж­ное Само­го Бога, посколь­ку имен­но и толь­ко Он Один может допод­лин­но знать, что и в какой сте­пе­ни нуж­но и воз­мож­но сде­лать, дабы от это­го дей­ствия была преж­де все­го духов­ная поль­за. Сам свя­щен­ник в дан­ном вари­ан­те выпол­ня­ет лишь роль «гла­ша­тая» и сви­де­те­ля. Экс­тра­сенс же, даже про­ся любые «выс­шие» силы о помо­щи (выс­шие в кавыч­ках посколь­ку сам он не может ника­ким спо­со­бом узнать, кого он на самом деле «вызвал»), под­ра­зу­ме­ва­ет, что он сам сво­и­ми энер­ги­я­ми, сво­ей «струк­ту­рой», сво­и­ми сила­ми, сво­ей волей участ­ву­ет в этом про­цес­се, рабо­та этих «выс­ших» сил долж­на как бы пере­да­вать­ся в мате­ри­аль­ный мир, про­хо­дить через него как через некий рабо­чий инстру­мент. Вот здесь-то и кро­ет­ся «под­вох»: даже если пред­по­ло­жить, что экс­тра­сенс име­ет пря­мую связь с Самим Богом или с неко­то­рым свя­тым (что само по себе в выс­шей сте­пе­ни сомни­тель­но), то их дей­стви­тель­но выс­шая, чистая воля будет про­хо­дить через его без­услов­но греш­ную, пол­ную поро­ков и стра­стей душу как сол­неч­ный свет через гряз­ное, име­ю­щее внут­рен­ние изъ­я­ны стекло.

А ней­траль­ных стра­стей и поро­ков не быва­ет, они все­гда и одно­знач­но при­но­сят чело­ве­ку гигант­ский духов­ный вред. При этом, гор­ды­ня, тще­сла­вие и често­лю­бие – пер­вые и глав­ные, на кото­рых осно­вы­ва­ют­ся и все осталь­ные поро­ки и стра­сти. Экс­тра­сен­со­ри­ка же вся зиждет­ся на гор­дыне и тще­сла­вии. Во-пер­вых, пото­му, что экс­тра­сенс сам таков, что более или менее успеш­но поль­зу­ет­ся неки­ми сила­ми для совер­ше­ния опре­де­лен­ных дей­ствий над чело­ве­ком. Это – само по себе уже без­услов­ный и очень мощ­ный сти­мул для раз­ви­тия гор­ды­ни и тще­сла­вия. Обра­ти­те вни­ма­ние – в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве объ­яв­ле­ний об экс­тра­сен­сор­ной и дру­гой подоб­но­го рода помо­щи напи­са­ны фра­зы типа: «Я Вас исце­лю…», «Я помо­гу…», «Я спа­су…» и т.п. Все это сде­лаю Я, а не кто-то дру­гой, а зна­чит это Я такой умный, зна­ю­щий, чистый, свет­лый, доб­ро­де­тель­ный, уме­лый, про­фес­си­о­наль­ный, посвя­щен­ный в тай­ны и т.д. и т.п. И есть огром­ная раз­ни­ца меж­ду дву­мя ситу­а­ци­я­ми, когда в одном слу­чае чело­век гово­рит, что он – опыт­ный токарь или врач, а в дру­гом, что он – спа­си­тель, изба­ви­тель и т.п. К сожа­ле­нию, сте­пень без­мер­ной гор­ды­ни во вто­ром слу­чае оче­вид­на и может вызвать толь­ко печаль. Во-вто­рых, раз эти поро­ки в нем раз­ви­ты, то и все, что он дела­ет в духов­ной сфе­ре, одно­знач­но несет на себе эту пагуб­ную печать и отра­жа­ет­ся как на том, с кем он в неве­ще­ствен­ном мире име­ет кон­такт, так и на том, что полу­ча­ет­ся в резуль­та­те его вме­ша­тель­ства. Зна­чит, посколь­ку «рабо­чий посыл» про­хо­дит через пороч­ные духов­ные струк­ту­ры экс­тра­сен­са, то «на выхо­де» без вся­ко­го сомне­ния непре­мен­но полу­чит­ся изме­нен­ное, иска­жен­ное, испор­чен­ное, име­ю­щее очень мало обще­го с пер­во­на­чаль­ным посы­лом, дей­ствие, отра­жа­ю­щее в боль­шей сте­пе­ни пороч­ность «про­вод­ни­ка», чем пра­вед­ность пер­во­ис­точ­ни­ка. Вот в чем истин­ная беда экс­тра­сен­со­ри­ки! Думаю, что в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни поэто­му Гос­подь, в первую оче­редь забо­тя­щий­ся о нашем духов­ном здра­вии, не бла­го­слов­ля­ет сие направление.

* * *

Обра­ща­ясь за духов­ной помо­щью, чело­век откры­ва­ет душу тому, к кому обра­ща­ет­ся. Таким обра­зом, если он сам, будучи цер­ков­ным, молит­ся Богу или свя­тым, то они в его душу и вхо­дят. То же, толь­ко в более пол­ной сте­пе­ни, про­ис­хо­дит, когда за чело­ве­ка молит­ся свя­щен­ник, посколь­ку Гос­подь дове­рил ему в осо­бой свя­щен­ни­че­ской молит­ве, в спе­ци­аль­ном бого­слу­жеб­ном чине взы­вать к Себе и совер­шать опре­де­лен­ные таин­ства. Еще раз обра­ти­те вни­ма­ние: в этом слу­чае в душу чело­ве­ка вхо­дит не греш­ный свя­щен­ник, а Сам Гос­подь и Его свя­тые. Если же чело­век обра­ща­ет­ся за помо­щью к экс­тра­сен­су, то в душу его вхо­дит живой, греш­ный, пороч­ный и страст­ный чело­век, хотя и искренне жела­ю­щий ему помочь. И это само по себе не несет чело­ве­ку ниче­го хоро­ше­го, посколь­ку у него и так хва­та­ет соб­ствен­ных поро­ков, а тут еще и чужие…

* * *

Поняв все это, мы с оче­вид­но­стью долж­ны при­знать, что на самом деле силы, кото­ры­ми дей­ству­ет экс­тра­сенс и цели­тель, дале­ко не Боже­ствен­но­го каче­ства… А зна­чит и резуль­тат такой рабо­ты не может ока­зать­ся удо­вле­тво­ри­тель­ным. Оче­вид­ны и заблуж­де­ния неко­то­рых из них, что сво­им вме­ша­тель­ством они могут очи­стить душу чело­ве­ка и «под­нять» его на боль­шую духов­ную «высо­ту». Абсо­лют­ная уто­пия – поль­зу­ясь душев­ны­ми, чув­ствен­ны­ми энер­ги­я­ми, «вытолк­нуть» чело­ве­ка на духов­ную высо­ту. Это все рав­но как наде­ять­ся, уве­ли­чи­вая гром­кость низ­ко­ча­стот­но­го басо­во­го зву­ка, полу­чить в резуль­та­те высо­ко­ча­стот­ный «тон­кий» звук. Нет, как даже очень мощ­ный бас не смо­жет стать тено­ром, так и экс­тра­сенс не смо­жет духов­но очи­стить, под­нять чело­ве­ка. Сие воз­мож­но толь­ко Богу!

* * *

Экс­тра­сенс, рабо­тая с паци­ен­том (хочет он это­го или нет, пони­ма­ет он это или нет), на самом деле как бы «рас­ка­чи­ва­ет», нару­ша­ет нема­те­ри­аль­ную струк­ту­ру чело­ве­че­ско­го суще­ства и, как по физи­че­ско­му прин­ци­пу индук­ции, неосо­знан­но и насиль­ствен­но «выво­дит чело­ве­ка в эфир», как бы «вклю­ча­ет» у сво­е­го паци­ен­та «при­ем­ник», кото­рый теперь уже без его непо­сред­ствен­ной помо­щи будет ловить в неве­ще­ствен­ном мире все, что ока­жет­ся настро­ен­ным на его вол­ну. А тех, кто хотел бы «вый­ти с ним на связь» – огром­ное коли­че­ство. Это – мно­же­ство дале­ко не самых «свет­лых» сущ­но­стей, «духов», кото­рые пыта­ют­ся «уло­вить» таких про­стач­ков и исполь­зо­вать их для сво­их весь­ма небла­го­вид­ных целей. Поэто­му зача­стую слу­ча­ет­ся так, что после обще­ния с экс­тра­сен­сом, в душе чело­ве­ка непро­из­воль­но про­ис­хо­дят весь­ма стран­ные вещи: он начи­на­ет что-то непо­нят­ное для себя ощу­щать, ино­гда – слы­шать чьи-то голо­са, с ним в мыс­лях начи­на­ет кто-то общать­ся, а ино­гда – и руко­во­дить, про­ис­хо­дят и серьез­ные эмо­ци­о­наль­ные сбои, кото­рые порою при­во­дят к тяже­лым пси­хи­че­ским рас­строй­ствам и даже к суи­ци­ду. Хотя и сам экс­тра­сенс и его паци­ент ниче­го подоб­но­го не хотели.

* * *

Экс­тра­сенс, встре­ча­ясь со мно­же­ством людей, кото­рым он пыта­ет­ся помочь, внут­ренне защи­ща­ет­ся от них, отго­ра­жи­ва­ет­ся от их бед, дабы не взять все их на себя. Истин­ный же свя­щен­ник наобо­рот – сопе­ре­жи­ва­ет, ста­но­вит­ся сопри­част­ным горю сво­е­го под­опеч­но­го, пыта­ет­ся нести бре­мя страж­ду­ще­го, стать сопри­част­ни­ком рас­пя­тия Хри­ста за дру­гих. Гово­ря об этом, я все­гда вспо­ми­наю отры­вок из кни­ги, опи­сы­ва­ю­щей испо­ведь на цер­ков­ной служ­бе, совер­шав­шей­ся свя­тым пра­вед­ным Иоан­ном Крон­штадт­ским. Посмот­ри­те, как это было:

“Гро­мад­ный Андре­ев­ский собор пере­пол­нен до послед­ней сте­пе­ни. Но вся эта мно­го­чис­лен­ная тол­па людей сто­ит, как один чело­век, про­ник­ну­тая общим вле­че­ни­ем и любо­вью к сво­е­му пастырю.

Вот о. Иоанн пока­зы­ва­ет­ся на высо­кой солее, с кото­рой ему виден весь храм. Перед ним тихо колеб­лет­ся целое море голов.

Начи­на­ет­ся его речь, отры­воч­ная, звуч­ная, пол­ная изу­ми­тель­ной силы, про­ни­ка­ю­щая глу­бо­ко в душу, опа­ляя гре­хов­ное тело.

— Греш­ни­ки и греш­ни­цы подоб­ные мне!—говорит о. Иоанн.—Вы при­шли в храм сей, что­бы при­не­сти Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, Спа­си­те­лю наше­му, пока­я­ние в гре­хах и пото­му при­сту­пить к Св. Тай­нам. При­го­то­ви­лись ли вы к столь вели­ко­му Таин­ству? Зна­е­те ли, что вели­кий ответ несу я перед Пре­сто­лом Все­выш­ня­го, если вы при­сту­пи­те, не при-гото­вив­шись! Знай­те, что вы кае­тесь не мне, а са¬мому Гос­по­ду Богу, Кото­рый неви­ди­мо при­сут­ству­ет здесь, Тело и Кровь Кото­ра­го, в насто­я­щую мину­ту нахо­дит­ся на жертвенни-ке…

После тако­го обра­ще­ния к наро­ду, о. Иоанн чита­ет поло­жен­ныя молит­вы и сно­ва говорит:

— “Гос­подь Бог Страш­ный Судия всей зем­ли, Он не посмот­рит ни на чье лицо, все перед Ним рав­ны. Он смот­рит на серд­ца, смот­рит како­во упо­ва­ние, како­ва вера, како­вы дела. С людей высо­ко­сто­я­щих, обра­зо­ван­ных, Гос­подь боль­ше взы­щет, чем с про­сто­лю­ди­нов, когда они гре­шат. Бра­тиe, ох, как силен грех! Грехи—это воры, кото­рые обкра­ды­ва­ют нас. Кто из нас без гре­ха? Кто не горд? Кто не често­лю­бив? Кто не оби­жал друг дру­га? Кто не обо­лгал ближняго?

Так гово­рит о. Иоанн, в его сло­вах нет ниче­го осо­бен­на­го, это обыч­ныя настав­ле­ния пас­ты­ря, а меж­ду тем с наро­дом тво­рит­ся что то изумительное.

Без­молв­ная перед этим тол­па ожи­ва­ет, в ней слы­шат­ся вздо­хи, сто­ны, рыда­ния. Из греш­ных люд­ских глаз льют­ся сле­зы, к небу несет­ся вопль кающихся:—Батюшка! про­сти нас, помя­ни! Bcе мы тяж­кие греш­ни­ки, молись о нас!

Но по мано­ве­нию руки о. Иоан­на все умол­ка­ют. Про­чтя пока­ян­ныя молит­вы, он продолжает:

— Гос­подь Бог, Иисус Хри­стос, дал власть Апо­сто­лам, а те архи­ере­ям и свя­щен­ни­кам, в том чис­ле и мне греш­но­му иерею Иоан­ну, раз­ре­шать каю­щих­ся, про­щать или не про­щать гре­хи их, судя по тому как люди кают­ся. Бра­тия и сест­ры! Кае­тесь ли вы? Жела­е­те ли испра­вить свою жизнь? Созна­е­те ли гре­хи свои? Лени­лись ли Богу молить­ся? Пьян­ство­ва­ли? Пре­лю­бо­дей­ство­ва­ли? Обма­ны­ва­ли? Клят­во­пре­ступ­ни­ча­ли? Бого­хуль­ство­ва­ли? Зави­до­ва­ли? Воро­ва­ли? Мно­го гре­хов у вас, бра­тья и сест­ры, все их и не пере­честь. Кай­тесь же, кай­тесь, в чем согрешили!

И то, что про­ис­хо­ди­ло после этих слов, невоз­мож­но опи­сать, это надо видать. Страш­ный шум под­ни­ма­ет­ся в хра­ме: кто рыда­ет, кто пада­ет на коль­ни, кто сто­ить в без­молв­ном оце­пе­не­нии. Мно­гие гром­ко, вслух, перед все­ми испо­ве­ду­ют свои грехи.

А сам пас­тырь про­по­вед­ник сто­ить на виду у всех, глу­бо­ко рас­тро­ган­ный, потря­сен­ный. Уста его шеп­чут молит­ву, взор обра­щен к небу. Вот он закры­ва­ет лицо рука­ми и из под паль­цев его текут сле­зы и пада­ют на холод­ный цер­ков­ный пол.

О чем пла­чет этот свя­той чело­век? Кто в состо­я­нии опи­сать то, что тво­рит­ся в его душе в эти мину­ты? Он как истин­ный пас­тырь доб­рый пла­чет вме­сте с наро­дом, соеди­няя свои сле­зы со сле­за­ми сво­е­го ста­да. И толь­ко по вре­ме­нам слы­шит­ся его голос: “кай­тесь же, кай­тесь!” Он под­ни­ма­ет голо­ву и огля­ды­ва­ет народ. И в той части хра­ма, куда обра­ща­ет­ся его взор — гром­че раз­да­ют­ся пока­ян­ные сто­ны, глу­бо­кий тре­пет охва­ты­ва­ет толпу.

Вот о. Иоанн пере­кре­стил­ся и отер глаза.

— Тише, тише, братие!—слышится его голос,— Слу­шай­те! Мне, как и всем свя­щен­ни­кам, Бог даро­вал власть вязать и раз­ре­шать гре­хи чело­ве­че­ские. Слу­шай­те! Я про­чи­таю молит­ву раз­ре­ши­тель­ную. Накло­ни­те голо­вы, я покрою вас эпитра­хи­лью, бла­го­слов­лю и вы полу­чи­те от Гос­по­да про­ще­ние грехов.

Тол­па пре­кло­ня­ет­ся как один чело­век. О. Иоанн чита­ет молит­ву, берет конец эпитра­хи­ли, про­во­дит по воз­ду­ху на все четы­ре сто­ро­ны и бла­го­слов­ля­ет народ.

Вели­кая тай­на нова­го кре­ще­ния — свер­ши­лась! Нет боль­ше греш­ни­ков, насту­па­ет тиши­на и над всем наро­дом царит радость и духов­ный восторг… ”

Обра­ти­те вни­ма­ние – батюш­ка всей душой сво­ей, самым искрен­ним, самым глу­бо­ким обра­зом пере­жи­вал за каж­до­го из согре­шив­ших при­хо­жан, дума­ет­ся, даже силь­нее, чем это мог­ли осо­знать они сами. Он фак­ти­че­ски сорас­пи­нал­ся со Хри­стом за каж­до­го чело­ве­ка, за его гре­хи, пла­кал за него, а не отстра­нял­ся, забо­тясь о сво­ей «без­опас­но­сти». И отча­сти имен­но поэто­му он и имел от Бога такой вели­кий дар – помо­гать людям, исце­лять их души и тела.

* * *

В заклю­че­ние этой крат­кой ста­тьи, хоте­лось бы еще раз обра­тить вни­ма­ние чита­те­лей на наше отно­ше­ние к самим экс­тра­сен­сам, цели­те­лям и про­чим оккульт­ным слу­жи­те­лям. Я ни в коем слу­чае не оправ­ды­ваю образ их мыс­лей и дей­ствий, он мне сей­час глу­бо­ко чужд, и я пре­крас­но пони­маю его оши­боч­ность. Тем не менее, я при­зы­ваю к люб­ви и тер­пи­мо­сти по отно­ше­нию к ним самим. И еще – к ува­же­нию, к кор­рект­ной критике.

Зача­стую свя­щен­ни­ки в адрес экс­тра­сен­сов выдви­га­ют обви­не­ния: «Цер­ковь, сло­ва­ми Биб­лии, гово­рит: “врач! исце­ли Само­го Себя” (Лк.4:23), преж­де, чем лечить дру­гих (духов­но). А вы-то сами нуж­да­е­тесь в серьез­ном духов­ном лече­нии. Что же вы бере­тесь за целе­ние дру­гих?» Экс­тра­сен­сы на это воз­ра­жа­ют: «Про­сти­те, но вы сами, так рев­ност­но пеку­щи­е­ся о духов­ном здра­вии дру­гих, раз­ве вы – образ­цы свя­то­сти и доб­ро­де­те­ли? Что же вы ище­те сорин­ку в наших гла­зах, а брев­на в сво­ем не види­те?» На пер­вый взгляд – воз­ра­же­ние вполне резон­ное: дей­стви­тель­но, свя­щен­ник, при­зы­ва­ю­щий помощь Божию на исце­ле­ние, тоже очень далек от духов­но­го здра­вия. На самом же деле раз­ни­ца меж­ду эти­ми дву­мя слу­ча­я­ми огром­ная: экс­тра­сенс пыта­ет­ся целить сам, хотя он часто тоже обра­ща­ет­ся за помо­щью в целе­нии к Богу (по край­ней мере он искренне верит, что при­зы­ва­ет имен­но Бога) или дру­гим неве­ще­ствен­ным силам. Свя­щен­ник же лишь при­зы­ва­ет Бога, он тоже молит Его о помо­щи, но он молит Бога исце­лить или совер­шить то, что чело­ве­ку необ­хо­ди­мо. Раз­ни­ца меж­ду эти­ми дву­мя ситу­а­ци­я­ми лежит в глу­бин­ном смыс­ло­вом пла­сте, ее надо еще осо­знать (и свя­щен­ни­ку тоже) и пони­ма­ние это доступ­но дале­ко не всем. А вот то, что свя­щен­ни­ки так­же греш­ны, как и все осталь­ные – это факт вполне оче­вид­ный. Чисто внешне выхо­дит, буд­то свя­щен­ни­ки гово­рят экс­тра­сен­сам, что те име­ли бы пра­во лечить или даже про­сто молить­ся об исце­ле­нии Богу и дру­гим «выс­шим силам», толь­ко пол­но­стью духов­но исце­лив­шись, а сами молят­ся о помо­щи дру­гим и себе, нахо­дясь в греш­ном, неис­це­лен­ном состо­я­нии. Да и вра­чи тоже часто боле­ют… Зна­чит, давай­те приз­на-ем, что аргу­мен­ти­ро­вать этой биб­лей­ской фра­зой пороч­ность экс­тра­сен­сор­но­го целе­ния и про­че­го подоб­но­го вме­ша­тель­ства по край­ней мере не стоит.

И в шар­ла­тан­стве, жад­но­сти и коры­сти тоже уко­рять их чаще все­го – про­сто нечест­но. Цели­те­ли и экс­тра­сен­сы, точ­но так­же как и вра­чи и свя­щен­ни­ки, быва­ют очень раз­ны­ми. С вели­ким сожа­ле­ни­ем при­дет­ся при­знать, что все чело­ве­че­ские поро­ки свой­ствен­ны им всем. Важ­но толь­ко опре­де­лить­ся в глав­ном: свя­щен­ни­ки часто утвер­жда­ют, что все цели­те­ли, экс­тра­сен­сы, аст­ро­ло­ги и т.п. – заве­до­мо и без­услов­но шар­ла­та­ны, посколь­ку все их дей­ствия – есть чистая выдум­ка, фик­ция. Но такие утвер­жде­ния на самом деле не выдер­жи­ва­ют кри­ти­ки; это может под­твер­дить огром­ное коли­че­ство людей, кото­рые на себе испы­та­ли и силу воис­ти­ну злоб­ных маги­че­ских про­кля­тий, и слу­чаи чудес­ной помо­щи при духов­ном цели­тель­стве, зафик­си­ро­ван­ные зача­стую меди­ка­ми. Мало того, цели­те­ли и экс­тра­сен­сы доволь­но ред­ко пре­вра­ща­ют­ся в жад­ных до денег и мате­ри­аль­ных благ «рва­чей». Когда помо­гать дру­гим ста­но­вит­ся основ­ным смыс­лом суще­ство­ва­ния тако­го чело­ве­ка, он рабо­та­ет чуть ли не круг­лые сут­ки, отда­вая все свое вре­мя и силы страж­ду­щим, лиша­ясь зача­стую сво­бод­но­го вре­ме­ни и лич­ной жиз­ни. Он берет в опла­ту за свой труд лишь мизер­ную пла­ту, или вооб­ще ее не берет, когда чело­ве­ку, обра­тив­ше­му­ся за помо­щью, нечем запла­тить. И все это – посы­лы его сове­сти; вме­сте с тем, нема­лой части совре­мен­ных вра­чей, увы, даже уче­ба в инсти­ту­тах и клят­ва Гип­по­кра­та не помо­га­ет не быть шар­ла­та­на­ми и коры­сто­лю­би­вы­ми, бес­сер­деч­ны­ми мздо­им­ца­ми. В этом смыс­ле я не хочу поро­чить ни всех вра­чей, ни всех цели­те­лей. Я толь­ко хотел бы обра­тить вни­ма­ние чита­те­лей на то, что даже если ты кате­го­ри­че­ски не согла­сен с чьей-то пози­ци­ей, то это не повод поль­зо­вать­ся для кри­ти­ки недо­пу­сти­мы­ми приемами.

Неспра­вед­ли­во гово­рить об экс­тра­сен­сах и раз­но­го рода цели­те­лях и то, что они все созна­тель­но отда­лись во власть сата­ны и направ­лен­но и осо­знан­но слу­жат силам зла. Это «пере­дер­ги­ва­ние», пре­уве­ли­че­ние, а в боль­шин­стве слу­ча­ев – явная неправ­да. Неко­то­рые (ред­кие, надо ска­зать) экс­тра­сен­сы дей­стви­тель­но счи­та­ют, что воз­мож­но поль­зо­вать­ся для дости­же­ния бла­гих целей (исце­ле­ния болез­ней, помо­щи в делах и т.п.) сила­ми как поло­жи­тель­ны­ми (сила­ми «добра»), так и отри­ца­тель­ны­ми (сила­ми «зла»), посколь­ку и те и дру­гие созда­ны в мире Богом и пред­став­ля­ют собой еди­ное целое, как не может суще­ство­вать отри­ца­тель­ный маг­нит­ный полюс без поло­жи­тель­но­го. Глав­ное, что­бы цели, кото­рые ты перед собой ста­вишь, были пра­виль­ные и доб­рые. Увы, здесь кро­ет­ся очень серьез­ное, «корен­ное» заблуж­де­ние. Систе­му миро­зда­ния, вклю­ча­ю­щую и неве­ще­ствен­ный духов­ный мир, на самом деле нель­зя сво­дить к при­выч­ной для нас физи­че­ской схе­ме. Такой под­ход – лишь пока­за­тель нашей чело­ве­че­ской огра­ни­чен­но­сти. Вспом­ни­те сло­ва Биб­лии: «Богу все воз­мож­но». Гос­подь создал лишь доб­ро, но попу­стил в мире и зло, создан­ное сами­ми его тво­ре­ни­я­ми. Попу­стил для того, что­бы вра­зу­мить, наста­вить, научить сво­их люби­мых чад доб­ро­воль­но и осо­знан­но выби­рать имен­но доб­ро, что­бы иметь дело не с «робо­та­ми» или раба­ми, но с людь­ми сво­бод­ны­ми. Ведь «Бог есть любовь», а люб­ви не может быть без сво­бо­ды. Сам же чело­век не в состо­я­нии узнать об отда­лен­ных послед­стви­ях сво­их дей­ствий и если он даже и ста­вит перед собой вро­де бы бла­гие цели, то он не может знать, чем дей­ствия его отзо­вут­ся в дале­ком буду­щем. Поэто­му чело­век веру­ю­щий упо­ва­ет боль­ше на Бога, чем на свое разу­ме­ние. Обра­ще­ние же к тем­ным силам все­гда дает им пре­иму­ще­ство перед чело­ве­ком, посколь­ку тогда они сво­бод­но могут его обма­нуть и даже под видом бла­гой помо­щи могут соблаз­нить его совер­шить нечто, что при­ве­дет на самом деле к беде. Увы, это не тео­рия; так, соб­ствен­но, и слу­ча­ет­ся на самом деле! Воз­мож­но отча­сти поэто­му Иисус Хри­стос гово­рит: «Горе миру от соблаз­нов, ибо надоб­но прид­ти соблаз­нам; но горе тому чело­ве­ку, через кото­ро­го соблазн при­хо­дит» (Мф.18:7).

Зна­чит, дале­ко не все­гда цели экс­тра­сен­сов и цели­те­лей корыст­ные, не все­гда ими дви­жут толь­ко гор­ды­ня и жад­ность до денег. Испро­бо­вав все это на себе, я с пол­ной ответ­ствен­но­стью могу теперь ска­зать, что ни в коем слу­чае не раз­де­ляю тео­ре­ти­че­ских пози­ций цели­те­лей и дру­гих оккуль­ти­стов и счи­таю недо­пу­сти­мым то, что они дела­ют. Но я – за любовь и ува­же­ние ко всем людям, и к ним – тоже; я – за то, что­бы они име­ли пра­во сво­е­го сво­бод­но­го выбо­ра. В основ­ной сво­ей мас­се они про­сто заблу­див­ши­е­ся люди. Дай им Бог вразумления!

Вла­ди­мир Черлин

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

19 комментариев

  • Степан, 23.08.2019

    А поче­му рас­смат­ри­ва­ет­ся толь­ко пози­ция Хри­сти­ан­ства и она счи­та­ет­ся исклю­чи­тель­но вер­ной? Напри­мер, в Инду­из­ме лече­ние людей экс­тра­сек­со­ри­кой и аюрве­дой счи­та­ет­ся нор­мой. В Буд­диз­ме так же ниче­го не име­ют про­тив подоб­ных проявлений. 

    Ответить »
    • Кирилл, 30.08.2019

      Сте­пан, у кого-то счи­та­ет­ся нор­мой то, что нам и в голо­ву не при­дёт или вызо­вет отвра­ще­ние. Какое отно­ше­ние име­ет инду­изм к Богу? Ника­ко­го, это лишь чело­ве­че­ские фантазии.

      Ответить »
  • Андрей, 28.09.2018

    По-нача­лу, я не обра­щал на такое “вра­че­ва­ние” вни­ма­ния, но когда род­ная мать, заняв­ша­я­ся экс­тра­сен­со­ри­кой про­сто отка­за­лась от сына, ибо сын (я) в ужа­се от послед­ствий на людях, и про­сил её пре­кра­тить “вра­че­вать”.
    Люди, если дума­е­те, что в лютне вре­мя може­те оста­но­вить­ся с ” вра­че­ва­тель­ством”, то не тяни­те с этим тор­мо­зом, ибо чем даль­ше, тем боль­ше вас затя­нет пучи­на гор­ды­ни и “про­мыс­ла све­та”. Один толь­ко факт:
    Если род­ная мать спо­соб­на отка­зать­ся от сына за то, что не при­ни­ма­ет ” вра­че­ва­ния”, то раз­ве то “вра­че­ва­ние” от Бога?
    Чело­век иду­щий с Гос­по­дом нико­гда не ста­нет отка­зы­вать­ся от сына, или доче­ри, никогда!
    Если такое име­ет место, то, дей­стви­тель­но, пусть эукс­тра­сен­сы, для нача­ла, наве­дут спо­кой и мир в семье, и толь­ко потом помо­га­ют дру­гим. А‑нет. Доро­га от обрат­но­го все­гда про­ще, и, к сожа­ле­нию, пагубна.

    Ответить »
  • Илья, 11.10.2017

    А если пред­ста­вить дру­гую ситу­а­цию, что чело­ве­ку с рож­де­ния дан дар, о кото­ром он на про­тя­же­нии мно­гих лет не подо­зре­вал и ему его по сути навя­за­ли. Как гово­рит­ся не ” чер­та пере­да­ли ” а дар от при­ро­ды. И эта энер­гия не дает нор­маль­но жить, ибо ей нет при­ме­не­ние. Что тогда делать?

    Ответить »
    • Кирилл, 19.10.2017

      Илья, мало ли каким спо­соб­но­стям у нас нет при­ме­не­ния. Напри­мер, кто-то мог быть гени­аль­ным серий­ным убий­цей, кто-то талант­ли­вым гра­би­те­лем, кто-то соблаз­ни­те­лем и т.п.… Не все “талан­ты” име­ет смысл реализовывать.

      Ответить »
  • Владимир, 05.10.2017

    Автор пишет:“При вме­ша­тель­стве же кол­ду­нов, экс­тра­сен­сов и пр. на пер­вом эта­пе может полу­чить­ся изна­чаль­но запла­ни­ро­ван­ный резуль­тат, напри­мер, исце­ле­ние от вне­зап­ной болез­ни, но после это­го, напри­мер, неожи­дан­но выяс­нит­ся, что болезнь на самом деле долж­на была предо­хра­нить чело­ве­ка от совер­ше­ния какой-то очень серьез­ной ошиб­ки, кото­рая повле­чет за собой по-насто­я­ще­му страш­ные последствия.”
    Вра­чи посто­ян­но исце­ля­ют от вне­зап­ных болез­ней, но Автор вра­чей поче­му-то не осуждает.

    Ответить »
    • Кирилл, 06.10.2017

      Пото­му что слу­же­ние вра­ча бого­угод­но, а обра­ще­ние к цели­те­лям-кол­ду­нам — это ловуш­ка и тяжё­лый грех. Паци­ент оккуль­ти­стов фак­ти­че­ски отво­ра­чи­ва­ет­ся от Бога и пожи­на­ет пло­ды это­го. Бог даёт ему воз­мож­ность реа­ли­зо­вать свою сво­бо­ду. Т.е., если чело­век ради вре­мен­но­го физи­че­ско­го здра­вия, отвер­га­ет Боже­ствен­ный про­мысл о себе и упря­мо жела­ет изле­чить­ся, то Бог ему может попу­стить идти выбран­ным путём.

      Ответить »
    • Олеся, 20.12.2017

      Врач-это зем­ная про­фес­сия, чело­век заслу­жил это пра­во облег­чать стра­да­ния чело­ве­че­ские пока тот не при­шел к Богу и он учил­ся 6 мини­мум ато и 9 лет в среднем,а экс­трасэн­сц иицелителе1 посвя­ща­ют за 3 дня!!! Вот ращница…я сама чуть не купи­лась на это из- за сво­ей гор­ды­ни и тщнславия,видимо, я бес­ко­неч­но сожа­лею от того,что вста­ла на эту скольз­скую дорожку,а муж под­дер­жал и ска­зал мол :” давай, раз­ви­вай­ся , если есть спо­соб­но­сти…”, а в ито­ге я нашла информа2ию об уче­нии, он поехал со мной,я а шоке и меня Бог оста­но­вил, но его отго­во­рить я не смог­ла и он посвя­тил­ся и теперь наша семья прд угрозой,моё состо­я­ние очень ужас­ное, появил­сиь боьезни,которых не было и не мог2т их вцле­чить вра­чи и он тащит меня е сво­им цели­те­лям, сла­ва Богу моз­гов хва­ти­ло ходить а цер­ковь и пла­чу кажды1 день и умо­ляю это бросить,т.к. я почув­ство­ва­ла сра­зу неладное,сердце болит, но он не слы­шит, тёмн­ве силы силь­нее, его осле­пиои ‚дали ему ощу­ще­ние иску­ствен­но­го сча­стья и он как иди­от улы­ба­ет­ся и не реа­ги­ру­ет нк мои молт­бы и ррось­бы и так и ката­ет­сы к ним и успев­пет деньои толь­ко туда отвозит,а поехать в храм куда про­шу кже дол­го вре­мы и свя­тым месткм напрочь отка­зы­ва­ет­сы и перест­кл пить воду свя­тую и ” чистит” всё ‚что я приготовлю..их там учат,чтобы и жена не смог­ла выта­щить и повлиять,а он не пони­ма­ет и нахо­дить­ся в забве­нии, не знаю чем это все закон­чить­сч у меня пси­хоз начал­ся, бес­со­ни­ца на нерв­ной поч­ве и даже боляч­ки пошли по телу и дипрес­сия , такой ад у нас из пре­крас­ной семьи стал и он уже и детей не хочет, ему ниче­го мир­ское и люд­ское не инте­рес­но ста­ло, вооб­ще, даже путешествия..живёт этой шко­лой и практиками…Это Ад! Я знаю ‚что это всё соблаз­ни­тель­но, но это ужас­но м пла­чев­но все­н­да закан­чи­ва­ет­ся ‚а муж стал неадек­ват­ным, пере­стал мены слы­шать, ему вну­ши­ли там ‚что это я не в себе и слу­шать меня не надо и он себя аедет с каж­дым днём всё страш­нее и тсраш­нее и выки­ды­ва­ет такое, что я думаю силой его куда — то отправить…мы вен­чать­ся пла­ни­ро­ва­ли, но там его и от это­го отго­во­ри­ли и теперь он ни за что не хочет каять­ся в гре­хах сво­их и при­ча­щать­ся гово­рит могу пой­ти на сам обряд для галоч­ки и типа прой­ду всё для галоч­ки, хочет ещё нагрешить,а кае я могу на такое сонласмться?а он уве­рен ‚что это ерун­да и на при­ча­стии соврать мож­но и мож­но не при­ча­щать­ся вовсе прий­ти на вен­ча­ние и всё…это кош­мар, ч в бес­сио­ии нн знаю как быть.…читаю молит­вы и хожу на служ­бы, но муж меня не усьв­шал покк…берегите близ­ких и не дай­те в это погрузиться,вся изо­те­ри­ка — гниль и раз­ру­ше­рие души..😏

      Ответить »
  • dsgh, 03.01.2017

    Ну какой может быть Боже­ствен­ный Про­мы­сел? Про­мы­сел может быть рыб­ный, народ­ный… а у Бога — Про­мысл. Боже­ствен­ный Промысл.

    Ответить »
  • Ольга, 16.04.2016

    Ста­тья без­услов­но полезна.Все люди ищут где потеп­лее полегче.Хотят полу­чить все и сра­зу но так не бывает.Экстрасенсы тоже люди и име­ют пра­во жить так как счи­та­ют нуж­ным но лич­но я не хоте­ла бы оку­нать­ся во все это.Думаю что толь­ко Гос­подь вер­ши­тель наших судеб.Это как в пого­вор­ке чему быть того не миновать.Наверное не сто­ит испы­ты­вать свою судь­бу и ста­рать­ся поча­ще обра­щать­ся к Богу и тогда не будет необ­хо­ди­мо­сти искать помо­щи экстрасенсов.

    Ответить »
  • Михаил, 01.12.2014

    Хоро­шая ста­тья, мно­гое пра­виль­но ска­зан­но. В наше вре­мя экс­тра­сен­со­ри­ка, да и вся магия, про­цве­та­ет. Люди стре­мят­ся к духов­но­му и к удо­вле­тво­ре­нию сво­их нужд лег­ким путем — магия такое обе­ща­ет. Но люди не хотят думать…

    Ответить »
  • Ирина, 06.02.2014

    Я лич­но зна­ко­ма с одним экстрасенсом.У меня в голо­ве я слы­шу его голос, кото­рый обе­ща­ет выли­чить меня от раз­ных болез­ней. Его голос не поки­да­ет меня уже 6 меся­цев. При этом я ощу­щаю боле­вые воз­дей­ствия в раз­лич­ных частях тела. Его голос у меня зву­чит посто­ян­но в голо­ве, это очень мне меша­ет сосре­до­то­чит­ся на работе,а ночью не даёт уснуть. При попыт­ке обра­ще­ния к нему, что­бы он пере­стал меня лечить, он гово­рит, что он к это­му не при­ча­стен. Под­ска­жи­те, пожай­лу­ста, как мне изба­вить­ся от его вли­я­ния и голо­са в голове.

    Ответить »
  • Аля, 13.06.2013

    Я очень мно­го чита­ла на тему, как стать экс­тра­сен­сом, и нигде не пишут, что это плохо.…

    Ответить »
    • Haдежда, 11.02.2017

      )))ну кто же напи­шет такое…Вот эта ста­тья всё очень хоро­шо объ­яс­ня­ет с духов­ной точ­ки зре­ния. Имен­но эта точ­ка зре­ния и долж­на быть путеводной.,так как опи­ра­ет­ся на Истину

      Ответить »
  • Аноним, 25.01.2013

    В отно­ше­нии мисти­че­ских сил рели­гии и экс­тра­сен­со­ри­ки про­сто­му чело­ве­ку не изу­чив­ше­го биб­лии и “аль­тер­на­тив­но­го воздействия,“хотя в” аль­тер­на­тив­ном” воз­дей­ствии мно­го риту­а­лов и мето­дов от дру­гих рели­гий, разо­брать­ся не под силу.Поэтому и полу­ча­еть­ся так, что чело­ве­ку помо­га­ет, в то он и верит, не думая о том, что пло­хо а что хорошо.

    Ответить »
  • Аноним, 09.01.2013

    Впе­чат­ле­ние, что два раз­ных чело­ве­ка писа­ли эту ста­тью, начи­на­ет­ся, во вся­ком слу­чае, “за здра­вие”, а даль­ше как все­гда. Экс­тра­сен­су ли не видеть, при­хо­дят ли и что дела­ют “выс­шие силы”, то есть Бог, когда он у Него про­сит? Экс­тра­сен­су ли не видеть, слу­ша­ет ли Бог совре­мен­но­го, погряз­ше­го в гре­хах, так и не “вку­сив­ше­го” поло­жен­но­го Свя­то­го Духа, свя­щен­ни­ка? Экс­тра­сен­су ли не видеть людей до и после церкви?

    Ответить »
    • Haдежда, 11.02.2017

      Вы про­пу­сти­ли очень важ­ный аргу­мент . Да имен­но так,экстрасенс не может на самом деле рас­по­знать каки­ми сила­ми осу­ществ­ля­ет­ся его дей­ство. Т.е. экс­тра­сенс искренне верит,что сие осу­ществ­ля­ет­ся Боже­ствен­ной силой,а по фак­ту это­го быть не может по очень важ­ной при­чине. Эта при­чи­на в ста­тье подроб­но объ­яс­ня­ет­ся. Экс­тра­сенс не член церкви,он не может участ­во­вать в цер­ков­ных Таин­ствах и как след­ствие вся дея­тель­ность экс­тра­сен­са без­бла­го­дат­на и как след­ствие не освя­ще­на Богом. Всё же понят­но. так что на самом деле экс­тра­сенс при­зы­ва­ет силы тьмы, а не благодать

      Ответить »
  • Аноним, 20.11.2012

    Боже какой бред! 😆 Да мно­го ува­жа­е­мый, вы один Дар­та­ньян! а мы в этом мире так .…про­сто-люди­ны.

    Ответить »
  • Аноним, 09.01.2012

    Спа­си­бо!!! Вы так здо­ро­во разъ­яс­ни­ли неко­то­рые вещи. Дай Бог Вам все­го само­го доброго:))

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки