<span class=bg_bpub_book_author>Наталья Ярасова</span> <br>Псевдопсихология и оккультизм. Ответы психолога на вопросы читателя

Наталья Ярасова
Псевдопсихология и оккультизм. Ответы психолога на вопросы читателя

(9 голосов4.2 из 5)

Читатель: Здравствуйте, Наталья! Прочитал одну из ваших статей о псевдопсихологических практиках. В связи с этим есть пару вопросов.

Вы часто употребляете слово «якобы» по отношению к различным утверждениям в этих практиках. Вы считаете, что действительно не существует, например, никаких энергий, или просто христианину не стоит лезть в область неизведанного, а психологу — выдавать эти утверждения за научные?

Наталья Ярасова: Энергии существуют. Тепловая, электромагнитная, ядерная и т. д. А вот конкретной энергии с теми свойствами, которые оккультисты приписывают некой субстанции, нет. Причём, это не просто нечто непознаваемое, как Бог. Это выдуманная субстанция, существование которой неоднократно опровергалось в опытах; свойства и явления, которые оккультисты приписывают этой «энергии», обычно вполне объясняются законами физики или вообще являются плодом фантазии и когнитивных искажений. Например, Вильгельм Райх упорно доказывал существование оргонной энергии, и даже привлёк к этому Эйнштейна. Правда, великий учёный сотоварищи быстро поняли, что неизведанные открытия Райха объясняются обычной конвекцией. Что не помешало Райху до конца жизни исследовать «энергию жизни» и «энергию смерти», кроющуюся в штормах, проводя без должной защиты окружающих опыты с радиацией.

Поскольку не существует некой специфической энергии, соответственно и учения, основанные на существовании этой энергии, ложны. Псевдонаука (иначе лженаука), как минимум, бессмысленна, а часто даже вредна для любого честного человека, не только психолога, и даже не только христианина. Но в руках психолога она особенно опасна, всё же к психологу люди обычно приходят в состоянии кризиса и психической, духовной неустойчивости, и потому чрезмерно открыты для любых, даже вредных воздействий.

Ну и если психолог вообще позволяет себе всерьёз использовать понятие такой энергии в работе, то возникают сомнения в качестве его образования. Потому что в первые же месяцы обучения нам вдалбливают в головы, что психолог не имеет права использовать в своей работе методы, не имеющие рационально объяснимой методологической базы. Психология, даже светская, не христиански-ориентированная (про которую говорят, с «вырванной из неё душой»), все же основана на смеси медицины, философии, социологии и т. п., а вовсе не на оккультизме. И в психологии довольно чётко объясняются суеверия и причины верований в ложные учения. Знающий всё это психолог не станет оккультистом.

Но допустим, что я, вслед за учеными, ошибаюсь, и существует какая-то такая энергия. Но тогда христианину иметь с ней дело тем более не стоит, так как свойства и эффекты этой энергии не соответствуют православному учению. Недаром эти понятия – «жизненная энергия» и «энергетика человека» (в буквальном, а не метафорическом смысле) используются именно оккультистами. Эта «энергия» занимает стойкое место в пространстве служения греховным страстям. Достаточно изучить цели и задачи человека в рамках любого эзотерического учения, и становится ясно, что они далеки от Православия.

Люди, которые пропагандируют всякие псевдопсихологические приемы, типа позитивного мышления для исполнения мечты, и те, кто их слушают, утверждают, что это работает в их жизни. Вы отрицаете это или, опять же, просто предостерегаете христиан не лезть в это, потому что неполезно для души?

В большинстве случаев убеждённость, что «это работает», – самообман. То, как у людей появляется иллюзия эффективности псевдонаучных методов, в психологии довольно хорошо изучено. Тут задействованы те же механизмы, что и при возникновении доверия к гороскопам и целителям-экстрасенсам.

Со стороны, при объективной оценке ситуации, очевидно, что псевдопсихологические оккультные методы – это фикция. Я была несколько лет назад на лекции представителей премии Гудини, обещанной за доказанный в эксперименте экстрасенсорный эффект. Они тогда сказали, что несмотря на многие заявки, премия все ещё у них. И недавно в процессе работы над новым материалом про целителей я проверила — ничего не изменилось, премия все ещё у них. Эксперименты доказывают, что оккультные методы не работают.

Когда создается впечатление, что человеку помог конкретный оккультный способ, при анализе ситуации обычно выясняется, что это было делом случая: тут могут сыграть роль и самовнушение (эффект плацебо), и психологическое состояние конкретного человека, у которого неожиданно сложилось осознание проблемы и произошли перемены, и просто «счастливое стечение обстоятельств». Нет никакой закономерности, доказывающей, что положительные изменения – заслуга оккультного метода. А есть такое правило: даже в нетрадиционной медицине метод должен быть универсальным. Например, ромашка обладает лёгким противовоспалительным эффектом, независимо от того, принимает ее малообразованный мужчина или склонная к истерикам женщина. В психологии такие же требования. Например, упражнение «Муха» тренирует память и внимание любому человеку, независимо от пола и возраста. Да, ромашка не вылечит пневмонию, а «Муха» не вернет память при болезни Альцгеймера, но в любом случае и то, и другое оказывают предсказуемый эффект.

Но случаи, когда человек использовал оккультные методы и в результате стечения обстоятельств (которому оккультисты приписывают роль исполнения их запроса ко Вселенной) его жизнь стала приятнее, комфортнее, обеспеченнее — сама по себе, без изменения самого человека и его собственных усилий, — весьма редки.

Чаще всего личная убежденность человека в эффективности метода вовсе не равна его реальной эффективности.

«Пациенты» Надежды Антоненко, которая лечила людей от рака водопроводной водой, утверждали, что она им помогает, и… умирали!

Но почему же люди уверены в том, что оккультные практики им помогают? Это сочетание таких психологических феноменов, как:

  • самовнушение;
  • различные когнитивные искажения, например склонность к нахождению закономерностей (апофения), или стремление к оправданию затрат (если уж потратил силы или даже деньги, надо внутренне обосновать эти затраты, хотя бы убедив себя в полезности дела);
  • антитревожный эффект ритуалов;
  • желание прикоснуться к чуду и др.

Оккультные убеждения – это, по сути, наукообразные суеверия. А главная выгода любых суеверий в том, что они снижают уровень тревожности у человека. Использование оккультных техник дает иллюзию контроля над своей жизнью, от этого появляется чувство облегчения. Это облегчение воспринимается как реальное улучшение жизни. В каком-то смысле это так и есть – человеку ведь становится немного лучше.

Но оправдано ли такое «лечение» от страхов? Нет. Не стоит убирать тревожность любой ценой. Во-первых, иногда она является важным предупреждением о какой-то опасности, и убрав страх, можно «вляпаться» в эту опасность. Такую тревогу сравнивают с дорожным знаком, предупреждающем о дорожной яме – что будет, если такой знак убрать, легко себе представить. Но даже если тревожность иррациональна, она является сигналом о каком-то внутриличностном конфликте, и чтобы убрать тревожность, надо решать этот конфликт, а не заглушать симптом.

Идеальным способом решения внутриличностных конфликтов (в духовном смысле – борьбы со страстями) является покаяние. Среди моих клиентов много людей неверующих, и, если у нас с ними заходит разговор на эту тему, я объясняю, что в Православии покаяние — не только Таинство Исповеди, которое происходит перед Причастием, и не только раскаяние за совершенный грех; что словом покаяние было переведено понятие «метанойя» — «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление».

В светской психологии решение внутриличностных конфликтов осуществляется тем же способом, только лишенным осмысленности спасением и стремлением к Богу: попросту говоря, чтобы исцелиться от болезненных внутренних противоречий, необходимо провести ревизию собственных мысленных установок и заменить деструктивные убеждения на здоровые.

То есть психология в любом случае направляет человека к осознанности и критическому мышлению как важным сторонам психического здоровья.

Оккультизм же предлагает сделать наоборот – заменить здравый смысл на жизнь во лжи, вместо решения проблем бесконечно гнаться за миражами.

Но опять-таки, если какой-то из этих оккультных методов вдруг окажется доказанно рабочим для отдельных людей, — ведь злые духи вполне могут устроить эффективность, на время отогнать болезнь или проблему… «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).

Я знаю людей, которые сильно погружены в тему эзотерики и объясняют это дело так, что раз духовный мир существует, и в Библии явно описано не всё, то эзотерические представления вписываются в православное представление о мире, в том смысле, что многое просто не открыто, что не отменяет реальности того, что описывается эзотериками. Отец Серафим Роуз или прот. Григорий Дьяченко описывали разные паранормальные явления и практики, хотя и интерпретировали их, понятное дело, как заигрывание со злыми духами.

Оккультизм и эзотерика, безусловно, вписываются в православные представления о мире. Православие не отрицает ни наличие мира духов, ни наличие колдовства. Просто, Вы правильно подметили, в рамках православного учения они четко определяются как заигрывание со злыми духами, попросту — бесовщина. И порой реальная бесовщина.

Но все же в подавляющем большинстве случаев речь идёт о самообмане, шарлатанстве и бреде. Конечно, это всё тоже происходит не без влияния злых духов, но они чаще не устраивают реально энергетические бури и выполнение запросов вселенной, а окутывают человека ложью, заставляя его верить во все это.

Помните, как в сказке про голого короля? Король отринул здравый смысл и не признавался в том, что не видит никакой одежды, потому что реально поверил в существование волшебной ткани, видимой только избранными (умными). Так же и эзотерики – они зачастую и сами не видят никаких результатов своих оккультных практик, но признаться в этом не могут, так как верят в существование этой волшебной «энергии» («энергетики»), и даже самих себя убеждают, что чувствуют её. Фантазия и иллюзии сознания помогают им в этом: искаженному когнитивными эффектами разуму иллюзорные убеждения кажутся реальными.

Но повторю, на данный момент существование столь любимого эзотериками вида энергии признано невозможным, и не из-за ее невидимости или ограниченности научных методов, а потому что реальные факты опровергают такую возможность.

Но независимо от того, насколько реальны потоки «вселенской энергии жизни», эзотерика — не от Бога и не за Бога. Ведь дело вовсе не существовании паранормального или его отсутствии. Если на минуту отказаться от благоговейного отношения и говорить языком неправославных, Бога тоже можно отнести к явлениям паранормальным, ведь Его существование не имеет (да и не может иметь) научных доказательств. Но для православных людей Христос — идеал, высшая и совершенная личность, поэтому мы говорим о Нём совершенно другими словами, не ставя Бога в один ряд с явлениями паранормальных житейских «запросов». А для эзотериков бог – это некая высшая личность или даже олицетворение какой-то, пусть и высшей, сущности, которая, наравне с другими частями Вселенной, служит жизненному или духовному благополучию человека. Например, сторонники тета-хиллинга считают для себя нормальным повседневный контакт с ангелами, архангелами и самим Богом с целью контроля и перестройки своей жизни и даже для разрушения и восстановления душ. Их цель – не Бог, а собственные возможности, особые знания для получения практического результата.

Так что суть именно в том, что собой представляет увлечение паранормальным (неважно, настоящее или понарошку), каково оно с точки зрения нравственности, совместимо ли с Православием.

И вот в этом смысле в Библии хоть и описано не всё, но есть четкие определения того, что есть христианство, какова православная нравственность. В рамках православного представления о мире эзотерика кардинально противоположна Православию. Эзотерические устремления противоположны учению Христа. Христос стремится спасти всех, эзотерика, по определению, — знание для посвященных. Христос учит любви к ближнему, эзотерика — заботе о собственном благополучии. Христос учит, что «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», а эзотерика — что надо стремиться совершенствоваться ради самих себя, управлять своей жизнью и самой Вселенной. И так далее. Даже в тех эзотерических учениях, которые прикрываются словами об «энергии любви», эта самая любовь ставится в услужение человеку ради его собственных целей — здоровья, семьи, благосостояния и т. п. Эзотерики даже самого Бога воспринимают, фактически, как инструмент достижения собственного благополучия, при котором у них все должно быть не просто хорошо, а лучше всех. По крайней мере, лично я не встречала исключений ни среди эзотерических учений, ни среди эзотериков. У них слишком много «Я». И это не обязательно эгоизм, уместнее, наверное, говорить об эгоцентризме (сосредоточенности на собственных переживаниях, ощущениях и потребностях и неспособности воспринимать то, что противоречит личным установкам человека). Даже тот факт, что не эзотерику люди рассматривают с позиций Православия, а наоборот, православие впихивают в своё эзотерическое мировоззрение, о многом говорит.

Для православных людей мнение Церкви и Библии авторитетно. А ведь нам сказано не заниматься оккультизмом, не знаться с гадалками, ворожеями и прочими, не прознавать о будущем. Если же человек свое мнение предпочитает учению Церкви, то вряд ли его можно назвать православным.

Мотивы выбирать эзотерику вместо православия бывают разные (те, кто думают, что можно выбрать их вместе, глубоко заблуждаются). Но отсутствие смирения и альтруизма почти всегда идут в комплекте с эзотерическими увлечениями, даже если сами эзотерики убеждены в обратном.

И, увы, убеждения подобного толка, как и все суеверия, представляют собой самосохраняющуюся, самовосстанавливающуюся систему. Отойти от эзотерических убеждений даже желающему сделать это человеку непросто. Например, среди православных людей очень много тех, кто знает о ложности гороскопов и о недопустимости увлечениями ими для православных, но периодически с упоением находят закономерности в описаниях гороскопа и характерах людей.

Часто в последнее время слышу о влиянии звезд на характер человека. Не в смысле примитивных гороскопов на каждый день, а что якобы есть двенадцать более-менее универсальных типов характеров, которые даются человеку в зависимости от того, в какой период года он родился. Что это не противоречит христианскому учению о свободе и Промысле. Что это не предопределяет его жизнь, но даёт некие базовые данные. Что можете сказать об этом, кроме того, что это псевдонаучно?

О, это ещё ничего по сравнению с лженаучным системно-векторным анализом Бурлана с его анальным, уретральным и другими векторами!

Но универсальные типы характеров противоречат понятию об уникальности каждого человека. А как эти люди объясняют разницу в характерах у близнецов, рожденных почти одновременно?

Они не совсем универсальные, но есть более-менее общие ярко выраженные черты. Как можно с точки зрения психологии объяснить сходство черт характеров людей, родившихся в одном месяце? Я просто сам это неоднократно замечал.

Еще раз скажу о близнецах. В 1958 году ученые начали длящийся до сих пор эксперимент по исследованию около 100 параметров у астрологических близнецов (детей, которые родились с интервалом не более 4 минут). Так вот, этот эксперимент неоспоримо опровергает астрологические представления всех мастей. Никакого достоверного закономерного совпадения в чертах характера (даже более-менее общих) у нескольких тысяч близнецов не найдено.

С точки зрения психологии все «совпадения» объясняются особенностями работы мозга людей, верящих в эти совпадения (всё те же когнитивные искажения). Когнитивным искажениям подвержены все люди, это нормальная характеристика мозговой деятельности. Но у некоторых людей те или иные способы обработки информации настолько преобладают, что становятся фактически бесконтрольными, формируя определенный тип мышления, для которого типичны серьезные заблуждения.

Например, если человек вывел в своем уме или принял как факт какую-то закономерность между датой рождения людей и чертами их характера, то при анализе окружающих людей он отбирает и запоминает факты, подтверждающие совпадения, и отбрасывает, игнорирует, забывает несоответствия. Так, если он увидит даже одного человека, у которого есть черта характера, соответствующая описанию месяца рождения, он отметит этот факт как доказательство правдивости гороскопа. При этом оказывается неважным, что он знает десятки людей, родившихся в тот же месяц и не имеющих этой черты характера, или наоборот, у многих его знакомых, родившихся в другое время года, эта черта характера есть.

Еще в уме человек проводит стереотипизацию окружения – это адаптивная функция мозга, позволяющая человеку более эффективно ориентироваться в пространстве и обществе в критических ситуациях, но порой сильно искажающая реальность. Упрощенно говоря, человеку удобно делить людей по типам: по социальным классам, по близости общения, по именам, по месяцам, приписывая им при этом те или иные характерные черты. Но дело в том, что каждый человек обладает огромнейшим набором качеств, проявляющихся часто, время от времени, или не проявляющихся до какой-то особой критичной ситуации. Можно утрированно сказать, что у каждого человека потенциально есть все качества, только в разном соотношении. А в ходе стереотипизации своего окружения человек, зная дату рождения своего знакомого, выбирает какое-то качество из описания его знака зодиака и приписывает его этому знакомому, чтобы причислить его к типичным козерогам, скорпионам и т. п. Иногда такое качество реально сильно выражено у этого знакомого, но часто оказывается, что это качество далеко не самое характерное для человека. Порой оно вообще надуманное – настолько оно мало выражено или редко проявляется. Ведь человек воспринимает другого не как он есть, а через призму своих интерпретаций.

Такая инстинктивная стереотипизация кардинально отличается от научных типологий характеров, где искусственно группируют людей в соответствии с их качествами. В астрологической стереотипизации человек обладает какими-то «базовыми данными», потому что относится к какому-то типу: например, он родился в январе, поэтому склонен быть скрытным и загадочным. В психологии всё наоборот: человек обладает какими-то данными, поэтому его относят к такому-то типу: например, у этого человека ярко выражено тщеславное хвастовство, жажда быть в центре внимания, значит его характер можно отнести к демонстративному типу.

Немало известен (хотя и постоянно игнорируется многими) эффект Барнума-Форера, или эффект субъективного подтверждения: люди находят совпадения своего характера и судьбы с расплывчатым обобщенным описанием, которое, как они считают, создано специально для них авторитетными личностями. Так же просто люди находят совпадения своих знакомых с каким-то стандартным описанием. То есть людям свойственно находить в гороскопах совпадения, даже если они там отсутствуют. Это неоднократно подтверждалось экспериментально.

Но иногда человек реально проявляет характерные для астрологического типа черты. Во-первых, совпадения никто не отменял. Во-вторых, напомню, что черты характера универсальны, то есть обладать ими может любой человек, независимо от того, когда он родился. В том числе и человек, родившийся в период, которому приписываются эти черты характера, — равно как и тот, кто родился в другое время. А в-третьих, человеку свойственно «работать» в режиме самоисполняющегося пророчества. Если он знает, что его знака зодиаку (его типу характера в какой-то типологии) свойственны те или иные черты характера, он преобразовывает свой характер так, чтобы соответствовать описанию. Например, «весы» приучаются колебаться в принятии решений, «близнецы» взращивают в себе непостоянство и противоречивость, «овны» выпячивают свои упрямство и вспыльчивость.

Это самые основные когнитивные эффекты, которые обеспечивают убежденность людей в «правдивости» гороскопов и астрологических типологий.

На самом деле, если вы не будете знать, когда кто родился, и вам дадут задание распределить значимое количество людей по астрологическим типам, достаточно долго наблюдая за ними, Вы не сможете этого сделать, не считая случайных попаданий. Такие опыты ставились не раз.

Кстати, врожденные черты характера, те самые «некие базовые данные», реально существуют, но создаются они вовсе не под влиянием звезд. Например, есть наследственные характеристики темперамента (сила и подвижность нервной системы), оказывающие влияние на способы взаимодействия человека с окружающим миром. И они, действительно, не противоречат свободе и Божиему Промыслу. Так же, как этому не противоречит ни длина ресниц, ни форма спины.

Но важно еще и другое: характер человека – не раз и навсегда заданная неизменность. Человек, независимо от даты рождения, всю жизнь занимается самовоспитанием, приняв эстафету от воспитывающих его родителей.

Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Комментировать