Пусть земля им будет пухом?

Пусть земля им будет пухом?

(12 голосов4.8 из 5)

Навер­ное, нет в нашей жиз­ни ниче­го, что было бы более мифо­ло­ги­зи­ро­ва­но, про­пи­та­но суе­ве­ри­я­ми, чем смерть чело­ве­ка и обряд его погребения.

Пра­во­слав­ное вос­при­я­тие смер­ти и погре­бе­ния тела усоп­ше­го кар­ди­наль­но про­ти­во­по­лож­но тому вос­при­я­тию, кото­рое быту­ет, к сожа­ле­нию, в нашей пост­со­вет­ской стране сре­ди вче­раш­них ате­и­стов, в одно­ча­сье став­ших “пра­во­слав­ны­ми”, т.е. при­бе­га­ю­щи­ми к Церк­ви в экс­тре­маль­ных слу­ча­ях рож­де­ния (кре­ще­ния), болез­ни и смер­ти чело­ве­ка. Эти “набе­ги” на Цер­ковь столь мас­со­вы, что поро­ди­ли свою “похо­рон­ную” тра­ди­цию, кото­рая сей­час широ­ко рас­про­стра­не­на в народ­ном сознании.

С пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния, смерть чело­ве­ка (веру­ю­ще­го, цер­ков­но­го, разу­ме­ет­ся) есть “успе­ние”, засы­па­ние, отсю­да и “усоп­ший”, уснув­ший. Смерть есть пере­ход в мир иной, рож­де­ние в веч­ность. Наш усоп­ший дорог нам (ведь он не исчез, не уни­что­жил­ся, он уснул телом, а душой отпра­вил­ся в даль­нюю доро­гу, на встре­чу с Богом), ему очень нуж­ны наши молит­вы, цер­ков­ные заупо­кой­ные служ­бы, мило­сты­ни, доб­рые дела, тво­ри­мые в его память.

Тело чело­ве­ка в пра­во­слав­ной тра­ди­ции пони­ма­ет­ся как храм души (“раз­ве вы не зна­е­те, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?” (1 Кор.3,16)). Бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к телу покой­ни­ка напря­мую свя­за­но с глав­ным дог­ма­том хри­сти­ан­ства – дог­ма­та о Вос­кре­се­нии. Мы веру­ем не в то, что вос­крес­нут наши души (мы зна­ем, что душа чело­ве­че­ская бес­смерт­на), мы веру­ем, что при Вто­ром При­ше­ствии Спа­си­те­ля наши тела вос­крес­нут (где и в каком бы состо­я­нии они не нахо­ди­лись) и соеди­нят­ся с наши­ми душа­ми, и будем мы вновь целостными.

Поэто­му и при­ня­то в Церк­ви тща­тель­но под­го­тав­ли­вать тело к погре­бе­нию: обмы­вать, оде­вать в чистое, покры­вать белым сава­ном, и хоро­нить в зем­лю как в постель, где тело спит, ожи­дая гла­са архан­гель­ской тру­бы. Тем самым, забо­тясь о достой­ном погре­бе­нии чело­ве­ка, мы выра­жа­ем свою веру в вос­кре­се­нье. Поэто­му и свя­щен­ник наде­ва­ет на отпе­ва­ние белые ризы, пока­зы­вая веру Церк­ви в этот догмат.

Вне Церк­ви отно­ше­ние к смер­ти совер­шен­но иное. Смерть чело­ве­ка есть ката­стро­фа, сти­хий­ное бед­ствие. При­хо­ди­лось такое слы­шать: “У нас дедуш­ка умер ско­ро­по­стиж­но, неожи­дан­но! Ему 80 лет было…”. Несмот­ря на обра­ще­ние к Церк­ви за отпе­ва­ни­ем, реаль­но род­ствен­ни­ки умер­ше­го не верят в то, что он “усоп­ший”, “покой­ник” (т.е. тот, кто “в покое”, “на отды­хе у Бога”). Покой­ник для них – это труп, мерт­вец. Пред­став­ле­ния о душе – самые раз­мы­тые. Про душу гово­рят, но боль­ше пото­му, что “так при­ня­то”, на самом деле никто в посмерт­ное суще­ство­ва­ние души не верит.

А раз нет веры в веч­ность и в вос­кре­се­нье, то есть пани­че­ский страх перед смер­тью и всем, что с ней свя­за­но. Смерть для неве­ру­ю­щих людей – это кост­ля­вая ста­ру­ха с косой, при­шед­шая за сво­ей добы­чей, и при этом не упус­ка­ю­щая слу­чая попу­гать живых сво­им хрип­лым сме­хом и огнём пустых глаз­ниц. Что оста­ёт­ся живым? Поско­рее швыр­нуть ей в пасть её жерт­ву и отку­пить­ся чем-нибудь (“чем поло­же­но”), толь­ко бы не думать о её злоб­ном оскале.

Где нет веры в Вос­крес­ше­го Бога, там есть стрем­ле­ние вытес­нить смерть (точ­нее, мыс­ли о ней) на пери­фе­рию созна­ния. Страх смер­ти в обще­стве нахо­дит своё отра­же­ние во всей куль­ту­ре: в лите­ра­ту­ре, искус­стве, кино и проч. Заметь­те, что в обще­стве, где боят­ся смер­ти, очень любят юмо­ри­сти­че­ские пере­да­чи, коме­дий­ные, при­клю­чен­че­ские филь­мы. В лите­ра­ту­ре ценят­ся “жиз­не­утвер­жда­ю­щие” жан­ры: рома­ны о люб­ви, о сек­се, детек­ти­вы. Зато вытес­ня­ют­ся из куль­ту­ры все моти­вы, застав­ля­ю­щие заду­мы­вать­ся о смыс­ле жиз­ни и смер­ти. Попро­буй­те пред­ло­жить кому-нибудь почи­тать Досто­ев­ско­го – лак­му­со­вая бумаж­ка, по кото­рой мож­но про­ве­рить, отно­сит­ся ли чело­век серьёз­но к про­бле­ме жиз­ни и смер­ти, или ста­ра­ет­ся спря­тать­ся от неё (“да ну ваше­го Досто­ев­ско­го, тос­ка смертная!”).

Когда же смерть всё-таки при­хо­дит, и в доме появ­ля­ет­ся покой­ник, то род­ствен­ни­ки начи­на­ют искать пути, как “пра­виль­но” про­во­дить его в послед­ний путь. Сосед­няя бабуш­ка (кото­рая “всё” зна­ет и в цер­ковь три­ста лет как ходит) объ­яс­ня­ет, “как” и “в какой после­до­ва­тель­но­сти” надо дей­ство­вать. Вот неко­то­рые “бабуш­ки­ны” советы…

“Бабушкины” и “батюшкины” советы

Конеч­но, всё мно­го­об­ра­зие бабуш­ки­ных сове­тов мне невоз­мож­но знать (бабу­шек мно­го и живут они дол­го). При­ве­ду лишь неко­то­рые, с кото­ры­ми само­му при­хо­ди­лось сталкиваться.

Итак, когда чело­век уми­ра­ет, что дела­ют в первую оче­редь? Пра­виль­но: заве­ши­ва­ют зер­ка­ла. Зачем? Что­бы душа, бро­дя­щая по квар­ти­ре до 40-го дня (запом­ни­те: не до тре­тье­го, а аж до соро­ко­во­го! Бед­ные род­ствен­ни­ки, хоть с квар­ти­ры на пол­то­ра меся­ца съез­жай…), не уви­да­ла себя в зер­ка­ле. Навер­ное, в обмо­рок упа­дёт, или застес­ня­ет­ся сво­е­го непри­гляд­но­го вида…

Это суе­ве­рие рабо­та­ет сто­про­цент­но. За четы­ре года свя­щен­ства я ещё ни в одной квар­ти­ре не видел, что­бы не было выпол­не­но это золо­тое пра­ви­ло похо­рон. На вопрос: “зачем и поче­му” – все пожи­ма­ют пле­ча­ми: “так вро­де надо, бабуш­ка сказала…”.

Прав­да, есть и поло­жи­тель­ный момент в этом золо­том пра­ви­ле. Неко­то­рые заве­ши­ва­ют и теле­ви­зор и не смот­рят его 40 дней! Похваль­ное рве­ние, нуж­но посо­ве­то­вать толь­ко ещё годок не сни­мать зана­ве­соч­ку с теле­я­щи­ка – так, на вся­кий слу­чай. Кто её, эту душу, зна­ет, вдруг шля­ет­ся побли­зо­сти – может, ведь и испу­гать­ся ново­стей от НТВ…

Сле­ду­ю­щее незыб­ле­мое пра­ви­ло: ста­кан с вод­кой (для муж­чи­ны) или с водой (для жен­щи­ны) и кусок хле­ба (кла­дут ещё кон­фе­ты, пече­нье). Душа, сле­до­ва­тель­но, не толь­ко гуля­ет по квар­ти­ре, она ещё и кушать хочет. Прав­да, непо­нят­но, поче­му так мало? Уж тогда все три блю­да, да с буты­лоч­кой… (На помин­ках, кста­ти, обя­за­тель­но ста­вит­ся тарел­ка с бор­щом для “наше­го дорогого…”).

Один свя­щен­ник рас­ска­зы­вал такой эпи­зод: позва­ли его на помин­ки. Сидит он, куша­ет блин. Вдруг чув­ству­ет, все ему в рот смот­рят… Ста­ло ему не по себе, сидит, давит­ся… Когда, нако­нец, доел, то все облег­чён­но вздох­ну­ли – ока­зы­ва­ет­ся, если батюш­ка доест блин до кон­ца, то всё у покой­нич­ка будет нор­маль­но там…

Древ­ние языч­ни­ки, совер­шая триз­ны, всё-таки были после­до­ва­тель­ней наших совре­мен­ни­ков: по край­ней мере, они чёт­ко зна­ли, зачем они совер­ша­ют тот или иной обряд, всё име­ло сим­во­ли­че­ский смысл. Совре­мен­ные “пра­во­слав­ные языч­ни­ки” отли­ча­ют­ся край­ним ску­до­уми­ем, когда воз­ни­ка­ет этот про­стой, каза­лось бы, вопрос: “ну зачем, граждане?!”.

Важ­ным момен­том счи­та­ет­ся вопрос после выно­са покой­ни­ка: от чего (от две­ри или от окна) “замы­вать” полы? Не зна­е­те? Лад­но, отве­чу: полы, граж­дане, нуж­но замы­вать от грязи!

Ну, ещё есть мел­кие сове­ты о том, что надо после покой­ни­ка раз­да­вать чаш­ки с лож­ка­ми; при­но­сить в цер­ковь суп-набор для него; раз­да­вать вещи усоп­ше­го. Если покой­ник снит­ся с прось­ба­ми, то надо выпол­нить эти прось­бы бук­валь­но: про­сит одеть – отне­сти в цер­ковь барах­ло какое-нибудь. Поку­шать про­сит – чая с бато­ном на канун при­не­сти… Но поче­му же никто не хочет уви­деть в этих прось­бах при­зыв помо­лить­ся, испра­вить свою жизнь, стать бли­же к Богу, для того, что­бы молит­вы за усоп­ше­го дохо­ди­ли поско­рей? Поче­му все пыта­ют­ся отку­пить­ся от покой­ни­ка? Ответ прост: пото­му что нет веры в рай и ад, и нет люб­ви к усопшему.

Да, недав­но узнал, что суще­ству­ет ещё важ­ней­ший обряд про­во­дов души на соро­ко­вой день. Что-то нуж­но про­чи­тать, со свеч­кой вый­ти к калит­ке, открыть дверь, в общем, совер­шить таин­ствен­ные дей­ствия, недву­смыс­лен­но наме­ка­ю­щие душе, что, мол, пора и честь знать, про­ва­ли­вай… ( Дру­гой вари­ант про­во­дов: нуж­но на соро­ко­вой день в 9 часов вече­ра открыть окно, что­бы душа плав­но выплы­ла в сто­ро­ну кладбища…)

Самое печаль­ное то, что суе­ве­рия эти живу­чи настоль­ко, что скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что мало кто из свя­щен­ни­ков борет­ся с ними. Прак­ти­че­ски все­гда я слы­шу от людей на отпе­ва­нии: “батюш­ка, мы пер­вый раз это слы­шим от вас!”. Свя­щен­ни­ки не про­по­ве­ду­ют на отпе­ва­нии, не объ­яс­ня­ют людям, что это не без­обид­ные народ­ные тра­ди­ции, а тра­ди­ции, про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­ной вере. Но мно­гие свя­щен­ни­ки пред­по­чи­та­ют мол­чать и не свя­зы­вать­ся. А неко­то­рые ещё и сами спо­соб­ству­ют рас­про­стра­не­нию мра­ко­бе­сия, ина­че не назовёшь.

Рас­сказ одно­го архи­ерея: “На днях полу­чил донос: при­хо­жане жалу­ют­ся на сво­е­го насто­я­те­ля, обви­ня­ют батюш­ку в самом жут­ком гре­хе, какой толь­ко может быть… Пишут, что их батюш­ка душу в рай не пустил. Созда­ли комис­сию, посла­ли раз­би­рать­ся. Выяс­ни­лось, что на этом при­хо­де до той поры слу­жил свя­щен­ник с Запад­ной Укра­и­ны, доволь­но ремес­лен­но отно­сив­ший­ся к сво­е­му делу. При нём там сфор­ми­ро­ва­лась такая тра­ди­ция: после отпе­ва­ния покой­ни­ка выно­сят из хра­ма, ста­вят в цер­ков­ном дво­ре, запи­ра­ют воро­та, веду­щие с тер­ри­то­рии хра­ма на ули­цу, выно­сят ста­кан с вод­кой, и батюш­ка дол­жен эту вод­ку выпить, а затем бро­сить ста­кан в желез­ные воро­та со сло­ва­ми: “Эх, понес­лась душа в рай!”. После это­го воро­та рас­па­хи­ва­ют­ся, и гроб уно­сят на клад­би­ще. А новый батюш­ка, моло­дой, после семи­на­рии, шиб­ко гра­мот­ный ока­зал­ся – и не стал это­го делать. При­хо­жане оби­де­лись и напи­са­ли донос…”. (Диа­кон Андрей Кура­ев. Неа­ме­ри­кан­ский мис­си­о­нер. Сара­тов, Изд-во Сара­тов­ской епар­хии, 2006.)

Было бы смеш­но, если бы не было так груст­но. Сто­ит ли удив­лять­ся, что нор­маль­ные мыс­ля­щие люди, моло­дёжь за вер­сту обхо­дят хра­мы, где живёт тём­ный, удуш­ли­вый дух “пра­во­сла­вия от бабы-яги”…

Одним из пороч­ных сове­тов, исхо­дя­щих от попов, явля­ет­ся настой­чи­вый совет освя­тить квар­ти­ру после покой­ни­ка, “почи­стить”. Конеч­но, понят­но жела­ние зара­бо­тать лиш­нюю сот­ню на люд­ском горе… Но ведь таким обра­зом созда­ёт­ся язы­че­ское уче­ние о том, что покой­ник – это сквер­на, гадость, после кото­рой надо освя­щать жили­ще. Мощи свя­тых лежат в раках в хра­мах и исто­ча­ют токи исце­ле­ний и бла­го­да­ти, а мощи наших пра­во­слав­ных усоп­ших – это, поче­му-то, осквер­не­ние наших жилищ! Это очень важ­ный вопрос и, дума­ет­ся, сто­и­ло бы при­ме­нять стро­гие дис­ци­пли­нар­ные меры к таким попам, рас­про­стра­ня­ю­щим “пра­во­слав­ное” язычество.

Один “рев­ност­ный” поп (30 лет про­слу­жив­ший в сане!) даже тре­бо­вал у моло­до­го насто­я­те­ля, что­бы тот “окроп­лял кре­щен­ской водой лав­ки, на кото­рых сто­ял гроб с покой­ни­ком, что­бы не было болез­ней у тех, кто потом будет садить­ся на эти лав­ки”! А потом мы ещё удив­ля­ем­ся, поче­му у нас народ такой суе­вер­ный… Каков поп – таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Раз­го­вор в хра­ме: “У нас бабуш­ка умер­ла. Нам ска­за­ли, что её надо земель­ке пре­дать. Мож­но у вас зем­ли купить?..”.

Дума­е­те – нель­зя? Ещё как мож­но! В неко­то­рых хра­мах она уже куч­ка­ми лежит запа­сён­ная, ждёт сво­их упо­кой­нич­ков. Глав­ное, денеж­ки упла­ти, и тебе тут же мол­ча выда­дут “пре­да­ние зем­ле”. И можешь идти с чув­ством выпол­нен­но­го долга…

Не прав­да ли, повсе­мест­ная ситу­а­ция? Вот толь­ко заду­мы­ва­ют­ся ли люди (да и сами свя­щен­ни­ки, прак­ти­ку­ю­щие подоб­ное): зачем нуж­на эта земелька?

Отку­да пошёл этот “земель­ный” обряд?

В Рос­сии до 1917 г. прак­ти­че­ски на каж­дом клад­би­ще был храм, совер­шен­но обыч­ным делом было то, что пра­во­слав­но­го чело­ве­ка отпе­ва­ли в таком хра­ме. После отпе­ва­ния свя­щен­ник шёл вме­сте со все­ми к моги­ле, и когда гроб опус­ка­ли в моги­лу, свя­щен­ник брал лопа­той зем­лю и бро­сал её на гроб, читая молит­ву: “Гос­под­ня зем­ля, и испол­не­ние ея, все­лен­ная, и вси живу­щие на ней”. Тем самым, это сим­во­ли­че­ское дей­ствие пока­зы­ва­ло всем окру­жа­ю­щим, что из зем­ли мы созда­ны и в зем­лю воз­вра­ща­ем­ся. То есть: заду­май­тесь о брен­но­сти сво­е­го бытия. Всё. Нет дру­го­го смыс­ла, кро­ме сим­во­ли­че­ско­го напо­ми­на­ния живым о смерти.

В совет­ское вре­мя ситу­а­ция ослож­ни­лась. С хра­ма­ми, да и со всем осталь­ным, каса­ю­щим­ся пра­во­слав­но­го погре­бе­ния, ста­ло про­бле­ма­тич­но. Воз­ник­ло заоч­ное отпе­ва­ние, после кото­ро­го выда­ва­лась освя­щён­ная зем­ля для того, что­бы веру­ю­щие род­ствен­ни­ки мог­ли сами совер­шить этот сим­во­ли­че­ский обряд, напом­нив себе о жду­щей всех нас участи.

Но в даль­ней­шем в свя­зи с ката­стро­фи­че­ским умень­ше­ни­ем и веру­ю­щих, и гра­мот­ных свя­щен­ни­ков, это дей­ствие пре­вра­ти­лось в само­до­ста­точ­ное, ото­рва­лось от сво­е­го нази­да­тель­но­го, педа­го­ги­че­ско­го сим­во­ла, и ста­ло бес­смыс­лен­ным и вред­ным. Сама зем­ля ста­ла счи­тать­ся глав­ным момен­том, заме­ня­ю­щим даже отпевание.

К при­ме­ру, в совре­мен­ной бро­шю­ре, издан­ной Сре­тен­ским мона­сты­рём, читаем:

“Над гро­бом воз­гла­ша­ет­ся “Веч­ная память”. Свя­щен­ник посы­па­ет кре­сто­об­раз­но зем­лю на тело умер­ше­го с про­из­не­се­ни­ем слов: “Гос­под­ня зем­ля, и испол­не­ние ея, все­лен­ная, и вси живу­щие на ней”. Обряд пре­да­ния зем­ле может совер­шать­ся и в хра­ме и на клад­би­ще, если туда усоп­ше­го сопро­вож­да­ет свя­щен­ник. (с. 26)

(..) В наше вре­мя часто слу­ча­ет­ся, что храм нахо­дит­ся дале­ко от дома усоп­ше­го, а ино­гда и вооб­ще отсут­ству­ет в дан­ной мест­но­сти. В такой ситу­а­ции кому-либо из род­ствен­ни­ков почив­ше­го сле­ду­ет в бли­жай­шей церк­ви зака­зать заоч­ное отпе­ва­ние, по воз­мож­но­сти в тре­тий день. По его окон­ча­нии свя­щен­ник даёт род­ствен­ни­ку вен­чик, лист бума­ги с раз­ре­ши­тель­ной молит­вой и зем­лю с пани­хид­но­го стола.

(..) Но быва­ет и так, что усоп­ший погре­ба­ет­ся без цер­ков­но­го напут­ствия, и спу­стя дли­тель­ное вре­мя близ­кие всё же реша­ют его отпеть. Тогда после заоч­но­го отпе­ва­ния зем­ля кре­сто­об­раз­но рас­сы­па­ет­ся на моги­ле, а вен­чик и молит­ва либо сжи­га­ют­ся и так­же рас­сы­па­ют­ся, либо зака­пы­ва­ют­ся в могиль­ный холм.(с. 26–27).

(..) Если отпе­ва­ние быва­ет до кре­ма­ции (как и поло­же­но), то ико­ну из гро­ба надо убрать, а зем­лю рас­сы­пать по гро­бу. Если отпе­ва­ли заоч­но и урну под­хо­ра­ни­ва­ют в моги­лу, то зем­ля кре­сто­об­раз­но рас­сы­па­ет­ся по ней. Если же урну поме­ща­ют в колум­ба­рий, то погре­баль­ную зем­лю мож­но рас­сы­пать по любой моги­ле хри­сти­а­ни­на, как обыч­но, с чте­ни­ем Три­свя­то­го. Вен­чик и раз­ре­ши­тель­ная молит­ва сжи­га­ют­ся вме­сте с телом.(с. 32)”. (“В путь всея зем­ли”. М., Сре­тен­ский м‑рь, 2003).

И всё. Ни сло­ва, объ­яс­ня­ю­ще­го смысл этих земель­ных пере­ме­ще­ний. Читая этот текст, я могу сде­лать толь­ко один вывод: глав­ное – земель­ка и кол­до­ва­ния со “сжи­га­ни­ем” и “зака­пы­ва­ни­ем”. Осо­бен­но дико выгля­дят сове­ты рас­сы­пать земель­ку на чужие моги­лы! Ну зачем?! Кому это надо? Усоп­ше­му? Глу­бо­ко сомни­тель­но. Род­ствен­ни­кам, кото­рые будут тупо копать­ся в чужих моги­лах, рас­сы­пая пепел и думая, что они совер­ша­ют уди­ви­тель­но разум­ные дей­ствия? Или свя­щен­ни­кам, полу­ча­ю­щим доход от тор­гов­ли зем­лёй и не жела­ю­щим объ­яс­нить людям, что усоп­ше­му нуж­ны толь­ко наши молит­вы и доб­рые дела, исправ­ле­ние нашей жиз­ни, наше при­бли­же­ние к Богу?..

И всё же, мож­но спро­сить: а что же делать, как ломать усто­яв­шу­ю­ся лож­ную тра­ди­цию? Про­по­ве­дью, неустан­ным объ­яс­не­ни­ем людям (и на отпе­ва­нии и вне его), что глав­ное – это духов­ное (молит­ва, пока­я­ние, исправ­ле­ние жиз­ни), а всё мате­ри­аль­ное (зем­ля, вен­чик, саван, све­чи и т.п.) – вто­рич­но, име­ет толь­ко сим­во­ли­че­ское, педа­го­ги­че­ское зна­че­ние, и ста­но­вит­ся бес­смыс­лен­ным в отры­ве от разум­но­го пони­ма­ния дан­но­го действия.

Где отпевать?

В пра­во­слав­ной доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии этот вопрос даже не под­ни­мал­ся. Любой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин отпе­вал­ся или в сво­ём при­ход­ском хра­ме, к кото­ро­му он всю жизнь был при­пи­сан (поэто­му-то и были пол­ны тако­го глу­бо­ко­го смыс­ла сло­ва раз­ре­ши­тель­ной молит­вы, кото­рые про­из­но­сил духов­ник усоп­ше­го: “Чадо, про­ща­ют­ся тебе гре­хи твои”; и поэто­му так бес­смыс­лен­ны они сей­час, когда свя­щен­ник пер­вый раз видит чело­ве­ка уже умер­шим) или в клад­би­щен­ском хра­ме. Отказ род­ствен­ни­ков отпеть усоп­ше­го в хра­ме мог быть рас­це­нен как акт отре­че­ния от сво­ей веры. Заоч­ное отпе­ва­ние было воз­мож­но толь­ко в свя­зи со смер­тью чело­ве­ка “на стране дале­че” (в море, на войне).

В совет­ское вре­мя (дово­ен­ное осо­бен­но), разу­ме­ет­ся, основ­ным спо­со­бом отпе­ва­ния веру­ю­щих людей (а неве­ру­ю­щих не отпе­ва­ли) из-за гоне­ний ста­ло заоч­ное отпе­ва­ние, в луч­шем слу­чае – на квартире.

Но ко вре­ме­ни пере­строй­ки и к нашим вре­ме­нам ситу­а­ция серьёз­но изме­ни­лась. Ста­ли отпе­вать всех под­ряд, по “тра­ди­ции” (лишь бы был номи­наль­но кре­щё­ным), а у уми­ра­ю­щих веру­ю­щих бабу­шек в основ­ном оста­ва­лись неве­ру­ю­щие род­ствен­ни­ки. И вот сей­час, когда цер­ков­ная жизнь ста­би­ли­зи­ру­ет­ся, воз­ни­ка­ют мно­гие слож­но­сти с отпеванием.

Уми­ра­ет чело­век. У род­ствен­ни­ков воз­ни­ка­ет про­бле­ма выбо­ра: как и где отпе­вать? Есть вари­ан­ты: заоч­но (за земель­кой схо­дить) – самый про­стой и рас­про­стра­нён­ный вари­ант; позвать батюш­ку на дом – наклад­но, но солид­но; повез­ти в храм – почти нере­аль­ный вари­ант, осо­бен­но бла­го­да­ря гра­би­тель­ской поли­ти­ке погре­баль­ных кон­тор, кото­рые дерут огром­ные день­ги за каж­дую мину­ту простоя.

В Церк­ви сей­час наблю­да­ет­ся попыт­ка воз­рож­де­ния ста­рых тра­ди­ций отпе­ва­ния толь­ко в хра­мах, даже жёст­че: толь­ко в клад­би­щен­ских хра­мах. Тра­ди­ция эта сама по себе, разу­ме­ет­ся, закон­ная. Вот толь­ко мёрт­вая. Такая тра­ди­ция будет реаль­но жить толь­ко в пра­во­слав­ном госу­дар­стве, где подав­ля­ю­щее боль­шин­ство граж­дан осо­зна­ют эту тра­ди­цию как свою. Мы же, полу­ча­ет­ся, навя­зы­ва­ем нашу тра­ди­цию неве­ру­ю­щим людям. Бабуш­ка умер­шая – она-то веру­ю­щая, и ей хоте­лось бы, что­бы её отпе­ли в хра­ме, вот толь­ко мы забы­ва­ем, что цель её род­ствен­ни­ков – побыст­рее и, глав­ное, без лиш­них рас­хо­дов изба­вить­ся от ста­руш­ки. Поэто­му они пой­дут по пути наи­мень­ше­го сопро­тив­ле­ния: или купят земель­ку, или погре­баль­ная кон­то­ра наве­дёт на них како­го-нибудь “авто­ном­но­го” попа-рас­стри­гу, под­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го на рели­ги­оз­ной без­гра­мот­но­сти наро­да. В луч­шем слу­чае, они всё же заве­зут ста­руш­ку в клад­би­щен­ский храм, где ста­руш­ки эти дав­но постав­ле­ны “на поток”. (Отцы клад­би­щен­ские, не оби­жай­тесь, не про всех говорю!).

Зна­е­те, сколь­ко длит­ся нор­маль­ное отпе­ва­ние, по пол­но­му чину? Око­ло двух часов. Обыч­но же слу­жат сокра­щён­но – око­ло полу­ча­са. А вы когда-нибудь виде­ли отпе­ва­ние за две­на­дцать минут? Я видел. Я видел, как оскор­би­ли глу­бо­ко веру­ю­ще­го усоп­ше­го чело­ве­ка (умер­ше­го через несколь­ко часов после оче­ред­но­го при­ча­стия), когда поп (как его ещё ина­че назо­вёшь?!), что-то бор­мо­ча себе под нос и бук­валь­но бегом обма­хал кади­лом всё, что ему каза­лось нуж­ным обма­хать. Это назы­ва­лось отпе­ва­ние “по-клад­би­щен­ски”. Вот в чём глав­ная беда отпе­ва­ний в клад­би­щен­ских хра­мах: пол­ное рав­но­ду­шие свя­щен­ни­ка (не всех, конеч­но!) к оче­ред­но­му (два­дца­то­му за сего­дня) покой­ни­ку. Такое “отпе­ва­ние” толь­ко спо­соб­ству­ет оттор­же­нию людей от Церкви.

Поэто­му, в нашей сего­дняш­ней ситу­а­ции наи­бо­лее реаль­ным пред­став­ля­ет­ся отпе­ва­ние на дому. С одной сто­ро­ны, это уход от покуп­ки земель­ки. С дру­гой сто­ро­ны, неве­ру­ю­щие люди смо­гут хоть пол­ча­са у себя дома в при­выч­ной обста­нов­ке при­кос­нуть­ся к кра­со­те пра­во­слав­но­го заупо­кой­но­го бого­слу­же­ния. И самое глав­ное: про­по­ведь. Имен­но в момент про­во­дов усоп­ше­го люди наи­бо­лее откры­ты к сло­ву свя­щен­ни­ка, наи­бо­лее спо­соб­ны заду­мать­ся о брен­но­сти сво­ей жиз­ни. Нель­зя лишать их этой воз­мож­но­сти. У них ещё нет сил пере­сту­пить порог хра­ма, а свя­щен­ник как мис­си­о­нер, на закон­ных пра­вах при­дёт в их дом и что-то ска­жет о спа­се­нии души.

Конеч­но, пре­крас­но, когда люди пони­ма­ют необ­хо­ди­мость отпе­ва­ния в хра­ме, но когда это­го нет, то луч­ше пой­ти им навстре­чу (им, а не их земель­ным суе­ве­ри­ям!), вой­ти к ним в дом и пока­зать, что свя­щен­ник – это не при­да­ток риту­аль­ных услуг (мно­гие в этом уве­ре­ны), а чело­век, постав­лен­ный Богом на уте­ше­ние скор­бя­щих и вра­зум­ле­ние заблудших.

Заключение

Одна­жды на отпе­ва­нии я дол­го гово­рил про­по­ведь, рас­ска­зы­вал о важ­но­сти для усоп­ше­го все­го духов­но­го (молит­вы, доб­рых дел) и неваж­но­сти все­го внеш­не­го (земель­ки, заве­ши­ва­ния зер­кал и проч.). Объ­яс­нил, в чём смысл “земель­ки”. В ответ одна интел­ли­гент­но­го вида тётуш­ка мне заметила:

– Это вы всё, конеч­но, пра­виль­но гово­ри­те, хоро­шо. Одно толь­ко нехо­ро­шо: зря вы земель­ку-то в дом занес­ли, не положено.

А на мой вопрос:

– Отку­да у неё такие глу­бо­кие позна­ния в бого­сло­вии, она, не сму­ща­ясь, ответила:

– Как отку­да? Из церк­ви, разу­ме­ет­ся, отту­да мы это слышали!

Что я мог ей отве­тить? Да, на нашу беду, люди при­но­сят суе­ве­рия из наших хра­мов. Конеч­но, неча­сто вино­ва­ты в рас­про­стра­не­нии неве­же­ства сами свя­щен­ни­ки (хотя и быва­ет), вино­ва­ты чаще все­го бабу­леч­ки, “глав­ные по под­свеч­ни­кам” и по “пра­виль­но­му” бла­го­че­стию. Но, а где же в это вре­мя свя­щен­ник, поче­му его нет в хра­ме? Поче­му вме­сто дре­му­чих языч­ниц в хра­ме не дежу­рят моло­дые зна­ю­щие ребя­та, кото­рые в отсут­ствие свя­щен­ни­ка могут в чёт­кой и доступ­ной фор­ме объ­яс­нить при­хо­дя­щим эле­мен­тар­ные поня­тия пра­во­слав­ной жизни?

И, конеч­но, опять повто­рюсь: очень важ­на про­по­ведь, не толь­ко с амво­на, но и вез­де – на тре­бах, на огла­си­тель­ных бесе­дах, и про­сто на лавоч­ке око­ло хра­ма. И очень важ­но, что­бы все свя­щен­ни­ки так посту­па­ли, ибо толь­ко тогда есть надеж­да, что вера у наше­го наро­да будет пра­во­слав­ной, а не “бабуш­ки­ной”.

Свя­щен­ник Алек­сий Плужников

Источ­ник: Рус­ская линия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

30 комментариев

  • Катерина, 30.08.2018

    Спа­си­бо большое

    Ответить »
  • Евгений, 20.01.2018

    Спа­си­бо Вам боль­шое за подроб­ное объ­яс­не­ние что да как. Очень помог­ло. Хра­ни Вас Бог.

    Ответить »
  • Елена, 19.08.2017

    Батюш­ка, Спа­си­бо Вам боль­шое! Поболь­ше бы таких статей.

    Ответить »
  • Марина, 03.06.2017

    Тема очень важная!Для вос­крес­ной бесе­ды батюш­ки с при­хо­жа­на­ми после Литургии.

    Ответить »
  • Елена, 11.03.2017

    Мама умер­ла. Мне бояз­но захо­дить в ее ком­на­ту. Как это пережить.

    Ответить »
    • Кирилл, 13.03.2017

      Еле­на, Ваша мама не умер­ла, её душа пере­шла в веч­ность. Сей­час ей нуж­ны Ваши молит­вы. При­гла­си­те свя­щен­ни­ка освя­тить квар­ти­ру, если не дела­ли это раньше.
      Реко­мен­ду­ем: https://azbyka.ru/m‑pominovenie-usopshix

      Ответить »
  • Natalija, 06.11.2016

    Поче­му люди на похо­ро­нах берут в руку зем­лю с сосед­ней могил­ки и кида­ют на гроб, в могил­ку, чело­ве­ка, кото­ро­го хоро­нят? Это какие то приметы?

    Ответить »
  • Анна, 23.09.2016

    Спа­си­бо за разъ­яс­не­ния по пово­ду обря­да похо­рон. Я чело­век не воцер­ко­в­лен­ный, но дав­но подо­зре­ва­ла, что глав­ное не обряд, а вера, что дей­стви­тель­но верой спа­сем­ся. Хочу спро­сить про свою маму. Недав­но ее не ста­ло. Как и что делать нашлись совет­чи­ки. Теперь пони­маю, что сове­ту­ют кто во что горазд. Была ли мама кре­ще­ная никто из близ­ких не зна­ет точ­но. Похо­ро­ни­ли как смог­ли. Отпе­ва­ние не зака­зы­ва­ла. Ее сест­ра зака­за­ла в церк­ви соро­ко­уст. Надо ли зака­зы­вать отпе­ва­ние. и вооб­ще, что нуж­но делать? Мама в цер­ковь не ходи­ла, папа гово­рит, что она вооб­ще не верила.

    Ответить »
  • Ирина, 12.09.2016

    Спа­си Гос­по­ди за Ваш мис­си­о­нер­ский труд! Очень тро­ну­ли стро­ки о том, что усоп­ший — зна­чит ‘уснув­ший ‘,а покой­ник — ‘нахо­дя­щий­ся в состо­я­нии покоя’. Подо­бра­ны пра­виль­ные и точ­ные сло­ва. Если чест­но, я иска­ла инфор­ма­цию про про­мыв­ку полов и закры­тие две­рей за усоп­шим (обя­за­тель­но кем-то изнутри),но нашла намно­го больше!

    Ответить »
  • Максим, 05.06.2016

    Здравствуйте!подскажите пожа­луй­ста у нас вот на днях бабуш­ка ушла на тот свет и когда её из мор­га при­вез­ли кто из род­ствен­ни­ков ска­зал что она не око­че­не­ла и что типа при­ме­та ещё к одно­му покой­ни­ку и у меня жёст­кая дипрес­сия нача­лась от этих слов.подскажите что к чему

    Ответить »
    • Кирилл, 06.06.2016

      Мак­сим, это от мало­ве­рия. Вы вери­те при­ме­там, а не Богу, соот­вет­ствен­но под­со­зна­тель­но пони­ма­е­те, в чью власть отда­ли свою душу и от это­го страх.

      Ответить »
  • Андрей, 02.04.2016

    Спа­си Бог! Очень доходчиво.

    Ответить »
  • Ина, 04.12.2015

    Спа­си­бо Вам за труд. За зер­на Разум­но­сти и Духов­но­сти, что Вы сее­те в такую непло­до­род­ную зем­лю. Ваша ста­тья очень помогла.

    Ответить »
  • Денис, 19.03.2014

    Спа­си­бо огром­ное! Очень помогли!

    Ответить »
  • Марина, 31.01.2014

    Бла­го дарю Вам за нена­вяз­чи­вую проповедь.

    Ответить »
  • Марина, 11.11.2013

    Спа­си Господи!
    как-важ­но когда бук­ва ста­но­вит­ся живой, а не омерт­ве­лым риту­а­лом. И, я думаю хоро­ше если пев­чие — дру­зья , близ­кие усоп­ше­го — тогда и в молит­ве любовь к нему. Недав­но про­сти­лись с дру­гом, совсем нецер­ков­ным и горь­ко было слы­шать сбив­чи­вое пение, Гос­по­ди, уж луч­ше с любо­вью, но читать!

    Ответить »
  • Евгения Генина, 01.09.2013

    Боль­шое Спа­си­бо за ста­тью ! Всё очень тол­ко­во и гра­мот­но объ­яс­не­но.
    Жаль — не зна­ла рань­ше, что отпе­вать поло­же­но по Уста­ву око­ло 2‑х часов. Но — всё рав­но (даже если бы и зна­ла) — не будешь же ука­зы­вать священнику.

    Ответить »
  • Николай, 26.07.2013

    Спа­си ГОСПОДИ !!!! Отлич­ная ста­тья!!! вот уж и не знал,что есть такие тол­ко­вые свя­щен­ни­ки — ТАК ЧЕТКО И ПРОСТО И ЯСНО ОБЪЯСНИТЬ ТЕМУ!!!!

    Ответить »
  • stsbond, 23.07.2013

    Пусть зем­ля пухом! Спо­си­бо Ему за все!Крут Чело­век был!

    Ответить »
    • Мария, 21.07.2019

      Доб­рый день!!!скажите,где нуж­но брать земля,для отпивания??

      Ответить »
      • Кирилл, 22.07.2019

        Здрав­ствуй­те!
        Ника­кая зем­ля для отпе­ва­ния не тре­бу­ет­ся, это суеверие. 

        “Рань­ше гро­бом назы­ва­ли саму моги­лу. Отсю­да и недо­ра­зу­ме­ние: в Треб­ни­ке чита­ют, что «пола­га­ют мощи во гроб», после чего «свя­щен­ник, взем персть лопа­тою, кре­сто­вид­но мещет вер­ху мощей». Уже неве­до­мое коли­че­ство лет люди при­вык­ли к тому, что надо сыпать зем­лю в гроб, кото­рый рань­ше назы­ва­ли киво­том, то есть ящиком”.
        свя­щен­ник Игорь Прекуп

        Ответить »
  • ирина, 13.06.2013

    Боль­шое Вам спасибо.

    Ответить »
  • Аноним, 27.03.2013

    спа­си­бо вам большое.прочитав ваши запи­си ста­ло как ‑то спокойно.

    Ответить »
  • Аноним, 23.02.2013

    Спа­си­бо.

    Ответить »
  • Аноним, 09.07.2012

    Так как квар­ти­ра освя­ща­лась дав­но И тогда батюш­ки гово­ри­ли что эти кре­сты отпе­ча­та­лись навеч­но на стенах(бумаги не было ста­ви­ли каран­да­шом на обо­ях кресты.А теперь после смер­ти мужа перео­свя­щай. Так куда ж они делись ?

    Ответить »
  • Аноним, 09.07.2012

    Огром­ное спа­си­бо Висе­ла бы эта ста­тья в каж­дом хра­ме око­ло кано­на было бы заме­ча­тель­но. А то отпе­ва­ли мою усоп­шую тетуш­ку 14 июня в Мин­ске в Новин­ках при мор­ге обо­ру­до­ван зал для это­го, так батюш­ка пря­мо ска­зал что после покой­ни­ка надо освя­тить квар­ти­ру. Я ска­за­ла что лич­но у нас освя­ще­на, но муж умер. Все рав­но надо зано­во ска­зал он. Была в шоке

    Ответить »
  • Аноним, 09.05.2012

    очень вам бла­го­дар­на, ведь я так мало знаю о сво­ей вере, в церк­ви бываю ред­ко, да и не очень пони­маю про­по­ве­ди, молюсь дома, у ико­ны, пере­шед­шей ко мне от мамы, ста­ра­юсь жить по сове­сти, но о вере и молит­вах хочу знать больше.Еще раз вас благодарю

    Ответить »
  • Аноним, 08.10.2011

    Боль­шое Вам спасибо.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки