<span class=bg_bpub_book_author>Михаил Тарусин</span> <br>Вера и суеверия – кто кого?

Михаил Тарусин
Вера и суеверия – кто кого?

(2 голоса5.0 из 5)

«Перефразируя известную пословицу «ни Богу свечка, ни черту кочерга», можно сказать, что «и Богу свечка, и черту кочерга» – это характеристика людей, которые, формально исповедуя Православие, склонны к различным суевериям». Чем же отличаются (и отличаются ли вообще) суеверные христиане от тех православных, кто суеверия отвергает?

Среди взрослого населения страны людей таких наберется ровно половина. Среди же активных православных (т. е. тех, кто посещает церковные службы раз в месяц и чаще) суеверных людей, увы, еще больше.

Из них лишь около 40% отвергают суеверия. И это при том, что Православная Церковь недвусмысленно отвергает всяческие суеверия.

В старые времена, когда более трех четвертей населения страны проживало в деревнях (XIX век), суеверия были частью народных традиций. Для такой смеси христианства и язычества существовал, и остается по-прежнему точным и современным термин – «двоеверие». Изменилась лишь география: сегодня из всех двоеверцев в селах и поселках проживает треть, остальные – горожане. Соответственно, и инфраструктура суеверий переместилась в города. Полосы газет заполнены сотнями объявлений «потомственных колдуний в десятом поколении», которые – на фоне православных икон – предлагают неисчерпаемый спектр магических услуг, которые, по всей видимости, пользуются спросом, в том числе и среди православных верующих.

Чем же отличаются (и отличаются ли вообще) суеверные христиане от тех православных, кто суеверия отвергает?

Среди суеверных больше женщин (на 9%) и пожилых, но не настолько, чтобы можно было говорить о неких старческих отклонениях в одной группе по отношению к другой. Тем более что и отличия в образовательном уровне между группами хотя и есть, но опять-таки не разительные – среди несуеверных православных людей с высшим образованием 16%, а среди суеверных – 10%, в остальном же показатели практически совпадают.

Стоит отметить также, что суеверные православные обнаруживают большую склонность к консерватизму, в то время как несуеверные в большей степени склоняются к свободе, развитию частной инициативы и предпринимательству.

Характерно также, что среди несуеверных в два раза больше тех, кто считает, что жизнь – это стремление к нравственному совершенствованию.

Таким образом, по ряду характеристик суеверные православные – явление широко распространенное, их можно встретить в любых социальных группах, хотя среди женщин и пожилых они встречаются чаще. Очевидно, что сегодняшняя информационная среда, насыщенная нездоровой мистикой (если не явным бесовством), создает благоприятную почву для распространения суеверий и далеко не всегда вера человека является надежным щитом для защиты от этой среды.

«Подумал я, что уже утвердились вы. Но вы еще языческих обычаев держитесь: в колдовство верите… Из книг каких иль писаний вы слышали, будто от колдовства на земле наступает голод или что колдовством хлеба умножаются? Если верите в это, зачем тогда пожигаете их (колдунов)? Молитесь вы колдунам, и чтите их и жертвы приносите им – пусть они правят общиной, ниспустят дожди тепло принесут, земле плодить повелят! Вот нынче три года хлеб не родится не только в Руси, но у католиков тоже – колдуны ль так устроили? А не Бог ли правит Своим творением, как хочет, нас за грехи наказуя?

Если Бог попустит, то бесы вершат, попускает же Бог лишь тем, кто боится их, а кто веру крепкую держит к Богу – над тем чародеи не властны». Святитель Серапион Владимирский. «Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о диаволе суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как они войдут в людей… Вся эта мглистая сила ничего не значит и ничего не сделает. Она вас только как детей пугает. Свиньи целый легион не посмел коснуться; вас ли, Божиих послушниц, тронет?» (прп. Анатолий Оптинский. Из писем к духовным чадам. «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

(Святитель Иоанн Златоуст).

«Кто много думает о колдовстве, тот и вправду от своей думы при попущении Божием беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться и – заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, без повеления Коего бесы не смели и в свиней внити, а не бояться колдунов».

(Прп. Макарий Оптинский).

Михаил Тарусин, руководитель сектора социологии
Института общественного проектирования.

Источник: Журнал «Фома»

Комментировать