<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Svechnikov/' target='_blank' title='Дионисий Свечников, протоиерей'>Дионисий Свечников</a>, Наталья Ярасова</span> <br>Лечение грехом

протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова
Лечение грехом

(5 голосов5.0 из 5)

Беспокойство о собственном здоровье — одна из самых распространенных жизненных стратегий, как и стремление к материальному достатку. Телесное благополучие и финансовый успех считаются важнейшими условиями счастья, однако зацикленность на своем здоровье или деньгах мало способствует этому самому ощущению счастья, напротив, она делает человека тревожным, нервным, порой даже больным.

И научные исследования показывают, что счастье мало зависит от наличия крепкого здоровья или богатства. Счастье зависит от чего-то внутри нас, в первую очередь – от мысленной установки, предрасположенности быть счастливым.

Для православных людей истинным смыслом жизни должно быть спасение души, а оно тем более не зависит от богатства и здоровья. Наоборот, отсутствие необходимости преодолевать лишения и болезнь нередко обедняет духовную жизнь человека.

И всё равно у многих людей погоня за здоровьем и деньгами отнимает все силы, занимает все мысли, затмевает разум. А «сон разума рождает чудовищ», и в результате многообразные суеверия правят человеческой жизнью.

Нет числа различным приметам, амулетам, «пророчествам», заговорам и заклинаниям. Некоторые из них в угоду современности даже облечены в научную форму, хотя, безусловно, являются псевдонаучными, то есть ложными. Порой в оправдание своих суеверных убеждений люди говорят, что «это существует, просто наука ещё не может этого объяснить». Но есть большая разница между тем, что наука не может объяснить, и различными оккультными теориями, которые наука категорически и аргументированно опровергает: большинство выдаваемых за нечто особое и чудесное явлений хорошо изучены, они прекрасно объясняются с позиции физики или психологии.

Православие категорически не приемлет суеверий и оккультизма, так как их источник – бесовский мир.

Бесконечное множество суеверий основывается на желании сохранить здоровье или исцелиться. Вместо того, чтобы лечиться у врачей, люди прибегают к различным целителям, бабкам-заговорщицам, экстрасенсам, колдунам, магам. Вместо закаливания, укрепления иммунитета и, при необходимости, прохождения медицинских процедур они носят обереги, принимают «заряженную воду», ездят по различным «местам силы». Вместо того, чтобы вести здоровую духовную жизнь, одолевать свои страсти, покаянием избавляться от разрушающего душу влияния грехов, — выстраивают вокруг себя «безопасное пространство по фэн-шуй», навешивают «защитные магниты» от различных излучений, упоенно вслушиваются в гороскопы и предсказания, позволяющие создать иллюзию контроля над жизнью.

Все эти псевдодуховные потуги рано или поздно приводят к серьезным последствиям — как физиологическим, так и духовным. Нередко люди, «лечась» у целителей и экстрасенсов, пропускают момент, когда относительно простое медикаментозное лечение могло бы навсегда избавить от болезни. В результате болезнь переходит в хроническую или даже критическую фазу, наносится непоправимый вред здоровью, активизируются хронические заболевания, появляются новые. Одно лечат, а другое калечат – это весьма точное определение «лечения» у оккультистов. С одной лишь поправкой – «лечение» это, как правило, таковым не является. Об этом будет подробно сказано позже. Общение с оккультистами, являясь прямым общением с бесовскими силами, не проходит бесследно для душевного и духовного состояния человека. Страхи, панические атаки, депрессии, неврозы, серьезные психические заболевания – это лишь малый список возможных последствий «лечения» у оккультистов.

Кто такой «целитель»?

Раньше слово целитель было равнозначно слову «врач». Теперь же так называют, наоборот, того, кто лечит, не являясь врачом.

В представлении официальной медицины народный целитель – это тот, кто помогает справляться с хворями не при помощи лекарств и медицинских манипуляций, а методами траво- и мёдолечения, массажем, мануальной терапией и т. п.

В России есть система добровольной сертификации целителей (т. н. «реестр целителей»), введенная Росздравнадзором еще в 2006 году. Затея сама по себе была хорошей – отсеять мошенников. И частично с этой задачей реестр справился – только в первые два года сертификации 80% поданных заявок проверку не прошли – используемые «целителями» методы оказались в лучшем случае бесполезными, или же подготовка, знания и умения людей, подавших заявку, были недостаточными для подобной деятельности. И это только те, кто попробовал легализовать свою деятельность! А большинство «целителей» вообще не озадачиваются подобными вопросами. Они сами себя провозглашают «целителями» и творят, что хотят.

То есть подавляющее большинство целителей, независимо от их «специализации», – шарлатаны.

Однако даже наличие у народного целителя сертификата вовсе не гарантирует надежности и безопасности используемого им метода.

Во-первых, статус целительства до сих пор присваивается методам, опровергнутым наукой, и методам, представляющим собой оккультные практики (эта же проблема, увы, есть и в области психотерапии).

Создается впечатление, что сертификат выдается не на основе убедительной полезности метода с проверкой стабильно исцеляющего воздействия, а по принципу: кто заявляет, что он целитель и может это как-то документально обосновать, тот и признается целителем.

Например, в списке сертифицируемых методов народной медицины присутствует гомеопатия, хотя уже довольно давно ученые официально заявили о лженаучном статусе гомеопатии.

Также считаются целителями представители аюрведы — оккультной языческой системы, наносящей зачастую вред физическому здоровью. Научное сообщество рассматривает аюрведу как псевдонауку, клинические испытания показали, что эффективность аюрведы равна эффекту плацебо. Более того, установлена серьёзная опасность многих аюрведических средств из-за содержания в них недопустимо высоких доз тяжёлых металлов: более 20% аюрведических препаратов, произведённых в США и Индии, содержат опасные количества свинца, ртути и мышьяка.

Еще в национальном реестре целителей нередко упоминаются расплывчатые формулировки — «китайская медицина», «тибетская медицина». Не секрет, что под этими словами обычно скрываются оккультные методы «лечения» на основе псевдонаучных восточно-религиозных представлений о потоках «энергии Ци», и т. п.

Во-вторых, большое количество негосударственных вузов и курсов готовят дипломированных «специалистов», чья деятельность идет вразрез с Общероссийским классификатором занятий. Согласно ОК 010-2014, утвержденному в 2015 году, высококвалифицированные целители и практики, а также лекари альтернативной медицины, помимо уже упомянутых гомеопатии и аюрведы, могут использовать такие методы, как фитотерапия и терапия минеральными и животными экстрактами с целью усиления способностей организма к самовосстановлению, иглоукалывание, изменение режима питания, консультации по гигиене и выстраивание плана здорового образа жизни, физиотерапия, мануальная терапия, различные виды массажа, бальнеология (лечение минеральными водами и грязелечение) и т.п.

В этом списке нет ни наложения рук, ни молитв, ни заговоров, ни использования талисманов, информационной воды, красных нитей и т. п. Нет там ни астропсихологов, ни «заговорщиков-шептунов», ни мастеров рейки, ни мандало-терапевтов. Однако люди получают подобные дипломы и работают с таким образованием.

«Целители», которые «лечат» заболевания духовными практиками, вообще включены в группу «3413 Служители церкви, не имеющие духовного сана». Безусловно, в данном определении речь не идет о Православной Церкви, под словами «служители церкви» подразумевается лишь религиозный или даже оккультный, эзотерический характер этих практик. То есть деятельность подобных лиц не считается медицинской, их методы не являются методами альтернативной медицины, и они, по сути, не целители.

Стоит отметить, что в правилах сертификации упомянуты международные стандарты, в которых есть группа «гр. 324 «Лекари народной медицины и целители, лечащие внушением и молитвами» (ISCO-88, МОТ, Женева). На этот стандарт ссылаются для обоснования своей «правильности» представители оккультного движения Рейки и другие «духовные оздоравливающие системы». Признание целительскими подобных псевдонаучных оккультных практик — чрезвычайно неразумное и духовно опасное явление.

Существует общепринятое правило: нетрадиционная медицина (целительство) должна подчиняться тем же законам, что и доказательная медицина, то есть она должна оказывать доказуемое исцеляющее воздействие.

Однако, как говорят представители известной «премии Гудини», учреждённой за демонстрацию паранормальных (в том числе экстрасенсорно-целительских) способностей в условиях корректно поставленного эксперимента, несмотря на большое количество рассмотренных заявок, премия по-прежнему остается у учредителей. То есть никто из экстрасенсов и прочих паранормальных «целителей» не смог подтвердить свои способности при соблюдении требований научного эксперимента.

Но сколько бы ни предупреждали о шарлатанах и духовной опасности оккультного целительства, оно пользуется огромным спросом. В России, как и во многих других странах, огромное множество биоэнергетиков, экстрасенсов и прочих знахарей и шаманов. Количество колдунов-«целителей» значительно превышает число квалифицированных врачей, и эта разница только растет.

Почему так востребовано оккультное целительство?

Главные причины обращения к целителям – недоверие к официальной медицине и страх.

Иногда недоверие к врачам бывает оправданным. Сложности бывают даже с тем, чтобы вообще попасть на прием к врачу (тем более – вызвать врача на дом). Есть проблемы с диагностикой: иногда даже сложные диагнозы ставят «на глазок», и дело вовсе не в халатности врачей (хотя и такое бывает): во многих больницах просто нет необходимого оборудования и препаратов. Лечение, которое осуществляется при столь неоднозначной постановке диагноза, конечно, порой бывает неэффективным. В платной медицине немного лучше, но у многих людей банально нет денег на платные обследование и лечение.

Однако выпячивание сложностей в сфере медицинских услуг и вознесение в абсолют каждого неудачного похода к врачу играют плохую роль. За этими неприятными случаями теряется огромнейшее количество успешных обращений в больницу, миллионы вылеченных людей, нелегкий повседневный труд медиков, облегчающих тяготы больных. Создается ложное впечатление, что врачи бесполезны, лечение в больницах неэффективно и т. д.

Тут срабатывает тот же психологический эффект, который обеспечивает веру в любые суеверия: неудачи врачей или даже хамство прочно фиксируются в памяти, а множество благополучных посещений больниц словно забываются.

Именно такое предубеждение против официальной медицины, сомнение в эффективности лечения является самой частой причиной того, что люди не обращаются к врачам.

Из тех, кому нужна медицинская помощь, к врачу не ходит каждый третий.

Что же взамен? Больше половины таких больных занимаются самолечением. При этом каждый четвертый применяет гомеопатические средства.

По самым скромным подсчетам 36% россиян верят в магию и считают нормальным использование магических средств. Люди принимают структурированную или энергоинформационную воду, используют коврики для чистки чакр, носят красную нить на запястье и прочие «исцеляющие» талисманы – от «руки Богородицы» до турецкого «синего глаза», лечатся камнями, привезенными из святых мест, стоят в конкретной точке под куполом храма, «насыщаясь полезной энергией», путешествуют по «местам силы» или «паломничают» по мощам святых, относясь к прикосновению к святыне как к приему таблетки. В последнее время стало модным выискивание в молитвах особых ритмов, которые якобы оказывают исцеляющее воздействие на организм, то есть молитва из благоговейного богообщения превращается для ряда людей в инструмент саморегуляции. Оккультным «целительским» методам нет числа. Хаотичное всепроникающее стремление вылечиться любой ценой толкает людей на грех, каковым является любой оккультизм.

По официальным данным, около 3% россиян, которым нужна медицинская помощь, не просто «лечатся» сами, но вместо врача обращаются к народным целителям, гомеопатам, знахарям. Однако есть основание предполагать, что в реальности количество «пациентов» различных знахарей и экстрасенсов гораздо больше. Тех же людей, которые посещают одновременно и врачей, и колдунов-целителей, вообще сложно сосчитать. Интересно, что женщины немного чаще мужчин обращаются к «целителям». Но при этом меньше всего склонны искать оккультной помощи беременные и находящиеся в декрете женщины, а также студенты.

Главный мотив обращения к различным целителям – страх за свое здоровье, за свою жизнь. Особенно это проявляется в случае с онкологическими и прочими трудноизлечимыми и неизлечимыми болезнями. Медицина не всесильна, и даже если врачи делают всё возможное, некоторые заболевания преодолеть не удаётся. Очень сложно смириться с болезнью, когда врачи не дают надежды на полное выздоровление. Ведь для многих вечная жизнь души – лишь слова, здоровье нужно здесь и сейчас. И если его нет – очень страшно, и этот страх за себя усугубляется общим недоверием к врачам. По статистике, большинство обращающихся к знахарям, различным бабкам и т. п. – люди, которые утратили трудоспособность, можно сказать, люди, утратившие надежду на скорое выздоровление.

Ради того, чтобы вылечиться, люди готовы поверить в любое чудо. Почти в любое.

Как ни странно, в огромном ассортименте предлагаемых чудес такие больные обычно игнорируют чудо Божественного исцеления. Возможно, потому что тут есть необходимое условие – покаяние, изменение своего ума, всей своей жизни. При этом никто не дает никаких гарантий, что исцеление произойдет, ведь может оказаться, что болезнь нужна для спасения души. Это всё слишком сложно и в плане усилий, и в плане смирения гордыни. Гораздо легче поверить в то чудо, которое рекламирует очередной «потомственный целитель», ведь оно должно осуществиться просто за деньги, без особых усилий со стороны больного.

Некоторые мошенники, наживающиеся на подобном страхе, получили особую известность, например, Надежда Антоненко «лечила» поверивших ей людей водопроводной водой, ее деятельность стала основой одного из уголовных дел, заведенных на лжецелителей. Кстати, Антоненко как раз яркий представитель «дипломированного мошенника», она сумела даже получить патент на свой метод. Также она является примером целителя, обманно прикрывающегося православием, она заявляла, что все, что она делает, — это дар Божий.

Множество людей поверили Надежде Антоненко и подобным ей целителям, и в результате потеряли жизнь. Наверное, у каждого врача в практике есть истории, когда пациента можно было бы спасти, если бы он вовремя обратился к врачу, а не к знахарю или гомеопату.

Исцеляют ли целители?

Если говорить о целителях-шарлатанах, то они, в лучшем случае, ничем не помогут, а в худшем могут и до гробовой доски довести. Но необходимо отметить и то, что не все целители являются мошенниками. Определенная часть из них – это вполне реальные оккультисты, колдуны, маги, экстрасенсы, которые имеют непосредственный контакт с миром духов. И эти духи – совсем не ангелы Божьи. Чтобы не быть голословными, рассмотрим духовные аспекты болезни: ее причины, лечение, возможное исцеление и то, какую роль в этом может играть мир духов.

Человек есть совокупность души и тела. Эта данность обязывает рассматривать болезнь как проблему не только физическую, но и духовную. Часто при болезнях тела человек заболевает душой, впадая в различные грехи – осуждение, раздражение, зависть, уныние, ропот на Бога и близких и т. д. А болезни духовные порой убивают тело и разрушают жизнь человека. Например, алкоголизм и наркомания, являясь в первую болезнью души, оказывают разрушительное действие на тело, в буквальном смысле уничтожая его. Алкоголик страдает не только сам, но заставляет страдать своих близких, порой делая их созависимыми собственной страсти.

Господь Иисус Христос указывает на прямую связь между грехами и болезнями: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). Исцеленному, который был скован болезнью 38 лет, Христос говорит: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).

В некоторых случаях болезнь может быть попущена как испытание веры, способ ее укрепления или даже способ обращения к вере. Но никогда исцеление от Бога не происходит без веры. Евангелист повествует: «Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: да, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Мф.9:27–29). Исцелив женщину, страдавшую кровотечением в течение 12 лет, Господь говорит: «вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк.5:34). Чудесное воскрешение Лазаря стало основанием для веры в Христа множества людей (Ин.11:45). Исцеление сына царедворца явилось основанием веры в Спасителя для всего его дома – семьи и слуг (Ин.4:53).

Необходимо указать, что телесное здравие, подаваемое Богом посредством чуда, не является самоцелью, избавление от болезни всегда бывает толчком для духовного преображения человека. Господь исцеляет и тело, и душу – человека целиком. Божественная помощь в достижении Царства Небесного – вот цель чудес, совершаемых Богом.

Одной из причин болезни может быть особый Божественный замысел. Христос исцеляет слепорожденного, но прежде происходит интересный диалог с апостолами: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:1–3).

И, наконец, причиной болезней может быть бесовская одержимость, бесовское воздействие. «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк.13:10–17).

Евангелист не указывает, что стало причиной одержимости этой несчастной женщины, но видим, что бесы могут оказывать влияние на тело человека. Такое воздействие возможно при отступлении человека от Бога, когда человек сам дает дьяволу власть над собой. И это отступление от Бога – тяжкие грехи. Прежде всего, грехи против первой заповеди «Я – Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня». Нарушением этой заповеди является и обращение к оккультистам. Можно смело ставить знак равенства между обращением к оккультистам и обращением к дьяволу.

Столь категоричная позиция отнюдь не случайна, ведь «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:14-15). Дьявол – полная противоположность Бога. Он ненавидит человека, имея цель погубить его. Погубить – значит лишить Царства Небесного, лишить спасения. Для этого он идет на различные уловки, в том числе, маскируемые под чудеса и исцеления. Господь Иисус Христос, описывая духовную сущность дьявола, говорит: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

Сами оккультисты порой бывают обмануты дьяволом, который является им в виде посланника Божия, но их духовная безграмотность не позволяет им увидеть его истинное лицо. Лукавый играет на гордыне, убеждая целителя в том, что у него дар от Бога, хотя нет никаких предпосылок для того, чтобы источником дара был Бог. Бог не раздает дары просто так, они являются следствием правильной духовной жизни, святости. У оккультистов же дар возникает беспричинно, сопровождается некими явлениями духовного порядка и контактом с духами. Например, если потенциальный целитель увлечен уфологией и свято верит во внеземные цивилизации, то явление может быть в виде контакта с инопланетным разумом. В 90-е годы прошлого столетия уфология была весьма популярна и такие контакты носили массовый характер, очень часто после них контактеры обнаруживали у себя экстрасенсорные способности. Конечно, среди оккультистов есть и те, кто знает, с кем имеет дело: это люди, продавшие душу дьяволу.

Так что же представляет из себя «лечение» у целителей и прочих оккультистов с духовной точки зрения? По сути – это прямое бесовское воздействие на «пациента». Обращаясь к оккультистам, человек открывает свое сердце, всю свою жизнь для такого воздействия, попадает в определенную степень зависимости от лукавых духов. Дело может закончиться даже настоящей одержимостью, и таких фактов множество.

Много говорят об исцелениях у целителей. Мол, даже врачи были бессильны, а целитель помог. Но тут не всё так просто. Во-первых, может ли быть что-то доброе от лукавого? Не может, за все придется платить, и цена будет высокой – спасение. Деньги нужны только целителю, а лукавому, что действует через него, нужна душа. Во-вторых, надо помнить, что человек – это не только тело, но и душа. Вторжение темных сил в уникальный человеческий организм, являющий собой совокупность телесной и духовной материи, не может пройти бесследно, и первое, что попадает под удар нечистых духов, – это душа. Духовное поражается духовным. И запускается цепная реакция, которая в итоге приводит к поражению тела. Вполне возможно, что это произойдет не сразу, последствия могут дать о себе знать через годы. Об этом свидетельствуют священники и врачи:

«Экстрасенсами-демонистами… применяются варварские методы перераспределения энергии в организме, в результате чего больной орган получает приток энергии со стороны здорового органа и поправляется, а тот заболевает. Так, например, вылечивают от язвы, а человек вскоре умирает от инфаркта» (Священник Родион, «Люди и демоны», СПб., 1993 г.).

Председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, протоирей Сергий Филимонов: «Я был свидетелем и тому, как у пациентки после посещения экстрасенса исчезла фибромиома матки, и гинекологи ничего не могли найти, но примерно через полгода у нее возникла опухоль ствола мозга. Очень часто по прошествии какого-то непродолжительного времени после «исцеления» такое же или иное заболевание проявляется у человека в другом месте. Болезнь как бы перемещается. А бывает так, что исчезла опухоль у матери, которая ходила к экстрасенсу, но возникла опухоль у ребенка…» (Газета «Лечебник» № 24/ноябрь-декабрь/2004 г.).

Он же о «лечении» заговорами: «Плохо то, что излечение через заговор – это излечение через воздействие нечистой силы. Ребенок перестанет болеть той или иной детской болезнью, но в период созревания или во взрослом возрасте такое исцеление может обернуться гораздо более тяжелыми последствиями. В нашем Душепопечительском центре православных врачей СПб мы сталкиваемся с психическими заболеваниями, которые развивались через 20-30 лет после заговоров» (журнал «Народная здравница», 2003 г.).

Принцип «одно лечат, а другое калечат» не отрицают и сами целители. Так известный оккультист, Лазарев С. Н., автор псевдонаучной книги «Диагностика кармы», отмечает в ней: «сама причина болезни не снимается при экстрасенсорной коррекции и болезнь может в любой момент проявиться в другом месте».

Очень подробный анализ негативных последствий проводит доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов) в своей книге «Число зверя» (Москва, 1996 г.):

«Священнослужителям и православным врачам хорошо известны трагические последствия лечения людей у экстрасенсов, биоэнергетиков и колдунов. Если это не просто шарлатаны, а действительно экстрасенсы, то в ряде случаев обращающиеся к ним могут получать облегчение или даже исцеление от своих заболеваний. Но по прошествии нескольких месяцев, реже года (по моим наблюдениям чаще – от 2 до 6 мес.) болезнь возвращается с новой силой, лечить ее становится гораздо сложнее, часто поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения, приводящие подчас к самоубийству.

Наш духовно-врачебный опыт работы с людьми, лечившимися у экстрасенсов, биоэнергетиков и так называемых целителей, позволяет выделить следующие синдромы «оккультной болезни».

Психотический, или психосоматический синдром, развивающийся по типу хорошо известного в психиатрии синдрома Кандинского-Клерамбо. Проявляется он следующим образом. Обычно у вполне здоровых в психическом отношении людей через некоторое время после лечения у экстрасенсов появляются непонятные, так называемые немотивированные страхи, т.е. страхи неизвестно чего и неизвестно из-за чего. Затем возобновляется с новой силой то заболевание, из-за которого они обращались к оккультистам, или болезнь переходит на другой орган. При этом заболевание поддается лечению с большим трудом или не поддается вообще. Нередко аналогичное заболевание развивается у близких членов семьи: у детей, у мужа или жены (чаще у жены, если к экстрасенсам обращался муж или если он начал заниматься экстрасенсорикой). После этого появляются мотивированные страхи по типу невроза навязчивых страхов, например, страх смерти или страх того, что что-то случится с детьми или другими близкими людьми, страх езды в транспорте. На этом фоне человек начинает слышать «голоса», которые повелевают ему делать то-то и то-то. Появляется депрессивное состояние, которое постепенно усиливается, голоса становятся более навязчивыми, начинают управлять психикой, навязывать мысли о самоубийстве. Больные предпринимают попытки к самоубийству, и нередко этим и заканчивается их жизнь.

Особенно тяжело протекает «оккультная болезнь» у детей. После сеансов А. Кашпировского у некоторых детей, склонных к эпилепсии, развивались тяжелые эпилептические припадки вплоть до эпилептического статуса, когда припадок следует за припадком и обычными лечебными мероприятиями остановить их невозможно. Таких детей приходилось госпитализировать в реанимационные отделения. Не всегда их удавалось спасти. Были случаи смерти детей, или наблюдались тяжелые осложнения вплоть до декортизации – гибели коры головного мозга, и тогда эти дети становились тяжелейшими инвалидами. Самоубийства или попытки к самоубийству характерны для взрослых и молодых людей. Неоднократно доводилось мне наблюдать молодых людей, предпринимавших попытки к самоубийству на фоне «оккультной болезни», развившейся после начала занятий экстрасенсорикой или другими видами оккультизма.

Вторым проявлением «оккультной болезни» является синдром навязчивых страхов. Мне неоднократно приходилось наблюдать больных, у которых сразу после посещения экстрасенсов и колдунов развился синдром навязчивых страхов, не поддававшихся лечению обычными способами. Только неоднократная исповедь, причастие, соборование снимали остроту страхов и давали возможность лечить больных.

Третьим проявлением «оккультной болезни», по нашим наблюдениям, являются иммунологические нарушения и снижение иммунитета. Более часто это наблюдается у детей. Они начинают часто болеть простудными заболеваниями, пневмониями, отитами. О снижении иммунологической реактивности под влиянием “лечения” у экстрасенсов сообщает в своей книге “Диагностика кармы” и С. Н. Лазарев, сам экстрасенс, применяющий иногда в своей практике и методы колдовства и магии.

Четвертым нередким проявлением «оккультной болезни» является повышенная заболеваемость онкологическими болезнями и молниеносный рост имевшихся у больных опухолей и малигнизация доброкачественных опухолей (т. е. переход их в злокачественные). Мне приходилось наблюдать не однажды молниеносный рост опухолей головного мозга у детей после просмотра телесеансов А. Кашпировского. В течение 1,5–2 недель опухоль достигала громадных размеров (по данным компьютерно-томографического исследования), и операция становилась уже невозможной. Наблюдал я также несколько раз и быстрый рост опухолей грудной железы, шейки матки и миом матки у женщин после «лечения» у экстрасенсов и малигнизацию полипов прямой кишки».

Таким образом, лечение у целителя или экстрасенса может стоить человеку здоровья. И даже если поначалу он получает некоторое видимое избавление от тяготящего его недуга, то спустя время на его место приходит целый букет заболеваний. Но главное – человек «заболевает» душой, страдает психика. Совершенно бесследно «лечение» у оккультистов не проходит никогда. Исцеление от этого возможно лишь через обращение к Богу – исповеди, причастия и последующего воцерковления. Хотя последствия «лечения» могут оставаться на многие годы и даже на всю жизнь. Это, в первую очередь, заболевания психики и психологические проблемы.

Настоящее исцеление возможно только от Бога и подразумевает излечение от физической болезни не только без вреда для души, но и с пользой для нее. Церковь никогда не рассматривает болезнь тела в отрыве от болезни души и видит первоочередную необходимость в исцелении души от грехов через покаяние. Само осмысление болезни как следствия греха предполагает необходимость покаяния. Особенно же это актуально в случаях обращения к оккультистам, что является тяжким грехом. В молитвах Таинства Соборования, совершаемого над больным человеком, священники просят о призвании на него не только исцеляющей, очищающей благодати, врачующей телесные немощи, но и прощения грехов. Соборование предваряет Таинство Покаяния, венчает же все Таинство Причащения. Церковь видит в таком последовательном совершении Таинств то необходимое, что подается человеку для исцеления души и тела – Божественную помощь и благодать, немощных врачующую и оскудевающих восполняющую. Конечно же, помощь эта невозможна без осмысления греховности и глубокого, искреннего покаяния. Церковь ни в коем случае не отметает и медицинской помощи, Бог исцеляет и руками врачей. Ведь вовсе не обязательно, что исцеление будет чудесным и произойдет в один миг.

Рассмотрев разные варианты лечения у целителей, приходим к выводу, что в лучшем случае от них можно пострадать финансово, как и от других мошенников и шарлатанов, а в худшем – поплатиться телесным и душевным здравием. Ни в том, ни в другом случае никакой пользы от такого «лечения грехом» нет, а на восстановление после него могут уйти годы.

протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова, психолог Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Комментировать